Научная статья на тему 'ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларина Лариса Анатольевна, Дарькина Ксения Евгеньевна

Представлен анализ текущей ситуации, связанной с перспективами привлечения высококвалифицированных специалистов. Рекомендуется совершенствование структуры положения о порядке и условиях привлечения иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов. Предлагается установить требования для предприятий, которые привлекают для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ларина Лариса Анатольевна, Дарькина Ксения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRACTING HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS TO THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

The analysis of the current situation related to the prospects of attracting highly qualified specialists is presented. It is recommended to improve the structure of the regulation on the procedure and conditions for attracting foreign citizens as highly qualified specialists. It is proposed to establish requirements for enterprises that attract foreign citizens to work.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.721.6:340.131.4

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1 -170-173 NIION: 2003-0059-1/23-570 MOSURED: 77/27-003-2023-01-769

Привлечение высококвалифицированных специалистов в Российскую Федерацию: проблемы и перспективы

Лариса Анатольевна Ларина1, Ксения Евгеньевна Дарькина2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

2 Отдел по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Таганскому району г. Москвы, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Представлен анализ текущей ситуации, связанной с перспективами привлечения высококвалифицированных специалистов. Рекомендуется совершенствование структуры положения о порядке и условиях привлечения иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов. Предлагается установить требования для предприятий, которые привлекают для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан.

Ключевые слова: иностранный гражданин, высококвалифицированные специалисты, правовой статус, конституционное обеспечение, миграционная политика

Для цитирования: Ларина Л. А., Дарькина К. Е. Привлечение высококвалифицированных специалистов в Российскую Федерацию: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 170-173. https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-170-173.

Original article

Attracting highly qualified specialists to the Russian Federation:

problems and prospects

Larisa A. Larina1, Ksenia E. Darkina2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]

2 Migration Department of the Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Tagansky District of Moscow, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The analysis of the current situation related to the prospects of attracting highly qualified specialists is presented. It is recommended to improve the structure of the regulation on the procedure and conditions for attracting foreign citizens as highly qualified specialists. It is proposed to establish requirements for enterprises that attract foreign citizens to work.

Keywords: foreign citizen, highly qualified specialists, legal status, constitutional provision, migration policy For citation: Larina L. A., Darkina K. E. Attracting highly qualified specialists to the Russian Federation: problems and prospects. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):170-173. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-0454-2023-1-170-173.

На современном этапе развития нашего общества необходимо обратить внимание на основные цели миграционной политики Российской Федерации, которые определены Концепцией государственной миграционной политики РФ, как «создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда» [1].

Основной проблемой миграционной ситуации в стране в целом является высокая скорость изменений и дополнений, принимаемых в нормативных право© Ларина Л. А., Дарькина К. Е., 2023

вых актах. В качестве примера можно привести Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан»[2], куда только с 2002 г. по настоящий момент были внесены изменения и дополнения изданием более ста федеральных законов. С точки зрения решения вопроса о привлечении высококвалифицированных специалистов данная проблема отражается в достаточно объемном содержании ст. 13.2 Федерального закона, где раскрывается порядок и условия привлечения и осуществления трудовой деятельности высококвалифицированными специалистами. При этом стоит отметить, что в рамках Федерального закона выделена одна статья, где вся информация раз-

JURISPRUDENCE

бита по частям статьи [3]. Вероятно, рациональнее со стороны законодателя выделить группу статей в данном Федеральном законе или использовать отсылочную норму на отдельный нормативный правовой акт, где наиболее четко будет систематизирована информация о порядке привлечения и осуществления трудовой деятельности иностранными высококвалифицированными специалистами [4].

В рамках решения вопроса предлагается использовать следующую структуру положения о порядке и условиях привлечения иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов.

1. Общие положения, раскрывающие предмет регулирования, понятийный аппарат, цель и задачи привлечения высококвалифицированных специалистов. При этом важно отметить значимость определения высококвалифицированных специалистов не посредством определения суммы заработной платы, а за счет использования общих критериев признания специалиста высококвалифицированным. Также важно включить положения, касающиеся правового статуса иностранных высококвалифицированных специалистов.

2. Порядок привлечения иностранного гражданина в качестве высококвалифицированного специалиста, где четко будет прослеживаться разграничение между привлечением со стороны работодателя и самостоятельным заявлением иностранного гражданина о себе как о высококвалифицированном специалисте. Важно учитывать, что оба процесса относятся к одному этапу — началу осуществления трудовой деятельности.

