Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровая среда / дети с ограниченными возможностями здоровья / интерактивные технологии / педагогическое сопровождение / цифровая грамотность / digital environment / children with disabilities / interactive technologies / peda-gogical support / digital literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломийцева Ольга Владимировна

В статье дан анализ теоретической лите-ратуры и результатов эмпирического исследо-вания на предмет проверки гипотезы, что од-ной из особенностей включения детей с ОВЗ в учебный процесс в цифровой среде является вовлеченность родителей детей с ограниченны-ми возможностями здоровья в педагогический процесс сопровождения детей с ОВЗ в цифро-вой среде и повышение их цифровой грамот-ности. В аспекте исследования приводится оп-ределение интерактивных технологий, пере-чень их функций как инструмента цифровой педагогики для достижения целей личностно ориентированного обучения. Обозначены пути дальнейших исследований в области особенно-стей включения в учебный процесс в цифровой среде детей с ОВЗ и планируемый вклад авто-ра в решение этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of inclusion of children with disabilities in the learning process in the digital environment

The article analyzes the theoretical literature and the results of empirical research to test the hypothesis that one of the features of the inclu-sion of children with disabilities in the educatio-nal process in the digital environment is the in-volvement of parents of children with disabilities in the pedagogical process of accompanying child-ren with disabilities in the digital environment and improving their digital literacy. In the aspect of the study, the definition of interactive techno-logies is given, a list of their functions as a tool of digital pedagogy to achieve the goals of persona-lity-oriented learning. The ways of further research in the field of the features of inclusion in the edu-cational process in the digital environment of child-ren with disabilities and the planned contribution of the author to solving this problem are outlined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

О. В. Коломийцева

УДК 371.3

ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ЦИФРОВОЙ

СРЕДЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

[ей

Оведение. В ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подчеркивается важность создания системы комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, предполагающей учет особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, участие родителей в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а также использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий. Материально-техническое обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута должно соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ [5].

Формулировка цели статьи, ее актуальность. Проблема включения детей с ОВЗ в учебный процесс в цифровой среде является актуальной, исходя из необходимости выявления и применения специальных условий для получения образования в ходе реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом активного развития цифровой педагогики. Указанная проблема становится все более масштабной из-за постоянного роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья [2].

Постараемся исследовать обозначенную проблему путем теоретического анализа научной литературы и интерпретации результатов собственного экспериментального исследования, имеющего своей целью проверить эффективность одного из выбранных направлений работы по включению детей с ОВЗ в учебный

процесс в цифровой среде посредством вовлеченности их родителей в процесс педагогического сопровождения обучения в цифровой среде.

Изложение основного материала статьи.

Значимая роль родителей в образовательном процессе отмечается многими известными учеными: психологами и педагогами (И. А. Зимняя, Ш. А. Амонашвили, Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова, А. Н. Коноплева и др.). Подчеркнем, что при реализации ФГОС цели деятельности образовательной организации могут быть достигнуты в случае «обеспечения конструктивного взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей» [4, с. 46].

Целью образовательного процесса ребенка с ОВЗ является его адаптация в социум, воспитание личности учащегося. Достижение этой цели возможно при освоении новых образовательных технологий, одними из которых являются интерактивные технологии.

Остановимся на определении интерактивных технологий для понимания применения нами цифровых инструментов в качестве методов в экспериментальном исследовании. Интерактивные технологии - это целостная система, охватывающая конкретную часть образовательного процесса, в которую «последовательно включаются игры и упражнения, формирующие личностные качества обучающихся, обеспечивающие эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями» [4, с. 47]. Полностью разделяем точку зрения В. А. Каль-ней и С. Е. Шишова о том, что качество обучения зависит от готовности педагогов и обучающихся к условиям цифровизации образовательного процесса, при котором цифровая компетентность обучающихся выступает составляющей развития цифровой педагогики [3]. Не подлежит сомнению, что к этому образовательному процессу в условиях цифровиза-ции необходимо быть готовыми и родителям детей с ОВЗ.

