Научная статья на тему 'Миграционные процессы в сфере образования: современные подходы и пути их развития в России'

Миграционные процессы в сфере образования: современные подходы и пути их развития в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные граждане / миграционные процессы / образовательная миграция / трудовая миграция / разрешение на временное проживание / foreign citizens / migration processes / educational migration / labor migration / temporary residence permit

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Светлана Владимировна Мягкова, Евгений Николаевич Хазов

В статье рассматриваются современные подходы и пути развития миграционных процессов в образовательной сфере для иностранных граждан. Поднимаются актуальные проблемы подготовки будущей интеллектуальной и технологической элиты. Предлагаются пути решения проблемных вопросов в образовательной миграции иностранных граждан на современном пути развития в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Светлана Владимировна Мягкова, Евгений Николаевич Хазов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration processes in the field of education: modern approaches and ways of their development in Russia

The article examines the issues of modern approaches and ways of developing migration processes in the educational sphere for foreign citizens. The current problems of training the future intellectual and technological elite are being raised. The ways of solving problematic issues in the educational migration of foreign citizens on the modern path of development in Russia are proposed.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы в сфере образования: современные подходы и пути их развития в России»

Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 79 — 83. State service and personnel. 2024;(3):79 —83.

Научная статья УДК 343.9.01

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-79-83 NIION: 2012-0061-03/24-124

EDN: https://elibrary.ru/DIWXFQ MOSURED: 77/27-008-2024-03-324

Миграционные процессы в сфере образования: современные подходы и пути их развития в России

Светлана Владимировна Мягкова1, Евгений Николаевич Хазов2

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы и пути развития миграционных процессов в образовательной сфере для иностранных граждан. Поднимаются актуальные проблемы подготовки будущей интеллектуальной и технологической элиты. Предлагаются пути решения проблемных вопросов в образовательной миграции иностранных граждан на современном пути развития в России.

Ключевые слова: иностранные граждане, миграционные процессы, образовательная миграция, трудовая миграция, разрешение на временное проживание.

Для цитирования: Мягкова С.В., Хазов E.H. Миграционные процессы в сфере образования: современные подходы и пути их развития в России // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 79—83. https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2024-3-79-83 EDN: https://elibrary.ru/DIWXFQ

Original article

Migration processes in the field of education: modern approaches and ways of their development in Russia

Svetlana V. Myagkova1, Evgeny N. Khazov2

1i2 V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Annotation. The article examines the issues of modern approaches and ways of developing migration processes in the educational sphere for foreign citizens. The current problems of training the future intellectual and technological elite are being raised. The ways of solving problematic issues in the educational migration of foreign citizens on the modern path of development in Russia are proposed.

Keywords: foreign citizens, migration processes, educational migration, labor migration, temporary residence permit.

For citation: Myagkova S.V., Khazov E.N. Migration processes in the field of education: modern approaches and ways of their development in Russia // Civil Service and Personnel. 2024. No. 3. P. 79—83. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-79-83 END: https://elibrary.ru/DIWXFQ

«Образование в России востребовано... Число растет, сейчас будет уже 30 тысяч человек ежегодно. Россия в связи с увеличением квоты, по оценкам некоторых экспертов, вошла в топ пяти стран мира, где получают иностранцы высшее образование, в следующем году квота вырастет до 30 тысяч», — заявил глава Россотрудничества Евгений Примаков в ходе встречи с руководите-

©Мягкова С.В., Хазов Е.Н. М.,2024.

лями дипмиссий евразийских государств по итогам организованного российским парламентским «Евразийским диалогом» при поддержке международной комиссии партии «Единая Россия» пермского форума «Европа — Азия: диалог цивилизаций» [13].

В ч. 1 ст. 43 Конституции РФ установлено право каждого на образование, а также, согласно ч. 3 данной статьи Основного закона, устанавливается право каждого получить бесплатно на конкурсной основе высшее образование [1].

