Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В УСЛОВИЯХ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДКАХ'

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В УСЛОВИЯХ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
бухгалтерский учет / электронная коммерция / маркетплейс / малый бизнес / система налогообложения / accounting / e-commerce / marketplace / small business / taxation system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котова С.А.

В работе изложены особенности методов учета в электронной коммерции. Предметом исследования являются проблемы ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства в России, рассматриваемые в контексте современных технологий и изменений законодательства в области бухучета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING IN TERMS OF TRADING ACTIVITIES ON ELECTRONIC PLATFORMS

The paper describes the features of accounting methods in e-commerce. The subject of the study is the problems of accounting by small businesses in Russia, considered in the context of modern technologies and changes in legislation in the field of accounting.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В УСЛОВИЯХ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДКАХ»

УДК 657.1

Котова С.А.

магистрант кафедры бухгалтерского учета Ростовский государственный экономический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА В УСЛОВИЯХ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДКАХ

Аннотация: в работе изложены особенности методов учета в электронной коммерции. Предметом исследования являются проблемы ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства в России, рассматриваемые в контексте современных технологий и изменений законодательства в области бухучета.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, электронная коммерция, маркетплейс, малый бизнес, система налогообложения.

В рыночной экономике частные лица, компании и корпорации владеют большей частью ресурсов. Отдельные субъекты принимают решения, которые влияют на спрос и предложение, устанавливают цены и направляют производство и использование товаров и услуг. В силу успешной интеграции современных инструментов цифрового маркетинга и рыночной тенденции развития экономики большое распространение получили торговые электронные площадки. Данная тема приобрела особую популярность в ходе карантинных мер, связанных с пандемией в 2020-2022 гг. и актуальна по сей день.

Действительно, одной из важных тенденций текущей розничной торговли является электронная коммерция. На сегодняшний день данная отрасль является быстроразвивающимся сегментом в ритейле. Одной из наиболее актуальных коммерческих площадок на сегодня выступает маркетплейс.

Данная бизнес-модель отражает целостную систему от поиска контрагентов до реализации товаров. Маркетплейс представляет собой бизнес-модель, объединяющую продавцов и покупателей, которые совершают сделки посредством онлайн-платформы, предлагающей широкий и глубокий ассортимент разных товарных категорий и комплекс услуг, с момента оформления заказа до его получения. Маркетплейсы возникли как ответ на необходимость внедрения масштабных комплексных программ по распространению и совершенствованию крупных торговых электронных площадок. Маркетплейсы и их развитие тесно взаимосвязаны с маркетинговой теорией, которой присуще, как правило, недостаточно высокая скорость воплощения маркетинговых инструментов на практике в диджитал среде.

Над тем, чтобы раскрыть сущность электронных площадок, ныне -маркетплейсов, в анализе и разработке сущностных компонентов принимали участие ученые, как зарубежные, это Ф. Котлер, А. Сетиаван, Т. Окландер, Н. Окландер и др., так и отечественные - Марченков А.А., И. Златова, А.Полищук, Г. Приходько и др.

Целью статьи является исследование понятий «маркетплейс», а также анализ специфики формирования учета на базе функционирования электронных площадок. Для того чтобы проанализировать ведение и учет в маркетлейсах, необходимо определенно понимать на каких аспектах базируется конкретный маркетплейс. Для формирования более четкого представления о сущности маркетплейса обратимся к исследованиям деятелей науки.

Аркадиуш Кава и Магдалена Валенсяк в своей работе расшифровывают понятие маркетплейса в общих чертах - как платформу, предлагающую продукты и услуги множества продавцов множеству покупателей. Они также отмечают, что большинство продавцов являются внешними компаниями, однако есть платформы, предлагающие продукцию под собственной торговой маркой (например, Amazon, Allegro). [5]

Для отечественной науки и рынка маркетплейсы - явление довольно новое, поэтому научной литературы на эту тему не так много. Тем не менее,

следует рассмотреть некоторые из определений, данных российскими экспертами. А. Марченков в своей статье описывает маркетплейс скорее с точки зрения потребителя, как веб-сайт, на котором систематизируется информация о товарах и/или услугах разных брендов от разных поставщиков, магазинов или людей, представленных на одной и той же платформе.

