Научная статья на тему 'Особенности влияния отраслевых рынков на ценообразование'

Особенности влияния отраслевых рынков на ценообразование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК / ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ / ЦЕНА / ОБМЕН / A COMPETITION / THE MARKET / THE BRANCH MARKETS / PRICING / AN EXCHANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урядникова Марина Валерьевна

Рассмотрено влияние отраслевых рынков на ценообразование. Проведен анализ изменения цен в отдельных отраслях экономики Чувашской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INFLUENCE OF THE BRANCH MARKETS ON PRICING

Influence of the branch markets on pricing is considered. The analysis of change of the prices in separate branches of economy of the Chuvash Republic is carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния отраслевых рынков на ценообразование»

УДК 339.13.012.42:338.5

М.В. УРЯДНИКОВА

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ НА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова: конкуренция, рынок, отраслевые рынки, цена, обмен.

Рассмотрено влияние отраслевых рынков на ценообразование. Проведен анализ

изменения цен в отдельных отраслях экономики Чувашской Республики.

M.V. URJADNIKOVA FEATURES OF INFLUENCE OF THE BRANCH MARKETS ON PRICING

Key words: a competition, the market, the branch markets, pricing, an exchange.

Influence of the branch markets on pricing is considered. The analysis of change of the

prices in separate branches of economy of the Chuvash Republic is carried out.

Структура отраслевых рынков непосредственно влияет и на ценообразование, и на пропорции обмена между отраслями.

Такое влияние обусловлено тем, что механизм ценообразования действует через свободный выбор покупателя и продавца. Работа механизма рынка, действующего через соотношения спроса и предложения, управляется такими параметрами, как количество продавцов и покупателей, тип самой производимой продукции, трудность входа в рынок и выхода из него, воздействие на ценообразование и другие. Они приводят в движение механизм рыночного ценообразования, определяют количество производимых товаров и цены, по которым продаются продукты той или иной отрасли.

Если мы под конкуренцией понимаем постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, фирм за превосходство в решающих областях научно-технического прогресса в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности и считаем, что в процессе конкуренции определяются наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, сферы приложения капитала, то необходимо исходить из основного содержания конкуренции - борьбы за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей. Это борьба в практике функционирования чаще всего трансформируется в борьбу за долю рынка отрасли.

По существу, конкурентное преимущество воплощается не столько в размере прибыли или низких издержках производства, сколько в той доле рынка, которую сумел занять в отрасли тот или иной производитель. И увеличение доли рынка - это не только возможность увеличения выручки, извлечения большой прибыли; прежде всего - это рост рыночной власти участника конкуренции. Власть эта чаще всего проявляется в возможностях влиять на рыночное ценообразование. Никто на рынке не желает оставаться ценополучателем, все желают быть ценоискателями. И увеличение собственной доли в отраслевом рынке -верный способ получить власть над ценообразованием и стать ценоискателем.

Однако нельзя считать, что рыночная конкуренция ограничивается конкуренцией внутри отраслей. Внутриотраслевая конкуренция фирм - ближняя картина рыночной действительности. Дальняя же картина рыночного функционирования отраслей, его перспектива и панорама - это отношение между отраслями, условия обмена между отраслями и межотраслевые ценовые пропорции.

В этом отношении следует исходить из того, что в рыночном процессе распределение совокупных расходов потребителей в ходе внутриотраслевой конкуренции - неокончательное. Окончательно они распределяются в процессе межотраслевой конкуренции. И в этом процессе решающая роль принадлежит строению отраслевого рынка, поскольку именно структурно-отраслевой

фактор в первую очередь определяет и характер ценообразования в отраслях, и рыночную власть производителей той или иной отрасли.

Практика рыночного ценообразования постоянно дает свидетельство того, что в этой сфере таятся большие опасности для нормальной работы рынка и отношений между отраслями. Наблюдаются быстрый рост цен в одних отраслях и стабильность цен в других. Рассмотрим изменение цен в отдельных отраслях экономики в Чувашской Республике.

Таблица 1

Индексы цен производителей в отдельных отраслях экономики, %

Отрасли 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Пищевая отрасль 128,5 106,9 99,97 130,8 116,8 102,3 105,5 115,4

Текстильное и швейное производство 107,5 113,5 108,2 140,9 106,3 104,8 112,4 99,9

Химическое производство 123,9 132,9 121,9 101,3 112,9 108,8 100,5 112,1

Обработка древесины 142,9 116,6 113,2 111,4 114,4 111,0 105,1 142,1

Машиностроение 147,5 120,2 116,6 107,6 116,0 116,2 102,6 134,5

Агропромышленное производство 133,2 128,3 107,0 135,8 125,8 118,6 102,7 114,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 132,3 108,3 150,2 126,6 109,1 112,8 109,5 108,0

