Научная статья на тему 'Актуальные проблемы правового регулирования отношений в сфере миграции'

Актуальные проблемы правового регулирования отношений в сфере миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права и свободы человека / миграция / внешняя миграция / внутренняя миграция / незаконная миграция / правоохранительные органы / human rights and freedoms / migration / external migration / internal migration / illegal migration / law enforcement agencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Юрьевич Андрейцо, Евгений Николаевич Хазов

Рассматриваются актуальные вопросы защиты прав человека, противодействия нарушениям в миграционной сфере. Делается анализ основных проблем правового регулирования отношений в сфере регулирования правового статуса иностранных граждан в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of legal regulation of relations in the field of migration

The topical issues of human rights protection, countering violations in the migration sphere are considered. The analysis of the main problems of legal regulation of relations in the sphere of regulation of the legal status of foreign citizens in modern Russia is made.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы правового регулирования отношений в сфере миграции»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342.724

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-ll-15 NIION: 2015-0066-4/22-386 MOSURED: 77/27-011-2022-04-585

Актуальные проблемы правового регулирования отношений в сфере миграции

Сергей Юрьевич Андрейцо1, Евгений Николаевич Хазов2

1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Санкт-Петербург, Россия, andreytso@mail.ru, ORCID 0000-0002-2778-0911

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, evg.hazow@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы защиты прав человека, противодействия нарушениям в миграционной сфере. Делается анализ основных проблем правового регулирования отношений в сфере регулирования правового статуса иностранных граждан в современной России.

Ключевые слова: права и свободы человека, миграция, внешняя миграция, внутренняя миграция, незаконная миграция, правоохранительные органы

Для цитирования: Андрейцо С. Ю., Хазов Е. Н. Актуальные проблемы правового регулирования отношений в сфере миграции // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 11-15. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-11-15.

Original article

Actual problems of legal regulation of relations in the field of migration

Sergey Yu. Andrejco1, Evgeny N. Khazov2

1 St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (GUAP), St. Petersburg, Russia, andreytso@mail.ru, ORCID 0000-0002-2778-0911

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, evg.hazow@yandex.ru

Abstract. The topical issues of human rights protection, countering violations in the migration sphere are considered. The analysis of the main problems of legal regulation of relations in the sphere of regulation of the legal status of foreign citizens in modern Russia is made.

Keywords: human rights and freedoms, migration, external migration, internal migration, illegal migration, law enforcement agencies

For citation: Andrejco S. Yu., Khazov E. N. Actual problems of legal regulation of relations in the field of migration. Bulletin of economic security. 2022;(4):11-5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-11-15.

Миграционные процессы не только сопровождали человечество на протяжении всей его истории, но и были неразрывно связаны со многими социально-политическими явлениями в обществе. В период, когда гуманитарные проблемы отдельной личности еще не были подняты эпохой Просвещения, основной задачей государства в сфере миграции была защита интересов государства от угроз, которые несло с собой иностранное присутствие. Реализация данной задачи имеет значительно более древнюю историю. Во многом, выполнение именно этой задачи предопределило возникновение такого элемента государственной деятельности, как миграционная политика [1].

© Андрейцо С. Ю., Хазов Е. Н., 2022

Отечественная миграционная система начала развиваться в 1990-е годы под влиянием ряда факторов. В качестве основных можно выделить:

- распад Советского Союза;

- появление новых границ на территории ранее единого государства;

- увеличение миграционного обмена между образовавшимися странами СНГ;

- обострение социальных, экономических, политических этнических и иных конфликтов.

Традиционно отмечается внимание к проблеме защиты и обеспечения прав иностранных граждан на международном уровне, что подтверждается значительным

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

числом международных договоров посвящённых исследуемым проблемам [2].

Нето Ф. П. С., Пшенко К. А. и Якушкина М. С. указывают, что развитие международного трудового обмена поставило перед СНГ задачу регулирования труда работников-мигрантов, защиты прав работников за рубежом [3].

