Научная статья на тему 'Общество и семья в Узбекистане'

Общество и семья в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
188
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общество и семья в Узбекистане»

журналист М. Бодье, - в Киргизии отсутствует хоть сколько-нибудь сильная власть: правового государства и спокойной демократии, авторитарного президента или доминирующей внешней силы. Оставшись предоставленной самой себе, система может в любой момент качнуться в самом неожиданном направлении. Сегодня в стране превалирует это ощущение неустойчивого равновесия, к которому примешивается страх новой вспышки насилия». Аналогичным образом рассуждает И. Мурадян, считающий, что КР «нуждается в очень сильной экономической и военно-оперативной опеке» и перед ее руководством стоит задача сохранения целостности государства. По этой причине, считает А. А. Князев, какая-либо продуманная, выверенная внешнеполитическая стратегия отсутствует. Ее заменяет прагматичный, тактический подход, проявляющийся в «многовекторности» внешней политики и выражающий желание правящей политической элиты сохранять комфортное пространство для маневров во взаимодействии с внешним миром. «Все внешнеполитические шаги киргизского руководства, - подытоживает Князев, - свидетельствуют о твердом намерении продолжать искать выгоду в противоречиях между внешними игроками, демонстрируя полное отсутствие стратегического политического мышления, а обнаруживая лишь способность к сиюминутному прагматизму».

«Credo New», СПб., 2011 г., № 3, с. 212-267.

Рано Убайдуллаева,

академик АН Узбекистана,

директор Центра изучения общественного мнения ОБЩЕСТВО И СЕМЬЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Республика Узбекистан как независимое суверенное государство сегодня находится в преддверии 20-й годовщины. «Прошедшие годы стали для страны временем динамичного становления и развития, пользующихся поддержкой широких слоев населения, многообразных институтов гражданского общества... » Важное место в системе гражданского общества занимает социальный институт семьи, который можно рассматривать как качественное состояние общественного организма, производимое социальными действиями индивидов в рамках особой культуры. В этой связи хотелось бы отметить точку зрения известного ученого Ж.Т. Тощенко, который рассматривает гражданское общество в

аспекте «социологии жизни». По мнению ученого, гражданское общество надо определять как «совокупность определенным образом организованных исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, а также общечеловеческих ценностей, которыми люди руководствуются во всех сферах общественной жизни... Именно поэтому гражданское общество следует рассматривать через призму "феномена человека"». Данный опрос общественного мнения проведен в феврале 2011 г. и охватывает анализ результатов исследований в динамике за 2009 и 2011 гг. Выборочная совокупность составила около 4 тыс. респондентов из всех регионов страны.

1. Социальные ориентации и установки узбекистанских семей. Одна из основных задач исследования - выявить мнение и представление граждан страны об основных функциях семьи в жизни общества. Опрос показал, что представления узбекистан-цев за исследуемый период изменились незначительно: несколько снизилось количество граждан, считающих, что основная функция семьи заключается в воспитании молодого поколения. Это может свидетельствовать о том, что увеличивается процент населения, перекладывающего воспитательную функцию исключительно на образовательные учреждения. Однако показательно то, что население республики придает большое значение возрастающей роли семьи в укреплении стабильности и безопасности в стране.

Как показал опрос, незначительно возросло число опрошенных (с 46,8 в 2009 г. до 47,6% в 2011 г.), считающих, что семья придает уверенности в жизни. По мнению 38,3% граждан, основной функцией семьи в жизни человека является рождение и воспитание детей. За исследуемый период на 5,2% увеличилось количество респондентов, ответивших, что семья нужна для обеспечения человека в старости.

Одним из факторов, влияющих на создание гармоничной семьи, является возраст мужчины и женщины, вступающих в брак. В узбекистанском обществе усиливается тенденция роста числа граждан, считающих, что мужчины должны вступать в брак в более зрелом возрасте - 26-28 лет и старше. Сокращается число выбирающих более ранний возраст создания семьи мужчин -21-23 года и 24-25 лет (55 и 45,4% соответственно).

