Научная статья на тему 'Оценка состояния и перспектив развития современного рынка розничной торговли в России'

Оценка состояния и перспектив развития современного рынка розничной торговли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
3083
315
Поделиться
Ключевые слова
RETAIL TRADE / RETAIL NETWORK / MODERN TRADE FORMATS / MARKET TRENDS / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМАТЫ ТОРГОВЛИ / ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Колосов Андрей Олегович

В статье рассматриваются основные особенности современного российского рынка розничной торговли, дано их описание и причины их актуальности на сегодняшний день. На основе анализа статистических данных аналитических агентств даны и описаны прогнозы развития рынка в ближайшие годы, а также приведены графики по важным для розничной торговли показателям, таким как: объем товарооборота розницы, доля каналов торговли в общем обороте, доля современных и традиционных форматов розничной торговли, а также доля продаж собственных торговых марок.

Assessment of Modern Russian Retail Market Status and Its Development Prospects

The article discusses the main features of the modern Russian retail market, gives their description and the reasons for their relevance today. The market development forecasts in the years to come are given and described based on the analysis of analytical agencies’ statistical data, and also the following graphs of important metrics for retail were included: the retail turnover volume, the share of trade channels in total turnover, the share of modern and traditional retail formats, as well as the share of private labels sales.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния и перспектив развития современного рынка розничной торговли в России»

Колосов, А.О. (2016). Оценка состояния и перспектив развития современного рынка розничной торговли в России. Торгово-экономический журнал, 3(1), 9-26. doi: 10.18334/tezh.3.1.35024

Язык публикации: русский

Russian Journal of Retail Management, 2016, Volume 3, Issue 1

Assessment of Modern Russian Retail Market Status and Its Development Prospects

Andrey Kolosov1®

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

ABSTRACT_

The article discusses the main features of the modern Russian retail market, gives their description and the reasons for their relevance today. The market development forecasts in the years to come are given and described based on the analysis of analytical agencies' statistical data, and also the following graphs of important metrics for retail were included: the retail turnover volume, the share of trade channels in total turnover, the share of modern and traditional retail formats, as well as the share of private labels sales.

KEYWORDS_

retail trade, retail network, modern trade formats, market trends

CITATION_

Kolosov, A.O. (2016). Assessment of Modern Russian Retail Market Status and Its Development Prospects. Russian Journal of Retail Management, 3(1), 9-26. doi: 10.18334/tezh.3.1.35024

JEL: F17, L81, O11 Original Research Language: Russian

Received: 30 Dec 2015, Published: 30 Mar 2016

© Kolosov A.O. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY- NC- ND 3.0

H For correspondence: andreykolosow@gmail.com

HIGHLIGHTS

► the first and most significant factor affecting the sector development is the deceleration in economy growth, which was noted by the end of 2014 and resulted in low retail sales

► sanctions on imported food products have forced retailers to look for new partners both in the domestic market and in countries not affected by the embargo

► despite the purchasing power descent in 2015, retailers will continue expansion throughout the country, given the retail trade high development potential in regions

► the Russian retail market is still characterized by irregular geographical distribution

► retail networks continue to elaborate multi-format

► competition in e-tail will increase with the entry of new domestic and international players; global web-stores are expected to have a strong influence on the e-tail in Russia

► the substitution of traditional retail formats for modern formats

Торгово-экономический журнал, 2016, Том 3, Выпуск 1

Оценка состояния и перспектив развития современного рынка розничной торговли в России

Андрей Колосов1®

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

АННОТАЦИЯ_

В статье рассматриваются основные особенности современного российского рынка розничной торговли, дано их описание и причины их актуальности на сегодняшний день. На основе анализа статистических данных аналитических агентств даны и описаны прогнозы развития рынка в ближайшие годы, а также приведены графики по важным для розничной торговли показателям, таким как: объем товарооборота розницы, доля каналов торговли в общем обороте, доля современных и традиционных форматов розничной торговли, а также доля продаж собственных торговых марок.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

