Научная статья на тему 'Динамика ключевых морфометрических характеристик, физической подготовленности и устойчивости к гипоксии студенток Южно-Уральского государственного университета'

Динамика ключевых морфометрических характеристик, физической подготовленности и устойчивости к гипоксии студенток Южно-Уральского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаттаров Р. У., Исаев А. П., Кабанов С. А., Горяева Е. Ю.

Представлены темпы изменения функциональных показателей студенток, занимающихся на основе государственной программы по физическому воспитанию и целевой авторской программы «Образование и здравостроение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаттаров Р. У., Исаев А. П., Кабанов С. А., Горяева Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика ключевых морфометрических характеристик, физической подготовленности и устойчивости к гипоксии студенток Южно-Уральского государственного университета»

ДИНАМИКА КЛЮЧЕВЫХ МОРФОМЕТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ К ГИПОКСИИ СТУДЕНТОК ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Р. У. Гаттаров, А.П. Исаев, С.А. Кабанов, Е.Ю. Горяева ЮУрГУ, г. Челябинск

Представлены темпы изменения функциональных показателей студенток, занимающихся на основе государственной программы по физическому воспитанию и целевой авторской программы «Образование и здравостроение».

Исходя из концепции еоциально-валеоло-гической мотивации [7, 9] и системно-

синергетического подхода к технологиям здра-востроения, нами создана авторская программа, трансформированная в учебный процесс и рекреацию студенток. Несмотря на значительную загруженность в процессе учебы в университете, на программирование досуговой деятельности студентов обращается недостаточное внимание. С целью заполнения вакуума и была создана авторская программа «Образование и здравостроение» [3] гармонично вписывающаяся в рекреации обучающихся.

Эффективность программы легко определяется уже в течение одного года. В работе представлены результаты летнего исследования (2002-2005 годов), полученные в выборке 150 обследуемых. Результаты обработаны совершенными методами математической статистики. В работе существенное внимание уделялось проблеме оценочной деятельности [5].

Как следует из табл. 1, длина тела к концу учебного года несколько увеличилась. Аналогично изменился индекс тела (на 2,85 %), а масса тела (на 1,63 %) и жировой компонент несколько снизились (на 3,83 %). В упражнениях «Пресс» показатели увеличились существенно (Р < 0,05). В тесте сгибание-разгибание рук в упоре лежа также отмечалось достоверное увеличение (на 34,7 % (Р < 0,05)). Значимо к концу года увеличилась ЖЕЛ

Организация и методы исследования.

Различие контрольной и опытной групп заключалось в том, что кроме обязательных академических занятий первая группа дополнительно, самостоятельно занималась ОФП в течение 2-х часов три дня в неделю. Опытная группа сочетала академические занятия с 3-мя секционными занятиями по интересам (120 мин каждое).

Обследование проводилось ежедневно в сентябре и мае. Методики обследования общеизвестные, хорошо представленные в современной литературе [1, 6]. Динамичность исследования (в 85 % на одних и тех же студентках 1-3 курсов) предопределяла объективность результатов и их интерпретации.

Результаты исследования

В табл. 1 представлена карта физического развития и подготовленности студенток первого курса в возрасте 17,26 ± 0,29 лет, не занимающихся спортом (сентябрь - 1; май - 2). Опытная группа (п = 50).

на 12,25 % (Р<0,05). Задержка дыхания на вдохе и выдохе также увеличилась значимо (Р < 0,05). Аналогично повысились показатели динамометрии (Р < 0,05; на 8,96 и 8,18 %). Частота сердцебиения достоверно снизилась (Р < 0,01; на 8,26 %), что свидетельствует об адаптации сердца к нагрузкам ЦПО. В группе контроля также произошло изменение изучаемых показателей на 2,5-4,5 % в сторону улучшения. Однако достоверных сдвигов не отмечалось.

Таблица 1

Карта физического развития и подготовленности студенток 1-го курса

Пока- затели Рост, см Масса, кг Жир, % Пресс Сги- бание, разги- бание, раз ЖЕЛ, литр Задержка дыхания, с Ручная динамометрия, кг ЧСС, уд./ мин Ин- декс тела, уел. ед.

