СОЦИОЛОГИЯ В СНГ
Р. А. Убайдуллаева СЕМЬЯ В УЗБЕКИСТАНЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В связи с объявлением Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым 1998 года "Годом семьи" в республике был создан Научно-практический центр "Оила" ("Семья"), реализуются государственные программы по развитию семьи, по выработке оптимальных методов воспитания подрастающего поколения. В течение многих десятилетий в узбекистанском обществе доминировали следующие тенденции: молодежь рано создавала семью и исключительно на основе заключения брака, рано рождались первые дети, семья имела в среднем четверо-пятеро детей, рождение внебрачных детей было редким исключением, когабитаци-онные пары (основанные на неформальных семейных связях) были редкостью и не встречали общественного одобрения.
Существенная трансформация общества в мире, произошедшая в последнее десятилетие XX в., повлекла за собой и некоторые изменения узбекистанской семейной жизни. Снижаются общий показатель брачности, абсолютное число родившихся, общий показатель рождаемости, суммарный показатель рождаемости, растет число внебрачных детей, хотя опросы общественного мнения показывают резко отрицательное отношение к рождению
детей вне брака, особенно среди коренного населения.
Носят ли наметившиеся отклонения от модели традиционной семьи, господствующей в узбекистанском обществе до сих пор, временный характер или же это начало формирования новой современной модели семьи?
Результаты опросов, проведенных Центром изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" под руководством автора в 2002 и 2004 гг. в целом по республике и в разрезе вилоятов (областей), позволяют выяснить влияние происходящих объективных процессов на развитие семьи, ее функций, проследить изменения ценностных ориентаций населения страны в этой сфере.
Методической основой исследования являлись:
• выборочные опросы населения по месту жительства в 12 вилоятах, в республике Каракалпакстан и городе Ташкенте по репрезентативной выборке населения Узбекистана (от 18-ти лет до 71 года и старше). Опросы проводились с 15 по 26 июля 2002 г. и с 27 февраля по 10 марта 2004 г.;
УБАЙДУЛЛАЕВА Рано Ахатовна — академик Академии наук Республики Узбекистан, доктор экономических наук, профессор, директор Центра изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр".
• выборочные опросы населения способом многоступенчатой случайно-вероятностной выборки, вероятное отклонение — до 3,0%.
Общий объем выборочной совокупности составил в 2002 и 2004 гг. по 1921 респонденту.
Общество и семья — социальные ориентации и установки
Судя по полученным данным, в узбекистанском обществе сложилось вполне конкретное представление об основных функциях семьи в современной жизни. На вопрос "По Вашему мнению, какую основную функцию в жизни общества выполняет современная семья?" почти каждый второй респондент ответил, что "семья — это основа общества и государства" (в 2004 г. — 48,7%, в 2002 г. — 47,5%). Каждый четвертый респондент (23,2%) считает, что основная функция семьи заключается в "воспитании высоконравственного молодого поколения". По мнению каждого седьмого опрошенного (13,8%), семья призвана содействовать укреплению стабильности и безопасности в стране. По всем этим позициям наблюдается укрепление устойчивости высказанных мнений по сравнению с 2002 г. 7,2% считают основной функцией семьи — репродуктивную.
Следует отметить, что мнение "семья содействует укреплению стабильности и безопасности в стране" присуще в равной степени всем слоям населения — мужчинам и женщинам, горожанам и сельчанам, людям разных возрастов, образования, рода деятельности.
Важное условие для создания гармоничной семьи — возрастной ценз. Определяя возрастные границы, общество создает определенную установку на временной промежуток, в течение которого молодым людям следует вступать в брак. Наиболее
оптимальным возрастом вступления в брак для мужчин, с точки зрения более половины респондентов (52,6%), является период 24—25 лет. Каждый четвертый опрошенный (25,0%) считает, что мужчине лучше всего создавать семью в более раннем возрасте — 21—23 года, каждый восьмой (13,3%) — в возрасте 26— 27 лет. Для женщин, по мнению опрошенных, оптимальный возраст для вступления в брак ниже. Более половины респондентов (52,0%) убеждены, что девушкам желательно выходить замуж в возрасте 18—20 лет, 41,1% — в возрасте 21—23 года.