На партнерские отношения между участниками сопровождения ребенка: педагогами и родителями, с признанием важности интересов

партнера, с поиском и нахождением компромисса при решении вопросов, с взаимной ответственностью сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных решений указывала в своей концепции педагогического сопровождения С. Н. Чистякова. Она же говорила об использовании в педагогическом сопровождении интерактивных форм и методов и создании единой информационной среды, считала родителей одной из основных категорий социальных партнеров [7].

Продолжая находить подтверждения важности роли родителей и их функционала в непрерывном процессе педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в научной литературе читаем, что «при использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются приемы коррекционно-воспитательной работы и навыки сотрудничества с ребенком» [6, с. 6]. Выделено три области, нуждающиеся в системном подходе при организации коррекционно-педагогической поддержки, оказываемой семье проблемного ребенка и ему самому: «<характер взаимодействия взрослого и ребенка; предметно-развивающая среда и организация систематической и комплексной коррекционно-педагогической работы с ребенком в среде его сверстников» [1, с. 33].

Анализ теоретической литературы позволяет с уверенностью говорить о необходимости работы с родителями детей с ОВЗ для повышения их цифровой компетенции в рамках осуществления педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ в условиях цифровой педагогики, а также об использовании интерактивных технологий в работе со всеми участниками образовательных отношений в рамках конструктивного взаимодействия [4]. Далее подробно рассмотрим непосредственно содержание работы с родителями детей с ОВЗ, проводимой в ходе нашего экспериментального исследования, в процессе включения детей с ОВЗ в учебный процесс в цифровой среде.

Работа по увеличению вовлеченности родителей детей с ОВЗ в учебный процесс в цифровой среде представляет собой непрерывный процесс сотрудничества педагога и родителей

в течение учебного года, которая планируется педагогом заранее и может корректироваться в зависимости от запросов участников педагогического процесса.

Работа по включению учащихся с ОВЗ в учебный процесс в цифровой среде предполагает консультирование родителей детей с ОВЗ

0 проблемах детей, выявленных при диагностике; обучение родителей применению интерактивных технологий (здоровьесберегающий режим, цифровая гигиена, технология мышечного расслабления в процессе работы в цифровой среде, отбор интерактивного материала на основании особенностей ребенка с ОВЗ и применение отобранного интерактивного материала в качестве домашнего задания); отработка применения интерактивных технологий на занятии с ребенком в присутствии родителей и обсуждение возникших вопросов после занятия; постепенное повышение самостоятельности ребенка с ОВЗ в цифровой среде под контролем родителей и переход к более сложным уровням заданий; общение и дружба в цифровой среде (плюсы и минусы). Формами работы с родителями являются консультации, беседы, тренинги в индивидуальном и (или) групповом формате, очно и (или) онлайн.

Для определения результатов проводимой нами в качестве эксперимента работы по увеличению вовлеченности родителей детей с ОВЗ в учебный процесс в цифровой среде был разработан опросник для родителей, родителям детей с ОВЗ предложено ответить на вопросы в начале учебного года перед началом эксперимента и в конце учебного года, после окончания периода эксперимента. На каждый вопрос респондент должен был выбрать один из трех предложенных вариантов ответа.

На первый вопрос: «Оцените, пожалуйста, уровень Вашей осведомленности о проблеме Вашего ребенка с ОВЗ по шкале от 1 до 3, где

1 - не осведомлен, 2 - частично осведомлен, но есть вопросы, 3 - полностью владею информацией о проблеме своего ребенка» родители детей с ОВЗ в начале учебного года ответили: 64 % не осведомлены; 36 % частично осведомлены; ЭГ 0 % полностью осведомлены. Отве-

ты родителей продемонстрировали небольшой процент осведомленности о проблеме их ребенка с ОВЗ. Это послужило подтверждением правильности выбранного начала направления работы с родителями в плане повышения их осведомленности. И в конце учебного года, после окончания периода эксперимента, ответы родителей свидетельствовали об эффективности проведенной работы, что отразилось в их ответах: 0 % - не осведомлены; 36 % - частично осведомлены, но есть вопросы; 64 % -полностью осведомлены.