розничная торговля, торговые сети, современные форматы торговли, тенденции рынка

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Колосов, А.О. (2016). Оценка состояния и перспектив развития современного рынка розничной торговли в России. Торгово-экономический журнал, 3(1), 9-26. doi: 10.18334/tezh.3.1.35024

JEL: F17, L81, O11

Язык публикации: русский

© Колосов А.О. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY- NC- ND 3.0

н Для связи: andreykolosow@gmail.com

ТЕЗИСЫ

► первым и наиболее значимым фактором, влияющим на развитие отрасли, стало замедление роста экономики, зафиксированное к концу 2014 года, которое привело к низким розничным продажам

► санкции в отношении импортируемых продуктов питания вынудили розничных торговцев искать новых партнеров как на отечественном рынке, так и в странах, на которые не распространилось эмбарго

► несмотря на падение покупательской способности в 2015 году, розничные торговцы будут продолжать экспансию по всей стране, учитывая высокий потенциал развития розничной торговли в регионах

► российский рынок розничной торговли до сих пор характеризуется неравномерностью географического распределения

► розничные сети продолжают развивать мультиформатность

► конкуренция в интернет-торговле усилится с появлением новых отечественных и международных игроков; глобальные интернет-магазины, как ожидается, будут иметь сильное влияние на интернет-торговлю в России

► вытеснение современными форматами розничной торговли традиционных форматов

Об авторах:

Колосов Андрей Олегович, аспирант кафедры «Маркетинг и логистика», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (andreykolosow@gmail.com)

Введение

Обзор рынка необходим при любом научном исследовании, понимание особенностей и развития рынка очень важно. Данный обзор будет касаться продовольственного сегмента розничной торговли и магазинов так называемых «современных форматов». Главное их отличие от традиционных магазинов состоит в принципе ведения торговли -самообслуживании. К современным форматам розничной торговли относятся супермаркеты, гипермаркеты, мелкооптовые магазины, дискаунтеры или универсамы эконом-класса, магазины у дома, бутики (Евсеева, Наумова, 2014).

Начиная с 2006 года рынок розничной торговли в России развивался ускоренными темпами, о чем свидетельствует постоянно растущий товарооборот. Во-первых, мощный импульс для развития продаж различных потребительских товаров был задан растущим проникновением на всю территорию страны крупных сетевых игроков, вызванным ненасыщенностью рынка, а во-вторых, большей доступностью современных форматов розничной торговли, таких как гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, магазины у дома и интернет- торговля. Более того, компании начали диверсифицировать свои форматы, а также ассортимент товаров и услуг. Продовольственные сети начали открывать магазины различной площади, смещаться в непродовольственные каналы, например, открывать магазины товаров для красоты или дрогери.

Развитие рынка розничной торговли в России

Первым и наиболее значимым фактором, влияющим на развитие отрасли, стало замедление роста экономики, зафиксированное к концу 2014 года, которое привело к низким розничным продажам (таблица 1). Замедление роста реального ВВП и потребительских расходов, рост инфляции ограничили потребительский спрос по всем розничным каналам по сравнению с 2013 годом.

Таблица 1

Динамика оборота розничной торговли в России

Период Оборот, млрд руб. % к предыдущему периоду

2006 8693,4 113,9

2007 10757,8 115,2

2008 13853,2 113,0

2009 14599,2 94,9

2010 16499 106,4

2011 19082,6 107,0

2012 21394,5 106,3

2013 23685,9 103,9

2014 26356,2 102,7

I полугодие 2015 12922,5 92,0

2015 (прогноз) 28029,0 91,8

2016 (прогноз) - 101,5

2017 (прогноз) - 103,1

2018 (прогноз) - 103,7

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития Российской Федерации

Немного поддержало рост некоторых розничных каналов увеличение розничных цен в результате чрезвычайно высокого спроса на повседневные товары в конце 2014 года. Однако продуктовое эмбарго на импорт товаров и потеря сотрудничества между компаниями Украины и России оказали значительное влияние на отношения между участниками рынка розничной торговли. Санкции в отношении импортируемых продуктов питания вынудили розничных торговцев искать новых партнеров как на отечественном рынке, так и в странах, на которые не распространилось эмбарго. Все это существенно повлияло на рост розничных цен и, как следствие, на инфляцию. В июле 2015 года индекс потребительских цен составил 115,6% по отношению к июлю 2014 (аналогичный показатель в июле 2014 года - 107,5%).

