Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОНЛАЙН / МАРКЕТПЛЕЙС / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопян Е.Э., Аминов И.Р.

В условиях научно-технического прогресса многие сферы жизни общества переходят на новый уровень. Международная торговля не стала исключением. В данной статье исследованы методы обеспечения безопасности международной интернет-торговли на примере отечественных и зарубежных маркетплейсов. Были изучены правовые аспекты деятельности площадок для реализации товаров. Были выявлены динамика и география реализации различных категорий товаров через электронные площадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING SECURITY IN THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL INTERNET COMMERCE ON THE EXAMPLE OF DOMESTIC AND FOREIGN MARKETPLACES

In the conditions of scientific and technological progress, many spheres of society are moving to a new level. International trade is no exception. This article examines the methods of ensuring the security of international online commerce on the example of domestic and foreign marketplaces. The legal aspects of the activities of the sites for the sale of goods were studied. The dynamics and geography of the sale of various categories of goods through electronic platforms were revealed.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

И ЗАРУБЕЖНЫХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ

Е.Э. Акопян, студент И.Р. Аминов, канд. юрид. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-1-157-159

Аннотация. В условиях научно-технического прогресса многие сферы жжизни общества переходят на новый уровень. Международная торговля не стала исключением. В данной статье исследованы методы обеспечения безопасности международной интернет-торговли на примере отечественных и зарубежных маркетплейсов. Были изучены правовые аспекты деятельности площадок для реализации товаров. Были выявлены динамика и география реализации различных категорий товаров через электронные площадки.

Ключевые слова: международная торговля, онлайн, маркетплейс, безопасность, интернет-торговля.

Международная торговля в интернет-пространстве в нынешнее время довольно популярна. Учитывая современное развитие науки и технологий, особенно заметно увеличение количества покупок через Интернет, в частности из заграницы.

Торговая площадка в сети Интернет представляет собой виртуальную торговую платформу, обеспечивающую коммерческие отношения покупателей и продавцов. Первое поколение торговых площадок еще в конце девяностых (например, eBay) было исключительно связующим звеном между покупателями и продавцами, по сути давая пользователям с обеих сторон возможность связаться с другой стороной по электронной почте. Со временем торговые площадки стали более активно использоваться в сделках [1].

Такая тенденция обусловлена рядом причин. Во-первых, быстрое и комфортное совершение покупки. Для большинства потребителей важно уделять минимум времени на поиск, выбор и оплату товара. При этом торговые площадки обеспечивают колоссальный выбор, даже в пределах одной и той же конфигурации товара. Во-вторых, доставка товара до ближайших пунктов выдачи заказов, которые находятся в шаговой доступности. Более того, у покупателей есть возможность курьерской

доставки, которая безусловно менее ресур-созатратна для потребителя. В-третьих, короткий путь клиента. Если в более привычной модели совершения покупок потребителю нужно добираться до пункта продажи, искать нужную позицию среди других товаров и только потом совершить покупку. То здесь - поиск, выбор и оплата производятся в пару кликов. Кроме того, она более безопасна в нынешних условиях пандемии. Таким образом, положительное развитие интернет-торговли вполне очевидно.

Существуют различные методы и инструменты для торговли товарами и услугами в Интернете: отечественные и иностранные площадки для реализации товаров (маркетплейсы) и социальные сети.

Независимо от метода торговли, о котором было изложено выше, безопасность продажи товаров, используя маркетинговые инструменты, обеспечивается правовым регламентом пользования медиа-платформой. Так или иначе, лицо, осуществляющее продажу товаров, ведёт предпринимательскую деятельность.

Говоря о предотвращении мошенничества в отношении покупателей, важно обратить внимание на правовые аспекты деятельности площадок для реализации товаров на примере Ozon, Wildberries. Изна-

чально при регистрации каждый поставщик-продавец обязуется не нарушать правила и поставлять требуемый товар в определенные сроки клиенту.

Стоит отметить, что данные компании осуществляют не только внутреннюю доставку по России, но и поставляют товары из-за рубежа и заграницу в том числе (Ozon Global, Wildberries). Упомянутые торговые площадки на данный момент сотрудничают с различными государствами: Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Узбекистан. До марта 2022 года доставка осуществлялась так же в США, Германию, Францию, Польшу, Испанию, Италию.

В 2020 году продажи Wildberries за пределами России выросли на 95% по сравнению с прошлым годом, всего за рубежом было продано товаров на сумму 23,7 млрд рублей. В основном зарубежные покупатели предпочитают одежду, бьюти-товары, книги, обувь, а также продукты питания. Динамичнее остальных в первом квартале 2021 года растет спрос на товары для здоровья (+258%), продукты питания (+228%), спортивные товары (+191%), вещи для дома и дачи (+172%) и косметику (+126%) [2].

