Научная статья на тему 'МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Литяйкина А.И., Репникова К.А.

Процесс миграции возник еще в древности. Мировая история помнит не одно крупное переселение людей, причем как добровольное, так и вынужденное. Людям всегда было свойственно перемещаться в поисках лучших условий жизни. С развитием технологий и техники миграция достигла глобальных масштабов и была значительно упрощена. Сегодня смена места жительства не составляет трудности, а современные условия позволяют перемещаться людям не только между странами, но и между целыми континентами. Однако упрощение перемещения людей через границы государств может создавать угрозы и риски стабильности всего мирового сообщества. Глобальная миграция - это процесс, который требует особого внимания со стороны властей всех уровней управления. Целью данного исследования является изучение международного опыта управления глобальными миграционными процессами. В ходе исследования были изучены основные виды и причины миграции, ее последствия и риски, а также предложены меры совершенствования мировой миграционной политики в целях создания условий устойчивого развития всей планеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The migration process originated in ancient times. World history remembers more than onmajor resettlement of people, both voluntary and forced. People have always tended to move in search of better living conditions. With the development of technology and technology, migration has reached global proportions and has been greatly simplified. Today, changing the place of residence is not difficult, and modern conditions allow people to move not only be- tween countries, but also between entire continents. However, the simplification of the movement of people across the borders of States can create threats and risks to the stability of the entire world community. Global migration is a process that requires special attention from the authorities at all levels of government. The purpose of this study is to study international experience in managing global migration processes. The study examined the main types and causes of migration, its consequences and risks, as well as proposed measures to improve global migration policy in order to create conditions for sustainable development of the entire planet.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Литяйкина Ангелина Ивановна*

студент

alityajkina@mail.ru

Репникова Ксения Алексеевна*

студент

kseniarepnikova13@gmail.com

* ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск, Россия

Аннотация:

Процесс миграции возник еще в древности. Мировая история помнит не одно крупное переселение людей, причем как добровольное, так и вынужденное. Людям всегда было свойственно перемещаться в поисках лучших условий жизни. С развитием технологий и техники миграция достигла глобальных масштабов и была значительно упрощена. Сегодня смена места жительства не составляет трудности, а современные условия позволяют перемещаться людям не только между странами, но и между целыми континентами. Однако упрощение перемещения людей через границы государств может создавать угрозы и риски стабильности всего мирового сообщества. Глобальная миграция - это процесс, который требует особого внимания со стороны властей всех уровней управления. Целью данного исследования является изучение международного опыта управления глобальными миграционными процессами. В ходе исследования были изучены основные виды и причины миграции, ее последствия и риски, а также предложены меры совершенствования мировой миграционной политики в целях создания условий устойчивого развития всей планеты.

Ключевые слова: миграция, движение населения, управление, миграционная политика.

УДК 314.74

Р01: 10.24411/2658-6932-2022-10000

Для цитирования: Литяйкина А. И., Репникова К. А. Миграция как фактор устойчивого развития / А. И. Литяйкина, К. А. Репникова // Контентус. - 2022. - № 9. - С. 34 - 42.

Миграция населения - сложный по своей природе, многообразный по формам и последствиям социальный процесс. Сегодня миграция является одним из ключевых драйверов развития государств и общества, без нее невозможно представить нормальное функционирование хозяйственного комплекса каждого государства в отдельности и мирового хозяйства в целом. Миграционные процессы оказывают влияние на множество аспектов нашей жизни: демографическую ситуацию, социальную сферу, геополитическую картину и международные отношения. Большое значение вопросы миграции играют в обеспечении устойчивого развития стран. Миграционные потоки изменяют ситуацию на рынке труда, влияют на санитарно-эпидемическую и экологическую обстановку, на уровень преступности и межнациональные отношения. В условиях мировой нестабильности, обострения глобальных проблем, усиления глобализации и регионализации вопросы регулирования миграции приобретают особую значимость. Актуальным остается поиск способов совершенствования механизмов международного управления миграционными потоками, борьбы с нелегальной миграцией и защиты прав и свобод мигрантов.

