УДК 316
DOI 10.23672/v4843-9451 -1430-l
Шагинян Ирина Александровна
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, Российский государственный университет правосудия Северо-Кавказский филиал [email protected]
Медведева Наталья Петровна
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, Российский государственный университет правосудия Северо-Кавказский филиал [email protected]
Irina A. Shaginyan
Senior Lecturer of the Department of General Education Disciplines, Russian State University of Justice North Caucasus branch [email protected]
Natalia P. Medvedeva
Senior Lecturer of the Department of General Education Disciplines, Russian State University of Justice North Caucasian branch [email protected]
Особенности влияния
интернет-ресурсов и дистанционных образовательных технологий на процесс вторичной социализации личности студента в период пандемии
Features of the influence
of internet resources and remote educational technologies on the process of secondary socialization of the student's personality during the pandemic
Аннотация. В настоящее время каждому человеку для жизни и деятельности недостаточно обладать определенными академическими знаниями, критичностью мышления, необходимо также иметь конкретные технические навыки. По этой причине, вопрос ИКТ сегодня - это условие эффективности современного образования и становления личности в информационном обществе. Именно сфера информационных технологий представляет собой наиболее перспективную сферу деятельности гражданина. В этой связи, в современный период развития общественных отношений весьма популярными стали различные образовательные информационные системы, от эффективности усвоения которых педагогами и студентами в условиях дистанционного обучения, вызванного пандемией, позволяют снизить ущерб, наносимый в этих условиях вторичной социализации личности студента. Применение разнообразных инновационных технологий позволяет углубить знания, в частности, в процессе освоения ими русского языка как средства межнационального общения и расширить диапазон использования методов преподавания этого предмета. Сегодня, в ситуации пандемии, когда вопрос дистанционного преподавания и обучения становится необходимостью, методы ИКТ приобретают новое звучание. Статья рассматривает основные особенности дистанционного преподавания русского языка в сложных эпидемиологических условиях.
Ключевые слова: русский язык, дистанционные технологии, ИКТ, Интернет-среда, обучение русскому языку, вторичная социализация личности студента,
Annotation. At present, it is not enough for every person to have certain academic knowledge and critical thinking for life and activity, and it is also necessary to have specific technical skills. For this reason, the issue of ICT today is a condition for the effectiveness of modern education and the formation of an individual in the information society. It is the field of information technology that represents the most promising sphere of activity of the citizen. In this regard, in the modern period of social relations, various educational information systems have become very popular, from the effectiveness of which by teachers and students in the conditions of distance learning caused by the pandemic, allow to reduce the damage caused in these conditions of secondary socialization of the student's personality. The use of a variety of innovative technologies allows to deepen knowledge, in particular, in the process of their development of the Russian language as a means of inter-ethnic communication and expand the range of use. Today, in a pandemic, when the issue of distance teaching and learning becomes a necessity, ICT methods are taking on a new meaning. The article examines the main features of remote teaching of the Russian language in difficult epidemiological conditions.
Keywords: russian language, distance technologies, ICT, Internet environment, Russian language teaching, secondary socialization of the student's personality, the
ресоциализация личности преподавателя, средства обучения, пандемия, информационные ресурсы.
resocialization of the teacher's personality, teaching tools, pandemic, information resources.
Понятие «информационные ресурсы» следует понимать как продукт интеллектуальной деятельности квалифицированных специалистов. Использование информационных технологий предопределяет потребности современного общества в развитии информационно-активного резерва. В связи с этим становится актуальной разработка методических подходов к использованию данных технологий с целью реализации идей развивающего обучения, а также всестороннего развития личности обучающегося в процессе изучения русского языка.
Работа педагогов должна быть направлена на полное развитие творческого потенциала гражданина, формирование навыков прогнозирования основных результатов своей деятельности, умение вырабатывать стратегию поиска путей и методов решения.
Не менее важным становится своевременное обеспечение учебного процесса современными психологическими, педагогическими и методическими разработками. Они должны создать оптимальные условия для использования информационных технологий, интенсифицировать образовательный процесс, а также повысить уровень его эффективности и качества.
Информатизация учебной деятельности дает возможность повысить качество принимаемых решений в управлении учебно-образовательной деятельностью вузов на всех без исключения этапах за счет использования методов анализа, прогнозирования, моделирования и оценки результатов.
Одним из важных социализирующих факторов эффективного воздействия на личность студента является успешное углубленное усвоения русского языка как инструмента межнационального общения и эффективного усвоения профессиональных терминов. Вне всякого сомнения, для решения этих задач важно освоение студентами информационных технологий, а также, работа с интерактивным инструментарием в процессе преподавания русского языка, что позволяет учащимся достичь следующих компетенций:
- беспристрастной оценки различных источников видеоинформации;
- вдумчивого и осознанного отношения к проак-тивности;
- осмысленное чтение;
- перенос содержания предмета с одного информационного поля на другое;
- четкое определение и подтверждение своей точки зрения.