По прогнозам экспертов развитие рынка продолжится в период 2016-2019 годах на фоне стабилизации экономики России, что скажется на росте потребительских расходов (таблица 1)1. Основным фактором для будущего роста розничной торговли будет увеличение розничных цен. Только те розничные торговцы, которые будут в состоянии адаптировать свою ценовую политику к новой экономической ситуации и удовлетворить потребности чувствительных к цене потребностей, преуспеют на рынке. Эта тенденция будет поддерживать развитие тех форматов розничной торговли, политика которых ориентирована на товары по низким и фиксированным ценам.

Несмотря на падение покупательской способности в 2015 году, розничные торговцы будут продолжать экспансию по всей стране, учитывая высокий потенциал развития розничной торговли в регионах. Однако эта экспансия будет проводиться, в основном, ведущими розничными и оптовыми сетями, которые располагают ресурсами для открытия новых торговых точек даже в период экономического спада. Российский рынок розничной торговли до сих пор характеризуется

неравномерностью географического распределения. По данным Федеральной службы государственной статистики региональная структура оборота розничной торговли России выглядит следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1. Структура товарооборота по федеральным округам и отдельным регионам в 2015 г. Источник: данные Федеральной службы государственной статистики

Как и в докризисный период, розничные сети продолжают развивать мультиформатность. Крупнейшие розничные торговцы России делают ставку на развитие стратегий мультиформатности, к которым добавляются интернет-торговля и мобильная торговля. Доля и объемы интернет-торговли продолжат расти, и это поддержит развитие крупнейших отечественных и международных игроков. Слабая покупательская способность и отсутствие уверенности в будущем экономическом развитии вынуждают потребителей искать варианты покупок по более привлекательным ценам. Это дает толчок к активному развитию магазинов с низкими конкурентоспособными ценами, и такие форматы будут развиваться в течение 2016-2019 годов. С помощью новых каналов торговли планируется усилить связь с потребителями и увеличить трафик основных торговых точек.

В августе 2014 года правительство России ввело продуктовое эмбарго на некоторые категории сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, импортируемые из стран, которые ввели экономические санкции против России. Продуктовые розничные торговцы зарегистрировали рост цен на определенные категории продукции, отсутствие многих любимых потребителями импортных марок и невозможность предложить прежний ассортимент продукции. Потребители отреагировали на изменения в ассортименте,

переключившись на продукты отечественного производства, импортные марки стран, которые не были включены в страны эмбарго, или отказались от этих категорий вовсе.

Государственное регулирование. Кроме эмбарго на импортируемые продукты Правительство России постоянно вносит новые правила, которые оказывают значительное влияние на розничную торговлю в России, а также ограничивают ее развитие:

— Закон «О внесении изменения в статью 317 федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» наделяет правительство РФ правом регулировать нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях и доставляемых перевозчиком в адрес физического лица без уплаты таможенных пошлин, налогов. Вступив в силу в мае 2014 года, закон дает право российскому правительству определять вес и стоимость посылки в РФ, купленной в иностранных интернет магазинах.

— 1 июня 2014 года, вступили в силу новые положения антитабачного закона (Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»). Была запрещена розничная продажа табака через киоски, а также любая реклама и отображение табачных изделий в торговых точках.

— В декабре 2014 года произошло изменение в налоговом регулировании, которое посвящено новому виду налогового сбора -торговому2. Новые правила вступили в силу с 1 июля 2015 года. На данном этапе закон распространяется только города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), однако на сегодняшний момент решение о введении сбора было принято только в Москве.

