Интегральная комплексная система оценки влияния занятий аэробикой на организм студенток
Беляева П.В.
Запорожский национальный университет
Аннотации:
Показано улучшение общего физического состояния за счет тонизирующего действия физических упражнений. Достоверное изменение показателей физической подготовленности девушек в конце года наблюдались в двух тестах (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; прыжки в длину с места). Достоверные изменения показателей морфо-функционального состояния в конце года наблюдались в задержке дыхания на вдохе и задержке дыхания на выдохе. Показатели заболеваемости студенток при занятиях аэробикой снижались к концу года.
Ключевые слова:
здоровье, аэробика, гиподинамия, выносливость, организм, развитие.
Бєляєва П.В. Інтегральна комплексна система оцінки впливу занять аеробікою на організм студенток.
Показано поліпшення загального фізичного стану за рахунок тонізуючої дії фізичних вправ. Достовірна зміна показників фізичної підготовленості дівчат наприкінці року спостерігалися у двох тестах (згинання і розгинання рук в упорі лежачи; стрибки в довжину з місця). Достовірні зміни показників морфо-функціонального стану наприкінці року спостерігалися в затримці подиху на вдиху і затримці подиху на видиху. Показники захворюваності студенток при заняттях аеробікою знижувалися під кінець року.
здоров'я, аеробіка, гіподинамія, витривалість, організм, розвиток.
Belyaeva P.V. Integrated overall system of an estimation of effect of exercises by aerobics on an organism of students. Improving a general physical condition is exhibited at the expense of tonic action of physical exercises. Reliable change of parameters of physical readiness of girls in a close of the year were supervised in two tests (an inflection and an extension of arms in a stop laying; broad jumps from a place). Reliable changes of parameters of a morphological functional condition in a close of the year were supervised in a breath holding on an inspiration and a breath holding on an exhalation. Parameters of a case rate of students at exercises by aerobics were reduced to a close of the year.
health, aerobics, hypodynamia, endurance, organism, development.
Введение.
Сегодня становятся привычными тревожные данные о систематическом ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической подготовленности студентов. Недостаток осмысленной двигательной активности (гиподинамия) приводит к ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья [1].
Физическая культура имеет особенно большое значение для формирования необходимых в жизни двигательных умений, навыков, овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности.
Одним из видов внеучебных занятий является аэробика - новый массовый вид спорта, впитавший в себя различные направления. В этом спорте отсутствуют травмоопасные элементы, но в то же время он требует от занимающихся выносливости, сосредоточенности и желания заниматься [2,3].
Известно, что занятия аэробного характера - одна из наиболее популярных, доступных и эффективных форм оздоровительного влияния на организм, что положительно влияет на функциональность всех физиологических систем организма занимающихся. При регулярном посещении занятий по аэробики совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы, активизируются обменные процессы в организме, улучшается самочувствие, снижается масса тела, повышается работоспособность [4,5].
Базовыми упражнениями в аэробике являются различные виды ходьбы, бега, подскоки и прыжки, махи ногами, приседания, выпады. Применение этих упражнений в сочетании с передвижениями обеспечивает разнообразное воздействие на организм [6].
Однако, исследований, которые были бы направлены на интегральную комплексную оценку влияния занятий аэробного характера на организм студенток в доступной нам литературе не обнаружено.
© Беляева П.В., 2009
Практическая значимость исследования заключается в том, что по данным комплексной оценки оздоровительного влияния занятий аэробикой со студентками в начале, середине и в конце года практически открывает возможности для накопления информации, которая поможет своевременно корректировать физическое состояние, физическую подготовленность на занятиях физическим воспитанием.
Исследования выполнены согласно теме: « Педагогические и медико-биологические аспекты жизнедеятельности человека в реальных условиях внешней среды и возможности коррекции психосоматического здоровья » (ДРН № 0102 Ш07830).
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования: оценить физическое развитие, морфо-функциональное состояние студенток 1-2 курсов по показателям интегральной комплексной системе оценки.
Задачи исследования:
Настоящее исследование посвящено интегральной комплексной оценки состояния здоровья студенток под влиянием занятий аэробного характера.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.Определить морфо-функциональные показатели, предусмотренные интегральной оценкой студенток в процессе занятий аэробикой.
2. Определить уровень развития физических качеств студенток занимающихся оздоровительной аэробикой.
3. Определить количество пропущенных по болезни занятий на протяжении года.
4. Выявить эффективность влияния занятий оздоровительной аэробикой на организм студенток по изменению показателей интегральной комплексной оценки.
