Научная статья на тему 'Роль национального наследия и ценностей в формировании самосознания'

Роль национального наследия и ценностей в формировании самосознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2381
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЦЕННОСТЬ / ТРАДИЦИЯ / ОБЫЧАЙ / ЦЕРЕМОНИЯ / РИТУАЛ / НАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК / НАВРУЗ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сапаров Б. Б.

В статье на базе научных источников освещаются основные элементы структуры национального самосознания в формировании национальной идеи национальное наследие и ценности. Также рассматривается влияние на национальное самосознание таких элементов структуры национального наследия, как традиции, обычаи, обряды, ритуалы и ценности. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль национального наследия и ценностей в формировании самосознания»

МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Сапаров Б.Б.,

старший преподаватель (Ташкентский государственный аграрный университет) РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ И ЦЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ САМОСОЗНАНИЯ

Аннотация. В статье на базе научных источников освещаются основные элементы структуры национального самосознания в формировании национальной идеи - национальное наследие и ценности. Также рассматривается влияние на национальное самосознание таких элементов структуры национального наследия, как традиции, обычаи, обряды, ритуалы и ценности.

Ключевые слова: национальное наследие; ценность; традиция; обычай; церемония; ритуал; нация; национальный праздник; Навруз; национальное самосознание.

В системе национальной идеи основные элементы - национальное наследие и ценности - занимают значительное место в структуре формирования национального самосознания. Фонд национального наследия и ценностей всегда был основой национального самосознания в формировании национальной идеи. Национальное наследие и ценности выражают демократичность и сущность структуры формирования самосознания. Именно поэтому национальное наследие и ценности в формировании национального самосознания являются главными факторами в системе национальной идеи. Следовательно, посредством объективной оценки значения национального наследия и ценностей в системе национальной идеи, определения ее сущности и перспектив мы можем сделать научные философские выводы.

Существуют различные интерпретации концепции национального наследия в литературе, которая является важным элементом реализации национального самосознания. В толковом словаре основных духовных понятий дается следующее определение: «Национальное наследие - это концепция, определяющая комплекс всех физических, материальных и духовных ценностей, созданных интеллектом, способностью к действию и трудом предков определенной нации на этапе, когда историческое развитие превратилось в прошлое» (Маънавият асосий тушунчалар изошли лугати. - Т.: F.Гулом, 2009. Б. 308).

Национальное наследие каждой нации включает материальные, духовные и другие виды наследия, созданные этой нацией. Некоторые из них обладают международным характером, другие привлекают внимание определенной нации. Национальное наследие - это плод менталитета, гения, мировоззрения, творческих способностей нации. Без них всякое существование не может подняться до уровня национального наследия и исчезнет в исторический период, поскольку национальное наследие в системе национальной концепции служит важной основой и источником опыта в создании будущего развития страны.

Структура национального наследия состоит из: 1) национальных традиций, обычаев, церемоний, ценностей; 2) идеологии; 3) различных ритуалов; 4) изобретений, имеющих мировое значение; 5) интеллектуалов нации и созданных ими литературных произведений; 6) государственной системы 7) национальных культурных ценностей, исторических реликвий и др. Каждый из них формировался представителями нации на протяжении веков и сохранялся как наследие для следующего поколения. Считается, что все характеристики структуры национального наследия, занимающие важное место в системе национальной идеологии, будут способствовать формированию и развитию национального самосознания. Принимая во внимание большое значение национальных обычаев, традиций, ритуалов, церемоний и ценностей в структуре национального наследия в формировании и демонстрации национального самосознания, мы выражаем наше мнение об их сущности.

В обществе развитие разных национальностей и народов связано с определенными традициями и обычаями. То есть обычаи и традиции, являющиеся специфической особенностью, характеризующей эту нацию, служат важным фактором в реализации национального самосознания.

Национальные традиции - это события духовной жизни; общепринятые традиции, исторически сложившиеся правила, обряды и обычаи. Принципы привычки - это критерии часто повторяющихся в повседневной жизни подобных действий. Традиции, обычаи и праздники - неотъемлемые части духовной культуры, отражающие социальный характер нации и служащие одним из важных факторов, ее объединяющих. Национальные традиции -это действия, повторяющиеся в определенный период, правила достойного поведения, навыков, принятых многими людьми. Например, такие привычки, как приветствие старших молодыми людьми, соблюдение порядка в порядке, проявляющее наибольшее уважение к гостям, посещение старейшин, больных, неспособных людей, тех, кто сталкивался с трудностями накануне праздника, помогая соседям, участвуя в хашар (коллективная бесплатная помощь) считаются хорошими, характерными для обычаев узбекского народа.