Несмотря на то, что тема мировой миграции остается не до конца изученной, она вот уже не одно столетие привлекает внимание ученых всего мира. Отправной точкой зарубежных исследований миграции как науки считается опубликованная в 1885 г. статья Э. Равенштейна, содержащая знаменитые законы миграции. Значительный вклад в изучение данной сферы внёс американский социолог Э. С. Ли, разработав в 1966 г. собственную теорию миграции, рассмотрев ее через факторы, ее определяющие. Вопросы миграции также изучались американскими экономистами Дж. Харрисоми М. Тодаро, культур-географом В. Зелински, а в работах С. Каслса, М. Миллера, С. Сассена исследовалось влияние глобализации на миграцию населения.

В отечественной литературе исследование сущности миграции можно встретить в трудах М. В. Ломоносова, В. П. Вощинина, А. А. Кауфмана, А. А. Исаева, В. О. Ключевского, В. И. Ленина. В советский период данные вопросы изучались многими экономистами и демографами, например, Д. И. Валентием, А. Г. Вишневским, М. Б. Денисенко. Вопросам международной миграции особое внимание уделяли В. А. Ионцев, А. Н. Каменский, Е. С. Красинец. Работы Г. С. Вечканова и Л. А. Солонской посвящены трудовой миграции, а Г. С. Вит-ковская и В. И. Мукомель изучали вынужденную миграцию.

Целью проводимого исследования является поиск способов совершенствования международного управления миграционными процессами в Российской Федерации и Европейском Союзе.

Предполагается, что усовершенствовать существующую систему управления глобальной миграцией можно путем введения более четких методов контроля въезда мигрантов и обеспечения комфортных условий для их жиз-

недеятельности. В число таких методов входит совершенствование национальной миграционной политики, повышение контроля качества работы национальных миграционных служб, а также установление квот на количество въезжающих. Можно предположить, что повсеместное внедрение таких локальных (региональных) мер управления миграционными процессами в рамках общей международной политики поспособствует сокращению нелегальной и неконтролируемой миграции, что обеспечит устойчивое социально-экономическое и политического развитие всего мира.

Резкий рост международной миграционной активности наблюдался после окончания Второй мировой войны. Данная тенденция обусловлена рядом причин: возникновение новых государств в Азии и Африке; стремительное послевоенное восстановление и экономический рост большинства стран Западной Европы, и вытекающая из этого потребность в рабочей силе; политика ряда государств по привлечению мигрантов. К концу прошлого столетия масштабы глобальной миграции рекордно увеличились, и что немало важно, тенденция продолжает сохраняться и в XXI в. (рисунок 1).

271,6 281

161 ч 173,6

153 161,3

101,98

:

1970 г. 1980 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2019 г. 2020 г.

Число мигрантов, млн чел.

Рисунок 1 - Динамика численности международных мигрантов

За рассматриваемый период количество мигрантов в мире выросло более чем в 3 раза, или на 232,5% , с начала века рост составил 61,9%. По данным на 1 декабря 2021 г. в мире насчитывается примерно 281 млн человек, имеющих статус международных мигрантов, что составляет 3,6% населения Земли. Численность внутринациональных мигрантов превышает 740 млн человек, а масштабы нелегальной и неофициальной миграции неоценимы [8].

Все международные мигранты формируют так называемые миграционные волны, или потоки, под которыми понимается совокупность территориальных перемещений населения, совершающихся в определенное время в рамках какой-либо территориальной системы. Такие потоки в последние годы стали более дифференцированными по половому, этническому, возрастному

и другим признакам. Современными крупными центрами концентрации миграционных потоков являются: США, Германия, Саудовская Аравия, Россия, Великобритания, ОАЭ, Франция, Канада, Австралия, Италия и Испания. Также исследователи выделяют миграционные коридоры - пограничные территории, служащие буферной зоной для пересечения границ государств. Крупнейшими сегодня являются: Мексика - США, Бангладеш - Индия, Россия -Украина, Украина - Россия, Казахстан - Россия.

