СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
УЗБЕКИСТАНА 1 2
Латипова Н.М. , Ганиева М.Х. Email: [email protected]
1Латипова Нодира Мухтаржановна - профессор, кандидат социологических наук,
заведующая кафедрой;
2Ганиева Марифат Хабибовна - профессор, доктор социологических наук, кафедра социальной работы, Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье проанализировано понятие «религия» с точки зрения различных ученых. Рассматриваются вопросы соотношения молодежи и религии, уровня ее духовности и религиозного самосознания. Показано современное состояние религиозности молодых узбекистанцев, прослеживается влияние религиозного фактора на повседневную жизнь в современных условиях. Представлены данные, полученные в ходе проведенного в 2018 г. социологического исследования жизненных ценностей, нравственности, социальных ориентиров, в частности религиозных ориентаций молодежи. Исследование проводилось в контексте фундаментального многолетнего изучения ценностных приоритетов молодого поколения нашей страны. Ключевые слова: религия, религиозность, вера, конфессии, молодежь, общественное сознание, взгляды, религиозный экстремизм, обрядность, традиции, ритуалы.
RELIGION IN THE LIFE OF MODERN YOUTH OF UZBEKISTAN Latipova N^.1, Ganieva M.Kh.2
1Latipova Nodira Mukhtarzhanovna - Professor, Candidate of Sociology Sciences, Head of the Department;
2Ganieva Marifat Khabibovna - Professor, Doctor of Sociology Sciences, DEPARTMENT OF SOCIAL WORK, MIRZO ULUGBEK NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the concept of "religion " from the point of view of various scientists. The issues of correlation of youth and religion, the level of its spirituality and religious identity are considered. The current state of religiosity of young Uzbeks is shown, the influence of the religious factor on everyday life in modern conditions is traced. The data obtained in the course of a sociological study of life values, morality, social orientations, in particular, religious orientations of young people conducted in 2018 are presented. The study was carried out in the context of a fundamental long-term study of the value priorities of the young generation of our country.
Keywords: religion, religiosity, faith, faiths, youth public consciousness, views, religious extremism, ritualism, traditions, rituals.
УДК 297:1.323:39(575.1)
Изменения, происходящие в узбекистанском обществе в последнее время, переменили не только социальную реальность, но и духовный мир молодежи, которая практически в одночасье вынуждена была не просто приспособиться к новым стандартам жизни, межличностных отношений, но и с максимальной активностью влиться в них.
Как отмечает Президент Республики Узбекистан, молодёжь сегодняшнего мира -это крупнейшее по численности за всю историю человечества поколение, насчитывающее 2 миллиарда человек. Ключевая задача - обеспечить условия для самореализации молодёжи, создать заслон на пути распространения «вируса» идеологии насилия. Для этого надо развивать многостороннее сотрудничество в сфере социальной поддержки молодого поколения, защиты его прав и интересов, отметил Президент Узбекистана [1].
Молодые поколения вкладывают иной смысл в такие понятия, как вера, духовность, религиозность, традиции, обряды, каноны, нежели представители старших поколений. В силу большей информированности и свободы действий молодежь смотрит более демократично на те религиозные принципы, которые столетиями определяли мораль, нравственность и идеологию в нашей стране. И только в последние десятилетия периода демократизации произошло ментальное «раскрепощение» в понимании и следовании культурным и религиозным традициям [2, с. 481].
Процесс формирования молодежи происходит в социальной сфере, где установлены определенные идеалы, ориентиры, ценности. Немаловажное значение при этом имеет религия как один из факторов формирования общественного сознания. Процесс формирования личности происходит в социальной сфере, где установлены определенные идеалы, ориентиры, ценности. Религия играет немаловажную роль в жизнедеятельности и в поведении людей, а также является одним из факторов общественного сознания. Религия всегда служит, и служила человеку, она во все времена сеяла семена честности и порядочности, дружбы и уважения, милосердия и доброты.
Религия - производное от латинского слова religio. Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи, и в научных текстах, в публицистике и в художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое.
Существуют еще несколько определений религии, данных различными научными деятелями:
Религия - духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности [3].
