Научная статья на тему 'Условия осуществления конкурентной стратегии на рынке агропродовольственной продукции'

Условия осуществления конкурентной стратегии на рынке агропродовольственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ АГРАРНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / УСЛОВИЯ КОНКУРЕНЦИИ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / AGROFOOD PRODUCTION THE AGRARIAN MANUFACTURER / THE AGROFOOD MARKET / COMPETITION CONDITIONS COMPETITIVE STRATEGY / CONDITIONS OF REALISATION OF COMPETITIVE STRATEGY AND THE BASIC INDICATORS OF COMPETITION OF AGROFOOD PRODUCTION ARE INVESTIGATED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ляпкина Алина Владимировна

Исследованы условия осуществления конкурентной стратегии и основные показатели конкурентности агропродовольственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF REALISATION OF COMPETITIVE STRATEGY IN THE MARKET OF AGROFOOD PRODUCTION

Conditions of realisation of competitive strategy and the basic indicators of competition of agrofood production are investigated.

Текст научной работы на тему «Условия осуществления конкурентной стратегии на рынке агропродовольственной продукции»

Наличие условий, созданных в настоящее время в стране, и использование конкурентных преимуществ системы потребительской кооперации позволяют сделать перспективной развитие сферы услуг.

Литература

1. Александров В.П. Сфера обслуживания и уровень народного благосостояния. Вопросы политической экономики социализма. М.: ВПШ и АОН, 1961. С. 27.

2. Аристов О.В. Управление качеством: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. 237 с.

3. Ворачек Х. О состоянии теории маркетинга услуг // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1. С. 99.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение. М.: Главное изд-во полит. лит., 1965. Т. 23. 483 с.

5. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и общественного питания потребительского общества. М.: Дашков и К°, 2008. 624 с.

КУТАЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - преподаватель кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино (kutaeva1959@mail.ru).

KUTAEVA TATYANA NIKOLAEVNA - teacher of Economics and Statistics Chair, Nizhniy Novgorod State Engineering-Economic Institute, Russia, Knyaginino.

ШАВАНДИНА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино (Sh-irina2008@mail.ru).

SHAVANDINA IRINA VALERIEVNA - candidate of economics sciences, associate professor of Economics and Statistics Chair, Nizhniy Novgorod State Engineering-Economic Institute, Russia, Knyaginino.

ДУБИНОВСКИЙ МАРК ЗАХАРОВИЧ - доктор технических наук, профессор кафедры организации и менеджмента, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино (stat@ngiei.ru).

DUBINOVSKIY MARC ZAKHAROVICH - doctor of technical sciences, professor of Ograni-zation and Management Chair, Nizhniy Novgorod State Engineering-Economic Institute, Russia, Knyaginino.

УДК 332.146:33.843

А.В. ЛЯПКИНА

УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ НА РЫНКЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ*

Ключевые слова: агропродовольственная продукция аграрный производитель, аг-ропродовольственный рынок, условия конкуренции конкурентная стратегия.

Исследованы условия осуществления конкурентной стратегии и основные показатели конкурентности агропродовольственной продукции.

A.V. LYAPKINA

CONDITIONS OF REALISATION OF COMPETITIVE STRATEGY IN THE MARKET OF AGROFOOD PRODUCTION

Key words: agrofood production the agrarian manufacturer, the agrofood market, competition conditions competitive strategy.

Conditions of realisation of competitive strategy and the basic indicators of competition of agrofood production are investigated.

На агропродовольственном рынке обращается продукция большого неконтролируемого количества продавцов, каждый из которых обладает лишь очень малой долей рынка. Со стороны спроса на рынке имеется большое количество независимых покупателей, характерных для рынка жизнеобеспечивающей продукции. На этой основе создаются условия высокой конкуренции, а также формируются цены.

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проекты № 11-02-00569а, № 11-12-21011 а/в).

Ограничителями развития рынка агропродовольственной продукции являются природно-климатические условия. Устойчивость сельскохозяйственного производства ниже, чем в других отраслях, относительно высокий уровень предпринимательских рисков, продолжительный производственный цикл, который предопределяет слабую реакцию предложения агропродовольственной продукции при изменении цен. К неравномерному уровню предложения агропродовольственной продукции в течение года приводит также трудность прогнозирования долгосрочной рыночной конъюнктуры.

