УДК 657.1:657.6
Г.Я. Остаев, Е.В. Марковина, И.А. Мухина
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современных условиях рынка некоторые отечественные организации устанавливают хозяйственные связи с иностранными организациями, отражая свои действия в бухгалтерском учете. Внешнеэкономическая деятельность представляет собой, по сути, основу организации внешнеторговых связей.
Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации - это совокупность отраслей, подотраслей, экономических субъектов любых форм собственности, индивидуальных предпринимателей, систематически производящих и реализующих экспортные ресурсы всех видов, потребляющих импортные товары (услуги) и осуществляющих иные виды внешнеэкономической деятельности. Без формирования эффективной нормативной базы и методического обеспечения невозможно эффективное планирование аудита внешнеэкономической деятельности в организациях. В статье приведены методические особенности планирования аудита внешнеэкономической деятельности экономического субъекта.
Представлены элементы разработанных рабочих документов планирования аудита, а также составлены вопросы для предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта, занимающегося внешнеэкономической деятельностью.
С помощью аудиторских процедур проанализированы различные аспекты планирования аудита внешнеэкономической деятельности, определены наиболее эффективные и оптимальные способы процедуры проверки. Разработанные рабочие документы направлены на планирование проверки, сбор доказательств и непосредственно на проведение аудита учета внешнеэкономических операций.
Сделан вывод о том, что использование разработанных рабочих документов по планированию аудита внешнеэкономической деятельности позволяет объективно оценить и получить более качественные результаты по учету внешнеэкономических операций.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экспорт, импорт, планирование аудита, методическое обеспечение.
Рыночные условия в стране способствуют выходу на внешний рынок и тесным контактам с иностранными организациями отечественным экономическим субъектам. Современное законодательство при регулировании внешнеэкономической деятельностью характеризуется повышенным вниманием государства к деятельности экономических субъектов, поэтому требуется разработка специального инструментария аудитора, основу которого составит методика аудита внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность в экономическом субъекте начинается с составления и подписания внешнеэкономического (международного) контракта. Международный контракт является одним из документов, подтверждающих вывоз или ввоз товаров при внешнеэкономической деятельности. После того как будет подписан международный контракт, начинается исполнение внешнеэкономической сделки.
В теории и практике аудита накоплен большой опыт его планирования, однако чаще всего это касается экономических субъектов, не занимающихся внешнеэкономической деятельностью [12; 13; 18-20]. Внешнеэкономическая деятельность имеет свои особенности, поэтому методика планирования её аудита требует развития и совершенствования.
Под нормативно-правовым и методическим обеспечением понимается свод документов по внешнеэкономической деятельности и аудиторской деятельности, направленных на планирование аудита.
Проводя любые процедуры планирования аудита, аудитор должен получить необходимые и достаточные доказательства о степени достоверности внешнеэкономической деятельности проверяемого экономического субъекта. Объем информации для планирования аудита внешнеэкономической деятельности может быть определен только аудитором на основании своего опыта и профессионального суждения. Согласно Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 7/2011, аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора [5].
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
К аудиторским доказательствам относятся первичные документы и бухгалтерские записи внешнеэкономической деятельности, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, письменные разъяснения уполномоченных сотрудников экономического субъекта и информация, полученная из различных источников.
Аудитору, проверяющему внешнеэкономическую деятельность, помимо норм налогового права, необходимо знать таможенное и валютное законодательство России и соответствующих иностранных государств, с которыми экономические субъекты вступали в хозяйственную связь, а также помнить о требованиях к сделкам, инвестициям и денежным (валютным) переводам. Знание, в частности, правил определения таможенной стоимости товаров, декларирования и таможенного контроля, выбор эффективного таможенного режима помогут оптимизировать аудит внешнеторговых сделок.
При аудите внешнеэкономического (международного) контракта как информационного доказательства необходимо уяснить момент перехода права собственности на товар к покупателю. Договор по внешнеэкономическому контракту может дублировать общие правила указанного перехода (с момента вручения товара, с момента передачи перевозчику) либо устанавливать иные моменты перехода права собственности (с момента оплаты, с момента пересечения границы и т.д.).