— В декабре 2014 года правительство России утвердило стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года (Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 г. № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года»). Одним из ключевых положений документа было установление стандартов торговых площадей, дифференцированных по различным форматам, на 1000 человек населения, упрощение регулирования мобильной коммерции, а также преобразование открытых рынков, продающих сельскохозяйственную продукцию, в крытые рынки или в рынки,

2 Глава 33. Торговый сбор // «Налоговый кодекс Российской Федерации» (НК РФ) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

располагающиеся в отдельных зданиях, для создания комфортной потребительской среды и эффективности инфраструктуры торговли.

Данные нововведения требуют комментариев, поскольку они влияют на развитие российского рынка. Несмотря на то, что вступил в силу новый закон «О внесении изменения в статью 317 федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» - это не будет иметь серьезных негативных последствий для российского рынка. Наоборот, есть вероятность того, что люди перестанут заказывать большое количество товаров за рубежом и переключатся на отечественные магазины, пытаясь таким образом избежать крупных налоговых трат.

Закон о борьбе с курением усиливает тенденцию снижения количества объектов малого розничного бизнеса, который, в основном, осуществляет торговлю из киосков, основным источником дохода которых была продажа табачной продукции. Некоторые киоски, специализирующиеся на продаже табачных изделий, сменили формат и переехали в торговые галереи. В результате независимые маленькие бакалейные лавки, торгующие продуктами питания, напитками, табачными изделиями, будут теперь являться основными каналами для продажи табака и, как ожидается, только выиграют от нового законодательства.

Налог на торговлю, введенный в 2015 году в Москве, повлияет на цены и, как следствие, на перераспределение расходов населения. Розничным торговцам придется повышать и без того растущие цены, что будет дополнительным бременем для покупателя. Это негативно скажется на притоке инвестиций в розничную торговлю в пределах этих территорий. Однако интернет-магазины могут выиграть от данного закона, поскольку на интернет данный налог не распространяется, а значит, интернет-магазины смогут предлагать своим покупателям более конкурентные цены.

Новая стратегия развития розничной торговли до 2020 года будет положительно влиять на тех розничных торговцев, которые работают в малых форматах. Одной из задач стратегии является поддержка рынка и уменьшение разрыва между долями продаж торговых сетей и независимых магазинов. Мобильная коммерция будет продолжать стремительно развиваться и будет поддерживаться правительством, которое выделило это направление в отдельную бизнес-деятельность и стремится к упрощению регулирования этого канала.

К следующей специфике рынка розничной торговли можно отнести быстрое развитие интернет-торговли. До сих пор данный канал

является наиболее быстро растущим розничным каналом и требует к себе особого внимания. Рост интернет-торговли обуславливается все большим проникновением интернета на территории России. Процент населения, использующего интернет, увеличился с 61% в 2013 году до 64% в 2014 году и продолжит свой рост. Другим фактором является постепенный переход от покупки в физическом магазине к просмотру товаров в интернет-магазинах на своих смартфонах и планшетах. Потребители стали искать информации о необходимой продукции через интернет-магазины, делая при этом фактическую покупку в физическом магазине. Также следует отметить, что постепенно происходит размывание границы между интернетом и физическим магазином розничной торговли. Эта тенденция стала более заметной в России, где многие ведущие розничные магазины начали открывать свои собственные интернет-магазины и их мобильные версии в ответ на растущую конкуренцию со стороны интернет игроков.

700 600 500 400 S зоо 1 200 100 0

1

1

■ 1

2009 2010 2011 2012 2013 2014

■ Интернет-торговля 157,5 201,7 268,2 364,6 474 597,2

Рисунок 2. Интернет продажи в России в 2009-2014 гг.3

С появлением все большего числа интернет-магазинов в России и усовершенствованием возможности онлайн-платежей, все больше потребителей сочли удобным купить товары в Интернете и доверять этому каналу продажи. Аналитики агентства Euromonitor International считают, что интернет-торговля в России будет одним из наиболее быстро растущих каналов среди всех розничных каналов вплоть до 2019 года. Есть ряд факторов, которые стимулируют быстрый рост интернет-торговли. Основным драйвером будет большее число онлайн-покупателей среди интернет-пользователей. Новые покупатели появятся в основном в средних и малых городах России. Улучшение качества интернет соединения, мобильной связи и непрерывное проникновение персональных компьютеров, смартфонов и планшетов среди населения, будут мотивировать потребителей использовать данный канал в качестве

