ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО
Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019 ISSN 2222-534Х
>
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Первое
экономическое издательство
г.
_-I
особенности внедрения элементов электронной торговли традиционными розничными торговыми сетями
Салихова Р.Р. 1
1 Казанский государственный энергетический университет, Казань, Россия АННОТАЦИЯ:
В экономически развитых странах удельный вес электронной торговли в структуре товарооборота достаточно велик. В России на долю электронной торговли приходится не более 7-10% товарооборота. Однако эта форма торговли является достаточно перспективной, и традиционные торговые предприятия розничной торговли для наращивания конкурентных преимуществ постепенно внедряют в торговую деятельность отдельные элементы электронной торговли. В статье обоснована необходимость внедрения инновационных ресурсов в деятельность традиционных розничных торговых объектов, какими являются элементы электронной торговли. Теоретические положения, представленные в статье, могут быть использованы торговыми организациями как традиционной формы, так и электронной.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: электронная торговля, розничная торговая сеть, тенденции торговли, торгово-тех-нологические процессы
Features of implementation of e-commerce elements by traditional retail trade networks
Salikhova R.R. 1
1 Kazan State Power Engineering University, Russia
введение
В современных условиях существует необходимость быстрой оборачиваемости активов - как товаров, так и денежных средств, вкладываемых в товары. Традиционно считалось, что наибольшую скорость оборачиваемости активов имеют розничные торговые сети. Имея значительные финансовые ресурсы по сравнению с малыми торговыми предприятиями, сетевые структуры быстрее внедряли инновации, т.н. технологии для оптимизации бизнеса и технологии для повышения спроса покупателя. Однако активное проникновение интернета (в т.ч. мобильного интернета) в общественную жизнь создало предпосылки для изменения предъявляемых требований со стороны потребителей: необходимости сокращения временных затрат при организации торговых процессов.
Неравномерность географического распределения розничных торговых организаций в силу неодинаковой плотности населения предопределяет разные условия и направления развития розничной торговли. В регионах (крупных) городах, где высокая концентрация организаций розничной торговли и, соответственно, более высокая конкуренция, неэффективные форматы розничной торговли подвергаются санирующей функции рынка, на смену которых приходят новые формы и направления развития розничной торговли.
В таких условиях розничные торговые предприятия вынуждены менять традиционный подход именно к торгово-технологическим процессам. Это связано с тем, что розничные торговые предприятия функционируют в сфере обращения и являются завершающим элементом товарного обращения. Изменение способов и факторов (в т.ч. и «комбинация экономических ресурсов») доведения товаров до конечных потребителей, которые и определят направления интенсивного развития торговых организаций, несомненно, повысят эффективность их деятельности.
Существующая тенденция концентрации капитала, а также бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в последние десятилетия в торговле предопределило необходимость развития дополнительных каналов распределения, отличных от традиционных торговых. К их числу следует отнести электронную торговлю.
Интерес исследователей к различным аспектам и тенденциям развития электронной торговли обусловлен интенсивностью ее развития. Особенности электронной торговли как формы внутренней торговли обоснованы следующими исследователями.
ABSTRACT:_
In economically developed countries, the share of electronic commerce in the structure of trade turnover is quite large. In Russia, e-commerce accounts for no more than 7-10% of trade turnover However, this form of trading is promising enough; and traditional retailers are gradually introducing elements of e-commerce into trading to build competitive advantage. The article substantiates the need to introduce innovative resources into the activities of traditional retail trade facilities, which are the elements of electronic commerce. The theoretical provisions presented in the article can be used by trade organizations, both traditional and electronic.
KEYWORDS: e-commerce, retail trading network, trade trends, trade and technological processes JEL Classification: L81, 031, 033 Received: 25.11.2019 / Published: 30.12.2019
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Salikhova R.R. (Regina-salixova0list.ru )
CITATION:_
Salikhova R.R. (2019) Osobennosti vnedreniya elementov elektronnoy torgovli traditsionnymi roznichnymi torgovymi setyami [Features of implementation of e-commerce elements by traditional retail trade networks]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 685-692. doi: 10.18334/epp.9.4.41376
Синев О. пишет об электронной торговле как об особом способе взаимодействия продавца и покупателя, которое основано на использовании информационных технологий в деловой деятельности, включающая электронный документооборот и электронную систему платежей [3, с. 3-4] (Sinev, 2005). Отметим, что помимо документооборота и системы платежей для электронной торговли характерно и присутствие отличных от традиционных элементов торгово-технологических процессов, которые необходимы для выполнения социально-экономических функций торговли.