Подавляющее большинство людей мигрирует за рубеж по причинам, связанным с семейным положением, обучением или карьерой. Другие, напротив, покидают места проживания в связи с целым рядом вынужденных обстоятельств, таких как военные конфликты, экономические кризисы, бедность, голод, политические преследования и т.д. Исходя из указанных причин, можно выделить два основных вида миграции:

1) международная переселенческая миграция;

2) международная трудовая миграция.

Первый вид миграции обусловлен возникновением каких-либо масштабных катаклизмов, из-за которых люди вынуждены переезжать, а зачастую бежать из собственных стран. И пусть, миграция сегодня рассматривается как неизбежное и потенциально полезное социально-экономическое явление, такие массовые переселения нередко порождают неконтролируемую миграцию, что может повлиять на безопасность и стабильность не только отдельной страны, принимающей мигрантов, но и всего мира [14].

Ярким примером вспышки неконтролируемой миграции является Европейский миграционный кризис, случившийся осенью 2015 г. В то время наблюдалось резкое многократное увеличение потока беженцев и нелегальных мигрантов в Европу из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии, в итоге Евросоюз столкнулся с тем, что оказался не готов к их принятию. Причинами для многократного роста числа мигрантов стали локальные войны и вооруженные конфликты на Ближнем Востоке, кризис в Сербии и Косово, религиозные столкновения в Нигерии, демографический взрыв в странах Африки и Востока. По оценочным данным с января по сентябрь 2015 г. в страны ЕС въехало от 1 до 1,8 млн беженцев. Неконтролируемый наплыв мигрантов и проблемы с их перевозками привели к многочисленным человеческим жертвам [11].

Проблема большого притока мигрантов в странах Европейского Союза существует и сегодня. По некоторым оценкам, население ЕС ежегодно увеличивается на 20% благодаря естественному приросту, а на 80% - уже благодаря миграционному.

В 2020 г. в государства-члены Союза в общей сложности въехало 3,3 млн человек, в то время как выехало 2,2 млн эмигрантов [1]. Однако эти общие цифры полноценно не отражают миграционные потоки, протекающие в ЕС, по-

скольку они также включают потоки между различными государствами-членами ЕС.

Общая численность мигрантов в Евросоюзе, не являющихся резидентами стран-участников, составляет 23,7 млн человек на 1 января 2021 г. По различным оценкам, в 2020 г. в ЕС иммигрировало 1,9 млн человек из зарубежных стран, и около 956 тыс. эмигрировали за его пределы. Для сравнения, в 2019 г. насчитывалось 2,7 млн иммигрантов и около 1,2 млн эмигрантов. То есть наблюдается тенденция усиления интенсивности иммиграционного прироста в страны Европейского Союза.

Если рассматривать миграцию в Европейском Союзе в разрезе стран, то можно увидеть, что главным центром притяжения является Германия. Общая численность мигрантов в Германии составляет около 12 млн, или 12,7% всего населения.

Высокая доля мигрантов наблюдается в Швейцарии - четверть всего населения в 2021 г. На Кипре этот показатель составляет 18,5%, в Австрии - 15%, в Бельгии, Ирландии, Латвии - около 13%, в Испании - 11%. Высокая доля мигрантов наблюдается в «карликовых» государствах Европы: Люксембург - 47%, Лихтенштейн - 34,5%, Мальта - 20% [8].

В 2020 г. набольшее количество мигрантов приняла Германия - 728,6 тыс. человек, за ней следуют Испания (467,9 тыс.), Франция (283,2 тыс.) и Италия (247,5 тыс.). Германия также сообщила о самом высоком числе эмигрантов в 2020 г. (448,1 тыс.), потом идет Испания (248,6 тыс.), Румыния (186,8 тыс.) и Польша (161, тыс.). Почти во всех странах Евросоюза в 2020 г. наблюдался иммиграционный прирост, за исключением Хорватии, Латвии и Румынии [8].