инструмента совершения покупок. Другим драйвером развития интернет-торговли являются активные маркетинговые кампании крупнейших интернет-игроков. Розничные торговцы, которые недавно стали развивать интернет-торговлю, будут продвигать возможность приобретать товары онлайн, чтобы предотвратить переход клиентов в другие интернет-магазины. Интернет канал станет необходимой частью общения с потребителями и компании будут мотивировать клиента использовать один или более каналов, который она предоставляет. Розничные торговцы, использующие мультиканальную стратегию, будут двигать клиентский трафик из интернета в физические магазины и наоборот.

Мобильная коммерция также является важным стимулом для дальнейшего развития интернет-розничной торговли. Граница между электронной и мобильной коммерцией станет более размыта, так как российские потребители активно используют несколько устройств для поиска и заказа товаров. Мобильная коммерция будет активно развиваться среди молодого поколения, которое является активным пользователем смартфонов и в состоянии оценить удобство от его использования. Конкуренция в интернет-торговле усилится с появлением новых отечественных и международных игроков. Глобальные интернет-магазины, как ожидается, будут иметь сильное влияние на интернет-торговлю в России. Крупнейшие компании, предлагающие товары онлайн, такие как eBay и AliExpress, привнесут высокие стандарты обслуживания потребителей в данном канале розничной торговли.

«5 200 £ 150 g. 100 t 50 0 —

-

2011 2012 2013 201-1 2015 2016 201 7 2018 2019

■ Мобильная торговля 13,5 23,7 -12,7 65,7 90,3 126,6 156,8 190,3 2 28,4

Рисунок 3. Продажи через канал мобильной торговли в России 2011-2019 гг.4

Развитие собственных торговых марок (СТМ) является одним из ускорителей развития розничной торговли в России, начиная с 2007 года. Данное направление обладает высоким потенциалом, так как доля продаж товаров собственного производства чрезвычайно мала по сравнению со многими развитыми странами (рисунок 4). Основной причиной низкой

популярности СТМ в России является отсутствие подобной традиции в нашей стране. Ведущие продуктовые розничные сети являются основными игроками на рынке, предлагающими товары под собственной маркой. Выгода продажи СТМ заключается в сокращение числа посредников между продавцом и производителем, а также в отсутствии необходимости включать расходы на продвижение в цену, что делает себестоимость продукции значительно ниже чем у известных брендов. Сегодня большая доля СТМ приходится на продуктовые категории товаров. Накапливая опыт, участники рынка розничной торговли (в основном это касается продуктовых торговых сетей) выбирают разные стратегии в развитии СТМ. Так, Х5 и Ашан предлагают продукцию под собственными марками как самую дешевую альтернативу в определенных категориях продуктов. В то же время они гарантируют высокое качество своей продукции. Азбука Вкуса, в противоположность, не намерена предлагать самые дешевые продукты под собственной торговой маркой. Эта сеть предлагает продукцию высокого качества, которая может удовлетворить потребности своей целевой аудитории.

60,00% 50,00% 40,00° о 30,00%

0.00%

43.90%

38.70%

■ 18% 20%

■ 6% 10%

| ■ 1% 2%

Европа США

Доля СТМ в денежном выражении

Россия Китай

■ Доля СТМ в объемных показателях

Рисунок 4. Усредненные доли СТМ на различных рынках (в денежном и объемном выражении), по данным на конец 2014 г.5

Производители, как и сами розничные торговцы, извлекают большую выгоду из растущего спроса на СТМ продукцию среди российских потребителей. Победа в тендере на производство продукции под частной торговой маркой приносит максимальную загрузку мощностей производителя, не требует дополнительных затрат на логистику и продвижение в розничные магазины. Все эти факторы влияют на положительную финансовую динамику компании-поставщика и на его развитие в целом.