Одним из условий экспорта является уплата вывозных пошлин, а также сборов за таможенное оформление (ст. 149 Таможенного кодекса РФ) [1]. Порядок определения таможенной стоимости установлен Федеральным законом от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе». Импорт товаров регламентирован Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [2].
До начала планирования и проведения аудита аудитор должен в достаточной мере ознакомиться с деятельностью экономического субъекта. Понимание деятельности экономического субъекта, необходимое для работы, предусматривает понимание экономической ситуации в стране и отрасли, в которой действует экономический субъект.
Аудит внешнеэкономической деятельности является особой областью деятельности аудиторской фирмы, при этом аудиторы руководствуются не только документами по бухгалтерскому учету экономического субъекта, но и нормативными актами по валютному регулированию и валютному контролю, осуществлению валютных банковских операции, актами таможенного законодательства [14].
Существующая система бухгалтерского (финансового) учета не позволяет однозначно отражать многие специфические, хозяйственные, внешнеэкономические операции. Вследствие чего аудиторские фирмы сталкиваются с сложностями не только практического, но и теоретического характера, связанными с разработкой методологии и методики аудиторской проверки внешнеэкономической деятельности, как в общем, так и ее отдельных этапов аудита.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит -это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [4]. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 сентября 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
Основной целью аудита внешнеэкономической деятельности будет выражение мнения о достоверности бухгалтерского учета, его рациональности и эффективности в сфере операций, осуществляемых как при экспорте, так и при импорте, о соответствии порядка их ведения российскому законодательству и международным стандартам.
Для достижения указанной цели аудитор формирует следующую задачу - определить (спланировать) конкретные направления проверки внешнеэкономической деятельности, включающие области повышенного риска искажения данных финансовой отчетности.
Нарушения таможенного, валютного законодательства и гражданско-правовых отношений для субъекта внешнеэкономической деятельности могут иметь необратимый характер для его финансового положения. В целях избежание этого аудит должен быть направлен в первую очередь на законодательные и правовые аспекты внешнеэкономических операций. Мнение аудиторов формируется в соответствии со следующими условиями: форма заключенных внешнеэкономических сделок соответствует их содержанию; условия контрактов - нормам международного права, международных обяза-
тельств Российской Федерации и Гражданскому кодексу РФ; фактическое осуществление внешнеэкономических сделок происходит по таможенному и валютному законодательству России.
Специфика осуществления внешнеэкономической деятельности предопределяет участки учет-но-экономического процесса, где наиболее часто встречаются нарушения, ошибки и злоупотребления: искажение даты перехода права собственности на товар от продавца к покупателю; своевременность отражения в учете поступающей валютной выручки при покупке и продаже товара при внешнеэкономической деятельности; необоснованное списание затрат по внешнеэкономическим операциям; неправильное калькулирование себестоимости экспортных и импортных товаров [17].
Основным недостатком в работе организаций-участников внешнеэкономической деятельности, экономических субъектов, имеющих разовые внешнеторговые контракты, является отсутствие бухгалтерской экспертизы заключаемых контрактов [9]. Работники бухгалтерии практически исключены из процесса согласования статей внешнеторговых договоров, в том числе и таких важнейших, как формы расчетов, штрафные санкции и т. д. Как следствие, в бухгалтерию поступают внешнеэкономические контракты с недостатками, которые искажают учет и отчетность. Поэтому аудитору следует больше внимания уделить тем разделам (статьям) внешнеэкономических контрактов, которые имеют непосредственное отношение к бухгалтерии: предмет внешнеэкономического контракта; порядок приемки товара по количеству и по качеству; цена и порядок расчетов; валютная оговорка; бухгалтерский учет внешнеэкономических операций (порядок перехода права собственности на экспортируемые и импортируемые товары к покупателю, форма расчетов, участие или неучастие в экспорте или импорте посреднических организаций).
