Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ РАЗВИТИЯ МАРКЕТПЛЕЙСОВ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ РАЗВИТИЯ МАРКЕТПЛЕЙСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТПЛЕЙС / РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-МАГАЗИН / ОНЛАЙН-ПЛОЩАДКА / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Приходько К.С., Куцегреева Л.В., Салий В.В.

Из различных статистических источников приводится информация о том, что большая часть онлайн-покупок на сегодняшний день как в России, так и в мире в целом осуществляется на маркетплейсах. С каждым годом количество онлайн-покупок стремительно растет, что является причиной ориентации различных предприятий на размещение своей продукции на данных платформах. В сфере онлайн-продаж рынок маркетплейсов в России способствует компаниям находить новые каналы сбыта и реализации своей продукции. Цифровизация стала явным толчком в развитии онлайн-торговли в России. Применение современных программных инструментов и искусственного интеллекта, построенного с применением технологии алгоритма, позволили улучшить пользовательский опыт покупателей и продавцов, а также повысить эффективность работы маркетплейсов. Важными факторами, влияющими на выбор приоритетного маркетплейса, становятся цена и онлайн-контент о предлагаемом товаре. Особую значимость приобретает возможность торговой площадки предоставить клиенту наилучший опыт, который напрямую связан с цифровизацией и использованием платформенных технологий. Цель применения современных онлайн методов и средств для продвижения товаров с помощью маркетплейсов, сделать процесс их реализации удобным для информированных и требовательных покупателей на любой стадии выбора и покупки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN ECONOMY UNDER THE IMPACT OF THE DEVELOPMENT OF MARKETPLACES

From various statistical sources, information is provided that most of the online purchases today, both in Russia and in the world as a whole, are carried out on marketplaces. Every year, the number of online purchases is growing rapidly, which is the reason for the orientation of various enterprises to place their products on these platforms. In the field of online sales, the marketplace market in Russia helps companies find new channels for selling and selling their products in Russia. Digitalization has become a clear impetus for the development of online commerce. The use of modern software tools and artificial intelligence built using algorithm technology has improved the user experience of buyers and sellers, as well as increased the efficiency of marketplaces. Important factors influencing the choice of a priority marketplace are the price and online content about the offered product. Of particular importance is the ability of the trading platform to provide the client with the best experience, which is directly related to digitalization and the use of platform technologies. The purpose of using modern online methods and means to promote goods through marketplaces is to make the process of their implementation convenient for informed and demanding buyers at any stage of selection and purchase.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ РАЗВИТИЯ МАРКЕТПЛЕЙСОВ»

Таким образом, многие факторы обуславливают необходимость внедрения современных служб безопасности на базе розничных торговых сетей, особенно с учетом количества входящих в них магазинов и наличия бесконечного потока данных об операциях их деятельности. Проблемы обеспечения охраны широкого числа объектов могут быть связаны лишь с недостатками в системе организации систем безопасности, поэтому этого происходить не должно в случае с отлаженной системой, где бесперебойно работают актуальные в настоящих условиях технические средства и квалифицированный персонал.

Источники:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

2. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

3. Приходько К.С., Козловская С.А. Формирование долговременных устойчивых конкурентных преимуществ и их экономическое обоснование. Финансовая экономика. 2019. № 5. С. 812-815.

4. Приходько К.С., Козловская С.А. Исследования потребительского рынка как важнейшего фактора расширения внутреннего рынка товаров народного потребления. Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 11. С. 101-108.

5. Сергиян К.С. Методика определения и эффективного управления конкурентоспособностью объектов сетевого ри-тейла с позиции потребительских предпочтений. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 3-2. С. 124-127.

6. Сергиян К.С., Мудрова Л.И. Развитие потребительского рынка в России в условиях жёсткой конкуренции мировых и отечественных торговых сетей. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 1-3. С. 421-425.

References:

1. Federal Law of July 24, 2007 No. 209-FZ "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" // SPS ConsultantPlus

2. Federal Law of December 28, 2009 No. 381-FZ "On the Fundamentals of State Regulation of Trading Activities in the Russian Federation" // SPS ConsultantPlus

3. Prikhodko K.S., Kozlovskaya S.A. Formation of long-term sustainable competitive advantages and their economic justification. Financial economics. 2019. No. 5. S. 812-815.