Конкурентность на рынке агропродовольственной продукции представляет собой неотъемлемую часть рыночного механизма, регулирующего соперничество и взаимозависимость участников рынка. Она на агропродовольственном рынке способствует активизации инновационного подхода к производству продукции, большей адаптации ее к спросу, повышению качества, минимизации издержек производителей и максимизации полезности для потребляющих продукцию покупателей. Обычно прибыль побуждает конкурирующие фирмы развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий. Идет борьба за более выгодную рыночную позицию, которая сводится к стремлению каждого занять возможно большую долю рынка и наиболее прибыльный сегмент рынка.

Стратегии аграрных производителей формируются под влиянием присущих их рыночному положению ограничений. Поскольку прогнозировать будущие позиции на рынке агропродовольственной продукции практически невозможно, то часто срабатывает эффект неверных представлений, выявленный и обоснованный представителями неоклассической школы [1]. Нередко производители агропродовольственной продукции, видя рост цен на продовольствие, полагают, что производить его становится все выгоднее и наращивают объем производства. Между тем цены на продукцию промышленности, которую аграрные хозяйства закупают для производства, растут еще быстрее. К этому следует добавить, что и без того перепроизводство какого-либо вида агропродовольственного товара вследствие неэластичного спроса на этот товар приводит к резкому снижению закупочных цен1.

Обычной практикой является пересмотр стратегий в целях улучшения позиции или удержания уже завоёванных преимуществ. Продолжительность функционирования аграрного производителя на агропродовольственном рынке определяется, с одной стороны, результатами рыночной реализации продукции, с другой стороны - образом действий конкурентов.

В результате действия рыночных сил формируются новые условия спроса-предложения или срабатывает реакция рынка на создавшиеся условия: маркетинговые стратегии предприятий-соперников в конкурентной борьбе воздействуют на рынок, а рынок, в свою очередь, заставляет аграрных производителей принимать такие маркетинговые стратегии, которые могут принести успех в сложившихся условиях. На рынках агропродовольственной продукции закономерности поведения аграрных производителей трансформируются по-особому. Стратегическое планирование для аграрного хозяйства затруднено в силу того, что доля его на рынке небольшая, оно не обладает возможностями ни в ценообразовании, ни в увеличении своей доли рынка. Воздействие на потребителя затруднено ввиду невозможности дифференцировать продукцию. Она однородна и лишь в небольшой степени поддается дифференциации. У аграрных хозяйств по этой и другим причинам очень усложнена маркетинговая деятельность. Из-за неэластичности спроса, колебания объема производства в силу погодных условий и

1 Подобный кумулятивный эффект сработал на рынке картофеля и других овощей осенью 2011 г., и производители этой продукции понесли большие потери.

других причин цены закупок нестабильны, партнеры непостоянны, у производителей всех типов хозяйствования выручка сильно колеблется.

Таким образом, методы выработки и осуществления стратегии предприятий аграрного сектора неперспективны в силу того, что не обеспечивают эффективность и безопасность, невозможно дифференцировать продукцию и снижать издержки. Не позволяют сделать это структурная организация рынков, типы производимой и реализованной продукции.

Из-за многочисленности и разнородности участников рынка вход в рынок агропродовольственной продукции и выход из него свободны, так как издержки входа-выхода небольшие и нет институциональных препятствий в этом отношении. Новые предприятия могут свободно входить, а существующие -свободно покидать чисто конкурентные рынки агропродовольственной продукции. В частности, не существует никаких препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых предприятий и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Дифференциация агропродовольственных товаров очень небольшая и практического значения для их рыночного обращения не имеет.

Предложение, или емкость рынка, как и спрос на сельскохозяйственную продукцию, не являются постоянными, они зависят от изменения размеров и структуры посевных площадей, урожайности сельскохозяйственных культур, поголовья и продуктивности животных, уровня государственного регулирования и влияния экономического механизма, наличия товарных запасов, а также ввоза и вывоза продукции.

Следует отметить, что наиболее общие закономерности развития товарного рынка в аграрной сфере более всего проявляются на зерновом рынке, при этом зерновая отрасль по стратегической и социально-экономической значимости, размерам вовлекаемых в неё трудовых, материальных и финансовых ресурсов является важнейшей в аграрной сфере.

