УДК 371.3
О.В. КОЛОМИЙЦЕВА
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Уточняются профессиональные компетенции современного педагога для качественного развития инклюзивного образования в цифровой образовательной среде. Проводится анализ эмпирического исследования о состоянии инклюзивного обучения в школе. Целью анкетирования было выявить у участников педагогического процесса потребности в коммуникативном развитии, предпочтительные пути их развития, благоприятные условия для их формирования, современные проблемы инклюзивного образования. Особой поддержки в плане формирования профессиональных компетенций педагога в настоящее время требуют такие компетенции, как цифровая грамотность и компетентность в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: профессиональные компетенции педагога, инклюзия, цифровая грамотность, цифровая образовательная среда.
The article clarifies the professional competencies of a modern teacher for the qualitative development of inclusive education in a digital educational environment. The analysis of an empirical study on the state of inclusive education in school is carried out. The purpose of the survey was to identify the participants of the pedagogical process needs for communicative development, preferred ways of their development, favorable conditions for their formation, modern problems of inclusive education. Currently, such competencies as digital literacy and competence in working with children with disabilities have special support in terms of theformation of professional competencies of a teacher.
Keywords: pedagogical competences, inclusion, digitalization, digital literacy, digital educational environment.
В настоящее время происходит трансформация системы образования с учетом решения такой важнейшей задачи, как доступность образования для всех категорий населения, в том числе и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дается определение обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья. Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией
© Коломийцева О.В., 2022
и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [9]. Таким образом, инклюзией (от лат. include - заключаю, включаю) будет являться включение такого лица в процесс обучения в образовательном заведении при создании специальных условий и учете особых образовательных потребностей (ООП) учащегося. Проблема решения задачи инклюзии заключается в том, что имеет место обучение учащегося с ОВЗ в обычном образовательном заведении без создания при этом специальных условий и учета его особых образовательных потребностей. Это негативно отражается на всех участниках педагогического процесса
и не дает требуемой результативности ни в плане обучения, ни в плане воспитания.
В 2019 году Н.Н. Малофеев разработал Концепцию развития образования детей с ОВЗ, где перечислены исследования и положения, а также указано на изменения в процессе подготовки специалистов, необходимые для реализации Концепции в ближайшее десятилетие [3]. Можно выделить следующие компоненты готовности педагога к осуществлению эффективного взаимодействия при инклюзивном обучении: мотивационный, когнитивный и личностный [6].
Пандемия коронавируса, на наш взгляд, стала катализатором процесса погружения образования в цифровую среду. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и необходимости всеобщей цифровой грамотности говорилось в распоряжении Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р. Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 перед системой образования поставлена одна из стратегических задач - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Цифровая образовательная среда - это пространство, где для достижения образовательных целей используются цифровые технологии. Цифровые технологии - это «основанные на методах кодировки и передачи информации дискретные системы, позволяющие решать разнообразные задачи за относительно короткие промежутки времени» [1, с. 73]. К цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) относятся объекты виртуальной и дополненной реальности, интерактивного
моделирования, символьные объекты и деловая графика, представленные в цифровой форме фотографии и видеофрагменты. Главное качество ЦОР -их интерактивность. Использование ЦОР предполагает активное участие обучающегося. ЦОР в истории использования электронных образовательных ресурсов появились относительно недавно. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса, которые педагог может приобретать, разрабатывать самостоятельно или использовать в готовом виде из мультимедиасистемы в открытой образовательной среде. На сегодняшний день педагоги в той или иной степени владеют навыками работы со средствами электронной образовательной среды (ЭОС), такими как электронные издания, учебные видеофильмы и звукозаписи, информация из глобальной сети. Электронные и цифровые образовательные ресурсы объединены в понятие «информационные образовательные ресурсы». Есть данные, что 70% педагогов не используют ЭОР при обучении детей с ОВЗ [10, с. 291]. Таким образом, актуальна проблема формирования цифровой компетентности (грамотности) педагогов, под которой будем понимать определенную систему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности с использованием цифровых технологий.
