Научная статья на тему 'Перспективы развития автоматизированной торговли в современных условиях'

Перспективы развития автоматизированной торговли в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ В ТОРГОВЛЕ / ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ / ВЕНДИНГ / TRADE / RETAIL / E-COMMERCE / AUTOMATION OF TRADE / VENDING MACHINES / VENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова А. В., Никишин А. Ф.

В современных условиях большое влияние на эффективность хозяйственной деятельности организаций различных сфер оказывает уровень развития электронной техники. В торговле также в последние годы получило развитие применение торговых автоматов, в частности, вендинговая торговля. В статье рассматриваются перспективы развития как традиционной, так и электронной торговли с использованием автоматизированных форм, а также проблемы, сдерживающие их развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF THE AUTOMATED TRADING IN MODERN CONDITIONS

In modern conditions of great influence on the efficiency of economic activities of organizations of various fields has the level of development of electronic equipment. In trade in recent years has developed the use of vending machines, such as vending trade. This article discusses the prospects for the development of both traditional and electronic commerce using automated forms, as well as problems hampering their development.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития автоматизированной торговли в современных условиях»

УДК 339.372

А. В. Бойкова

студент магистратуры, кафедра торговой политики, ФГБОУВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

г. Москва

А. Ф. Никишин

канд. техн. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»

г. Москва

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В современных условиях большое влияние на эффективность хозяйственной деятельности организаций различных сфер оказывает уровень развития электронной техники. В торговле также в последние годы получило развитие применение торговых автоматов, в частности, вендинговая торговля. В статье рассматриваются перспективы развития как традиционной, так и электронной торговли с использованием автоматизированных форм, а также проблемы, сдерживающие их развитие.

Ключевые слова: торговля, розничная торговля, электронная торговля, автоматизация в торговле, торговые автоматы, вендинг.

А.У. Boykova, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

А.Р. Nikishin, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF THE AUTOMATED TRADING IN MODERN CONDITIONS

Abstract. In modern conditions of great influence on the efficiency of economic activities of organizations of various fields has the level of development of electronic equipment. In trade in recent years has developed the use of vending machines, such as vending trade. This article discusses the prospects for the development of both traditional and electronic commerce using automated forms, as well as problems hampering their development.

Keywords: trade, retail, e-commerce, automation of trade, vending machines, vending.

Современный уровень развития электронной техники охарактеризовал появление автоматических средств торговли. Одним из таких средств является использование вен-динговых торговых автоматов. На сегодняшний день вендинг является весьма популярным и распространенным средством продажи товаров как за рубежом, так и на территории Российской Федерации. Развитию вендинга в Российской Федерации способствовали изменения в торговле, в частности, на территории Москвы, которые произошли в 2013-2014 гг., такие как ограничение на торговлю в киосках и мелких ларьках [1].

Известно, что вендинг является хорошей альтернативой традиционной торговле по многим причинам [2]. Во-первых, покупая товары в автомате, покупатель тратит предельно минимальное количество времени [3]. Посредник между покупателем и автоматом не требуется, следовательно, решается проблема наличия квалифицированного

рабочего персонала. Более того, аппарат удобен в использовании за счет стандартизации процедур покупки, а это, соответственно, обеспечивает качество обслуживания. Торговый аппарат занимает мало места и может функционировать круглые сутки семь дней в неделю. Также для ряда покупателей использование технических средств является более удобным [4].

В начале развития современных форм торговли население не умело использовать указанные автоматы, предпочитая традиционные формы торговли. Широкому внедрению автоматизированных форм способствовало их внедрение в таких областях, как продажа билетов на транспорт, экспресс-оплата услуг связи и ряд других областей. Использование же традиционных форм было связано для потребителей, как минимум, с потерей времени. В свою очередь, это привело к тому, что процесс покупки с использованием автоматизированных средств торговли стал более привычным для покупателей.

В настоящее время вендинговый способ торговли, в первую очередь, популярен в местах скопления людей: на вокзалах, университетах, спортивных комплексах, больницах, офисных зданиях, торговых центрах, парках отдыха и многих других [5-7]. Необходимо отметить, что в современных условиях вендинговая торговля более распространена в странах Европы, Японии, США, ОАЭ, нежели в России [8]. Несмотря на то, что развитие вендинга в Российской Федерации началось не так давно, появилось отечественное производство вендинговых аппаратов. Все это говорит о том, что в нашей стране вендинг все еще остается перспективным направлением, вектором роста и развития неосвоенных ниш и категорий.

Более того, кроме традиционных кофейных и аппаратов с едой и напитками появляются аппараты с хозяйственными вещами, канцтоварами, колготками и многим другим. В современных условиях большое распространение получили социальные сети [9].

Одним из популярных приложений социальных сетей является обмен фотографиями. Соответственно, стал очень популярным автомат, который распечатывает фотографии с телефона и социальных сетей. Такие устройства обычно располагаются в кофейнях, торговых центрах и даже университетах.