Национальные традиции формируются под влиянием истории каждой нации и национальности, их образа жизни и других факторов, а также они рассматриваются как одна из особенностей, определяющих их специфику. Например, сватовство требует большого внимания и уважения. Люди говорят: «Пророки отдавали честь зятю», и поэтому они проявляют к нему большое уважение. Церемонии вместе с национальными традициями языком и духом создают важный край национальной духовности и культуры.

Национальные традиции отражались в социальной и культурной жизни. Национальные традиции и обычаи, обладающие узбекскими историческими особенностями, проявляются в традиционных и современных формах. Распространение любых обычаев, традиций, церемоний «не должно осуществляться за счет пренебрежения к другим народам, традициям и обычаям нации и национальности, оно должно служить укреплению дружбы, соседства и гармонии».

В целом если постепенно формирующиеся за время человеческой истории ценности демонстрируют значимость существования, общества, событий, инцидентов человеческой жизни, материальных и духовных ценностей, то обычаи, традиции, ритуалы и обряды выражают человеческое и национальное соответствие.

Человек, в оценке определенных событий, процессов или эмоций, опираясь на научные знания, мировоззрение, интересы, социальный опыт, может найти свое самовыражение в обычаях,

традициях и церемониях. Ценности проявляются в отношении определенной нации к ее прошлому, историческому и культурному опыту, урокам, счастливым событиям, обычаям, традициям, ритуалам и церемониям как образу жизни людей, составляющему основу их духовности.

Идеи Абу Райхона Беруни о национальностях Центральной Азии, особенно нациях и племенах, проживавших на территории нынешнего Узбекистана в Средние века, о жителях Хорезма, согдийцах и народах, говорящих по-турецки, имеют большое значение для исследования прошлого узбекского народа, его традиций, обычаев и обрядов. Беруни в своих работах также упомянул несколько групп тюркских народов: турки Мавераннахра (Караха-ниды), северные турки (огузы, кимаки, киргизы и др.), восточные турки и турки, живущие на территории долины реки Чу (Хутан, Тибет, Афганистан). В его работах найдены материалы о жизни карлуков, печенегов (биджанаков) и других племен. Беруни в своей книге «Памятники древних народов» оставил нам неоценимое историческое и культурное богатство о знаменитых календарных датах и традициях древних хорасмов, согдийцев, персов, римлян, евреев, сирийцев, христиан, индусов и др.

Беруни в своих работах показал существование праздников и знаменитых дат этих народов в каждом сезоне и месяце года. Например, «farvardin moh» было началом лета, «tir moh» - началом осени, «mehr moh» - началом зимы, «diniy moh» - началом весны.

С ранних времен ценность воды была велика для жителей Центральной Азии. Наши предки считали, что вода была священной, источником жизни, они ей поклонялись и охраняли озера, реки, источники и ручьи. Наши предки глубоко уважали воду, как своих матерей. Даже сегодня считается, что грех и преступление загрязнять воду, плевать и бросать в нее мусор. Поэтому оросительные канавы, каналы, стоки всегда очищаются.

У нас были весенние фестивали, посвященные цветам, - самому красивому дару природы, и они заняли особое место среди весенних ритуалов и праздников Узбекистана. Особенно популярны такие фестивали, как «Фестиваль тюльпанов» в Ферганской долине, «Песня соловья» в Бухаре, «Фестиваль Девы», «Фестиваль красных цветов» в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях. Необходимо отметить, что древние праздники, имеющие много положительных особенностей, стали структурной частью национального наследия и обогатились новым смыслом.

