Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 91—93. State service and personnel. 2024;(3):91 —93.
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-91-93 NIION: 2012-0061-03/24-126
EDN: https://elibrary.ru/DQMVCW MOSURED: 77/27-008-2024-03-326
Особенности влияния вынужденной миграции на миграционные процессы в Российской Федерации
Анастасия Игоревна Серпионова
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Миграционные процессы стоят на первом месте в повестке дня не только в политике Российской Федерации, но и всего мира в целом. Указанные выше процессы имеют сложный и многоаспектный характер, помимо своей внутренней важности. За последние годы они стали одним из базисов формирования партнерских отношений Российской Федерации с другими государствами. Управление миграционными потоками имеет в нашей стране стратегический приоритет, так как влияет на общую стабильность функционирования всего государственного аппарата.
Вынужденная миграция обусловливается стихийным перемещением людей. Как правило, перемещение происходит не в связи с внутренним желанием людей, так как данный вид миграции вызван рядом таких факторов, как стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации либо военные действия.
Ключевые слова: миграционные процессы, вынужденная миграция, незаконная миграция, трудовые миграционные потоки, стихийное перемещение.
Для цитирования: Серпионова А.И. Особенности влияния вынужденной миграции на миграционные процессы в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 91—93. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-91-93 EDN: https://elibrary.ru/DQMVCW
Original article
Features of the influence of forced migration on migration processes in the Russian Federation
Anastasia I. Serpionova
V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Annotation. Migration processes are on the first place on the agenda not only in the policy of the Russian Federation, but of the whole world as a whole. The above processes are complex and multifaceted, in addition to their internal importance, in recent years they have become one of the bases for the formation of partnerships between the Russian Federation and other states. The management of migration flows is a strategic priority in our country, as it affects the overall stability of the functioning of the entire state apparatus.
Forced migration is caused by the spontaneous movement of people. As a rule, displacement does not occur due to the internal desire of people, since this type of migration is caused by a number of factors such as: natural disasters, emergencies, or military operations.
Keywords: migration processes, forced migration, illegal migration, labor migration flows, spontaneous displacement.
For citation: Serpionova A.I. Features of the impact of forced migration on migration processes in the Russian Federation // Civil Service and Personnel. 2024. No. 3. P. 91—93. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-91-91-93 END: https://elibrary.ru/DQMVCW
В XXI в. структура международных отношений заметно изменилась. Глобализация способствовала глубоким переменам, одно-полярный мир исчерпал свои возможности. Трансформация произошла в полицентричную
© Серпионова А.И. М., 2024.
модель мироустройства. Полицентричная модель характеризуется развитием международных отношений во всех сферах жизни общества: социальной, экономической, политической, духовной и т.д. Развитие общества прямо пропорционально росту глобальной и региональной нестабильности, что предполагает широкое межгосударственное сотрудничество в области миграции.
№ 3/2024
Государственная служба и кадры
В силу глобальной нестабильности общества на фоне геополитической ситуации в мире начало XXI в. характеризуется высоким уровнем стремительно развивающихся вынужденных миграционных потоков. В связи с этим вопросы национальной безопасности государства выходят на первый план. Российская Федерация стала правопреемником СССР, а также в географическом смысле является «мостом» между Европой и Азией, следовательно, формирование идеологического многообразия и многих других факторов является одной из причин привлечения миграционных потоков на территорию государства.
Подчеркнем, что исследования вынужденной, или недобровольной, миграции, иногда называемой вынужденным, или недобровольным, перемещением, часто указывают на различие между перемещением, вызванным конфликтами (вооруженными), и перемещением, вызванным стихийными бедствиями. Как правило, первые вызваны человеком, а вторые — естественными причинами. В связи с этим необходимо проанализировать влияние миграционных процессов, а именно влияние вынужденной миграции, на внутренние миграционные процессы, происходящие в Российской Федерации.
Так, количество зарегистрированных прибытий в долгосрочной международной миграции за первое полугодие 2023 г. составило 282 тыс., значительно сократившись относительно первого полугодия 2022 г., когда было зарегистрировано 333 тыс. прибытий. При этом в первом полугодии текущего года по сравнению с тем же периодом предыдущего количество зарегистрированных прибытий из большинства стран СНГ сократилось.
Выделяют множество сложных причин вынужденной миграции. Целый ряд взаимосвязанных экономических, политических, экологических, социальных и культурных факторов может создавать трагические ситуации и события, приводящие к перемещению людей. Несмотря на всю сложность, причины можно разделить на две категории: возникающие вооруженные конфликты, которые перерастают в насильственные деяния и напрямую имеют угрозу жизни и здоровья человека, (военные действия, преследование по религиозному или этническому признаку). Эти конфликты могут быть вызваны по политическим причинам либо в результате незаконной деятельности террористических и экстремистских организаций, запрещенных на территории Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что вынужденные миграционные потоки могут образовываться как по причине деятельности незаконных террористических и экстремистских организаций, так и сами по себе и несут угрозу развития транснациональной преступности.
Российская Федерация имеет весьма богатый опыт развития государственной политики в облас-
ти обеспечения безопасности. В частности, следует упомянуть весьма обширную нормативную базу, регулирующую вопросы безопасности государства, защиты его от внутренних и внешних угроз. Угрозы и риски, вызываемые неконтролируемыми миграционными потоками, трудно переоценить. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 гг. определяет основные направления деятельности уполномоченных государственных органов, осуществляющих деятельность по контролю миграционных потоков как внутри страны, так и вблизи государственных границ Российской Федерации [2].
