Научная статья на тему 'Особенности реализации института реадмиссии уполномоченными органами международных организаций '

Особенности реализации института реадмиссии уполномоченными органами международных организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международные организации / институт реадмиссии / международные отношения / борьба с незаконной миграцией / миграционные процессы / international organizations / readmission institute / international relationships / combating illegal migration / migration processes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анастасия Игоревна Серпионова

В послевоенную эпоху государства мира объединились, чтобы создать общую международную организацию, чтобы не допустить вспыхивания более крупного конфликта и установить мир во всем мире. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций (ООН). Государства мира объединились под руководством тогдашних крупнейших держав мира для установления и поддержания коллективного международного мира и безопасности, защиты международного права, защиты и поощрения прав человека во всем мире, решения международных экологических проблем и противодействия фундаментальным угрозам международная безопасность. Основные принципы Организации Объединенных Наций изложены в ее Уставе, который включает в себя сложный набор правил для надлежащего функционирования Организации Объединенных Наций в международных рамках для достижения мира и гармонии, к которым так долго стремились государства-члены. В последнее время, эффективность деятельности ООН становится спорной темой среди многих исследователей. В настоящей статье будет проанализирована реализации института реадмиссии в рамках функционирования Организации Объединённых Наций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анастасия Игоревна Серпионова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of realization readmission institute by authorized international organizations

In the post-war era the states of the world have united to create general international organization to prevent a major conflict and peace all over the world. Therefore, they created the United Nations (UN). The states of the world have united under the leadership of the major powers of the world to establish and maintain collective international peace and security, to protect of international law, to protection and to promote of human rights around the world, to solve international environmental problems and to counter fundamental threats international security. Fundamental principles of the United Nations are set out in its Statute, which include difficult set of rules for the appropriate functioning of the United Nations in an international framework to achieve peace and harmony that Member States have been striving. Recently, the effectiveness of the United Nations becomes a controversial topic among many researchers. This article will analyze the realization of readmission institute within framework of the functioning of the United Nations.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации института реадмиссии уполномоченными органами международных организаций »

Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 105—108. State service and personnel. 2024;(2): 1 05— 1 08.

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-105-108 NIION: 2012-0061-02/24-078

EDN: https://elibrary.ru/RNRYSD MOSURED: 77/27-008-2024-02-278

Особенности реализации института реадмиссии уполномоченными органами международных организаций

Анастасия Игоревна Серпионова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва, Россия,

anastasia.serpionova@gmail.com

Аннотация. В послевоенную эпоху государства мира объединились, чтобы создать общую международную организацию, чтобы не допустить вспыхивания более крупного конфликта и установить мир во всем мире. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций (ООН). Государства мира объединились под руководством тогдашних крупнейших держав мира для установления и поддержания коллективного международного мира и безопасности, защиты международного права, защиты и поощрения прав человека во всем мире, решения международных экологических проблем и противодействия фундаментальным угрозам международная безопасность. Основные принципы Организации Объединенных Наций изложены в ее Уставе, который включает в себя сложный набор правил для надлежащего функционирования Организации Объединенных Наций в международных рамках для достижения мира и гармонии, к которым так долго стремились государства-члены. В последнее время, эффективность деятельности ООН становится спорной темой среди многих исследователей. В настоящей статье будет проанализирована реализации института реадмиссии в рамках функционирования Организации Объединённых Наций.

Ключевые слова: международные организации, институт реадмиссии, международные отношения, борьба с незаконной миграцией, миграционные процессы.

