2. Зеленецкая Л.П. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании // Молодой ученый. 2020. № 18. С. 498-499.
© Карабанова, Лёвкина О.В., 2021
УДК 1174
Панькова Г.Н.
старший преподаватель кафедры специального и инклюзивного образования государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»,
г. Ставрополь, РФ
ЦИФРОВОЙ ДЕТСКИЙ САД- ЭФФЕКТИВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация:
В статье освещается вопрос об использовании цифровых технологий, которые являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ при работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей с ОВЗ развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации образовательной деятельности и социализации в целом ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.
Ключевые слова:
Цифровые технологии, деятельностный подход, развивающая среда, социализация, цифровая среда, цифровое образовательное пространство, мультимедийные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, сенсорные эталоны.
В настоящее время цифровая среда стала неотъемлемой частью жизни ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями. Источником формирования у ребенка представлений об окружающем мире, нравственных ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальные институты социализации образовательных организаций, но и интернет и электронные образовательные ресурсы, а также информационные и телекоммуникационные технологии.
Потребности и интересы детей учитываются в основных нормативных документах в сфере образования, где важной задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе за счет организации современного цифрового образовательного пространства.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы включает в себя актуальный и важный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», целью которого является создание образовательной среды, обеспечивающей качественное образование людей нашей страны разного возраста и социального статуса с использованием современных информационных технологий.
В национальном проекте "Образование" одним из приоритетов является создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы,
совокупность информационно-телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих полноценное освоение образовательных программ не только для нормативных детей, но и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация современной цифровой среды в дошкольных образовательных учреждениях обеспечит полную реализацию целей, задач, принципов и содержания Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основой современных образовательных технологий являются цифровые образовательные ресурсы. Цифровой образовательный ресурс функционирует на основе информационно-коммуникационных технологий.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании окажет положительное влияние на развитие всех структурных компонентов психики дошкольников, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. указывают на возможность овладения компьютером детьми уже в возрасте 3-6 лет.
Научные исследования по использованию обучающих и развивающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации "Компьютер и детство" в сотрудничестве с учеными многих учреждений, начиная с 1986 года, а также исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному методу представления информации достигаются следующие результаты: дети легче узнают о сенсорных эталонах: форме, цвете и размере; возможность ориентироваться на плоскости и в пространстве сформируется быстрее: интенсивно будет развиваться произвольное внимание и память; активно будет формироваться целеустремленность и сосредоточенность, волевой контроль; разовьются воображение и творческие способности; будут развиваться в полном объеме мыслительные операции и формы мышления.
Перечислим основные средства информационно-коммуникационных технологий: тренинг (источник знаний, тренажер умений и навыков учебной или практической деятельности для повторения и закрепления пройденного материала); информационно-поисковые и справочные службы; демонстрация (визуализация изучаемых явлений, явлений, процессов с целью их познания); моделирование (аспект реальности для изучения ее содержания, структуры и функций); лабораторные (эксперименты на реальном оборудовании эмпирическим путем); моделирование (модель объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения); расчет (автоматизация расчетов); учебно-игровая (создание учебных ситуаций, в которых деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется в игровой форме).
Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и изучая их возможности, будут испытывать интерес и радость от взаимодействия с ними. Интерактивные развивающие игры позволят организовать обучение детей с различными способностями и особыми возможностями здоровья, строить образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным инструментом решения проблем развивающего обучения в дошкольном образовании.
Для современных детей познавательная, исследовательская и игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, но очень интересным занятием, а главное-доступным способом получения новых знаний и жизненного опыта.
Развитие познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит от многих факторов, в том числе от того, насколько нагляден и удобен дидактический материал для его восприятия. Использование электронных дидактических материалов в процессе осуществления образовательной деятельности не только знакомит детей с ограниченными возможностями здоровья с окружающим миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции когнитивной сферы, а также, что не менее важно, социализации в современном обществе в целом.
В процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в области применения ИКТ в дошкольной образовательной организации можно отметить: интенсивное развитие познавательных
процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья, благодаря использованию ИКТ, развитие мотивационной сферы при осуществлении познавательной деятельности у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование дидактических компьютерных игр позволит обеспечить нужное количество повторений на различных материалах при сохранении эмоционально положительного настроя и поддержании интереса к заданию у дошкольника, особенно у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Особая роль дидактической игры в процессе обучения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным и эффективным, что позволит ребенку с ОВЗ получить собственный жизненный опыт. Использование учебно-игровых средств и тренажеров в коррекционно-развивающей работе, то есть компьютерных технологий, откроет перед педагогами новые возможности использования педагогических приемов при разработке коррекционных методик, а именно перечислим их:
• Возможность выбора материала разного уровня сложности. Конкретному ребенку с ОВЗ всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям здоровья, как физического, так и психического, а также задачам и содержанию обучения.
