Научная статья на тему 'Многоженство в Узбекистане: распространенность и оценка'

Многоженство в Узбекистане: распространенность и оценка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1209
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Погребов Игорь Борисович

Igor B. Pogrebov bases his article "Polygamy in Uzbekistan: Critical Assessment" on the figures obtained during qualitative and quantitative surveys in Tashkent and the Tashkent region (polls and in-depth interviews). The author concludes that polygamy can be often witnessed in Uzbekistan, but does not enjoy general support and understanding. In the minds of the majority of people monogamy is the only possible form of family, though some do justify polygamy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polygamy in Uzbekistan: Critical Assessment

Igor B. Pogrebov bases his article "Polygamy in Uzbekistan: Critical Assessment" on the figures obtained during qualitative and quantitative surveys in Tashkent and the Tashkent region (polls and in-depth interviews). The author concludes that polygamy can be often witnessed in Uzbekistan, but does not enjoy general support and understanding. In the minds of the majority of people monogamy is the only possible form of family, though some do justify polygamy.

Текст научной работы на тему «Многоженство в Узбекистане: распространенность и оценка»

СОЦИОЛОГИЯ В СНГ

І/І.Б. Погребов МНОГОЖЕНСТВО В УЗБЕК/СТАНЕ: РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ / ОЦЕНКА

В рамках проекта "Вопросы гендерного равенства и гендерных стереотипов", подготовленного по программе Института Открытое Общество — Фонд Содействия, в Ташкенте и Ташкентской области в 2001 г. было проведено исследование по теме "Изменение положения женщин Узбекистана в 1990-е годы: причины и социальные последствия". Исследование охватило широкий круг проблем, связанных с семейной экономикой; профессиональным выбором и карьерой; проведением свободного времени в зависимости от пола; установками на планирование семьи; деятельностью институтов, защищающих права женщин, и т. д. Затрагивалась и такая проблема, как многоженство (точнее, двоеженство). Прежде чем рассмотреть данные, касающиеся распространенности и оценки этого явления, расскажем о методике исследования. Использовались количественные (опрос) и качественные (углубленные интерью) методы. На первом этапе были проинтервьюированы 15 респондентов, а затем полученный материал лег в основу разработки анкеты для массового опроса. Категории и количество опрошенных приводятся в табл. 1.

Квоты по выборке соответствовали представленным в табл. 1 кате-

гориям. Опрос проводился в достаточно распространенных в Узбекистане полных трехпоколенных семьях, в которых имелась супружеская пара (мать и отец), их не состоящие в браке дети в возрасте от 16 до 25 лет, свекровь и свекор. Такой выбор обусловлен тем, что тематика исследования требовала включения в анкету вопросов, связанных с внутрисемейными взаимоотношениями, в частности свекрови и невестки, родителей и детей и т. д.

Судя по полученным данным, практика заключения второго — не гражданского — брака довольно широко распространилась в последние годы, особенно среди зажиточных мужчин. 44% респондентов ответили, что они лично знают людей, которые заключили второй — религиозный — брак, не расторгая первого — гражданского (табл. 2).

Мужчины в этом вопросе гораздо более либеральны, чем женщины. 50% из них ответили, что такой брак вполне допустим или допустим при определенных обстоятельствах. Это и понятно, ведь второй брак — это второй брак для мужчины, но не для женщины!

ПОГРЕБОВ Игорь Борисович — кандидат социологических наук, эксперт Института Открытое общество — Фонд Содействия в Узбекистане.

Таблица 1

Категории и количество респондентов

Категории

Населенный пункт Количество

Незамужние женщины в возрасте 16—25 лет Ташкент 100

Замужние женщины в возрасте старше 30 лет Ташкент 130

Свекрови Ташкент 70

Неженатые мужчины в возрасте16—25 лет Ташкент 66

Женатые мужчины в возрасте старше 30 лет Ташкент 88

Свекры Ташкент 46

Незамужние женщины в возрасте 16—25 лет Ташкентская 100

область

Замужние женщины в возрасте старше 30 лет Ташкентская 130

область

Свекрови Ташкентская 70

область

Неженатые мужчины в возрасте 16—25 лет Ташкентская 66

область

Женатые мужчины в возрасте старше 30 лет Ташкентская 88

область

Свекры Ташкентская 46

область

Среди женщин "либерально" настроенных набралось лишь 30%. Нетерпимы к заключению второго брака чаще всего те, кто имеет собственный бизнес — 43%, наиболее непримиримыми противниками являются домохозяйки — 65%.

В шариате сказано, что мужчина может взять нескольких жен, если сможет их обеспечить. И он должен заявить об этом первой жене. У нас сейчас, может быть, девушки стали легкомысленными, но много таких, которые становятся вторыми женами (Свекровь, очень религиозная женщина, село).