Другим направлением развития применения автоматических средств торговли является их применение в электронной коммерции. Известно, что ряд покупателей предпочитают забирать товар самостоятельно, нежели заказывать услугу доставки [10; 11]. В этой связи важным для Интернет-магазинов является организация услуги самовывоза. Организация услуги через традиционные магазины ведет к таким затратам, как аренда помещения, зарплата персонала и другим. С другой стороны, пункт самовывоза не осуществляет непосредственно весь торгово-технологический процесс, сводя его к простым операциям обмена товара на деньги. В момент получения товара покупательский выбор уже совершен. Стремление к снижению стоимости услуги самовывоза приводит к неоптимальному графику работы, удаленному расположению и другим ограничениям. Это снижает эффективность хозяйственной деятельности Интернет-магазина в целом [12]. В современных условиях большим потенциалом обладают электронные средства, позволяющие автоматизировать выдачу товаров - почтоматы, пред-

ставляющие собой ячейки, в который помещается на хранение товар и после оплаты покупатель может его забрать.

Следует также отметить и сложности развития вендинговой торговли, с учетом специфики российского менталитета [13]. Основной проблемой в использовании автоматизированных форм торговли является дискомфорт. Сложности в пользовании вен-динговыми аппаратов возникает, в первую очередь, у пенсионеров и пожилых людей, которые испытывают неудобства и опасения при покупке, так как они привыкли к живому общению. Стоит отметить, что полностью роботизированная торговля поставит в тупик не только пенсионеров, но тех людей, для кого такие аппараты в новинку.

Следующей проблемой является склонность населения к нарушению законодательства. Среди таких проблема можно отметить, во-первых, стремление «обмануть» аппарат, а также вандализм. Способов и методов взлома появляется с каждым днем все больше, поэтому автоматы стоит располагать только в защищенных местах: с охраной или под камерами наблюдения.

Помимо взломов появляются и другие способы испортить торговый аппарат и получить товар бесплатно: начиная с использования поддельных купюр и заканчивая взломом целой сети аппаратов хакерами. Однако наиболее опасными взломщиками являются те, которые стремятся не ограбить автомат, а просто навредить другим покупателям. Так, в Московской области были вынуждены убрать все молокоматы, несмотря на высокую рентабельность бизнеса, в связи со случаями отравления потребителей. Злоумышленники не крали молоко или выручку, они пытались отравить покупателей посредством добавления ядовитых веществ в молоко.

Не стоит также упускать и человеческий фактор: такой как ошибка работника, обслуживающего вендинговые аппараты, некорректная инкассация и так далее.

В этой связи, для того, чтобы защитить свой бизнес необходимо использовать надежные торговые аппараты или размещать их охраняемом месте, обучать и мотивировать персонал, обслуживающий торговые точки.

В заключении необходимо отметить, что использование автоматизированных форм торговли, в частности, вендинговых форм, обладает большим потенциалом как в электронной, так и традиционной торговле. Несмотря на то, что такие формы торговли обладают рядом недостатков, они могут значительно снизить издержки, расширить рынки сбыта, создать более комфортные условия для покупателей путем уменьшения времени ожидания, что в целом ведет к повышению эффективности хозяйственной деятельности организаций торговли в целом.

Список литературы:

1. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Торговый сбор: анализ практики применения в Москве // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17, № 17. С. 2193-2206.

2. Кахриманова Д.Г., Магомедов Г.Д. Вендинговый бизнес и сервис услуг // Инновационная наука. 2015. Т. 1, № 6 (6). С. 86-88.

3. Депутатова Е.Ю. Качество и культура обслуживания как факторы конкурентоспособности розничного торгового предприятия // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 9-3. С. 76-79.

4. Каращук О.С. Стандартизация качества торгового обслуживания // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2012. № 1 (1). С. 143-144.

5. Каращук О. С., Шипилова С. С. Повышение качества торгового обслуживания и развитие управления качеством в торговле // Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. Уфа, 2016. С. 55-84.

6. Перельман М.А. Качество обслуживания как фактор конкурентоспособности предприятий розничной торговли // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2016. С. 253-258.

7. Баскаков В.А. Ключевые факторы, влияющие на эволюцию БСМО-рынка // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 2. С. 11-14.

8. Лебедева И.С. Актуальные вопросы эффективной организации бизнеса в розничной торговле // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2010. № 5. С. 65-72.

9. Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Социальные сети в деятельности розничных торговых организаций // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 3 (16). С. 57-67.

10. Дыганова Р.Р., Иванов Г.Г. Классификация организаций электронной розничной торговли // Современные проблемы развития техники, экономики и общества: материалы I Международной научно-практической заочной конференции / науч. ред. А.В. Гумеров. 2016. С. 171-173.

11. Ильяшенко С.Б. Стимулирование продаж в электронной торговле // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях / отв. ред.: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 138-141.

12. Алексина С.Б., Шипилова С.С. Повышение конкурентоспособности в электронной торговле // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 (58). С. 429-432.

13. Иванов Г.Г. Развитие торговых организаций: монография / Г.Г. Иванов. Москва, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.