Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Марина Юрьевна

Статья посвящена вопросам организации обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов в период формирования системы образования нового типа в концепции информатизации высшего образования и появления форм дистанционного обучения. Автор видит актуальность проблемы в том, что в условиях пандемии внедрение инноваций в образовательный процесс происходит особенно быстро. Цель статьи - выделить и проанализировать современные тенденции в организации обучения иноязычной речевой деятельности студента технического вуза, когда на первый план выходят Интернет и мультимедиа. Автор подчёркивает, что преподавание превращается сегодня в процесс организации педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся, что обусловлено применением современных электронно-информационных технологий. Теоретический анализ и обобщение возможностей образовательных технологий позволяют автору сделать вывод, что электронные устройства, Интернет-ресурсы, мультимедиа помогают сегодня реализовывать основные методические принципы образования и представляют собой огромный ресурс для организации учебного процесса; создают основу для непрерывного обучения в условиях пандемии. Чтобы выяснить, как студенты оценивают применение дистанционных технологий, автор провёл анкетирование и отразил результаты исследования в виде таблицы. Автор приходит к заключению, что у любой инновации есть плюсы и минусы. Применение компьютерных технологий повышает качество обучения, активизирует творческий потенциал преподавателя и студента, вынуждая их адаптироваться к инновационным изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THE ORGANIZATION OF TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE SPEECH ACTIVITIES OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the organization of teaching a foreign language to students of non-linguistic universities during the formation of a new type of education system in the concept of informatization of higher education and the emergence of forms of distance learning. The author sees the urgency of the problem in the fact that in a pandemic, the introduction of innovations in the educational process occurs especially quickly. The purpose of the article is to highlight and analyze modern trends in the organization of teaching foreign language speech activity of a student of a technical university, when the Internet and multimedia come to the fore. The author emphasizes that teaching today is turning into a process of organizing pedagogically expedient independent activity of students, which is due to the use of modern electronic information technologies. Theoretical analysis and generalization of the possibilities of educational technologies allow the author to conclude that electronic devices, Internet resources, multimedia today help to implement the basic methodological principles of education and represent a huge resource for organizing the educational process; provide the basis for lifelong learning in a pandemic. To find out how students evaluate the use of distance technologies, the author conducted a questionnaire and reflected the research results in the form of a table. The author concludes that any innovation has its pros and cons. The use of computer technologies improves the quality of education, activates the creative potential of the teacher and student, forcing them to adapt to innovative changes.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

5. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: «Педагогика», 1975. - 241 с.

6. Попенко, В.В. Основы медицинских знаний в школьном курсе ОБЖ / В.В. Попенко // Наука и образование сегодня. -2018. - № 6 (29). - С. 119 - 122.

7. Примерная учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования (5-9 классы) [Электронный источник] // Режим доступа: http://obg221spb.narod.ru (дата обращения 12.02.2021)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Литвинова Марина Юрьевна

Московский авиационный институт (г. Москва)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов в период формирования системы образования нового типа в концепции информатизации высшего образования и появления форм дистанционного обучения. Автор видит актуальность проблемы в том, что в условиях пандемии внедрение инноваций в образовательный процесс происходит особенно быстро. Цель статьи - выделить и проанализировать современные тенденции в организации обучения иноязычной речевой деятельности студента технического вуза, когда на первый план выходят Интернет и мультимедиа. Автор подчёркивает, что преподавание превращается сегодня в процесс организации педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся, что обусловлено применением современных электронно-информационных технологий. Теоретический анализ и обобщение возможностей образовательных технологий позволяют автору сделать вывод, что электронные устройства, Интернет-ресурсы, мультимедиа помогают сегодня реализовывать основные методические принципы образования и представляют собой огромный ресурс для организации учебного процесса; создают основу для непрерывного обучения в условиях пандемии. Чтобы выяснить, как студенты оценивают применение дистанционных технологий, автор провёл анкетирование и отразил результаты исследования в виде таблицы. Автор приходит к заключению, что у любой инновации есть плюсы и минусы. Применение компьютерных технологий повышает качество обучения, активизирует творческий потенциал преподавателя и студента, вынуждая их адаптироваться к инновационным изменениям.

Ключевые слова: иностранный язык, технический вуз, информатизация образования, организация обучения, творческий потенциал.