Базовым законом, регулирующим в Российской Федерации вопросы статуса иностранных граждан, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №2 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [4].

М. Ю. Федорова, основываясь на изучении решений Конституционного Суда РФ, считает необходимым комплексный подход к организации системы социальной защиты мигрантов [5].

Н. А. Воронина считает необходимым сказать, что данный Закон изначально не был приспособлен для решения задач, касающихся трудовой деятельности мигрантов в России [6].

В российской правовой науке выделяют следующие виды режима иностранцев: национальный режим, специальный режим наибольшего благоприятствования, преференциальный режим [7].

Что касается группы незаконной или нелегальной миграции, то здесь необходимо ужесточение законодательства для лиц, которые создают условия и предпосылки для существования этого вида миграции, о чем мы говорили выше. Требуется проработать механизмы противодействия торговле людьми, существующую практику борьбы с этим явлением в России следует признать малоэффективной и неудовлетворительной. Также следует переориентировать работу в отношении иностранных граждан, освободившихся из мест лишения свободы [8].

Необходимо также совершенствовать практику административного выдворения, вынесения запрета на въезд в отношении иностранных граждан. Здесь, в частности, нужна объективная шкала сроков выдворения, привязка ее к действительной тяжести допущенных административных правонарушений. Необходимо подумать и о режиме содержания в учреждениях временного содержания иностранных граждан. Следует приоритетно прибегать к контролируемому выезду иностранцев [9]. Также необходимо совершенствование механизма взаимодействия с консульскими и дипломатическими учреждениями, поскольку в настоящее время сроки выдворения могут чрезмерно затягиваться. Также на основании практики Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации необходимо продумать ситуации, в которых выдворение и депортация невозможны, а иностранные граждане, тем не менее, находятся в России без соответствующих оснований [10].

Также в сфере миграционной политики, если обратиться к научной составляющей, необходимо расширение социологических исследований на федеральном уровне и на уровне конкретных регионов, а также среди

тех или иных групп населения. В настоящее время имеющейся социологической информации недостаточно, исследования зачастую проводится бессистемно и носят эпизодический характер. Колоссальный разброс в цифрах и иных данных по миграции, которыми оперируют как органы государственной власти, так и экспертное сообщество, порождают ситуации, подобные слепоте или искажению имеющиеся картины миграции [11]. Об эффективном осуществлении иммиграционной политикой и эффективной защите прав иностранных граждан в этой связи говорить не приходится. Необходимо придание социологическим исследованиям в сфере миграции постоянного, системного характера. Также следует приветствовать идеи проведения максимального количества междисциплинарных исследований. В сфере миграции проблемы находятся на стыке различных наук, в первую очередь, экономики, юриспруденции, социологии. В этой связи необходимо создание соответствующих исследовательских центров. В настоящее время существует соответствующая лаборатория в институте РАН, а также Центр миграционных исследований в Москве. Однако этого представляется недостаточным. Требуется усилить активность исследовательских организаций, коллективов российских вузов в сфере миграции [12].

Следует отметить, что сегодня, несмотря на наличие основного органа в сфере миграции, которым является МВД России, те или иные полномочия в сфере миграции, в том числе в области защиты прав человека принадлежат огромному количеству органов власти. Это обуславливает необходимость системного, комплексного подхода. Долгое время в исследованиях, посвященных миграции, писали о том, что проблемы в миграционной сфере связаны с отсутствием соответствующий концепции. В настоящее время реализуется вторая концепция миграционной политики подряд [13]. Действующая концепция появилась еще до окончания срока реализации ранее действовавшей. По нашему мнению, наличие концепции, в особенности без создания условий для ее реализации, не является панацеей. Более того, концепция в принципе является лишь сжатым и «рамочным» документом. И действующей, и предыдущей концепции это касается весьма в значительной степени. К сожалению, многие вопросы, связанные с регулированием миграционной политики и, к сожалению, в значительной степени именно с защитой прав иностранных граждан, рассмотрены в концепции достаточно поверхностно [14].