Среди праздников, которые были в древности и сохранились до современности, связанных с жизнью крестьян, их трудом и урожаем - такие, как «Праздник дыни», «Пшеничная мать», «Праздник урожая», празднуемые фермерами. Они заслуживают особого внимания. Весной хлеб (патир) из посевных зерен запекается и раздается крестьянам, собирающимся сеять, а вторая часть зерен используется в качестве семенного материала. Крестьяне, после поедания хлеба, говорят: «Пусть урожай будет обильным в этом году, мать-пшеница поможет нам, дед-крестьянин будет для нас сторонником и благословит», и после такого ритуала начинается посевная пора.

Широко распространены такие церемонии, как «Первый снег» («снег», «снеговик»), ассоциирующийся с зимним сезоном. Этот праздник первого снега приобрел уже массовый характер.

Все эти национальные праздники и древние обычаи появились на основе естественных потребностей людей, занимающихся трудовой деятельностью, и обозначали радостные моменты их жизни. В совместных праздниках и церемониях печали и взаимные оскорбления забываются. С древних времен было много национальных праздников и обычаев, связанных с животноводством, сельским хозяйством, сезонами года, звездами, цветами, все они являются важной составляющей национального наследия, помогающей узбекской нации реализовать свое самосознание.

В национальных праздниках и обычаях присутствовали дух единства, дружеские связи, вера в будущее. Они имели большое образовательное значение в духовном и моральном обогащении нации. Необходимо рассказать о них подробнее.

Во-первых, древние праздники и обряды узбекского народа были связаны с условиями жизни, с определенной внешней средой, со степенью экономического развития, но постепенно они превратились в традиции и приобрели массовый характер; во-вторых, велико влияние религий на эти праздники, обряды, традиции и обычаи; в-третьих, из-за связи между праздниками, обрядами, традициями, обычаями и жизнью людей, экономикой, образом жизни, религиозными убеждениями они долгое время оставались в памяти народов, и даже сейчас они являются значительным фактором формирования самосознания людей.

Навруз - один из древнейших праздников Узбекистана. В годы независимости Навруз широко отмечается как общенациональный праздник.

Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев отметил на праздновании Навруза: «Навруз - праздник, имеющий большое национальное значение. Это одинаково понятно и дорого для всех людей в мире с хорошими намерениями, независимо от того, как по своей сути воплощаются гуманистические идеи, национальность, язык и религия. По этой причине Навруз во время независимости превратился в любимый праздник для более чем 130 народов и национальностей, живущих здесь».

Мы считаем, что Навруз обладает политическим, идеологическим и философским смыслом, потому что, во-первых, он связан с деятельностью людей, с их верой в вечные ценности и с мечтами; во-вторых, этот праздник привлекает внимание людей к образу жизни, национальному духу, показывает великолепные формы искусства, служит для обогащения духовной жизни людей; в-третьих, он способствует международной дружбе, религиозной терпимости, учит состраданию, любви к родине, сохранению спокойствия духа; в-четвертых, он помогает в воспитании молодежи, формировании ее мировоззрения, национального самосознания.

Другим праздником, отмечавшимся уже осенью, был Мехр-хон. «МекИцоп» означает «Любовь к душе», второе его значение -это «солнце». Беруни описал «Мехрхон» как земледельческий праздник. Он писал, что солнце и луна - это два глаза небосвода, а Навруз и Мехрхон - два глаза года. Следовательно, если «Нав-руз» отмечается в день весеннего равноденствия, то «Мехрхон» -в день осеннего равноденствия. Навруз приходится на раннюю весну, а Мехрхон - праздник, который отмечается осенью с большой торжественностью. Если в Наврузе природа начинает пробуждаться от долгого зимнего сна, то в Мехрхоне вегетационный период растений постепенно заканчивается.

Мехрхон - это праздник, неразрывно связанный с культом древнего земледелия. Мусульманские священнослужители всегда были против древних языческих ритуалов. По этой причине празднование Мехрхона на время прекратилось. В годы независимости жители Узбекистана вернулись к этому празднику, так как он является национальным наследием узбеков.

