Научная статья на тему 'Отношение современной молодежи к религии'

Отношение современной молодежи к религии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7930
655
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ / БОГ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / MODERN YOUNG PEOPLE / ATTITUDE TO RELIGION / GOD / RELIGIOUS RITES / MORAL IDEAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бражникова Антонина Николаевна

Отношение современной молодежи к религии рассматривается как уровень знания содержания религии и степень ее личностного принятия. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что, несмотря на рост религиозности у молодых людей наблюдается стихийный характер приобщения к ее обрядам, а также несформированность представлений о религиозной вере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude of the modern youth to religion

Attitude of young people to religion is considered as a level of knowledge of religion gist and degree of its personal acceptance. The results of empirical study proved the fact that in spite of growth of religiousness among young people the spontaneous character of familiarization with its ceremonies both with non-maturity of religious faith views are being noticed.

Текст научной работы на тему «Отношение современной молодежи к религии»

воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С. 28-31.

4. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие / В.Е. Гмурман. - 12-е изд., перераб. - М. : Высшее образование, 2007. - 478 с.

5. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учеб. пособие для вузов физ. культуры / В.П. Губа [и др.]. - 2-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.

6. Дворкин, Л. С. Физическое воспитание студентов : учебное пособие / Л.С. Дворкин, К. Д. Чермит, О.Ю. Давыдов ; под общ. ред. Л.С. Дворкина. - Ростов-на-Дону : Феникс ; Краснодар : Неоглори, 2008. - 700 с.

7. Демьяненко, Ю. К. Опыт мониторинга физической подготовленности ежегодного пополнения армии и флота / Ю.К. Демьяненко, В.П. Гилев, П.В. Пупков // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 7. - С. 29.

8. Козлов, И. С. Методика развития общей выносливости у студентов нефизкультурных вузов / И. С. Козлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 30-34.

9. Литвинов, Е. Программа по физическому воспитанию / Е. Литвинов, А. Шле-мин // Спорт в школе. - 2006. - № 22. - С. 3-4.

10. Михайлина, Т. М. Элементы теории вероятности и математической статистики : учеб. пособие для высш. учеб. заведений физ. культуры / Т.М. Михайлина. - Краснодар : [б.и.], 2004. - 164 с.

11. Полухин, Е.А. Организация физической подготовки с профессиональноприкладной направленностью курсантов морских училищ с учетом особенностей плавательной практики (на примере инженеров-судоводителей) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Полухин Евгений Александрович ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лес-гафта. - Л., 1987. - 24 с.

12. Семенов, Л.А. Содержание и нормативные основания оценки физической подготовленности при проведении мониторинга / Л. А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 6. - С. 16-20.

13. Сирис, П. З. Темпы прироста физических качеств - фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена / П.З. Сирис // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 4. - С. 9-22.

14. Чернышенко, Ю. К. Результаты мониторинга физического состояния учащихся г. Краснодара в 2005-2006 учебном году / Ю.К. Чернышенко, Т. А. Банникова ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2006. - 213 с.

15. Шафран, Л. М. Теория и практика профессионального психофизиологического отбора моряков / Л.М. Шафран, Э.М. Псядло. - Одесса : Фенікс, 2008. - 292 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 159.9.072

ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К РЕЛИГИИ

Антонина Николаевна Бражникова, кандидат психологических наук, доцент, Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского (БГУ)

Аннотация

Отношение современной молодежи к религии рассматривается как уровень знания содержания религии и степень ее личностного принятия. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что, несмотря на рост религиозности у молодых людей наблюдается стихийный характер приобщения к ее обрядам, а также несформированность представлений о религиозной вере.

Ключевые слова: современная молодежь, отношение к религии, Бог, религиозные обряды, нравственный идеал.

ATTITUDE OF THE MODERN YOUTH TO RELIGION

Antonina Nikolaevna Brazhnikova, the candidate of psychological science, senior lecturer, Bryansk State University named after the academic Petrovsky

Annotation

Attitude of young people to religion is considered as a level of knowledge of religion gist and degree of its personal acceptance. The results of empirical study proved the fact that in spite of growth of religiousness among young people the spontaneous character of familiarization with its ceremonies both with non-maturity of religious faith views are being noticed.

Keywords: modern young people, attitude to religion, God, religious rites, moral ideal.

В наши дни, когда социальная действительность, характеризуется ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни - утратой, вызванной потерей веры в справедливость, добро, милосердие в людей и себя, в «нормальные человеческие отношения», роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает. Обосновывая реальность и ценность религиозной жизни для человека, многие отечественные и зарубежные психологи [1-10] сходятся во мнении о том, что религиозная вера, есть психологический феномен, присущий человеку от рождения и указывающий путь к нравственному и духовному самосовершенствованию. В свою очередь

Н.Г. Дебольский убежден, что существование Бога и Его образа в человеке свидетельствует о его нравственности [6, с.49 ].

