бухгалтерский учет и аудит
УДК 657.6 ББК 65
Юнусова Д.А. - к.э.н., доцент кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудит», Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Yunusova D.A. - Pd.D., associate professor of the Department «Analysis of economic activity and audit» Dagestan state University of national economy
ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
FEATURES OF THE AUDIT OF TRADING ENTERPRISES
В данной статье рассмотрены теоретические вопросы аудита в торговых организациях, систематизированы ошибки, наиболее часто встречающиеся в учете на торговом предприятии.
Ключевые слова: аудит, аудиторская проверка, торговля, торговая организация.
This article discusses the theoretical issues of audit in trade organizations, systematizes mistakes that are most often encountered in the account at a trading enterprise.
Keywords: audit, audit, trade, trade organization.
В большинстве случаев торговые организации не попадают под проведение обязательного ежегодного аудита и не проводят его для внутренних нужд. Однако своевременный инициативный аудит торговых операций и финансовых документов предоставляет возможность выявить ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета, возможные нарушения российского законодательства и другие сложности учета.
Поскольку основа торговли - процессы приобретения, хранения и продажи товаров, то особенности аудита торговых организаций заключаются в контроле над сохранностью товаров, а также сбором информации о товарообороте, валовом доходе, состоянии и эффективности использования товарных запасов [3, с. 197].
Целью аудита предприятий торговли является подтверждение достоверности данных отчетности по наличию и движению товарно-материальных ценностей и установление соответствия оформленных хозяйственных операций действующим нормативным актам.
Источниками получения аудиторских доказательств при проведении аудита торговых организаций являются первичные документы.
К первичным документам относят: договоры поставки, накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, книга покупок, номенклатура ценник, доверенности, приходные ордера, акты о приемке материалов, карточки складского учета материалов, реестры карточек, инвентаризационные описи материально-производственных запасов, книга продаж, договоры с материально ответственными лицами, учетные регистры (ведомости, журналы ордера) по счетам 10, 14, 15, 16 и др., Главная книга и т. д.
Аудиторская проверка торговых организаций предполагает решение следующих задач:
- проверка правильности документального оформления операций по поступлению материальных ценностей, своевременности их отражения в учете;
- проверка соответствия оценки материальных ценностей при заготовлении, хранении и реализации выбранной учетной политике, ее оптимизация в целях снижения налоговых отчислений;
- проверка полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете расчетов с поставщиками и покупателями;
- проверка отражения доходов от реализации и начисленного налога на добавленную стоимость;
- проверка соответствия ведения и документального оформления кассовых операций действующему законодательству.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем, форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
Аудиторскую проверку торговой организации можно разделить на четыре полных этапа.
1. Работа по изучению учредительных и организационных документов предприятий.
На данном этапе проверяется наличие и соответствие законодательству учредительных документов организации, решения о назначении исполнительного органа. Изучаются договоры аренды торговых площадей (с точки зрения правомерности ведения предприятием торговой деятельности на занимаемых площадях); действующие разрешения на право торговли (если таковые требуются), сертификаты и иная разрешительная документация [1, с. 60].
2. Оценка системы внутреннего контроля предприятия.
На данном этапе проводятся:
- оценка оптимальности организационной структуры предприятия для целей организации бухгалтерского и налогового учета;
- проверка наличия организованной и функционирующей системы бухгалтерского учета и сохранности документов;
- проверка наличия и применения процедур, необходимых для совершения хозяйственных операций и контроля за их совершением;
- проверка соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности предприятия.
Для оценки внутреннего контроля аудиторы, как правило, исследуют также документы, запрашиваемые у предприятия: приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность товарно - материальных ценностей (ТМЦ); договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность ТМЦ; график документооборота; утвержденный приказом руководителя организации приказ о назначении лиц, имеющих право подписи финансовых и прочих документов [5, с. 59].
На основе проверки данных документов и по результатам проведенных контрольных процедур, аудитор делает вывод о соответствии или несоответствии системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности предприятия.
3. Аудит хозяйственной деятельности организации.
Данный этап является основным и наиболее трудоёмким при проведении аудита торговой организации. Условно данный этап подразделяется на подэтапы, в ходе проведения которых изучаются и оцениваются порядок оформления первичной документации, правильность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, соответствие проводимых операций действующему законодательству РФ, правильность расчета налоговых обязательств перед бюджетом.
Прежде чем приступить к проверке, аудитор изучает и анализирует учетную политику торговой организации и ее соответствие действующему законодательству в области бухгалтерского учета и налогообложения. В дальнейшем, при проведении аудита проверяется, соблюдает ли бухгалтерия предприятия на практике методы и способы ведения учета, изложенные в учетной политике [2, с. 31].
Затем, продолжая аудиторскую проверку, аудитор проводит:
3.1. Аудит основных средств предприятия.
В процессе проверки рассматриваются вопросы правильности формирования первоначальной стоимости основных средств, порядка отражения на счетах бухгалтерского учета основных средств, соответствия оформления первичных учетных документов по их поступлению и выбытию требованиям нормативных актов, ведения налогового учета основных средств.