Как уже было сказано, кроме вынужденного переселения населения, существует международная миграция трудовых ресурсов. Ее причины носят неэкономический характер, а скорее политический, идеологический, социальный или религиозный. Возникновению и развитию международной трудовой миграции во многом поспособствовала глобализация, однако выделяют и другие причины:

- неравномерность распределения между странами экономических ресурсов;

- рост затрат на подготовку и переподготовку рабочей силы, а также рост спроса в развитых странах на кадры высокой квалификации. В результате чего легче и дешевле заполнить рабочие места высококвалифицированными иммигрантами, чем удовлетворить спрос за счёт специальной их подготовки из числа абитуриентов;

- падение мирового спроса на неквалифицированную рабочую силу и рост её предложения, особенно в бедных странах, что вынуждает часть населения бедных стран мигрировать в поисках работы;

- мировая дифференциация условий труда, быта и жизни, уровня доходов населения;

- великие географические открытия, войны, захват новых территорий, кризисы, бедствия, стимулирующие миграцию населения. Так, например, в 1990-е годы в России этому способствовал распад СССР;

- демографическая и миграционная политика международных организаций, международных корпораций, государств.

Масштабы трудовой миграции значительно превосходят масштабы вынужденной. Так, численность международных трудовых мигрантов в 2019 г. составляла 169 млн человек, 63,8 млн (37,7%) из которых находились в Европе и Центральной Азии [8].

Современные тенденции свидетельствуют о том, что трудовые ресурсы стягиваются в страны Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар и т.д.), Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Сингапур и т.д.) и Южной Африки. Однако Западная Европа продолжает оставаться традиционным мировым работодателем.

В конце 2015 г. в странах Европейского союза насчитывалось порядка 19 млн работающих, не являющихся резидентами ЕС. Наиболее заметна роль трудовых мигрантов в общей рабочей силе в таких странах, как Люксембург -57,3%, Австрия - 10,5%, Бельгия - 8,9% и Германия - 8,8%. Отмечается, что беженцы не заинтересованы европейскими странами, уровень жизни в которых находится на самом низком уровне по среднеевропейским меркам: Албания, Македония, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Румыния, Болгария.

Анализируя современную мировую миграционную картину, можно увидеть, что Российская Федерация является активным участником глобального миграционного процесса. Она одновременно выступает достаточно крупным государством-реципиентом и государством-донором международных мигрантов.

По разным данным численность мигрантов на территории России варьируется от 6 до 12 млн человек. Согласно подсчетам ООН в 2020 г. Россия оказалась на четвертом месте среди стран с самым большим числом мигрантов, достигнув показателя в 12 млн. Однако показатели, предоставляемые государственными органами РФ, оказались намного ниже. МВД РФ в декабре 2020 г. сообщило о 6,3 млн, а в конце сентября 2021 г. о 7 млн иностранных граждан, находящихся на территории страны. По данным Государственной информационной системы миграционного учета, на территорию Российской Федерации в 2020 г. прибыло 5,8 млн иностранных граждан. Отмечается, что до 2020 г. Россию ежегодно посещало 15-16 млн иностранных граждан, из которых 5-6 млн прибывали в страну с целью трудоустройства.

Россия на протяжении десятилетий остается крупным центром притяжения трудовых мигрантов. Согласно данным МВД РФ, за 2021 г. было заключено 1,7 млн трудовых договоров с иностранными гражданами (таблица 1). Основной поток трудовых иммигрантов в Россию составляют граждане бывших

союзных республик: Украины, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии и Таджикистана. Общее количество иммигрантов в РФ за 2021 г. составило 13,4 млн человек, тогда как за 2020 г. - 9,8 млн человек. Здесь стоит отметить, что далеко не все мигранты заключают трудовые договоры - многие из них, напротив, трудятся нелегально.

Таблица 1 - Количество заключенных трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства [4]

Показатель 2020 г. 2021 г.