1 2 Вдох Вы- дох Л П

1 М т Су, % 167,22 0,78 3,21 57,21 0,96 13,42 25,04 0,84 24,42 36,62 0,92 21,23 52,21 0,92 20,32 10,26 0,99 36,56 3,02 0,19 19,32 39.42 1,23 34.42 22,72 1,02 . 29,46 23,32 0,46 15,35 25,18 0,52 16,39 78,92 1,12 11,89 19,68 0,32 11,72

2 М т Су, % 168,69 0,89 3,71 56,09 I,03 II,31 24,08 0,92 26,97 39,76 1,24 23,41 56,88 1,82 22,30 13,82 1,12 54,92 3,39 0,11 21,73 44,47 1,51 45,21 27,86 1,01 30,84 25,41 0,64 17,55 27,24 2,70 18,16 72,43 1,31 12,63 22,90 0,92 12,80

Следовательно, можно заключить, что целевая программа оздоровления (ЦПО) студентов существенно повлияла на физическое развитие, физическую подготовленность и устойчивость к гипоксии студенток группы обследования. Особенно ярко подтверждают высказанную мысль о влиянии ЦПО на жизненный индекс, который в сентябре был 52,79 уел. ед., а в мае равнялся 60,44 уел. ед., что существенно выше данных литературе. Отношение показателей ручной динамометрии к массе тела соответственно было 0,42 и 0,47 уел. ед. Показатели ручной динамометрии ниже данных других исследований. Масса тела в зависимости от возраста в сентябре и мае была в диапазоне 25-75 центи-лей, а длина 75 центилей. Масса тела в зависимости от его длины была в диапазоне 25-75 центи-

лей. Эти данные свидетельствуют о нормальном физическом развитии студенток. Сравнение показателей на силовую выносливость (пресс) с учащимися И классов выявило, что они находились в диапазоне хороших-отличных оценок [2], в конце учебного года - отличных. Устойчивость к гипоксии была на уровне средних и ниже средних оценок, а стала на уровне хороших [8]. Индекс тела ниже данных ряда авторов (сентябрь) и выше - в мае. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа было в сентябре на удовлетворительном уровне, а в мае стало - на хорошем уровне учащихся 11 класса.

На втором курсе в сентябре проведено повторное обследование. В конце учебного года, после летнего отдыха студентки обследовались снова (табл. 2).

Таблица 2

Пока- затели Рост, см Масса, кг Жир, % Пресс Сги- бание, разги- бание, раз ЖЕЛ, литр Задержка дыхания, с Ручная динамометрия, кг ЧСС, уд./ мин Ин- декс тела, уел. . ед.

1 2 Вдох Вы- дох Л П

1 М ш Су, % 168,83 1,21 11,13 57,89 1,01 10,98 24,52 0,80 21,92 43,26 1,01 18,02 60,33 1,17 22,42 14,72 0,39 18,32 3,40 0,07 14,28 45,62 1,38 32,36 26,32 0,99 26,44 25,59 0,49 14,17 28,02 0,68 19,06 73,46 1,27 13,63 20,31 0,42 14,02

2 М т Су, % 168,66 1,31 3,90 56,30 1,09 13,66 24,38 0,79 22,81 51,32 1,09 16,02 67,48 1,57 16,46 16,82 0,47 20,98 3,46 0,08 16,18 47,80 2,39 37,70 29,36 1,23 29,94 26,44 0,58 15,62 29,62 0,69 19,09 70,96 1,95 19,42 22,59 0,40 13,85

Таким образом, после летних каникул студентки несколько увеличили тотальные размеры тела. Существенно выросла силовая выносливость (пресс) (Р < 0,01). Достоверно повысилось количество сгибаний-разгибаний рук в упоре (Р < 0,01). Недостоверно увеличились показатели ЖЕЛ. Сравнение показателей на силовую выносливость с данными учащихся 11 классов [2] показало высокий уровень оценок. Аналогичные данные получены в показателях силовой выносливости рук (диапазон хороших-отличных оценок). Индекс тела был ниже данных А.П. Исаева с соавторами [8].