4. Prikhodko K.S., Kozlovskaya S.A. Research of the consumer market as the most important factor in expanding the domestic market of consumer goods. Socio-economic sciences and humanitarian research. 2016. No. 11. P. 101-108.

5. Sergiyan K.S. Methodology for determining and effectively managing the competitiveness of network retail objects from the standpoint of consumer preferences. Economic Bulletin of the Rostov State University. 2008. V. 6. No. 3-2. pp. 124-127.

6. Sergiyan K.S., Mudrova L.I. Development of the consumer market in Russia in the face of fierce competition from global and domestic retail chains. Economic Bulletin of the Rostov State University. 2008. V. 6. No. 1-3. pp. 421-425.

EDN: NABMZK

К.С. Приходько - к.э.н., доцент кафедры экономики и управления, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), Sergiyan_ks@mail.ru,

K.S. Prikhodko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Department of Economics and Management, Krasnodar Branch of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov;

Л.В. Куцегреева - к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), shmarigo@mail.ru,

L.V. Kutsegreeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Department of Finance and Credit, Krasnodar Branch of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov;

В.В. Салий - к.п.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), vlada-2807@mail.ru,

V.V. Salii - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Accounting and Analysis, Krasnodar Branch of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ РАЗВИТИЯ МАРКЕТПЛЕЙСОВ DIGITAL TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN ECONOMY UNDER THE IMPACT OF THE DEVELOPMENT OF MARKETPLACES

Аннотация. Из различных статистических источников приводится информация о том, что большая часть онлайн-покупок на сегодняшний день как в России, так и в мире в целом осуществляется на маркетплейсах. С каждым годом количество онлайн-покупок стремительно растет, что является причиной ориентации различных предприятий на размещение своей продукции на данных платформах. В сфере онлайн-продаж рынок маркетплейсов в России способствует компаниям находить новые каналы сбыта и реализации своей продукции. Цифровизация стала явным толчком в развитии онлайн-торговли в России. Применение современных программных инструментов и искусственного интеллекта, построенного с применением технологии алгоритма, позволили улучшить пользовательский опыт покупателей и продавцов, а также повысить эффективность работы маркетплейсов. Важными факторами, влияющими на выбор приоритетного маркетплейса, становятся цена и онлайн-контент о предлагаемом товаре. Особую значимость приобретает возможность торговой площадки предоставить клиенту наилучший опыт, который

напрямую связан с цифровизацией и использованием платформенных технологий. Цель применения современных онлайн методов и средств для продвижения товаров с помощью маркетплейсов, сделать процесс их реализации удобным для информированных и требовательных покупателей на любой стадии выбора и покупки.

Abstract From various statistical sources, information is provided that most of the online purchases today, both in Russia and in the world as a whole, are carried out on marketplaces. Every year, the number of online purchases is growing rapidly, which is the reason for the orientation of various enterprises to place their products on these platforms. In the field of online sales, the marketplace market in Russia helps companies find new channels for selling and selling their products in Russia. Digitalization has become a clear impetus for the development of online commerce. The use of modern software tools and artificial intelligence built using algorithm technology has improved the user experience of buyers and sellers, as well as increased the efficiency of marketplaces. Important factors influencing the choice of a priority marketplace are the price and online content about the offered product. Of particular importance is the ability of the trading platform to provide the client with the best experience, which is directly related to digitalization and the use of platform technologies. The purpose of using modern online methods and means to promote goods through marketplaces is to make the process of their implementation convenient for informed and demanding buyers at any stage of selection and purchase.

Ключевые слова: маркетплейс, реализация товаров, цифровые технологии, онлайн-магазин, онлайн-площадка, онлайн-платформа, предпринимательство.

Keywords: marketplace, sale of goods, digital technologies, online store, online platform, online platform, entrepreneurship.

Маркетплейс - это некий интернет-ресурс, позволяющий объединить множество различных продавцов в целях предложения своих товаров покупателям.