Более того, как указывалось выше, в настоящее время сложно отнести миграционную политику к какому либо уровню - федеральному или региональному -в связи с отсутствием упоминания о миграции в тексте ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации [15].

Много говорится о кодификации миграционного законодательства. В настоящее время работа по кодификации миграционного законодательства продолжается в экспертном сообществе. Однако миграционная сфера пронизывает практически все сферы жизни, и любая

JURISPRUDENCE

кодификация не может носить абсолютно завершенный характер. Вместе с тем следует признать, что для улучшения миграционной политики, безусловно, необходимо наведение порядка в сфере правового регулирования. В этой связи необходимо сокращение числа нормативно-правовых актов, регулирующих миграционные отношения, устранение имеющихся противоречий, а также пробелов в правовом регулировании миграционной политики [16]. До настоящего времени наблюдались признаки несистемного характера в регулировании миграции.

Более того, значительная часть вопросов регулировалась с опозданием, так, например для 1990-х годов была характерна вынужденная миграция. Перемещались в значительной степени граждане бывшего СССР, и именно тогда нужна была программа поддержки соотечественников, но появилась она значительно позже, лишь спустя 15 лет после распада Союза [17].

Для начала 2000-х годов характерен рост трудовой миграции, однако из-за недостатков в реализации миграционной политики долгое время большая часть трудовых мигрантов, что признавалась даже официальными властями, трудилась без соответствующих разрешений [18].

Несмотря на то, что основная роль в регулировании миграционных процессов на территории России принадлежит МВД, эффективное управление миграционными процессами может быть организовано только на основе конструктивного взаимодействия различных органов власти и местного самоуправления [19]. Институциональный компонент государственной миграционной политики формировался поэтапно. До распада СССР роль государства сводилась преимущественно к регулированию внутренней трудовой миграции, что логично диктовал плановый характер экономики. В начале 1990-х годов картина в данной области кардинально изменилась, так как в сфере вынужденной миграции резко стала прогрессировать тенденция увеличения вынужденных мигрантов извне [20].

Вместе с тем нужно отметить, что отказаться от участия иностранцев-рабочих в строительстве невозможно. По этой причине, в целях предотвращения незаконного привлечения к работе на строительных объектах в качестве рабочих иностранцев-мигрантов, необходимо ввести административную ответственность за незаконное привлечение и дальнейшее использование иностранной рабочей силы на строительных объектах, для чего в абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ после фразы «в том числе в торговых комплексах» добавить - «а также на объектах строительства».

Думается, что правовая конкретизация административной ответственности в этой отрасли позволит снизить количество незаконных мигрантов, трудящихся на строительных объектах России.

Помимо сказанного, для того чтобы упорядочить процессы трудовой миграции, необходимо дополнить КоАП РФ альтернативной, более строгой мерой административного наказания для должностных лиц, прини-

мающих на работу мигрантов-нелегалов (дисквалификацию на различные сроки).

Список источников

1. Андрейцо С. Ю., Хазов Е. Н. Современные тенденции реализации миграционной политики в России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 18-23.

2. Алексенко М. А. Миграционное законодательство стран-участниц СНГ : правовой статус и защита прав мигрантов на постсоветском пространстве // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 9 (197). С. 106.

3. Нето Ф. П. С., Пшенко К. А., Якушкина М. С. Социокультурная и правовая адаптация мигрантов как фактор стабилизации миграционных потоков в СНГ // Человек и образование. 2011. № 2. С. 105.

4. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032.

5. Федорова М. Ю. Правовые проблемы социальной защиты мигрантов в решениях Конституционного Суда РФ // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. № 1 (59). С. 117.

6. Андричежо Л. В. Развитие федерального законодательства в сфере трудовой иммиграции // Миграция в современной России : состояние, проблемы, тенденции : сб. науч. статей / Под общ. ред. К. О. Ромоданов-ского, М. Л. Тюркина. М., 2009. С. 38-40.