Организация исследования: в исследовании принимали участие 20 студенток Запорожского национального университета в возрасте 17-18 лет, занима-
Педагогіка, психологія та медико-біологічні
ющихся аэробикой. Учебно-тренировочные занятия проводились 3 раза в неделю по 60 минут.
Методы исследования:
Анализ и обобщение литературных источников;
Определение морфо-функциональных показателей, входящих в интегральную оценку: физическое развитие по данным объема бедер, объема талии, окружности правого и левого плеча и разности показателей в напряженном и расслабленном состоянии, см; показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС), уд/мин; показатели задержки дыхания на вдохе (ЗД вдох), сек; показатели задержки дыхания на выдохе (ЗД выдох), сек; индекс гипоксии определяли по формуле:
ИГ= ЧСС уд/мин покой / ЗД выдох, сек
Для определения и оценки фактического уровня физической подготовленности студенток использовали тесты, входящие в интегральную оценку: прыжок в длину с места, см; подъем туловища в сед из и. п. лежа на спине за 30 сек., количество раз; максимальное количество прыжков через скакалку за 30 сек., количество раз; сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, количество раз.
Оценка за качество выполнения комплекса аэробики (оценивали по 5 бальной системе);
Показатели заболеваемости определяли по количеству пропущенных по болезни занятий на протяжении учебного года;
Оздоровительное влияния занятий аэробикой оценивали по среднестатической интегральной оценке в баллах путем подсчета суммы баллов по каждому показателю и затем путем деления его на количество измеряемых показателей.
Результаты исследования и их обсуждение.
Проведенное нами исследование показало, что морфо-функциональное состояние студенток, занимающихся аэробикой в течение учебного года позволило выявить динамику изменений показателей.
Так, объем талии в начале года составил 69±0,9 см и имел тенденцию к улучшению с середины к концу года (1 = 2,7). В середине года объём талии уменьшился до 67,3±0,9 см, в конце года составил 66,2±0,9 см, изменения носили достоверный характер.
В начале учебного года показатель объёма бёдер составлял 98,4±1,0 см, в середине - 96,2±0,9 см, в конце - 95,1±0,9 см. Показатель объёма бёдер имел тенденцию к улучшению к концу года (1=1,8).
Разница между окружностью правого и левого плеча в напряжённом и расслабленном состоянии в начале года была 2,3±0,9 см (правое плечо) и 2,0±0,9 см (левое плечо); в середине года - 3,0±0,9 см и 2,9±0,9 см; в конце года - 3,2±0,9 см и 3,1±0,9 см. Достоверного улучшения этого показателя к концу года не отмечалось (1 правое плечо =0,1; 1 левое плечо =0,1).
Показатели частоты сердечных сокращений оставались без изменений до середины года: 72,2±1,1 уд/ мин. Затем наблюдалось недостоверное снижение до 70,0±1,1 уд/мин. Показатель ЧСС имел тенденцию к улучшению в конце года (1=1,7).
Показатель разницы частоты сердечных сокращений сидя и стоя оставался неизменным до конца года: 5,9±0,6 уд/мин. Достоверного улучшения показателя не было (1=0,2).
Показатель задержки дыхания на вдохе в начале года был равен 39,3±0,9 сек., до середины года имел
тенденцию к улучшению и составил 42,2±0,7 сек, а затем достоверно улучшался к концу года (1=2,9) и был равен 43,2±0,3 сек.
Показатель задержки дыхания на выдохе достоверно улучшался к концу года (1=2,9).
Так, в начале года результат составил 31,9±0,6 сек; в середине года - 32,3±0,6; в конце года - 34,8±0,7 сек (рис. 1).
Индекс гипоксии (ИГ) в начале года составлял 3,4±0,1 у.е., а затем к середине года уменьшился до 3,33±0,1 у.е. Достоверности улучшения этого показателя от начала к середине года замечено не было (1=0,7). К концу года показатель ИГ уменьшился до
3,2±0,1 .Результат имел тенденцию к улучшению к концу года (1=1,4).
Оценка показателей морфо-функционального состояния (в баллах) улучшалась от начала к концу года.
Так, оценка показателя объёма бёдер в начале года составлял 4 балла, а в конце улучшился и был равен 5 баллам. Показатель задержки дыхания на выдохе улучшился от начала года (3 балла) к середине года (4 балла).
