Научная статья на тему 'Экономический анализ определения эффективности миграционных процессов'

Экономический анализ определения эффективности миграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА / КОЭФФИЦИЕНТ МИГРАЦИОННОГО ПРИБЫТИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ МИГРАЦИОННОГО ВЫБЫТИЯ / МИГРАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богацкая К.А., Цхададзе Н.В.

Ежегодно наблюдается значительное увеличение миграционных потоков в количественном и качественном эквиваленте, данное явление оказывает существенное воздействие на внутренний рынок труда и в целом влияет на макро и микроэкономический климат. Миграционные процессы могут оказывать, как и положительное влияние, так и негативное, при отсутствии сбалансированной миграционно-экономической стратегии, которая предусматривает под собой сдерживание или поощрение иностранной трудовой рабочей силы в отдельных нуждающихся хозяйственных направлениях экономики, или же в незадействованных территориальных пространствах, которые на текущий момент находятся в экономически упадочном состоянии. Данная статья посвящена анализу миграционных потоков, которые были реализованы в Российской Федерации за последние пятнадцать лет. В качестве инструмента для обзора, мы определи коэффициент миграционной эффективности, коэффициенты прибытия и убытия, а так же коэффициент миграционного прироста которые позволят нам определить определенные закономерности в миграционной природе, какое воздействие оказывает иностранная миграция на экономику Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ определения эффективности миграционных процессов»

Экономический анализ определения эффективности миграционных процессов

00

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 о

Богацкая Карина Алексеевна,

аспирант, департамент экономической теории, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, karinochka_sun@mail.ru

Цхададзе Нелли Викторовна,

кандидат экономических наук, профессор департамента экономической теории, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, nelly-vic@mail.ru

Ежегодно наблюдается значительное увеличение миграционных потоков в количественном и качественном эквиваленте, данное явление оказывает существенное воздействие на внутренний рынок труда и в целом влияет на макро и микроэкономический климат. Миграционные процессы могут оказывать, как и положительное влияние, так и негативное, при отсутствии сбалансированной миграционно-экономической стратегии, которая предусматривает под собой сдерживание или поощрение иностранной трудовой рабочей силы в отдельных нуждающихся хозяйственных направлениях экономики, или же в незадействованных территориальных пространствах, которые на текущий момент находятся в экономически упадочном состоянии. Данная статья посвящена анализу миграционных потоков, которые были реализованы в Российской Федерации за последние пятнадцать лет. В качестве инструмента для обзора, мы определи коэффициент миграционной эффективности, коэффициенты прибытия и убытия, а так же коэффициент миграционного прироста которые позволят нам определить определенные закономерности в миграционной природе, какое воздействие оказывает иностранная миграция на экономику Российской Федерации. Ключевые слова: трудовая миграция, миграционная политика, экономическое развитие, коэффициент эффективности труда, коэффициент миграционного прибытия, коэффициент миграционного выбытия, миграционная стратегия, миграционная динамика.

Описание процесса движения рабочей силы и выбор соответствующего прогнозно-аналитического инструментария могут определяться различными целями, наша цель заключается в определении зависимости миграционных процессов в контексте экономического развития региона и страны.

Для реализации обзора динамики миграционных процессов, в основу труда легли ежегодные сведения, предоставленные Федеральной службой государственной статистики. Прежде чем приступать к обзору миграционной динамики, необходимо определить, что предусматривается под миграционной деятельностью, а так же что или кто является миграционным субъектом и объектом [16, 216].

Считается, что одно из первых научных определений миграции в своих трудах, дал английский ученый экономист-социолог Е. Равенштейн. Он рассматривал миграционное явление, как «постоянное и временное изменение местожительства человека». Данное понятие определено как перемещение или переселение. Но немаловажно отметить, что два данных понятия, не являются синонимами. Л.Л. Рыбаковский определил миграцию, как территориальные перемещения, совершающиеся между разными странами, населенными пунктами или регионами, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности. Таким образом, к миграции относятся абсолютно все миграционные действия, вне зависимости от природы и мотивов данного действия, включая эпизодические, маятниковые и временные формы миграции [10,215].