Annotation. The article is devoted to the organization of teaching a foreign language to students of non-linguistic universities during the formation of a new type of education system in the concept of informatization of higher education and the emergence of forms of distance learning. The author sees the urgency of the problem in the fact that in a pandemic, the introduction of innovations in the educational process occurs especially quickly. The purpose of the article is to highlight and analyze modern trends in the organization of teaching foreign language speech activity of a student of a technical university, when the Internet and multimedia come to the fore. The author emphasizes that teaching today is turning into a process of organizing pedagogically expedient independent activity of students, which is due to the use of modern electronic information technologies. Theoretical analysis and generalization of the possibilities of educational technologies allow the author to conclude that electronic devices, Internet resources, multimedia today help to implement the basic methodological principles of education and represent a huge resource for organizing the educational process; provide the basis for lifelong learning in a pandemic. To find out how students evaluate the use of distance technologies, the author conducted a questionnaire and reflected the research results in the form of a table. The author concludes that any innovation has its pros and cons. The use of computer technologies improves the quality of education, activates the creative potential of the teacher and student, forcing them to adapt to innovative changes.

Keywords: foreign language, technical university, informatization of education, organization of training, creative potential.

Введение. Изменения, которые переживает система образования в 21 веке, интересны и сложны. Информационный прогресс, охвативший весь мир, создаёт условия для формирования системы образования нового поколения в концепции информатизации высшего образования [9, с. 356] и для появления дистанционной формы обучения. Сегодня, когда страшный вирус COVID-19 «загнал» образовательные учреждения всего мира в Интернет, а МИНОБРНАУКИ России, исходя из этого, рекомендовал переход на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ускоряется процесс внедрения инноваций в обучение. На их основе «перестраивается сама форма организации учебного процесса, возможно порождение и творческих продуктов и того, что мы называем продуктивной самодеятельностью учащихся» [8, с. 37].

Любое инновационное изменение согласуется с прогрессивными образовательными тенденциями, связанными со стратегическими задачами развития образования; важно, чтобы изменение было направлено на решение актуальных педагогических проблем, не решаемых старыми средствами [8, с. 37]. Наша цель -выделить и проанализировать современные тенденции в организации обучения иноязычной речевой деятельности студента технического вуза, когда на первый план выступают Интернет и мультимедиа.

Компьютер, Интернет, цифровые медиа способствуют быстрому распространению информации, культуры и образования. Образованием сегодня пропитано буквально всё: появляются образовательные мобильные приложения и платформы, онлайн- курсы, школы программирования, дистанционные университеты.

Изложение основного материала статьи. Современные информационные технологии всё чаще проникают в профессиональную деятельность специалиста, предполагают «активное применение нестандартного потенциала высокообразованного населения, как в сфере управления, так и в обслуживании

технологий» [5, с. 2]. Чтобы соответствовать рынку труда, будущий специалист должен владеть новыми информационно-коммуникативными технологиями, которые, в свою очередь, помогают сформировать из студента профессионала.

Эффективные методики и инновационные педагогические технологии становятся важнейшим условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Преподавание превращается в процесс организации педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся. И, конечно же, этот процесс базируются на достижениях в области электронных и информационных технологий. Электронные устройства, подключенные к сети Интернет, становятся средой существования различных образовательных онлай-ресурсов, медиа - проектов, направленных на расширение кругозора, повышения уровня грамотности, освоения прикладных навыков и умений в различных сферах деятельности [4].

Такие электронные помощники позволяют сегодня реализовывать дидактические принципы образования как, например:

- дифференцирование учащихся (определение уровня умений, предшествующих новым);

- индивидуальный подход к обучению (возможность выбрать темп изучения материала в зависимости от способностей учащихся, определить объемы и типы заданий);

- доступность необходимой информации (быстрый доступ к учебным материалам, словарям, разнообразным источникам и ссылкам, к свежей информации);

- обучение процессам самостоятельной работы (планирование, график работ, ответственность за реализацию намеченного плана, самоконтроль; формирование умений и навыков поиска, систематизации и анализа информации);

- решение творческих задач из области будущей профессиональной деятельности учащихся (имитационно-игровое моделирование определённой реальности с целью её изучения и формирования у студентов первоначального профессионального опыта работы);

- объективный контроль знаний на каждом этапе деятельности обучающегося (возможность контроля деятельности студента, выявление ошибок, оценивание результатов).