Исследователь Рассолов И.М. считает, что электронная торговля представляет собой и подсистему внутренней торговли, и является самостоятельным видом торговой деятельности; при этом он отмечает, что как подсистема электронная торговля -это оптовые и розничные торговые операции, совершаемые совокупностью коммерческих организаций, для которых сделки купли-продажи в электронной форме являются основным видом экономической деятельности. [2, с. 2776-2781] (Rassolov, 2014).
По мнению Тимошкиной Е.В., сущность электронной торговли заключается в специфическом методе реализации товаров, который основан на системе специфических знаний по товарообмену на основе информационных сетей [4, с.37-39] (Timoshkina, 2012).
Действительно электронная торговля представляет собой особый вид торговли, значительно отличаясь от ее традиционных форм: стираются временные ограничения (процесс покупки осуществляется круглосуточно), стираются географические барьеры (электронные покупки можно совершать на различных международных торговых площадках), отсутствует личный контакт с продавцом, однако посредством связи всегда можно получить консультацию продавца.
«Система знаний по товарообмену» в электронной торговле предполагает особый подход в удовлетворении спроса потребителей, основанный на различных формах коммуникации с ним, изучении его предпочтений, особенностей спроса и составлении «матрицы спроса» потребителя.
Цель научной статьи - обоснование необходимости постепенного внедрения элементов электронной торговли в традиционную розничную торговлю.
Авторская гипотеза - внедрение элементов электронной торговли в традиционную розничную позволит создать «эффект воронки», повысив социально-экономическую эффективность торговли.
ОБ АВТОРЕ:_
Салихова Регина Рафаилевна, к.э.н., доцент (Regina-sa1ixova01ist.ru )
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Салихова Р.Р. Особенности внедрения элементов электронной торговли традиционными розничными торговыми сетями // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 685-692. doi: 10.18334/epp.9.4.41376
Эмпирическую базу исследования составляют данные Росстата, Федеральной налоговой службы, интернет-источников. Работа проведена на основании сбора и обобщения (метод синтеза), систематизации (системный метод) материалов.
Научная новизна статьи заключается в обосновании необходимости интенсивного развития торговых организаций посредством совмещения традиционной и электронной торговли.
Современные реалии традиционной розничной торговли следующие:
• сокращение удельного веса малых торговых предприятий в розничном товарообороте;
• эффект замещения формата торговых предприятий шаговой доступности, «у дома» сетевыми структурами. Особенно ярко такая тенденция проявляется в регионах;
• увеличение трудоемкости (интенсивности труда) в розничной торговле в связи с постоянным увеличением широты и глубины ассортимента товаров;
• в ряде случаев более высокие трансакционные издержки по сравнению с электронной торговлей;
• экспансия многоформатных торговых организаций, а также происходящая интеграция различных типов и видов торговых структур.
Существующая возможность для потребителей приобретать товары на разных электронных площадках (в т.ч. и трансграничных) предопределила необходимые изменения в деятельности традиционных торговых предприятий. Безусловно, в отдаленных и малых населенных пунктах, где существуют определенные сложности в развитии электронной торговли, предприятия традиционной торговли по-прежнему являются основной формой доведения товаров до потребителей.
Внедрение электронной торговли или отдельных ее элементов традиционными торговыми предприятиями обусловлено потенциальным увеличением аудитории и повышением эффективности маркетинга. Информационные технологии позволяют применять большую вариативность в торгово-технологических процессах по сравнению с традиционной торговлей, открывая новые возможности для интенсивного роста торговых организаций. Гибкость электронных ресурсов позволяет сформировать инновационные стратегии роста, не предполагающие экстенсивное развитие, поэтому внедрение электронной торговли не стоит ограничивать лишь технологическими вопросами.
Развитие электронной торговли как инновационной, но дополняющей формой доведения товаров до конечных потребителей требует значительных затрат. Поэтому сетевые торговые структуры по своей сути и будут развивать новый формат торговли.