Необходимо отметить что миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения и перенаселения. Данное действие, должно отвечать конкретным условиям, а именно миграционная группа перемещается между странами и населенными пунктами (по общему правилу, которое нашло отражение в науке и учете миграции) во-вторых, перемещения обязательно сопровождаются сменой постоянного места жительства [4,145].

Таким образом можно определить, что под миграционным потоком понимается -совокупное число мигрантов, имеющих общую территорию прибытия и выбытия в течении конкретного отрезка времени. Под миграционным субъектом понимается, что миграционный поток или конкретно взятая миграционная единица, это иностранная категория граждан и (или) лица или лицо без гражданства, которые легально или нелегально пребывают на территории Российской Федерации. Данные субъекты определенны основным качеством, а именно «миграционной мобильностью», или иными словами «миграционной подвижностью». Потенциальная миграционная мобильность может реализоваться или не реализоваться в силу различных причин. Реализованные миграционные установки характеризуют миграционную активность населения того или иного региона или страны. Определить миграционную мобильность можно только путем социологических опросов населения на предмет его готовности к переезду. Как показывает опыт исследований, миграционная мобильность на порядок выше, чем сама миграционная активность, поскольку не все люди имеют реальные возможности реализовать свое желание к переезду (переселению) на новое место жительства или работы [3,45].

Миграция представляет собой реально состоявшийся и, как правило, статистически фиксируемый факт перемещения по территории и (или) переселения людей, а миграционная мобильность - это только способность (склонность) населения к перемещению и (или) переселению [11,366]. Необходимо отметить, что именно миграция, является одним из наиболее адекватных индикаторов социально-экономического благосостояния общества - своего рода определять самое, в первую очередь, экономически благоприятную территорию освоения. По примерным оценкам в различные формы миграции в мире ежегодно вовлечено около 6% населения. В некоторых странах эта цифра может быть гораздо выше - например, ежегодно только во внутренних миграциях в США участвуют до 20% населения (в Российской Федерации эта цифра около 3-5%, если учитывать миграцию, связанную со сменой места жительства, или 7-9% с учетом различных форм временной миграции) [7,63].

Рис. 1

Рис. 2

После данного понятийного определения, можно приступить к практическому обзору миграционной ситуации сложившейся в Российской Федерации. На представленном графике изображена динамика международной миграции, которая была зафиксирована в Российской Федерации. На оси графика, представлены сведения в числовом эквиваленте, а именно количество мигрантов (иностранных лиц или лиц без гражданства) легально пересеченных границу, без учета сведений о нелегальной миграции, а так же временной период на момент свершения миграционного действия.

Как видно на графике, пик миграционной активности приходится на конец 90-х, в период социально-экономических последствий, произошедших после свершения знакового события на мировой арене - распада СССР.Распад СССР привел к разрыву большей части экономико-социальных связей между хозяйственными субъектами в бывших республиках, тем самым значительно уменьшилось как в России, так и в других государствах СНГ, перспектива для экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами, вследствие обособления экономических сис-

тем государств и повсеместного кризиса, связанного с дезинтеграцией советской экономики. В этой ситуации Российская Федерация проиграла значительно меньше других, в силу относительной самодостаточности ее экономического и ресурсного потенциала, чего не скажешь о меньших республиках, экономика которых нуждалась в субсидировании [12,137]. Именно Россия на рубеже 90-х, в силу сравнительной мощи и диверси-фицированности своей экономики, а главное - относительной самодостаточности ее экономического потенциала, являлась потенциально привлекательной трудовой площадкой для иностранных мигрантов. За исследуемый период, именно на рубеже 90-х, было зарегистрировано, самое максимальное количество трудовых мигрантов.Необходимо отметить, что согласно статистическим данным, основными странами донорами выступают бывшие страны СНГ, такие как: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, это объясняется территориально близким географическим расположением, международными партнерскими соглашениями и отсутствием языковых барьеров, а так же низкими культурными порогами. Безусловно, экономическая причина является основополагающей, но не стоит исключать и правовой элемент, а именно отсутствия административного инструмента урегулирования миграционных потоков. Большинство административных актов о регулировании миграционных потоков, были разработаны и утверждены после террористических событий произошедших 26 октября 2002 года в городе Москва. Данное событие привлекло к ужесточению мер за контролем и порядком пересечения, а так же нахождения на территории Российской Федерации, иностранных лиц и лиц без гражданства [14,175]. Для комплексного определения миграционной ситуации в стране, так же необходимо учитывать сведения о выбывших иностранных граждан, а так же лиц без гражданства, за пределы территории Российской Федерации. Необходимо отметить, что данные сведения предоставлены, без учета иностранных лиц и лиц без гражданства, выдворенных и депортированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», приказом МВД России от 26.08.2004 г. №533 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Фе-