Где вы видели мужчину, который бы водил в ресторан свою жену? Они обычно водят любовниц. Я знаю таких мужчин, которые зарабатывают большие деньги. Я их не осуждаю. По законам шариата муж-

чина может иметь 3—4 жен при условии, что может их обеспечить. Эти жены хорошо одеваются, богато живут, но у них камень на сердце. Пусть вы имеете тысячу новых вещей, дорогих серег и украшений, но они вам радости не принесут. Зачем вам это богатство, когда ваш муж спит с другой женщиной? (Замужняя женщина, село, 39 лет).

Основные обстоятельства, которые оправдывают заключение второго брака, по мнению респондентов, таковы:

• если мужчина может обеспечить обеих — 50,0%;

• при болезни, бесплодии, старости его первой жены — 31%;

• при согласии его первой жены — 21,2%;

Если первая жена не устраивает его как женщина — 10,7%;

Таблица 2

Знаете ли Вы лично людей, которые заключили второй — не гражданский, а религиозный — брак?, %

Категории респондентов

Всего Мужчины В том числе:

Городские Сельские Женщины В том числе:

Городские

Сельские

Женщины по образованию:

С незаконченным средним Со средним

С незаконченным высшим и высшим По уровню благосостояния в целом: Высокий и очень высокий Средний

Низкий и очень низкий

• если обеим женам будет хорошо — 4,2%.

У нас в махалле есть один мужчина, жена которого рожала только девочек. У них было шесть девочек. А он ездил на работу в Ташкент, и там нашел себе молодую жену и привез сюда, чтобы она родила ему сына. Он жил с обеими женами. Потом его жены забеременели одновременно. И его первая жена родила сына раньше второй жены. Первая жена, конечно, знала, что у мужа есть вторая жена, и вторая тоже знала про первую. Но ничего они поделать не могут. Сейчас у этого мужчины 12 детей от двух жен. Обе жены терпят, потому что детей надо кормить. Он живет то у одной, то у второй жены. Женщины терпят. Деваться некуда (Свекровь, село).

Да Нет Затруднились ответить

43,7 54,6 1,7

41,0 58,0 1,0

38,0 60,5 1,5

44.0 55,5 0,5

45,5 52,3 2,2

42,3 54,3 3,3

48,7 50,3 1,0

41,0 54,0 5,0

44,0 55,4 0,5

63,2 32,4 4,4

60,4 39,6 —

43,6 54,3 2,1

40,1 58,1 1,8

Мужчины несколько выше женщин ставят фактор материальной обеспеченности (53% против 47%), который, впрочем, для всех респондентов, является решающим (табл. 3, 4). Женщины гораздо больше мужчин склонны оправдывать заключение второго брака болезнями или физической немощью жены (43% против 22%), а также тем, что первая жена может не устраивать мужчину как женщина (15% против 7%). Зато для мужчин довольно важным обстоятельством является согласие первой жены (29% против 13%).

Религия не ставит женщин и мужчин в неравное положение. Люди должны уважать друг друга независимо от пола. Но некоторые мужчины неправильно истолковывают религию и думают, что они выше женщины. И начинают ис-

Таблица 3

При каких обстоятельствах мужчине допустимо брать вторую жену? (по полу и образованию), %

Варианты ответов ___________________Пол_________________Образование

Всего Мужчины Женщины Незакон- Среднее Незаконченное ченное

_____________________________среднее______________высшее

Если мужчина может обеспечить обеих 50,0 50,0 47,8 44,7 51,9 48,5

При болезни, бесплодии, старости его первой жены 31,9 31,9 42,6 22,4 31,8 43,9

При согласии его первой жены 21,2 21,2 13,1 18,4 20,5 27,3

Если первая жена не устраивает его как женщина 10,7 10,7 15,3 9,2 12,6 6,1

Если обеим женам будет хорошо 4,2 4,2 2,7 2.6 0,8

Другое 8,1 8,1 4,9 2,6 8,8 12,1

Затруднились ответить 6,5 6,5 4,4 14,5 5,4 1,5

пользовать это в своих целях. То же самое двоеженство. Мужчины делают это неправильно. Некоторые не могут обеспечить двух жен, но все равно заводят вторую жену. А это — не по религии. В религии сказано, что мужчина должен почитать женщину. Его мать — тоже ведь женщина! (Свекровь, очень религиозная женщина, село).

Женщин, которые становятся вторыми женами, оправдывают 34% мужчин и только 16% женщин, причем городские жители к такой практике несколько более терпимы, чем сельские (см. табл. 5). Не оправдывают женщин, становящихся вторыми женами, 50% мужчин и 70%

женщин, причем самыми строгими судьями являются свекрови (74%).

