ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
Литяйкина Ангелина Ивановна*
студент
Репникова Ксения Алексеевна*
студент
* ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск, Россия
Аннотация:
В статье авторами делается акцент на исследование именно трудовой миграции, т.к. она составляет существенную долю в миграционных потоках. Трудовая миграция рассматривается как социально-экономическое явление, включая причины ее развития, последствия, а также ее влияние как на экономические процессы в целом, так и на теневую экономику. Проанализирована динамика трудовых миграционных процессов в зарубежных странах и в России. Также авторами рассмотрены задачи и основные направления трудовой миграционной политики Российской Федерации. В результате исследования авторами обоснованы предложения о необходимости совершенствования миграционного законодательства, а также ужесточения контроля за работодателями при приеме иностранных граждан.
Ключевые слова: трудовая миграция, экономическое развитие, безработица, миграционная политика, занятость мигрантов.
УДК 331.556.4
Р01: 10.24411/2658-6932-2022-10000
Для цитирования: Литяйкина А. И., Репникова К. А. Влияние миграционных процессов на развитие экономики страны / А. И. Литяйкина, К. А. Репникова // Контентус. - 2022. - № 7. - С. 34 - 42.
Миграция населения - это сложный по своей природе, многообразный по формам и последствиям социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения [3]. Миграция оставляет значительный след в мировой и национальной экономике, и потому рассматривается как глобальным драйвер развития.
С одной стороны, миграция выступает инструментом перераспределения трудовых ресурсов между государствами. Для развитых стран именно мигранты являются значимым ресурсом для покрытия дефицита рабочей силы. Поскольку в таких государствах зачастую наблюдается тенденция старения населения, а кадровые запросы экономики, как правило, не сокращаются, как и налоговая нагрузка на молодое население, их правительства вынуждены привлекать иностранных работников для удовлетворения потребностей национального рынка труда. Данная тенденция характерная для современных крупных экономических центров: США, Германии, Франции, Российской Федерации, Саудовской Аравии, Катара.
Сегодня Российская Федерация выступает крупным центром притяжения миграционных потоков, в том числе и трудовых. Общая численность мигрантов, постоянно проживающих на территории России, варьируется от 6 до 12 млн человек, из которых 5-6 млн прибыли в страну с целью трудоустройства. Как правила, главными источниками иностранной рабочей силы в России выступают страны бывшего СССР: Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Армения, Беларусь и Украина.
Взаимодействие с территориями бывших советских республик для Российской Федерации играет отдельную роль. Имея совместную многовековую историю, общую культуру, устойчивые соседские и партнерские отношения, страны заключили множество договоров и соглашений, касающихся, в том числе, и вопросов управления трудовой миграцией.
Российское законодательство предусматривает упрощение порядка предоставления иностранным лицам, имеющих компетенции, необходимые для экономики страны. Такие компетенции актуализируются и уточняются органами власти РФ. Согласно Перечню профессий от 5 апреля 2022 г., российский рынок нуждается в следующих группах иностранных квалифицированных специалистов:
- работники медицинской и фармацевтической сфер;
- педагоги;
- работники сельского хозяйства, животноводства, ветеринарии, предприятий агропромышленного комплекса, пищевой промышленности;
- геологи;
- работники организаций атомной энергетики;
- работники НИОКР;
- разработчики компьютерного программного обеспечения;
- работники СМИ, работники литературных и издательских подразделений;
- механики и ремонтники различных видов средств передвижения и др. [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Помимо списка востребованных профессий Правительством РФ определяется потребность в привлечении иностранной рабочей силы, прибывающей на основании визы, т.е. устанавливаются квоты на прием работников из-за рубежа:
Таблица 1 - Распределение потребности в привлечении иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам, человек [Ошибка! Источник ссылки не найден.]
Профессионально-квалификационная группа 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.
Всего 144583 104993 101871 124007 123943
Руководители организаций и их подразделений 7357 6135 6540 6417 6694
Специалисты в области естественных и инженерных наук 3405 2386 3753 3528 3879
Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности 4365 4359 3463 4386 4027
Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности 4144 3753 2877 3647 3891
Рабочие, занятые на горных, строительных, монтажных и ремонтных работах 52075 29996 31625 37970 32808
Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности 16090 11541 11673 18750 14343
Другие профессии квалифицированных рабочих промышленных предприятий 20545 19612 16980 18383 23664
Операторы, аппаратчики, машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования 9507 6886 7746 8754 10725
Так, потребность в наемных иностранных рабочих в 2022 г. выросла более чем на 20% по сравнению с 2021 г. Наиболее востребованными уже который год являются рабочие, занятые на горных, строительных, монтажных и ремонтных работах: на них приходится 25-35% всех квот. Наименее востребованными, как правило, являются продавцы, демонстраторы и натурщики - около 1%.
Ежегодно в России с иностранными гражданами заключается более миллиона трудовых договоров (таблица 2).