• Сделать" видимыми " проблемы в развитии ребенка, которые трудно диагностировать в традиционном образовании. Покажет как преобразовать выявленные проблемы в специальные цели, задачи и содержание обучения.
• Формировать у ребенка процесс осмысления собственной самостоятельной деятельности.
• Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием компьютера позволит создать более комфортные условия для успешного выполнения развивающих упражнений или коррекционных упражнений.
• Ребенок с ограниченными возможностями сможет освоить модели опосредованного общения с вымышленными персонажами компьютерной программы, что поможет ребенку в прямом межличностном общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
• У ребенка с ограниченными возможностями появится желание исправить увиденную им ошибку, используя приемы самоконтроля, опираясь на привлекательную графику и динамику виртуальных обучающих продуктов.
• Во время коррекционных занятий с использованием компьютерной программы ребенок с ограниченными возможностями утратит негативизм, упрямство, связанное с необходимостью многократно повторять определенные действия на компьютере.
• Появится уверенность в своих силах, желание продолжать эту деятельность, повысится мотивация к достижению цели и выполнению задачи в полном объеме, несмотря на трудности, которые им нужно будет преодолеть.
• Дети будут меньше уставать, они будут работать дольше.
• Глядя на экран монитора, ребенок увидит результат своей интеллектуальной деятельности.
• Компьютерные игры не будут задавать темп игры детям, они будут учитывать ответы детей при формировании новых заданий, тем самым обеспечивая индивидуальный подход к обучению, исходя из зоны актуального развития дошкольников данной категории.
• Благодаря компьютерным виртуальным программам образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья приобретет расслабленный характер, вызывая желание и мотивацию детей к успеху.
• Вне учебной деятельности компьютерные игры помогут закрепить знания детей с ОВЗ; которые могут быть использованы для индивидуальной деятельности с детьми, для развития умственных способностей, необходимых для учебной познавательной деятельности детей выше указанной категории: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Организационно-методическая работа также включает планирование компьютерных игр с учетом их содержания и потенциала детей с ограниченными возможностями. Успех работы во многом зависит
от умения планировать компьютерные программы в перспективе, учитывая все более сложные правила управления компьютером, игровые и дидактические задачи. Легкие компьютерные игры повторять нельзя, нормативные дети, как и дети с ограниченными возможностями, быстро усваивают их за один раз, сложные по содержанию игры привлекают детей. Они обычно повторяются с интервалом в 2-3 раза.
Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь позитивную нравственную направленность, они не должны быть агрессивными, жестокими, насильственными. Особый интерес для детей с ограниченными возможностями представляют программы с элементами неожиданности, необычной яркости, красочности и динамики.
С целью организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья группы компенсаторной направленности могут быть оснащены интерактивными электронными ручками "Эксперт", дыхательным тренажером "Босс-тренажер", специалисты могут использовать программу "Лонгитюд" для проведения психолого-педагогической диагностики и определения индивидуального маршрута развития ребенка. Для физического и эмоционального развития детей можно использовать интерактивный пол, который позволит ребенку с ограниченными возможностями выполнять активные действия и при этом получать массу положительных эмоций.
Учебной базой в дошкольном учреждении являются образовательные конструкторы LEGO WeDo, DINO, Bee-Bot и LEGO Education ("Построй свою историю")," Детская лаборатория ", "КУБО-БОТ".
Современное образование трудно представить без ресурсов Интернета. Интернет обладает огромным потенциалом для образовательных услуг. Возможности, предоставляемые онлайн-электронными ресурсами, позволят решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья:
• Во - первых, это дополнительная информация, которая по каким-то причинам отсутствует в печатном издании.
• Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимация, видео).
Мультимедийные презентации позволят представить учебный и развивающий материал в виде системы ярких эталонных образов, наполненных всесторонней структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Опора на здоровьесберегающие технологии является необходимым условием успешного и эффективного использования ИКТ. При внедрении информационно-коммуникационных технологий в практику работы необходимо исходить из принципа "не навреди" здоровью ребенка, поэтому необходимо следовать рекомендациям по безопасности работы дошкольника с ограниченными возможностями здоровья на компьютере.
Наблюдения показали, что все дети с ограниченными возможностями здоровья, с которыми проводится описанная выше работа, с удовольствием изучают информационно-коммуникационные технологии, у них улучшаются познавательные способности, легче происходит социальная адаптация, они лучше усваивают материал.
Список использованной литературы:
1. Адаева Н. А. Компьютер как средство предматематической подготовки дошкольников/ Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова. Ульяновск, 2011.
2. Амунова О. С. Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников. 2011. http://www.rusedu.info/Article840.html
3. Горвиц Ю., Позняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду // Дошкольное воспитание.- 1991., № 5 с.35
4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.: Сфера. 2018
5. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова - М.: Просвещение. 2014
© Панькова Г. Н., 2021