В мире возникновение маркетплейсов приходится на 1994 год. В этом году была запущена такая компания, как Amazon, а также примерно через год на рынок вышла такая площадка, как eBay. Данные компании начинали осуществление своей предпринимательской деятельности с малого. К примеру, компания Amazon изначально занималась реализацией книг, немного позже к ее ассортименту добавилась электроника и видеопродукция, а также различные товары-комплименты. В настоящее время у данной компании числится огромный ассортимент продукции. Она занимается реализацией электроники, спорттоваров, детских игрушек, хозяйственных товаров и многих других товаров.

В то же время eBay начинал свою деятельность с онлайн-аукционов и быстро обрел популярность, что поспособствовало тому, что к концу 1995 года на данном сайте проходили тысячи аукционов. Данная компания расширяла поле своей деятельности, выкупая различные как местные мелкие, так и крупные зарубежные аукционы. Все это привело к тому, что в настоящее время данная площадка является крупнейшей платформой по проведению аукционов, а также продаже различных товаров.

Популярность данных онлайн-площадок поспособствовало тому, что в настоящее время они являются крупнейшими мировыми игроками на рынке маркетплейсов. Оборот продаж Amazon ежегодно превышает сотни миллиардов долларов, а количество сотрудников у компании более миллиона человек, а у eBay оборот ежегодно превышает десятки миллиардов долларов, а количество сотрудников более десятка тысяч человек.

Приход маркетплейсов на российский рынок можно ознаменовать с основанием такой площадки, как Ozon. Его появление приходится на 1998 год. Особого опыта в России по запуску онлайн-магазинов не было, поэтому было необходимо развивать систему с нуля. Первоначально онлайн-площадка Ozon занималась реализацией книг, а также фильмов и музыки на DVD-дисках. В настоящее время данный мар-кетплейс предоставляет огромный ассортимент продукции различных производителей и компаний и занимает одно из лидирующих позиций в России среди онлайн-магазинов с оборотом более ста миллиардов рублей в год.

Также помимо Ozon в РФ действуют многие другие маркетплейсы. Наиболее популярным из них является Wildberries. Он был основан позднее Ozon, в 2004 году, а на 2015 год он получил звание самого популярного отечественного интернет-магазина. За последние три года его темп роста не достигал отметки ниже 88 %, а в 2021 году оборот Wildberries вырос до 844 миллиардов рублей.

Помимо Ozon и Wildberries в России осуществляют свою деятельность такие популярные маркет-плейсы, как Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет, Aliexpress, Lamoda и многие другие.

Значительный рост популярности маркетплейсов пришелся на период пандемии COVID-19. С возникновением данной короновирусной инфекции правительством были введены различные ограничения, вследствие чего у потребителей появился большой спрос на данные площадки, поскольку использовать традиционный тип приобретения товаров, а именно вживую посещать магазины, был затруднен. Таким образом люди начали обильно пользоваться услугами маркетплейсов, а отклик товаропроизводителей и продавцов на запросы покупателей не заставил себя долго ждать.

Со временем ситуация с пандемией COVID-19 начала стабилизироваться, что позволяет людям вернуть ранний формат традиционного приобретения товаров путем походов в различные магазины, торговые комплексы, но все же при этом популярность маркетплейсов не угасла, а наоборот, постепенно растет.

Почему же люди в период коронавирусной инфекции предпочли приобретение различных товаров в маркетплейсах, а не в обыкновенных интернет-магазинах и не путем похода в магазин? А также

вследствие чего данная тенденция популярности маркетплейсов не идет к спаду, а напротив, набирает обороты после снятия правительством многих ограничений?

Во-первых, дело в том, что именно маркетплейсы предоставляют покупателям намного больше категорий продукции, нежели обычные интернет-магазины. Это связано с тем, что в интернет-магазине имеется двухстороннее взаимодействие, а именно продавец-покупатель, а в случае маркетплейса помимо этих же двух сторон существует третья сторона, а именно владелец, который выступает посредником, который упрощает процесс продажи и приобретения товаров для всех участников процесса. Вследствие чего на данных платформах появляется обильное количество продавцов, предлагающих большой ассортимент продукции. Каждый продавец заинтересован в сбыте своей продукции, что порождает высокую степень конкуренции.