Анализ результатов опросов 2002 и 2004 гг. показывает, что материальная независимость молодых является важнейшим условием для создания семьи, хотя этот показатель несколько снизился. А вот число респондентов, отметивших как необходимое условие для создания семьи наличие собственного постоянного жилья, почти в 2 раза увеличилось (рис. 1).
В 1998 г. был принят новый Семейный кодекс Республики Узбекистан, в который внесена статья о брачном контракте. Более половины опрошенных из числа знающих о брачном контракте (53,9%) полагают, что он необходим, причем этот показатель несколько увеличился по сравнению с 2002 г. (рис. 2).
Опрос не выявил различий по этому вопросу во мнениях горожан и сельчан, мужчин и женщин. Существенные различия отмечаются в социальном срезе. О необходимости заключения брачных контрактов чаще говорили те, кто соотнес себя с богатыми (28,6%) и средними (10,6%) слоями населения.
По вопросу "Как Вы считаете, кому принадлежит решающий голос в вопросе о вступлении в брак и создании семьи?" взгляды респондентов разделились: 44,5% — ответили,
Рисунок 1
«По Вашему мнению, какое условие необходимо, прежде всего, для создания семьи?», %
Материальная независимость молодых Наличие собственного постоянного жилья
Взаимная любовь
Физическое здоровье, способность к рождению детей
Достижение необходимого возраста
~18,2
15,1
117,5 118,8
15,9
110,9
□ 4,2
53,6
49,7
□ 2002 В2003
Рисунок 2
«Каково Ваше отношение к брачному контракту?», % от числа знающих о брачном контракте
Брачные контракты должны обязательно заключаться перед созданием семьи
Брачные контракты могут заключаться при желании сторон
Брачные контракты не должны заключаться, в этом нет необходимости
Отказ от ответа
149,7%
\ 53,9%
125,0% 1 27,2%
19,3% 9,0%
■ 2002 1=12004
Пэ7%
16,0%
что решающий голос принадлежит вступающим в брак юноше и девушке, 43,0% — родителям. При этом несколько увеличилось число тех, кто считает, что юноша и девушка имеют решающий голос (с 40,6% до 44,5%).
Таким образом, можно говорить о постепенном изменении стереотипов брачного поведения населения.
В ходе опроса выяснялось отношение респондентов к ранним бракам (заключенным в возрасте 15— 17 лет). Как оказалось, отношение большинства (88,8%), независимо от пола и места проживания, отрицательное.
Наиболее положительно к ранним бракам относятся люди старших возрастных групп (51—60 лет — 10,0%, 61—70 лет — 10,1%, старше 71 года — 17,5%) и имеющие начальное образование (15,9%).
Почему, тем не менее, такие браки заключаются?
Треть респондентов (29,1%) считает, что одной из причин является стремление родителей оградить детей от влияния негативных сторон жизни современного общества (в 2002 г. — 33,9%), 27,8% объясняют это явление влиянием этнических, родовых и местных обычаев, а 18,4% — материальными труднос-
тями, которые переживает семья. В ходе второго опроса возник еще один мотив — "большая любовь" (7,7%).
К сожалению, в жизни нашего общества имеют место браки, заключающиеся между родственниками. Большинство опрошенных (79,9%) выразили отрицательное отношение к подобным бракам, однако почти каждый десятый (9,5%) относится к ним лояльно, что свидетельствует о достаточном влиянии традиционных взглядов и установок на формирование семьи немалой части жителей республики.
Причину родственных браков треть респондентов усматривает прежде всего в недостаточной медицинской грамотности населения, в незнании отрицательных последствий таких браков для здоровья будущих детей. Каждый четвертый опрошенный объясняет это влиянием этнических, родовых и местных обычаев, почти каждый шестой — стремлением родителей оградить детей, особенно девочек, от влияния негативных сторон жизни современного общества, столько же — материальными трудностями. По мнению 5% опрошенных, такие браки способствуют укреплению родства (рис. 3).
73,1% опрошенных считают благословение родителей обязательным при заключении брака и создании семьи. Еще 25,3% респондентов сказали, что родительское благословение желательно, и только менее 0,7% — что оно вовсе не обязательно.
