Научная статья на тему 'Проект «Формирование социальной успешности у детей с ОВЗ посредством организации системной работы с социо-культурными учреждениями города»'

Проект «Формирование социальной успешности у детей с ОВЗ посредством организации системной работы с социо-культурными учреждениями города» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная успешность / дети с ОВЗ / единое коррекционно-образовательное пространство / social success / children with disabilities / unified correctional and educational space.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Наталья Дмитриевна

В статье представлен проект, направленный на формирование социальной успешности у детей с ОВЗ посредством организации системной работы с социо-культурными учреждениями города. Социализированность ребенка возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения. Планомерная работа по социализации, широкое использование различных методов, интеграция коррекционно-образовательных задач МБДОУ и семьи при работе с детьми с ОВЗ, способствуют созданию единого коррекционнообразовательного пространства для ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT «FORMATION OF SOCIAL SUCCESS IN CHILDREN WITH DISABILITIES THROUGH THE ORGANIZATION OF SYSTEMATIC WORK WITH SOCIO-CULTURAL INSTITUTIONS OF THE CITY»

The article presents a project, aimed at creating social success in children with disabilities by organizing systematic work with socio-cultural institutions of the city. Socialization of a child is possible only with a comprehensive approach, taking into account all factors that affect the social development of the child. Children successfully adapt in the future when applying to educational institutions. Systematic work on socialization, wide use of various methods, integration of correctional and educational tasks of MBDOU and the family when working with children with disabilities, contribute to the creation of a unified correctional and educational space for the child.

Текст научной работы на тему «Проект «Формирование социальной успешности у детей с ОВЗ посредством организации системной работы с социо-культурными учреждениями города»»

УДК 37

DOI 10.38163/978-5-6043858-5-2_2020_162

ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОЙ РАБОТЫ С СОЦИО-КУЛЬТУРНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА»

Фролова Наталья Дмитриевна.

Россия, г. Норильск, МБДОУ детский сад № 98 «Загадка», учитель-логопед, vortex66@mail.ru.

Аннотация. В статье представлен проект, направленный на формирование социальной успешности у детей с ОВЗ посредством организации системной работы с социо-культурными учреждениями города. Социализированность ребенка возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения. Планомерная работа по социализации, широкое использование различных методов, интеграция коррекционно-образовательных задач МБДОУ и семьи при работе с детьми с ОВЗ, способствуют созданию единого коррекционно -образовательного пространства для ребенка.

Ключевые слова: социальная успешность, дети с ОВЗ, единое коррекционно-образовательное пространство.

PROJECT «FORMATION OF SOCIAL SUCCESS IN CHILDREN WITH DISABILITIES THROUGH THE ORGANIZATION OF SYSTEMATIC

WORK WITH SOCIO-CULTURAL INSTITUTIONS OF THE CITY»

Frolova Natalia Dmitrievna.

Russian Federation, Norilsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten № 98 "Riddle", teacher-speech therapist, vortex66@mail.ru.

Abstract. The article presents a project, aimed at creating social success in children with disabilities by organizing systematic work with socio-cultural institutions of the city. Socialization of a child is possible only with a comprehensive approach, taking into account all factors that affect the social development of the child. Children successfully adapt in the future when applying to educational institutions. Systematic work on socialization, wide use of various methods, integration of correctional and educational tasks of MBDOU and the family when working with children with disabilities, contribute to the creation of a unified correctional and educational space for the child.

Keywords: social success, children with disabilities, unified correctional and educational space.

В настоящее время все острее встает вопрос, который волнует не только педагогов-практиков, а также и родителей, дети которых имеют нормальные потенциальные возможности, но все же по тем или иным причинам, задерживаются в развитии и отстают от своих сверстников. Как сообщают источники, возрастает количество случаев, когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности. Еще Л.С. Выготский, в своей теории культурно-исторического развития психики обратил внимание на влияние любого дефекта, который ограничивает взаимодействие ребенка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества.

Взаимодействие детского сада с социумом Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования выделен принцип создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка. Цель данного направления работы: обеспечение социализации и реабилитации ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (в том числе - дети с ТНР) посредством разработки, реализации совместных образовательных программ, проектов и объединения ресурсов в рамках сетевого взаимодействия ДОУ с социумом в условиях города. Организации сетевого взаимодействия. Включаясь в различные виды деятельности, и выполняя соответствующие роли, дети не только познают мир взрослых, но, прежде всего, учатся взаимодействовать с людьми, осваивая, таким образом, нормы человеческих отношений.

Актуальность работы в данном направлении с детьми с ОВЗ очевидна: количественно и качественно решение проблемы социализации на протяжении последних лет имеют тенденцию к увеличению и значимости. Учеными доказано, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Именно поэтому коррекционная работа должна способствовать не только исправлению речевых нарушений, но способствовать полноценному психическому, физическому и личностному развитию, т.е. социальной адаптации. Социализированность ребенка возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем будут успешнее адаптироваться при поступлении в образовательные учреждения.