Реализация торговых процессов в электронной торговле - это механизм, обеспечивающий получение необходимых товаров (услуг) с меньшими временными затратами для потребителей и максимальную прибыль для продавцов. Следует учитывать, что модель торговых процессов в электронной торговле совпадает также с элементами
торговых процессов традиционной торговли: подготовка товара к реализации, информационное обеспечение товара, оказание торговых услуг потребителю, наличие специального программного обеспечения, необходимого для автоматизации ряда торговых процедур.
Современные технологии позволяют не только обособленно развивать форматы традиционной и электронной торговли, но также и комбинировать их.
Это особенно актуально для России. Большая протяженность, наличие малых и отдаленных населенных пунктов формируют «географический разрыв», где обособленное присутствие традиционных, дистанционных (в т.ч. и электронных) торговых предприятий будет неэффективно. Именно поэтому комбинирование форм торговли позволит достичь синергетического эффекта: повысить конкурентоспособность «комбинированных» торговых организаций, повысить социально-экономическую эффективность торговли.
Так, одним из новых форматов на отечественном рынке стал dark store («темный магазин», или магазин без покупателей). Впервые этот формат появился в Лондоне в начале 2000-х гг. в виде склада сети Sainsbury's для покупателей, приобретающих товары онлайн, но этот склад быстро закрылся ввиду отсутствия спроса на такой формат торговли. Только в 2009 г. британская торговая сеть Tesco повторила попытку внедрения инновационного формата.
Сам формат dark store представляет собой своеобразный торговый зал, без потребителей. В торговом зале работают комплектовщики, которые формируют онлайн-заказ потребителя. Покупатели забирают этот заказ в пункте выдачи. Основная идея развития нового формата заключается в сокращении сроков сбора и выдачи заказов. В торговом зале dark store отсутствуют вывески, реклама и кассовые узлы.
Преимуществом такого формата является отсутствие издержек, связанных с обслуживанием покупателей. Развитие данного формата в регионах также обладает рядом преимуществ, поскольку затраты на содержание этого формата ниже, чем затраты на содержание распределительных центов.
В формате dark store реализуются в основном товары первой необходимости, в т.ч. продукты питания. В России формат был впервые опробован в 2013 году компанией М-видео, однако позже компания отказалась от развития этого формата. Тенденция увеличения онлайн-покупок обусловила расположение складов рядом с промышленными логистическими центрами. В 2017 году в формате dark store стал реализовывать товары магазин «Гиперглобус», в 2018 году - «Перекресток» [5] и «Леруа Мерлен». Однако на данный формат приходится всего 0,01% товарооборота России, поскольку существуют нормативные ограничения продажи ряда товаров в данном формате.
К комбинированному формату, включающему элементы и традиционной, и электронной торговли, можно отнести и формат drive market. Технология продажи товаров заключается в том, что покупатель совершает покупки, не выходя из автомобиля. Покупатель выбирает товары, находящиеся на подвижном лотке, на каждом из кото-
рых представлен определенный набор товаров одной товарной группы, кладет их на транспортную ленту. Кассир пробивает товар, либо передает покупки клиенту, либо упаковывает их в багажник автомобиля. Процесс покупки занимает несколько минут. В США формат drive market предполагает предварительную онлайн-заявку от потребителя. Потребитель получает готовый заказ, не выходя из автомобиля.
В 2017 году торговая сеть IKEA предложила потребителям новое мобильное приложение «Place», посредством которого возможно визуализировать и оценить товар и его расположение в домах потребителей.
Многие традиционные розничные торговые предприятия имеют и интернет-магазины, взаимодействуя с потребителями через интерактивные витрины. Усиливается тенденция ROPO - процесс поиска в сети Интернет информации о товаре перед покупкой его в стационарном торговом объекте. Согласно данным агентства электронной коммерции Absoluten, 82% потребителей в процессе выбора товара посредством мобильных устройств анализируют информацию о производителях товара, его поставщиках, впоследствии 18% из них совершают покупки в течение 24 часов.
Заключение
Для реализации теоретических положений, выдвинутых автором в статье, мы предлагаем торговым организациям использовать интенсивные факторы для дальнейшего развития и формирования конкурентных преимуществ посредством интегрирования традиционной и электронной торговли (отдельных их элементов). К таким факторам в их общем виде можно отнести дифференцированный товар (товар нового улучшенного качества), новые способы маркетинга, доставки товара, интенсивное обучение персонала, совершенствование взаимосвязей в процессе торгово-технологических процессов и ряд других.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что те торговые организации, которые внедряют электронную торговлю или отдельные ее элементы, рассматривая при этом эту форму торговли не как «субститут» традиционной торговли [1] (Pilipenko, Garbuk, 2015), а как дополняющую, но вполне самостоятельную форму торговли, обеспечивают себе конкурентные преимущества. Такие преимущества заключаются в масштабе деятельности и способности к гибкой трансформации торговой сети к меняющимся условиям рынка.
