Научная статья на тему 'Формула миграционно-правовых отношений'

Формула миграционно-правовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
миграционная политика / правовое регулирование / миграционный процесс / Российская Федерация / трехстадийность / формула миграционно-правовых отношений / migration policy / legal regulation / migration process / Russian Federation / three-stage model

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Олегович Харламов, Антонина Юрьевна Соколова

Статья посвящена комплексному анализу миграционно-правовых отношений в Российской Федерации. Основное внимание уделяется изучению законодательства и практики его применения в контексте миграционных процессов. В работе анализируется трехстадийная модель миграционного процесса, предложенная Рыбаковским Л.Л., и ее актуальность для российской миграционной политики. Авторами статьи приведена формула миграционно-правовых отношений. Раскрыта суть основных элементов содержащихся в ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formula of migration and legal relations

The article is devoted to a comprehensive analysis of migration and legal relations in the Russian Federation. The main attention is paid to the study of legislation and the practice of its application in the context of migration processes. The paper analyzes the three-stage model of the migration process proposed by L.L. Rybakovsky and its relevance for Russian migration policy. The authors of the article present the formula of migration and legal relations. The essence of the main elements contained in it is revealed.

Текст научной работы на тему «Формула миграционно-правовых отношений»

Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 94—97. State service and personnel. 2024;(3):94—97.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-94-97 NIION: 2012-0061-03/24-127

EDN: https://elibrary.ru/ERWBXI MOSURED: 77/27-008-2024-03-327

Формула миграционно-правовых отношений

Сергей Олегович Харламов1, Антонина Юрьевна Соколова2

1-2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия [email protected] 2 [email protected]

Аннотация. Статья посвящена комплексному анализу миграционно-правовых отношений в Российской Федерации. Основное внимание уделяется изучению законодательства и практики его применения в контексте миграционных процессов. В работе анализируется трехстадийная модель миграционного процесса, предложенная Рыба-ковским Л.Л., и ее актуальность для российской миграционной политики. Авторами статьи приведена формула миграционно-правовых отношений. Раскрыта суть основных элементов содержащихся в ней.

Ключевые слова: миграционная политика, правовое регулирование, миграционный процесс, Российская Федерация, трехстадийность, формула миграционно-правовых отношений

Для цитирования: Харламов С.О., Соколова А.Ю. Формула миграционно-правовых отношений // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 94—97. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-94-97 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/ERWBXI

Original article

The formula of migration and legal relations

Sergey O. Kharlamov 1, Antonina Yu. Sokolova 2

1-2 V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Annotation. The article is devoted to a comprehensive analysis of migration and legal relations in the Russian Federation. The main attention is paid to the study of legislation and the practice of its application in the context of migration processes. The paper analyzes the three-stage model of the migration process proposed by L.L. Rybakovsky and its relevance for Russian migration policy. The authors of the article present the formula of migration and legal relations. The essence of the main elements contained in it is revealed.

Keywords: migration policy, legal regulation, migration process, Russian Federation, three-stage model For citation: Kharlamov S.O., Sokolova A.Y. The formula of migration and legal relations// Civil service and personnel. 2024. No. 3. P. 94—97. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-94-97 END: https://elibrary.ru/ERWBXI

Мировое современное сообщество столкнулось с рядом проблем, непосредственно связанных с миграцией населения. Взаимодействие разных государств мира породило международную миграцию, вызванную экономическими, политическими, социальными, культурными факторами.

Миграция прямо воздействует на демографическую ситуацию, экономику, общественную структуру и культурную среду государства. Точное правовое регулирование миграционных процессов содействует росту результативности использования трудовых ресурсов, упрочению меж© Харламов С.О. Соколова А.Ю. М., 2024.

национального мира и стабильности в социуме. Но наличествуют сложности в интеграции мигрантов, снабжении их прав и социальной защиты, что подчеркивает необходимость углубленного анализа актуального миграционного законодательства и практики его использования.

Актуализация вопросов миграции в РФ определена и ее экономическим компонентом. Мигранты привносят существенный вклад в экономику государства, непосредственно в сферах, где отмечается дефицит рабочей силы. Однако отсутствие результативных механизмов правового регулирования часто приводит к нелегальной занятости, трудовой эксплуатации и общественному неравенству. Значительность исследования

№ 3/2024

также обусловлена потребностью адаптации миграционной политики к меняющимся международным и национальным условиям. С одной стороны, глобализация и международные конфликты приводят к новым миграционным потокам, с другой — трансформирования социально-экономической ситуации в России требуют пересмотра подходов к набору и адаптации мигрантов.

Российская Федерация сталкивается с необходимостью привлечения зарубежных специалистов и рабочих для удовлетворения нужд рынка труда. В таком контексте значимы разработка и реализация программ по привлечению квалифицированных специалистов и упрощению процедур получения разрешений на работу. Аналогичные меры содействуют интеграции мигрантов в экономическую и общественную жизнь страны, но требуют добавочной разработки механизмов социальной адаптации и защиты прав мигрантов.