Для этого изучаются первичные документы, в т. ч. договоры на приобретение имущества, регистры бухгалтерского учета, а также материалов инвентаризации, проводится опрос материально-ответственных лиц.
Задача аудитора на данном подэтапе - выявить нарушения, оценить их последствия и дать рекомендации по исправлению ошибок.
3.2. Аудит материально-производственных запасов предприятия (товаров).
Основное внимание при проверке учета товарно-материальных ценностей уделяется вопросам формирования фактической себестоимости материально-производственных запасов (и, прежде всего, товаров), порядку документального оформления их оприходования и выбытия при реализации, а также в иных случаях.
Аудиторами проверяются и исследуются:
- доказательства наличия товарных запасов на складах предприятия (в отдельных случаях аудиторы могут участвовать при проведении инвентаризации товаров);
- оформление первичных документов на приход и расход товаров;
- организация бухгалтерского и складского учета;
- формирование себестоимости приобретаемых товаров, в т. ч. в рамках импортных контрактов;
- организация и контроль списания товаров при продаже, методы оценки товаров при реализации.
3.3. Аудит формирования расходов на продажу предприятия.
Задача аудита на этом подэтапе сводится к выявлению всех нарушений, проблемных и спорных мест в учете расходов и дать обоснованные рекомендации по признанию затрат в бухгалтерском и налоговом учете.
3.3.1. Аудит расходов на продажу в разрезе статей затрат.
Прежде всего, объектами аудита являются оправдательные
документы, которые, согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Также наличие правильно оформленных первичных документов важно и с точки зрения подтверждения квалификации затрат как налоговых, руководствуясь статьей 252 НК РФ.
Аудиторы проверяют:
- соответствие применяемых в организации форм первичной документации унифицированным формам, утвержденным на законодательном уровне;
- наличие в документах, не являющихся унифицированными (типовыми), обязательных реквизитов;
- правильность заполнения обязательных реквизитов в документах;
- наличие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
- правильность внесения исправлений в документы и наличие в них незаверенных подчисток и помарок;
- правильность отражения документов в учетных регистрах.
В ходе проведения аудита изучаются и исследуются документы, подтверждающие осуществление торговой организацией расходов, а также оценивается их экономическая обоснованность и целесообразность по следующим направлениям:
- материальные расходы: учет расходов на организацию торговли и содержание складского хозяйства;
- расходы на оплату труда: наличие трудовых контрактов и (или) коллективного договора с работниками, правомерность и обоснованность начисления премий и других вознаграждений по результатам работы, компенсаций, оформление документов по расчету и выплате заработной платы;
- прочие расходы: аренда производственных, офисных и складских помещений, расходы на услуги связи, расходы на обучение работников и т. п.
3.3.2. Отраслевые особенности формирования затрат.
Ведение организацией торговой деятельности, безусловно,
приводит и к определенной специфике расходов, свойственной этой отрасли.
Так, в составе расходов большинства торговых компаний существенное место занимают транспортные расходы, осуществляемые в процессе приобретения и реализации товаров.
Аудиторы с особой тщательностью изучают и оценивают документы, подтверждающие такие расходы, а также проверяют правомерность «транспортной» составляющей в продажной цене товара в зависимости от базисных условий поставки в договорах с поставщиками или покупателями; расходы на предторговую подготовку
товара; расходы на рекламу, маркетинговые исследования и продвижение товаров.
Прежде всего, изучаются документы, подтверждающие связь расходов с торговой деятельностью предприятия, текущий характер расходов, полноту документов (наличие актов на оказанные услуги, отчетов по маркетинговым исследованиям, образцов рекламной продукции).
3.4. Аудит взаимоотношений и расчетов с заказчиками и покупателями товаров.
Как правило, аудиторская проверка на данном подэтапе идет по двум направлениям:
3.4.1. Аудит расчетов с покупателями предприятиями оптовой торговли:
- производится анализ договоров (условия и базис поставки, условия оплаты), в т. ч. внешнеэкономических контрактов;
- проверяется наличие и соответствие учетным данным актов сверок с покупателями;
- изучается документальное оформление операций по отгрузке товаров;
- осуществляется выборочная проверка своевременности, правильности и обоснованности учета доходов от реализации.
3.4.2. Аудит расчетов с покупателями предприятий розничной торговли:
- изучается организация работы с наличными денежными средствами: применение контрольно-кассовой техники, оформление документов, ведение кассовых операций;
- проверяется своевременность признания выручки, а также расчетов с покупателями при возврате товаров;
- документальное оформление передачи товаров в отделы розничных продаж.
3.5. Аудит и анализ расчетов предприятия с поставщиками и контрагентами: наличие договоров, обоснованность и своевременность платежей.