Всего уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность: 1 330 650 1 673 342

На основании разрешения на работу 42 346 67 515

Без разрешения на работу 558 294 705 447

На основании патента 730 010 900 380

Большинство мигрантов, пребывающих в Россию, являются гражданами стран бывшего СССР, однако российские эмигранты отдают предпочтения странам дальнего зарубежья. Лидером по общей численности эмигрантов из России является Германия, там проживают 620 тыс. русских. Однако стоит отметить, что за последнее десятилетие убыль населения Российской Федерации в миграционном обмене с Германией резко сократилась. В 2021 г. туда на постоянное место жительства (длительное пребывание) выехали 3115 человек, что на 28% меньше, чем в 2019 г. (4 308 чел.). Также популярными направлениями для миграции являются США - 210 тыс. российских эмигрантов, Израиль -69 тыс., Италия - 65 тыс., Испания - 50 тыс., Канада - 48 тыс., Великобритания -38 тыс., Австрия - 32 тыс., Греция - 22 тыс. и Швейцария - 10 тыс. человек [10].

Нельзя не упомянуть и о влиянии событий 2022 г. Вследствие проводящейся на территории Украины спецоперации РФ, эмиграционные потоки в страны Европейского Союза значительно усилились. В конце мая 2022 г. ООН сообщило, что Украину покинуло более 6,7 млн человек. В основном беженцы направились в Польшу (3,6 млн чел.), Румынию (989,4 тыс.) и Венгрию (671,5 тыс.). В Россию же прибыло 971,4 тыс. украинцев [8].

В России же за это время так же наблюдается отток трудовых мигрантов, приезжавших к нам преимущественно из стран бывшего СНГ. Однако страну покидают не только трудовые мигранты, но и некоторые ее граждане. По данным Федеральной службы безопасности РФ, в январе-марте 2022 г. за границу выехали 3,88 млн граждан России - на 36% меньше, чем в последнем квартале 2021 г., однако на 46% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Около 30% выездов пришлось на страны, признанные недружественными. Большинство эмигрировало в Украину - 328 тыс. человек, Финляндию - 157 тыс., Эстонию - 125 тыс. и Германию 61 тыс. Наиболее популярными направлениями

для российских эмигрантов являются страны бывшего СССР и соседние страны: Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Китай.

Из-за привлекательности европейских стран в них направлены сильные миграционные потоки, которые становятся еще ощутимее при каких-либо масштабных потрясениях в мире. Именно этим обуславливается Европейский миграционный кризис 2015 г. Тогда в странах ЕС отмечался рост преступности, и многие граждане стран уверены, что в значительной мере это происходит из-за нахлынувшего потока мигрантов. Со временем предпочтения населения стали отдаваться политикам, обещающим остановить потоки мигрантов. И впоследствии ряд стран начал проводить антиэмиграционную политику (что, впрочем, в отдельных случаях все равно не действует): Латвия, Польша, Греция, Венгрия, Австрия, Дания, Чехия, Италия, Мальта, Словакия. Из-за чего между странами Европейского союза возникло несогласие по видению и ведению общей миграционной политики, в частности политики в отношении беженцев.

С целью принятия коллективных и единых решений, в соответствии с которыми страны ЕС, независимо от миграционного давления, сами могут определить, сколько и каких мигрантов они могут принять, Евросоюзом ведется политика «гибкой солидарности». Она направлена на компенсацию нехватки рабочей силы и решение демографических дисбалансов в нуждающихся странах. В рамках политики «гибкой солидарности» каждое государство ЕС реализует общую миграционную политику, выбирая наиболее подходящую для себя форму участия:

- равный вклад, равное получение;

- одинаковый вклад, получение в соответствии с потребностями;

- вклад в соответствии с возможностями, получение в соответствии с потребностями.

Государствам, которые не желают принимать мигрантов из-за отсутствия демографических проблем или по другим причинам, должно быть предоставлено право компенсировать свой отказ соответствующими денежными взносами.