№ 3/2024

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024 г.) в ст. 78 закрепляет право иностранных граждан и лиц без гражданства на получение образования в РФ в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами. Иностранные граждане, в свою очередь, имеют право в том числе и на получение высшего образования [2].

Основные цели и задачи:

■ содействие образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержка академической мобильности: совершенствование условий для обучения в российских образовательных учреждениях на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места проживания;

■ увеличение контингента студентов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств — участников Содружества Независимых Государств;

■ совершенствование условий пребывания в Российской Федерации иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;

■ экспорт российских образовательных услуг в страны — источники массовой миграции в Российскую Федерацию;

■ содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных учреждениях и научных организациях; организационное, информационное и финансовое содействие образовательным учреждениям и научным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов;

■ предоставление иностранным студентам, обучающимся в Российской Федерации, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;

■ предоставление возможности иностранным гражданам работать по полученной специальности в Российской Федерации непосредственно после завершения обучения в российских образовательных учрежде-

ниях высшего и среднего профессионального образования;

■ создание центров довузовской подготовки, изучения русского языка в образовательных учреждениях начального профессионального образования в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками;

■ упрощение административных процедур, связанных с въездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан в целях преподавательской, исследовательской и экспертно-ана-литической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, в том числе для участия в конференциях и семинарах;

■ введение упрощенного порядка получения иностранными гражданами, въехавшими на территорию Российской Федерации в целях преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, и членами их семей статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;

■ упрощение въезда членов семей иностранных граждан, прибывших в целях преподавательской, исследовательской и экспер-тно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, и снятие ограничений для осуществления ими трудовой деятельности и обучения;

■ разработка системы грантов для граждан Российской Федерации, получивших профессиональное образование за рубежом, в целях содействия их возвращению;

■ содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Российской Федерации;

■ разработка минимально необходимого перечня услуг по медицинскому страхованию для иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации [15].

В 2022/23 учебном году Россия выделяла 23 тыс. бюджетных мест для иностранных обучающихся, среди которых лидировали граждане Казахстана, Беларуси, Украины, Вьетнама, Таджикистана, Узбекистана, Сирии, Киргизии, Монголии.

Именно такие показатели говорят о значимости введения такого механизма развития российского общества, как разрешение на временное проживание (далее — РВП) в связи с получени-

№ 3/2024

ем образования на территории Российской Федерации. Основой возникновения нового механизма также послужила Концепция государственной миграционной политики до 2025 г. [3], в которой определено «создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда» [11].

Такой упрощенный порядок получения РВП повысит актуальность поступления в российские университеты и учебные научные организации. При этом рост иностранных студентов не только повысит рейтинг в мировой образовательной гонке, но и создаст систему качественного образования в Российской Федерации [12].

Также огромным плюсом будет обмен языковым опытом. На данный момент российские учебные заведения предлагают широкий спектр образовательных программ на различных языках, что позволяет повысить уровень подготовки практически по всем специальностям [7].

Топ-10 специальностей по количеству иностранных студентов в 2023 г. составили:

■ клиническая медицина — 71 315 обучающихся;

■ экономика и менеджмент — 52 964;

■ образование и педагогические науки — 29 414;

■ информатика и инженерное дело — 14 424;

■ юриспруденция — 11 879;

■ лингвистика — 11 639;

■ строительство — 9112;

■ добыча полезных ископаемых — 7638;

■ электрическая и топливная энергетика — 7560;

■ машиностроение — 7546 [8].

О востребованности образования в России говорят и статистические данные. Количество студентов-иностранцев за пять лет увеличилось с 247 тыс. до 351 тыс. «Рост числа иностранных студентов в России, зафиксированный в последние годы, показывает интерес иностранных студентов и высокий экспертный потенциал российского образования» [14].

«Россия всегда была привлекательна для иностранных студентов. У нас очень значительное количество иностранных студентов получает образование в российских университетах, эта цифра даже превышает численность иностранных студентов во времена Советского Союза. В прошлом году она составляла порядка 351 тыс. человек. В этом году она еще немного выросла, по предварительным оценкам, порядка 355 тыс. человек», — сказал Могилевский в ходе торжествен-

ной церемонии вручения званий «Посол российского образования и науки» [10].