Досуговая деятельность оздоровительного аспекта, несмотря на напряженный учебный процесс, вызвала некоторое снижение массы тела, достоверное повышение силовой выносливости (Р < 0,05-0,01), некоторое увеличение ЖЕЛ и устойчивости к гипоксии и снижение ЧСС. Достоверно вы-

рос индекс тела (Р<0,01). При этом жизненный индекс варьировался с 58,73 уел. ед. до 61,46 мл/кг, что превышало фоновые и конечные данные первого курса. Отношение показателей ручной динамометрии к массе тела варьировало от 0,46 уел. ед. до

0,50 уел. ед., что превысило данные первого курса. Масса тела в зависимости от длины в сентябре была в границах 50 центилей и в мае - 50 центилей. Масса тела относительно возраста соответственно была 25-75 центилей, а длина тела - 75 центилей. Полученные данные свидетельствовали об адаптации функциональных систем и нормальном физическом развитии студенток, занимающихся по ЦПО. В контрольной группе все изучаемые показатели физической подготовленности и устойчивости к гипоксии увеличились на 4-6 % (Р < 0,05).

В начале и к концу учебного года на третьем курсе была проведена оценка показателей (табл. 3).

Таблица 3

Пока- затели Рост, см Масса, кг Жир, % Пресс Сги- бание, разги- бание, раз ЖЕЛ, литр Задержка дыхания, с Ручная динамометрия, кг ЧСС, уд./ мин Индекс тела, уел. ед. .

1 2 Вдох Вы- дох Л П

1 М т Су,% 168,24 1,09 3,17 59,99 1,97 16,12 25,02 1,19 23,40 45,48 1,76 14,04 63,81 2,60 21,58 15,32 1,40 41,58 3,42 0,11 17,39 44,28 2,34 28,16 25,28 1,56 32,77 26,96 0,95 17,92 28,56 1,09 18,70 74,64 1,49 13,68 21,20 0,64 14,91

Актуальные проблемы здравостроения. Двигательная активность. Образование. Спорт

Окончание табл.3

М 168,26 58,56 24,24 44,12 61,24 16,00 3,45 52,96 28,29 25,98 39,72 72,52 22,38

т 1,45 1,57 1,09 1,04 2,37 1,56 0,09 2,28 1,66 6,82 0,93 1,45 0,39

2 Су,% 4,29 13,06 22,03 11,54 18,70 47,69 12,46 25,63 28,87 14,04 14,91 9,82 8,58

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 > 0,05 >0,05 < 0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05

Как видно из табл. 3, после летних каникул студентки, как правило, прибавили массу тела, жировой компонент, индекс тела. Показатели силовой выносливости незначительно превысили аналогичные данные студенток 2-го курса. Показатели ЖЕЛ почти не изменились. Задержка дыхания, характеризующая устойчивость головного мозга к гипоксии, была на уровне сентябрьских результатов 2-го курса. Аналогично выглядели данные динамометрии, ЧСС.

Нагрузки учебного года и воздействие программы ЦПО способствовали поддержанию завершенного физического развития на нормальном уровне (длина, масса, индекс тела, ЖЕЛ). Отношение ЖЕЛ к массе тела девушек от курса к курсу повышалось и на 3-м курсе составило 57 уел. ед. после летних каникул в сентябре, а в мае -58,91 уел. ед. Высокие значения жизненного индекса на 3-м курсе, но несколько меньше, чем на 2-м курсе, свидетельствуют о том, что показатели ЖЕЛ уже к 18 годам стабилизировались, а масса тела варьировала в зависимости от оптимальности двигательной активности и адекватности питания. Темпы прироста формализованных характеристик на 3-м курсе соответственно были следующие: длина тела - без изменений, масса тела -2,38 кг; жировой компонент - 3,12 %; силовая выносливость (пресс) - 3,99 и 4,03 %; отжимание + 4,44 %; ЖЕЛ + 0,88%; задержка дыхания на вдохе - 19,60 % и на выдохе 11,91 %; ручная динамометрия: левая - 11,20 %; правая - 14,57 %; отношение ручной динамометрии к массе тела: сентябрь - 0,46 ед.; май - 0,54 ед.; ЧСС: - 2,84 %; индекс тела: + 5,57 %. Все морфометрические показатели были в диапазоне нормального физического развития. В контрольной группе изучаемые показатели физической подготовленности изменялись также позитивно, но с более низкими темпами прироста.