Самыми популярными в России сегодня являются такие маркетплейсы, как Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет. У каждой площадки есть своя специфика, но также есть общие аспекты. Основными из схожих черт маркетплейсов являются: карточки товара, где описывается характеристика товара; селлерами могут стать индивидуальные предприниматели (ИП) и юридические лица (у Wildberries селлерами могут стать и самозанятые); каждый маркетплейс выступает в роли посредника и берет комиссию с продаж товара, величина которой варьируется в зависимости от площадки; наличие определенных условий хранения и доставки товаров, рассчитывающихся индивидуально на каждой площадке; собственные системы аналитики продаж;-возможен возврат товара покупателем в установленные политикой маркетплейса сроки.

Вести деятельность на маркетплейсах могут и организации, и частные лица — индивидуальные предприниматели или самозанятые. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ обязует вести бухучет все юридические лица. Таким образом, ведение учета на маркетплейсе обязательно только для первой категории — для компаний, для ИП и самозанятых это не обязательно, но многие из них все же ведут учет продаж, финансовых операций и отражают остатки продукции. Кроме того, рациональная организация учета расчетных операций предупреждает риски, связанные с этими событиями. Во-вторых, необходимо юридически верно определить отношения с посредником в хозяйственной деятельности селлера, так маркеплейс, как третье лицо, может выступать агентом или комиссионером, от данных условий зависит организация учета на дальнейших этапах. Соответственно, продавец будет нести роль либо принципала, либо комитента. Учет ведут с помощью

бухгалтерских проводок, которые отражают соотношение доходов продавца с его расходами. Нюансы их оформления зависят от содержания агентского договора. Не важно, прописано ли в документе, что вы являетесь принципалом, а площадка агентом, фактически так и есть, потому оформлять продажу товаров на маркетплейсе нужно как реализацию через агента. При заключении договора комиссии право собственности на товар после поставки сохраняется за поставщиком (в отличие от обычного договора поставки). Маркетплейс в рамках договоренностей оказывает услуги по продвижению товара, доставке, хранению. За эти услуги площадка получает вознаграждение в виде комиссии, которая взимается в виде определенного процента от суммы, поступившей от реализации товара, в этом случае при учете применима проводка Дт 76.2 Кт 51, если операция не содержит иных договоренностей. Если же маркетплейс сразу удерживает свое вознаграждение при переводе средств продавцу, то проводки по расчётам с агентом изменятся: Дт 51 Кт 76.1 — агент перевёл деньги продавцу за вычетом вознаграждения.

Маркетплейс, также выступает посредником и в ходе денежных расчетов, так денежные средства при реализации товара поступают продавцу не напрямую, а от маркетплейса, данной операции в общем виде соответствует проводка Дт 62 Кт 90, что отображает от начисление выручки от реализации товара на основании отчёта маркетплейса. Обязательство по формированию и передаче кассового чека покупателю возлагается на маркетплейс. Ранее Минфин разъяснял, что если агент действует от имени и за счёт принципала, то чеки должен выдавать сам принципал (письмо от 26.06.2017 № 03 -01-15/39999). Однако в последнем разъяснении Минфина указано, что если агент выдал чек, то поставщик товаров не должен применять контрольно -кассовую технику (письмо от 27.05.2020 № 03 -01-15/44636). Никаких условий, связанных с тем, от чьего имени действует агент, это письмо не содержит. Поэтому на сегодня при продаже товаров по агентскому договору чеки покупателям в любом случае должен выдавать маркетплейс. При «посреднической» схеме, когда маркетплейс выступает в роли посредника (агента или комиссионера), для

«кассовых» целей важно, от чьего имени действует посредник. Если маркетплейс совершает сделки по продаже товаров от своего имени, то он и должен пробивать чеки. Продавцу в таком случае не нужно применять кассу ни при передаче товаров маркетплейсу, так как не происходит продажа товаров, ни при получении выручки от посредника.