Религия подразумевает выделение особой сферы (формы) общественного сознания, особого типа социальных связей и институтов в рамках целостной социальной системы», то под «религиозностью» понимается «воздействие религии на сознание и поведение как отдельных индивидов, так и социальных и демографических групп [4]
С точки зрения Э.Дюркгейма, религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, то есть к вещам особым, запретным, это система таких верований и обрядов, которые объединяют в единую моральную общину, называемою церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды» [5, с. 175-176]. Г. Зиммель, рассматривавший религию как универсальную модель человеческого взаимодействия. Своеобразие трактовки религии Г. Зиммелем заключается в том, что, будучи формой и способом социальной жизни, религия раскрывает свою природу за пределами социальной жизни [6, с. 546]. П.Л. Бергер: религия включает в себя набор установок, верований и действий, связанных с двумя типами опыта — опытом сверхъестественного и опытом священного» [7, с. 346].
Религия создает свою систему ценностей и норм в обществе и оказывает большое влияние на процесс социализации личности. Человек, попадая в уже сложившиеся отношения в конкретном обществе, начинает активно осваивать их для своего нормального функционирования. Усваивается это через социализацию - процесс усвоения человеком определенной системы
знаний, норм и ценностей, позволяющих существовать в качестве полноправного члена общества.
В этом контексте молодежь может рассматриваться лакмусовой бумагой охранительного традиционного потенциала общества в перспективе. Насущен вопрос о значимости религиозного персонального опыта для нового поколения россиян, носящего по «умолчанию» дополнять «более рационального». С другой стороны -«идеалы молодости - наиболее правдивые, чистые и светлые», для их сохранения «нужен компас - врожденное нравственное чувство» [8, с. 80].
Выявление отношения узбекистанской молодежи к религиозным ценностям, религиозному экстремизму и терроризму в контексте их жизненных стратегий и жизненных планов приобретает сегодня особую актуальность. Эта актуальность связана как с повышенным динамизмом сегодняшних социальных процессов, так и с их содержанием.
В связи с этим необходимо отметить исследование Центра изучения Ижтимоий фикр с 1998-2019гг. проводят исследование на тему «Молодежь Узбекистана: жизненные ценности, нравственность, социальные ориентиры»[9]. В данном контексте в исследовании обращено внимание на изучение отношения молодежи к религии, уровня ее духовности и религиозного самосознания, убеждения, связанные с пониманием угроз общественной безопасности от терроризма и религиозного экстремизма, являются важными аспектами мониторинга общественного мнения среди молодежи.
Социологический опрос проведен в г. Ташкенте, Республике Каракалпакстан и во всех вилоятах республики. Всего опрошено 1100 респондентов, в том числе городского населения - 559 чел. (50,8%) и сельского 541 чел. (49,2%), мужчин -556 чел. (50,5%), женщин - 544 чел. (49,5%). Национальный состав опрошенных: узбеки - 91,4%, каракалпаки - 1,4%, национальности Центральной Азии - 6,1%, русские - 0,4%, другие - 0,7%.
Возрастная структура опрошенной молодёжи: 14-15 лет - 11,3%, 16-17 лет -12,9%, 18-19 лет - 13,8%, 20-24 лет - 31,9%, 25-29 лет - 30,1%.
Уровень образования респондентов: неполное среднее - 25,6%, среднее - 11,5%, среднее специальное - 53,8%, незаконченное высшее - 3,4%, высшее - 5,7%.
В исследовании уделено внимание выяснению отношения молодежи к религии. Было выявлено, что в общественном сознании молодых людей отсутствует повышенный интерес к религиозному образу жизни. Почти каждый второй молодой узбекистанец ответил, что верит в Бога, но религиозный образ жизни его не привлекает - 41,0% (в 2017 г. 53,7%). Увеличилось число молодых людей 33,8% (в 2017 г. 15,6%), которые верят в Бога, и религиозный образ жизни их привлекает.
14,0% - верят в Бога, но безразлично относятся к религиозному образу жизни (в 2017 г.16,1%), кроме этого среди опрошенных 2,7% (в 2017 г. 6,2%) верят в Бога, но отрицательно относятся к религиозному образу жизни. Не верят в Бога и к религии совершенно безразличны 1,0%(в 2017 г.1,3%). Истинно религиозными людьми и ведущими сугубо религиозный образ жизни себя считают около 2,2% (в 2017 г. 1%) опрошенных.
Таким образом, опрос показал, что в условиях актуализации вопроса борьбы с религиозным экстремизмом молодежь проявляет в целом взвешенное отношение к религии (рис. 7).
Я верю в Бога, религиозный образ жизни меня привлекает
Я верю в Бога, но я безразлично отношусь к религии
Я верю в Бога, и религиозный образ жизни меня привлекает
Я верю в Бога, но я отрицательно отношусь к религиозному образу...