Любая деятельность, имеющая свою цель, в процессе ее достижения должна контролироваться и корректироваться на предмет правильности выбранного пути. Так, для уточнения верности пути трансформации образования в
плане инклюзии нами было проведено анкетирование всех участников педагогического процесса - педагогов, учащихся и их родителей. Целью анкетирования было выявление потребности в коммуникативном развитии, предпочтительных путей развития, благоприятных условий для их формирования, современных проблем инклюзивного образования. В опросе приняли участие 20 педагогов детей младшего школьного возраста, 20 родителей учащихся и 30 учеников младшего школьного возраста.
Половина опрошенных педагогов на вопрос «Какие чувства вы лично испытываете по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?» ответили, что считают необходимым оказывать всестороннюю помощь детям с ОВЗ и их родителям. Никто из респондентов не ответил, что дети с ОВЗ могут позаботиться о себе самостоятельно. 25% педагогов отметили, что они испытывают чувство эм-патии к таким детям.
Как показал опрос, наибольшие сложности во внедрении инклюзии, по мнению педагогов, связаны с недостатком педагогов-специалистов и недостаточным уровнем теоретической и практической подготовки педагогов для обучения детей с ОВЗ. Интересно, что большинство опрошенных считают себя готовыми профессионально (имеют соответствующий уровень компетенции) и значительно меньшее количество педагогов психологически готовы к работе с детьми с ОВЗ.
При ответе на вопрос «Что необходимо, по вашему мнению, для эффективной реализации инклюзивного подхода в российском образовании?» приоритетным оказалось разработать программу для детей и родителей по
преодолению негативного отношения к совместному образованию (27%), отмечена необходимость наличия таких специалистов для работы с детьми, как дефектолог, логопед, тьютор и др. (26%), важным признано совершенствование системы повышения квалификации для подготовки педагогических кадров (23%).
Сложности социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ видятся опрошенным педагогам в неполном информировании общества относительно особенностей коммуникации с детьми с ОВЗ; в нахождении «общего языка» с другими детьми из класса; в неготовности общества в целом воспринимать детей с ОВЗ как равных членов социума. Разработка индивидуального маршрута для каждого ребенка - наиболее эффективный, по мнению опрошенных педагогов, вариант педагогического сопровождения его социально-коммуникативного развития (25%). Для 22% опрошенных педагогов важен комплексный подход специалистов.
По вопросу «Какие формы общения, на ваш взгляд, наиболее эффективны для детей с ОВЗ в школьной среде?» (с ранжированием предложенных вариантов) ответы педагогов распределились следующим образом: за «живое» (офлайн) общение высказались 32%; за общение под контролем взрослого - 23%; переписка в чате - 17%; совместное времяпрепровождение после уроков - 19%; подходят все варианты ответов - 9%.
Система педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ, по мнению педагогов, должна включать консультативно-просветительское направление (25%), организационно-методическое
(24%), коррекционно-развивающее (23%) и профилактическое (22%).
Большинство опрошенных сообщили, что считают малоэффективным инклюзивный подход в том виде, в котором он существует в российском образовании на сегодняшний день.
На вопрос «Как вы считаете, как общаются ваши ученики без ОВЗ с детьми с ОВЗ в школьной среде?» педагоги ответили, что необходим постоянный контроль общения детей (55%).
Что касается ответов родителей, то большинство из них на вопрос «Как вы оцениваете успехи вашего ребенка в коммуникативном развитии?» ответили, что ребенок легко вступает в контакт со сверстниками, но при этом многие опрошенные высказали пожелание, чтобы ребенок меньше стеснялся и был более уверен в себе. Небольшое количество родителей сказали, что ребенок легче общается с одним-двумя детьми, но не с группой.
На вопрос «Обращались ли вы ранее за помощью специалистов с целью коррекции речевого развития?» 40% родителей ответили, что их дети получали (получают) помощь специалистов в плане речевого развития.
На вопрос «Что, по вашему мнению, является важным для формирования навыков общения ребенка в школе?» родители распределили ответы в приоритетном порядке от наиболее важного к менее значимому, где на первом месте оказались совместные мероприятия, далее - мероприятия,направлен-ные на повышение культуры общения, потом - общение в онлайн-формате, общение на переменах.
На вопрос «Как вы считаете, имеет ли смысл в затруднительных ситуациях в воспитании детей искать ответы на вопросы в специальной литературе,
вебинарах, встречах?» большинство родителей сообщили, что они используют знания из специальной литературы, вебинаров, встреч.