Интересным и перспективным, на наш взгляд, является исследование отношения к религии современной молодежи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и т.д..

Целью статьи является исследование отношения к религии современной молодежи, уровень знания содержания религии и степень ее личностного принятия.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

МЕТОДИКА И ЕЕ ОПИСАНИЕ

Приблизиться к глубинам «религиозного опыта и видения» характеризующим степень религиозности сложно и религиозность как переживание, чувство уходящее корнями «в глубину бессознательного» недоступно «объективным» методам исследования. Но можно и нужно исследовать особенности проявления субъективного отношения к религии, используя такие методы как наблюдение, опрос, анкетирование.

Для исследования отношения современной молодежи к религии нами была разработана специальная анкета, включающая следующие вопросы:

1. Что такое религия? 2. Почему в мире существуют разные религии? 3. Кто есть (такой) Бог? 4. Верите ли Вы в Бога? 5. Посещаете ли Вы религиозный храм (церковь, синагогу, мечеть)? Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)? . 6. Почему вы ходите в церковь? 7. Что дает Вам вера в Бога?

При обработке полученных данных определялись основные компоненты, раскрывающие отношение к религии: а) когнитивный компонент, связанный со знанием основных понятий характеризующих религию их разграничением, пониманием; б) мотивационно-оценочный компонент, отражающие личностно значимые мотивы отношения к Богу и различным религиям и; в) поведенческий компонент - степень участия в религиоз-

ных обрядах. Использовался метод контент-анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании приняли участие 732 человека - представителей православной христианской религии.

Прежде всего, нам необходимо было выяснить, как молодые люди понимают само понятие «религия». В ответе на вопрос Что такое религия? были выделены следующие категории:

Результаты ответа на вопрос Что такое религия? Показали, что большинство молодых людей исследуемой выборки 72,4% религию связывают с верой в Бога и существование божественных сил, другими словами признают факт существования Бога. Не смогли ответить на данный вопрос 12,43% респондентов исследуемой выборки, что свидетельствует о низком уровне знания, а точнее отсутствии представления о содержании религии у данной выборки испытуемых. в свою очередь 11,08% выборки характеризуют религию как «исторически возникшую часть культуры, общества, форму общественного сознания, мировоззренческую позицию, степень связи с разумной энергией (Бог не упоминается)» и для 4,09% выборки религия выступает как «средство манипуляции».

Грановская Р.М. в своей книге «Психология веры» [3] показывает, что каждая из Мировых религий сохраняя свой особый характер, внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. В этой связи для нас представляет интерес, как молодые люди обосновывают существование различных религий, а также как они относятся к другим религиям.

В результате анализа данных на вопрос: Почему в мире существуют разные религии? были выделены три категории:

Категория «А» - чаще всего апелляция идет к существованию разных народов и национальностей, а так же с культурно - историческими и социально психологическими особенностями формирования разных народов и национальностей разных традиций и представлений о Боге, это 78,46% исследуемой выборки.

Категория «Б» - негативная оценка, основной мотив заключается в том, в рамках одной религии невозможно всем пробраться к власти, а желающих много - 1,14% исследуемой выборки.

Категория «В» затруднились ответить на поставленный вопрос 19,75% исследуемой выборки. Это свидетельствует о несформированности когнитивного компонента в отношении к религиям, исследуемой выборки.

Во всех религиях Бог выступает как высшая ценность, как самое желанное благо. Следующий вопрос позволил выяснить представление молодых людей о Боге, понимание его сущности и назначения, а также осознание психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Данные ответов на вопрос: Кто есть (такой) Бог? свидетельствуют о том, что значительная часть молодых людей, 67,93% исследуемой выборки, в Боге видят основного творца, разумного хозяина, хранителя, покровителя, помощника, спасителя души. Другими словами способны признать факт зависимости человека от Бога. Лишь небольшая часть респондентов 2,04% отрицают существование Бога. Не знают, затруднились ответить на данный вопрос 30,03% испытуемых. В свою очередь ни один из респондентов исследуемой выборки не указал на Бога как на нравственный идеал, служащий образцом нравственного совершенства. Следовательно, не видят психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Поскольку отношение к религии связанно с верой в Бога, (предполагающей признание существования реального Бога, как источника религиозной веры), испытуемым предлагалось ответить на вопрос: Верите ли Вы в Бога? Ответы респондентов распределились следующим образом: 14,73% испытуемых считают, что не верят в Бога. Доста-

точно высока доля молодых людей 72,72% исследуемой выборки, которых можно назвать верующими, поскольку верят в Бога. В свою очередь доля сомневающихся в своей религиозной вере составляет 6% выборки. Не смогли ответить на данный вопрос 6,55% испытуемых исследуемой выборки.