Примечательно, что важность благословения родителей при вступлении в брак в несколько большей степени признают молодые люди (табл. 1).
Традиционно в Узбекистане большую роль в решении важных жизненных вопросов играло ближайшее окружение — махалля*, соседи. Что думают об этом респонденты применительно к вступлению в брак?
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что в 2004 г. сохраняется тенденция, выявленная в первом опросе, а именно: мнение махалли и соседей при создании семьи более значимо для сельских жителей, нежели для городских.
Что касается опрошенных разных национальностей, то для большинства респондентов-узбеков мнение махалли весьма значимо: 47,2% считают, что его необходимо учитывать, и 41,9% — учитывать по возможности. Напротив, 56,5% респондентов-сла-
* Орган местного самоуправления.
Рисунок 3
«Почему в жизни нашего общества все еще имеют место браки между родственниками?», %
Незнание отрицательных последствий браков между родственниками
Это прежде всего влияние этнических, РОДОВЫХ и
местных обычаев Стремление родителей оградить детей от влияния негативных сторон жизни современного
общества . Пойти на это вынуждают материальные трудности, переживаемые семьёй
Укрепление родства
Затрудняюсь ответить
15,9%
15,6%
5,0%
7,2%
30,3%
25,8%
Таблица 1
«Как Вы считаете, необходимо ли благословение родителей для создания семьи и заключения брака?», %
Возраст респондента Да, обязательно Желательно Не обязательно Затрудняюсь
18—20 лет 75,8 21,8 1,2 1,2
21—30 лет 76,5 22,0 0,2 1,3
31—40 лет 72,3 26,3 1,3 0,2
41—50 лет 74,9 24,6 0,2 0,2
51—60 лет 64,8 32,4 1,4 1,4
61—70 лет 70,3 27,7 0,7 1,4
71 год и старше 73,7 24,6 0 1,8
Таблица 2
«Необходимо ли учитывать мнение махалли и близких соседей при создании семьи?», %
Варианты ответов
Город
2002
2004
Село
2002
2004
Учитывать мнение махалли необходимо, обязательно и важно 32,6 32,5 54,5 47,2
Мнение махалли знать важно, но учитывать надо по возможности 35,4 42,2 35,9 44,3
Мнение махалли и близких соседей не является необходимым 29,1 23,4 7,5 7,3
Затрудняюсь ответить 2,9 1,9 2,1 1,1
вян ответили, что при заключении брачного союза мнение махалли не является важным и учитывать его не обязательно. Однако все же для значительного числа респондентов-сла-вян (более трети) важно учитывать мнение соседей. На вопрос "Имеет ли право махалля вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи?" каждый четвертый респондент (25,3%), ответил отрицательно. Половина опрошенных граждан страны (50,7%) согласна с тем, что махалля имеет право влиять на характер взаимоотношений между членами семьи, но в особых ситуациях.
В Узбекистане достаточно четко налажена практика медицинского обследования молодых людей, вступающих в брак. Большинство опрошенных (84,4%) полностью согласны с тем, что молодым необходимо проходить медицинское обследование и обязательно информировать друг друга о состоянии своего здоровья. Каждый десятый респондент (11,5%) считает, что медицинское обследование пройти желательно, но не обязательно.
Мнения респондентов относительно необходимости просвещать молодежь, вступающую в брак, об интим-
Рисунок 4
«Надо ли просвещать молодежь, вступающую в брак, об интимной жизни супругов?», %
Да, просвещать надо
Просвещать можно, но необязательно
Просвещать не надо и даже нельзя
Затрудняюсь
ответить
76,4
12,1
20,6
2,9
2,5
0,3
□ 2002 В2004
ной жизни супругов представлены на рисунке 4.
Обращает на себя внимание, что во втором опросе сократилось число сторонников позиции "необходимо просвещать молодых, вступающих в брак, об интимной половой жизни супругов" и почти в 2 раза увеличилось число респондентов, полагающих, что просвещать можно, но не обязательно.
Большую роль в правильном формировании у молодых людей представлений об интимной жизни супругов играет не только то, как преподносится эта тема, но и то, кто это делает. Просвещение в области интимных отношений в условиях нашей республики представляет собой весьма деликатную проблему, и далеко не любому, считающему себя специалистом в этой области, следует доверять распространение соответствующей информации. Данные таблицы 3 показывают, кто именно, по мнению опрошенных, должен давать молодым людям, вступающим в брак, необходимую информацию об интимной жизни.