3. Осуществление трудовой деятельности иностранных высококвалифицированных специалистов, куда необходимо включить положения, связанные с порядком и условиями заключения трудового или гражданско-правового договора, в том числе обозначение заработной платы. В данную категорию необходимо включить порядок действия иностранного гражданина и работодателя при перерыве в рудовой деятельности, вопросы налогообложения и т. д.

4. Прекращение трудового или гражданско-правового договора, а также рассмотрение случаев досрочного расторжения указанных договоров. В данном разделе необходимо предусмотреть все условия, связанные с пребыванием иностранного гражданина на территории РФ, последующем порядке действия и сроках решения вопросов о продолжении трудовой деятельности или выезда за пределы РФ.

5. Заключительные положения, содержащие сведения об некоторых особенностях привлечения иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов и осуществление ими трудовой деятельности.

Оценка потребности современного российского экономического пространства затруднена, минимум, по двум причинам:

♦ неполнота статистических данных по имеющимся вакансиям ввиду не предоставления работодателями данных официальным службам занятости;

♦ величина уровня занятости в неформальном секторе экономики, что создает сложности в определении потребностей неформального сектора в работниках.

Оценка потребностей российской экономики в определенных профессиональных группах, уровне их квалификации крайне затруднена. Для ее прогнозирования необходима информация от структур, осуществляющих экономическую деятельность. Исключение составляют структуры, деятельностью которых выступает финансовая сфера, государственное управление, социальное обеспечение и безопасность [5].

Наибольшая потребность просматривается в группе с высоким уровнем квалификации. При условии развития российской экономики количество работников сферы услуг будет возрастать, а потребность в специалистах такой категории увеличится. Это заставит российских работодателей нанимать трудовых мигрантов, так как 25 % организаций не в состоянии заполнить вакансии местными кадрами; вид деятельности, в данном случае, является определяющим. Местные ресурсы не в состоянии обеспечить строительную, сельскохозяйственную и транспортную отрасли [6].

Предлагается установить требования для предприятий, которые привлекают для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих среднего или высшего образования, а также необходимых знаний, умений и навыков для получения статуса высококвалифицированного специалиста, предоставлять возможность получить за счет предприятия образование или пройти профессиональную подготовку для повышения своей квалификации [7].

Для работодателей предлагается установить облегченные налоговые режимы с выполнением условия о предоставлении обучения и повышения квалификации иностранного работника. Например, уменьшить налоговую базу при выплате налога на прибыль ор-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ганизации, если возможность обучения предоставлена всем иностранным работником независимо от их согласия. Уменьшение налоговой базы возможно при вычете затрат на предоставление обучения для трудовых мигрантов [8].

Данные меры позволят не только улучшить условия труда для иностранных граждан, но и повысить уровень привлекательности Российской Федерации [9]. Известно, что доля привлеченных иностранных высококвалифицированных специалистов значительно меньше от числа общего количества трудовых мигрантов. Предоставление возможности получить необходимую квалификацию позволит решить сразу несколько проблем. Во-первых, увеличится доля высококвалифицированных специалистов на рынке труда. Во-вторых, возможность получения образования в принимающем государстве станет еще одним не менее значимым фактором привлекательности для иностранных граждан [10].

Таким образом, новации миграционного законодательства последних лет дают возможность Правительству РФ и органам государственной власти субъектов РФ [11] все активнее использовать предусмотренные законодательством инструменты по регулированию объемов и профессионально-квалификационного состава привлекаемой и используемой иностранной рабочей силы с учетом региональных особенностей рынка труда и защиты интересов российских работников, в том числе установлением допустимой доли иностранных работников в отдельных отраслях экономики, ограничением выдачи патентов по отдельным профессиям и др. В то же время, проведенный авторами анализ нормативных подзаконных актов продемонстрировал отсутствие единого подхода к обоснованию и актуализации перечня профессий (специальностей, должностей), востребованных на рынке труда субъектов РФ, на которые могут быть привлечены иностранные квалифицированные работники с целью предоставления им в дальнейшем права на получение российского гражданства в упрощенном порядке при одновременном соблюдении приоритетного права на трудоустройство для российских граждан.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // URL://www.pravo.gov.ru.

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14 июля 2022 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

3. Зинченко Е. Ю., Забавка В. И., Хазов Е. Н. Административное право и его роль на влияние мигра-ционно-правовой политики и формирования миграционного права в России // Криминологический журнал. 2021. № 1. С. 79-86.