Почти одинаковое количество участников как из города, так и из села считают, что мужчине можно и нужно создавать семью в 24-25 лет. Несколько больше горожан (38,4%), чем сельчан (35,4%), ответили, что самый благоприятный возраст для вступле-

ния в брак - 26 лет и старше. Что касается наиболее желательного возраста вступления в брак для женщин, то отмечается явное его увеличение. Так, если в 2009 г. большинство респондентов (52,1%) сошлись во мнении, что наилучшим возрастом для замужества является интервал с 18 до 20 лет, то в 2011 г. граждан, ответивших таким образом, было на 13,2% меньше. Почти на 13,9% увеличилось количество опрошенных, считающих, что девушке лучше всего выходить замуж в возрасте от 21 до 23 лет. Незначительно возросло число респондентов, назвавших возраст 24-25 лет как наилучший для вступления женщин в брак.

Больше половины городских и сельских жителей считают оптимальным возраст вступления в брак для женщин 21-23 года (54,3 и 53,5% соответственно). Среди сельских жителей больше, чем среди городских, убежденных в том, что девушка должна выйти замуж в возрасте 24-25 лет. В общественном сознании граждан продолжает преобладать мнение о том, что молодые люди должны как можно лучше узнать друг друга, прежде чем они придут к важному и ответственному решению в своей жизни о вступлении в брак и создании семьи. Об этом свидетельствует увеличение числа респондентов (с 50,3 до 55%), считающих, что парень и девушка должны встречаться от полугода до года перед тем, как они придут к решению создать свою семью. Так, по мнению 27%, период предварительного знакомства должен быть не менее года, по мнению же 28% опрошенных - не менее полугода.

В современных условиях очень важна подготовка молодых людей к созданию семьи. 26,4% респондентов утверждают, что девочек к семейной жизни должна готовить мать. По мнению 15,9% участников опроса, за подготовку к браку сыновей ответственность несет прежде всего отец. Увеличилось на 2,4% количество людей, возлагающих решение задачи подготовки молодых людей к семейной жизни на школу и другие образовательные учреждения.

В Узбекистане существуют законодательные основы, обязывающие молодых людей пройти медицинское обследование перед вступлением в брак. Все опросы, проведенные в последние годы, показали, что граждане в абсолютном большинстве поддерживают данное положение закона. Результаты опроса 2011 г. свидетельствуют, что эта тенденция еще более усилилась. Анализ данных по полу и типу поселения выявил абсолютную идентичность во мнениях относительно необходимости прохождения медицинского обследования при вступлении в брак.

Результаты опроса показали рост убежденных, что при вступлении в брак решающий голос должен принадлежать родителям. Это свидетельствует о том, что традиция признавать авторитет родителей во всех вопросах, в том числе и в этом, в настоящее время по-прежнему широко распространена. Опрос зафиксировал изменения в отношении процедуры принятия решения о создании семьи во мнении граждан - узбеков и других коренных представителей народов Центральной Азии. Так, если в 2009 г. количество узбеков, утверждавших, что решающий голос в вопросе о создании семьи должен принадлежать родителям, был почти на 2% меньше числа респондентов-узбеков, отдающих право решающего голоса в пользу молодых (юношей и девушек), то в 2011 г. пропорции изменились, и проценты практически сравнялись. Исследование выявило прямо пропорциональную связь между возрастом респондентов и их позицией по вопросу, кому должно принадлежать решающее слово в процессе создания семьи.

В сознании многих поколений прочно утверждалось представление о том, что почитание родителей и старших - важный показатель культуры, морали и этики. Это положение укореняется и в сознании современного поколения узбекистанцев, о чем свидетельствуют результаты опроса: абсолютное большинство участников опроса (99,8%) придерживаются мнения, что необходимым условием для заключения брака является благословение родителей. Анализ полученных в ходе проведенного опроса данных в целом показал, что граждане, независимо от возраста, вероисповедания, материального положения и национальности, почитают своих родителей и прислушиваются к их мнению при создании семьи.

В процессе исследования изучался вопрос об отношении к брачному договору. Согласно ст. 30 Семейного кодекса Республики Узбекистан, брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации брака, так и в период брака. Почти на 1% уменьшилось количество респондентов, считающих, что брачный договор должен быть обязательно заключен до государственной регистрации, при одновременном увеличении на 5,9% сторонников более свободного подхода; брачные договоры могут заключаться по желанию будущих супругов. Социально-демографический анализ данного вопроса показал, что сторонниками брачного договора являются в основном граждане в возрасте 4059 лет, а также не соблюдающие строго религиозный образ жизни.