Исследование выявило, что респонденты-узбеки в вопросах интимного просвещения в большей степени доверяют медицинским работникам (43,2%) и почти в 2 раза меньше (26,0%) — родителям. В ответах рес-пондентов-славян наблюдается иная картина. Более половины из них (52,0%) полагают, что информацию об интимной жизни супругов молодые должны получать от родителей и
только каждый пятый (26,0%) — что от медицинских работников.
Абсолютное большинство опрошенных (95,0%) считают процедуру регистрации брака в загсе обязательной, и только 4,2% респондентов назвали ее желательной, но необязательной.
Исследование выявило большую приверженность граждан соблюдению религиозных традиций и обрядов при вступлении в брак. Это еще раз подтверждает, что такие традиции являются неотъемлемой частью образа жизни граждан Узбекистана и занимают достаточно высокое место в системе ценностей и установок. Большинство опрошенных (84,2%) считают необходимым заключение брака в мечети (никох) или венчание в церкви. При этом число сторонников религиозных свадебных обрядов увеличилось по сравнению с 2002 г. Каждый десятый респондент (11,4%) считает данную церемонию освещения брака желательной, но не обязательной, а 2,5% — вовсе не нужной.
Интерес представляют данные об отношении к религиозным свадебным церемониям респондентов различных национальностей (табл. 4).
Родители и дети — репродуктивные установки граждан
Развитие и укрепление семьи предполагает обеспечение права на свободный репродуктивный выбор, в
Таблица 3
«Кто именно, по Вашему мнению, должен дать молодым необходимую информацию об интимной жизни супругов?», %
Варианты ответов Всего Тип поселения Пол респондента
Город Село Мужчины Женщины
Родители 26,1 31,7 23,1 25,2 26,8
Медицинские работники 40,7 35,4 43,6 42,1 39,7
Близкие друзья 18,8 13,3 21,8 19,0 18,7
Работники учебных заведений 13,0 17,9 10,5 12,8 13,3
СМИ 0,1 0 0,1 0 0,1
Затрудняюсь ответить 1,3 1,7 0,9 0,9 1,4
Таблица 4
«Необходимо ли пройти обряды никох или венчания в церкви перед заключением брака?», %
Необходимо, обязательно Желательно, но не обязательно Вовсе не надо Затрудняюсь ответить
Узбеки 92,9 5,2 1,0 0,9
Славяне 30,4 37,0 13,0 19,6
Другие национальности 55,7 28,6 8,6 7,1
том числе на определение количества детей в семье, межродового интервала, а также на предохранение от нежелательной беременности. В этой связи очень важно изучать репродуктивные установки населения, особенно молодых людей.
У абсолютного большинства опрошенных (82,4%) есть дети. Каждый четвертый опрошенный (25,0%) имеет двух детей, 22,6% — трех, 17,8% — четырех, 22,6% — пять и более детей. И только 12,0% респондентов имеют одного ребенка. Горожане в основном имеют двух-трех детей, тогда как сельские жители — четверых и более.
Полученные данные свидетельствуют об изменениях, произошедших в традиционных репродуктивных установках населения Узбекистана, о постепенном переходе от многодетности к среднедетности. По мнению двух третей опрошенных (65,3%), оптимальное количество детей в семье — до трех.
Такая установка в большей степени присуща молодым людям в возрасте 18—20 лет. Если среди этих возрастных категорий, соответственно, 4,2% и 6,5% опрошенных считают, что в семье должно быть столько детей, "сколько бог даст", то среди 51 — 60-летних — 13,8%, 61—70-летних — 14,2%, 71-летних и старше — 8,8%.
Среди причин сохранения многодетных семей среди некоторой части населения опрошенные называли влияние традиций, этнические, религиозные установки, связанные со стремлением иметь много детей (40,8%); медицинскую непросвещен-
ность (22,5%); особую значимость сыновей в узбекских семьях, обуславливающую родить мальчика во чтобы то ни стало (21,1%), и др. При этом подавляющее большинство респондентов (78,1%) выступают за то, чтобы решение вопроса о рождении очередного ребенка принимали совместно оба супруга, 14,0% — признают главенствующую роль мужа, 5,1% — жены. Незначительная доля опрошенных (1,1%) отдает пальму первенства свекрови или свекру. В то же время участники опроса подтвердили, что обычно решение о рождении очередного ребенка в своих семьях принимали совместно муж и жена (75,1%).