Сохранение национальных традиций, обычаев и обрядов в течение длительного периода времени и их возрождение в настоящее время символизируют их принадлежность к национальному наследию и способствует консолидации общества. С помощью традиций представители нации будут духовно обогащаться. Ценность обычаев, традиций и церемоний будет возрастать. В этом

смысле необходимо изучить взаимосвязь и взаимовлияние таких концепций, как обычаи, традиции и обряды. Национальные ценности, служащие национальным потребностям, целям, организуют комплекс материального духовного и считаются составной частью национального наследия. Традиции национального наследия, характерные для конкретной нации, также занимают значительное место, они рассматриваются как символическое, ответственное движение, направленное на формирование определенных традиций, обычаев, церемоний в известной системе национального воспитания. Традиции, обычаи, обряды и ценности являются важным составным элементом национального наследия, основным фактором формирования и движущей силой национального самосознания. Принимая во внимание тот факт, что они занимают значительное место в системе национальной идеи, они стали актуальной темой. Настоящие и будущие традиции, национальные обряды имеют глубокий смысл и значение для исторической и культурной жизни людей.

В 2012 г. Центр по исследованию общественного мнения в Республике Узбекистан провел социологический вопрос на тему «Национальное самосознание». Был задан вопрос: «Насколько вы знаете обычаи, традиции и обряды вашей нации?» Большинство респондентов, принявших участие в социологических опросах (2006 г. - 88,1%, 2012 г. - 93,1%), подтвердили, что они знают обычаи и традиции, и только 1,7% респондентов ответили, что они знают их недостаточно хорошо. На вопрос: «Если вы знаете обычаи и традиции, то в какой степени вы их придерживаетесь?» в 2006 г. ответили, что полностью сохранили традиции и обычаи 37,3% респондентов, а в 2012 г. уже 43,5%. Кроме того, в 2006 г. 35,9% респондентов, а в 2010 г. 49,6% признали, что сохраняют только те традиции и обычаи, которые соответствуют их духовным потребностям; 5,2% респондентов ответили, что хотят принять участие в традиционных церемониях и ритуалах, но отметили, что с материальной точки зрения это трудно; 1,7% респондентов ответили, что они не соблюдают никаких традиций и обычаев, так как они не ощущают в них никакой потребности.

Результаты вышеупомянутых социологических исследований показали необходимость сохранения национальных традиций, обычаев и обрядов узбекского народа, их дальнейшего развития и превращения в неотъемлемую часть гражданского и особенно молодежного мировоззрения. В заключение необходимо сказать, что в Узбекистане начали возрождать и изучать богатое историче-

ское, национальное и культурное наследие, национальные традиции и ценности в годы независимости, но нужно признать, что понадобится еще много времени для дальнейших исследований.

Список литературы

1. Мирзиёев Ш.М. Настойчиво продолжая путь национального развития, мы поднимем его на новый этап. Т. 1. Т.: Узбекистан, 2017.

2. Пояснительный словарь основных духовных понятий. Т.: Г. Гулом. 2009.

3. Корабоев У. Праздники узбекского народа. Т.: БИащ, 2002.

4. Назаров В., Эргашев И. Национальная идея и ответственность руководителя. Т.: О. Ои1ош, 2007.

5. Беруний Абу Рейхон. Наследие сохранилось из древних народов. Т.: Фан, 1969.

6. Авеста. Ташкент. БИащ. 2001. Ясна, 6,38.

7. ХуджамуродовИ. Ислам, национальность, ценности. Т.: Вентилятор. 1993.

8. Кодиров М. Праздники, развлечения, обряды. Бриллианты распространяются из прошлого. Т.: БИащ, 1998.

9. Ходжамуродов И., Абдураимова М. Политика, религия и национальное самосознание. Т.: Философия и право, 2010.

10. Результаты социологических исследований на тему «Национальное самосознание», проведенное Центром «Исследование общественного мнения» в Узбекистане. Ташкент: Общественное мнение, 2012.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

Окилов С.С.,

кандидат исторических наук (Ташкентский исламский университет) АБУЛЬ МУ'ИН АН-НАСАФИ -КАК РЕФОРМАТОР ТЕОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ «МАТУРИДИЗМ» В МАВЕРАУННАХРЕ

Ключевые слова: Абуль Му'ин ан-Насафи; теология; учение «ма-туридизм»; ханафитский мазхаб; улемы; фикх; мутакаллим; учение «калам».

Издревле на территории Маверауннахра, в частности в оазисах Самарканда, Бухары, Шаша, Хорезма и Насафа, свою научную деятельность вели многие религиозные улемы, преимущественно представители ханафитской школы юриспруденции (фикх) и матуридитского учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.