Научная статья на тему 'Особенности ведения внутреннего контроля в торговой организации'

Особенности ведения внутреннего контроля в торговой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1144
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА / ДИАГНОСТИКА / АУДИТОРСКИЙ РИСК / ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INTERNAL CONTROL / AUDIT / DIAGNOSTICS / AUDIT RISK / TRADE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенова Ж.А., Ищенко О.В., Леошко В.П.

В статье определены особенности и возможности ведения внутреннего контроля в торговой организации. Актуальность исследования определяется необходимостью проведения анализа эффективности внутреннего контроля в системе бухгалтерского учета торговых организаций для разработки мер по его улучшению. Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретических аспектов внутреннего контроля для его практического применения. Практическая значимость состоит в том, что исследование включает решение задач по эффективности ведения внутреннего контроля в организации торговли. Основные идеи и выводы формулируются с учетом возможностей их практической реализации, позволяющих организовать внутренний контроль и повысить эффективность общей системы контроля как составной части управления предприятием. Даётся обобщенная характеристика понятия внутреннего контроля, как одной из экономических категорий, играющих важную роль в условиях нестабильной социально-экономической ситуации. Выяснены особенности повышения аудиторского риска рисков для организаций, применяющих внутренний контроль. Значительное внимание в работе акцентируется на особенностях разработки договоров с поставщиками, в целях повышения платежной дисциплины. Определено, что для оценки состояния системы внутреннего контроля торговой организации следует провести опрос ее сотрудников, который позволит обозначить узкие места в системе учета расчетов с поставщиками и определить дальнейшие направления контроля. Реализация предлагаемых мероприятий по ведению внутреннего контроля торговой организации позволит значительно улучшить ведение учета расчетов с поставщиками и покупателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of conducting internal control in a trade organization

The article identifies the features and possibilities of maintaining internal control in a trade organization. The relevance of the study is determined by the need to analyze the effectiveness of internal control in the accounting system of trade organizations to develop measures for its improvement. Theoretical significance lies in the generalization of the theoretical aspects of internal control for its practical application. The practical significance lies in the fact that the study includes solving problems of the effectiveness of maintaining internal control in the organization of trade. The main ideas and conclusions are formulated taking into account the possibilities of their practical implementation, allowing to organize internal control and increase the efficiency of the overall control system as an integral part of the enterprise management. A generalized description of the concept of internal control is given, as one of the economic categories that play an important role in the unstable socio-economic situation. The features of raising audit risk risks for organizations applying internal control have been clarified. Considerable attention in the work focuses on the features of the development of contracts with suppliers in order to increase payment discipline. It was determined that to assess the state of the internal control system of a trade organization, it should conduct a survey of its employees, which will allow identifying bottlenecks in the system of accounting for settlements with suppliers and determine further directions of control. The implementation of the proposed measures for maintaining the internal control of the trade organization will significantly improve the maintenance of the accounting of settlements with suppliers and customers.

Текст научной работы на тему «Особенности ведения внутреннего контроля в торговой организации»

Ж.А. Аксенова - доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, к.э.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, janna-obc@mail.ru,

Z.A. Aksenova - Associate Professor of the Department of Accounting and Information echnologies, Candidate of Economic Sciences, Krasnodar Institute of Cooperation (branch) of RUC;

О.В. Ищенко - доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, к.э.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, rov1301@yandex.com,

O.V. Ishchenko - Associate Professor of the Department of Accounting and Information echnologies, Candidate of Economic Sciences, Krasnodar Institute of Cooperation (branch) of RUC;

В.П. Леошко - профессор кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, к.э.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, rov1301@yandex.com,

V.P. Leoshko - Associate Professor of the Department of Accounting and Information echnologies, Candidate of Economic Sciences, Krasnodar Institute of Cooperation (branch) of RUC.