4. Жестянников С. Г., Екимов И. В., Хазов Е. Н. Актуальные вопросы и основные направления адаптации и интеграции трудовых мигрантов в российское общество (на примере опыта работы УФМС России по Вологодской области) // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 3. С. 172-175.

5. Богданов А. В., Зинченко Е. Ю., Хазов Е. Н. Современные подходы к регулированию миграционных процессов в России // Криминологический журнал. 2021. № 4. С. 7-13.

6. Лимонов А. М., Хазов Е. Н. Основные направления деятельности органов местного самоуправления по реализации миграционной политики в ряде европейских стран и современной России // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 41-44.

7. Хазов Е. Н., Бурлакова П. О. Особенности и основные направления развития образовательной и интеллектуальной миграции в зарубежных странах // Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 2. С. 105-109.

8. Зинченко Е. Ю., Хазов Е. Н. Правовой статус иностранных граждан, признанных носителями русского языка. М., 2019.

9. Ефимова Ю. В., Ларина Л. А. Правовое регулирование международной организации по миграции в рамках защиты прав личности. В сб.: Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью: сб. ст. по итогам между-нар. науч.-практ. конф., приуроченной к 20-летию принятия Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. М., 2020. С. 195-199.

10. Ларина Л. А., Дарькина К. Е. Миграционная политика России в отношении иностранных высококвалифицированных специалистов // Международный журнал гражданского и торгового права. 2022. № 1. С. 34-37.

JURISPRUDENCE

11. Хазов Е. Н., Егоров С. А., Ларина Л. А. и др. Конституционное право России: учеб.-метод. пособие для курсантов системы МВД, обучающихся по направлению правоохранительная деятельность и правовое обеспечение национальной безопасности. М., 2017.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 622 of October 31, 2018 «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025» // URL://www.pravo.gov.ru.

2. Federal Law No. 115-FZ of July 25, 2002 (as amended on July 2, 2021) «On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from July 14, 2022) // SZ RF. 2002. No. 30. St. 3032.

3. Zinchenko E. Yu., Zabavka V. I., Khazov E. N. Administrative law and its role on the influence of migration and legal policy and the formation of migration law in Russia // Criminological Journal. 2021. No. 1. Р. 79-86.

4. Tinsyannikov S. G., Ekimov I. V., Khazov E. N. Topical issues and main directions of adaptation and integration of labor migrants into Russian society (on the example of the experience of the Federal Migration Service of Russia in the Vologda region) // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 3. Р. 172-175.

5. Bogdanov A. V., Zinchenko E. Yu., Khazov E. N. Modern approaches to the regulation of migration processes in Russia // Criminological Journal. 2021. No. 4. Р. 7-13.

6. Limonov A. M., Khazov E. N. The main directions of activity of local self-government bodies on the implementation of migration policy in a number of European countries and modern Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 1. P. 41-44.

7. Khazov E. N., Burlakova P. O. Features and main directions of educational and intellectual migration development in foreign countries // International Journal of Constitutional and State Law. 2020. No. 2. P. 105-109.

8. Zinchenko E. Yu., Khazov E. N. The legal status of foreign citizens recognized as native speakers of the Russian language. M., 2019.

9. Efimova Yu. V., Larina L. A. Legal regulation of the international Organization for Migration in the framework of the protection of individual rights. In the collection: Actual problems of international cooperation in the fight against crime: collection of articles on the results of the international scientific and practical conference dedicated to the 20th anniversary of the adoption of the UN Convention against Transnational Organized Crime. Mo., 2020. P. 195-199.

10. Larina L. A., Darkina K. E. Migration policy of Russia in relation to foreign highly qualified specialists // International Journal of Civil and Commercial Law. 2022. No. 1. P. 34-37.

11. Khazov E. N., Egorov S. A., Larina L. A. and others. Constitutional Law of Russia: studies.-method. manual for cadets of the Ministry of Internal Affairs system studying in the direction of law enforcement and legal support of national security. M., 2017.

Информация об авторах

Л. А. Ларина — заместитель начальника кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

К. Е. Дарькина — инспектор отдела по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Таганскому району г. Москвы.

Information about the authors

L. A. Larina — Deputy Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

K. E. Darkina — Inspector of the Migration Department of the Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Tagansky District of Moscow.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.12.2022; одобрена после рецензирования 20.01.2023; принята к публикации 03.02.2023. The article was submitted 29.12.2022; approved after reviewing 20.01.2023; accepted for publication 03.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.