Экономический спад, начавшийся в 2014 году открыл новые возможности для дальнейшего развития СТМ в России. Потребители,

как ожидается, будут более внимательными к ценам и будут выбрать те магазины, которые предлагают более доступные цены на продукцию хорошего качества. Чувствительные к ценам клиенты перейдут от более дорогих товаров к их альтернативам по более низким ценам. Эта тенденция будет поддерживать рост числа товаров под собственной торговой маркой, которые станут одними из самых популярных вариантов среди потребителей со средним и низким уровнем дохода. Все ведущие предприятия розничной торговли будут стремиться увеличить количество своих СТМ продуктов. В то же время российские потребители останутся селективными по отношению к тем категориям товаров, где существуют высокие требования к качеству. Например, потребители будут выбирать хорошо известные бренды вместо СТМ в категориях детского питания и товаров личной гигиены, где критерий качества всегда превалирует над ценой.

Другая заметная и продолжающаяся тенденция - вытеснение современными форматами розничной торговли традиционных форматов. Это обусловлено экспансией крупных розничных торговцев в малые и средние по численности города, которые стали более насыщенными этими торговыми операторами. Также бизнес в сельских районах России представляет значительные возможности, а значит, развитие современных форматов в них продолжится. Несмотря на экономический кризис и трудности с получением дешевых кредитов участники рынка будут стараться и дальше увеличивать количество своих торговых точек, поскольку рынок еще далек от насыщения. Доля современных форматов розничной торговли среди всех форматов в России достигает 53%, что значительно ниже чем в европейских и скандинавских странах, где уровень проникновения современных форматов достигает 82%.

Рисунок 5. Доля современный форматов розничной торговли6

Аналитики Euromonitor International подсчитали, что традиционная розничная торговля в России, под которой понимается торговля на открытых рынках и в киосках, составляет в среднем от 10% до 20% общего объема продаж в стоимостном выражении. Что же касается непосредственно открытых рынков, то по данным агентства InfoLine на 1 апреля 2015 года на территории РФ функционировало 1369 розничных рынков. По сравнению с 1 января 2015 года закрылись или были преобразованы в ярмарку, торговый центр, нестационарный торговый объект 78 рынков (для сравнения на 1 апреля 2014 года - 151 рынок). С 2003 по 2015 год доля оборота рынков в общем обороте розничной торговли снизилась с 23,8% до 8,8%.

Традиционно доля продаж данного типа розничной торговли значительно выше в сельских районах России. Наиболее распространенные каналы традиционной торговли в России - это открытые рынки, хотя некоторые предприниматели торгуют своими продуктами и в других местах, таких как уличные ларьки, остановки общественного транспорта и в местах ближнего расположения от супермаркетов и торговых центров. Масштаб и сфера традиционной торговли в значительной степени зависит от конкретной категории товара. Например, неформальная розничная торговля табаком и алкогольными напитками, демонстрирующая высокий рост в течение 2014 года, стала главной причиной ужесточения правил торговли со стороны правительства. Опыт других стран показывает, что такая стратегия приводит к чрезмерному росту цен на табак и алкогольные напитки. А это почти неизбежно приводит к росту неофициальных каналов розничной торговли. От такой традиционной торговли наиболее сильно страдают современные продуктовые каналы, такие как супермаркеты и гипермаркеты, теряющие огромное количество потенциальных клиентов. В последние несколько лет рассматриваемого периода правительство боролось с незаконным установлением киосков и организацией открытых рынков, в результате во многих городах России числа таких точек значительно уменьшилось.