Для цитирования: Серпионова А.И. Особенности реализации института реадмиссии уполномоченными органами международных организаций // Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 105—108. https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2024-2-105-108. EDN: https://elibrary.ru/RNRYSD

Original article

Features of realization readmission institute by authorized international organizations

Anastasia I. Serpionova

Lecturer of the Department of Physical Training of Kikot Moscow University

of the Ministry of Internal affairs of the Russian Federation, anastasia.serpionova@gmail.com

Annotation. In the post-war era the states of the world have united to create general international organization to prevent a major conflict and peace all over the world. Therefore, they created the United Nations (UN). The states of the world have united under the leadership of the major powers of the world to establish and maintain collective international peace and security, to protect of international law, to protection and to promote of human rights around the world, to solve international environmental problems and to counter fundamental threats international security. Fundamental principles of the United Nations are set out in its Statute, which include difficult set of rules for the appropriate functioning of the United Nations in an international framework to achieve peace and harmony that Member States have been striving. Recently, the effectiveness of the United Nations becomes a controversial topic among many researchers. This article will analyze the realization of readmission institute within framework of the functioning of the United Nations.

Keywords: international organizations, readmission institute, international relationships, combating illegal migration, migration processes.

For citation: Serpionova A.I. Features of the implementation of the Institute of readmission by authorized bodies of international organizations // Civil Service and Personnel. 2024. № 2. P. 105—108. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-105-108. EDN: https://elibrary.ru/RNRYSD

© Серпионова А.И. М., 2024.

№ 2/2024

В современном мире практический опыт международных организаций и компетентных внутренних органов в области борьбы с незаконной миграцией показал высокую эффективность реадмиссионных соглашений, позволяющих в кратчайшие сроки вернуть иммигрантов с неурегулированным правовым статусом в государства, гражданами которых они являются или в которых они постоянно проживают. По данным Государственной информационной системы миграционного учета, на территорию Российской Федерации в 2020 г. прибыло 5,8 млн иностранных граждан. Всего в МВД Российской Федерации поступило 2,8 тыс. ходатайств об исполнении процедуры реадмиссии, половина из которых была удовлетворена, другая половина была оставлена без рассмотрения в связи с несоответствием требованиям двусторонних договоров о реад-миссии между Российской Федерацией и иными государствами.

Сегодня Российская Федерация формирует обновленную политику регулирования миграционных процессов, что, в свою очередь, диктует необходимость совершенствования миграционного законодательства, одним из важнейших институтов которого является институт реадмиссии. Для более детального рассмотрения поставленного вопроса следует обратиться к деятельности Международной организации по миграции (МОМ).

Обращаясь к Всеобщей декларации прав человека, отметим, что право на свободное передвижение является одной из основополагающих и неотъемлемых категорий прав человека. Большинство юристов-международников, дипломатов и практиков считают соглашения о реадмиссии лиц одним из наиболее действенных инструментов или механизмом противодействия незаконной и неконтролируемой миграции (Ю.В. Герасименко, А.С. Прудников и др.).

На саммите ООН по делам беженцев и мигрантов 2016 г. Генеральный секретарь ООН и Генеральный директор МОМ подписали Соглашение об отношениях между Организацией Объединенных Наций и Международной организацией по миграции, которое изменило положение МОМ как «связанной организации» в системе ООН.

Несмотря на то что МОМ была переименована в Миграционное агентство ООН, некоторые утверждают, что как организация МОМ остается вне системы ООН, утверждая, что «хотя банне-ры и листовки могут свидетельствовать об обратном, [МОМ] не является агентством ООН и не имеет «вступил» или «присоединился» к ООН. Она остается межправительственной организацией, все еще вне системы, но в «более тесной связи» с ней. В этом разделе рассматривается статус

связанных организаций, демонстрирующий, что политически и функционально МОМ теперь является частью системы ООН.