7. Богданов А. В., Зинченко Е. Ю., Комахин Б. Н. и др. Административное право (общая часть в определениях и схемах) учебно-наглядное пособие для курсантов и слушателей очной и заочной формы обучения системы : МВД России, МЧС России, ФСИН России, Войск национальной гвардии России, обучающихся по направлению правоохранительная деятельность. Новосибирск, 2020.

8. Андрейцо С. Ю., Хазов Е. Н. О некоторых проблемах нарушения миграционного законодательства : незаконная миграция и торговля людьми в России // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 6. С. 48-53.

9. Авдеев В. В., Зинченко Е. Ю., Кивич Ю. В. и др. Административное право : основные понятия, таблицы и схемы. М., 2020. Часть 1.

10. Хазов Е. Н., Хазова В. Е. Совет Европы, ООН, международные организации и их роль по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека в мировом сообществе // Уголовно-исполнительная система : право, экономика, управление. 2016. № 1. С. 3-6.

11. Андрейцо С. Ю., Хазов Е. Н. Актуальные проблемы организации и деятельности МВД России в связи с реформами, проводимыми в сфере миграции и пути их решения // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2016. № 1. С. 5-10.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

12. Андрейцо С. Ю. Актуальные проблемы реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 1 (77). С. 47-50.

13. Указ Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Собрание законодательства РФ, 05.11.2018, № 45, ст. 6917.

14. Андрейцо С. Ю. О мерах по предупреждению преступлений со стороны иностранных граждан, а также в отношении них в Санкт-Петербурге // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 33-37.

15. Лучин В. О., Эбзеев Б. С., Хазов Е. Н. и др. Конституционное право России. М., 2020.

16. Андрейцо С. Ю., Казанков А. П., Казанкова М. А. Правовые проблемы беженцев в контексте процессов вынужденной миграции. СПб., 2005.

17. Булатов Р. Б., Андрейцо С. Ю. Проблемы обеспечения и защиты прав иностранных граждан в России // Миграционное право. 2016. № 4. С. 21-24.

18. Левченко И. П., Прудников А. С., Калинин В. Н. и др. Российское гражданство. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

19. Лимонов А. М., Хазов Е .Н. Основные направления деятельности органов местного самоуправления по реализации миграционной политики в ряде европейских стран и современной России // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 41-44.

20. Андрейцо С. Ю. Министерство внутренних дел в регулировании вопросов миграции : проблемы теории и практики : монография. СПб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. 171 с.

References

1. Andreitso S. Yu., Khazov E. N. Modern trends in the implementation of migration policy in Russia // Bulletin of Economic Security. 2016. № 2. P. 18-23.

2. Aleksenko M. A. Migration legislation of the CIS member states: legal status and protection of migrants' rights in the post-Soviet space // Bulletin of the Orenburg State University. 2016. № 9 (197). P. 106.

3. Neto F. P. S., Pshenko K. A., Yakushkina M. S. Socio-cultural and legal adaptation of migrants as a factor of stabilization of migration flows in the CIS // Man and Education. 2011. № 2. P. 105.

4. Federal Law № 115-FZ of 25.07.2002 (as amended on 02.07.2021) «On the Legal Status of foreign citizens in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from 29.12.2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 29.07.2002, № 30, Art. 3032.

5. Fedorova M. Yu. Legal problems of social protection of migrants in decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2017. № 1 (59). P. 117.

6. Andrichezho L. V. Development of federal legislation in the field of labor immigration // Migration in modern Russia : state, problems, trends : collection of scientific papers. articles / Under the general editorship of K. O. Romodanovsky, M. L. Tyurkin. M., 2009. P. 38-40.

7. Bogdanov A.V, Zinchenko E. Yu., Komakhin B. N. et al. Administrative law (general part in definitions and schemes) educational and visual aid for cadets and students of full-time and part-time education system : the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Ministry of Emergency Situations of Russia, the Federal Penitentiary Service of Russia, the Troops of the National Guard of Russia studying in the direction of law enforcement. Novosibirsk, 2020.