При ответе на вопрос «Как вы думаете, испытывает ли ваш ребенок трудности в общении с детьми с ОВЗ?» 47% родителей заявили, что они часто говорят ребенку, что нужно дружить с детьми с ОВЗ и без, и ребенок так и делает; 32% сказали, что ребенок общается со всеми детьми одинаково. Однако 11% родителей признались, что их ребенку нелегко общаться с детьми с ОВЗ, и 10% - что ребенок может сделать выбор в пользу общения с ребенком без ОВЗ, чем с ОВЗ.
На вопрос «Какие формы работы с семьей вы считаете наиболее эффективными?» большинство опрошенных ответили, что наиболее эффективны для детей индивидуальные беседы с преподавателями и/или консультации (32%), совместные занятия и праздники (26%).
На вопрос «Какие чувства вы лично испытываете по отношению к детям с ОВЗ?» 70% родителей ответили, что считают необходимым оказывать всестороннюю помощь детям с ОВЗ.
При ответе на вопрос «Каковы, на ваш взгляд, наибольшие сложности в работе педагога с детьми, имеющими ОВЗ?» стало понятно, что наибольшие сложности в работе педагога с детьми, имеющими ОВЗ, связаны с недостатком педагогов-специалистов, специальных средств обучения, недостаточным уровнем теоретической и практической подготовки педагогов. Примерно треть опрошенных родителей на вопрос «Откуда вы получаете знания о воспитании ребенка?» ответили, что получают эти знания из жизненного опыта, 25% используют советы педаго-
гов, родителей, друзей; некоторые слушают передачи по радио, телевидению, посещают лекции, воспитывают по интуиции.
15% опрошенных родителей при ответе на вопрос о трудностях в воспитании заявили, что для них такими трудностями являются неусидчивость, невнимательность ребенка; 30% сообщили, что трудностей в воспитании не испытывают, 40% сталкиваются с непослушанием ребенка, 15% родителей ощущают недостаток педагогических знаний.
Подавляющее большинство учащихся (74%) дали определение толерантности как способности принимать других такими, какие они есть, и быть снисходительными к другим. 26% заявили, что это способность человека слышать и уважать мнение других.
55% учащихся сказали, что если они окажутся рядом с человеком в инвалидном кресле, то отнесутся к нему как к обычному человеку. 45% школьников утверждают, что если у ребенка с ОВЗ не будет проблем с поведением, возможно, они подружатся.
33% учеников затруднились ответить на вопрос «Если твой родственник-ровесник являлся бы человеком с ограниченными возможностями здоровья, ты посоветовал бы ему учиться в школе, каждый день общаясь со сверстниками и учителями, или ему лучше находиться на домашнем обучении?». 22% детей посоветовали бы своему родственнику получать образование в домашней обстановке; 15% учащихся сказали, что решать, какую форму обучения выбрать, должны родители ребенка с ОВЗ.
44% респондентов сказали, что необходимо больше рассказывать о проблемах детей с ОВЗ. 22% учеников выска-
зались за то, что можно начать общение с детьми с ОВЗ в онлайн-формате с целью узнать друг друга лучше. 19% школьников отметили, что не против чаще встречаться с детьми с ОВЗ на различных мероприятиях.
Данные опроса показали, что для развития инклюзивного обучения необходимо создание педагогических условий и управление процессом включения детей с ОВЗ в образовательный процесс. В частности, разработан новый инструмент системного проектирования («Мобильное электронное образование»), который «на микроуровне рассматриваемого процесса обеспечивает налаживание продуктивного взаимодействия и общения между педагогом и ребенком с ограниченными возможностями здоровья» [10, с. 302]. Таким образом, становится актуальным формирование у педагогов «умения самостоятельно проектировать предметную информационно-образовательную среду, ключевым компонентом которой станут электронные образовательные ресурсы» [2, с. 25].