Металлургическое производство 123,6 98,0 116,3 112,0 143,9 115,6 106,7 114,5

По табл. 1 видно, что, например, в пищевой отрасли до 2002 г. идет понижение уровня цен до 99,97%. Резкое повышение цен идет на 2003 г., а затем опять снижение. Такое резкое повышение и снижение можно увидеть по ценам производителей и других отраслей. Однако опасность заключается в том, что в ходе такого изменения цен нарушаются и приходят в негодность межотраслевые пропорции обмена. Одни отрасли оказываются в привилегированном (в рыночном смысле) положении. Производители других отраслей оказываются в безвыходном положении в отношении роста издержек, потому что вынуждены покупать продукты других отраслей, в которых они нуждаются, по постоянно повышающимся ценам в то время, как цены на свою продукцию они не могут повышать.

Производители этих отраслей оказываются не в состоянии окупать издержки и вынуждены покидать отрасль. Так, в положении затухающих оказываются целые отрасли национальной экономики, в продукции которых общество остро нуждается. Рассмотрим это на примере цен производителей на сельскохозяйственную продукцию.

По этим причинам нередко экономическая система лишается производителей жизнеобеспечивающей продукции: аграрных производителей, подотрасли легкой промышленности и других.

Цены на продукцию, которую закупают аграрные производители у нефтяной отрасли, повышаются более высокими темпами, в то время как закупочные цены продукции аграрных производителей почти не меняются.

В исследовании этих явлений существуют некоторые проблемы. Основная из них, по каким критериям подходить в определении рациональных (и справедливых) пропорций обмена между отраслями.

На наш взгляд, происходящее в межотраслевых отношениях корректнее всего можно обосновать, если рассмотреть условия и пропорции обмена с позиции трудовой теории стоимости, затрат труда. По существу, затраты труда на единицу продукции в большинстве отраслей даже в современных усло-

виях не меняются или меняются очень медленно. Они в большинстве отраслей отечественной экономики практически остались на прежнем уровне. За последние десять лет (1999-2008 гг.) затраты труда на производство 1 т пшеницы и 1 т дизельного топлива существенно не изменились. Но нельзя утверждать подобное об издержках, которые выражаются в деньгах.

Таблица 2

Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции, % к предыдущему году

Продукция 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

сельского хозяйства 133,2 128,3 107,0 135,8 125,8 118,6 102,7 114,0

растениеводства 157,8 118,5 111,1 168,6 130,1 105,5 105,6 111,0

животноводства 120,2 134,0 105,2 124,4 124,2 124,5 101,5 115,3

Несмотря на неизменность или малоизменчивость затрат труда на производство единицы продукции по отраслям, рыночные их цены стремительно растут в одних отраслях, не растут или растут медленно - в других отраслях.

Это означает, что объективный закон формирования цен по затратам живого и овеществленного труда в реальных условиях рыночной экономики не только дает сбои, но и не может воплощаться в действительных экономических отношениях. К причинам такого положения можно отнести ряд факторов: разный характер спроса на продукцию названных отраслей, объем предложения данных видов продукции, объемы их вывоза на экспорт и ввоза по импорту и некоторые другие.

Такое положение побуждает нас структурировать и конкретизировать систему понимания строения рынков и его роли в конкурентных отношениях в рыночном обмене.

Нет резона устанавливать более высокую цену, потому что покупатели приобретут продукцию в другом месте. Со стороны спроса один покупатель не имеет возможности повлиять на цену товара, потому что каждый приобретает только очень ограниченное количество товара.

Необходимо создать такую систему цен, которая бы полностью отражала затраты, покончила с разрывом сферы производства и потребления и обеспечила экономический баланс интересов производителя и потребителя, эквивалентность в оценке труда как в производстве, так и на рынке.

Литература

1. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. Кейнс. М.: Гелиос АРВ, 1999.

352 с.

2. Смирнов В.В. Методика оценки конкурентоспособности региона: история и практика / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2008. № 3. С. 470-480.

3. Статистический ежегодник Чувашской Республики / Чувашстат. Чебоксары, 2008. 430 с.

4. Портер М. Конкуренция: учеб. пособие / М. Портер: пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. 495 с.

5. Тумаланов Э.Н. Политика стимулирования материального производства в сдерживании инфляции / Э.Н. Тумаланов // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 517-521.

УРЯДНИКОВА МАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА - ассистентка кафедры экономических дисциплин, Батыревский филиал Чувашского государственного университета, Россия, Чувашская Республика, с. Батырево (urmanik@mail.ru).

URJADNIKOVA MARlNA VALEREVNA - assistant to chair of economic disciplines, Branch of Chuvash State University in the village of Batyrevo, Russia, Chuvash Republic, village Batyrevo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.