Изучение российской миграционной политики не может быть полным без учета международного контекста. В обстоятельствах глобализации миграционные процессы прочно связаны с международными отношениями, что требует гармонизации российского миграционного законодательства с международными стандартами. Это относится как к защите прав мигрантов, так и вопросам международного сотрудничества в области управления миграционными потоками.

Л.Л. Рыбаковский — автор, который обратился к рассмотрению миграционных процессов в контексте выделения отдельных основных этапов.

Модель трехстадийности миграционного процесса Л.Л. Рыбаковского делит процесс миграции на три основных этапа: выезд, транзит и прибытие. Применительно к Российской Федерации данная модель способствует лучшему пониманию динамики и последствий миграционных потоков, влияющих на социально-экономическое развитие страны.

На первом этапе, этапе эмиграции, основное внимание уделяется причинам, которые побуждают людей мигрировать. В российских условиях это могут быть экономические, социальные, политические факторы, а также внутренние конфликты и экологические проблемы в регионах. Понимание этих факторов чрезвычайно важно для разработки эффективной миграционной политики, направленной на минимизацию негативных последствий массовой миграции и оптимизацию использования трудовых ресурсов [2, с. 169].

Вторая фаза, транзитная, связана с процессом переезда мигрантов. В Российской Федерации к этому аспекту относятся вопросы транспортной доступности, безопасности дорожного движения и миграционного контроля. Эффектив-

ное управление на этом этапе позволяет контролировать миграционные потоки и предотвращать нелегальную миграцию [6, с. 91].

Третий этап — прибытие — предполагает интеграцию мигрантов в общество и экономику страны назначения. Для России актуальны вопросы социальной адаптации мигрантов, их трудоустройства и обучения языку и культуре страны. Применение модели Л. Л. Рыбаковского на этом этапе помогает определить ключевые области, на которых необходимо сосредоточить усилия для обеспечения успешной интеграции мигрантов.

Эффективность правовых механизмов оценивается по их способности обеспечить баланс между необходимостью защиты национальных интересов и правами мигрантов. Целью законодательства является, с одной стороны, предотвращение нелегальной миграции и обеспечение национальной безопасности, что выражается в правилах въезда, проживания и трудоустройства иностранцев, с другой — существуют практические трудности в реализации этих стандартов, включая бюрократические препятствия и проблемы с интеграцией мигрантов [3, с. 51].

Ключевым аспектом оценки эффективности является способность правовой системы адаптироваться к меняющимся условиям и вызовам. Несмотря на постоянное обновление законодательства, в некоторых сферах текущие требования миграционного процесса отстают. Примером может служить недостаточное внимание к вопросам социальной адаптации и интеграции мигрантов, что влияет на их восприятие в обществе и возможность полноценного участия в экономической жизни страны.

Еще одним важным показателем эффективности правовых механизмов является их соответствие международным стандартам и практике. Как часть международного сообщества, Россия сталкивается с необходимостью адаптации своего миграционного законодательства к глобальным тенденциям и обязательствам.

В свою очередь, авторы статьи предлагают рассмотреть формулу миграционно-правовых отношений, состоящую из приведенных ниже элементов.

Подготовительный этап выражен мотивацией к передвижению, поиску благополучных условий (обоснование);

1) возникновение миграционных правоотношений;

2) реализация принадлежащих прав и обязанностей;

3) прекращение правоотношений.

Постправовой этап — социализация (адаптация и интеграция).

№ 3/2024

Мотив людей мигрировать спровоцирован рядом факторов, таких как стремление улучшить свой образ жизни, повысить материальный потенциал. Одними из определяющих факторов миграции являются:

■ снижение уровня образования и здравоохранения;

■ стремление иностранных граждан к более благоприятным климатическим условиям, избегание районов, подверженных землетрясениям, потопам, наводнениям и прочее.

Ущемление народов по национальному признаку, религии также побуждает к миграционным процессам.

1. Нормы миграционного права связывают возникновение, изменение и прекращение миграционных правоотношений с определенными условиями — юридическими фактами. В качестве подобных условий выступают события или действия.

Юридический состав выражен юридическими фактами.

Наступлением правового события для иностранного гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, может быть признано истечение одного года с момента временного проживания. Юридический поступок выражен обращением с заявлением о получении вида на жительства в уполномоченный орган, а также уплата иностранным гражданином государственной пошлины. Юридический акт представлен оформленным уполномоченным органом решением о выдаче вида на жительство.

2. Миграционная правоспособность иностранца — это признанная законом способность иностранного гражданина иметь права и обязанности в миграционной сфере, т.е. в области общественных отношений.

Такие права и обязанности возникают при планировании и территориальном пересечении иностранными гражданами и лицами без гражданства как внешних границ Российской Федерации, так и внутренних границ субъектов России.