© £

Ю

5

V

а

2 а

8

00

сэ

см

сэ £

Б

а

2 ©

дерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

Необходимо отметить, что процессы миграционного притока и оттока, являются взаимосвязанными друг с другом, в особенности эта зависимость прослеживается при исследовании показателей выбывания мигрантов за пределы территории Российской Федерации. Определив среднюю процентную разницу между выбывшими и прибывшими, по принципу максимального и минимального показателя, мы пришли к выводу, что в среднем ежегодно выбывает 42% из общего количества прибывших. Таким образом, образуется «миграционная циркуляция», которая, на день сегодняшний, практически равномерная, что нельзя сказать о периоде конца 90-х, когда иностранные мигранты «оседали» на месте прибытия [8,74]. В ходе анализа обратной миграции, так же было установлено, что миграционная ситуация в Российской Федерации представлена «ступенчатым» типом, т.е. предполагается, что определенно фиксированное количество прибивших в страну за отдельно взятый год, составит половину этого же определенно зафиксированного количество выбывших из страны на следующий отчетный год, с учетом незначительных погрешностей [5,32]. В настоящее время наблюдается данная пятидесяти процентная тенденция, предположим в 2010 году данный показатель составил 97%, то есть из 191656 прибывших на территорию Российской Федерации, в указанный период, в количестве 186382 человек покинули территорию Российской Федерации в следующем году (в 2011), абсолютно другая ситуация наблюдалась на рубеже 90-х, когда происходило «оседание», процент миграционной возвратности составлял 18% [8,75]. В ходе анализа данного «ступенчатого» подхода, можно определить, что в среднем, жизненный цикл мигранта, в качестве трудовой единицы составляет от 3 месяцев до 1 года, в отдельных случаях до двух лет. Данный срок определен требованиями действующего законодательства, а именно, в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранные лица осуществляющие трудовую деятельность на территории Российской Федерации, обязаны оформлять «трудовой патент» или «разрешение на

Таблица 1

Сравнительный анализ коэффициента прибытия.

Рис. 3

работу»[2]. Трудовым патентом, является документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывающего на территорию Российской Федерации (в безвизовом порядке, т.е. для таких стран как: Абхазия, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина), осуществлять трудовую деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Разрешение на работу аналогичный документ, но для граждан тех стран, въезд на территорию Российской Федерации осуществляется в визовом порядке. Для иностранных граждан, прибывающих в безвизовом порядке (страны СНГ, кроме Туркменистана и Грузии), действует упрощенный порядок. Срок временного пребывания для них составляет 90 дней, но может быть продлен до года со дня въезда в Российскую Федерацию при предъявлении в компетентный орган, трудового договора или договора гражданско-правового характера. То есть иностранный гражданин может получить разрешение на работу на срок до 90 дней, а потом пролонгировать его. Непосредственно патент выдаётся на срок от одного до трёх месяцев,

но, при этом, может продлеваться до срока 12 месяцев. По истечении 12 месяцев иностранец может однократно переоформить патент без выезда из Российской Федерации. Таким образом, осуществляется формирование жизненного циклы иностранного мигранта, в качестве трудовой единицы [1].