Затрудняюсь ответить
Я религиозный человек, веду строго религиозный образ жизни
Я не верю в Бога, к религии совершенно безразличен
41,0
Рис. 1. Самооценка молодежью отношения к религии, %
Исследование показало, что это сбалансированное отношение молодежи к религии не зависит от места обучения, пола или места проживания.
Одним из косвенных индикаторов интереса к религии могут выступать разговоры в семье на религиозные темы. Сравнительный анализ с прошлыми опросами показал, что уменьшилось число тех, кто не ведет беседы на религиозные темы в семье.
Юноши чаще «иногда» и «редко» беседуют на религиозные темы, чем девушки. Девушки чаще, чем юноши разговаривают на данные темы. Факт довольно частого обсуждения религиозных тем девушками может быть объяснен тем, что религиозные предписания могут интерпретироваться как возросший в последнее время интерес к религии и их ролевых функций в семье.
Чаще не разговаривают на религиозные темы 20-29-летние (74,5%). Это подтверждается тем фактом, что респонденты с высшим образованием (76,0%) и те, кто учится в вузе (78,0%).
Как видно, религиозные темы редко становятся предметом обсуждения молодых людей в ближайшем окружении.
Предметом содержания бесед на религиозные темы являются мусульманство 73,6%, смысл жизни 61,0%, религии мира 27,8%, религиозный экстремизм 10,8%.
Знание религиозных норм может выступать еще одним индикатором отношения к религии. Проведенное исследование позволило выявить мнение молодых людей относительно своих знаний об исламских нормах, регламентирующих жизнь мусульман. Так, абсолютное большинство молодых респондентов считают, что они недостаточно знают эти нормы, проявляя осведомленность лишь об отдельных требованиях на уровне быта 76,7%. На отсутствие знаний указало 15,7% участников исследования, а на достаточное знание только 7,6%.
Таким образом, исследование выявило, с одной стороны, адекватную самооценку молодежью уровня своих религиозных знаний, а с другой стороны, необходимость проведения просветительской работы об истинных исламских нормах с целью предотвращения распространения заведомо искаженной религиозными экстремистами информации. Сравнительный анализ показал, что увеличилось число молодых людей, не знающих об исламских нормах, регламентирующих жизнь мусульман (с 15,7% до 23,1%).
В исламе существует специфическая обрядность, связанная с религиозными отправлениями и праздниками. Обряды и праздники составляют неотделимую часть и являются одним из главных атрибутов ислама, без которых нельзя представить эту религию [9].
Отказ от ответа
Хотя я верю в Бога, в мечеть хожу очень редко
Вообще не хожу в мечеть
Хожу не регулярно, когда есть время, обычно на праздничные или...
Ежедневно, хожу только на один намаз | 0,9 Ежедневно, хожу на все молитвы | 1,3 Затрудняюсь ответить | 0,4
26,6
И1,7
28,6
Рис 2. Распределение ответов на вопрос «Ходите ли Вы в мечеть?», %
Итак, для молодежи страны свойственно нерегулярное посещение мечети, в основном во время пятничных или праздничных молитв, или ритуальных мероприятий.
Другим действием, составляющим поведенческий компонент отношения к религии, является посещение святых мест, имеющихся в Узбекистане. В целом мнения молодых людей о посещении святых мест разделились следующим образом - большинство респондентов 54,7% (в 2017 г. 68,2%) посещали святые места, имеющиеся в Узбекистане, каждый второй участник исследования 45,3% (в 2017 г. 31,8%) не был в святых местах, но желают их посетить.
Подводя итоги анализа результатов отношения к религии молодежи Узбекистана, необходимо отметить, что в целом наблюдается довольно взвешенное, адекватное отношение молодежи к религии как с точки зрения когнитивного, так и с точки зрения поведенческого компонента.
Проведенное исследование позволило выявить отношение молодежи к религиозному экстремизму. На вопрос: «Знаете ли Вы что-либо о деятельности так называемой ИГИЛ?» участники исследования ответили, что знают - 23,1% (в 2017 г. 29,7%) что кое-что слышали и 31,4% (в 2017 г. 38,9%) что не знают.
Большинство респондентов знающих о деятельности религиозных экстремистов относятся к ним отрицательно -57,1%. Лишь 1,0% (в 2017 г. 0,1%; в 2015 г. - 0,4%) выразили свое безразличие к деятельности этих групп, 0,3% (в 2017 г. 0,7%; в 2015 г. - 0,5%) затруднились ответить.