Если в стратегии фирмы наряду с дифференциацией продукции ведущее место в достижении конкурентного преимущества занимает снижение издержек, то у аграрного хозяйства и эта возможность сильно ограниченна и надеяться путем снижения издержек достичь стратегических выгод не приходится. Цены на ресурсы и продукты, которые аграрное хозяйство использует для производства, формируется в других рыночных структурах.

Рынки сельскохозяйственной техники олигопольного строения, и производители ее находятся явно в преимущественном положении по отношению к аграрным производителям. Рынки топлива, горюче-смазочных материалов также имеют высокую концентрацию, и там ценовая политика осуществляется производите-лями-продавцами. Цены в них меняются в сторону повышения. Рынки средств защиты от болезней и вредителей устроены структурно приблизительно так же, как и вышеназванные. Там диктат цен, их монополизация просматривается так же явственно, как и на рынках нефтепродуктов. То же самое можно сказать о рынке семян. Современные технологии производства семян весьма сложны, удерживаются в этой подотрасли считанные фирмы, рынки семян становятся высококонцентрированными, в ценообразовании, предложении, договорных сделках ощущается рыночная власть крупных компаний, схожая с монопольной.

Таким образом, в этих условиях в разработке и осуществлении стратегии в аграрной отрасли упор целесообразно делать на технологии и повышение производительности труда.

Промышленные фирмы обычно прибегают к самым доступным способам снижения издержек: сокращению накладных расходов и экономии на оплате труда. Следует отметить, что и эти возможности аграрных предпринимателей

в отечественном аграрном секторе очень ограниченны. Накладные расходы у большинства предприятий минимальны, а оплата труда практически является самой низкой из всех отраслей экономики региона, поэтому снижать издержки аграрным хозяйствам практически невозможно.

Литература

1. Менкью Г. Принципы экономике. СПб.: Питер, 1999. С. 627-688.

2. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002. 496 с.

3. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2011: стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2011.

4. Тумаланов Н.В. Формирование условий межотраслевого обмена в национальной экономике. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. 170 с.

ЛЯПКИНА АЛИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических дисциплин, Батыревский филиал Чувашского государственного университета, Россия, Чувашская Республика, с. Батырево (korolek5@mail.ru).

LYAPKINA ALINA VLADIMIROVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Economic Disciplines, Branch of Chuvash State University in the village of Batyrevo, Russia, Chuvash Republic, village Batyrevo.

УДК 338.436 (470.343)

В.Е. МАМАЕВА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ АГРОФОРМИРОВАНИЙ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Ключевые слова: конкурентоспособность, аграрный сектор Республики Марий Эл, прогноз, инновационное развитие, интегрированные структуры, интеграционные процессы.

Рассмотрена сущность конкурентоспособности интегрированного агроформирования. На основе многофакторных регрессионных моделей сделан прогноз производства основных видов сельскохозяйственной продукции при инновационном развитии аграрного сектора Республики Марий Эл.

V.E. MAMAEVA

THE COMPETITIVENESS OF INTEGRATED STRUCTURES AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE AGRARIAN SECTOR OF THE REPUBLIC OF MARI EL

Key words: competitiveness, the agrarian sector of the Republic of Mari El, forecast, innovation for the development, integrated structures, integration processes.

The article considers the competitiveness of integrated structures. The forecast for agricultural goods production was done on the basis of innovative development of the agrarian sector of the Republic of Mari El, using multiple-factor regression models.

Современные тенденции в развитии аграрного сектора Республики Марий Эл, факторы внешней и внутренней среды способствуют развитию интеграционных процессов, появлению новых форм интеграции хозяйствующих субъектов, от конкурентоспособности которых зависят перспективы развития аграрного сектора Республики.

Под конкурентоспособностью интегрированного агроформирования будем понимать способность к соперничеству с другими агроструктурами по эффективному производству и реализации аналогичной продукции в условиях аграрного рынка, а также его позиционирование в занимающей рыночной нише. В свою очередь, эффективность продукции, выпускаемой агропредприятиями, определяется рынком и ценой.

Аграрный сектор в экономике республики занимает особое место, так как уровень его развития во многом определяет уровень продовольственной безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.