Говоря о ведении учета хозяйствующих лиц, чья деятельность базируется на розничной торговле в рамках электронных площадок, необходимо упомянуть о важности правильного выбора налогового режима в рамках конкретной деятельности. По мнению практикующего Главного бухгалтера Медичевой Н.И., имеющей двадцатилетний стаж и обширный опыт ведения учета в сфере маркетплейсов, выбор нецелесообразного налогового режима влечет за собой ошибки учета и большую налоговую нагрузку, которая нерезонно возлагается на продавца.

Итак, основными налоговыми режимами, из которых при выходе на маркетплейс хозяйствующее лицо выбирает, это - Общая система налогообложения (ОСНО) и Упрощенная система налогообложения (УСН). ОСНО - налоговый режим, при котором налогоплательщик уплачивает все налоги, предусмотренные российским законодательством (в отличие от установленных специальными налоговыми режимами).

Если организация или предприниматель не выберут специальный налоговый режим (УСН или НПД), то они автоматически будут считаться применяющими ОСНО. Данный режим налогообложения не предполагает никаких ограничений и лимитов, но не для всех будет выгодным, поскольку ОСНО считается системой налогообложения с самой высокой налоговой нагрузкой.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, который также позволяет налогоплательщику торговать через маркетплейсы. В этом случае необходимо соблюдать следующие ограничения:

- доход за год - до 200 млн руб.;

- среднее число сотрудников - до 130 чел.;

- доля участия юридических лиц - не более 25 %;

- отсутствие филиалов.

Плательщики УСН не освобождаются от обложения страховыми взносами:

- организации платят взносы с доходов своих работников;

- ИП - платят взносы «за себя», а при наличии наемных работников -дополнительно взносы с доходов работников. Причем при УСН «доходы» страховые взносы вычитаются из рассчитанного налога к уплате (ограничение 50% от рассчитанной суммы налога при наличии наемныхработников), а при УСН «доходы минус расходы» страховые взносы являются одним из расходов (т.е. они сначала вычитаются из доходов, а остаток суммы уже умножается на ставку).

Если же ОСНО использует предприниматель, то он должен платить НДФЛ. Также бизнесмены на ОСНО, вне зависимости от организационно -правовой формы, платят НДС. Некоторые площадки, например Wildberries, также сотрудничают и с самозанятыми. Но самозанятые не могут торговать чужими товарами и нанимать работников. Торговля через маркетплейсы доступна для самозанятых, которые продают изделия собственного производства и не зарабатывают больше 2,4 млн руб. в год. Напомним, торговать на патенте через маркетплейсы нельзя, потому что интернет-торговля не относится к рознице в целях применения ПСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). При общей системе налогообложения доходы юридических лиц облагаются налогом на прибыль

Несмотря на вышесказанное, однозначно ответить на вопрос, какая система налогообложения выгоднее, невозможно. Все зависит от масштабов и структуры бизнеса, величины расходов налогоплательщика, порядка получения доходов, региона, в котором налогоплательщик зарегистрирован, и множества других факторов. Каждое предприятие должно самостоятельно оценить возможную налоговую нагрузку при разных системах налогообложения и

принять решение, целесообразен переход на УСН или выгоднее остаться на ОСНО.

Наиболее практичной и выгодной организационно-правовой формой для торговли онлайн является ИП. Дополнительный плюс: учет торговли на маркетплейсах для индивидуальных предпринимателях довольно прост. Вся бухгалтерская нагрузка заключается в своевременной подаче налоговых деклараций и уплате налогов в государственный бюджет. Многие участники маркеплейса прибегают к услугам бухгалтера на аутсорсинговой основе. Важно, отметить, что ИП на упрощенной системе налогообложения для ведения бухучета достаточно иметь книгу учета доходов и расходов в бумажном или в электронном виде. Юридическим лицам положено управление полной бухгалтерии на маркетплейсе — с фиксацией каждой операции. Все данные необходимо передавать в ФНС с помощью специальных программ.

Важно, отметить, что ИП на упрощенной системе налогообложения для ведения бухучета достаточно иметь книгу учета доходов и расходов в бумажном или в электронном виде.

Юридическим лицам положено управление полной бухгалтерии на маркетплейсе — с фиксацией каждой операции. Все данные необходимо передавать в ФНС с помощью специальных программ.