В результате анкетирования были выявлены потребности детей в коммуникативном развитии; предпочтительные пути их развития, такие как начало общения в онлайн-формате или офлайн на школьных мероприятиях; благоприятные условия для их формирования (встречи, контроль общения взрослыми, увеличение осведомленности о современных проблемах людей с ОВЗ). На сегодняшний день требуют особой поддержки в плане формирования такие компетенции педагога, как цифровая грамотность и компетентность в работе с детьми с ОВЗ. С целью реализации инклюзивного образования важно подготовить компетентные педагогические кадры, способные
создавать условия для развития и развивать индивидуальные особенности учащихся с ОВЗ.
Использование возможностей цифровой образовательной среды помогает индивидуализировать образовательный маршрут, повысить уровень мотивации к учебному процессу, увеличить заинтересованность учащихся за счет разнообразия подачи материала средствами наглядности, активизировать внимание за счет использования разнообразных компьютерных программ. Индивидуальный маршрут позволяет рассматривать обучающегося с ОВЗ не как объект образовательного процесса, а как полноправного его участника [7].
При этом необходимо понимать, что переход на приоритетное использование технологий «цифры» перед традиционными педагогическими технологиями несет негативные последствия, такие как вред здоровью [5, с. 28], сложность переноса навыков для использования в реальном мире, общение с мнимыми друзьями, сложность интеграции в офлайн-среду после относительно комфортного общения в онлай-не, «дефицит социального опыта» [5, с. 155]. Таким образом, необходимо не допустить общения и обучения исключительно в цифровом пространстве.
Для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в условиях инклюзии становится целесообразным разработать электрон-
ное пособие по развитию социально-коммуникативных навыков в школьном коллективе, которое бы помогло педагогам планировать и осуществлять свою педагогическую деятельность в преодолении проблем коммуникации между детьми с ОВЗ и без. Априори обучающийся с ОВЗ должен стать таким же субъектом образовательного процесса, как и обучающийся без ОВЗ, что может быть достигнуто за счет создания безбарьерной среды, пакета адаптивных образовательных программ, системы психолого-педагогического, медицинского и тьюторского сопровождения, специальной подготовки педагогических кадров и использования возможностей инновационных образовательных технологий [4].
Важно отметить, что родители детей с ОВЗ также являются двигателями инклюзии, создавая некоммерческие организации (НКО), выступая с предложениями и осуществляя контроль реализации инклюзивного образования.
Вместе с формированием профессиональных компетенций у педагогов для осуществления эффективной педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования особое внимание со стороны государства должно уделяться повышению всеобщей осведомленности о проблемах людей с особыми образовательными потребностями для дальнейшего развития общества по гуманистическим законам.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Актуализация цифровых технологий в современном образовании/В.А. Кальней, С.Е. Ши-шов, Д.С. Ковалев и др. // Вестник РМАТ. 2020. № 4. С. 73-76.
2. Зенкина С.В., Суворова Т.Н. Пересмотр учителем подходов к использованию и разработке электронного методического обеспечения урока // МНКО. 2016. № 1 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peresmotr-uchitelem-podhodov-k-ispolzovaniyu-i-razrabotke-elektronnogo-metodicheskogo-obespecheniya-uroka (дата обращения: 27.11.2021).
3. Малофеев Н.Н. Концепция образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36. URL: https://alldef.ru/articles/almanac-36/ the-concept-of--development-of-education-of-children-with-disabilities (дата обращения: 27.11.2021).
4. Митрохина С.В., Романов В.А., Жиганова О.М. Проблемы инклюзивного образования и пути их разрешения // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 280.
5. Никольская И.А. Информационно-коммуникационные технологии в специальном образовании: учеб. 2-е изд., перераб. М.: Инфра-М, 2021. 232 с. (Среднее профессиональное образование).
6. Санина Е.И., Ахмадов М.М. Понятие готовности бакалавров педагогического направления подготовки к обучению детей с ОВЗ в открытой образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2018. Вып. 60. Ч. IV. C. 371-374.
7. Санина Е.И., Жиганова О.М. Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления инклюзивного профессионального обучения в вузе // Вестник РМАТ. 2016. № 3. С. 107-111.
8. Санина Е.И., Митрохина С.В. Формирование у обучающихся коммуникативной компетентности в процессе педагогического общения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 281.
9. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 337-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. на 30 декабря 2021 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 29.11.2021).
10. URL: https://mpgu.su/wp-content/uploads/2019/01/диссертация-Соловьева.pdf (дата обращения: 27.11.2021).