Правовое регулирование деятельности маркетплейсов: актуальные проблемы
Козинец Никита Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент Департамента права Института экономики, управления и права, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», kozinecnv@mgpu.ru
Представленное исследование посвящено некоторым вопросам, возникающим в сфере правовой регламентации деятельности маркетплейсов в России. Проводится анализ статистических данных за 2022 год и рассматриваются основные коллизии, которые существуют в данной категории электронной торговли. Делается вывод о том, что противоречивые подходы к регулированию правоотношений между продавцами и торговыми платформами приводят к существенным спорам и разногласиям, а также непосредственно могут влиять на развитие экономики страны в целом.
Ключевые слова: маркетплейс, торговая платформа, электронная торговля, информационное право, правовое регулирование, проблемы
Введение. Согласно данным, представленным на основе платформы для роста онлайн-продаж Tinkoff eCommerce и аналитического проекта Tinkoff Data в 2022 году российские Интернет-пользователи потратили почти в 1,5 раза больше денежных средств на покупки в лидирующих отечественных маркетплейсах по отношению к 2021 году. Также по итогам 2022 года на 50 % выросло общее число продавцов (селлеров), вовлеченных в сферу электронной торговли на маркетплейсах [2].
Аналогичные тренды существуют и в мировой экономике, которая также приобретает цифровой характер и постепенно трансгрессирует в Интернет-сферу, что безусловно способствует всестороннему развитию и укреплению экономических отношений.
Однако на практике столь бурный органический рост зачастую приводит к юридическим коллизиям, которые свойственны информационному праву и, в частности, электронной экономике. Во всем мире предприниматели и потребители впервые сталкиваются с новыми вызовами и проблемами, которые возникают при организации деятельности маркетплейсов и иных сетевых площадок и платформ.
Проблемы правового регулирования электронной торговли зачастую становятся предметом научных дискуссий и исследований. Общее освещение данная тематика получила в работах И.М. Рассо-лова, О.М. Сакович, С.В. Соловьева, А.И. Савельева и множества иных ученых и исследователей.
Тем не менее значительный массив практических данных, накопленных за последние годы, остается не рассмотренным с научной точки зрения.
Это является весомым аргументом в пользу осуществления более детальных изысканий по вопросам регулирования электронной торговли и, особенно, деятельности маркетплейсов.
Целью данного исследования является определение проблем правовой регламентации деятельности маркетплейсов (торговых платформ) в Российской Федерации в текущий момент (на 2023 г.).
При выполнении работы использованы следующие методы: статистический, формально-юридический подход и сравнительно правовой анализ.
Основная часть. В настоящее время человечество впервые сталкивается с ситуацией, когда циркуляция информации приобретает всеобъемлющий характер и осуществляется в электронно-цифровой форме, а существующие законы, которые регулируют вещные права, не всегда могут быть адаптированы к регламентации подобных отношений [5]. Эти количественные и качественные изменения
U и
S
х
а
a
8) О
т
V
(О
сч о сч
особенно ярко проявляются в сфере электронной торговли, которая является относительно молодой и заслуживает особого внимания. При этом отдельно стоит рассматривать такую современную категорию электронной торговли как «деятельность маркетплейсов» в связи с изменением состава участников правоотношений и появлением новой третьей стороны. Одновременно с этим данная категория в текущий момент стала наиболее перспективной и характеризуется колоссальным ростом, что оказывает непосредственное влияние на экономику страны и, безусловно, общество в целом.
Так, согласно данным информационной группы «Интерфакс» маркетплейс Wildberries увеличил оборот в 2022 году на рекордные 98 % и достиг 1,67 трлн. рублей [3]. При этом данная площадка является абсолютным лидером по объему продаж в России - до 60 % всех селлеров осуществляют свою деятельность именно через Wildberries.
В современных условиях расходы российских потребителей на торговых платформах составляют достигают 8,5 % от всех текущих расходов (онлайн и офлайн). Все эти тенденции обусловлены различными факторами: конкурентные и/или низкие цены, высокая скорость обработки и доставки товаров, удобство оформления заказов и оплаты, большой ассортимент и разнообразие товаров, выгодные для покупателей условия обслуживание. Отдельную роль в дополнительном развитии российских маркетплейсов и стимуляции их деятельности сыграло прекращение деятельности отдельных иностранных компаний и брендов, что привело к активному импортозаме-щению и выходу на рынок новых отечественных производителей и предприятий.
При более общем рассмотрении данной сферы можно сделать вывод, что глобальный рост электронной торговли (или коммерции) также отчасти обусловлен постепенной трансформаций современного общества в стадию так называемого «информационного общества». Так, ряд авторов говорит о том, что электронная торговля приобретает все более весомую практическую значимость и становится одной из главных составляющих «новой экономики» [4]. Именно этот фактор можно отнести к последствиям воздействия информационных технологий на социум в целом. В науке информационного права выделяются различные критерии для уточнения этапов трансформации общества в информационное состояние. Одним из них О. Тоф-флер называет возникновение и широкое распространение «малых» экономических форм - это, например, самозанятость, индивидуальное предпринимательство, работа в «дистанционном формате» или на «удаленном доступе». Данные варианты непосредственно коррелируются с общим форматом организации деятельности маркетплей-сов, которые можно назвать посредником при сделках купли-продажи между продавцом (селлером) и покупателем. Селлер в данном формате отвечает вышеуказанному признаку «малой экономической формы», т.к. большую часть продавцов на маркет-
плейсах составляют микропредприятия, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане.