Одним из основных индикаторов лежащих в основе для разработки мигра-ционно-экономической стратегии, является определение коэффициента миграционного прибытия. Данный коэффициент позволяет определить максимально доступный уровень миграционной напряженности на конкретной территории. Универсальность данного подсчета заключается так же в том, что данный расчет применим не только в контексте иностранный миграции, т.е. при осуществлении пересечения границы, но и для внутренней миграции, которая осуществляется между субъектами и населенными пунктами. Формула определения коэффициента прибытия, выглядит следующим образом:

Кпр = П / Б х 1000%

где, П - число прибывших на данную

Таблица 2

Сравнительный анализ коэффициента выбытия.

Исследуемый Выбывшие ИЗ РФ Население РФ Полученный

период (год) (чел.) (тыс. чел) коэффициент

1997 232987 148.3 0,015

2000 145720 146,3 0,009

2005 69798 143.8 0,004

2010 33578 142.9 0,002

2013 186382 1433 0,012

2014 310496 143,7 0,021

2015 353233 146.3 0,024

2016 313210 146,5 0,021

Таблица 3

Сравнительный анализ коэффициента эффективности миграции.

Исследуемый Прибывшие и РФ Выбывшие ИЗ РФ Полученный

период (год) (чел) (чел.) коэффициент

1997 597651 232987 0,43

2000 359330 145720 0,42

2005 177230 69798 0,07

2010 191656 33578 0,07

2013 482241 186382 0,44

2014 590824 310496 0,31

2015 598617 353233 0,25

2016 575158 313210 0,29

территорию; Э - среднегодовая численность населения данной территории.

Нами проведен расчет и определение коэффициента прибытия согласно представленной формуле, за весь исследуемый период. Данный анализ приведен в таблице 1.

Считается, что критичным показателем коэффициента прибытия, для населения Российской Федерации, является показатель: 1 >. [13, 99] Согласно прогнозам, и учитывая наблюдаемую динамику, к 2031 году данный коэффициент прибытия, достигнет критического показателя. Данная критичность может быть определена, дефицитом рабочих мест для внутренних реципиентов, в результате преимущества для работодателя в виде низкой себестоимости иностранной рабочей силы. Необходимо отметить, что данный показатель может значительно увеличится в случае наблюдения, социально-политической и экономической напряженности в соседствующих странах [15,118]. Ниже представлена диаграмма позволяющая определить, долевое участие в миграционных процессах представителей иностранных государств [8,75].

Ярким примером является Украина с 2014 года. Экономическая напряженность в данной стране, повлекла за собой миграционную волну рабочей силы из Украины на территорию Российской Федерации, только с 2014 года показатель миграционной активности украинцев увеличился в четыре раза. Таким образом, на миграционную активность, в равной сте-

пени оказывает влияние, как и экономико-социальная привлекательность миграционного объекта, как и неблагоприятный социально-экономический климат объекта выбытия.

В дальнейшем наш обзор стоится на анализе такого коэффициента, как коэффициент прибытия.

Формула определения коэффициента прибытия, выглядит следующим образом:

Квр = В / Э х 1000%; где, В - число выбывших из изучаемой территории; Э - среднегодовая численность населения данной территории.

Нами проведен расчет и определение коэффициента выбытия согласно представленной формуле, за весь исследуемый период. Данный анализ приведен в таблице 2.

Считается, что критичным показателем коэффициента выбытия, для населения Российской Федерации, является показатель: 0,001 <. [13,103] Данный показатель позволяет определить уровень «оседания» миграционной массы, что может привести, как уже говорилось ранее, к дефициту рабочих мест для внутренних реципиентов, в результате преимущества для работодателя, в виде низкой себестоимости иностранной рабочей силы [15,119]. Далее необходимо обратить внимание на ключевой индикатор в построении нашего обзора, это порядок определения эффективности миграции. Данный индикатор позволят определить долю чистой миграции в валовой мигра-

ции, а так же определяет оптимальный уровень миграции для эффективного развития экономики станы [6,88].Формула определения коэффициента эффективности миграции, выглядит следующим образом:

Кэф = [(П - В) / (П + В)] х 1000% ;

где, В - число выбывших из изучаемой территории; П - число прибывших на данную территорию.

Нами проведен расчет и определение коэффициента эффективности миграции, согласно представленной формуле, за весь исследуемый период. Данный анализ приведен в таблице 3.