Особых ограничений по логистике в зарубежные страны нет. Единственное -необходима оплата таможенных пошлин и наличие сертификации товаров для всех категорий. При заказе товаров из-за рубежа согласно приказу ФТС РФ от 05.07.2018 № 1060, необходимо указать паспортные данные для заполнения пассажирской таможенной декларации. Так, маркетплейс и логистическая компания обеспечивает безопасность доставки товара. В случае, если товар ненадлежащего качества или был испорчен в результате транспортировки, клиент может оформить возврат и отказаться от покупки.

Рассматривая крупные зарубежные маркетплейсы (Amazon, Ebay,

Alibaba.com) также можно заметить, что политика компаний аналогична. Особое внимание уделяется заботе о клиенте: существуют запреты на определенные действия со стороны продавцов. К примеру, запрет на попытки увести покупателей на сторонние ресурсы. Известно, что такое

поведение пользователя может спровоцировать утечку конфиденциальной информации. Также в регламенте площадки прописан запрет на отправку письма покупателям через сторонние сервисы, кроме системы сообщений Amazon. Так, компания сохраняет зашифрованные персональные данные и не использует их в иных целях.

Однако, не стоит забывать, что покупатель в свою очередь также обязан позаботиться о безопасности совершения покупки через тот или иной интернет-ресурс. Важно отнестись ответственно и постараться минимизировать риски возникновения неприятных последствий.

Для этого существуют правила, которые помогут избежать мошенничества со стороны продавца.

Во-первых, обратить внимание на оценки и отзывы о продукте и о продавце (он-лайн-магазине). К примеру, маркетплейс (Ozon, Wildberries) не удаляет негативные отзывы о продукте. Наоборот, в случае многочисленных жалоб и низкой оценке товара платформа имеет право снять с продаж данный товар из общего ассортимента. Поэтому вероятность приобрести некачественный минимальна, а наткнуться на мошенников и вовсе сводится к нулю. В случае недоверия к отзывам на самой платформе можно прибегнуть к хитрости: указать в поисковой строке браузера название и слова «мошенничество» и узнать о подобных ситуациях, если таковые были.

Во-вторых, при оплате товара важно изучить метод, который использует платформа. Наиболее безопасный вариант -использование банковских эквайрингов, поскольку надёжный интернет-магазин или маркетплейс заключают контракт с соответствующей компанией и обязуются выполнять обязательства по безопасному приёму карточных платежей.

В-третьих, следует подчеркнуть адресную ссылку платформы, на которой клиент осуществляет покупку. Сайт должен быть защищен протоколом передачи данных (https:// вместо http://). Такой небольшой нюанс может позволить мошенникам получить доступ к персональным данным

покупателей, в том числе к платежным данным.

В качестве предостережения некоторые эксперты советуют использовать отдельную карту для совершения покупок в Интернете. Это поможет уберечь основные средства потребителя даже при утечке данных.

Преступность в мире все активнее переходит из реального мира в Интернет. Так, в России в 2020 году преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в сфере компьютерной информации,

24% от общего числа зарегистрированных преступлений [3].

В 2019 году в открытую продажу поступали данные 70 064 796 клиентов 42-х российских финансовых организаций [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что безопасность международной торговли, осуществляемой через маркетплейсы, так же обеспечивается компаниями и продавцами-поставщиками, в частности. Несмотря на это потребителям также важно быть внимательными и стараться минимизировать риски попадания конфиденциальной информации в руки мошенников.

зарегистрировано 420662, что составляет

Библиографический список

1. Литвинов Е.В., Савинов Ю.А., Тарановская Е.В. Современное состояние и перспективы международной торговли на маркетплейсах // Российский внешнеэкономический вестник. - 2021. - № 5. - С. 67-79.

2. Продажи Wildberries за рубежом в 2020 году выросли почти вдвое // Ежедневные коммуникации Retailer. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://retailer.ru/prodazhi-wildberries-za-rubezhom-v-2020-godu-vyrosli-pochti-vdvoe/?ysclid=lbzayjkwsb259252355 (дата обращения: 02.12.2022 г.)

3. Суходолов А.П. Актуальные проблемы предупреждения преступлений в сфере экономики, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей / А.П. Суходолов [и др.] // Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - Т. 11. -№ 1. - С. 13-21.

4. Лемайкина С.В. Актуальные вопросы противодействия киберпреступлениям // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. - 2020. - № 4 (16). - С. 54-59.

ENSURING SECURITY IN THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL INTERNET COMMERCE ON THE EXAMPLE OF DOMESTIC AND FOREIGN

MARKETPLACES

E.E. Akopyan, Student

I.R. Aminov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. In the conditions of scientific and technological progress, many spheres of society are moving to a new level. International trade is no exception. This article examines the methods of ensuring the security of international online commerce on the example of domestic and foreign marketplaces. The legal aspects of the activities of the sites for the sale of goods were studied. The dynamics and geography of the sale of various categories of goods through electronic platforms were revealed.

Keywords: international trade, online, marketplace, security, e-commerce.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.