Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПОДРОСТОК / САМООТНОШЕНИЕ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панчишена Р.И.

В статье приведены методы и результаты эмпирического исследования по изучению особенностей уверенности в себе у родителей подростков с разным восприятием стиля родительского воспитания, сформулированы основные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.9

Р.И. Панчишена

ОСОБЕННОСТИ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье приведены методы и результаты эмпирического исследования по изучению особенностей уверенности в себе у родителей подростков с разным восприятием стиля родительского воспитания, сформулированы основные выводы.

Ключевые слова: стиль родительского воспитания, подросток, самоотношение, уверенность в себе.

Актуальность и значимость исследования проблемы особенностей уверенности в себе у родителей подростков с разным восприятием стиля родительского воспитания обусловлена тем, что согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием с взрослым, в первую очередь, с родителем.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. Родители используют разные стили семейного воспитания, в зависимости от ситуации, однако одна или несколько тенденций могут повторяться чаще и доминировать в семейном воспитании.

Несмотря на то, что в психологической науке достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности, мало изученной остается проблема особенностей уверенности в себе у родителей подростков с разным восприятием стиля родительского воспитания.

© Панчишена Р.И., 2016.

С целью изучения особенностей уверенности в себе у родителей подростков с разным восприятием стиля родительского воспитания нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 210 испытуемых: 70 подростков из полных семей, в возрасте 14-15 лет и их родители, в количестве 140 человек - 70 мужчин и 70 женщин, в возрасте от 33 до 55 лет.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что существуют особенности уверенности в себе у родителей подростков с разным восприятием стиля родительского воспитания.

Методики исследования: методика «Подростки о родителях» в модификации Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына; проективный тест «Рисунок семьи»; тест-опросник самоотношения В.В. Столина; тест «Уверенность в себе» Райдаса.

Метод статической обработки данных - Н-критерий Крускала-Уоллиса.

В ходе анализа результатов исследования были получены следующие результаты.

В ходе проведения методики «Подростки о родителях» было выявлено, что при оценке матери преобладающая часть испытуемых указала на нормальный уровень позитивного интереса, директивно-сти, враждебности, автономности и непоследовательности с ее стороны.

Результаты исследования по методике «Подростки о родителях» (оценка матери) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Подростки о родителях» (оценка матери) в % испытуемых

Уровень Шкалы

Позитивный интерес Директивность Враждебность Автономность Непоследовательность

Отчетливо выражен 21,3 20,1 17,2 20,1 21,3

Норма 64,4 40,2 58,6 62,7 54,5

Слабо выражен 14,3 20,1 24,2 17,2 24,2

В ходе проведения методики «Подростки о родителях» было выявлено, что при оценке отца преобладающая часть испытуемых указала на нормальный уровень позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности и непоследовательности с его стороны.

Результаты исследования по методике «Подростки о родителях» (оценка отца) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования по методике «Подростки о родителях» (оценка отца) в % испытуемых

Уровень Шкалы

Позитивный интерес Директивность Враждебность Автономность Непоследовательность

Отчетливо выражен 18,4 20,1 23 20,1 18,4

Норма 61,5 55,7 55,7 40,2 61,5

Слабо выражен 20,1 24,2 21,3 20,1 20,1

В ходе проведения проективного теста «Рисунок семьи» у 20,1% испытуемых было выявлено, что родители изображались выше своего ребенка, ребенок был отдален от них, значительно меньше их в размере. Эти особенности изображения семьи испытуемым свидетельствуют о том, что родители обладали наибольшей властью в семье, во взаимоотношениях с ребенком у них была дистанция.

У 58,6% испытуемых все члены семьи были на одном уровне, близко друг к другу, изображения были выполнены с большой тщательностью. Следовательно, у 58,6% испытуемых с родителями доверительные отношения.

У 21,3% испытуемых члены семьи держались за руки, улыбались. Данные изображения свидетельствуют о наличии у данных испытуемых позитивного отношения друг к другу в семьи, очень близких и доверительных отношений в семье.