Опрошенные отметили, что основными причинами рождения очередного ребенка являются: желание иметь детей (45,8%); стремление соблюсти родовые традиции и обычаи (22,2%); желание родить мальчика (19,9%).
Треть респондентов (33,9%) полагает, что при принятии решения о рождении очередного ребенка прежде всего необходимо учитывать материальный уровень семьи, позволяющий вырастить образованных и здоровых детей. 30,4% респондентов убеждены, что необходимо принимать во внимание здоровье матери будущего ребенка, и каждый пятый опрошенный (19,6%) придерживается мнения, что нужно соблюдать этнические, родовые и местные обычаи.
60,1% опрошенных оценивают планирование семьи как необходимую и позитивную меру, которая дает возможность иметь здоровых и желанных детей, обеспечить их ма-
термально, дать им хорошее образование. Каждый четвертый респондент (25,5%) считает, что планировать семью вынуждают неблагоприятные обстоятельства, главным образом, материальные трудности и состояние здоровья родителей. И только 12,1% респондентов отрицательно относятся к планированию семьи, будучи уверенными, что оно противоречит религиозным устоям и национальным традициям.
Опрос вывил, что большинство жителей страны (76,7%) положительно относятся к предохранению от нежелательной беременности. Только 10,7% участников опроса выразили отрицательное отношение.
В то же время каждый второй уз-бекистанец крайне отрицательно относится к искусственному прерыванию беременности. Более отрица-
тельно к абортам относятся селяне, чем городские жители (соответственно 51,9% и 44,9%).
Распределение ответов на вопрос "Как Вы считаете, кто из супругов должен беспокоиться о применении тех или иных методов планирования семьи?" в территориальном, половом и возрастном срезе представлено в таблице 5.
Принимая решение о рождении ребенка, родители должны отчетливо представлять, что они смогут им дать. Как видно из рисунка 5, взгляды родителей на обязанности по отношению к своим детям претерпели изменения. В частности, наблюдается рост числа граждан, считающих, что родители должны дать своим детям возможности для получения хорошего образования (с 28,7% в 2002 г. до 38,8% в 2004 г.).
Таблица 5
«Как Вы считаете, кто из супругов должен беспокоиться о применении тех или иных методов планирования семьи?», %
Муж Жена Оба супруга в равной степени Затрудняюсь
Город 11,0 11,0 71,5 6,5
Село 9,8 11,4 73,1 5,7
Мужчины 11,4 12,7 69,1 6,8
Женщины 9,3 10,1 75,3 5,3
18—20 лет 7,9 6,1 71,5 14,5
21—29 лет 11,2 11,9 70,4 6,5
30—39 лет 12,7 14,6 70,2 2,5
40—49 лет 9,6 10,1 73,7 6,5
Рисунок 5
«Как Вы считаете, что должны дать родители своим детям?», %
45,5
33,6
24,8
27,4
38,8
□ 2002 год ■ 2004 год
28,7
26,2
10,8
1,4
Полноценное, здоровое Хорошие условия Хорошее образование Женить, выдать замуж Все
питание жизни вышеперечисленное
Взаимоотношения между членами семьи
Сравнение данных двух опросов показывает, что в стране наметилась тенденция улучшения внутрисемейных отношений в целом. Так, если в 2002 г. 79,1% опрошенных оценили взаимоотношения между членами своей семьи как хорошие, то в 2004 г. — 82,7%.
Взаимоотношения между членами семьи 43,0% респондентов строятся на принципе взаимоуважения, взаимопонимания и терпимости, а менее трети респондентов (27,9%) строят свои внутрисемейные отношения на любви (табл. 6).
При анализе ответов респондентов относительно того, кто должен распоряжаться семейным бюджетом, выявилось, что 64,2% отдают эту роль мужу (отцу). В то же время в структуре семейных отношений наметилась тенденция к демократизации. По мнению каждого третьего респондента (24,1%), семейным бюджетом должны распоряжаться сов-
местно муж (отец) и жена (мать). Распределение ответов на данный вопрос показано в таблице 7.