Исходя из проведенного анализа, можно определить, что наиболее оптимальный уровень миграционной ситуации в стране, наблюдается при сохранении сбалансированности показателей и (или) поддержания условий, когда коэффициент эффективности соответствует условию: 0,00,1 <, но <1. [13,121]

Таким образом, можно сделать вывод, что миграционная политика нуждается в определении в первую очередь экономической стратегии и рекомендации по ее реализации, которые будут разработаны, исходя из глобальных и внутренних условий (экономических, демографических, социально-политических, внешнеполитических), возникающих перед Российской Федерацией в настоящее время [15,120].

Аксиомой, на основании которой необходимо разработать миграционную стратегия, является тезис о том, что ключевой стратегической задачей России на нынешнем этапе является обеспечение поступательного экономического развития. Данное развитие не может быть обеспечено в условиях текущей демографической ситуации, без привлечения дополнительных человеческих ресурсов извне, а значит, российская экономика в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе заинтересована в миграционном ресурсе, при определении допустимых барьеров миграционной активности [9,79]. Заинтересованность российской экономики в труде мигрантов в настоящее время не очевидна для большей части российского общества. Об этом свидетельствует фиксируемый рост ксенофобных настроений, стремление концептуализировать миграцию в категориях угроз безопасности («секьюрити-зация» миграции), призывы ограничить приток мигрантов в страну. Подобные социальные настроения вступают в противоречия с интересами экономического развития. Задача государства в этих ус-

© £

Ю

5

V

а

2 а

8

00

сэ

см

сэ £

Б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

ловиях - с помощью экспертных структур, гражданского общества, СМИ - работать над изменением общественного сознания в отношении мигрантов, и в то же время обеспечить такие законодательные рамки и правоприменительную систему в сфере исполнения миграционного законодательства, которые будут способны эффективно пресекать нарушения миграционного законодательства и тем самым гарантировать безопасность как гражданам Российской Федерации, так и прибывающим в Россию мигрантам [9, 80].

Литература

1. Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2. Приказ МВД России от 26.08.2004 г. №533 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

3. Becker, G.: «The economics of life: from baseball to affirmative action to immigration, how real-world issues affect our everyday life». New York: McGraw-Hill, 2007.-p.313.

4. Caroline B. Brettell and James F. Hollifi // Migration Theory. Talking across Disciplines / New York : Routledge, 2000. -р. 239.

5. King R. Geography and migration studies: retrospect and prospect // Population, Space and Place, 2012 18 (2). -р. 153.

6. Samers M. Migration. New York : Routledge, 2010 - р. 374.

7. Sjaastad L.A., Larry A. The Costs and Returns of Human Migration // Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70. Is. 5. Part 2. - р.90.

8. «Россия в цифрах». Федеральная служба статистический данных - Статистический сборник М.: «Август Борг», 2017. - с. 511.

9. Ивахнюк И.В. «Предложения к миграционной стратегии России до 2023 года», г. Москва, 2017 // Центр стратегических разработок - csr.ru.

10. Ионцев В. А. «Международная миграция населения: теория и история изучения». М. : Диалог-МГУ, 1999 - с. 370.

11. Ионцев В.А. Экономика народонаселения: Учебник / Под ред. проф. Ион-цева В.А. (Учебники экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) / В. А. Ионцев, Саградов А.А., Ананьева Г.Е. и др. - Москва ИНФРА-М, 2007. - с. 668.

12. Карпенкова Т.В. «Кардинальные изменения в мире, вызванные распадом СССР». Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки - выпуск №4, г. Тула, 2013 - с.135.

13. Рыбаковский Л.Л. «Миграция населения. Три стадии миграционного процесса». М., 2003 - с.217.

14. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). М.: ИСПИ РАН, 2003 - с. 238.

15. Рыбаковский Л.Л. «Практическая демография» Учебник / Под ред. проф. Рыбаковского Л.Л. (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) / Архангельский В.Н. Иванова А.Е., Рязанцев С.В. - Москва ЦСП-М, 2005 - с. 280.