Особое внимание аудитор должен обращать на организацию аналитического учета по внешнеэкономическим сделкам, наличие в составе организации отдельных служб или специалистов, обеспечивающих ведение учета и контроля внешнеэкономической деятельности, а также определение степени влияния этой деятельности на финансовое состояние организации и оценку экономической целесообразности заключаемых внешнеэкономических контрактов [15; 16]. Этапы аудита внешнеэкономической деятельности в экономическом субъекте можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).
Рис. 1. Этапы аудита внешнеэкономической деятельности
При планировании аудита внешнеэкономической деятельности аудитору следует учитывать, что в международной практике наиболее распространены такие формы расчетов, как документарный аккредитив, документарное инкассо и банковский перевод, расчеты чеками.
В процессе аудита внешнеэкономической деятельности аудитору придётся иметь в виду такую специфику, как базисные условия поставки:
- EXW (Переход риска и затрат с продавца на покупателя наступает в момент передачи товара в распоряжение покупателя на складе продавца, при этом покупатель несет все расходы с момента предоставления товара);
- FCA (Переход риска и затрат с продавца на покупателя наступает в момент передачи товара в распоряжение перевозчика или лица, указанного покупателем, при этом продавец оплачивает все расходы до момента доставки товара перевозчику);
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
- FAS (Переход риска и затрат с продавца на покупателя наступает после размещения товара вдоль борта судна в порту отгрузки, при этом затраты по размещению вдоль борта судна несет покупатель);
- FOB (Переход риска и затрат с продавца на покупателя наступает в момент передачи товара в порту отгрузки, при этом все затраты до пересечения поручня судна при погрузке несет продавец);
- CFR (Переход риска и затрат с продавца на покупателя наступает в момент передачи товара в порту отгрузки, при этом все расходы по доставке товара на борт судна в поименованный порт назначения несет продавец);
- CIF (Переход риска и затрат с продавца на покупателя наступает в момент передачи товара в порту отгрузки, при этом продавец несет все расходы по доставке, включая страхование);
- CPT (Переход риска и затрат с продавца на покупателя наступает в момент передачи товара первому перевозчику, при этом продавец несет все расходы по транспортировке любыми видами транспорта до указанного места);
- CIP (Переход риска и затрат с продавца на покупателя наступает в момент передачи товара первому перевозчику, при этом продавец несет все расходы по транспортировке любыми видами транспорта до указанного места + страховка);
- DAF (Переход риска и затрат с продавца на покупателя наступает в момент передачи товара в распоряжение покупателя в поименованном пограничном пункте, при этом продавец несет все расходы по доставке до указанного пункта);
- DEQ (Переход риска и затрат с продавца на покупателя наступает в момент передачи товара в распоряжение покупателю, при этом продавец несет все расходы по доставке до указанного пункта, а также по выгрузке, оплате пошлины в месте назначения);
- DDU (Переход риска и затрат с продавца на покупателя наступает в момент передачи товара в распоряжение покупателя в поименованном месте, при этом продавец несет все расходы по доставке товара в распоряжение покупателя в указанном месте назначения в стране импорта, исключая импортные пошлины и расходы, связанные с таможенным оформлением);
- DDP (Переход риска и затрат с продавца на покупателя наступает в момент передачи товара в распоряжение покупателя в поименованном месте назначения в стране импорта, при этом продавец несет все расходы по доставке товара в указанное место назначения в стране импорта).