Результаты исследования с помощью тест-опросника самоотношения В.В. Столина представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Результаты исследования по тест-опроснику самоотношения В.В. Столина (в % испытуемых)

Шкала Уровень Группа родителей

с позитивным интересом с директивным стилем воспитания с враждебным стилем воспитания с автономным стилем воспитания с непоследовательным стилем воспитания

Шкала S. Итегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» Не выражен 32,1 32,1 42,9 28,6 46,4

Выражен 46,4 32,1 32,1 35,7 28,6

Ярко выражен 21,5 35,7 25 42,9 28,6

Н-критерий Нэмп=7,08, р>0,05

Шкала I. Самоуважение Не выражен 25 21,4 42,9 25 60,7

Выражен 46,4 25 32,1 32,1 28,6

Ярко выражен 28,6 53,6 25 42,9 10,7

Н-критерий Нэмп=9,74, р<0,01

Шкала II. Аутосимпатия Не выражен 28,6 25 42,9 25 53,6

Выражен 42,9 25 32,1 32,1 28,6

Ярко выражен 28,6 50 25 42,9 17,9

Н-критерий Нэмп.=8,911, 0,01<р<0,05

Шкала III. Ожидаемое отношение от других Не выражен 32,1 28,6 32,1 35,7 28,6

Выражен 35,7 42,9 32,1 35,7 35,7

Ярко выражен 32,1 28,6 35,7 28,6 35,7

Н-критерий Нэмп=4,17, р>0,05

Шкала IV. Самоинтерес Не выражен 28,6 25 42,9 25 46,4

Выражен 42,9 32,1 32,1 32,1 28,6

Ярко выражен 28,6 42,9 25 42,9 25

Н-критерий Нэмп=8,72, 0,01<р<0,05

Таблица 4

Результаты исследования по тест-опроснику самоотношения В.В. Столина (в % испытуемых)

Шкала Уровень Группа родителей

с позитивным интересом с директивным стилем воспитания с враждебным стилем воспитания с автономным стилем воспитания с непоследовательным стилем воспитания

Шкала 1. Самоуверенность Не выражен 28,6 17,9 42,9 25 64,3

Выражен 42,9 17,9 32,1 32,1 28,6

Ярко выражен 28,6 64,3 25 42,9 7,1

Н-критерий Нэмп = 10,143, р<0,01

Окончание таблицы 3

Шкала Уровень Группа родителей

с позитивным интересом с директивным стилем воспитания с враждебным стилем воспитания с автономным стилем воспитания с непоследовательным стилем воспитания

Шкала 2. Отношение других Не выражен 32,1 32,1 42,9 28,6 25

Выражен 42,9 32,1 32,1 35,7 46,4

Ярко выражен 25 35,7 25 42,9 32,1

Н-критерий Нэмп=6,45, р>0,05

Шкала 3. Самопринятие Не выражен 25 17,9 42,9 25 64,3

Выражен 50 17,9 32,1 28,6 28,6

Ярко выражен 25 64,3 25 46,4 7,1

Н-критерий Нэмп = 10,24, р<0,01

Шкала 4. Саморуководство самопосле-дова- тельность Не выражен 32,1 32,1 32,1 35,7 32,1

Выражен 35,7 35,7 32,1 35,7 32,1

Ярко выражен 32,1 32,1 35,7 28,6 35,7

Н-критерий Нэмп =3,98, р>0,05

Шкала 5. Самообвинение Не выражен 32,1 35,7 28,6 32,1 28,6

Выражен 35,7 35,7 35,7 35,7 28,6

Ярко выражен 32,1 28,6 35,7 32,1 42,9

Н-критерий Нэмп =3,23, р>0,05

Шкала 6. Самоинтерес Не выражен 28,6 25 42,9 25 50

Выражен 42,9 32,1 32,1 32,1 25

Ярко выражен 28,6 42,9 25 42,9 25

Н-критерий Нэмп.=8,715, 0,01<р<0,05

Шкала 7. Самопонимание Не выражен 25 25 42,9 25 53,6

Выражен 46,4 28,6 32,1 32,1 25

Ярко выражен 28,6 46,4 25 42,9 21,4

Н-критерий Нэмп =9,118, 0,01<р<0,05

Результаты исследования с помощью теста «Уверенность в себе» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты исследования с помощью теста «Уверенность в себе»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень уверенности в себе

