Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ ИНТЕРНАТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ ИНТЕРНАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ (ПМПК) / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ИНКЛЮЗИЯ / ПЕДАГОГ / РОДИТЕЛЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фесенко О. И.

В статье рассматриваются вопросы о взаимодействии педагогов с родителями детей с ОВЗ в школе интернате. Подробно рассматриваются формы взаимодействия и пути их благоприятного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фесенко О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ ИНТЕРНАТЕ»

УДК 159.9

О.И. Фесенко

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ ИНТЕРНАТЕ

В статье рассматриваются вопросы о взаимодействии педагогов с родителями детей с ОВЗ в школе интернате. Подробно рассматриваются формы взаимодействия и пути их благоприятного развития.

Ключевые слова: психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инклюзия, педагог, родитель, взаимодействие.

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого -медико-педагогической комиссией (ПМПК). [3] Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляют 4,5 % от общей численности детского населения (по данным Росстата). [7] На сегодняшний день это является серьёзной педагогической проблемой, которая решается через инклюзивное образование.

Государственная политика РФ в сфере образования уделяет большое внимание обучению и воспитанию детей с ОВЗ, так 19.12.2014 был принят Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, предусматривающий реализацию права на образование с учётом особенных потребностей и имеющихся возможностей как обычных детей, так и детей с ОВЗ.

Чтобы инклюзивный вариант образования был эффективно реализован, педагог призван не только организовать учебно-воспитательный процесс в рамках школьной урочной и внеурочной деятельности, но и осуществлять тесный контакт с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ.

В системе инклюзивного образования школа-интернат, образовательная организация, которая на протяжении многих лет обучения ребёнка с ОВЗ является для него особым миром детства, в котором он проводит значительную часть своей жизни. Здесь ребёнок не только получает знания, но и развивается как личность, учится жизненным навыкам, проходит социализацию, выражает свои чувства, формирует своё мнение.

Важной формой работы в школе-интернат является работа с родителями. Изучая специфику семьи, организуя семейные и индивидуальные беседы с каждым из родителей, наблюдая за общением родителей с детьми, мы намечаем конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

Согласно практике, родителей детей с ОВЗ можно классифицировать на две группы: родители, которые принимают ребёнка таким, каков он есть, помогают и поддерживают его в обучении и взаимодействии с окружающими и родители, которые не признают, что у их ребёнка есть проблемы в развитии. Они отказываются обращаться к специалистам и считают, что с их ребёнком всё в порядке. [4]

Наряду с этим, следует нацелить педагогическую работу на продуктивное взаимодействие, с тем, чтобы оказать эффективное влияние на детско-родительские отношения, наладить позитивное и доброжелательное общение с ребёнком. Поэтому, целесообразно строить работу с родителями на основополагающих принципах [2]:

Доброжелательность и позитивность общения. Этот принцип предполагает демонстрацию педагогом доброжелательного отношения к родителям и их ребёнку, не смотря на проблемность в воспитании последнего.

Индивидуальный подход предполагает решение возникающих проблем с воспитанием и обучением ребёнка с ОВЗ, исходя из имеющихся факторов, поскольку каждая ситуацияможет быть уникальна.

Сотрудничество нацелено на создание атмосферы взаимопомощи и поддержки в сложных педагогических ситуациях, это может явиться эффективным путём к положительному и продуктивному взаимодействию.

Динамичность. Данный принцип предполагает на основе отслеживания изменений семейных отношения, личных обстоятельств в жизни родителей, организациювзаимодействий в интересах ребёнка с ОВЗ.

© О.И. Фесенко, 2020.

Научный руководитель: Зацепина Мария Борисовна - профессор, МГОУ, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2020. № 1-5 (100)

Следуя принципам в организации взаимодействия с родителями детей с ОВЗ, педагоги школы-интерната должны выстраивать свою работу по таким направлениям: познавательное, досуговое и информационно-аналитическое. [6]

В рамках познавательного направления происходит повышение родительской культуры по вопросам педагогики и психологии, их знакомят с проблемами, имеющимися у ребёнка, и дают рекомендации по их преодолению. [6]

Досуговое направление нацелено на установление дружественной атмосферы и доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами. В этой связи можно организовать проведение массовых мероприятий, как развлекательных, соревновательных, так и обучающих. [1]

Информационно-аналитическое направление обусловливает сбор, обработку и оценку сведений о семьях, воспитывающих дети с ОВЗ. С этой целью могут быть проведены индивидуальные беседы, круглые столы, разного рода анкетирование, день открытых дверей и т. д. [1]

Формы взаимодействия с родителями также могут быть разными: от словесно-наглядной до практической.