Для того чтобы спланировать свою работу, аудитор должен оценить систему внутреннего контроля внешнеэкономической деятельности в экономическом субъекте в целом, а также организацию валютного контроля в рамках внутреннего контроля. При этом следует изучить следующие вопросы:
1) имеются ли в организации внутренние стандарты документов (справки, отчеты), в которых отслеживаются продвижение товара, его оплата, предназначенные для обмена данными внутри экономического субъекта при внешнеэкономической деятельности;
2) есть ли защита базы данных по внешнеэкономическим контрактам;
3) ограничен ли доступ лиц, работающих у экономического субъекта, к учетной информации по внешнеэкономическим контрактам;
4) проводится ли в организации обмен документов по внешнеэкономическим контрактам в электронном виде;
5) имеет ли система контроля за авторизацией аналогов электронных подписей при внешнеэкономической деятельности;
6) предусмотрены ли в организационной структуре предприятия службы, контролирующие продвижение продукции на всех этапах реализации на внешнем рынке;
7) соблюдаются ли определенные правила и условия хранения продукции внешнеэкономической деятельности при транспортировке, на складе;
8) заключаются ли внешнеэкономические контракты с постоянными контрагентами;
9) имеет ли экономический субъект одноразовые внешнеэкономические контракты;
10) осуществляется ли отгрузка экспортной (импортной) продукции;
11) как совершаются международные контракты: через один или несколько обслуживающих банков;
12) ведется ли аналитический учет внешнеэкономической деятельности по партиям товара, по странам и контрагентам;
13) утвержден ли Учетной политикой экономического субъекта Рабочий план счетов по внешнеэкономическим операциям;
14) осуществляется ли ведение аналитического учета по счетам учета расчетов с покупателями при внешнеэкономической деятельности по видам задолженности, срокам ее возникновения;
15) отражено ли в Учетной политике экономического субъекта наличие положений, регламентирующих раздельный учет выручки от реализации товаров при внешнеэкономической деятельности и прочей реализации;
16) предусмотрено ли Учетной политикой экономического субъекта наличие положений, устанавливающих порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности, к которым применяются различные ставки по НДС при внешнеэкономической деятельности.
В ходе таких мероприятий аудитор должен проанализировать систему бухгалтерского учета экономического субъекта, оценить систему внутреннего контроля и определить, насколько эти две системы отвечают требованиям по выполнению задач бухгалтерского учета, определенных законом Российской Федерации при внешнеэкономической деятельности. При этом мнение аудитора об организации системы внутреннего контроля и системы учета внешнеэкономической деятельности экономического субъекта является основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения аудиторских процедур для изучения внешнеэкономической деятельности.
Планирование - это процесс, позволяющий наиболее рационально выполнить аудит внешнеэкономической деятельности и одновременно уменьшить риск необнаружения существенных моментов. На начальной стадии проведения аудита определяются его объемы и сроки, разрабатывается программа проверки внешнеэкономической деятельности, определяющая виды и последовательность осуществления аудиторских процедур. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита внешнеэкономической деятельности было уделено должное внимание, были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с минимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование аудита внешнеэкономической деятельности включает составление общего плана аудита и разработки программ аудита [8; 10].
Общий план аудита внешнеэкономической деятельности отражает сроки и график проведения аудита, подготовки письменной информации руководству экономического субъекта и аудиторского заключения.
Аудит внешнеэкономической деятельности проводится на основе плана аудиторской проверки, утвержденного аудиторской организацией и согласованного с экономическим субъектом, до начала аудиторской проверки (табл. 1).
Таблица 1
Общий план аудита внешнеэкономических операций по данным организации
(Рабочий документ аудитора)
№ п/п Перечень аудиторских процедур Источники информации при аудите
1 Оценка качества системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности Рабочий документ аудитора «Тест-вопросник»
2 Аудит учетной политики экономического субъекта Учетная политика экономического субъекта в части внешнеэкономической деятельности
3 Аудит организации учета себестоимости при внешнеэкономической деятельности (остатков незавершенного производства) Разработочные таблицы, ведомость сводного учета затрат при внешнеэкономической деятельности
4 Аудит учета и регистрации расчетов с покупателями при внешнеэкономической деятельности Контракты, первичные документы и учетные регистры внешнеэкономической деятельности
5 Аудит учета отражения операций по валютным счетам при внешнеэкономической деятельности Первичные документы и учетные регистры внешнеэкономической деятельности
6 Аудит соблюдения налогового законодательства экономическим субъектом при внешнеэкономической деятельности Устав экономического субъекта, учетная политика, регистры бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности
7 Оценка и анализ применимости допущения, принципа непрерывности деятельности экономического субъекта при внешнеэкономической деятельности Первичные документы и учетные регистры внешнеэкономической деятельности
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
При планировании аудита внешнеэкономической деятельности и выявлении аспектов деятельности экономического субъекта, которые требуют специальных знаний, необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, влияющие на его финансово-хозяйственную деятельность, методы и источники получения знаний о деятельности проверяемого хозяйственного субъекта. Для этого составляется программа аудита (табл. 2).