Рисунки 6 и 7 дают представление о том, кого респонденты считают главой в своих семьях и в чем, по их мнению, состоят главные обязанности женщины в семье.
Как видим, все меньше роль женщины сводится к обслуживанию членов семьи, выполнению домашней работы, и возрастает ее роль в воспитании детей и определении нравственного климата в семье.
Население республики все больше отходит от традиционных семейных отношений. Об этом свидетельствуют данные таблицы 8. 40,4% опрошенных ответили, что решения по важнейшим вопросам семьи должны приниматься отцом (мужем), 37,1% респондентов — что они должны приниматься мужем и женой (отцом и матерью), а 12,9% полагают, что совместно со всеми членами семьи.
На вопрос "Кто из родителей Вашей семьи большее количество времени проводит с детьми, занимается
Таблица 6
«На каких принципах, главным образом, строятся взаимоотношения между членами Вашей семьи?» %
Варианты ответов Всего Пол респондента мужчины женщины
На взаимоуважении, взаимопонимании и терпимости, духовного родства 43,0 43,0 43,0
На любви 27,9 27,7 28,0
На безусловном авторитете и решающем слове отца — главы семьи, 17,6 17,6 17,4
старших по возрасту членов семьи над младшими На четком распределении функциональных обязанностей между членами 9,5 10,0 9,2
семьи На принципе материальной независимости 1,5 1,1 1,8
Затруднились ответить 0,5 0,5 0,6
Таблица 7 «Кто, по Вашему мнению, должен распоряжаться семейным бюджетом?», %
Варианты ответов 2002 2004
Должен распоряжаться муж/отец 56,7 64,2
Должны распоряжаться муж/отец и жена/мать совместно 33,1 24,3
Должен распоряжаться тот, кто больше всех приносит 2,3 4,2
в семью материальные средства Должен распоряжаться старший по возрасту 5,0 5,8
Жена/мать 2,0 0,3
Затрудняюсь ответить 1,0 1,2
Рисунок 6
«Кто в Вашей семье является ее главой?», %
Рисунок 7
«Как Вы считаете, в чем прежде всего должны состоять обязанности женщины, жены, матери в семье?», %
66,5
72,6
49,6
□ 2002 И2004
36,0
20,1 23'6
8,2^ 7,4 7,7 5,4 6,1 1В 5,6
I III ■ I . ’ '-
Воспитывать Выполнять Определять Дать детям Вести бкщжет Обеспечивать Обеспечивать детей домашнюю нравственный хорошее семьи семью хорошим
работу климат в образование материально жильем
семье
Таблица 8
«Кто, по Вашему мнению, должен принимать решения по вопросам, касающимся жизни как семьи в целом, так и отдельных ее членов?», %
Варианты ответов Всего Тип местности Национальность респондента
Город Село Узбеки Народы Центр. Азии Славян
Отец (муж) 37,5 35,7 42,9 47,3 15,0 7,6
Мать (жена) 8,2 4,4 5,2 5,2 1,7 8,7
Совместно отцом и матерью (мужем и женой) 37,7 36,0 37,7 32,4 67,8 41,3
Совместно всеми членами семьи 11,0 17,8 10,2 10,8 12,0 30,4
В зависимости от конкретной ситуации 4,4 5,1 3,5 3,6 3,4 9,8
их воспитанием?" были получены следующие ответы (табл. 9).
В ходе исследования изучались методы воспитания детей, в том числе применение физического наказания в качестве воспитательного воз-
действия. Примечательно, что в городе оно применяется чаще (систематически — 3,1%, по мере необходимости 25,7%), чем в сельской местности (соответственно, 2,3% и 22,5%).