Как известно, вера в Бога предусматривает соблюдение религиозных обрядов и праздников, посещение религиозного храма, и т.д. ... Исследованию выполнения так называемых внешних действий характеризующих отношение к религии молодых людей были направлены следующие вопросы: Соблюдаете ли Вы религиозные праздники и обряды? Посещаете ли Вы религиозный храм (церковь, синагогу, мечеть)? Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)?

Результаты ответа на вопрос: Соблюдаете ли Вы религиозные праздники и обряды? свидетельствуют о том, что 48,85% исследуемой выборки, считают, что соблюдают религиозные праздники и обряды, стараются соблюдать религиозные праздники и обряды 23,86% респондентов, редко, иногда соблюдают религиозные праздники и обряды, 27,28% респондентов.

Ответы на вопрос: Посещаете ли Вы религиозный храм (церковь, синагогу, мечеть)? Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)? свидетельствуют о том, что 23,07% всей выборки испытуемых не посещают религиозный храм. Без ответа вопрос о посещении религиозного храма оставили 4,2%. Положительно ответили на поставленный вопрос 72,73% респондентов. Делают это на главные церковные праздники 9,07% испытуемых. Считают, что редко посещают религиозный храм 79,25% респондентов. Не смогли определиться с частотой посещения религиозного храма 7,14% всей выборки.

Анализ данных свидетельствует о том, что молодые люди в основном стремятся соблюдать религиозные обряды и стараются принимать участие в религиозных праздниках, однако редко посещают религиозный храм. Это на наш взгляд связано с возрождением роли религии в современной России и как следствие возрастающий интересе молодых людей к религиозным традициям и обрядам с одной стороны и стихийным приобщении современной молодежи к религии ее традициям и обрядам с другой.

Стимуляцией, побуждением к деятельности выступают мотивы и мотивация. В этой связи особый интерес представляют основные мотивы, побуждающие молодых людей посещать религиозный храм?

В ответе на вопрос: Почему вы ходите в церковь? были выделены следующие категории:

Категория «А», это такие варианты ответов как «чтобы почувствовать очищение, спокойствие, поддержку и т.д.». Основной мотив условно назовем «психотерапевтическим». На данный мотив указали 49,12% исследуемой выборки.

Категория «Б», это такие варианты ответов как «чтобы поставить свечку и помолиться за себя и близких» доминирует мотив заботы о себе и ближнем, условно назовем «нравственно-психологическим». Данный мотив выделили 24,46% респондентов.

Категория «В» - ходят в церковь, потому что считают себя религиозными людьми 8,77% всей выборки испытуемых. Доминирует мотив религиозной обязанности.

Категория «Г» - ходят в церковь, чтобы стать ближе к Богу, 7,84% всей выборки испытуемых. Основной мотив - религиозная потребность стремление к общению с Богом, познание Его умом и сердцем.

Категория «Д» - «все ходят, и я хожу» 9,76% всей выборки испытуемых. Основной мотив можно обозначить как стереотип поведения «не выделяться из толпы».

Анализ полученных данных по мотивационным целям, позволил так же определить степень выраженности, степень личностного принятия религиозной веры молодыми людьми и выявить следующие типы религиозности. К типу внешней религиозности мы отнесли тех испытуемых, для которых религия лишь способ достижения личностных це-

лей, это (49,12%) выборки категории «А», так же 9,76% выборки категории «Д», ориентированных на общепринятый образ жизни. К типу молодых людей с внутренней религиозной ориентацией мы отнесли (7,84%) выборки, категории «Г», которые стремятся стать ближе к Богу познать Его умом и сердцем. И к так называемой личной, (объединяющей два выше названных) типа религиозности, мы отнесли 33,01% выборки категории «Б» для которых религия выступает и как средство - забота о ближнем и категории «В» считающих себя религиозными людьми.

Вера не возможна без оценки предмета веры. У каждого человека свое мнение о Боге и свой взгляд на роль, и значение религии в их жизни. В этой связи испытуемым предлагалось ответить на вопрос: Что дает Вам вера в Бога? В ответе на данный вопрос были выделены следующие категории, характеризующие различные аспекты значения религии в жизни молодых людей:

Категория «А» - это такие варианты ответов как «вера в Бога дает мне надежду, силу, моральную и духовную поддержку, помощь, внутреннее спокойствие, любовь, душевное благополучие и т.д.». Основной акцент делается на нравственнопсихологическом аспекте религии. Это 61% исследуемой выборки.