Программа аудита внешнеэкономической деятельности является развитием общего плана аудита внешнеэкономической деятельности и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа аудита внешнеэкономической деятельности служит подробной инструкцией для аудитора и одновременно является средством контроля качества работы аудиторской группы.
Наличие программы аудита внешнеэкономической деятельности как элемента детализированного, конкретизированного планирования так же обязательно, как и наличие самого плана аудита внешнеэкономической деятельности [11]. Детальная расшифровка действий аудитора и аудиторских процедур, необходимых для осуществления аудита, прописаны в программе аудита внешнеэкономической деятельности [6; 7].
Таблица 2
Программа аудита внешнеэкономической деятельности по данным экономического субъекта
(Рабочий документ аудитора)
№ Перечень аудиторских процедур по разделам Информационно-доказательная база
А. Оценка качества системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности
1 Анализ системы внутреннего контроля внешнеэкономической деятельности Рабочие документы аудитора, в том числе «Тест-вопросник»
2 Оценка качества организации бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности. Рабочие документы аудитора, в том числе «Тест-вопросник»
Б. Аудит учетной политики экономического субъекта
3 Ознакомление с Учетной политикой экономического субъекта в части внешнеэкономической деятельности. Учетная политика, рабочий план счетов по внешнеэкономической деятельности
В. Аудит организации учета себестоимости при внешнеэкономической деятельности (остатков незавершенного производства)
4 Аудит достоверности, полноты и правильности формирования себестоимости при внешнеэкономической деятельности. Учетная политика, главная книга, журналы-ордера, ведомости, карточки счетов учета затрат на производство продукции для внешнего рынка. Производственные, материальные отчеты, наряды-заказы. Контракты внешнеэкономической деятельности.
5 Аудиторская проверка формирования коммерческих расходов, списываемых на себестоимость при внешнеэкономической деятельности. Учетная политика. Внешнеэкономические торговые контракты. Карточки счета 44 «Коммерческие расходы», первичные документы, подтверж-дающие факт совершения расходов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
6 Документальный и аналитический контроль порядка определения сумм НДС, уплаченных по товарам, работам, услугам, использованным при производстве продукции, предназначенной для реализации при внешнеэкономической деятельности (реализованной на экспорт продукции). Учетная политика, система аналитических счетов по счету 19 «НДС по приобретенным товарам и другим ценностям», журнал операций по счету 19, специальные налоговые расчеты, бухгалтерские справки, книги покупок, полученные счета-фактуры.
140_Г.Я. Остаев, Е.В. Марковина, И.А. Мухина_
2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Окончание табл. 2
Г. Аудит учета и регистрации расчетов с покупателями при внешнеэкономической деятельности
7 Аудит обоснованности и возникновения дебиторской и кредиторской задолженности при внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономические договоры. Регистры бухгалтерского учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками, счету 90 «Продажи».
8 Анализ положений договоров при внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономические договоры.
9 Аудит полноты и своевременности отражения в учете выручки от реализации и переход права собственности на товар к покупателю при внешнеэкономической деятельности Журналы-ордера, ведомости, карточки счета 90 «Продажи», счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Внешнеэкономические договоры. ГТД, товаросопроводительные документы, накладные.