Во-вторых, во время пандемии маркетплейсы предоставляли своим клиентам возможность приобретать продукцию, в которой они заинтересованы, без каких-либо трудностей, в различное время суток, без использования различных мер защиты в виде масок, перчаток, qr-кодов и т.д. Это было обусловлено тем, что потребителю необходимо было всего лишь забрать свою посылку из пункта выдачи или же из рук курьера, который занимается доставкой товаров на дом, что облегчает процесс приобретения товаров.

В-третьих, одной из немаловажных причин популярности маркетплейсов является стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, в том числе и онлайн технологий, которые позволяют организовать бесперебойный процесс заказов и доставки товаров без каких-либо трудностей.

Персонализация данных с помощью цифровых инструментов позволяет в автоматическом режиме предлагать клиенту аналогичные или сопутствующие категории товаров. При этом персонализация информационного поиска на маркетплейсах ориентирована на рекомендации, которые формируются в процессе отсмотра различных категорий товаров; сортировки товаров, ориентированных под индивидуальный запрос клиента; агрегация данных, применяющая для сбора информации искусственный интеллект и алгоритм выборки.

При этом автоматизированная информационная система, входящая в маркетплейс, представляет собой определенную модель хранения данных, внутри которой происходит взаимодействие участников рынка, изучается поведение потенциальных пользователей с целью формирования актуализации информации, происходит обработка заказов, а также формируются различные акции и определяются системы скидок на тот или иной товар.

Информационная система маркетплейсов использует встроенные программные инструменты для автоматизации бизнес-процессов с применением технологий MDM и PIM, отвечающих за качество представленных на торговой площадке электронных данных всех участников сделки, находя ошибки в учетных записях клиентов и устраняя их, приводя к единому стандарту с применением алгоритма.

Данные программные инструменты позволяют работать со сложными карточками товаров, содержащих сложные описания или информацию на разных языках; есть возможность взаимодействия с другими маркетплейсами при обмене данными; собирать и объединять информацию из различных источников, что формирует товарный контент.

Однако программа MDM является достаточно дорогим бизнес-инструментом, который потребует определенной квалификации у сотрудников маркетплейса при создании и обновлении товарного каталога.

В следствие, большинство торговых площадок выбирают технологию PIM, которая является простым и беспрепятственным инструментом, доступным при сборе и публикации контента о предлагаемом товаре, выполненном в виде карточек, а также сразу направит данные туда, где ее увидит потенциальный покупатель. Инструменты MDM - более ориентированы для внутренней обработки данных крупных мар-кетплейсов с множеством точек продаж, которые работают с региональной сетью и различными рынками.

Технология PIM функционирует с различными CMS-платформами с открытым исходным кодом, что позволяет легко выходить на рынок, даже не подготовленным бизнесменам в сфере цифровых технологий. Примерами таких платформ являются - Pimcore Virtual Appliance, Akeneo Virtual Appliance которые ориентированы на построение системы эффективных онлайн-продаж и управление веб-контентом о товарах, содержащих цифровые активы для электронной коммерции. Данные платформы позволяют применять виртуальные хранилища данных с единым центром обработки, что значительно упрощает обмен информацией между участниками онлайн-рынка.

Технологии искусственного интеллекта уже активно заняли свои позиции на маркетплейсах, формируя принципы коллаборативной фильтрации, на основе которых формируются прогнозы на будущие сделки, ориентированные на известные предпочтения постоянных клиентов, что позволяет выстраивать систему рекомендационной политики предпочтений будущих клиентов, которые еще не определились со своим выбором.

Таким образом, принцип применения технологии коллаборативной фильтрации построенной на алгоритме, позволяет выявлять оценку процесса или товара один раз, а оставленная единожды выборка, может служить основанием для схожих оценок других выборок товаров в будущем потенциальными покупателями, так как алгоритм искусственного интеллекта создает информационное обоснование, для прогноза покупок на основе анализа других запросов при изучении ассортимента маркетплейса.

Вышеперечисленные факторы поспособствовали такой популяризации совершения данного он-лайн-шопинга.