Таблица 9
«Кто из родителей Вашей семьи большее количество времени проводит с детьми, занимается их воспитанием?», %
Всего Город Село
Муж/отец 9,6 6,2 11,6
Жена/мать 55,8 58,1 54,5
Отец и мать одинаково 30,5 29,9 30,9
Бабушка/дедушка 2,7 3,2 2,3
Затрудняюсь ответить 1,4 2,6 0,8
Внутрисемейные конфликты и их решение
Причины, вызывающие конфликты в семье, различны. Каждый третий респондент (30,9%) утверждает, что они чаще всего случаются из-за отсутствия между членами семьи взаимопонимания. Кроме того, были названы: стремление навязать свою волю, добиться беспрекословного подчинения, эгоизм и пренебрежение интересами и мнением других членов семьи, алкоголизм и пьянство, невнимательность, равнодушие членов семьи друг к другу, болезнь кого-либо из членов семьи, неуступчивость.
Опрос выявил, что внутрисемейные конфликты и различные споры в каждой третьей узбекистанской семье решаются ее главой. Каждый четвертый респондент отметил, что в их семьях все участники конфликта приходят к общему соглашению на основе взаимных уступок. В семьях 15,0% респондентов разрешение конфликтной ситуации происходит за счет уступки жены, и 3,3% — мужа.
Отношение граждан страны к фактам проявления насилия со стороны мужа стабильно отрицательное: в 2002 — 88,8%, в 2004 — 91,1%. Те, кто считает его допустимым, приводят такие доводы: виновата сама жена (41,5%), это бывает единственным выходом из ситуации (27,5%). Остальные (31%) затруднились объяснить свою позицию.
В случае проявления насилия со стороны мужа, по мнению 19,2% оп-
рошенных, жена должна терпеть. Каждый десятый уверен, что жена должна думать, прежде чем спорить с мужем. 8,7% респондентов утверждают, что подвергшаяся насилию женщина должна обратиться в ма-халлинский комитет, 3,9% — в милицию, 3,1% — в судебные органы, а 7,1% опрошенных полагают, что жена должна подать на развод и уйти.
По мнению 16,8% респондентов, причина проявления насилия в отношении женщины кроется в низком уровне культуры, невоспитанности мужчины, 15,7% — в отсутствии взаимопонимания между мужем и женой. Каждый десятый считает, что причиной насилия являются материальные проблемы.
Национальные ценности и традиции
В настоящем исследовании ряд вопросов был посвящен актуальности определенных традиций в современном узбекистанском обществе, причинам жизнеспособности одних и угасания других обрядов и обычаев, а также внутрисемейным праздникам, которым отдают предпочтение жители нашей страны.
Большинство респондентов (79,1%) интересуются историей Узбекистана, но наибольший интерес отмечается среди молодых людей в возрасте 18—20 лет, которые только в годы независимости начали глубоко изучать ее в учебных заведениях.
Интерес к истории своего государства выражается в следующем:
стараются постоянно смотреть по ТВ и слушать по радио передачи по истории Узбекистана (60,6%); смотрят исторические кинофильмы по истории Узбекистана (33,1%); постоянно читают литературу, в том числе научно-познавательную по истории Узбекистана (30,3%); участвуют в беседах, дискуссиях по истории Узбекистана (7,7%); читают статьи по истории Узбекистана в Интернете (0,3%).
Более трети опрошенных (38,4%) стараются придерживаться народных традиций и постоянно соблюдать обряды и ритуалы, принятые в местности их проживания. Еще 40,7% респондентов соблюдают обряды, но не регулярно (если есть возможность), 13,6% — изредка. И только 4,8% респондентов не придерживаются никаких народных традиций и обычаев. Остальные 2,5% опрошенных затруднились ответить.
Более половины опрошенных (52,0%) объясняют причины соблюдения народных традиций тем, что они являются наследием предков, которое необходимо сохранять и передавать следующему поколению. 19,0% респондентов отметили, что ближайшее социальное окружение, прежде всего махалля, обязывает следовать традициям. Примерно такое же количество респондентов (14,6%) считают, что, соблюдая традиции и ритуалы, они тем самым доставляют радость своим близким (детям, родителям, родственникам), 2,2% — выражают свою принадлежность к народу и религиозной общности.
Полученные результаты показывают, что некоторые традиционные обычаи постепенно утрачивают свое значение в жизни современного уз-бекистанца и становятся второстепенными, необязательными для исполнения. Следует также отметить, что сельские жители стремятся соблюдать обычаи чаще, нежели городские.