Д. Аудит учета отражения операций по валютным счетам при внешнеэкономической деятельности
10 Фактический аудит наличия договоров с банками на открытие валютных счетов при внешнеэкономической деятельности. Договор с банками на открытие валютных счетов при внешнеэкономической деятельности. Дополнительные соглашения.
11 Документальная проверка полноты банковских выписок, а также соответствия сумм по выпискам банка по валютному счету суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах при внешнеэкономической деятельности. Банковские выписки по валютным счетам, первичные документы, приложенные к банковским выпискам.
12 Проверка правильности отражения в учете операций по покупке иностранной валюты при внешнеэкономической деятельности. Регистры бухгалтерского учета по счету 52 «Валютный счет», банковские выписки по валютным счетам, курсы валют.
13 Сверка данных по своевременности предоставления экспортером в банк поручения на перечисление валютной выручки и правильности отражения в учете операций по продаже иностранной валюты при внешнеэкономической деятельности. Платежные поручения, выписки банка по валютным счетам, регистры бухгалтерского учета по счету 52, счету 91 «Прочие доходы и расходы» курсы валют.
14 Аудиторская проверка переоценки средств на валютных счетах и сумм задолженности, выраженной в иностранной валюте при внешнеэкономической деятельности. Регистры бухгалтерского учета по счетам 52, 91, курсы валют, данные о дебиторской и кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте.
Е. Аудит соблюдения налогового законодательства экономическим субъектом - при внешнеэкономической деятельности
15 Аудит порядка подтверждения факта экспорта и импорта товара при внешнеэкономической деятельности. Налоговые декларации по НДС, комплект документов, предусмотренный ст.165 НК РФ.
16 Документальная проверка порядка предъявления сумм НДС при внешнеэкономической деятельности (относящийся к реализованной на экспорт продукции, к вычету). Налоговые декларации по НДС, книга покупок, специальные налоговые расчеты, бухгалтерские справки.
17 Документальная проверка порядка заполнения налоговой декларации по НДС при внешнеэкономической деятельности. Налоговые декларации по НДС, книги покупок (продаж), регистры бухгалтерского учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».
З. Оценка и анализ применимости допущения, принципа непрерывности деятельности экономического субъекта при внешнеэкономической деятельности
18 Оценка эффективности операций при внешнеэкономической деятельности. Результаты аналитических данных бухгалтерии
Аудиторская программа внешнеэкономической деятельности также является средством обслуживания рабочего места и повышения качества работы каждого члена аудиторской группы. Поэтому
СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
программу аудита внешнеэкономической деятельности следует рассматривать как производственное задание, а ее нарушение - как нарушение трудовой и производственной дисциплины.
После изучения деятельности клиента аудиторы приступают непосредственно к проверке. Ознакомление с уставом экономического субъекта еще до начала проверки должно подтвердить наличие видов внешнеэкономической деятельности проверяемого хозяйствующего субъекта.
Планирование аудита внешнеэкономической деятельности по предлагаемой методике позволяет избежать дублирования работ, сократить время на проверку. В то же время данная методика охватывает основные направления и виды внешнеэкономических сделок с иностранными партнерами, что позволяет получить более качественные результаты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с послед. изм. и доп.). URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/ © Консультант Плюс, 1992-2016.
2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») (с послед. изм. и доп.).URL:http://www.consultant.ru/popular/cons/.
3. Федеральный закон «О таможенном тарифе» № 5003-1 от 21.05.1993 г. (с послед. изм. и доп.). URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/.
4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (с послед. изм. и доп.). URL:http://www.consultant.ru/popular/cons/.
5. Федеральный правила (стандарт) аудиторской деятельности №7/2011 «Аудиторские доказательства». URL:http://www.consultant.ru/popular/cons/.
6. Алборов Р.А., Концевая С.М. Экспресс-аудит достоверности данных бухгалтерского учета // Финансовый менеджмент. 2011. № 4. С. 136-143.
7. Данилевский Ю.А. ,Овсянников Л.Н. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе // Финансы. 2006. № 5. С. 69-73.