Очень неуверен в себе Скорее не уверен, чем уверен Среднее значение уверенности Уверен в себе Слишком самоуверен

Группа родителей с позитивным интере- 0 28,6 35,7 32,1 3,6

сом

Группа родителей с директивным стилем 0 3,6 14,3 35,7 46,4

воспитания

Группа родителей с враждебным стилем 21,4 50 17,9 7,1 3,6

воспитания

Окончание табл. 5

Уровень уверенности в себе

Очень не уверен в себе Скорее не уверен, чем уверен Среднее значение уверенности Уверен в себе Слишком самоуверен

Группа родителей с автономным стилем воспитания 3,6 7,1 28,6 35,7 25

Группа родителей с непоследовательным стилем воспитания 42,9 25 25 7,1 0

В ходе проведения эмпирического исследования особенностей уверенности в себе у родителей подростков с разным восприятием стиля родительского воспитания было выявлено:

1. При оценке матери преобладающая часть испытуемых подростков указала на нормальный уровень позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности и непоследовательности с ее стороны.

2. При оценке отца преобладающая часть испытуемых указала на нормальный уровень позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности и непоследовательности с его стороны.

3. По результатам исследования восприятия стиля родительского воспитания подростками, их родители по преобладающему стилю воспитания были разделены на 5 групп:

-в группу родителей с позитивным интересом вошло 28 родителей (15 матерей и 13 отцов);

-в группу родителей с директивным стилем воспитания вошло 28 родителей (14 матерей и 14 отцов);

-в группу с враждебным стилем воспитания вошло 28 родителей (12 матерей и 16 отцов);

-в группу родителей с автономным стилем воспитания вошло 28 родителей (14 матерей и 14 отцов);

-в группу родителей с непоследовательным стилем воспитания вошло 28 родителей (15 матерей и 13 отцов).

4. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют:

- о среднем уровне развития самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самоуверенности, самопринятия, самопоследовательности, самообвинения, самопонимания у родителей с позитивным интересом, они обладают средним уровнем уверенности в себе;

-о высоком уровне развития самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самоуверенности, самопринятия, самопонимания и среднем уровне развития самопоследовательности ожидаемого отношения от других у родителей с директивным стилем воспитания, они слишком уверены в себе;

-о низком уровне развития самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самоуверенности, самопринятия, самопонимания и высоком уровне развития ожидаемого отношения от других и самопоследовательности у родителей с враждебным стилем воспитания, они скорее не уверены в себе, чем уверены;

-о высоком уровне развития самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самоуверенности, самопринятия, самопонимания и среднем уровне развития ожидаемого отношения от других, самообвинения и самопоследовательности у родителей с автономным стилем воспитания, они уверены в себе;

-о низком уровне развития самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самоуверенности, самопринятия, самопонимания и высоком уровне развития ожидаемого отношения от других, самопоследовательности, самообвинения у родителей с непоследовательным стилем воспитания, они очень неуверены в себе.

Статистическая обработка результатов исследования с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса позволила выявить, что существуют статистически достоверные различия на уровне значимости 0,01 между пятью группами родителей в уровне самоуважения, самопринятия, самоуверенности, уверенности в себе.

Существуют статистически достоверные различия на уровне значимости 0,05 между пятью группами родителей в уровне аутосимпатии, самоинтереса, самопонимания, самоинтереса как установки.

Таким образом, было выявлено, что существуют особенности уверенности в себе у родителей подростков с разным восприятием стиля родительского воспитания.

Гипотеза исследования: существуют особенности уверенности в себе у родителей подростков с разным восприятием стиля родительского воспитания - подтверждена.

Практическая значимость полученных результатов позволит сделать более эффективными тренин-говые программы по оптимизации стиля родительского воспитания подростков, в психологическом консультировании по проблемам детско-родительских отношений.

Библиографический список

1. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: учеб. пособие / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. СПб.: Речь, 2004. 256 с.

2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство: ч. 1. М.: Генезис, 2001. 160 с.

3. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: учебное пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2011. 668 с.

4.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии: учебное пособие. СПб.: ООО «Речь», 2009. 250 с.

ПАНЧИШЕНА РАСИМА ИРАЛОВНА - магистрант факультета психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.