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ FEATURES OF MANAGEMENT OF INTERNAL CONTROL IN THE TRADE ORGANIZATION

Аннотация. В статье определены особенности и возможности ведения внутреннего контроля в торговой организации. Актуальность исследования определяется необходимостью проведения анализа эффективности внутреннего контроля в системе бухгалтерского учета торговых организаций для разработки мер по его улучшению. Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретических аспектов внутреннего контроля для его практического применения. Практическая значимость состоит в том, что исследование включает решение задач по эффективности ведения внутреннего контроля в организации торговли. Основные идеи и выводы формулируются с учетом возможностей их практической реализации, позволяющих организовать внутренний контроль и повысить эффективность общей системы контроля как составной части управления предприятием. Даётся обобщенная характеристика понятия внутреннего контроля, как одной из экономических категорий, играющих важную роль в условиях нестабильной социально-экономической ситуации. Выяснены особенности повышения аудиторского риска рисков для организаций, применяющих внутренний контроль. Значительное внимание в работе акцентируется на особенностях разработки договоров с поставщиками, в целях повышения платежной дисциплины. Определено, что для оценки состояния системы внутреннего контроля торговой организации следует провести опрос ее сотрудников, который позволит обозначить узкие места в системе учета расчетов с поставщиками и определить дальнейшие направления контроля. Реализация предлагаемых мероприятий по ведению внутреннего контроля торговой организации позволит значительно улучшить ведение учета расчетов с поставщиками и покупателями.

Annotation. The article identifies the features and possibilities of maintaining internal control in a trade organization. The relevance of the study is determined by the need to analyze the effectiveness of internal control in the accounting system of trade organizations to develop measures for its improvement. Theoretical significance lies in the generalization of the theoretical aspects of internal control for its practical application. The practical significance lies in the fact that the study includes solving problems of the effectiveness of maintaining internal control in the organization of trade. The main ideas and conclusions are formulated taking into account the possibilities of their practical implementation, allowing to organize internal control and increase the efficiency of the overall control system as an integral part of the enterprise management. A generalized description of the concept of internal control is given, as one of the economic categories that play an important role in the unstable socio-economic situation. The features of raising audit risk risks for organizations applying internal control have been clarified. Considerable attention in the work focuses on the features of the development of contracts with suppliers in order to increase payment discipline. It was determined that to assess the state of the internal control system of a trade organization, it should conduct a survey of its employees, which will allow identifying bottlenecks in the system of accounting for settlements with suppliers and determine further directions of control. The implementation of the proposed measures for maintaining the internal control of the trade organization will significantly improve the maintenance of the accounting of settlements with suppliers and customers.

Ключевые слова: внутренний контроль, аудиторская проверка, диагностика, аудиторский риск, торговая организация.

Keywords: internal control, audit, diagnostics, audit risk, trade organization.

Внутренний контроль торговой организации - это система, которая направленна на обеспечение непрерывной и эффективно работы организации для достижения поставленных целей и задач, а также улучшения управленческих функций в организации.

При проведении внутреннего контроля торговой организации проверяющие руководствуются законодательно - нормативными документами, действующими в Российской Федерации.

Целью внутреннего контроля торговой организации выступает установление соответствия применяемой в компании методологии учета и налогообложения, операций по движению средств нормативным требованиям для формирования достоверной картины о бухгалтерской, налоговой отчетности во всех существенных аспектах.

Основные направления внутреннего контроля учета обеспечивают:

— контроль над наличием и сохранностью материальных ресурсов;

— правильность ведения аналитического учета;

— правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и расходованию материальных ресурсов;

— использование материальных ресурсов, списание недостач, потерь и хищений;

— правильность отражения данных о наличии и движении материальных ресурсов в бухгалтерском (финансовом) учете и его отчетности.

В соответствии с основными направлениями можно выделить четыре направления, используемые проверяющими:

1) контроль аналитического учета движения средств;

2) использование средств, списание недостач, потерь и хищений;

3) контроль сводного учета средств и обязательств;

4) проведение анализа использования средств и обязательств.

В процессе внутреннего контроля бухгалтерского учета средств следует выяснить:

— обеспечивается ли контроль над наличием и сохранностью средств,

— правильно ли оформляются операции по движению средств (использование унифицированных форм первичной учетной документации, отражение операций поступления и расходования денежных средств в регистрах синтетического учета);

— соблюдается ли график документооборота по движению средств.

В ходе проведения внутренней проверки в торговой организации заполняются рабочие документы, на основании которых составляется письменный отчет руководству экономического субъекта и выдается заключение.