Устав МОМ и многочисленные документы Совета обеспечивают основу для правозащитного подхода ко всей деятельности и программам Организации, в том числе по всему спектру вопросов возвращения, реадмиссии и реинтеграции. Преамбула и подп. 1(с) и ст. 1 ее Устава обязывают МОМ предоставлять миграционные услуги по добровольному возвращению и реинтеграции. Подпункт 1(с) ст. 1 также предоставляет МОМ возможность предлагать широкий спектр миграционных и консультационных услуг, не связанных с перемещением, в то время как подп. 1(е) ст. 1 в целом уполномочивает МОМ служить «форумом для государств, а также международных и других организаций для обмена мнениями и опытом, содействия сотрудничеству и координации усилий по вопросам международной миграции, включая исследования по таким вопросам с целью выработки практических решений». Таким образом, в этих пунктах содержится мандат на работу МОМ с правительствами по наращиванию потенциала в целях укрепления их оперативных возможностей и соблюдения норм международного права в отношении всего спектра вопросов возвращения, включая реадмиссию, посредством содействия межгосударственному сотрудничеству в области возвращения и реад-миссии и предоставления рекомендаций государствам по корректировке политического курса.

Как межправительственная организация МОМ не может осуществлять принудительное возвращение мигрантов от имени правительств или от их имени. Принудительное возвращение является принудительной мерой, осуществляемой исключительно правительствами и их агентами. Однако это не запрещает МОМ предоставлять услуги, не связанные с перемещением, до или после принудительного возвращения, такие как консультирование перед отъездом или помощь после прибытия, при условии, что они предоставляются с информированного согласия мигранта и способствуют защите своих прав и благополучия, а также предоставлению политической и технической поддержки правительствам для расширения их возможностей в этой сфере в соответствии с применимыми нормами международного права.

Отметим, что связанные организации и специализированные учреждения юридически автономны от самой ООН, а также управляются и финансируются независимо от главных органов ООН. Однако создание и статус специализированных учреждений рассматриваются в Уставе ООН, в ст. 57 которого говорится, что «различные спе-

№ 2/2024

циализированные учреждения, созданные на основе межправительственного соглашения и имеющие широкие международные обязанности, как это определено в их основных документах, в экономической, социальной, культурной сфере, в сфере образования, здравоохранения и смежных областях, должны быть связаны с Организацией Объединенных Наций в соответствии с положениями ст. 63». В соответствии со ст. 63 Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) может заключать соглашения о налаживании отношений между специализированными учреждениями и ООН с одобрения Генеральной Ассамблеи.

Также в качестве примера одного из механизмов защиты прав человека следует отметить Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ). В настоящее время на международной судебной арене не рассматриваются исковые заявления. Однако рассмотрим постановления Европейского суда по правам человека по жалобам № 40081/14, 40088/14 и 40127/14 «Л.М. и другие против Российской Федерации». Согласно материалам дела, заявители, нарушившие порядок пребывания на территории России, должны были быть подвергнуты административному выдворению. Однако, по мнению ЕСПЧ, поскольку данные граждане прибыли из Сирии и в момент потенциального выдворения в данном государстве велись активные боевые действия (т.е. имелась явная угроза для их жизни и здоровья), оснований для реализации административного механизма у России не имелось. Помимо этого, в нарушение п. 4 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод заявители не имели правовой возможности обжаловать принятое в отношении них решение.

В качестве другого примера следует привести дело «M.D. и другие против Российской Федерации». Согласно общим сведениям по указанному делу, иностранные граждане (Сирийской Арабской Республики) прибыли в Россию в 2011— 2014 гг. отдельно друг от друга по различным категориям виз и впоследствии по истечении сроков пребывания не покинули Россию. В связи с нарушением положений миграционного законодательства России они задержаны сотрудниками полиции. В отношении каждого из заявителей вынесено решение об административном выдворении. ЕСПЧ установил, что выдворение в Сирию иностранных граждан приведет к нарушениям ст. 2 и 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Следует отметить, что соглашения о реадмиссии являются результатом международного сотрудничества государств в сфере миграции, их заключению предшествует продолжительный период согласования положений, определяющих

права и обязанности договаривающихся сторон. Так как между Сирийской Арабской Республикой и Российской Федерацией нет действующего соглашения о реадмиссии, граждане Сирийской Арабской Республики были подвергнуты административному выдворению за пределы территории Российской Федерации.