Стоит упомянуть немаловажные аспекты получения образования в России: доступность к получению образования и низкая финансовая затратность. Тем самым одаренные дети из малообеспеченных семей из стран зарубежья смогут проявить себя в образовательной среде в Российской Федерации благодаря стипендии и льготам в социальных сферах для обучающихся. При этом стоит помнить, что студенты-иностранцы, получившие образование в России, могут иметь больше возможностей для развития карьеры в России или за ее пределами, что будет являться в дальнейшем показателем уровня образования на территории Российской Федерации [6, с. 79—83].

С 1 января 2023 г. в России значительно упростили процесс приема на работу иностранных медиков: достаточно подтвердить соответствие заграничному образованию. На это отведено 25 дней. Для дефицитных специалистов, например педиатров и стоматологов, даже этого не требуется. Специального экзамена на знание русского языка не проводится: владение им проверяется «автоматически» при приеме на работу.

Так, например, молодой специалист из Судана (Африка) устроился врачом в Московскую область (Лыткарино), чтобы оказывать медицинскую помощь местным жителям, так как местные кадры предпочитают устраиваться работать в столицу.

Новый механизм в данном примере может подействовать следующим образом: смешанное обучение приведет не только к уважению разных культур, но и к восприятию русского языка, русской истории и самого главного — российского законодательства [4].

«Глобализационные процессы, охватившие в последние десятилетия все сферы жизнедеятельности человечества, не могли не затронуть научно-образовательную сферу, поскольку на основе именно образования, развития технологий, инноваций, науки в целом строится экономика знаний» [5, с. 20].

Иностранным студентам и аспирантам предоставлены новые основания для получения права на проживание в России. С 1 января 2023 г. студенты и аспиранты очного отделения государственных образовательных и научных организаций, расположенных на территории Российской Федерации, смогут получить разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО). Срок действия РВПО будет распространяться на весь период обучения и последующие 180 календарных дней. Государственная пошлина за выдачу РВПО будет составлять 1600 руб. Лицам, получившим РВПО, не нужно будет: ежегодно оформлять приглашение на въезд

№ 3/2024

в Российскую Федерацию; неоднократно продлять учебную визу, срок пребывания в период обучения; подавать ежегодное уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. Лицо, получившее РВПО, после завершения обучения сможет в течение трех лет обратиться за получением вида на жительство без необходимости оформления вначале обычного разрешения на временное проживание [9].

Подводя итог вышесказанному, разрешение на временное проживание с образовательными целями на территории Российской Федерации — это мощный инструмент развития культурного обмена, взаимодействия между народами и взаимного понимания, дипломатических и торговых связей между Россией и другими странами российской образовательной системы и экономического пространства в целом.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. и доп. 06.10.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. http:// pravo.gov.ru

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598. http://pravo.gov.ru

3. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 (ред. от 12.05.2023) «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019— 2025 годы» //URL: https://www.consultant.ru

4. Богданов A.B., Пауков О.В., Хазов E.H. Миграционные процессы и их роль в современном государстве // Образование и право. 2022. № 1. С. 96—102.

5. Гудко Д.Д., Тростянская И.Б. и др. Обучение иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М.: ФГАНУ «Социоцентр», 2019.

6. Зинченко Е.Ю., Хазов E.H. Актуальные вопросы государственной миграционной политики России // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 79—83.

7. Зинченко Е.Ю., Хазов E.H. Правовой статус иностранных граждан, признанных носителями русского языка. М., 2019.

8. Интересный статистический материал об иностранных студентах, обучающихся в России // https://vk.com/wall-22300697_11588 (дата обращения: 07.03.2024).

9. Иностранным студентам и аспирантам предоставлены новые основания для получения права на проживание в России // https://xn— blaew.xn—p1ai/mvd/structure1/Glavnie_uprav-lenija/guvm

10. Минобрнаука: около 355 тысяч иностранных студентов учатся в вузах РФ// https://ria.ru/ 20231123/student-1911436685.html (дата обращения: 07.03.2024).

