УДК 37.037.1
Мингалимова Альбина Рауфовна
Елабужский институт (филиал)
федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Республика Татарстан, г. Елабуга e-mail: albinausmanova@rambler.ru
Особенности влияния степ-аэробики на развитие общей выносливости девушек 15-16 лет
Данная статья посвящена изучению влияния занятий степ-аэробика на развитие общей выносливости девушек старших классов.
Ключевые слова: выносливость, степ-аэробика, эксперимент, методика.
Mingalimova Albina Raufovna
Yelabuga Institute (branch) federal state autonomous educational Institutions of Higher Education "Kazan (Volga) Federal University ", Republic of Tatarstan, Elabuga e-mail: albinausmanova@rambler.ru
Features of the influence of step aerobics on the development of the general
endurance of girls 15-16 years old
This article is devoted to the study of the influence of step aerobics classes on the development of the general endurance of girls in high school. Key words: endurance, step aerobics, experiment, technique.
Особое значение на современных школах приобретает изучение эффективных средств и методов, направленных на базовую физическую подготовку подрастающего поколения.
Решающую предпосылку спортивной работоспособности детей на уроке и на различных внеурочных спортивных мероприятиях составляет совокупность физических качеств каждого из них - выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости [1].
Одним из показателей здоровья учащихся, является общая выносливость. Начиная работу по развитию выносливости, необходимо
сосредоточиться на развитии аэробных возможностей, совершенствовании функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы, укреплении опорно-двигательного аппарата, т.е. развитии общей выносливости. Кроме того, она создаёт уверенность в себе, позволяет справиться с работой, требующей значительных физических напряжений, которые есть и всегда будут в нашей жизни [2].
Целью исследования явилось изучение влияния занятий степ-аэробики на развитие общей выносливости девушек 15-16 лет.
Нами была организованна экспериментально - педагогическая работа с учащимися старших классов. Эксперимент проводился с целью разработки и обоснования комплекса аэробики, для выявления его влияния на развитие выносливости учащихся старших классов. В данном исследовании принимали участие 26 школьниц в возрасте 15-16 лет. Учащиеся относились к основной группе здоровья.
В практической части нашей экспериментальной работы были организованы две группы: контрольная и экспериментальная. Группы относительно равны по уровню физической подготовленности. Экспериментальная методика по формированию развития выносливости по средствам степ аэробики внедрена в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию учащихся экспериментальной группы. Занятия во всех группах проводилось 3 раза в неделю по 50 минут, в течение двух лет. Исследование общей выносливости проводилось в начале и в конце первого учебного года, а также в начале, середине и в конце второго учебного года. Для этого мы использовали следующие тесты:
- поднимание и опускание туловища из положения лежа;
- прыжки в длину с места;
- бег 2000м
- прыжки на скакалке
Основная часть нашей экспериментальной методики включает в себя танцевальные элементы, укрепляющие мышечный аппарат, увеличивающий
аэробные и анаэробные возможности для повышения показателей физической работоспособности и координационные способности.
Схема построения оздоровительного урока предполагает три главные позиции:
1. Психологические и морфофункциональные особенности развития подросткового организма.
2. Специфика мотивации к занятиям
физической культурой.
3. Подбор специальных средств и методов урока.
Продолжительность одного занятия составляет 45 минут и состоит из трех главных частей:
1. Разминка (5-7 минут).
2. Основная часть.(30-35мин)
3. Заключительная часть (4-8 минут).
Основной формой организации деятельности является занятие в группе. Группа включает в себя 10-13человек.
Основная часть представлена двумя вариантами:
1) «аэробная»: состоит только из аэробных (танцевальных) упражнений
2) «интервальным»: аэробный(танцевальный) комплекс упражнений чередуется с силовыми упражнениями.
Динамика физической подготовки показывает, что во всех изучаемых показателях произошли существенные изменения, что отражено в представленной таблице.
Динамика физической подготовленности
Показатели Экспериментальная группа(х±5) Контрольная группа (х±5)
До После До После
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, опираясь руками о гимнастическу ю скамейку, раз. 14,76±1,48 18,2±1,53 14,6 9±1, 49 15,15±1,51
8 1.099 % 96.964 %
Поднимание и опускание туловища из положения лежа, раз. 32,38±1,55 34,69±1,8 32,6 9±1, 6 33±1,29
99.061 %
93.341 %
Прыжки в длину с места, см. 172±1,63 176,69±1,75 172, 07±1 ,62 172,69±1,62
97.346 % 99.641 %
Бег 2000м, с. 9±0,38 10,09±0,26 9,72 ±0,4 4 10,62±04
89.197 % 91.525 %
Прыжки на скакалке, раз. 79,3±3,94 83,92±2,59 76,6 ±4,4 6 80±4,02
94.495 % 95.75 %
Показатели теста в сгибании и разгибании рук в упоре лежа контрольной группы на 15% выше экспериментальной.
Анализируя конечные данные теста «поднимание и опускание туловища из положения лежа» показатель контрольной группы выше экспериментальной на 6%
Сравнивая показатели теста прыжок в длину с места мы наблюдаем разницу в 2% у экспериментальной группы.
В беге на 2000м наблюдается разница в 2% у экспериментальной группы.
Незначительная разница в 1% наблюдается в тесте прыжки на скакалке.
В ходе проведенного исследования, нами зафиксировано, что предложенная методика повышает результативность таких тестов как сгибание и разгибание в упоре лежа и поднимание и опускание туловища. В таких тестах как прыжки на скакалке и бег 2000м существенной разницы не выявлено.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физ. культура: воспитание, образование,тренировка. 1996. № 1. С. 23-25.
2. Булкин В.А., Попова Е.В., Сабурова Е.В. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1997. № 3. С. 44-46.
3. Развитие выносливости у спортсменов [Электронный ресурс] / Николаев А.А. М.: Спорт, 2017. -http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906839725.html
References
1. Balsevich V.K. Koncepciya alternativnyh form organizacii fizicheskogo vospitaniya detej i molodezhi. Fiz. kultura: vospitanie, obrazovanie,trenirovka. 1996. № 1. P. 23-25.
2. Bulkin V.A., Popova E.V., Saburova E.V. Test dlya ocenki ballisticheskoj koordinacii dvigatelnoj deyatelnosti. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1997. № 3. P. 44-46.
3. Razvitie vynoslivosti u sportsmenov [Elektronnyj resurs] : Nikolaev A.A. Moscow: Sport, 2017. -http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906839725.html