Традиционные 47% 53% Современные

Рисунок 6. Доля форматов на российском рынке розничной торговли в стоимостном выражении7

Относительно новым направлением торговли в России является вендинг, с помощью которого уже продают не только снеки и газировку, но и цветы, свежее молоко, предметы гигиены, зонты, контактные линзы. «Вендинг - это более широкое понятие, чем просто торговля снеками, кофе и билетами. К вендингу можно отнести все, что связано с автоматизированными системами самообслуживания: информационные киоски, велопарковки, автоматизированные мойки и прачечные самообслуживания - все те сферы, в которых мы получаем услуги или товары, не прибегая к помощи продавцов. В ближайшие пару лет вендинговый рынок будет продолжать расти, возможно, не такими быстрыми темпами, как в последние три-пять лет, но потенциал для этого есть», - считает Екатерина Сойак, генеральный директор EMTG, организатор выставки VendExpo. Многие специалисты уверены, что вендинг не сбавит обороты развития. «Надеемся, что через 5 лет мы сможем покупать в торговых автоматах почти весь спектр предметов первой необходимости и полноценно питаться вне дома купленными в автомате первыми и вторыми блюдами», - считает Станислав Баранов, генеральный директор компании «Профессиональные и торговые автоматы».

По мнению экспертов, в ближайшие годы вендинг продолжит расти на 10-30% в год. Более 60% всех торговых автоматов находятся в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. По оценкам EVA в России работает около 152 тысяч торговых автоматов. В начале 2015 года через мобильное приложение «Активный гражданин» проводился опрос, свое мнение высказали почти 200 тысяч жителей столицы. Почти половина из них (47,5%) ответили, что готовы

покупать продукты и товары в вендинговых автоматах, если они будут расположены в удобном месте. Более 25% опрошенных высказались, что вендинг - это удобно и необходимо8.

Следует также упомянуть покупательские привычки, и связанные с ними географические особенности расположения торговых объектов, которые свойственны российскому рынку розничной торговли. Российские потребители предпочитают делать покупки в центре города, где в непосредственной близости имеются многочисленные монобрендовые и мультибрендовые торговые точки или торговые центры. В провинциальных городах, большинство торговых точек, в том числе открытые рынки, сосредоточены в центрах городов. В мегаполисах и промышленных центрах с населением свыше одного миллиона человек расположение торговых точек тесно связано с тем, какое они имеют расположение в европейских странах. Гипермаркеты, супермаркеты, садовые центры магазины для обустройства дома все чаще открываются в жилых районах, в то время как магазины, торгующие одеждой, обувью, парфюмерией, предметами роскоши, и предприятия, оказывающие услуги, чаще располагаются в центре города или в торговых и развлекательных центрах.

Можно сделать предположение, что популярность торгово-развлекательных центров в России продолжит расти. Во-первых, это связано с тем, что в них удобно проводить время с семьей, особенно во время суровой русской зимы, так как они, как правило, предлагают кинотеатры, точки общественного питания, различные сезонные аттракционы, такие как катки, а также многочисленные торговые точки. И во-вторых, это связано с продолжающейся консолидацией рынка розничной торговли, что означает закрытие небольших магазинов (поскольку цены в них, как правило выше, чем в крупных гипермаркетах). Поскольку большинство крупных магазинов располагаются в ТРЦ, клиенты будут совмещать мероприятия по досугу и совершению покупок, как в начале 2000-х в условиях дефицита торговых площадей. Торговые центры часто открываются на месте бывших открытых рынков или универмагов времен перестройки. Российские потребители традиционно посещали местные открытые рынки, однако нет сомнений в том, что эта тенденция изменилась в течение последних десятилетий с распространением современных форматов розничной торговли и появлением загородных торговых центров. Несмотря на это местные

8 Зубарева, И. (2015, 25 августа). Сделай все сам. Российская Бизнес-газета, 1012. Режим доступа: https://rg.ru/2015/08/25/avtomati.html

магазины останутся очень важными для розничной торговли в России, особенно в сельской местности. Там традиционные продуктовые розничные магазины и традиционная розничная торговля в целом остаются ключевыми элементами сообщества.

Следует обобщить все особенности и тенденции рынка розничной торговли, которые были описаны выше.

Таблица 2

Тенденции развития рынка российской розничной торговли

Тенденции Описание

Экономический рост Отрицательный рост ВВП страны прогнозируется до 2016 года с последующим постепенным восстановлением. Отток капитала и невозможность получения дешевых кредитов. Дефицит бюджета.