Таблица 2 - Количество заключенных трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства [МВД]
Число уведомлений о заключении трудовых договоров с ИГ и ЛБГ, осуществляющими трудовую деятельность 2020 г. 2021 г.
Всего 1 330 650 1 673 342
На основании разрешения на работу 42 346 67 515
Без разрешения на работу 558 294 705 447
На основании патента 730 010 900380
Наиболее распространенным основанием для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации является выдача патентов - документов, подтверждающих право иностранного гражданина, прибывшего в страну в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности. На основании патента заключается более половины всех трудовых договоров. Так, за январь-ноябрь 2022 г. было заключено 1 914 823трудовых договоров, из которых на основании патента - 1,14 млн (60%).
Здесь стоит отметить, что далеко не все мигранты заключают трудовые договоры - многие из них, напротив, трудятся нелегально. Согласно данным МВД РФ, с целью трудоустройства в 2021 г. въехало 9,5 млн человек, однако трудовых договоров с ними было заключено лишь 1,7 млн. В 2020 г. аналогичные показатели составляли 2,4 млн и 1,3 млн соответственно. То есть, в 2021 г. официально работали лишь 18% трудовых мигрантов, а в 2020 г. - 54%.
Кроме того, отмечается, что количество выдаваемых разрешений на работу меньше, чем вакантных мест, определяемых Правительством. Тенденция необеспеченности потребности в иностранной рабочей силе может иметь несколько причин:
- невостребованность предлагаемых профессий и должностей;
- несоответствие мигрантов требованиям российского рынка труда;
- предпочтение трудоустройства по патентам, не требующим виз;
- неофициальное трудоустройство мигрантов.
Таким образом, одним из экономических последствий миграции может стать развитие теневой экономики.
Под теневой экономикой понимается экономическая деятельность субъектов, которая скрывается от общества и государства, несет в себе общественную опасность, а также не находится под государственным контролем и учетом. Особенностями теневой экономики является то, что предприятия и предприниматели данного сектора не соблюдают ни налоговое законодательство, ни принятые государством стандарты в области их деятельности. Это дает им экономическое преимущество перед другими субъектами хозяйственной деятельности, часть доходов которых уходит на уплату налогов.
В современном мире теневая экономика - глобальная проблема. Согласно данным Международного Валютного Фонда, странами с наибольшей долей теневой экономики от ВВП в 2018 г. стали Грузия (64,9%), Боливия (62,3%) и Зимбабве (60,6%), с наименьшей долей - Австрия (8,9%), США (8,3%) и Швейцария (7,2%). По версии МВФ в рейтинге стран по уровню развития теневой экономики Россия оказалась на 49 месте из 159 (доля теневой экономики составила
38,4% от ВВП страны). Однако по оценкам Росстата этот же показатель за рассматриваемый период составил лишь 20% [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Так как при оценке уровня развития теневой экономики в стране методологические подходы МВФ и Росстата отличаются, различия в результатах исследования вполне ожидаемы.
Развитию теневой экономики способствуют, во-первых, экономические факторы - налоговая ставка, общий уровень развития экономики, процедура приватизации в стране и т.д.; во-вторых, социальные факторы - уровень бедности, система социальных гарантий и др.; и, в-третьих, это правовые факторы -степень проработанности нормативно-правовой базы, уровень коррумпированности государственного сектора и т.п. [10]
Наконец, еще одним фактором развития теневой экономики является нелегальная миграция. Как правило, под нелегальной миграцией имеется в виду незаконное проникновение в зарубежное государство, целью которого является проживание на данной территории в течение какого-то времени и осуществление трудовой деятельности на ней [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Причинами развития нелегальной миграции может быть множество факторов: от различных природных и техногенных катастроф и общего состояния экологии на той или иной территории до экономического кризиса и недостаточной проработанности миграционного законодательства страны.
Подводя итог, стоит отметить, что в научных кругах все еще ведутся дискуссии, является ли миграция благом для государства или же, наоборот, больше подвергает опасности и тормозит его развитие.
Так, к положительным эффектам миграции для государства относят:
- смягчение проблем занятости, в частности, оперативное заполнение новых и быстрорастущих секторов экономики молодыми мигрантами, которые более гибки к обучению;
- стимулирование общего роста экономики, поскольку мигранты, оставаясь продолжительное время на территории страны, пользуются услугами и товарами, производимыми в ней;
- дешевизна иностранной рабочей силы, хотя в зависимости от рассматриваемой сферы труда в этом и бывают исключения [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Негативными же эффектами может стать возникновение различных этнических конфликтов как между мигрантами из различных стран, так и между мигрантами и гражданами страны. Возможно снижение заработной платы в отдельных секторах экономики, где у работодателей существует возможность нанимать более дешевую иностранную рабочую силу. Ну и как самое глобальное и опасное последствие - развитие сектора теневой экономики и нелегальной миграции с ее социальными последствиями на территории государства, в которое направляются нелегальные миграционные потоки.