Педагоги сегодня все чаще должны обращаться к индивидуализации обучения. Переход в
дистанционную среду, с одной стороны, существенно осложняет этот процесс, а, с другой, облегчает возможности донесения информации преподавателем для каждого отдельно взятого студента, компенсируя, тем самым, дефицит общения между ними и минимизируя негативные последствия влияния дистанционного обучения на ход вторичной социализации личности студента. При этом следует учитывать и то обстоятельство, что и педагог для обеспечения эффективного воздействия на личность студента тоже должен в этих условиях пройти этап ресоциали-зации, для чего, как мы полагаем, существенную им помощь должны оказать современные информационные технологии, сеть Internet, а также -средства мультимедиа. Под понятием «средства новых информационных технологий» необходимо понимать конкретные программно-аппаратные средства, в том числе, современные средства и системы информационного обмена, которые направлены на реализацию операций по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче необходимой информации [1].
Приоритетного внимания заслуживает максимальное использование, как педагогами, так и студентами(учащимися)возможностей информационных технологий, осознание их роли в интенсификации образовательного процесса, а также, в формировании методик, ориентированных непосредственно на развитие личности обучающегося. К возможностям информационных технологий мы относим:
- оперативную обратную связь между студентом и педагогом;
- возможность компьютерной визуализации учебной информации, выделение необходимых объектов и закономерностей процессов, явлений, как реально происходящих, так и виртуальных,
- доступ к архивному хранению достаточно больших объемов информации с последующей возможностью ее передачи, в том числе, достаточно легкий доступ к центральному банку данных,
- автоматизацию процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности;
- возможность корректной обработки результатов учебного эксперимента;
- возможность педагога многократно повторять фрагмент учебного эксперимента или всего учебного эксперимента;
- автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения;
- организационное управление учебной деятельностью, возможность осуществления контроля за результатами усвоения учебного материала обучающимися.
Учебные Интернет-ресурсы, которые применяются на занятиях по русскому языку, нацелены не только на обучение, но и используются как дополнительные материалы при изучении орфографии и пунктуации. К ним относятся следующие интернет-ресурсы:
- хотлист («hotlist»), представляющий собой список ссылок на текстовые виды Интернет-ресурсов;
- мультимедийный скрэпбук («multimedia scrapbook»), включающий список ссылок на мультимедийные ресурсы;
- треже хант («treasure hunt»), состоящий из ссылок на сайты, содержащий информацию по изучаемой тематике, а также включающий вопросы, соответствующие предложенным источникам;
- сабжект сэмпл («subject sampler»), в котором, в отличие от треже хант, студентам необходимо также выразить и аргументировать собственное мнение;
- веб-квест («webquest»), представляющий собой наиболее полный вид учебных интернет-ресурсов, в котором студентам предлагается проведение проектной работы на основе дискуссионных вопросов с помощью различных Интернет-ресурсов [3].
Несмотря на их общее равенство и внешнее сходство, все учебные Интернет-ресурсы выполняют разные функции в процессе обучения. Так, хотлист как самый простой представленный ресурс связан с формированием умений поиска информации, выделения ключевых слов, определением главной информации и коротким изложением содержания обучения.
Активизация общеобразовательной работы, стимулирование научно-познавательного внимания на занятиях по русскому языку при постановке конфликтной проблемы достигается с помощью применения таких методов, как «Корзина идей», «Кластерное образование», «Мозговой штурм», «Формула ППС», «Корзина мыслей», а также других приемов обучения.
Как правило, работа на занятиях по русскому языку выстраивается достаточно типично. Понятия генерируются согласно соответствующим правилам:
- суждение о любом ответе, объяснении или разъяснении;
- закрепление полученных знаний.
Затем, генерируемые концепции систематизируются в подгруппы и объединяются в общие планы и стереотипы. Обсуждаются любые трудности в актуализации выбранных понятий [3].
При поиске нового материала важно максимально вовлечь в процесс обучения самих студентов и получить новую видеоинформацию. С увеличением объема самостоятельной работы в группе восстанавливается конфигурация
интенсивного чтения, позволяющая учащимся осознанно и осмысленно воспринимать содержание общей и научно-популярной литературы [4].
Преподавание русского языка сегодня подчиняется особенностям времени. Всё чаще задейству-ется для прямого эфира скайп или zoom, запись студентам выкладывается в социальной сети, так как не все учащиеся имеют возможность выходить в прямой эфир. Прямые эфиры используются для отдельных консультаций с теми, кто может выйти в Интернет и у кого есть запрос. Впрочем, проведение лекций в режиме онлайн также используется достаточно широко, с последующим дублированием их в записи.