При этом молодые участники опросов выразили о них свое определенное мнение. 80,5% считают их стремящимися к власти людьми под лозунгом ислама, 74,8% опрошенных считает их врагами Узбекистана, 64,3% думают, что они вооруженные бандиты, воющие против своего народа. Каждый третий опрошенный (35,7%) считает, что это религиозные экстремисты. Лишь 0,5респондентов указали, что их следует считать настоящими мусульманами и защитниками ислама.
Абсолютное большинство молодежи Узбекистана убеждено, что деятельность религиозных экстремистов несёт угрозу спокойствию народа и
стабильности страны - 65,9%, 29,7% считают, что «возможно несет», 1,2% думают, что «не несет»
В качестве мер, которые могут оградить нашу молодежь от чуждых стране идеологий, большинство опрошенных указало на необходимость улучшения воспитания в семье 75,3% (в 2017г. 72,5%; в 2015 г. - 81,3%), обратить внимание на создание условий для разнообразного досуга молодежи 58,4% (в 2017 г. 41,9%; в 2015 г. - 48,4%), усиление духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях 57,3% (в 2015 г. - 49,9%), усиление патриотического воспитания в учебных заведениях 55,5% (в 2017г. 65,7%;в 2015г. - 76,7%), обратили внимание на улучшение материального положения молодежи 43,5% (в 2017 г. 41,0%) респондентов.
41% указали на повышение эффективности работы махалли в воспитании молодежи 2017 г. 40,2%; в 2015 г. - 44,5%), на усиление духовно-нравственного воспитания в вузах 36,4% (в 2017 г. 29,1%; в 2015 г. - 26,8%), каждый пятый опрошенный 19,3% (в 2017 г. 18,3%) считает, что необходимо более откровенно поднимать и раскрывать острые гражданские проблемы, подчеркнули стимулирование гражданской активности молодых людей 20,2% (в 2017 г. 14,7%; в 2015г. - 8,2%).
Отношение к терроризму у абсолютного большинства опрошенных отрицательное - 96,8% (в 2017г. 96,2%; в 2015 г. - 92,9%).
Опрос выявил, что каждый второй опрошенный молодой человек (38,6%) (в 2017 г. 42,5%) считает, что террористы преследуют корыстные цели и пытаются захватить власть и построить религиозное государство так называемый «халифат». Почти половина опрошенных (43,2%) выбрали отрицательный ответ, 18,2% (в 2017 г. 25,8%) не смогли определиться с ответом.
Сегодня, как видно из данных социологических исследований, можно наблюдать повышенный интерес к вопросам религии. Вера для молодых людей приобретает многозначный смысл: это и знак групповой принадлежности, и эстетическое занятие, и высшая духовная потребность.
В заключение мы можем сделать вывод о том, что исследование выявило, что общественному сознанию молодежи Узбекистана не свойственен повышенный интерес к религиозному образу жизни. Молодые люди обращаются к религии, в первую очередь, с точки зрения ее компенсаторной функции, видят в ней в большей степени основу нравственности, хранительницу национальных традиций и культуры.
Список литературы /References
1. Выступление Президента Республики Узбекистан на 72 сессии Ассамблеи ООН 19 сентября 2017 года.
2. Ивлева М.Л., Курилов С.Н., Россман В.И. Религиозные ценности глазами молодежи: опыт социологического исследования. 2018. Vol. 18. № 3 481-493 Вестник РУДН. серия: социология http://journals.rudn.ru/sociology. С. 481.
3. Религия // Толковый словарь русского языка. [Электроннйы ресурс]. URL: http://formaslov.ru/религия. Трубецкой С.Н. Религия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт Петербург, 1899. Т. 26А. С. 539-544; Забияко А.П. Религия // Энциклопедия религий / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красикова, Е.С. Элбакян. Москва: Академический проект, 2008. С. 1069-1073.
4. Угринович Д.М. Введение в религиоведение: 2-е изд., доп. Москва: Мысль, 1985.
5. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Литология: пер. с англ., нем., фр. / сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. Москва, 1998. С. 175-176.
6. Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. Москва, 1996. С. 545-06; Зиммель Г. К вопросу о гносеологических истоках религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. Москва, 1996. С. 606-618.
7. Бергер П.Л. Религиозный опыт и традиция // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. Москва: Аспект Пресс, 1996. С. 339-364.
8. Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе Социологические исследования. № 12. Декабрь, 2009. С. 77-84.
9. Латипова Н.М. Особенности влияния национальных традиций на семью. Проблемы современной науки и образования. Москва, 2016. № 26 (68). С. 109-112. DOI: 10.20861/2304-2338-2016-68 Импакт-фактор РИНЦ: 1,52.