Категория «Б» это такие варианты ответов как «уверенность в не случайность происходящего в мире, объяснение явлений, не подлежащих научному мировоззрению, истинность» - 6% респондентов. Акцент сделан на когнитивном аспекте религии.

Категория «В» «не знаю, без ответа» - 33% исследуемой выборки. Неопределенная позиция относительно роли религии в жизни респондента.

Следовательно, несмотря на бессознательное, инстинктивное стремлении к Богу и религиозной вере, недостаточный уровень знания содержания религии привели к неспособности осознания роли религии в жизни данной выборки испытуемых. Выделяя нравственно-психологический и психотерапевтический аспекты религии, большинство молодых людей, в виду несформированности представлений о религии не способны объяснить значимость религии в их собственной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наши дни роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает. Все большее внимание уделяется религиозному мировоззрению личности и ее влиянию на улучшение общественной, индивидуальной жизни и психического здоровья человека. Признавая религиозную веру психологическим феноменом, присущим человеку от рождения многие отечественные и зарубежные ученые указывая на реальность и ценность религиозной жизни для человека, видят в ней системообразующий ориентир в организации и упорядочении психики человека в нравственном становлении личности и совершенствовании общества.

Эмпирическое исследование показало, что религия, как продукт естественных желаний и воображения, как проявление субъективного переживания играет значительную роль в жизни современной молодежи. Однако, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и обрядам, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Мы отдаем себе отчет в том, что исследования в других регионах, возможно, дадут другие результаты, однако, было бы абсолютно неверным отрицать, что, возрастающая потребность в религии и росте религиозности в современном обществе, сказывается на отношении молодых людей к религии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология : конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. - М. : Флинта, 2000. - 85 с.

2. Бражникова, А.Н. Психология нравственности профессионала : учебное пособие / А.Н. Бражникова - М. : Изд-во «Университетская книга», 2009. - 432 с.

3. Грановская, Р. М. Психология веры / Р.М. Грановская. - СПб. : Речь, 2004. -

373 с.

4. Дебольский, Н.Г. Философские основы нравственности / Н.Г. Дебольский. -СПб. : Типогр. Импер. акад. наук, 1880. - 115 с.

5. Зенько, ЮМ. Психология религии / Ю.М. Зенько. - 2-е изд., испр. и доп. -СПб. : Речь, 2009. - 552 с.

6. Фаворов, Н. Что такое христианская нравственность / Н. Фаворов. - М. : Изд-во св. Игнатия Ставропольского, Храм Сошествия Святого Духа, 2003. - 221 с.

7. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культура. - М. : Ренессанс, 1991. - С. 17-65.

8. Фромм, Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр ; пер. с англ. А. А. Яковлева. М. : Политиздат, 1990 [Электронный ресурс ] // http://www.textfighter.org/raznoe/Psihol/Fromm_PsRel/biblioteka_ fromm_e_psihoanaliz_i_religiya.php. - Дата обращения 27.09.2011.

9. Шлейермахер, Ф. Речи о религии к образованным людям и ее презирающим / Ф. Шлейермахер. - М. : Алетейя, 1994. - 432 с.

10. Юнг, К.Г. Психология и религия. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М. : RENAISSANCE, 1991. - 304 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378.4

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Альбина Евгеньевна Герасимова, ассистент,

Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ)

Аннотация

В статье рассматриваются педагогические условия формирования эстетической культуры студентов как важнейшей составляющей духовного облика личности, что особенно важно в современных условиях интенсивного роста производственно-технологической сферы, информатизацией и компьютеризацией общества.

Ключевые слова: эстетическая культура, педагогические условия, эстетическая среда, элективный курс, web-сайт, социокультурнй практикум.

FORMATION OF AESTHETIC CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS

Albina Evgenevna Gerasimova, the assistant,

Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Annotation

The article deals with pedagogical conditions for the formation of aesthetic culture of students as an essential part of the spiritual aspect of personality, that is particularly important in modern conditions of intensive growth of industrial and technological spheres, information and computerization of society

Keywords: aesthetic culture, pedagogical conditions, aesthetic environment, elective courses, web-site, socio-cultural practices.

Эстетическая культура - важнейшая составляющая духовного облика личности, от наличия которой и степени ее развития зависит интеллигентность человека, творческая направленность устремлений и деятельности, отношение к миру и другим людям, что очень важно в современном обществе, особенно для будущих учителей, поскольку их профессиональная деятельность влияет на вкусы, идеалы, потребности, интересы, предпочтения школьников, их умение воспринимать и отличать прекрасное от безобразного в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.