Опрос общественного мнения показал, что узбекистанцы дифференцированно подходят к решению вопроса об условиях,

необходимых для создания семьи. Каждый второй житель страны считает, что в первую очередь необходимо обеспечить материальную независимость молодоженов. На 4,9% снизилось по сравнению с предыдущим исследованием количество убежденных в том, что для создания семьи между молодыми людьми должна быть взаимная любовь. Почти каждый третий респондент (31,2%) решающим условием считает наличие у молодых людей крепкого физического здоровья и, главное, их способность родить здорового ребенка; количество таких респондентов возросло почти на 2%. По мнению каждого пятого опрошенного (21,6%), семью нельзя создавать, пока молодоженам не будет обеспечено постоянное отдельное жилье.

Таким образом, по мнению большинства граждан Узбекистана, семью можно считать состоявшейся и счастливой, когда в ней есть согласие, мир и покой, взаимопонимание и взаимоуважение, любовь и духовное родство (62,6%), а также когда достигнут материальный достаток, обеспечивающий хороший уровень жизни (25,3%). Каждый 11-й участник опроса ответил, что члены семьи счастливы, когда в семье есть дети (14,8%).

2. Репродуктивные установки и репродуктивное здоровье граждан. Опрос показал, что наметилась тенденция к усилению репродуктивных установок граждан. Больше половины населения страны полностью согласны с утверждением, что «...главный смысл и ценность семьи - в наличии детей». За последние два года этот показатель несколько повысился (с 45,6% в 2009 г. до 58,6% в 2011 г.). Дети были и остаются главной ценностью узбекистанской семьи. Этот вывод подтверждается и тем, что у 81,6% респондентов есть дети, он стабилен на протяжении нескольких лет. По мнению каждого третьего участника (36,9%), лучше всего родить и иметь в семье четверых и более детей. Увеличилось число респондентов, ответивших, что оптимальное количество детей в семье -трое. Что касается ответов, в которых встречается «двое детей», то их число сократилось на 8,7%. Каждый четвертый респондент считает оптимальным возраст женщины для рождения первого ребенка от 20 до 22 лет. Основным условием сохранения репродуктивного здоровья женщин является необходимость соблюдения временного интервала между родами. По медицинским показаниям он составляет не менее трех лет. Ответы респондентов, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что уровень осведомленности граждан Узбекистана в последние годы в этом вопросе значительно повысился.

Полученные результаты свидетельствуют о стабильной убежденности граждан, считающих, что решение вопроса о рождении очередного ребенка должно приниматься совместно обоими супругами. Данный показатель практически остался на уровне 2009 г. и составил 75,3%. Незначительно (на 0,9%) возросло число респондентов, закрепляющих исключительное право мужа в вопросе о рождении очередного ребенка.

Для одной трети граждан страны (32,6%) основным фактором, влияющим на рождение очередного ребенка, является желание иметь более одного; для 23% основным является материальный фактор. В 2009 г. материальный уровень семьи был решающим фактором для 18,6% респондентов. Повысился процент респондентов, для которых при решении вопроса о рождении очередного ребенка важно здоровье матери. Под репродуктивным здоровьем граждане Узбекистана в своем большинстве понимают способность матери родить здорового ребенка (48%). Каждый пятый опрошенный респондент назвал «здоровье матери и ребенка», в то время как здоровье отца ими не упоминается.

Репродуктивное право - это право на невмешательство в личную жизнь, что означает независимый репродуктивный выбор и оказание всех услуг в области охраны репродуктивного здоровья. Из числа ответивших, что им знакомо это понятие, 43% считают, что оно связано с правом человека на здоровье, 21,8 - с правом выбора родить или не родить, 15,1 - с планированием семьи, у 8,9% респондентов репродуктивное право ассоциируется с правом на бесплатное лечение. Выявлено также отношение граждан к вопросам планирования семьи. Согласно полученным данным, из года в год растет доля тех, кто оценивает планирование семьи как необходимую и позитивную меру, которая дает возможность иметь здоровых и желанных детей, обеспечить их материально, дать им хорошее образование.

Выросло количество участников опроса, позитивно относящихся к предохранению от нежелательной беременности. Так, уровень данного показателя возрос с 76,7% в 2009 г. до 81% в 2011 г. Выявлено отрицательное отношение к аборту: 40,4% участников опроса допускают аборты только в случае угрозы здоровью матери. Положительное отношение к абортам выразил каждый восьмой респондент.