Чтобы студент не утонул в потоке информации разного содержания, а использовал её для удовлетворения своих образовательных и профессиональных интересов, необходимо разрабатывать материалы, направленные на координацию работы с сетевыми ресурсами [6, с. 151]. Преподаватели кафедры «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» МАИ разработали электронные издания для работы с иноязычными текстами (английский, немецкий): пособия по переводу текстов по специальности, грамматические пособия, пособия по анализу научных статей для магистров и аспирантов.

Появилась возможность использовать для обучения сайты, например, популярных немецких издательств www.hueber.de/www.comelsen.de, которые предлагают учебные материалы по лексике, базовой грамматике, как в печатном, так и в цифровом формате. Цифровые учебники этих издательств имеют интегрированные аудио - и видеоматериалы; в них можно перелистывать страницы, можно цветом выделять нужные места, можно скрывать/открывать информацию, что делает их очень удобными и привлекательными для самостоятельной работы учащихся. Они имеют модульную структуру, изобилуют интерактивными грамматическими и лексическими заданиями, содержат разнообразный аутентичный материал, который знакомит с реалиями страны изучаемого языка, способствуя формированию иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции будущих специалистов.

Студентам старших курсов можно рекомендовать, например, сайт www.flugrevue.de. Сайт характеризуется информационной насыщенностью, тексты содержат терминологию определённой отрасли знаний, что способствует формированию профильного словаря. Студенты могут самостоятельно осуществлять поиск, отбор и анализ аутентичного языкового материала по авиационно-космической тематике для подготовки презентаций, докладов и выступлений на занятиях, на вузовских и международных конференциях.

Сегодня в образовательную среду вузов активно внедряются и дистанционные образовательные технологии. Преподаватели кафедры используют систему дистанционного обучения (LMS на платформе MOODLE), на базе которой сначала разработали тестирование отстающих студентов по пройденному материалу, а затем модульный курс на основе базовых учебников по иностранному языку. Курс позволяет учащимся, пропустившим аудиторные занятия по тем или иным причинам, вовремя проработать материал; преподавателю эта система помогает корректировать обучение, контролировать и оценивать работу студента. Коллектив кафедры постоянно проводит трудоёмкую работу по подбору языкового материала и его структурированию в соответствии с задачами дисциплины и требованиями Государственного образовательного стандарта.

Электронные и информационные технологии, которые очень активно проникли в образовательную среду вуза, представляет собой огромный ресурс для организации учебного процесса в современных условиях. Выделим наиболее важное из того, что получает при этом преподаватель и студент:

1. Интеграция в учебный процесс современных форм и методов обучения. Обучение иностранному языку должно ориентироваться на наиболее продуктивные положения разных подходов и методов на основе единой системы обучения в рамках единого учебного процесса с учётом конкретных условий обучения [3, с. 50].

2. Чередование синхронной работы в аудитории и асинхронной самостоятельной работы студента. Чтение и перевод текста можно, например, проработать дома, а контроль понимания и обсуждения провести на занятии/грамматические структуры самостоятельно изучить дома, а на занятии закрепить их применение.

3. Наглядность обучения. Способствует более высокому качеству усвоения материала: видео-аудиоматериалы позволяют работать над произношением, темпом речи; содержат образцы коммуникативных актов, позволяют почувствовать энергетику иноязычной речи. Презентации, которые проводят студенты с применением интернет - технологий, являются наглядным примером интеграционных процессов в обучении: умение работать на компьютере, знание специального предмета и иноязычные умения и навыки позволяют учащимся осуществлять коммуникацию на иностранном языке в профессиональных целях.

4. Организация индивидуальной/парной/коллективной работы учащихся. Индивидуальные достижения студента повышают успех парной и коллективной работы. Студенты учатся ответственности, учатся вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения; развивают навыки толерантности и культуры общения при

работе в команде. Проблемы завтрашнего дня столь сложны, что не решаемы отдельно взятым сознанием [8, с. 38].

5. «Погружение» обучающегося в языковую среду. Иноязычные интернет - сайты, видео- и аудиоподкасты, обладая большой зрительно-слуховой информативностью, демонстрируя вербальные и невербальные ситуации профессионального общения, позволяют студенту практиковаться в определённом виде речевой деятельности в аудитории и дома.

6. Комфорт и эффективность обучения. Студентам не нужно носить тяжёлые печатные издания; планшет и смартфон для них - это и тетрадь, и словарь, и библиотека. Самый простой способ доступа к онлайн -ресурсам на занятиях иностранным языком через телефон, планшет, ноутбук повышает уровень вовлечённости, усилий и открывает новые возможности [2, с. 12].

