Научная статья на тему 'Особенности влияния национальных традиций на семью'

Особенности влияния национальных традиций на семью Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2044
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ОБЫЧАИ / CUSTOMS / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ETHNICITY / ПОКОЛЕНИЕ / GENERATION / РЕЛИГИЯ / RELIGION / УНИФИКАЦИЯ / UNIFICATION / ДУХОВНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ / PRESERVATION OF NATIONAL TRADITIONS AND SPIRITUAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Латипова Нодира Мухтаржановна

Национальная культура должна занимать центральное место в современном воспитании. И особое место отведено семье. В статье рассматриваются роль этнокультурных традиций и обычаев в узбекских семьях в условиях современности, их влияние на нравственное становление человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния национальных традиций на семью»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Features of influence of national traditions on family Latipova N.

Особенности влияния национальных традиций на семью

Латипова Н. М.

Латипова Нодира Мухтаржановна /Latipova Nodira - доцент, кафедра социологии, Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: национальная культура должна занимать центральное место в современном воспитании. И особое место отведено семье. В статье рассматриваются роль этнокультурных традиций и обычаев в узбекских семьях в условиях современности, их влияние на нравственное становление человека. Abstract: national culture should occupy a central place in modern education. And a special place is given to the family. The article examines the role of ethnic and cultural traditions and customs in Uzbek families in the conditions of modern times, its influence on the moral formation of the person.

Ключевые слова: семья, традиции, обычаи, национальная культура, национальность, поколение, религия, унификация, сохранение национальных традиций, духовное самоопределение.

Keywords: family, traditions, customs, national culture, ethnicity, generation, religion, unification, preservation of national traditions and spiritual self-determination.

Традиции и обычаи по праву считаются культурным наследием каждой страны. Они являются основой жизни и становления любого народа. В этих двух понятиях отражаются привычки и устои людей, их самобытность и индивидуальность. Обычаи и традиции служат памятью об истории предков. Их придерживаются и передают из поколения в поколение. У каждого народа своя уникальная история, которую легче понять, зная традиции и обычаи, формировавшиеся с давних времен [1, с. 1].

Сегодня важно не дать раствориться национальным традициям в условиях глобализации, всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, которая влечет за собой стремительные изменения. В мировом сообществе происходит процесс образования цивилизации нового типа, основанной на экономическом единстве и неделимости человечества, с одной стороны, и плюрализме культур, религий, наций с другой стороны [2, с. 170].

Социологический опрос, проведенный Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» [3] показал, что в узбекистанском обществе в последнее время возрастает интерес к национальным традициям, обрядам, обычаям и ритуалам и в сохранении национальной культуры огромную роль играет семья. Национальные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно -нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно -нравственного воспитания молодежи, которое передается через семью.

Семья как основной институт и носитель этнокультурных традиций может являться важнейшим социальным инструментом влияния на процессы общественного развития, изменения культурной политики. Именно она является носителем и хранителем традиционных ценностей.

Выявление мнения населения о понятии «национальное самосознание» выступало одной из задач опроса. Одновременно исследование фокусировалось на определении уровня знаний национальных ценностей, особенностей следования национальным традициям, обрядам и ритуалам,

Основным показателем этнического самосознания, как выявил опрос, является фактор принадлежности к своей нации. Анализ результатов проведенного опроса показал, что национальные чувства узбекистанцев основывается на «любви к Земле, где я родился и где жили мои предки» (71,9%), национальных традициях и обычаях (60,3%). Наиболее выраженной установкой узбекистанцев является ощущение принадлежности к своей национальности через родной язык (56,2%), следующую позицию занимает «Чувство принадлежности к своему народу и духовного единства с ним» (50,0%) и «Моя нация имеет богатую историю, и я горжусь своей нацией» (47,8%) также выступают особенностями национального самосознания наших граждан. Незначительное количество респондентов (3,0%), получивших по их признанию европейское воспитание, в последнее время стали ощущать потребность в более глубоком изучении истории и культуры своей нации.

Для представителей разных возрастных когорт характерна значимость различных составляющих национальной идентичности - от образа жизни, основанного на национальных традициях и обычаях, чувства принадлежности к своему народу и любви к Родине до чувства важности родного языка

Чувство принадлежности к своей национальности, выраженное в тех или иных особенностях, свойственно представителям всех наций, проживающих в Узбекистане. Представителям национальностей Центральной Азии - киргизам и каракалпакам в большей степени свойственны любовь к Земле, где я родился, и жили мои предки (88,9% и 87,2% соответственно). Представители каракалпаков более, чем другие национальности ощущают свою принадлежность к нации себя через национальные традиции и обычаи (80,9%) и через родной язык (80,9%). Эти данные подтверждают оптимальность выбранной государством условий, созданных для развития патриотизма, через привитие любви к Родине и языковой политике.

В ходе исследования анализировались представления респондентов о важных факторах духовного самоопределения узбекского народа. Респондентам предлагалось с помощью списка утверждений ответить на вопрос: «Чем, на Ваш взгляд, в основном известен в мире узбекский народ?»

Таким образом, сравнительный анализ эмпирических данных позволил выявить и составить обобщенное представление узбекистанцев об узбекском народе: это народ богатый своим, великими предками, гостеприимством и трудолюбием, историческим наследием, миролюбием, научным наследием, «Белым золотом» хлопком», духовно -нравственным наследием, литературным наследием.