Европейский союз активизировал свои усилия по созданию эффективной, гуманной и безопасной европейской миграционной политики, которая сегодня включает следующие направления:

- работа со странами происхождения и транзита мигрантов;

-укрепление внешних границ ЕС;

-управление миграционными потоками и ограничение незаконной контрабанды;

- реформа Общей европейской системы убежища;

- предоставление возможностей для легальной миграции;

- поощрение интеграции граждан третьих стран [12].

Так же в настоящее время разработано и принято множество международных документов, направленных на регулирование миграционных потоков, защиту беженцев и обеспечение равных прав мигрантов. К ним относятся:

1. Шенгенское Соглашение стран-участников Европейского союза, 1985 г.

2. Визовый Кодекс ЕС, 2009 г.

3. Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах, 2016 г.

4. Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, 2018 г.

Российская Федерация является участником последних двух договоров, подготовленных под эгидой ООН и множества иных соглашений между странами СНГ и ЕАЭС. Ее национальная миграционная политика основывается на следующих документах:

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1;

3. ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ;

4. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ;

5. ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ и другие.

Ключевым документом в данной области является Концепция государственной миграционной политики, определяющая цели, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики РФ на 20192025 гг.

Несмотря на то, что вопросы миграционной политики широко и постоянно обсуждается и совершенствуется, причем на разных уровнях управления, остается актуальным вопрос ее методологического обеспечения. Существуют обширные международные и национальные нормативные базы, регулирующие миграционные процессы, но миграционное право до сих пор не выделено в отдельную самостоятельную отрасль права. Пробелом остается и отсутствие четких методологических рекомендаций по разработке стратегий и непосредственному управлению миграцией населения на национальном уровне (есть международные рекомендации для стран, обязательных правил нет). Из этого и возникает необходимость изучения и систематизация имеющегося опыта управления миграционными процессами и наращивание новых навыков. Совершенствование миграционной политики и использование стратегического подхода к управлению ей - цель, стоящая перед всем мировым сообществом. Говоря об устойчивом развитии, мы стремимся к поиску путей, во-первых, создания равных условий для жизни людей всей планеты, а, во-

вторых, международной кооперации с целью получения общей пользы и глобального социально-экономического развития.

При решении проблемы регулирования миграционных потоков вырастает нагрузка на национальные миграционные службы. Отсюда возникает необходимость разработки инструментов совершенствования их работы и контроля за результатами. Одним из таких способов является введение системы менеджмента качества деятельности национальных миграционных служб. Это приведет к улучшению качества, культуры и доступности миграционных услуг на основе рационального использования ресурсов. Стоит отметить, что эффективность данного инструмента управления будет зависеть оттого, насколько руководству миграционной службы удастся вовлечь в процесс управления и совершенствования качества всех членов организации. Во многом это будет зависеть от определения четких и понятных целей, наличия эффективной системы коммуникации и обратной связи.

Другим инструментом управления миграцией населения является квотирование. Чаще всего данный механизм применяется при управлении именно трудовой миграцией, а не вынужденной. При этом устанавливается определенный объем квот на въезд в страну, определяемый в соответствии с потребностью в рабочей силе. Этот инструмент позволяет принимающим государствам заполнить пустующие рабочие места, так и сдержать наплыв мигрантов.

Главной трудностью внедрения такой системы в России является сложность определения потребности регионов и отраслей в иностранной рабочей силе. На сегодняшний день в качестве одного из направления миграционной политики РФ рассматривается защита национального рынка труда, которая предполагает повышение эффективности регулирования численности привлекаемых иностранных работников, а также повышение ответственности работодателей по соблюдению российского законодательства.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что, и для ЕС, и для РФ необходимыми направлениями устойчивого развития является урегулирование миграционных потоков и защита интересов как мигрантов, так и собственного населения. Трудно говорить об устойчивом развитии в рамках одного государства, когда это практически невозможно без союзников и партнеров. Определяя совместные цели, выбирая общие векторы развития, мировое сообщество сможет прийти к консенсусу. Миграция - инструмент экономического, социального и демографического развития мира, и лишь от самих стран и их объединений зависит, как его использовать и какие результаты он даст. Представленные в исследовании методы регулирования миграции будут способствовать повышению эффективности функционирования системы контроля за миграционными процессами и более качественному их регулированию.