На второй вопрос: «Оцените, пожалуйста, уровень Вашей осведомленности о решении проблемы Вашего ребенка с ОВЗ (составлении совместно с педагогом индивидуального образовательного маршрута - ИОМ) по шкале от 1 до 3, где 1 - не осведомлен, 2 - частично осведомлен, но есть вопросы, 3 - полностью владею информацией о решении проблемы своего ребенка» родители детей с ОВЗ в начале учебного года ответили: 75 % - не осведомлен; 25 % - частично осведомлен; 0 % -полностью осведомлены о решении проблемы своего ребенка с ОВЗ. Ответы родителей в начале учебного года перед экспериментом говорили о том, что у родителей не было четкого понимания ни о проблеме их ребенка с ОВЗ, ни тем более о ее путях решения. Работа с родителями по обсуждению на консультациях результатов диагностики их ребенка с ОВЗ и путей построения индивидуального образовательного маршрута способствовала появлению целостной картины как могут помочь ребенку педагоги и какова при этом роль самих родителей ребенка с ОВЗ. В конце учебного года, после окончания периода эксперимента, ответы родителей детей с ОВЗ были такими: 0 % - не осведомлен; 43 % - частично осведомлен; 57 % - полностью осведомлены о решении проблемы своего ребенка с ОВЗ, что свидетельствовало о значительном повышении информационной компетентности родителей детей с ОВЗ.

На третий вопрос: «Оцените, пожалуйста, уровень Вашей включенности в решение проблемы Вашего ребенка с ОВЗ (Ваше участие в

осуществлении коррекционно-развивающих мероприятий в рамках индивидуального образовательного маршрута) по шкале от 1 до 3, где 1 - не участвую, 2 - участвую по мере возможностей, 3 - участвую всегда в полной мере, для меня это приоритет» родители детей с ОВЗ в начале учебного года ответили так: 14 % - не участвую; 61 % - участвую по мере возможностей; 25 % - участвую в полной мере, это приоритет. Проводимая непрерывная работа с родителями детей с ОВЗ в течение всего периода эксперимента - учебного года - позволила вовлечь большую часть родителей в процесс педагогического сопровождения обучения детей с ОВЗ в цифровой среде, вот почему в конце учебного года, после окончания периода эксперимента, родители ответили так: 0 % - не участвую; 21 % - участвую по мере возможностей; 79 % - участвую в полной мере, это приоритет.

На четвертый вопрос: «Оцените, пожалуйста, уровень Вашей компетенции во владении компьютерными технологиями для решения проблемы Вашего ребенка с ОВЗ (возможность выполнения домашнего задания с использованием коррекционно-развивающих интерактивных игр в рамках индивидуального образовательного маршрута) по шкале от 1 до 3, где 1 - не владею компьютерными технологиями, 2 - не полностью владею навыками использования компьютерных технологий для осуществления сопровождения своего ребенка в цифровой образовательной среде, 3 - владею компьютерными технологиями отлично и всегда могу осуществить сопровождение своего ребенка в цифровой образовательной среде» родители детей с ОВЗ в начале учебного года ответили: 86 % - не владею компьютерными технологиями для детей с ОВЗ; 14 % - не полностью владею навыками использования компьютерных технологий для осуществления сопровождения своего ребенка в цифровой образовательной среде; 0 % - владею компьютерными технологиями отлично и всегда могу осуществить сопровождение своего ребенка в цифровой образовательной среде. Ответы родителей в полной мере свидетельствовали о прак-

тически полном отсутствии цифровой грамотности в начале учебного года перед проведением экспериментальной работы. И для нас это снова явилось подтверждением верности избранного содержания работы с родителями по включению их в процесс сопровождения обучения их детей с ОВЗ в цифровой среде. В конце учебного года, после окончания периода эксперимента, ответы уже были такими: 3 % - не владею компьютерными технологиями для детей с ОВЗ; 90 % - не полностью владею навыками использования компьютерных технологий для осуществления сопровождения своего ребенка в цифровой образовательной среде; 7 % - владею компьютерными технологиями отлично и всегда могу осуществить сопровождение своего ребенка в цифровой образовательной среде, что позволяло сделать вывод о верности избранного направления работы по повышению цифровой грамотности родителей детей с ОВЗ, но также говорило о необходимости ее продолжения в будущем.