Проверка по счетам расчетов, возникших в результате осуществления предприятием хозяйственной деятельности, должна осуществляться по следующим направлениям:
- наличие и правильность оформления договоров и других документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей, выполнению работ (услуг);
- правильность и полнота оплаты полученных материальных ценностей, документально подтвержденный факт их поступления.
Необходимо выяснить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Кроме того, аудитор обязан установить:
- не пропущены ли сроки исковой давности по задолженностям;
- принимались ли меры и какие для погашения задолженности;
- составлялись ли акты выверки взаиморасчетов с контрагентами;
- соблюдение графиков погашения задолженности и писем (актов, уведомлений), в которых дебиторы признают свою задолженность;
- велась ли претензионно-исковая работа;
- осуществлялся ли контроль исполнения договорных обязательств.
Проверке также подлежит неистребованная кредиторская задолженность.
3.6. Проверка формирования прибыли предприятия и ее использования, а также налогообложение финансовых результатов деятельности предприятий.
В ходе проверки изучаются и анализируются:
-динамика прироста прибыли (в сравнении с предыдущими финансовыми годами);
- направления расходования прибыли (выплата дивидендов, рефинансирование развития производства: строительство новых объектов, приобретение производственных фондов);
- обоснованность и правомерность формирования фондов.
3.7. Аудит расчетов предприятия с бюджетом в части прочих налоговых обязательств.
В ходе аудита осуществляется проверка правильности формирования налоговой базы по налогам и правильность заполнения налоговых деклараций.
Как правило, по результатам аудиторских проверок предприятия вносят коррективы в данные бухгалтерского и налогового учета, производят перерасчеты налогов и представляют уточненные налоговые декларации в контролирующие органы, что позволяет им в дальнейшем избежать финансовых санкций при налоговых проверках.
Вносить исправления нужно до того, как налоговая инспекция обнаружит ошибки или назначит проверку. Кроме того, доначисленный налог и пени также придется уплатить самостоятельно до подачи исправленной декларации. В этом случае предприятие, в соответствии со статьей 81 НК РФ, освобождается от ответственности.
4. Подготовка отчета по результатам проведенного аудита.
На четвертом, заключительном, этапе обрабатываются полученные аудитором доказательства нарушений и ошибок, оценивается их влияние на налоговые обязательства компании и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При проведении обязательного аудита результаты аудиторской проверки оформляются специальным аудиторским заключением. Однако само по себе заключение не несет аналитической и рекомендательной информации. Поэтому заказчик аудита должен также требовать отчет об аудиторской проверке [4, с. 135].
Если же проводится инициативный аудит то, как правило, ограничиваются только таким отчетом, в котором подробно рассматриваются все выявленные ошибки, проводится их анализ, даются рекомендации по их исправлению.
Список литературы:
1. Прохорова Н.А., Волкова А.А. Особенности аудита субъектов малого предпринимательства, занятых в сфере торговли // ВЕСТНИК САМГУПС - 2015 - №2 (28) - с. 60-65.
2. Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н. Финансовый аудит как система контроля качества всего процесса управления организацией // Финансы и кредит- 2015, № 37. с. 31-45
3. Турищева Т.Б. Особенности аудита торговых организаций. // Актуальные проблемы социальной работы, экономики и права // - 2013. -С. 197-211.
4. Уразова Н.Т., Шикунова Л.Н Специфика аудита торговых организаций // Экономика и управление: Анализ тенденций и перспективы развития - 2014 - №17 - С 135-137.
5. Юнусова Д.А. Роль внутреннего аудита в повышении эффективности управления предприятием// УЭПС: управление, экономика, политика, социология.2016. №1. С.59-61.
УДК 657.6 ББК 65
Юнусова Д. А. - к.э.н., доцент кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудит», Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Yunusova D. A. - Pd.D., associate professor of the Department «Analysis of economic activity and audit» Dagestan state University of national economy
СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА»
THE SUBSTANCE OF THE CATEGORY "AUDITORS 'EVIDENCE"
Как известно, аудиторские доказательства - это вся информация, используемая аудитором при формировании выводов, на которых будет основываться аудиторское заключение. Однако нельзя ограничивать понимание аудиторских доказательств только рамками информации, которая получена аудитором в ходе проверки. Поэтому подходы к пониманию аудиторских доказательств необходимо определить и описать.
Ключевые слова: аудит, доказательство, подходы к пониманию аудиторских доказательств, методы сбора, классификация.
As you know, audit evidence is all information used by the auditor when forming conclusions on which an audit report will be based. However, it is not possible to limit the understanding of audit evidence to the scope of information received by the auditor during the audit. Therefore, approaches to understanding audit evidence need to be defined and described. Keywords: audit, evidence, approaches to understanding audit evidence, collection methods, classification.
Концепция «аудиторских доказательств» - это ключевая категория аудита, основной элемент аудита, от которого зависит мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Процессы, связанные с попытками раскрыть сущность понятия «аудиторские доказательства» и ее роли в процессе аудита представлены исследованиями таких российских ученых, как: С. М. Бычкова, А. А. Шапошникова, С. В. Кузнецова, Е. М. Гуцаит.