Возможность интегрировать инновационные формы торговли и традиционные таким образом, чтобы это взаимодействие обеспечивало высокую эффективность деятельности компании, обеспечит потенциальный рост сетевых структур по принципу «все в одном».
Для реализации предложенных мероприятий необходимо в первую очередь обратить внимание на сдерживающие условия для интеграции традиционной и электронной торговли:
• высокая концентрация торговой деятельности в регионах с высоким социально-экономическим развитием. В связи с этим и появляется неравномерность развития внутренней торговли. В регионах с высокой концентрацией торговых организаций конкуренция стимулирует развитие новых (прогрессивных) форм торговли, низкая концентрация торговых организаций замедляет прогресс внутренней торговли;
• потенциальная возможность (угроза) вытеснения отечественных торговых организаций с национального рынка и замещение их зарубежными торговыми организациями;
• существующая социально-экономическая дифференциация регионов, вследствие которой и формируется «цифровое неравенство».
Поэтому для развития «комбинированных» торговых организаций необходимо
провести дополнительные исследования по следующим направлениям:
• совершенствование нормативно-правового обеспечения электронной торговли (безопасность платежей, защита прав потребителей);
• «сглаживание разрыва» социально-экономического развития регионов;
• преодоление цифрового неравенства регионов, порождающее т.н. «эффект Матфея», где присутствует неравномерное распределение преимуществ, когда одна сторона, обладающая этими преимуществами, продолжает их накапливать, а другая, изначально ограниченная ими, не имеет шансов на дальнейшее преумножение этих преимуществ;
• совершенствование торгово-технологических процессов электронной торговли (ассортимент товаров, условия доставки, возврат товара и денежных средств за него и т.д.).
ИСТОЧНИКИ:
1. Пилипенко Е.В., Гарбук Е.В. Трансформация принципов предпринимательской де-
ятельности в условиях кризиса на примере торговых центров // Интернет-журнал
Науковедение. - 2015. - № 1(26). - с. 30. - doi: 10.15862/85EVN115 .
2. Рассолов И.М. Актуальные проблемы организации и управления электронной тор-
говлей и электронными платежами в сфере нового российского законодательства
// Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 12(49). - с. 2776-2781.
3. Синев О.С. Формирование рынка электронной коммерции. / автореф. дис.,.. канд.
экон. наук: 08.00.05. - М., 2005. - 3-4 с.
4. Тимошкина Е.В. Направления развития электронной торговли в Российской
Федерации // Вестник Ижевской государственной сельскохозяйственной академии.
- 2012. - № 4(33). - с. 37-39.
5. Х5 RetailGroup. [Электронный ресурс]. URL: https://www.x5.ru/ru.
REFERENCES:
Pilipenko E.V., Garbuk E.V. (2015). Transformatsiya printsipov predprinimatelskoy deyatelnosti v usloviyakh krizisa na primere torgovyh tsentrov [Transformation of the entrepreneurial activity principles under the conditions of crisis by the example of shopping centers]. Naukovedenie. (1(26)). 30. (in Russian). doi: 10.15862/85EVN115.
Rassolov I.M. (2014). Aktualnye problemy organizatsii i upravleniya elektronnoy tor-govley i elektronnymi platezhami v sfere novogo rossiyskogo zakonodatelstva [Topical issues of organization and management of e-commerce and e-payments in the light of the new Russian legislation]. Current problems of Russian law. (12(49)). 27762781. (in Russian).
Sinev O.S. (2005). Formirovanie rynka elektronnoy kommertsii [The formation of eCommerce market] M.. (in Russian).
Timoshkina E.V. (2012). Napravleniya razvitiya elektronnoy torgovli v Rossiyskoy Federatsii [Directions of development of electronic trade in the Russian Federation]. Vestnik Izhevskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. (4(33)). 37-39. (in Russian).
X5 RetailGroup. (in Russian). Retrieved from https://www.x5.ru/ru