Основная часть опрошенных (44,8%) важный смысл народных обычаев и традиций усматривает в том, что они сохраняют и питают жизнь народа, его самобытность. По мнению каждого пятого (21,6%), традиции объединяют людей в единый народ; 11,4% — обеспечивают и сохраняют преемственность поколений; 10,1% — управляют жизнью общества и обеспечивают его стабильность.
Во многих современных семьях существуют и свои собственные внутрисемейные традиции, которые способствуют укреплению семейных связей, делают отношения в семье более яркими и насыщенными. По признанию 43,6% респондентов, в их семьях есть подобные традиции (в 2002 г. — 43,9%). Менее трети всех опрошенных (30,6%) ответили, что в их семье нет своей, внутрисемейной традиции, а 25,8% респондентов затруднились дать ответ.
Выводы
Данные опросов свидетельствуют о том, что в узбекистанском обществе сложилось вполне конкретное и системное представление об основных функциях семьи в современной жизни. В общественном мнении усиливается тенденция повышения роли и значимости семьи.
Стабилизируется оценка возраста, желательного для создания семьи. В качестве наиболее оптимального возраста вступления в брак для мужчин, по мнению каждого второго респондента, является период 24— 25 лет, для женщин — 18—20 лет.
Большинство граждан отрицательно относятся к ранним и родственным бракам, основными причинами которых, по их мнению, являются стремление родителей оградить детей от влияния негативных сторон жизни современного общества, не-
достаточная медицинская грамотность населения, незнание отрицательных последствий таких браков, влияние этнических, родовых и местных обычаев и др.
Более современным и ответственным становится отношение вступающих в брак к здоровью будущих супругов. Абсолютное большинство опрошенных высказались за формирование медицинской культуры брака. Позитивным является тот факт, что большинство респондентов полностью согласны с тем, что молодым необходимо проходить медицинское обследование и обязательно информировать друг друга о состоянии своего здоровья.
В узбекистанских семьях в целом сохраняется традиционное распределение ролей мужчины-отца и женщины-матери. Тем не менее все больше опрошенных считают, что решения по важным вопросам семейной жизни должны приниматься отцом и матерью совместно, они же должны совместно воспитывать детей.
Полученные результаты позволяют говорить об изменениях, происходящих в традиционных репродуктивных установках населения Узбекистана, о постепенном переходе от многодетности к среднедетности. По мнению более половины опрошенных, наиболее оптимальное количество детей в семье — до трех. Вместе с тем сохранение традиции многодетности имеет значительные перспективы из-за большой устойчивости социокультурных представлений населения, особенно среди сельского населения.
Отношение граждан к вопросу планирования семьи и рождению желанного ребенка можно оценить как в целом весьма лояльное. Большинство согласны с тем, что планирование семьи в настоящее время необ-
ходимо, что оно дает возможность иметь здоровых и желанных детей, обеспечить им хорошие условия жизни и дать хорошее образование.
В Узбекистане наметилась тенденция гармонизации, улучшения внутрисемейных отношений. В ходе опроса было выявлено, что в сельских районах семейные ссоры и конфликты происходят реже.
В узбекистанском обществе важную роль в формировании духовности и нравственности продолжает играть махалля, этот важный институт социализации личности сохраняет свои позиции в общественном мнении населения республики.
Отношение к народным традициям выражается в стремлении людей выполнять определенные обряды и ритуалы, прочно вошедшие в национальную культуру быта. В то же время некоторые традиционные обычаи постепенно утрачивают свое значение и становятся второстепенными, необязательными для исполнения.
Таким образом, результаты социологических опросов общественного мнения показали, что семья как социальный институт и социальная ценность не утратила своего значения для населения страны. Поэтому не случайно в Узбекистане ведется постоянная работа по укреплению основ семейной жизни, развитию духовности и толерантности, формирующих уровень мировоззрения индивида, способного принять происходящие и предстоящие реформы.
The article by Rano A. Ubaidullayeva ""Family in Uzbekistan: Traditions and Modern Trends"' is based on the data of polls done in the Republic of Uzbekistan in 2002 and 2004. The aim of the survey is to evaluate the influence of ancestry in the country, objective changes in the development of Uzbek family, the functions of the latter, and the changes in the orientation of the population in this sphere.