11. Мягкова С.В. Государственно-правовое регулирование трудовой миграции на современном этапе развития государства // Глобальные демографические проблемы современности: миграция и миграционная политика: (К 20-летию образования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя): Сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф / Сост. С.О. Харламов. М.,

2022. С. 68—74.

12. Мягкова С.В. Мотивационное программно-целевое обеспечение формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений: Дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2010.

13. Примаков Е. Россия вошла в пятерку стран — лидеров по числу иностранных студентов // https://ria.ru/20230216/studenty-18524338 43.html (дата обращения: 07.03.2024).

14. Фудина Е.В. Проблема доступности высшего образования для иностранных граждан // Сб. ст. XVI Всерос. науч.-практ. конф. Пенза,

2023. С. 163—165.

15. Харламов С.О., Прудников А.С., Прудникова ТА. и др. Правовое регулирование предоставления государственных услуг в сфере миграции: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М., 2023.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 (with amendments and additions 06.10.2022) // Official Internet portal of legal information. http://pravo. gov.ru

2. Federal Law No. 273-FZ of 12/29/2012 (as amended on 12/25/2023) «On Education in the Russian Federation» (with amendments and additions, introduction. effective from 01.01.2024) // Federal Law of the Russian Federation. 2012. No. 53 (part 1). Article 7598. http://pravo.gov.ru

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 622 dated October 31, 2018 (as amended on 05/12/2023) «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019—2025» //URL: https://www.consul-tant.ru

№ 3/2024

4. Bogdanov A.V., Paukov O.V., Khazov E.N. Migration processes and their role in the modern state // Education and law. 2022. No. 1. P. 96—102.

5. Gudko D.D., Trostyanskaya I.B. et al. Education of foreign citizens in Russian institutions of higher education / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. Moscow: FGANU «Sociocenter», 2019.

6. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Actual issues of the state migration policy of Russia // Education. Science. Scientific staff. 2022. No. 2. P. 79—83.

7. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. The legal status of foreign citizens recognized as native speakers of the Russian language. M., 2019.

8. Interesting statistical material about foreign students studying in Russia // https://vk.com/wall-22300697_11588 (date of application: 03/07/2024).

9. Foreign students and postgraduates have been provided with new grounds for obtaining the right to reside in Russia // https://xn—b1aew.xn—p1ai/ mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ministry of Education and Science: about 355 thousand foreign students study at universities of the Russian Federation// https://ria.ru/ 20231123/student-1911436685.html (date of application: 03/07/2024).

11. Myagkova S.V. State legal regulation of labor migration at the present stage of state development // Global demographic problems of our time: migration and migration policy: (To the 20th anniversary of the formation of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot): Collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference / Comp. S.O. Kharlamov. M., 2022. P. 68—74.

12. Myagkova S.V. Motivational software and target support for the formation of legal competence of heads of educational institutions: Dis. ... candidate of Pedagogical Sciences. Barnaul, 2010.

13. Primakov E. Russia is among the top five countries in terms of the number of foreign students // https://ria.ru/20230216/studenty-1852 433843.html (date of appeal: 03/07/2024).

14. Fudina E.V. The problem of accessibility of higher education for foreign citizens // Collection of art. XVI All-Russian scientific and practical Conference. Penza, 2023. P. 163—165.

15. Kharlamov S.O., Prudnikov A.S., Prud-nikova TA., etc. Legal regulation of the provision of public services in the field of migration: Textbook for university students studying in the field of Law. M., 2023.

Информация об авторах

Мягкова С.В. — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Хазов Е.Н. — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 02.09.2024; одобрена после рецензирования 06.09.2024; принята к публикации 09.09.2024.

Information about the authors

Myagkova S.V. — Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot Khazov E.N. — Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 02.09.2024; approved after reviewing 06.09.2024; accepted for publication 09.09.2024.

№ 3/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.