В рамках словесной формы взаимодействия можно предусмотретьбеседы и собрания с родителями. Для организации такой беседы следует провести предварительную подготовку, включающую в себя постановку цели и задач, формулировка ключевых вопросов для родителей. На основании полученных в беседе ответов, педагог должен уметь выстроить маршрут взаимодействия с родителями. [6]

Родительские собрания, касающиеся тематических или проблемных вопросов, следует проводить не реже, чем 3 раза в год. Форма проведения собраний может быть различной.

Кроме этого, эффективной формой взаимодействия являются «родительские пятиминутки» - консультации по волнующим родителей вопросам.

Наглядная форма работы широко применяется в школе-интернате, поскольку она способствует более тесному взаимодействию родителей с педагогами, повышает интерес родителей к процессу обучения и воспитания детей.

В рамках практической формы работы родители имеют возможность ознакомиться с тем, как именно проходит обучение и школьное воспитание их ребёнок. Им доступно посещение открытых занятий, участие в практикумах совместно с их детьми, обучающих семинарах и совместных детско-родитель-ских проектах.

На сегодняшний день получило широкое распространение онлайн-общение между педагогами и родителями. Современные технологии позволяют родителям задавать вопросы и оперативно получать на них ответы педагогов или специалистов в области специального образования.

Таким образом, школа-интернат является своеобразным мостиком между образовательным процессом и воспитанием детей с ОВЗ в атмосфере доброжелательности, доверия и личностного развития. Поскольку в этой школе воспитанники относятся к различным категориям нарушений (ЗПР, ОНР, РАС, глухие и т.д.), следовательно, педагогу необходимы знания не только в области педагогики и возрастной психологии, но и в сфере специальных наук, чтобы правильно организовать с детьми свою работу и выстроить взаимоотношения с их родителями. Зная особенности дизонтогенеза развития психических процессов детей, педагог сможет грамотно подойти к решению проблемных вопросов, возникающих у родителей: обратить внимание на необходимость развития коммуникативных навыков у ребёнка с расстройствами аути-ческого спектра, дать рекомендации по развитию определённых речевых навыков у ребёнка с общим недоразвитием речи, проконсультировать родителей, на что обратить особое внимание для развития познавательной активности у детей с задержкой психического развития и т.д. [5]

Как грамотно построить взаимодействие педагога с родителями ребёнка с ОВЗ? Какие методы и приёмы будут способствовать тесному сотрудничеству и заинтересованности родителей в жизни их детей в школе-интернате? Прежде всего, следует транслировать как можно больше положительного образа ребёнка. В случае, если ребёнок совершил проступок, педагогу необходимо информировать родителей о проблемах, а не жаловаться на ребёнка, поскольку для большинства родителей их ребёнок - самый лучший.

Информирование родителей о результатах учебной деятельности, успехах и проблемах.

Педагог ознакамливается с семейными проблемами (по желанию родителей), данные сведения могут способствовать более продуктивному взаимодействию. Получив доверие родителей, педагог сможет корректнодавать советы по воспитанию и обучению ребёнка с ОВЗ.

Успешность взаимодействия триады педагог-ребёнок-родитель станет положительным стимулом для развития личности ребёнка с ОВЗ. Наряду с этим необходимо отметить, что налаженное взаимодействие с родителями детей с ОВЗ - это долгий и кропотливый труд. Чтобы завоевать доверие и поддержку родителей педагогу нужно быть профессионально компетентным и тактичным при построении этих взаимоотношений.

Библиографический список

1.Бурмистрова Е. В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образовании — 2008. — № 4 (17), октябрь-декабрь — С. 81-86.

2.Горшкова Т. В. Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 126-127.

3.Закон «Об образовании в Российской Федерации». - №273.ФЗ 29.12.2012, статья 2.

4.Колосова Т. А. Отношение родителей к своему умственно отсталому ребенку в контексте успешности его социально-психологической адаптации // Психология обучения. - 2016. - № 8. - С. 85-94.

5.Савина Е. А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. — Москва — Владос — 2008. — 223 с

6.Сидоренко О.А., Хабарова И.В., Чиганова Е. А. Готовность педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к взаимодействию в условиях инклюзивного образования как проблема: психологический аспект //Педагогический имидж, 2019. http://iournal.iro38.ru.

7. http://federalbook.rU/files/FSO-SREDNEE/Soderzhanie/SO-3/V/Statistika.pdf

ФЕСЕНКО ОЛЬГА ИГОРЕВНА - магистрант, МГОУ, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.