Мультиформатность / Многоканальность В прогнозируемом периоде розничные сети продолжать развивать принцип мультиформатности, максимально вовлекая потребителя в использование нескольких форматов, включая интернет и мобильную торговлю.

Распространение современных форматов Торговые сети, которые постепенно будут вытеснять традиционную торговлю в связи с экспансией в регионы, будут увеличивать долю современных форматов среди всех форматов торговли в России. Тенденция роста доли сетевой торговли продолжится. В условиях кризиса не все отдельные магазины смогут выжить. Консолидация рынка будет продолжаться.

Региональная экспансия Развитие регионов продолжится, поскольку рынки крупных городов уже достаточно насыщены современными форматами.

Государственное регулирование Можно сделать прогноз, что государственное регулирование лишь усилится в связи с обострениями в экономике, а также стремлением государства оптимизировать рынок.

Собственные торговые марки В прогнозируемом периоде торговые сети будут продолжать развивать свои собственные торговые марки, экономический кризис лишь усилит актуальность данного направления, которое имеет высокий потенциал.

Территориальное расположение С появлением все большего количества форматов расположение торговых объектов будет иметь все большую привязку к территории и будет иметь важное значение для потребителя.

Цены Цена продолжит быть основополагающим факторов при выборе торгового объекта.

Вендинг Активно развивающееся направление, которое имеет большой потенциал к росту.

Конкуренция Конкуренция будет возрастать, при этом основной рост торговых площадей придется на крупные торговые сети, которые будут стремиться привлечь новых клиентов в связи с падением покупательской способности постоянных.

Источник: составлено автором

Заключение

Все эти характеристики рынка создают много сложностей для розничных торговцев, основными из которых являются высокая конкуренция в отрасли, высокий уровень налогов, недостаточный платежеспособный спрос, недостаток финансовых средств, высокая арендная плата и высокие транспортные издержки. Несмотря на продолжающийся экономический кризис в России розничная торговля -это развивающаяся отрасль с большими перспективами роста. Это связано с ненасыщенностью рынка и спецификой развития этой области бизнеса в России.

ИСТОЧНИКИ:

Евсеева, А.А., Наумова, А.С. (2014). Анализ влияния развития интернет-магазинов на розничную торговлю в России. Научно-методический электронный журнал Концепт, 26, 526-530.

Котельникова, З.В. (2009). Особенности развития розничных сетей и торговых форматов в продовольственном секторе российской торговли в 2000-х годах (региональный аспект). Мир России: Социология, этнология, 18(3), 151-172.

Красюк, И.Н. (2014). Основные тренды развития российской розничной торговли. Интернет-журнал Науковедение, 5, 172.

Кузменко, Ю.Г., Левина, А.Б., Матвеева, И.Г. (2014). Факторы, влияющие на развитие предпринимательской инициативы в розничной торговле и общественном питании. Современные проблемы науки и образования, 3, 374.

Радаев, В.В. (2005). Динамика деловых стратегий российских розничных компаний под воздействием глобальных торговых сетей. Российский журнал менеджмента, 3(3), 3-26.

Радаев, В.В. (2006). Эволюция организационных форм в условиях растущего рынка (на примере российской розничной торговли) (Препринт WP4/2006/06). М.: ГУ ВШЭ.

База данных Федеральной службы государственной статистики.

Глава 33. Торговый сбор // «Налоговый кодекс Российской Федерации» (НК РФ) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

Зубарева, И. (2015, 25 августа). Сделай все сам. Российская Бизнес-газета, 1012. Режим доступа: https://rg.ru/2015/08/25/avtomati.html

Информационный портал Retail-Loyalty.

Отчеты аналитического агентства «Euromonitor International» за 2015 год. Отчеты информационного агентства «Info-Line» за 2015 год.

Сбербанк: годовой отчет 2015 (2015). Режим доступа: http://www.sberbank.com/ Сайт «IT Expert».