Постправовой этап выражен в социализации, как элемент формулы миграционно-правовых отношений представлен процессом интеграции иностранного гражданина в социальную систему, вхождения в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами, ценностями и знаниями. Непосредственное участие в реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан принимают субъекты Российской Федерации. К ведению субъектов Российской Федерации относятся реализация на основе финансирования из региональных бюдже-

тов социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактика конфликтов на межнациональной почве.

Сбалансированность миграционной политики должна сочетать интересы национальной безопасности и экономические нужды страны с приверженностью соблюдению международных стандартов и прав человека. Развитие международного сотрудничества в сфере миграции, а также обмен опытом и практикой с другими странами также будет способствовать совершенствованию управления миграционными процессами и повышению эффективности реализации миграционного законодательства в Российской Федерации.

Список источников

1. Абрамова В.И. Теоретические и сравнительно-правовые аспекты правового регулирования миграционных процессов в контексте уголовно-правового регулирования // Актуальные проблемы государства и права. 2023. № 26. С.220—228.

2. Коростелева Л.Ю. Миграция в теории трех стадий. Рец. на книгу: Рыбаковский Л.Л. История и теория миграции населения. Кн. 3: Теория трех стадий миграционного процесса. М. : Экон-Информ, 2019. 218 с // СНиСП. 2019. № 3 (27). С. 168—172.

3. Косарева В.В. Миграционные правоотношения в Российской Федерации // Вестн. Самар. юрид. ин-та. 2015. № 3 (17). С.46—52.

4. Попова СА., Чернов Ю.И. Соотношение конституционно-правового и административно-правового регулирования статуса мигрантов // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6, № 2. С. 263—267.

5. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М.: Наука, 1987.

6. Рыбаковский Л.Л. Предыстория возникновения теории трех стадий миграционного процесса // Уровень жизни населения регионов России.

2018. № 2 (208). С. 86—94.

7. Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграций. М.: Статистика, 1973.

8. Сазон К.Д. Миграционное право // Между-нар. журн. конституционного и государственного права. 2017. № 1. С. 70—75.

9. Тесленко А.М. О терминах «мигрант» и «международный мигрант» // Рос. юрид. журн.

2019. № 5 (128). С. 34—39.

References

1. Abramova V.I. Theoretical and comparative legal aspects of legal regulation of migration processes in the context of criminal law regulation // Current problems of the state and law. 2023. No.26. Р. 220—228.

№ 3/2024

2. Korosteleva L.Y. Migration in the theory of three stages. Book review: Rybakovsky L. L. History and theory of population migration. Book 3: the theory of three stages of the migration process. M.: Ekon-Inform, 2019. 218 s // SNIP. 2019. No.3 (27). P. 168—172.

3. Kosareva V.V. Migration legal relations in the Russian Federation // Bulletin of the Samara Law Institute. 2015. No.3 (17). P. 46—52.

4. Popova S.A., Chernov Yu.I. Correlation of constitutional and administrative legal regulation of the status of migrants // Bulletin of Science and Practice. 2020. Vol. 6. No. 2. P. 263—267.

5. Rybakovsky L.L. Population migration: forecasts, factors, policy. M.:Nauka, 1987.

6. Rybakovsky L.L. The prehistory of the emergence of the theory of three stages of the migration process // Standard of living of the population of the regions of the Russian Federation. 2019. № 5 (128). C. 34—39.

7. Rybakovsky L.L. Regional analysis of migrations. M.: Statistics, 1973.

8. Season K.D. Migration law // International. Journal of Constitutional and State Law. 2017. No. 1. P. 70—75.

9. Teslenko A.M. On the terms «migrant» and «international migrant» // Russian Law. Journal 2019. No. 5 (128). P. 34—39.

Информация об авторах

Харламов С.О. — начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Соколова А.Ю. — преподаватель-методист отдела учета, анализа и контроля качества учебного процесса Управления учебно-методической работы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 05.09.2024; одобрена после рецензирования 07.09.2024; принята к публикации 09.09.2024.

Information about the authors

Kharlamov S.O. — Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Sokolova A.Y. — teacher-methodologist of the Department of Accounting, Analysis and Quality Control of the educational process of the Department of Educational and Methodical Work of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 05.09.2024; approved after reviewing 07.09.2024; accepted for publication 09.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Педагогика высшей школы: учебник для студентов педагогических вузов / под науч. ред. А.В. Мудрика; под общ. ред. М.Т. Громко-вой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. - 479 с.

ISBN 978-5-238-03929-9

Рассматриваются инновационные модели современного образования, адаптированные к моделям деятельности, синергетическим принципам самоорганизации социальных систем. Методология образовательной деятельности представлена на основе системного подхода, модульных технологий, позволяющих обеспечить компетенции как результат образования.

Учебник состоит из четырех разделов: «Теоретические основы педагогики», «Педагогика высшего образования», «Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе» и «Инновационная парадигма профессиональной деятельности».

Для преподавателей системы дополнительного профессионального образования, вузов, колледжей, а также студентов, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами педагогики профессиональной деятельности.

№ 3/2024

--97

X

— — ^

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ Ч ШКОЛЫ

Ж Учебник

►' В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.