Следовательно, планомерная работа по социализации, широкое использование различных методов, интеграция коррекционно-образовательных задач МБДОУ и семьи при работе с детьми с ОВЗ, способствуют созданию единого коррекционно-образовательного пространства для ребенка.

Цель: формирование физически развитого, эмоционально здорового и духовно богатого человека нового поколения, обладающего психофизическим здоровьем, навыками социальной адаптации к явлениям окружающей жизни и интеграции в современное общество.

Задачи:

1. Вовлекать в организованную деятельность детей с ОВЗ.

2. Развивать личностные качества, позволяющие ребенку с ОВЗ реализовать свои возможности.

3. Создать единое образовательное пространство для формирования социальной успешности у детей с ОВЗ

Тип проекта: творческий, долгосрочный, коллективный. Участники:

- учитель-логопед высшей квалификационной категории,

- музыкальный руководитель высшей квалификационной категории,

- воспитатель высшей квалификационной категории,

- педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД «ДДТ»,

- руководитель фольклорного ансамбля «Забава»,

- дети, родители.

Этапы работы по формированию навыков социализации у детей с ОВЗ. Подготовительный

Подбор и применение комплекса дидактических игр и упражнений, направленных на адаптацию и преодоление трудностей, связанных с ограничениями, социализацию; работа с родителями, семьей. Аналитический

Подбор и использование серии диагностических методик (совместно с педагогом-психологом).

Практический

Разработка и проведение комплексных занятий, направленных на формирование социального опыта, готовности к общению, проявления познавательной и творческой активности. Формы работы:

- круглые столы;

- групповые дискуссии;

- тренинги;

- экскурсии;

- семинары-практикумы;

- конференции;

- решение педагогических ситуаций;

- тематические выставки;

- обмен опытом семейного воспитания;

- просмотры и обсуждение видеороликов организации жизни детей;

- совместная практическая деятельность детей и родителей. Ожидаемые результаты.

С введением ФГОС, ФГОС ДОО произошло давно назревшее изменение в планировании и реализации системы взаимодействия с семьей и социумом, начиная от информативной модели к модели включения в воспитательно -образовательный, коррекционный процесс всех участников. Это привело:

- к формированию коммуникативных способностей детей, на которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение, к развитию познавательных, художественных способностей;

- к полноценному и своевременному развитию специфических дошкольных видов деятельности;

- к нахождению ребенком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, преодолению затруднений, возникающих в процессе общения, повышению уверенности в собственных силах и формированию положительного отношения к социальному миру.

Таблица 1.

План работы на 2019-2020 учебный год

№ п/п Мероприятия Срок Участники

1 Создание творческой группы для разработки проекта. Разработка проекта. Первичная диагностика детей. Сентябрь Специалисты ДОУ

2 Литературно-музыкальная гостиная «Здравствуй, осень золотая!» (читаем и слушаем в семье) Октябрь Родители, дети ДОУ, КДШИ, фольклорный ансамбль «Забава», ТВ «Перемена»

3 Презентация проекта «Дорожная азбука» на родительском собрании Ноябрь Родители ДОУ, педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД «ДДТ»

4 Участие в Квесте для родителей и детей «Новый год к нам мчится...» Декабрь Родители, дети ДОУ фольклорный ансамбль «Забава», ТВ «Перемена»

5 Народный праздник «Колядки» Январь Родители, дети ДОУ фольклорный ансамбль «Забава», ТВ «Перемена»

6 Участие в Квест-зарница для пап с детьми «Папа может.» Февраль Родители, дети ДОУ, педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД «ДДТ», ТВ «Перемена»

7 Праздник Народных игр Март Родители, дети ДОУ фольклорный ансамбль «Забава», ТВ «Перемена»

8 Участие в заседании родительского клуба «Мы вместе!» - Семейные традиции «Семья - это семь Я» (обмен опытом). Апрель Родители и дети ДОУ КДШИ фольклорный ансамбль «Забава», ТВ «Перемена»

9 Анализ и обработка результатов по реализации проекта. Описание результатов деятельности. Выявление степени удовлетворенности детей и их родителей. Май Специалисты ДОУ Родители ДОУ

Библиографический список. 1. Архипова А.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ //Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2016. №2. - С. 4-12.

2. Бурыгина Т.Е. О доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья //Практика управления ДОУ. 2015. №4. - С. 36-47.

3. Гузова Л.П. Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья //Методист. 2016. №8. - С. 17-19.

4. Емельянова И. Специфика работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО (при реализации примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех») /И. Емельянова, С. Маркова //Дошкольное воспитание. 2016. № 11. - С. 77-81.

5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. Москва: ВЛАДОС, 2011. - 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.