Обсуждение в условиях современных дистанционных технологий проводится обычно в специально созданных для этого чатах, от Viber и Telegram до Вконтакте. Идеальным вариантом станет создание закрытой группы, куда будет доступ только для группы студентов. Делаются обсуждения по отдельной теме (функция в ВКон-такте): в каждой ветке обсуждений собраны вопросы-ответы по занятию. Лекции могут быть представлены также в формате статей и загружаться либо как материалы в формате *doc/docx, либо выложены на стене социальной сети.
Возможным путем решения проблемы дистанционного образования становится также обучение на основе специально созданных репетиторов для подготовки по русскому языку.
Примером может стать задание, которое направлено на выявление умения обнаруживать орфограмму. Сложность упражнения заключается в том, что отсутствуют пропущенные буквы, указывающие на орфограмму. Программа комментирует правильность ответа сообщениями: «гениально», «вундеркинд», «еще подумать» и т.д. По завершении этапа программа оценивает ученика баллами - 100 % - 5,80 % - 4 (программа по орфографии 1С - репетитор).
Задача каждого учителя-словесника - сделать урок привлекательным и по-настоящему современным. Когда-то, И.А. Бунин точно и лаконично определил значение русского языка в нашей жизни: «Лишь слову жизнь дана...» Научить учащихся бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка - важнейшая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование [5; 6].
Использование вышеуказанных методов позволяет разработать научно обоснованные подходы к принятию оптимального решения при обучении русскому языку, а также максимально использовать методы и средства информатики в рамках решения поставленных временем проблем. Почти во всех странах полное или частичное закрытие учебных заведений сопровождалось переводом учащихся на дистанционное обучение. Эту
ситуацию можно рассматривать как глобальный естественный эксперимент по интенсивному внедрению технологий дистанционного обучения в образовании.
На современном этапе развития общества обновление возможно только при условии развития новейших образовательных интерактивных технологий и соответствующей подготовке профессиональных педагогов. Именно поэтому внедрение наукоемких технологий, использование персональных компьютеров в преподавании гуманитарных дисциплин является настоятельной необходимостью сегодняшнего дня.
Таким образом, применение новых технологий в учебно-образовательной деятельности педагога приводит к следующим результатам:
1. К снижению важности использования традиционных наглядных пособий в аудитории.
2. К повышению производительности труда.
Литература:
1. Айснер Л.Ю. Исторический опыт и современные перспективы информационных технологий в дистанционном обучении / Л.Ю. Айснер // Проблемы современной аграрной науки. М.: 2019. С. 261.
2. Дмитриченко М.И. Информационные технологии для обучения товароведов и технологов общественного питания / М.И. Дмитриченко [и др.] // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 237.
3. Ившина Г.В. Развитие математической культуры средствами информационных и коммуникационных технологий в обучении студентов гуманитарного профиля / Г.В. Ившина, К.К. Исмаги-лова // Правоведение. 2019. № 4. С. 78.
4. Кукушкина В.С. Педагогические технологии. Ростов-н/Д. : МАРТ, 2018. 176 с.
5. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения : спецсеминар для учителей. М., 2019.185 с.
6. Шафрин Ю.А. Информационные технологии : в 2 ч. М. : БИНОМ, 2004.
3. К выявлению и укреплению междисциплинарных связей с информатикой (КС), физикой, литературой и т. д.
4. К повышению заинтересованности в проектных работах студентов.
Использование вышеуказанных технологий дает возможность не только хранить и передавать информацию, но и значительно повышать уровень информационного насыщения занятия, выходить за рамки программы, учебника, дополнять и углублять их содержание.
Таким образом, современный образовательный процесс диктует необходимость развития у студентов разносторонних способностей. Учащиеся должны иметь возможность работать с различными типами информации. Это может быть как информация, предоставленная педагогом, так и информация, независимо сформированная ими в процессе преподавания и освоения дисциплины.
Literature:
1. Aisner L.Y. Historical experience and modern perspectives of information technology in distance learning / L.Y. Aisner // Problems of Modern Agrarian Science. М. : 2019. P. 261.
2. Dmitrichenko M.I. Information technologies for training commodity scientists and technologists of public catering / M.I. Dmitrichenko [et. al.] // Modern education: content, technology, quality. 2019. Vol. 1. P. 237.
3. Ivshina G.V. Development of mathematical culture by means of information and communication technologies in teaching humanities students / G.V. Ivshina, K.K. Ismagilova // Law. 2019. № 4. P. 78.
4. Kukushkina V.S. Pedagogical technologies. Ros-tov-on/D. : MART, 2018, 176 p.
5. Myasoed T.A. Interactive learning technologies: special seminar for teachers. M., 2019. 185 p.
6. Shafrin Y.A. Information technologies : in 2 vol. M. : BINOM, 2004.