Развитие маркетплейсов поспособствовало тому, что большое количество продавцов начали внедряться на данные платформы. Маркетплейсы представляют собой виртуальную торговую площадку, которую «сдают в аренду» предпринимателям, беря на себя проблемы, которые возникают в связи с организацией рекламы, привлечения покупателей, разработкой программного обеспечения и удобного интерфейса, а также они занимаются решением спорных ситуаций между участниками процесса реализации продукции. Каждый продавец обязывается платить процент с каждой совершенной сделки ил же фиксированную плату за предоставленную «аренду» площадки.

Данные сервисы работают с такими категориями предпринимателей, как индивидуальные предприниматели, юридические лица, а некоторые маркетплейсы работают и с самозанятыми. Для каждой категории предпринимателей существуют свои права и обязанности, связанные с реализацией товаров и присутствием на данной площадке.

Имеется большое количество юридических лиц, которые внедрились на маркетплейсы, из них можно выделить такие крупные фирмы, как Philips, L'Oréal, Nike, Pandora, Pampers и многие другие. Но большая доля на данные онлайн-площадки приходится на индивидуальных предпринимателей и самозанятых, но самозанятые имеют право реализовывать товары только собственного производства.

Каждый предприниматель в процессе своей деятельности на маркетплейсах не ограничен в выборе устанавливаемой цены на товар, также он не ограничен с выбором платежных систем и курьерских служб. Вследствие того, что на данных площадках имеется огромное количество продавцов, то один и тот же товар вполне может быть представлен разными продавцами, что дает возможность каждому предпринимателю самостоятельно распоряжаться промо-акциями, выбирать наиболее выгодные условия в плане цены, скорости доставки и т.д.

Выход на маркетплейс позволяет каждому желающему предпринимателю начать заниматься предпринимательской деятельностью. Если же юридическое или физическое лицо уже занимается предпринимательской деятельностью, то это хороший способ укрепить свои позиции, внедряясь на рынок маркетплейсов.

Многие предприниматели выбирают данные онлайн-платформы для увеличения прибыли за счет поиска новых каналов сбыта и большого количества потребителей, которые предпочитают онлайн-покупки. Вследствие того, что самым быстрорастущим каналом онлайн-продаж стали маркетплейсы, они получили широкое распространение не только среди покупателей, но и среди продавцов.

Из проведенных опросов, которые провела Data Insight, 9 из 10 продавцов смогли увеличить за год свой объем продаж, внедряясь в маркетплейс, из которых 58 % продавцов увеличили свой объем продаж в значительной мере. А для 50 % опрошенных маркетплейсы стали основным каналом продаж.

Данному увеличению объема продаж способствует значительный трафик посещаемости. К примеру, в сутки трафик посещаемости маркетплейса Wildberries составляет более 200 миллионов визитов в день, а на Ozon трафик составляет более 100 миллионов визитов в день.

Также вход на данную платформу не особо затруднен для предпринимателей. Количество зарегистрированных предпринимателей с каждым годом стремительно растет, к примеру, на маркетплейсе Wildberries количество предпринимателей превысило 650 тысяч, что на 58,5 % больше, чем годом ранее, а на Ozon количество предпринимателей составляет более 90 тысяч человек.

Значительным фактором того, что у Wildberries количество продавцов больше, чем у Ozon. является то, что на Wildberries право на осуществление предпринимательской деятельности также доступно самозанятым, а у Ozon право на осуществление предпринимательской деятельности имеют лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Исходя из данных о росте количества покупателей и продавцов, можно сделать вывод о том, что маркетплейсы имеют тенденцию к еще большему развитию в будущем, так как ежегодно трафик, объем продаж и количество продавцов стремительным образом растет. А также огромную роль играет такой фактор, как информационные технологии, которое стремительным образом развиваются в настоящее время.

В заключение хочется еще раз отметить, что ориентация предприятий на маркетплейсы и сотрудничество с ними начинающим предпринимателям является перспективным направлением. Ежегодно данный канал сбыта стремительно набирает обороты. Это проявляется в увеличении клиентской базы, про-

давцов и оборота реализуемых товаров в целом. Многие популярные фирмы начали производить размещение своей продукции на различных онлайн-платформах, что поспособствовало увеличению оборота их реализуемой продукции.