Нельзя не отметить, что события 2022 г. активизировали стихийные миграционные потоки, которые отличаются своей масштабностью и стихийностью. Данное явления является опасным, поскольку такие неконтролируемые миграционные потоки могут иметь разрушительные последствия для всех сторон происходящего, а именно - как для стран, из которых населения мигрирует, так и для принимающих государств. В такие острые периоды, как правило, возрастает нагрузка на миграционную инфраструктуру и соответствующие контрольно-надзорные органы власти, что значительно усложняет их деятельность. Особенно актуально становится повысить контроль и регулирование нелегальной миграции, чтобы избежать ее дальнейшего развития [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Именно поэтому в число задач внешней политики РФ входит борьба с нелегальной миграцией, предполагающая международное сотрудничество по решению данной проблемы. Для наиболее эффективной реализации миграционной политики в России действует соответствующая Концепция [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
В Концепции закрепляется, что целью государственной политики в данной сфере является создание миграционной ситуации, способствующей социально-экономическому развитию и демографическому росту России. Результатами реализации принимаемых мер должны стать повышение уровня и качества жизни населения, а также сохранение культурного наследия страны и достижение национальных приоритетов [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Естественно, миграционной политикой РФ ставится задача в том числе и борьбы с нелегальной миграцией. Отмечается необходимость совершенствования системы предупреждения и борьбы с нарушением миграционного законодательства на территории РФ, а также пресечение действий, носящих коррупционный характер. Для этого в стране должна совершенствоваться нормативно-правовая база управления миграционными процессами, повышаться открытость информации о передвижениях мигрантов на территории РФ, а также об их трудовом положении и налоговом статусе. Немаловажным при этом является установление более внимательного контроля за работодателями по вопросам соблюдения миграционного и трудового законодательства, а также повышение вовлеченности общества в ведение контроля за соблюдением миграционного законодательства.
Процесс борьбы с теневой экономикой и, в частности, с нелегальными миграционными потоками, является комплексным и многосторонним, из-за чего данная проблема не может быть решена одномоментно. Вполне вероятно, что окончательно решить ее не удастся, однако, несмотря на все сложности, современная политика большинства государств направлена на борьбу с теневой экономикой и ее последствиями. Это жизненно необходимо для любого государства, поскольку рост нелегальной миграции способен как повысить уровень
социальной напряженности внутри страны, так и впоследствии подорвать общую безопасность всего государства. Именно поэтому сегодня одной из главных задач государственной миграционной политики является усиление контроля над миграционными процессами и предупреждение попадания нелегальных мигрантов на территорию страны.
Список использованных источников
1. Абдулманапов П. Г Факторы и последствия международной миграции населения □ Текст : электронный // УЭПС. - 2019. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/faktory-i-posledstviya-mezhdunarodnoy-migratsii-naseleniya (дата обращения: 28.06.2022).
2. Дядюн К. В. Незаконная миграция: детерминанты и проблемы правового противодействия - Текст : электронный // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nezakonnaya-migratsiya-determinanty-i-prob-lemy-pravovogo-protivodeystviya (дата обращения: 08.06.2022).
3. Елисеева И. И. Демография и статистика населения : учебник для вузов / И. И. Елисеева, М. А. Клупта. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. 405 с. -Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/510929 (дата обращения: 08.06.2023).
4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] - СПС КонсультантПлюс - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244// (дата обращения 12.06.2022)
5. Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. - URL: httpsy/мвд.рф/ (дата обращения 12.06.2022)
6. Организация Объединенных Наций: официальный сайт. - URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/economic-growth/https://cyberleninka.ru/a rti-cle/n/osobennosti-sovremennogo-rossiyskogo-rynka-truda (дата обращения 11.06.2022)
7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] - СПС КонсультантПлюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения 12.06.2022)
8. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 11.06.2022)
9. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке: Приказ Минтруда России от 5 апреля 2022 г. № 199н - Текст: электронный // Консультант Плюс [справочно-правовая система]. - URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_416782/. - Режим доступа: сеть Интернет
10. Lizina O. M., Ermakova E. R., oth. Determinants of the Russian shadow economy by considering the supply chain management effects // International Journal of Supply Chain Management. 2019. No. 5/8. pp. 385-390.
THE IMPACT OF MIGRATION PROCESSES ON THE DEVELOPMENT OF THE COUNTRY'S ECONOMY
Lityaykina Angelina **
Student
Repnikova Kseniya **
Student
** Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "National Research Oqarev Mordovia State University" Saransk, Russia
Abstract:
In the article, the authors focus on the study of labor migration, because it makes up a significant share in migration flows. Labor migration is considered as a socio-economic phenomenon, including the causes of its development, consequences, as well as its impact on both economic processes in general and on the shadow economy. The dynamics of labor migration processes in foreign countries and in Russia is analyzed. The authors also considered the tasks and main directions of the labor migration policy of the Russian Federation. As a result of the study, the authors substantiate proposals on the need to improve migration legislation, as well as to tighten control over employers when accepting foreign citizens.
Keywords:
labor migration, economic development, unemployment, migration policy, migrant employment.