Характер и уровень религиозности семей в Узбекистане определялся с помощью ряда критериев - соблюдение религиозных традиций, обрядов и ритуалов, посещение святых мест и могил умерших родственников, отправление религиозных обычаев поминального характера.

В исламе существует специфическая обрядность, связанная с религиозными отправлениями и праздниками. Обряды и праздники составляют неотделимую часть и являются одним из главных атрибутов ислама, без которых нельзя представить эту религию. Для выявления степени соблюдения этих обрядов, обычаев, совершаемых в семье, респондентам был задан вопрос: «Какие религиозные и народные обряды и ритуалы совершаются в Вашей семье?» (рис. 1).

^ 2016 М 2014

(Г)

Никох

т

I

Жанноза

Суннат

Худойи

Ифтар

Акика

Все

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Какие религиозные традиции, обряды и ритуалы совершались в 2014, 2016 гг. в Вашей семье?», %

Полученные в ходе опроса данные выявляют в целом отношение населения к соблюдению религиозных и народных обрядов и ритуалов. Респонденты, которые соблюдают все религиозные традиции, обряды и ритуалы в своих семьях, составили 69,7% (в 2014 г. - 60,8%). Остальные в порядке убывания указали на отправление в 2014-2016 гг. таких обрядов и ритуалов, как «Никох» «Жаноза», «Ифтар», «Суннат», «Худойи».

Половина опрошенных, 50,9%, респондентов посещают могилы своих умерших родственников (родителей, братьев, сестер и др.) «в дни мусульманских праздников». 27,5% узбекистанцев бывают на могилах регулярно. При этом, когда чувствуют в этом необходимость, посещают 12,5% опрошенных. Снизилось число тех, кто относится к этому положительно, но к могилам не ходят, так ответил каждый тринадцатый респондент, 7,6%, и 2,4% опрошенных затруднились ответить на вопрос.

Большинство узбекистанцев (74,3%) участвуют во всех народных обрядах и мероприятиях. 28,5% - на свадьбах, 26,0% - на похоронах, 21,5% - на субботниках (хашарах), 14,9% - на религиозных благотворительных угощениях.

Рис. 2. В каких народных обрядах и мероприятиях участвуют члены семьи, %

Больше всего посещают все мероприятия жители Джизакского (100%), Хорезмского (90,2%), Наманганского (85,4%), Ташкентского (84,7%), Навоинского (84,4%) вилоятов. Свадьбы более всего нравятся жителям Сырдарьинского (60,7%), Сурхандарьинского (54,2%), Бухарского(50,8%) вилоятов. «Гапы» - поочередное угощение друзей популярно среди жителей Кашкадарьинского (27,2%) вилоята. Среди них больше мужчин (7,1%), чем женщин (5,7%) и молодежь 18-19 лет (12,9%). Молодежь больше посещает свадьбы, 20-24-летние (35,2%, 18-19-летние 31,4%). Соответственно старшая

возрастная группа 50-59-летние (20,9%) и 60 лет и старше (16,0%) больше участвуют в религиозных благотворительных угощениях.

Как видно из исследования, в семье закладываются основы нравственного воспитания человека, культурного развития, которые формируют в дальнейшем нормы его поведения, обогащают внутренний мир. Семья в значительной мере стимулирует его социальную и творческую активность, способствует формированию всесторонне развитой личности. Стабильность института семьи, его устойчивость являются гарантом успешного и всестороннего развития страны в целом [4, с. 170].

Литература

1. Овчинникова С. В. Особенности обычаев и традиций в Великобритании // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. М.: «МЦНО», 2014. № 11 (17). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanitie ¡/11(17)^.

2. Сафиязова Д. Ж. Влияние национальных традиций на воспитание детей в узбекских семьях // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 170-172.

3. Социологическое исследование проведено Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» в 2016 году на территории всех регионов Узбекистана. Опрошено 1100 человек, в том числе городских - 49,5% и 50,5% сельских жителей.

4. Королева Н. Е., Сахапова Ф. Х. Роль семьи в сохранении национальных традиций в контексте социально-культурной модернизации. Режим доступа: http://kpfu.ru/portal/docs/F1481204833/Koroleva.pdf.

Vocational training of students: structural features Cheremiskina N.

Профессиональная подготовка студентов: особенности структуры

Черемискина Н. П.

Черемискина Наталья Павловна / Cheremiskina Natalya - студент, направление: менеджмент магистерской программы «Система менеджмента качества в социальной и образовательной сферах», Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в данной статье говорится об особенностях профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей. О том, что сложная педагогическая система профессиональной подготовки обладает такими свойствами, как: единство и взаимосвязь различных структурных элементов, единая внутренняя организация на основе связей и зависимостей между компонентами системы, взаимодействие с окружающей средой. Также в статье было выделено в составе профессиональной подготовки будущего учителя три взаимосвязанных аспекта: личностный, когнитивный и праксилогический, характеризующие нравственно-психологическую, теоретическую и практическую готовность. Abstract: this article refers to the features of professional training of students of pedagogical specialties. That the complex pedagogical system of professional preparation has properties such as: the unity and interconnection of various structural elements, a common internal organization based on the relationships and dependencies between system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.