Обсуждение результатов

Таким образом, ЦПО вызвала позитивные изменения в физической подготовленности, устойчивости к гипоксии от курса к курсу. Следует отметить, что длина тела к 17-18 годам завершила свой рост. Масса тела была вариативна от курса к курсу. Наибольшие показатели были после летних каникул. Индекс тела так же менялся вариативно. Ручная динамометрия лишь на 3-м курсе значительно превысила данные учащихся 11 класса.

Следует отметить, что физическое развитие девушек групп обследования было в норме, а у

студенток контрольных групп низкого роста по массе тела в модельных значениях превышало норму. У девушек высокой длины тела иногда наблюдалась росто-весовая дисгармония. Подтверждено, что морфофункциональная зрелость девушек завершена.

Биологическая организация функциональных систем зависела от двигательной активности, питания, бытовых условий, генофонда, экологических условий, образа жизни, региональных особенностей, что предопределяет детерминацию биологической сущности социально-экономическими условиями и отношением государства к данной категории населения. Как известно, оно неудовлетворительное и при всем «богатстве» РФ «подвижки» в этом вопросе смехотворны и унизительны для нации.

Можно полагать, что ЦПО своевременна, эффективна и требует дальнейшего изучения ПФП и уровня здоровья студенток, исходя из данных морфометрии, экологических условий, быта, рекреации, экономического состояния семей и пр. Следует особо подчеркнуть роль двигательной активности и скелетной мускулатуры, в частности. Многогранность функций, выполняемых мышцами, не замыкается на преодоление гравитации, а включает и передвижение крови к периферии и векторно к центру, головному мозгу, гормональной активности, обеспечивающих умственную деятельность и гипертрофию мышечного волокна [4].

Программа ОФП включала кратковременные нагрузки, ведущие к рабочей гиперемии мышц, детерминирующей раскрытие резервных путей кровотока и сдавливание капилляров и удержание постоянной рабочей гиперемии.

Наибольший прирост силы мышц и силовой выносливости наблюдался в завершающей фазе пубертата (18 лет), а затем темпы изменения приобретали иной вариант. У всех обследуемых закончены процессы роста тела в длину, а, следовательно, формирование ОДА. Наши исследования это убедительно показали. Складывается система адаптации с приспособительной интенсификацией соответствующей функции, создана поли-функциональная основа для учебной деятельности и возможности для перестройки основной функции. Завершающийся пубертатный период (17-18 лет) способствует лучшей восприимчивости к нагрузкам определенной направленности и вызывает целевую биологическую организацию, отражающуюся в индивидуальных особенностях структуры и функций организма.

Литература

1. Автандилов Г.Г. Медицинская морфомет-рия. - М.: Медицина, 1990. -379 с.

2. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся / Под общ. ред. д.б.н., профессора А.П. Исаева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, АТиСО, 1999.-157 с.

3. Гаттаров Р.У. Психофизиологический потенциал и уровень здоровья студентов /Под науч. ред. А.П. Исаева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005.-190 с.

4. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Спортивная морфология: Учебное пособие. -М: СпортАкадемПресс, 2002.-236 с.

5. Кабанов С А., Личагина С.А., Аминов А. С. Физиологические и психологические проблемы оценочной деятельности, адаптации, стресса и поведения человека (социально-физиологические,

психолого-педагогические и поведенческие аспекты. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 301 с.

6. Методические рекомендации по комплексной оценке физического развития детей и подростков г. Ростов-на-Дону / Автор-составитель А.Г. Трушкин. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000.- 72 с.

7. Образовательный проект «Валеологический лагерь» (лагерь здоровья) /А.П. Исаев, Ю.М. Чер-нецкий, Г.С. Яркова и др.: Авторская программа. -Челябинск: Изд-во ЧИРПО, 1999. - 77 с.

8. Образовательный проект «Валеологический лагерь» (лагерь здоровья): Учебное пособие / А.П. Исаев, В.В. Ходас, Ю.М. Чернецкий и др.- Челябинск Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 88 с.

9. Основы здравостроенш учащихся: Учебное пособие/А.П. Исаев, Е.В. Быков, В.В. Ходас и др. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. -120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.