Таким образом, появляется возможность сформировать основное отличие между классической электронной торговлей и деятельностью маркетплейсов. Если первая основывается на правоотношениях, возникающих в привычном формате «продавец-покупатель», то во втором случае уже появляется новый субъект - маркетплейс. Возможно привести буквальный пример: обычный Интернет-магазин представляет собой сайт какой-либо компании, которая непосредственно взаимодействует с конечным потребителем; маркетплейс в данной ситуации становится посредником между продавцом (селлером) и покупателем, обычно предлагая и реализуя свои услуги по маркетингу, рекламному продвижению, логистики, хранению товаров и т.д.
Эти особенности все еще требуют детального изучения юристами-исследователями и законодателем, а также должны найти актуальное отражение в действующим законодательстве Российской Федерации. Так, например, в текущее время существуют различные подходы к регулированию отношений между продавцом (селлером) и маркетплей-сом. На практике зачастую встречаются несколько вариантов: договор возмездного оказания услуг, агентское соглашение, смешанный договор и др. Безусловно, столь разные подходы к закреплению юридических отношений между продавцами торговыми платформами приводят к формированию различных прав и обязанностей у сторон, что создает заведомо неконкуретные условия и способы ведения предпринимательской деятельности.
Так, маркетплейсы самостоятельно создают и применяют внутренние правила и порядки осуществления деятельности, которые распространяются на селлеров. Без сомнения, в данном случае можно говорить о том, что автономность и саморегуляция являются одними из ключевых характеристик информационного общества, а отсутствие внешних управленческих импульсов [1] влияет на развитие цифровой экономики лишь с позитивной стороны. Однако, на практике значительное количество предпринимателей сталкивается с ошибками, сбоями, блокировками, необоснованными штрафами и т.д. С учетом того, что абсолютное большинство продавцов (селлеров) на торговых платформах являются представителями малого и среднего предпринимательства, все вышеуказанные проблемы могут напрямую противоречить национальным целям развития Российской Федерации.
Заключение. Необходимо полагать, что некоторые вышеуказанные вопросы возможно решить, адаптируя существующие федеральные законы и/или путем внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации. В частности, возможно внести в законодательную базу понятие «маркетплейс», что сократит количество коллизий при судебных разбирательствах, возникающих между продавцами и торговыми платформами.
Между тем, наиболее эффективным способом представляется создание и разработка отдельного федерального закона, который в полной мере позволит закрепить все необходимые термины, а также сформировать единый подход к применению типовых юридических конструкций.
Несомненно, текущее состояние правового регулирования данной сферы электронной торговли предполагает острую необходимость в более детальном и углубленном исследовании, что позволит сформулировать и соответствующим образом имплементировать должные изменения законодательства.
Литература
1. Рассолов И.М., Чубукова С.Г. Информационное право: учебник для бакалавров. М., 2016. С. 18.
2. Итоги 2022 года для маркетплейсов по версии Тинькофф: россияне потратили на них в полтора раза больше денег // URL: https://www.tinkoff.ru/about/news/24012023-results-of-2022-for-marketplaces-according-to-tinkoff (дата обращения: 16.02.2023).
3. Ритейлер Wildberries в 2022 году увеличил оборот на 98%, до 1,67 трлн рублей // URL: https://www.interfax.ru/business/886224 (дата обращения: 16.02.2023).
4. Сакович О.М., Соловьева С.В. Правовое регулирование электронной торговли в зарубежных странах: монография. М., 2019. С. 22.
5. Козинец Н.В. Современные вызовы IoT (Интернет вещей): общие вопросы и правовое регули-роваине // Проблемы реализации прав человека и гражданина в условиях современных социальных трансформаций. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Ф.М. Рудинского. Под общей редакцией Д.А. Пашенцева, Н.М. Ладнушкиной. Саратов, 2022. С. 237-241.
Legal regulation of activities of marketplaces: current issues Kozinets N.V.
Moscow City University
The present study is devoted to some issues arising in the field of legal regulation of the activities of marketplaces in Russia. The paper analyses the statistical data for 2022 and examines some major collisions in this category of electronic commerce. The findings reveal that the contradictory approaches to the regulation of legal relations between sellers and trading platforms lead to significant disputes and disagreements, and can also directly affect the development of the country's economy as a whole. Keywords: marketplace, trading platform, e-commerce, IT law, legal regulation,
issues References
1. Rassolov I.M., Chubukova S.G. Information law: a textbook for bachelors.
M., 2016. S. 18.
2. Results of 2022 for marketplaces according to Tinkoff: Russians spent one
and a half times more money on them // URL: https://www.tinkoff.ru/about/news/24012023-results-of-2022-for-marketplaces- according-to-tinkoff (date of access: 02/16/2023).
3. Wildberries retailer increased turnover by 98% in 2022, to 1.67 trillion rubles
// URL: https://www.interfax.ru/business/886224 (Accessed: 02/16/2023).
4. Sakovich O.M., Solovieva S.V. Legal regulation of electronic commerce in
foreign countries: monograph. M., 2019. S. 22.
5. Kozinets N.V. Modern challenges of loT (Internet of things): general issues
and legal regulation // Problems of realization of human and civil rights in the conditions of modern social transformations. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Professor F.M. Rudinsky. Under the general editorship of D.A. Pashentseva, N.M. Ladnushkina. Saratov, 2022, pp. 237-241.
u
8)
н
X
n
a
8) О
т
V