В ходе проверки работы торговой организации, связанной с наличными расчетами с физическими и юридическими лицами, устанавливается, ведется ли журнал кассира - операциониста в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В торговой организации необходимо обеспечить в установленном порядке ведение и хранение документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовых аппаратов, производить при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замена накопителей фискальной памяти с участием налоговых представителей.

Отметим, что согласно п. 1 ст.15 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в не оприходовании в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных и на юридических лиц [1]. В процессе проверки операций по расчетным и валютным счетам аудиторами не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.

Основными задачами внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются:

— проверка состояния учета и контроля за учетом операций с поставщиками и подрядчиками;

— документальная обоснованность и законность операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

— обоснованность и законность образования задолженности и ее погашения

— проверка полноты и правильности учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также полноты оприходования материальных ценностей и услуг;

— обобщение результатов аудита.

При этом следует иметь в виду, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении поставочных сделок относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров.

Установлено, что обязательным условием договоров поставки является определение срока исполнения обязательств по расчетам. Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам равен трем месяцам с момента фактического получения материальных ценностей.

При поступлении материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (отсутствие счетов-фактур), следует определить, не числятся ли эти ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность.

Суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками, подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.

Источником информации для проведения внутреннего контроля расчетов торговой организации с поставщиками и подрядчиками служат:

1) договоры на поставку материальных ценностей и оказание услуг;

2) журнал регистрации счетов-фактур;

3) журнал регистрации доверенностей на получение материальных ценностей;

4) запросы и акты сверок, полученные от третьих лиц;

5) счета-фактуры поставщиков;

6) журнал-ордер № 6, ведомость №5;

7) главная книга;

8) бухгалтерский баланс.

Однако, в рассматриваемом участке учета свойственны определенные факторы риска: отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки, большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов.

Факторы риска, а так же возможность злоупотреблений делают необходимым предварительно исследовать систему первичного учета, что позволит более ответственно подойти к проведению аудиторской проверки и обоснованно подойти к объему выборки и способу проведения проверки.

Предварительный анализ системы бухгалтерского учета дает возможность оценить качество первично-учетной документации, которая будет использована в качестве аудиторских доказательств.

Исследование системы первично-учетной документации сводится к:

1) Определению степени воздействия различных внутренних (организационная структура, информационное и кадровое обеспечение) и внешних факторов (отрасль, размеры производства, место расположения) на первично-учетною документацию.

2) Оценке внутрихозяйственного риска и риска средств контроля с помощью тестов.

3) Составлению плана и программы проверки, в которой определяются объем выборки и способ отбора элементов.

Для оценки состояния системы внутреннего контроля торговой организации следует провести опрос ее сотрудников. Это позволит обозначить узкие места в системе учета расчетов с поставщиками и определить дальнейшие направления контроля.

По результатам проведенного предварительного опроса определены положительные факторы в работе системы внутреннего контроля, такие как проведение сверок, с поставщиками ежемесячно и в конце года, наличие приказа на получение доверенности определенным лицом или группой лиц, но имеет и отрицательные факторы - отсутствие разработанных корреспонденции счетов по типовым операциям.

Но, несмотря на наличие отрицательных моментов в работе системы внутреннего контроля положительных моментов больше и поэтому можно охарактеризовать риск системы внутреннего контроля как средний.

Если торговое предприятие малое и имеет небольшие обороты можно и вполне достаточно рассчитать уровень существенности по следующему методу, суть которого заключается в расчете пяти показателей таких как:

- нераспределенная прибыль (5%),

- валовой объем реализации без налога на добавленную стоимость (2%),

- валюта баланса (2%),

- собственный капитал (10%),

- общие затраты (2%).

Определив уровень существенности, рассчитаем аудиторский риск, то есть риск субъективного определения вероятности признать что отчетность содержит искажения после подтверждения ее достоверности, либо признать, что отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле они отсутствуют.

Внутренний аудиторский риск представлен в виде упрощенной модели:

АР= ВХР x РК x РН, (1)

где АР - аудиторский риск (относительная величина);

ВХР - неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск;

РК - риск средств контроля;

РН - риск необнаружения [5].