8. Andreitso S. Yu., Khazov E. N. On some problems of violation of migration legislation: illegal migration and human trafficking in Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 6. P. 48-53.

9. Avdeev V. V., Zinchenko E. Yu., Kivich Yu. V et al. Administrative law : basic concepts, tables and diagrams. M., 2020. Part 1.

10. Khazov E. N., Khazova V. E. The Council of Europe, the UN, international organizations and their role in the observance, protection and protection of human rights and freedoms in the world community // Penal enforcement system : law, economics, management. 2016. № 1. P. 3-6.

11. Andreitso S. Yu., Khazov E. N. Actual problems of the organization and activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia in connection with the reforms carried out in the field of migration and ways to solve them // Actual problems of administrative law and process. 2016. № 1. P. 5-10.

12. Andreitso S. Yu. Actual problems of the implementation of migration policy in St. Petersburg // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 1 (77). P. 47-50.

13. Decree of the President of the Russian Federation dated 31.10.2018 № 622 «On the Concept of the State migration policy of the Russian Federation for 20192025» // Collection of Legislation of the Russian Federation, 05.11.2018, № 45, art. 6917.

14. Andreitso S. Yu. On measures to prevent crimes by foreign citizens, as well as against them in St. Petersburg // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 3 (71). P. 33-37.

15. Luchin V. O., Ebzeev B. S., Khazov E. N. et al. Constitutional law of Russia. M., 2020.

16. Andreitso S. Yu., Kazankov A. P., Kazankova M. A. Legal problems of refugees in the context of forced migration processes. SPb., 2005.

17. Bulatov R. B., Andreitso S. Yu. Problems of ensuring and protecting the rights of foreign citizens in Russia // Migration law. 2016. № 4. P. 21-24.

18. Levchenko I. P., Prudnikov A. S., Kalinin V. N. et al. Russian citizenship. 2nd ed., reprint. and add. M., 2005.

JURISPRUDENCE

19. Limonov A. M., Khazov E. N. The main activities 20. Andreitso S. Yu. The Ministry of Internal Affairs

of local self-government bodies on the implementation of in the regulation of migration issues : problems of theory

migration policy in a number of European countries and and practice : monograph. SPb. : Publishing House of the

modern Russia // Bulletin of the Moscow University of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs

Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 1. P. 41-44. of Russia, 2019. 171 p.

Информация об авторах

С. Ю. Андрейцо - доцент кафедры правоведения и таможенного дела Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), кандидат юридических наук, доцент;

Е. Н. Хазов - профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор.

Information about the authors

S. Yu. Andrejco - Associate Professor of the Department of Jurisprudence and Customs of the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (GUAP), Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E. N. Khazov - Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 17.06.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 17.06.2022; accepted for publication 15.08.2022.

В.П. Малахов

Общая теория права и государства

Курс лекций

Общая теория права и государства. Курс лекций. Учебное пособие. Малахов В. П. 271 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Центральной проблемой общей теории права и государства и ее главной целью, важной и для практики, и для юридического образования, являются правопонимание и государствопонимание. При этом понимание природы и сущности права невозможно без понимания природы и сущности государства, и наоборот.

В предлагаемом курсе лекций правопонимание достигается через видение природы и сущности как права в целом, так и множества его элементов, моментов содержания, взятое в существенном отличии, с одной стороны, от догматического выстраивания действительного права как регулятора общественных отношений, а с другой - от философского понимания права как социально-духовного феномена.

В контексте правовой теории понимание природы и сущности государства формируется посредством выявления многообразия его связей с правом и раскрытия их взаимной противоречивости. Курс лекций соответствует действующему образовательному стандарту для вузов системы МВД России. Предназначен для студентов (слушателей), аспирантов (адъюнктов) и преподавателей юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.