Исходя из этого важность развития сотрудничества государств по реадмиссии подчеркивает и работа Комиссии международного права Организации Объединенных Наций (далее — МФК ООН или Комиссия). МФК ООН разработала проект статей по выдворению из страны, в частности, он содержит положения о реадмиссии.

В соотношении с международным судебным механизмом защиты прав человека МФК ООН является международным органом, уделяющим внимание вопросу реадмиссии в рамках ООН. Внимание Комиссии ООН по международному праву к вопросу о выдворении из страны, в том числе к вопросу о реадмиссии, и действия по разработке статей по выдворению за пределы страны в будущем привели к реадмиссии.

Следует отметить, что Российская Федерация является членом ООН с 1945 г., в проведении своей миграционной политики руководствуется нормами национального и международного права. В настоящее время действуют двусторонние соглашения со многими государствами — участниками ООН, среди которых можно выделить Европейский Союз (Норвегия, Дания), а также страны — участники СНГ (Республика Беларусь, Киргизия).

Также соглашение о реадмиссии будет способствовать упрощению визового режима между странами-участниками. Наблюдаемый в настоящее время интенсивный миграционный процесс все более актуализирует проблему обеспечения национальной и общественной безопасности. Борьба с такими негативными процессами определена в качестве одного из приоритетов государственной политики на ближайшую перспективу, при этом «неконтролируемые миграционные процессы» занимают особое место в ряду основных угроз национальной безопасности.

Список источников

1. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019— 2025 годы» // СПС «Гарант Плюс».

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. 2001. № 2.

№ 2/2024

4. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.).

5. Иванцов С.В., Несмелое П.В., Назаров М.В. Миграционные процессы и миграционная безопасность в странах СНГ // Междунар. журн. конституционного и государственного права. 2016. № 2.

6. Назаров М.В. Миграционная безопасность: понятие, сущность, принципы // Вестн. Моск. ун-та МВД. 2016. № 8. С. 32—36.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of October 31, 2018 N 622 «On the Concept of State Migration Policy of the Russian Federation for 2019—2025».

2. Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948).

3. European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms // SZ RF. 2001. N 2.

4. Convention relating to the Status of Refugees (Geneva, July 28, 1951).

5. Ivantsov S.V., Nesmeloe P.V., Nazarov M.V. Migration processes and migration security in the CIS countries // International Journal of Constitutional and State Law. 2016. № 2.

6. Nazarov M.V. Migration security: concept, essence, principles // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs. 2016. № 8. P. 32—36.

Информация об авторе

Серпионова А.И. — преподаватель кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Статья поступила в редакцию 20.05.2024; одобрена после рецензирования 28.05. 2024; принята к публикации 01.06.2024.

Information about the author Serpionova A.I. — lecturer at the Department of Physical Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot

The article was submitted 20.05. 2024; approved after reviewing 28.05.2024; accepted for publication 01.06.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Эриашвили Н.Д. Федерализм в первые годы советской власти. Исто-рико-правовое исследование: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. 159 с.

Федерализм в первые годы советской власти

ISBN 978-9941-9818-4-5

Агентство CIP РГБ

В переработанном и дополненном издании монографии раскрыты истоки формирования федерализма в советском государстве, а также развитие и модернизация федеративных отношений. На примере Советского Туркестана (191 8—1 924 гг.) исследованы закономерности зарождения и последующего развития федерализма как одной из форм человеческого общежития, не утратившей своего значения и в настоящее время. Всесторонний анализ состояния федерализма, а также переориентация принципов федерализма актуальны сегодня для реализации целей устойчивого развития и национальной безопасности государства.

Для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), правоприменителей, осуществляющих правотворческую деятельность, а также всех, интересующихся историей формирования советского государства в России.

№ 2/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.