На основе специфики деятельности торговой организации, организации бухгалтерского учета и низкого уровня контроля в отсутствии внутреннего аудита аудиторами установлено, что внутренний риск составляет 65 %, риск контроля 40 %, риск необнаружения - 15 %, поэтому аудиторский риск равен:

АР= 0,65 х 0,40 х 0,15 х 100 % = 4 %

В процессе проверки торговой организации внутренними аудиторами установлено, что расчеты с поставщиками и подрядчиками в основном производятся посредством безналичного расчета. Среди проверяемых договором использовался только один тип договоров - это договор на поставку.

Проверка договоров показала то, что на предприятии применяемая форма договоров типовая, различия все заключались в наименованиях поставляемых товарно-материальных ценностях.

С позиции действующего законодательства все проверенные договора не имели нарушений, а с позиции укомплектованности приложениями не все договора имели приложения.

Выполняя первую процедуру по плану проверки, было произведено прослеживание приходных документов и сравнение их с договорами и заявками на поставку товарно-материальных ценностей, а также проверка наличия счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке.

При провидении проверки было выявлено, что письма-заявки на поставку материальных ценностей отправлялись с помощью факсимильной связи и в некоторых случаев на предприятии не регистрировались.

По итогам прослеживания видно, что просроченных договоров нет, все договора исполнялись в условленные сроки, среди них нет просроченных. Отсутствие писем-заявок на поставку материальных ценностей по многим поставщикам по разъяснению главного бухгалтера объясняется тем, что письма посылались, но не всегда регистрировались.

По итогам первой процедуры было выявлено соответствие оприходованных материальных ценностей договорам. Не на все поставки имелись все оправдательные документы.

Затем необходимо аудиторами фирмы проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке. На предприятии аудиторами в процессе проверки используется журнал регистрации счетов-фактур.

При прослеживании для облегчения обработки собранной информации применяется аналитическая таблица. По выявленным отклонениям в таблице делается вывод о том, находят ли счета поставщиков свое отражения в регистрах бухгалтерского учета. Арифметических ошибок выявлено не было. Также было получено подтверждение работы системы внутреннего контроля, ошибки поставщиков обнаруживаются и исправляются.

При проверке внутренними аудиторами торговой организации внимание обращается на наличие дебиторской и кредиторской задолженности. Проводится проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности. При сканировании и прослеживании бухгалтерских записей в регистрах бухгалтерского учета, приходных и расчетных документах выявляются неправильно составленные корреспонденции счетов.

Например, на исследуемом торговом предприятии неправильно оприходован и поставлен к зачету НДС по поступившим материальным ценностям от индивидуального предпринимателя, так как счет-фактура не была предъявлена по причине того, что индивидуальный предприниматель находился на упрощенной системе налогообложения и НДС не учитывал и не выписывал счета-фактуры, поэтому НДС выделен на предприятии расчетным путем незаконно и также не законно поставлен к зачету. Главному бухгалтеру необходимо исправить проводки по начислению и зачислению НДС методом красное сторно и доначислить к сумме оприходованных ценностей.

Если, неправомерно поставлен к зачету налог на добавленную стоимость по поступившим товарно-материальным ценностям, полученным счет-фактура не была предъявлена и счет не оплачен. Главному бухгалтеру необходимо методом красное сторно уменьшить НДС представленный к зачету.

Следующей процедурой проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками проверка правильности определения поставщиками суммы налога на добавленную стоимость.

В процессе проведения аудиторских процедур при выявлении ошибок, внутренними аудиторами разрабатываются рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Торговая организация заинтересована в обеспечении своевременности расчетов с поставщиками, поэтому руководству организации рекомендуем использовать и такие формы расчетов, как расчеты чеками и аккредитивами, позволяющими обеспечить своевременность расчетов.

Предложенные формы расчетов далеко не полный перечень возможных форм денежных и не денежных расчетов, однако, по-нашему мнению, они являются наиболее оптимальными для торговой организации.

В качестве рекомендаций для работников бухгалтерии торговой организации: привести в соответствие с действующим законодательством ведение кассовых операций в организации, а для эффективности использования денежных средств, с целью усилить контроль кассовой дисциплины, оформить надлежащим образом первичные кассовые документы, проводить контроль за своевременностью и правильностью заполнения журнала кассира - операциониста, внедрить автоматизированную программу «1С: Предприятие, 8.3».