7. Мотивация учащихся неязыковых вузов к изучению иностранного языка. Аутентичные материалы, актуальная информация, знакомство с речевой культурой носителей языка, применение технических новинок в обучении повышают интерес и активность студентов на занятиях, способствуют положительному эмоциональному настрою на учебную деятельность; развивают у студентов потребность совершенствовать свою речь в соответствии с языковыми нормами страны изучаемого языка.

8. Изменение взаимоотношения и взаимодействия преподавателя и студента. Оба становятся субъектами учебной деятельности. Доминантная позиция преподавателя и роль студента как пассивного исполнителя, воспроизводящего стандартный минимум готовых знаний, меняется на партнёрство [7, с. 22]. В процессе совместной деятельности происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, раскрытие творческого потенциала всех субъектов деятельности.

Переход сразу всей системы образования из очного режима обучения на дистанционный режим стал для преподавателей и студентов большой неожиданностью, психологическим стрессом. Был нарушен привычный ход вещей. Но это не привело к срыву учебного процесса и учебных программ. Благодаря использованию в учебном процессе информационных технологий и элементов дистанционного обучения были заложены основы, которые позволили обеспечить переход на дистанционную форму обучения.

Всё, что преподаватель использовал раньше только как дополнение к традиционным формам обучения в аудитории и для эффективной организации самостоятельной работы учащихся, интегрируется сейчас в учебный процесс настолько, что скорее традиционные подходы становятся дополнением к современным методам и средствам обучения.

В сложившихся условиях все учебные занятия проходят с использованием информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщённости преподавателя и студента. Означает ли это, что студент остаётся полностью изолированным от преподавателя и сокурсников, что он самостоятельно должен покорять вершины дистанционного обучения. В учебном процессе появляется то, что ещё не существовало при очной форме обучения - виртуальные аудитории, куда студенты «приходят» по расписанию как на очное занятие. Занятия проходят онлайн в режиме видеоконференций на основе таких программ как ZOOM, SKYPE. WhatsApp и E-mail, которые давно стали быстрым средством связи между преподавателем и студентом, теперь используются ещё активнее.

Поскольку всё новое требует осмысления, а обучение - процесс интерактивный, нам хотелось узнать мнение учащихся о виртуальном обучении. На кафедре «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» МАИ мы провели выборочный опрос студентов разных курсов после того, как они почти два семестра проучились дистанционно. Учащихся попросили назвать положительные и отрицательные стороны дистанционного режима обучения. В нижеприведённую таблицу мы занесли только то, что назвали почти все или большинство опрошенных студентов.

Таблица 1

Мнение учащихся: плюсы и минусы дистанционного обучения

Плюсы дистанционного обучения Минусы дистанционного обучения

1. Не нужно тратить время и деньги на дорогу в вуз. 1. Зависимость обучения от выхода в интернет: технические неполадки, отсутствие связи, медленная скорость соединения.

2. Независимость от места проживания и погодных условий. 2. Большой объём самостоятельной работы.

3. Более комфортные условия обучения. Есть возможность соблюдать режим питания. 3. Недостаток личного общения с преподавателем.

4. Быстрый и неограниченный доступ к материалам, интегрированным в систему дистанционного обучения. 4. Недостаток социального общения.

5. Гибкий график выполнения заданий. 5. Не все материалы есть в электронном виде.

6. Удобно для тех, кто совмещает учёбу с работой. 6. Много отвлекающих моментов.

7. Дисциплинирует. 7. Ухудшается зрение.

8. Повышает ответственность. 8. Малоподвижный образ жизни.

Из таблицы видно, что плюсы дистанционного обучения - это удобство, мобильность, гибкость, доступность. Комфорт и быстрые результаты важны для современного человека, который становится всё более активным.

Минусы дистанционного обучения - это проблемы со связью и доступом в Интернет; большой объём самостоятельной работы, который требует мобилизации собственных ресурсов обучающихся и консультаций с преподавателем. Виртуальные классы, электронная почта не всегда дают возможность получить необходимую обратную связь: для многих нужны совет преподавателя и личное обсуждение проблемы, беседы с глазу на глаз. Встречи с однокурсниками тоже ограничены онлайн- уроками и чатами. Продолжительная работа за компьютером, малоподвижный образ жизни ведут к проблемам со здоровьем.