Список использованных источников

1. Migration and migrant population [Электронный ресурс]. URL : https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Miqration_and_migrant_ population_statistics

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Какие страны приняли наибольшее число беженцев с Украины / РБК [Электронный ресурс]. URL : https://www.rbc.ru/politics/l2/03/2022/622b1c589a7947d2c07e61c4

3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [Электронный ресурс]. URL : https://docs.cntd.ru/document/551516499?marker=7D80K5

4. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL : https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/miqracionnava/item/28104434/

5. Шенгенское соглашение [Электронный ресурс]. URL : http://www.schenqen.su/#info

6. Василенко П. В. Зарубежные теории миграции населения [Электронный ресурс] / П. В. Василенко // Псковский регионологический журнал. 2013. С. 36-41. URL : https://cvberleninka.ru/article/n/zarubezhnve-teorii-miqratsii-naseleniva?

7. Долгов А. А. Основные направления и этапы исследования миграции населения в отечественной науке [Электронный ресурс] / А.А. Долгов //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2015. №2. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/osnovnve-napravleniva-i-etapv-issledovaniva-migratsii-naseleniva-v-otechestve n n ov- nauke

8. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL : https://www.un.org/ru/

9. Европейский Союз [Электронный ресурс]. URL : https://european-union.europa.eu/

10. Федеральная служба государственной статистки [Электронный ресурс]. URL : https://rosstat.gov.ru/

11. Гасанов Р. М. Миграционный кризис в Европе: причины, последствия, перспективы разрешения / Актуальные проблемы современных международных отношений - 2016 - 11-20 с. [Электронный ресурс]. URL : https://cvberleninka.ru/article/n/migratsionnvv-krizis-v-evrope-prichinv-posledstviva-perspektivv-razresheniva

12. Миграция в ЕС [Электронный ресурс]. URL : https://www.gazeta.ru/business/2021/01/22/13451306.shtml?updated

13. Причины миграции [Электронный ресурс]. URL : https://articlekz.com/article/18969

14. Дерен В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 588 с.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 г. № 935Об уточнении Федеральной миграционной программы. [Электронный ресурс]. URL : https://docs.cntd.ru/document/9027773

16. Бесплатное высшее образование за границей: какие есть варианты для россиян [Электронный ресурс]. URL : https://littleone.com/publication/6974-besplatnoe-vvsshee-obrazovanie-za-granicev-dlva-rossivan-kuda-poehat-uchitsva

17. Рост потока: почему мигранты наводняют Евросоюз / Газета.Ру [Электронный ресурс]. U RL : https://www.gazeta.ru/business/2021/01/22/13451306.shtml

MIGRATION AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Lityaykina Angelina **

Student

alitvaikina@mail.ru

Repnikova Kseniya **

Student

kseniarepnikoval3@qmail.com

** Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "National Research Oqarev Mordovia State University" Saransk, Russia

Abstract:

The migration process originated in ancient times. World history remembers more than one major resettlement of people, both voluntary and forced. People have always tended to move in search of better living conditions. With the development of technology and technology, migration has reached global proportions and has been greatly simplified. Today, changing the place of residence is not difficult, and modern conditions allow people to move not only between countries, but also between entire continents. However, the simplification of the movement of people across the borders of States can create threats and risks to the stability of the entire world community. Global migration is a process that requires special attention from the authorities at all levels of government. The purpose of this study is to study international experience in managing global migration processes. The study examined the main types and causes of migration, its consequences and risks, as well as proposed measures to improve global migration policy in order to create conditions for sustainable development of the entire planet.

Keywords:

migration, sustainable development, population movement, migration flows.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.