Таким образом, оценка показателей морфофункционального состояния студенток занимающихся аэробикой в течение учебного года показала, что из 8 показателей от начала к концу года достоверно улучшились показатели задержки дыхания на вдохе (1=2,9) и на выдохе (1=2,9), в 4 тестах отмечалась тенденция к улучшению результатов. В 2 тестах не было отмечено достоверного улучшения (1=0,1 и 1=0,2)
Интегральная оценка, предусматривающая исследование физической подготовленности девушек, занимающихся аэробикой в течение года дало следующие результаты.
Показатель сгибание-разгибание рук в упоре лёжа в начале года составил 17,9±0,5 раз, к середине имел тенденцию к улучшению (1=1,3) и был равен 18,9±0,5 раз и достоверно улучшился к концу года и составил 22,8±0,9 раз (1=3,4).
Прыжок в длину с места в начале года у девочек составил 162,6±1,3 см, в середине года - 164,0±1,4 см, достоверного улучшения замечено не было (1=0,7), но к концу года показатель достиг 166,7±1,2 см и наблюдалась тенденция к улучшению (1=1,5).
Подъём туловища в сед из исходного положения лёжа за 30 секунд показал, что результат улучшился от середины к концу года и составил 22,2±1,2; отмечалась тенденция к улучшению показателя (1=1,7).
Показатель в прыжках через скакалку за 30 секунд в начале года составил 46,4±1,6 раз, в середине года -48,1±1,4 раз, в конце года 49,8±1,8 раз. Достоверного улучшения этого показателя не было отмечено (1=0,8) (рис.2).
Оценка показателей физической подготовленности (в баллах) по всем показателям улучшалась от начала к концу года.
Таким образом, оценка показателей физической подготовленности девушек, занимающихся аэробикой в течение года показала, что из 4 показателей от начала к концу года достоверно улучшился показатель в сгибании-разгибании рук в упоре лёжа (1=3,4); в 2 тестах отмечалась лишь тенденция к улучшению результата и в прыжках через скакалку за 30 сек не было достоверного улучшения (1=0,8).
Показатели 100.
90.
80.
70.
60.
50.
40.
30.
20.
10
0
□ Объём талии,см Объём бёдер,см ЧСС, уд/мин
^Разница ЧСС сидя и стоя, уд/
□ мин
^ Учебный год
н с к
Рис.1 Показатели морфо-функционального состояния студенток, занимающихся аэробикой
Показатели
50
і
45
40
35
30
25
20
15
10
0
□ Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, раз
Р Подъём туловища в сед из
и.п.лёжа за 30 сек, раз
□ Прыжки через скакалку за 30 сек, раз
Учебный год
Рис. 2 Показатели физической подготовленности студенток, занимающихся аэробикой
5
Исследование показателей заболеваемости девочек на протяжении учебного года показало, что уровень заболеваемости понижается с начала к концу учебного года. В начале года по болезни было пропущено 7 занятий, в середине года этот показатель снизился до 5 дней, в конце года он составлял 2 пропущенных занятия.
Выводы.
Таким образом, наши исследования показали, что занятия аэробикой улучшают общее физическое состояние студенток, так как уровень морфофункциональных показателей, предусмотренных интегральной оценкой в процессе занятий аэробикой повышается. Наиболее высокая бальная оценка была отмечена в конце года в таких морфо-функциональных показателях: объём талии, объём бёдер, разница ЧСС стоя и сидя, задержка дыхания на выдохе по сравнению с началом года. Достоверное изменение показателей физической подготовленности девушек в конце года наблюдались в двух тестах (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа и в прыжке в длину с места). Достоверные изменения показателей морфофункционального состояния в конце года наблюда-
лись в задержке дыхания на вдохе и задержке дыхания на выдохе. Показатели заболеваемости студенток, посещающих занятия аэробикой на протяжении учебного года, снижались к концу года.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем интегральной комплексной системы оценки влияния занятий аэробикой на организм студенток.
Список литературы:
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий. / Под ред. Е.Б.Мякинченко и М.П.Шестакова.- М.: СпортАкадемПресс. 2002. - 304 с.
2. Лисицкая М.С. Оздоровительная аэробика и методика её преподавания / М.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, С. А. Гониянц. - Троицк: Тровант ЛТД, 2000. - 60 с.
3. Оздоровительная физическая культура: / Под. ред. А.Г Фурманова, М.Б. Юспа. - Минск, Тесей, 2003.- 528 с.
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
5. Теория и методика физического воспитания. Методика физического воспитания различных групп населения. / Под ред. Т.Ю Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 391 с.
6. Лисицкая ТС. Аэробика на все вкусы / ТС. Лисицкая. - М.: Просвещение - Владос, 1994. - 150 с.
Поступила в редакцию 28.09.2009г. Беляева Полина Владимировна [email protected]