Также некоторые из маркетплейсов позволяют реализовывать продукцию самозанятым лицам, что дает им возможность производить и продавать продукцию собственного изготовления, не заморачи-ваясь с открытием другой иной организационно-правовой формы. Также внедрение на маркетплейсы дает возможность свободного входа на рынок онлайн-продаж, а решение всех проблем, связанных с организацией рекламы, привлечением покупателей и организацией удобства сайта и т.д. берет на себя сама площадка, но все же предпринимателю необходимо отдавать процент с продаж или оплачивать предоставленные ему услуги.

Источники:

1. Куцегреева Л.В., Чижова О.Г. Оптимизация структуры капитала предприятия. Сфера услуг: инновации и качество. 2020. № 46. С. 80-90.

2. Особенности системного анализа и применения информационных технологий при исследовании явлений и процессов в различных сферах деятельности. Кузьмина Э.В., Нарыжная Н.Ю., Пьянкова Н.Г., Третьякова Н.В., Салий В.В., Си-линская С.М., Ищенко О.В. Коллективная монография / Краснодар, 2019.

3. Приходько К.С., Козловская С.А. Формирование долговременных устойчивых конкурентных преимуществ и их экономическое обоснование. Финансовая экономика. 2019. № 5. С. 812-815.

4. Приходько К.С., Козловская С.А. Исследования потребительского рынка как важнейшего фактора расширения внутреннего рынка товаров народного потребления. Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 11. С. 101-108.

5. Салий В.В. Ходаринова Н.В. Шапошников В.Л. Формирование учетно-аналитической информационной системы в рамках функционирования организации / Ходаринова Н.В. Шапошников В.Л. // Учетно-контрольные и аналитические процессы в условиях цифровизации экономики. Часть 1. Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов. - Москва, 2019. - С. 342-348.

6. Сергиян К.С. Методика определения и эффективного управления конкурентоспособностью объектов сетевого ритей-ла с позиции потребительских предпочтений. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 3-2. С. 124-127.

7. Сергиян К.С., Мудрова Л.И. Развитие потребительского рынка в России в условиях жёсткой конкуренции мировых и отечественных торговых сетей. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 1 -3. С. 421-425.

References:

1. Kutsegreeva L.V., Chizhova O.G. Optimization of the capital structure of the enterprise. Service sector: innovation and quality. 2020. No. 46. P. 80-90.

2. Features of system analysis and application of information technologies in the study of phenomena and processes in various fields of activity. Kuzmina E.V., Naryzhnaya N.Yu., Pyankova N.G., Tretyakova N.V., Salii V.V., Silinskaya S.M., Ishchenko O.V. Collective monograph / Krasnodar, 2019.

3. Prikhodko K.S., Kozlovskaya S.A. Formation of long-term sustainable competitive advantages and their economic justification. Financial economics. 2019. No. 5. S. 812-815.

4. Prikhodko K.S., Kozlovskaya S.A. Research of the consumer market as the most important factor in expanding the domestic market of consumer goods. Socio-economic sciences and humanitarian research. 2016. No. 11. P. 101-108.

5. Sergiyan K.S. Methodology for determining and effectively managing the competitiveness of network retail objects from the standpoint of consumer preferences. Economic Bulletin of the Rostov State University. 2008. V. 6. No. 3-2. pp. 124-127.

6. Saliy V.V. Khodarinova N.V. Shaposhnikov V.L. Formation of an accounting and analytical information system within the framework of the functioning of the organization / Khodarinova N.V. Shaposhnikov V.L. // Accounting, control and analytical processes in the context of digitalization of the economy. Part 1. Interuniversity collection of scientific papers and results of joint research projects. - Moscow, 2019. - S. 342-348

7. Sergiyan K.S., Mudrova L.I. Development of the consumer market in Russia in the face of fierce competition from global and domestic retail chains. Economic Bulletin of the Rostov State University. 2008. V. 6. No. 1-3. pp. 421-425.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.