На пятый вопрос: «Оцените, пожалуйста, Ваше отношение к использованию возможностей цифровой образовательной среды для решения проблемы Вашего ребенка с ОВЗ (необходимость использования коррекционно-развивающих интерактивных игр в рамках индивидуального образовательного маршрута) по шкале от 1 до 3, где 1 - категорически против использования возможностей цифровой образовательной среды, 2 - отношусь настороженно к использованию возможностей цифровой образовательной среды при обучении моего ребенка, 3 - считаю, что разумное использование возможностей цифровой образовательной среды поможет осуществить эффективное сопровождение моего ребенка с ОВЗ» родители детей с ОВЗ в начале учебного года ответили: 61 % - категорически против использования возможностей цифровой среды; 39 % - отношусь настороженно; 0 % - разумное использование возможностей цифровой образовательной среды поможет осуществить эффективное сопровождение моего ребенка с ОВЗ. Ответы родителей в начале учебного го-

да говорили о скептическом отношении к интерактивным технологиям как инструментам цифровой педагогики. После того, как родители детей с ОВЗ познакомились с интерактивными технологиями и научились отличать обычные компьютерные игры от коррекцион-но-развивающих, пришло понимание, что интерактивные технологии - это дополнительный дидактический инструмент для достижения педагогических целей в руках квалифицированного педагога, знающего как этим инструментом пользоваться без вреда для здоровья ребенка. Родители имели возможность присутствия на тренингах, занятиях детей с ОВЗ, когда учитель рационально интегрировал в урок (занятие) интерактивные технологии, и могли убедиться, что это было оправдано с точки зрения целей урока (занятия), помогало поддерживать ритм и сохранять мотивацию детей до конца занятия на должном уровне. Кроме того, многие родители к концу учебного года могли самостоятельно сопровождать своего ребенка с ОВЗ в цифровой среде при выполнении домашнего задания, так как владели необходимой информацией о возможностях цифровой образовательной среды и обладали достаточными знаниями по применению интерактивных технологий. В конце учебного года, после окончания периода эксперимента, родители ответили на вопросы следующим образом: 0 % - категорически против использования возможностей ЦОС; 29 % - отношусь настороженно; 71 % - разумное использование возможностей цифровой образовательной среды поможет осуществить эффективное сопровождение моего ребенка с ОВЗ.

Выводы. Подводя итоги проведенного эксперимента, можно подтвердить нашу гипотезу о важности повышения цифровой компетентности родителей детей с ОВЗ в процессе педагогического сопровождения обучения детей с ОВЗ в цифровой среде, о чем свидетельствуют положительные результаты опроса родителей после проведения экспериментальной работы.

Кроме того, отметим и влияние использования интерактивных технологий на личность

обучающегося, которое «учитывает его интересы и предпочтения в видах деятельности в ходе обучения воспитания» [4, с. 46]. Интерактивные технологии могут выполнять следующие функции: ценностно-ориентационную, предполагающую трансляцию общественных норм решения актуальных задач социального взаимодействия; индивидуально-ориентацион-ную, заключающуюся в самоопределении в статусе и функции в социальном взаимодействии); инструментально-ориентационную (приобретение опыта ориентации в различных социальных ситуациях); функцию самореализации, состоящую в получении удовольствия от процесса взаимодействия, реализации собственных возможностей и потребностей); стимулирующую функцию, предполагающую побуждение к участию во внеурочной деятельности, идти к успеху, анализировать и рефлексировать собственное поведение; а также конструктивную, диагностическую и корректирующую [4].

В процессе анализа теоретической литературы изучены особенности педагогического сопровождения детей с ОВЗ (Е. А. Стребе-лева, Е. А. Екжанова, Г. А. Мишина, Ю. А. Ра-зенкова, Е. А. Ефимова), современные научные взгляды на цифровизацию образования, определение интерактивных технологий и их функций (В. А. Кальней, С. Н. Чистякова, С. Е. Ши-шов, М. П. Нечаев), нормативно-правовые документы (ФГОС НОО детей с ОВЗ), что позволило определить вовлеченность родителей с ОВЗ в процесс сопровождения, их цифровую компетентность как одну из важных особенностей включения в учебный процесс в цифровой среде детей с ОВЗ, а также наметить дальнейшие направления исследования проблемы выявления особенностей включения в учебный процесс в цифровой среде детей с ОВЗ.