3. Родители и дети, воспитание. Опрос показал, что 60,2% считают, что родители обязаны в первую очередь привить ребенку национальные традиционные ценности, приложить все усилия,

чтобы ребенок вырос хорошим человеком. По мнению 27,3% респондентов, воспитание детей заключается в подготовке их к будущей самостоятельной жизни, т.е. долг родителей - дать им хорошее образование или обучить ремеслу, привить здоровый образ жизни. Большинство респондентов (77,8%) считают, что воспитанием детей должны заниматься в равной степени оба родителя. Каждый седьмой респондент (14,6%) придерживается мнения, что воспитание детей - это исключительно забота матери, 5,4% - долг отца. Выявлен ранжированный ряд черт характера, которые, по мнению граждан, родители обязательно должны воспитывать в своих детях: трудолюбие, патриотизм, уважение к родителям (38,6%); человечность, щедрость, честность (19,6%); сообразительность, образованность, грамотность (18,7%); ловкость, предприимчивость, знание дела (15,6%); чистоплотность, правдивость, воспитанность, порядочность, здоровый образ жизни (15,7%); самостоятельность (8,1%); любовь и заботливость, доброта (7,9%); целеустремленность, настойчивость (7,2%); ответственность, дисциплина (2,8%); терпение (1,8%).

4. Взаимоотношения между членами семьи. В ходе исследования была выявлена структура семей, характерная для узбекистанского общества. Опрос еще раз подтвердил, что для Узбекистана характерна нуклеарная семья, т.е. семья, состоящая из двух родителей (отец и мать) и их детей (58,1%). Количество нуклеар-ных семей за последние два года снизилось почти на 5% при одновременном росте числа трехпоколенных семей, которые в структуре семьи занимают второе место (17,4%). По определению, трехпоколенный тип семьи - это семья, состоящая из родителей, детей и дедушки с бабушкой. За последние два года количественный показатель таких семей незначительно увеличился. Учитывая тот факт, что часть функций по воспитанию детей берут на себя пожилые люди, проживание с дедушкой и бабушкой можно рассматривать как положительный фактор формирования полноценного подрастающего поколения.

В подавляющем большинстве узбекистанских семей складываются хорошие взаимоотношения между ее членами (80,3%). Вместе с тем, если в 2009 г. пропорция между семьями с хорошими и удовлетворительными взаимоотношениями была 10:1 (т.е. на десять семей с хорошими взаимоотношениями приходилась одна семья с удовлетворительными взаимоотношениями), то в 2011 г. сложилась пропорция 5:1. Из общего числа опрошенных 42,5% ответили, что их семейные отношения строятся «на взаимоуваже-

нии, взаимопонимании, терпимости и духовном родстве», причем мнения женщин и мужчин по этому вопросу практически одинаковы. Каковы реализуемые и желаемые отношения главенства / подчинения в узбекистанских семьях? Как показал опрос, 80,5% респондентов признали, что в их семье главенство принадлежит отцу / мужу (патриархальный тип семьи). По словам каждого 12-го опрошенного (8,4%), в их семье роль главы принадлежит матери / жене (матриархальный тип семьи). Кроме того, почти в каждой 20-й семье главенство принадлежит людям старшего поколения (дедушкам и бабушкам).

По мнению абсолютного большинства опрошенных граждан (92,9%), в каждой семье обязательно должен быть глава семьи (патерналистский тип семьи). Сторонники консенсусного типа семьи (1,8%) считают: главы вообще не должно быть. Остальные 5,3% затруднились ответить. В качестве аргументации необходимости в семье главы 53,5% опрошенных выдвинули тезис о том, что «без главы семьи нет порядка». По мнению 22,2%, «в семье нужен непререкаемый авторитет, иначе все может закончиться конфликтом». Каждый седьмой (15,8%) выразил мнение, что «глава семьи необходим для разумного и расчетливого управления семейным бюджетом»; 8,5% выразили мнение, что глава семьи нужен для поддержания естественного авторитета мужчины.

Становление правового и экономического равноправия мужчин и женщин обусловило переход от авторитарной к демократической системе отношений внутри семьи. Это подтверждают и результаты опроса. Так, в 35,9% узбекистанских семей важные семейные решения принимаются согласованно мужем и женой, а в каждой девятой (10,8%) - всеми ее членами. Причем уровень этих показателей повышается. В 45,2% семей при принятии окончательного решения по важным вопросам, касающимся жизни всех и отдельных членов, окончательное слово остается за отцом / мужем. Уровень данного показателя снижается.