Практическое применение внутреннего контроля и совершенствование учета расчетов с поставщиками позволит торговой организации своевременно и достоверно отражать их на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также контролировать и анализировать их исходя из направления деятельности организации, при этом остатки на счетах учета расчетов с поставщиками при разделении их на виды деятельности организации будет являться ориентиром для формирования платежного календаря, исходя из приоритетности платежей по расчетам.

Применение правил МСФО в бухгалтерском учете расчетов торговой с покупателями поможет оценить достоверную стоимость задолженности по справедливой стоимости, которая причитается с третьих лиц. В целом разработка и реализация мер по ведению внутреннего контроля торговой организации позволит значительно улучшить ведение учета расчетов с поставщиками и покупателями.

Источники:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) // Консультант Плюс.. - Электрон. дан. - [М., 2019] .

2.О бухгалтерском учете: Федер. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Консультант Плюс. - Электрон. дан. - [М., 2019.]

З.Орлов, С. Н. Внутренний аудит в современной системе корпоративного управления компанией [Электронный ресурс]: Практическое пособие / С.Н. Орлов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 284 с.

4. Шеремет, А. Д. Аудит: Учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - 6-e изд. - М.: НИЦ Инфра-М, 2014. - 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sources:

1. The Russian Federation Code of Administrative Offenses of 30.12.2001 N 195-FZ (as amended on 17.06.2019.) (As amended and additional, entered into force on 07.01.2019...) // Consultant Plus .. - Electron. Dan. - [M., 2019].

2. About accounting: Feder. Law of December 6, 2011 No. 402 - FZ // Consultant Plus. - [M., 2019.]

3. Orlov, SN Internal Audit in the modern system of corporate management of the company [electronic resource]: A Practical Guide / SN Orlov. - M .: SIC INFRA-M, 2015. - 284 p.

4. Sheremet, A. D. Audit: Textbook / A.D. Sheremet, V.P. Suitz - 6th ed. - M .: SIC Infra-M, 2014. - 352 p.

А.Е. Арутюнова - доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», (aru-asya@yandex.ru, 89184189409),

A.E. Arutyunovа - associate professor Department of State and Municipal Management, Kuban State Technological University;

А.В. Лаврентьева - студентка Краснодарский кооперативный институт (филиал) «Российского университета кооперации», (alek.lavr@mail.ru, 89384224065),

A.V. Lavrenteva - student, Krasnodar cooperative Institute (branch) of Russian University of cooperation.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ FORMATION OF INFRASTRUCTURE TO IDENTIFY CREATIVE POTENTIAL OF PERSONALITY IN THE INDUSTRY

OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация. Государственная система работы с одаренными детьми должна включать несколько уровней. Формирование инфраструктуры при выявлении креативного потенциала личности является основной ступенью для работы с одаренными детьми.

В статье говорится о предложении создания «Центра по выявлению и развитию творчески одаренных детей», включающий работу с одаренными детьми в крупных центрах и муниципальных районах Краснодарского края. Предложено выявление ранней одаренности детей (с дошкольного возраста), далее идет выявление и развитие одаренности среди учащихся школ и заключительные этапы процесса обучения на базе Центра - развитие одаренности учащихся ССУЗОВ И ВУЗОВ.

Ключевая идея создания Центра - построение непрерывного образовательного процесса.

Функционирование Центра по выявлению и развитию творчески одаренных детей позволит создать индивидуальные условия, учитывающие способности того или иного ребенка, на высших ступенях окажет поддержку научным исследованиям молодых ученых.

Annotation. The state system of work with gifted children should include several levels. The formation of infrastructure in identifying the creative potential of the individual is the main stage for working with gifted children.

The article talks about the proposal to create a «Center for the Identification and Development of Creatively Gifted Children», which includes working with gifted children in major centers and municipal districts of the Krasnodar Territory. It is proposed to identify early giftedness of children (from preschool age), then comes the identification and development of giftedness among school students and the final stages of the learning process on the basis of the Center -the development of giftedness of students of secondary vocational schools and universities.

The key idea of creating the Center is to build a continuous educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.