Основные причины, по которым осуждают женщин, становящихся вторыми женами, таковы:

• они разрушают другую семью — 42,2%;

• это приведет к скандалу с первой женой, к ее унижению — 18,3%;

• они — испорченные женщины — 17,0%;

• жена должна быть одна, иметь две жены — аморально — 11,5%;

• детям будет плохо — 10,7%;

• такой брак обречен на неудачу — 5,3%.

Приведенные данные показывают, что большинство считают единобра-

Таблица 4

При каких обстоятельствах мужчине допустимо брать вторую жену? (по роду деятельности), %

Варианты ответов Род деятельности

с е

з и е

ш “о ё ю ^ х

5 « 5 £ ) 5 к н 5 Ш р

о Ч’си р£ Э 2 \о

УО 1= ^ ^ 8 (п

я £* !£ § £ £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а |ё !£ I ь| | г

з о с ч: с \о

сб о с

Если мужчина может обеспечить обеих 60,2 52,4 50,0 46,6 44,4 52,3 36,6

При болезни, бесплодии, старости его первой жены 18,1 50,0 11,8 46,6 41,7 20,5 31,7

При согласии его первой жены 24,1 33,3 23,5 10,3 30,6 4,5 17,1

Если первая жена не устраивает его как женщина 8,4 7,1 5,9 24,1 5,6 9,1 14,6

Если обеим женам будет хорошо Если первая жена не может вести хозяйство 4,8 1,2 2,4 5,9 6,9 2,8 4,5 4,9 2,4

Другое 12,0 4,8 8,8 3,4 4,2 11,4 14,6

Затруднились ответить 7,2 2,4 14,7 1,7 5.6 11,4 7,3

чие единственно возможной нормой поведения, а практикующееся многоженство — аморальным и обреченным на неуспех. То, что основной причиной, по которой вторые жены осуждаются, является разрушение ими семьи (среди женщин почти 50% выбрали эту причину), свидетельствует, что сколько бы ни было разговоров о приемлемости многоженства "для богатых людей", такая модель поведения не может быть принята общественной моралью.

Естественно, что раз вторые жены посягают на один из основных институтов общества, они не могут встретить понимание и поддержку большинства. Отсюда их осуждение как "испорченных женщин". Тем не

менее, часть респондентов оправдывает вторых жен. При этом выдвигаются следующие причины:

• вторые жены также имеют право на счастье, хотят иметь семью — 19,5%;

• при условии, что у нее есть материальные трудности — 14,3%;

• если она вдова или разведена — 8,7%;

• при условии, что она любит мужчину — 6,1%;

• если она живет в согласии с первой женой — 5,6%.

Первый аргумент в оправдание вторых жен чаще высказывается образованными респондентами, для которых право этих женщин на счастье иногда перевешивает их посяга-

Таблица 5

Оправдываете ли Вы женщин, которые становятся вторыми женами?, %

Категории респондентов_____________

Всего Мужчины В том числе:

Городские Сельские Женщины В том числе:

Городские

Сельские

Незамужние 16-25 лет Замужние старше 30 лет Свекрови

По образованию в целом:

С незаконченным средним Со средним

С незаконченным высшим и высшим

По уровню благосостояния в целом: Высокий и очень высокий Средний

Низкий и очень низкий

Да Нет Затруднились ответить

23,1 61,9 15,0

33,8 49,5 16,8

37,0 47,0 16,0

30,5 52,0 17,5

16,0 70,2 13,8

17,3 68,7 14,0

14,7 71,7 13,7

21,1 66,3 12,6

15,3 70,9 13,8

10,0 74,3 15,7

19,0 64,5 16,5

24,1 62,3 13,6

25,0 56,1 18,9

29,7 57,7 12,6

23,8 62,9 13,3

21,1 62,1 16,8

тельство на институт семьи. Следует также добавить, что менее 2% респондентов упомянули о том, что институт многоженства оправдывается мусульманскими законами.

Итак, несмотря на то, что многоженство (точнее, двоеженство) стало достаточно часто встречающимся феноменом повседневной жизни, оно не находит всеобщей поддержки и понимания. В сознании большинства единобрачие — единственно возможная форма семьи. Разумеется, некоторые находят двоеженству объяснения и оправдания. Но, так или иначе, общественная мораль квалифицирует эти факты скорее как патологию, чем как норму. Этому способствует и воспитание, которое да-

ется девочкам. Так, лишь 4 девушки из 200 опрошенных (2%) ответили, что они согласились бы стать второй женой женатого мужчины, но "только при наличии любви".

Igor B. Pogrebov bases his article "Polygamy in Uzbekistan: Critical

Assessment" on the figures obtained during qualitative and quantitative surveys in Tashkent and the Tashkent region (polls and in-depth interviews). The author concludes that polygamy can be often witnessed in Uzbekistan, but does not enjoy general support and understanding. In the minds of the majority of people monogamy is the only possible form of family, though some do justify polygamy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.