Установлено, что вовлеченность родителей в процесс педагогического сопровождения детей с ОВЗ в цифровой среде может быть достигнута посредством непрерывной работы педагога с родителями по установлению партнерских отношений и повышению цифровой

компетентности родителей, уточнены направления такой работы. Обозначены формы и содержание работы с родителями детей с ОВЗ, экспериментально подтверждена эффективность проводимой работы посредством сопоставления результатов опроса родителей в начале учебного года и в конце учебного года, после завершения этапа эксперимента. Разработанный опросник для родителей детей с ОВЗ может быть использован педагогами для уточнения результативности работы педагога по включению детей с ОВЗ в учебный процесс в цифровой среде.

Исследование проблемы выявления особенностей включения в учебный процесс в цифровой среде детей с ОВЗ предполагает в дальнейшем обратиться к разработке методических пособий для педагогов, представляющих собой сборник интерактивных игр для младших школьников с ОВЗ, сборник упражнений с интерактивными играми для повышения самооценки, адаптации и мотивации учащихся с ОВЗ, что в целом, на наш взгляд, будет способствовать повышению цифровой грамотности педагогов начальной школы при работе с детьми с ОВЗ и позволит рационально интегрировать цифровые инструменты в педагогический процесс.

АННОТАЦИЯ

В статье дан анализ теоретической литературы и результатов эмпирического исследования на предмет проверки гипотезы, что одной из особенностей включения детей с ОВЗ в учебный процесс в цифровой среде является вовлеченность родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в педагогический процесс сопровождения детей с ОВЗ в цифровой среде и повышение их цифровой грамотности. В аспекте исследования приводится определение интерактивных технологий, перечень их функций как инструмента цифровой педагогики для достижения целей личностно ориентированного обучения. Обозначены пути дальнейших исследований в области особенностей включения в учебный процесс в цифровой среде детей с ОВЗ и планируемый вклад автора в решение этой проблемы.

202.J/.]-

Ключевые слова: цифровая среда; дети с ограниченными возможностями здоровья; интерактивные технологии; педагогическое сопровождение; цифровая грамотность.

SUMMARY

The article analyzes the theoretical literature and the results of empirical research to test the hypothesis that one of the features of the inclusion of children with disabilities in the educational process in the digital environment is the involvement of parents of children with disabilities in the pedagogical process of accompanying children with disabilities in the digital environment and improving their digital literacy. In the aspect of the study, the definition of interactive technologies is given, a list of their functions as a tool of digital pedagogy to achieve the goals of personality-oriented learning. The ways of further research in the field of the features of inclusion in the educational process in the digital environment of children with disabilities and the planned contribution of the author to solving this problem are outlined.

Key words: digital environment; children with disabilities; interactive technologies, pedagogical support, digital literacy.

ЛИТЕРАТУРА

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Кор-рекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: науч.-метод. пособие. - СПб.: КАРО, 2013. - 336 с.

2. Ефимова Е. А. Психолого -педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. - 2016. - № 4 (17). - URL: https://cyberle-ninkaru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-so-provozhdenie-detey-s-ogranichennymi-vozmoz-hnostyami-zdorovya-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo (дата обращения: 02.07.2023).

3. Кальней В. А., Шишов С. Е. Алгоритмическое мышление в контексте цифровой компетентности обучающихся [Электронный ресурс] // Вестник РМАТ. - 2021. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/algoritmicheskoe

myshlenie-v-kontekste-tsifnovoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 02.07.2023).

4. Нечаев М. П., Кальней В. А. Интерактивные педагогические технологии в современной образовательной среде [Электронный ресурс] // Вестник РМАТ. - 2016. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-pe-dagogicheskie-tehnologii-v-sovremennoy-obrazo-vatelnoy-srede (дата обращения: 02.07.2023).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] - URL: http://ivo.garant.ru/proxy/share? data=q4Og0aLnpN5Pvp_qlYqx4d79qPLUv9u4 5fKDAPPnpdCi9fKT8aG1yaDSot2jmBrxo-KC 4o39hv2I8pjwn7XksvC9xL7Kjue0lRrwiuCN57 Litefl (дата обращения: 02.07.2023).

6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2014. - 182 с.

7. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения старших школьников в условиях социального партнерства // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2015. -№ 3 (5). - С. 40-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.