В процессе дистанционного обучения формируются и личностные качества студента: самостоятельность, дисциплинированность, следовательно, умение принимать решения и отвечать за свои

действия. Как показывает личный опыт, труднее всего приходится в этом плане студентам младших курсов, у которых эти черты почти не сформированы и для очных занятий. Студенты старших курсов уже в состоянии поставить перед собой цель и идти к её достижению. Они понимают, чтобы выполнить программу, хоть и по гибкому графику, но в срок, без дисциплины и самостоятельности в решении учебных задач не обойтись. Но и те, и другие испытывают сегодня огромную психологическую нагрузку, справиться с которой помогает преподаватель.

Преподаватель в данных условиях должен быть не только специалистом в своей предметной области; он должен быть методистом, психологом, человеком, который способен заглянуть в будущее профессиональной деятельности обучающихся и, что особенно важно, развивать не только своих учеников, но и себя. Ведь именно преподаватель закладывает базу для эффективного применения информационных технологий, обучает оптимальным способам работы с аутентичной информацией, встречающейся в ресурсах Интернета, создаёт и поддерживает положительный эмоциональный фон на занятиях, когда студент чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность [1, с. 340].

Выводы. Образование обусловлено достижениями науки и техники, потребностями экономики и общества на данном этапе развития. Сегодня среди компетенций будущего специалиста неязыкового вуза имеет место компетенция владения иностранным языком для практических, то есть профессиональных целей. Целенаправленное и систематическое использование электронных и информационных технологий мотивирует учащихся к общению на иностранном языке, давая им возможность применить на практике сформированные умения и навыки в различных видах речевой деятельности. Компьютерные технологии расширяют образовательное пространство, являются новым средством повышения качества обучения, активизируют творческий потенциал преподавателя и студента, вынуждая обоих адаптироваться к инновационным изменениям.

Однако нужно помнить, что образование - это не просто обучение, не только педагогические и технические технологии. Это и определённый «дух», настрой, эмоции, общение, традиции; всё то, что формирует нравственные ориентиры учащихся, пополняет их духовный багаж и оставляет тёплые воспоминания об Alma Mater. Умелое сочетание революционных изменений и лучших традиций системы высшего образования - это тоже одна из современных тенденций организации учебного процесса.

Литература:

1. Барвенко О.Г. Психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий при обучении иностранному языку в вузе // Иностранные языки в образовательном пространстве технического вуза: сб. науч. ст. по проблемам высшей школы / Юж.-Рос. Гос. техн. ун-т (НПИ); под ред. А.Н. Ткачёва. -Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2007. С. 338-341.

2. Власова С.В. Анализ условий становления личности студентов Аэрокосмического вуза при обучении иностранному языку специальности (на примере МАИ (НИУ)) // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/92PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. Рус., англ. С. 1-17.

3. Евдокимова М.Г. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе как система // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Выпуск 12 (672). Педагогические науки. Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки в неязыковом вузе. -Москва: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013, С. 49-58.

4. Жукова Е.А. Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды / Е.А. Жукова. - Текст: непосредственный // Молодой учёный. - 2017. - №19 (153) - С. 18-20. URL: https://moluch.ru/ archive/153/43431/ (дата обращения: 21.11.2020).

5. Кириллова О.А., Евдокимова В.Е. Положительное и отрицательное влияние электронной информационно-образовательной среды на учебный процесс // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. С. 1-6.

6. Синабдеева Е.С. Использование сети интернет в обучении иностранному языку // Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: VI Московская научно-практическая конференция (Ульяновск, 3 февраля 2010 года): Сборник научных трудов / отв. Ред. Н.С. Шарафутдинова. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. С. 150-153.

7. Тимофеева Т.И. Показатели успешного формирования стратегической компетенции студентов // Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: VI Московская научно-практическая конференция (Ульяновск, 3 февраля 2010 года): Сборник научных трудов / отв. Ред. Н.С. Шарафутдинова. -Ульяновск: УлГТУ, 2010. С. 21-26.

8. Туктарова Л.Р. Направления инновационных процессов в современном образовании // Рецензируемый научный журнал «Тенденции развития науки и образования». Июнь 2020 г. № 62, часть 14. Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2020. - С. 36-39.

9. Федорищева Е.А., Мануйлова О.А. Использование мультимедийных средств при подготовке переводчиков в сфере профессиональной коммуникации на кафедре английского и французского языков ЮРГТУ // Иностранные языки в образовательном пространстве технического вуза: сб. науч. ст. по проблемам высшей школы / Юж.-Рос. Гос. техн. ун-т (НПИ); под ред. А.Н. Ткачёва. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2007. С. 356

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.