Неконтролируемые миграционные потоки порождают такие правовые категории лиц, как беженцы, переселенцы и т.д. Существуют технические различия между беженцами, мигрантами и внутренне перемещенными лицами. По определению все подпадают под категорию вынужденной миграции. Вынужденная миграция относится к перемещениям, которые совершают беженцы, мигранты и внутренне перемещенное лицо (далее — ВПЛ). Отметим, что внутренне перемещенные лица представляют собой категорию лиц, которые были вынуждены покинуть место своего проживания по независящим от них причинам, однако они мигрировали не на территорию иностранного государства, а изменили регион проживания в государстве, гражданами которой они являются.
В настоящее время общее число вынужденно перемещенных лиц в мире превышает 68,5 млн человек. Существует ряд различных факторов, которые заставляют сотни миллионов людей во всем мире покидать свои дома. Однако все эти факторы ведут к одной общей цели: сделать жизнь лучше и безопаснее. Глобальный кризис, связанный с неконтролируемыми миграционными потоками, имеет явные гуманитарные последствия для всего мирового сообщества, поскольку уязвимые слои населения нуждаются в доступе к надлежащему жилью, продовольствию, медицинскому обслуживанию и социальным услугам. Тем не менее существуют также важные геополитические соображения, поскольку миграционные потоки могут создать финансовую нагрузку и угрозу безопасности для принимающих государств.
Необходимо разграничить понятия «миграция» и «вынужденная миграции». Миграция представляет собой перемещение трудоспособного населения, происходящее вне нормативных норм стран отправителя, транзита и получателя. Вынужденная миграция — это вынужденное перемещение людей, причиной которого стали такие факторы, как природные бедствия и катастрофы, а также вооруженные конфликты. Так, за I квартал 2023 г. в целях работы в Российскую Федерацию въехало 1,3 млн иностранных граждан, это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
№ 3/2024
Основной приток трудовых мигрантов произошел за счет приезжих из Узбекистана (630 859 человек), Таджикистана (349 357), Киргизии (172 591), Армении (47 337) и Казахстана (34 783) [5].
Отмечаем, что внешние трудовые миграционные потоки, причиной которых стали обстоятельства, объективно являющиеся предпосылкой для вынужденной миграции населения с территории государства, создают прецедент для осуществления незаконной трудовой деятельности на территории принимающего государства.
На наш взгляд, оптимизация нормативно-правовой базы в сфере документооборота повысила бы продуктивность деятельности сотрудников правоохранительных органов. В рамках межгосударственного сотрудничества необходимо рассмотреть вопрос о дополнении постановления об избрании меры пресечения обязательным разделом, где нужно отразить, будет ли запрашиваться выдача лица при обнаружении его на территории другого государства. Это будет способствовать исключению необходимости вынесения дополнительного процессуального документа и изначально отразит цель запрашиваемого компетентного органа.
С одной стороны, это явно экономически выгодно для нанимателей нелегальной рабочей силы. Однако, с другой стороны, нелегальные трудовые потоки создают существенную угрозу как экономической, так и национальной безопасности государства. Помимо этого, возникают существенные трудности в должном обеспечении прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, которые прибыли на территорию принимающего государства. Нельзя не отметить межведомственное взаимодействие правоохранительных органов в сфере неконтролируемой миграции. В связи с этим было бы целесообразно законодательно проработать перспективу упрощения процедуры получения разрешительных документов для иностранных граждан и лиц без гражданства, направляющихся на постоянное место жительства, с последующим осуществлением законной трудовой деятельности в районы нового освоения.
Таким образом, внешняя миграция населения оказывает влияние как на темпы изменения скорости развития населения, проживающего на территории принимающего государства, так и на скорость развития отдельного региона рассматриваемого государства. Говоря о темпе развития населения, следует отметить, что, как правило, более подвижным является социально более ак-
тивное население. Для государства, принимающего вынужденных мигрантов, это выражается двояко, с определенными как положительными, так и отрицательными моментами [4]. В связи с этим одним из направлений совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере является устранение существующих противоречий в подходе к реализации порядка привлечения высококвалифицированных специалистов работодателями (заказчиками работ) услуг и предоставляемых таким специалистам преференций.
^исок источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.garant. ru
3. Стратегия Национальной безопасности до 2025 г., утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400.
4. Прудников A.C. Некоторые направления по совершенствованию правового регулирования в сфере внешней трудовой миграции // Вестн. экон. безопасности. 2022. № 3. С. 192—195.
5. ЕМИСС. Официальные статистические показатели [Электронный ресурс]. URL: https:// www.fedstat.ru/indicator/59536
References
1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amend-ments approved during the nationwide vote on 07/01/2020).
2. Concept of state migration policy of the Russian Federation for the period until 2025 (approved by the President of the Russian Federation on June 13, 2012) [Electronic resource].
3. National Security Strategy until 2025, approved by Decree of the President of the Russian Federation of 02.07.2021. No. 400.
4. Prudnikov A.S. Some directions to improve legal regulation in the field of external labor migration // Vestnik of Economic Security. 2022. № 3. Р. 192—195.
5. EMISS. Official statistical indicators. Electronic resource URL: https://www.fedstat.ru/ indicator/59536
Информация об авторе
Серпионова А.И. — преподаватель кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Статья поступила в редакцию 02.09.2024; одобрена после рецензирования 05.09.2024; принята к публикации 09.09.2024.
Information about the author
Serpionova A.I. — lecturer at the Department of Physical Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot
The article was submitted 02.09.2024; approved after reviewing 05.09.2024; accepted for publication 09.09.2024.
№ 3/2024