Релизуя товары через маркетплейсы, продавцы применяют несколько бухгалтерских проводок, использование тех или иных зависит от налогового режима организации:

Таблица 1.1. Основные бухгалтерские проводки, используемые

при учете работы с маркетплейсом

Дт 19 Кт 76.2 Входящий НДС продавца

Дт 44.01 Кт 60.01 Восреднические услуги без НДС.

Дт 44 Кт 76.2 Комиссии торговой площадки.

Дт 45 Кт 41 Реализация товара по себестоимости.

Дт 45.01 Кт 41.01 Передача товара площадке для продажи.

Дт 51 Кт 76.1 Перевод денег продавцу за вычетом комиссий МП

Дт 60.01 Кт 76. Удержание комиссии маркетплейсом

Дт 62 Кт 90 Начисление выручки.

Дт 76.1 Кт 62 Начисление задолженности маркетплейса по выручке

Дт 76.2 Кт 51 Перевод комиссии на счет МП

Дт 76.2 Кт 76.1 Взаиморасчеты

Дт 90 Кт 45 Списание себестоимости

Дт 90 Кт 68 Начисление НДС (если он применяется)

Первое упоминание электронной коммерции в России датируется началом 90х годов. В данный период уже активно велась деятельность маркетплейсов за рубежом, первыми из которых стали Amazon и eBay. Отечественные разработчики также видели за электронной коммерческой площадкой огромные перспективы, но население России не было готово и рынок в режиме офлайн был преобладающим. Так, первым маркетплейсом стал Ozon.

Годовая выручка компании в 2022 году достигла 74 млрд рублей, а количество пунктов выдачи заказов и постаматов — 14 тысяч. По прогнозам гендиректора Ozon, Александра Шульгина, к 2026 году оборот маркетплейса вырастет до 2,5 трлн рублей. Торговые площадки сегодня являются самым быстрорастущим каналом продаж. Это может быть связано с тем, что во время пандемии люди не могли очень часто выходить из своих домов, они привыкли делать покупки из дома и привыкли совершать необходимые им покупки на рынках, что оказалось не только удобно, но и выгодно. Со стороны продавцов использование торговых площадок связано с возможностью сэкономить как на рекламе, так и на логистических расходах. И многие типы сотрудников не нужны компаниям, продающим товары через торговые площадки.

Актуальность маркеплейсов только растет с каждым годом. С позиции ведения учета, необходимо отметить, что правильная организация учета расчетных операций у продавца товаров с продуманной системой налогообложения будет являться инструментом по повышению эффективности бизнеса в одном из перспективных направлений электронной коммерции - через маркетплейсы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 19.07.2000 № 118-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 25.01.2023).

2. Марченков, А.А. Маркетплейсы как главный тренд электроннойкоммерции // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». 2019.№26. URL: https://cyberleninka.ru/articl e/n/marketpleysy-kak-glavnyy-trendelektronnoy-kommertsii

3. Зонова А.В., Горячих С.П., Печенкин К.А. ПРОДАЖА ТОВАРОВ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ // ЕГИ. 2022. №40 (2). URL: https://cyberleninka.m/article/n/prodazha-tovarov-na-marketpleysah-uchet-i-nalogooblozhenie (дата обращения: 24.05.2023).

4. Куликова О.М. Маркетплейс: бизнес-модель современной торговли / О.М. Куликова, С.Д. Суворова. — DOI 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/5.48.008 // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2020. — № 6 (48). — С. 50-55.

5. Kawa, A., Wal?siak, M., с. 521-522 // MARKETPLACE AS A KEY ACTOR IN E-COMMERCE VALUE NETWORKS//

6. 6.https://newretail.ru/business/e_commerce/otlichiya_i_skhodstva_torgovli_na _krupneyshikh_rossiyskikh_marketpleysakh/

7. https://www.klerk.ru/

Kotova S.A.

Rostov State University of Economics (Rostov-on-Don, Russia)

FEATURES OF ACCOUNTING IN TERMS OF TRADING ACTIVITIES ON ELECTRONIC PLATFORMS

Abstract: the paper describes the features of accounting methods in e-commerce. The subject of the study is the problems of accounting by small businesses in Russia, considered in the context of modern technologies and changes in legislation in the field of accounting.

Keywords: accounting, e-commerce, marketplace, small business, taxation system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.