8. Козменкова С.В., Чернышёва В.Л. Особенности аудита внешнеэкономической деятельности // Профессия бухгалтера - важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством: материалы междунар. научно-практ.конф. Казань: Изд-во КГАУ, 2014. С. 89-92.
9. Концевая С.М., Концевая С.Р., Алборова З.М. Стандартизация внутреннего аудита и контроля в организациях АПК // Наука Удмуртии. 2011. № 1. С. 36-42.
10. Марковина Е.В., Остаев Г.Я., Ахметзянов М.И. Инструменты государственного антикризисного регулирования сельского хозяйства // Вестник Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 4 (33). С. 21-24.
11. Мельник М.В. Организация системы внутреннего аудита и контроля в крупных организациях // Аудиторские ведомости. 2012. № 1-2. С. 118-134.
12. Мухин А.А., Мухина И.А. Административное право России: учебное пособие для вузов по спец. 030501 «Юриспруденция». Ижевск, 2010.
13. Остаев Г.Я. Методика аудита экспортных и импортных операции // Научное обеспечение АПК. Итоги и перспективы 16-18 октября 2013 года: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию ФГБОУ ВПО «Ижевская ГСХА». Ижевск,2013. Т. 2.С.257-261.
14. Остаев Г.Я., Концевая С.Р. Внутренний аудит в управлении организациями АПК // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. № 1. С. 39-42.
15. Остаев Г.Я., Концевая С.Р., Галлямова Т.Р. Формирование и стандартизация внутреннего аудита в коммерческих организациях // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 45. С. 49-55.
16. Суйц В.П., Волошин Д.А. Аудит эффективности бизнес-процессов как инструмент контроля // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 6. С. 100-107.
17. Хосиев Б.Н., Остаев Г.Я. Методика экономического контроля учета затрат продукции птицеводства // Известия Горского государственного аграрного университета. 2015. Т. 52, № 3. С. 158-170.
18. Kontsevaya S. Concept and arrangement of internal economic control in agricultural sector in terms of Russian Federation // XXIII Proceedings of the Conference Agrarian perspectives. Prague, 2014. Р. 103-111.
19. URL:http://www.optimalog.ru/docs/101/inkoterms-2010.pdf
Поступила в редакцию 11.04.16
G. Ya. Ostaev, E. V. Markovina, I.A. Mukhina
NORMATIVE-LEGAL AND METHODICAL SUPPORT OF THE AUDIT PLANNING OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
In modern conditions of market, some domestic organizations establish economic ties with foreign organizations, reflecting their actions in accounting. Foreign economic activity represents in fact the basis of the organization of foreign trade relations.
Foreign trade activities of the Russian Federation is a totality of branches, sub-branches, economic entities of all forms of ownership, individual entrepreneurs, systematically producing and marketing export resources of all kinds, consuming imported goods (services) and carrying out other types of foreign economic activity. Without forming an effective regulatory framework and methodological support it is not possible to effectively plan audit of foreign trade activities in organizations. The paper presents methodological features of audit planning of foreign economic activity of an economic entity.
The paper presents the developed elements of working papers concerning planning the audit and also makes questions for a preliminary acquaintance with the activity of economic entities engaged in foreign economic activities. Using the audit procedures to analyze different aspects of the audit planning of foreign economic activity, the authors of the article determine the most efficient and optimal methods and verification procedures. Developed working documents are aimed at planning inspections, collecting evidence, and directly at the audit of accounting of foreign economic operations.
It is concluded that using and evaluating objectively developed working papers on the audit planning of foreign economic activity allows to obtain better results.
Keywords: foreign trade, export, import, audit planning, methodical support.
Остаев Гамлет Яковлевич, кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Марковина Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Мухина Инна Александровна, кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
426024, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11
Ostaev G.Ya.,
Candidate of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Markovina E.V.,
Candidate of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Mukhina I.A.,
Candidate of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Izhevsk State Agricultural Academy Studencheskaya st., 11, Izhevsk, Russia, 426024