16. Цхададзе Н.В., Богацкая К.А. Миграция рабочей силы и ее влияние на воспроизводственные процессы //«Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития» в 80-летию выхода в свет книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Сборник докладов III Международной научной конференции, г. Москва, 2016 -с.283.

Economic analysis of determining the

effectiveness of migration processes Bogatskaia K.A., Tskhadadze N.V.

Financial University under the Government of the

Russian Federation Every year significant increase in migration flows in quantitative and qualitative equivalent, this phenomenon has a significant impact on the domestic labor market and generally affects the macro and microeconomic climate. Migration processes can have a positive impact, as well as a negative one, in the absence of a balanced migration and economic strategy, which provides for restraining or encouraging foreign labor in certain economic areas of the economy in need, or in unused territorial spaces that the current moment is in an economically depressed state. This article is devoted to the analysis of migration flows that have been implemented in the Russian Federation over the past fifteen years. As a tool for review, we define the coefficient of migration efficiency, arrival and departure rates, as well as the rate of migration gain that

will allow us to determine certain patterns in the migration nature, what impact foreign migration has on the economy of the Russian Federation.

Keywords: labor migration, migration policy, economic development, labor efficiency ratio, migration arrival rate, migration departure rate, migration strategy, migration dynamics. References

1. The federal law from 7/25/2002 No. 115-FZ

«About a legal status of foreign citizens in the Russian Federation».

2. The order of the Ministry of Internal Affairs of

the Russian Federation from 8/26/2004 of No. 533 «About the organization of activity of law-enforcement bodies of the Russian Federation and Federal Migration Service for deportation or administrative exclusion out of borders of the Russian Federation the foreign citizen or the person without citizenship».

3. Becker, G.: «The economics of life: from baseball

to affirmative action to immigration, how real-world issues affect our everyday life». New York: McGraw-Hill, 2007.- p.313.

4. Caroline B. Brettell and James F. Hollifi //

Migration Theory. Talking across Disciplines / New York : Routledge, 2000. - p. 239.

5. King R. Geography and migration studies:

retrospect and prospect // Population, Space and Place, 2012 18 (2). - p. 153.

6. Samers M. Migration. New York : Routledge,

2010 - p. 374.

7. Sjaastad L.A., Larry A. The Costs and Returns of

Human Migration // Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70. Is. 5. Part 2. - p.90.

8. «Russia in figures». Federal service statistical

data - the Statistical collection by M.: «Augustus Borg», 2017. - page 511.

9. Ivakhnyuk I.V. «Offers to the migration strategy

of Russia till 2023», Moscow, 2017//Centre for Strategic research - csr.ru.

10. Iontsev V. A. «International population shift: theory and history of studying». M.: Dialogue MSU, 1999 - page 370.

11. Iontsev V. A. Population economy: The textbook / Under the editorship of the prof. Iontsev V. A. (Textbooks of economics department of Lomonosov Moscow State University) / V.A. Iontsev, Sagradov A.A., Ananyeva G.E., etc. -Moscow INFRA-M, 2007. - page 668.

12. Karpenkova T.V. «The cardinal changes in the world caused by the collapse of the USSR». News of the Tula state university. The humanities - release No. 4, Tula, 2013 - page 135.

13. Rybakovsky L.L. «Population shift. Three stages of migration process». M, 2003 - page 217.

14. Rybakovsky L.L. Population shift (theory questions). M.: ISPI RAS, 2003 - page 238.

15. Rybakovsky L.L. «Practical demography» the Textbook / Under the editorship of the prof. Rybakovsky L.L. (Textbooks of economics department of Lomonosov Moscow State University) / Arkhangelsk V.N. Ivanova A.E., Ryazantsev S.V. - Moscow TsSP-M, 2005 -page 280.

16. Tskhadadze N.V., Bogatskaya K.A. Migration of labor and its influence on reproduction processes//»Reproduction of Russia in the 21st century: dialectics of adjustable development» in the 80 anniversary of issue of the book of J.M. Keynes «The general theory of employment, percent and money». The collection of reports of the III International scientific conference, Moscow, 2016 - page 283.

2 о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.