Одновременно было выявлено, что город оказался более демократичным в сравнении с селом, здесь важные семейные решения в 36,7% случаев принимаются согласованно матерью и отцом, мужем и женой. Для 26,4% первоочередным условием для построения прочной, счастливой и благополучной семьи являются духовные ценности, «материально-финансовое благополучие» важное условие для 27,4%, на третьем месте - взаимоуважение и терпимость (20%). Основные устои традиционного уважения к родителям, к старшим, которые являются главными национально-

культурными ценностями узбекского народа, остались незыблемыми.

* * *

Анализ результатов исследований выявил следующие тенденции: семья для абсолютного большинства узбекистанцев остается социально значимым институтом. Она не утрачивает своей ценности для населения и остается областью приложения усилий для достижения успеха в жизни. Представления узбекистанцев о ключевых функциях семьи изменились незначительно. Граждане видят основное предназначение и социальную функцию семьи в жизни общества в обеспечении и укреплении стабильности государства в целом. Обращает на себя внимание тот факт, что растет удельный вес граждан, считающих, что основная функция семьи заключается в воспитании гармонично развитого поколения. Одновременно население считает необходимым усиливать участие образовательных учреждений (школ, колледжей, лицеев, вузов) в воспитательном процессе.

Проведенные опросы общественного мнения выявили возникновение новых тенденций в отношении возрастного ценза молодых лиц, вступающих в брак и создающих семьи. Увеличивается процент населения, называющего оптимальным для бракосочетания более зрелый возраст как для мужчин (26-28 лет и старше), так и для женщин (21-25 лет). Все больше узбекистанцев приходит к мнению, что прежде чем вступить в брак, молодежь должна приобрести профессию, стать экономически самостоятельной. Приоритеты узбекистанцев в вопросах брака начали постепенно меняться. Несмотря на то что наибольшее количество респондентов продолжают считать, что самыми прочными и благополучными семьями являются созданные на основе взаимной любви, процент считающих так граждан понизился.

Из года в год растет доля граждан, оценивающих планирование семьи как необходимую и позитивную меру, которая дает возможность иметь здоровых и желанных детей, обеспечить их материально, дать им хорошее образование. Отмечен рост респондентов, убежденных в совместной ответственности супругов в вопросе планирования семьи. Все больше граждан считает, что наиболее существенные решения по важным вопросам семейной жизни должны приниматься отцом и матерью, которые совместно воспитывают детей. Так, по данным исследования, больше поло-

вины узбекистанцев (53,6%) предпочитают консенсусный тип семьи (важные для семьи решения должны приниматься совместно, муж и жена в равной степени ответственны за воспитание детей), в то же время 46,4% являются приверженцами традиционной для узбекистанцев патерналистской модели семьи (мужчина - глава семьи - принимает важные для нее решения, он - добытчик, а мать - хранительница семейного очага).

Данные опроса свидетельствуют о том, что представления граждан о статусе мужчины и женщины в семье практически не претерпели изменений. Как и прежде, в абсолютном большинстве семей (80,5%) считают, что отец / муж должен быть главой семьи, ключевые обязанности которого заключаются в ее материальном обеспечении, тогда как основные функции женщины - воспитание детей, выполнение домашней работы и определение нравственного климата в семье. Благодаря созданию за годы независимости условий для роста экономической самостоятельности женщин все большее их число занято предпринимательской деятельностью, что положительно влияет на рост доходов семьи и ее благополучие.

Проведенный опрос общественного мнения убедительно показал, что исторические, культурные ценности и самобытные традиции сохранились в узбекистанском обществе и передаются из поколения в поколение. По мнению граждан страны, возрождаемые духовные ценности, в том числе ценности семьи, рассматриваются как процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам народа. Политика поддержки института семьи, проводимая в Узбекистане, воспринимается с одобрением со стороны всех народов страны, поскольку она не носит ангажированного этнического характера, т.е. эта политика направлена на поддержку семьи, независимо от этнической принадлежности. Население всех социальных слоев, возрастов и национальностей в абсолютном большинстве (96,5%) одобряет и поддерживает стратегию главы государства по укреплению института семьи, особенно молодых семей, как важного условия сохранения мира и стабильности в стране.

«СоцИс: Социологические исследования», М., 2011 г., № 10, с. 88-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.