Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ ВЗРОСЛОГО'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ ВЗРОСЛОГО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панчишена Р.И., Веденеева Е.В.

В статье приведены методы и результаты эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи образа восприятия стиля родительского воспитания и уверенности в себе взрослого, сформулированы основные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ ВЗРОСЛОГО»

УДК 159.9

Р.И. Панчишена, Е.В. Веденеева

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ ВЗРОСЛОГО

В статье приведены методы и результаты эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи образа восприятия стиля родительского воспитания и уверенности в себе взрослого, сформулированы основные выводы.

Ключевые слова: стиль родительского воспитания, уверенность в себе.

Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание. Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития. Функция воспитания сводится к развитию в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития.

Уверенность в себе формируется в человеке с раннего детства, с тех пор, как он начинает воспринимать себя как личность. Нравственные и поведенческие установки, которые приобретает ребенок в этот период, запоминаются и сохраняются, и многие люди используют их и при достижении ими биологической и социальной зрелости.

Уверенность в себе является одним из важных личностных качеств, позволяющих субъекту быть преуспевающим, продуктивным в общем деле, общении, конструктивно работать в коллективе, что немаловажно в современных социально-экономических условиях, чтобы быть успешным, преуспевающим, востребованным человеком. Суть в том, что уверенность является ключом к успеху в том, что человек намеревается сделать. И это касается любой сферы жизни.

На сегодняшний день имеются современные исследования на ту или иную связь между детством (переживаниями детства, ведущими темами переживаний детства, образом «близкого взрослого», образом детства и др.) и самоактуализацией взрослого человека, оценкой его успешности или неуспешности в жизни ( Галимзянова М.В., 2006; Бондарева М.О., 2007; Нуркова В.В., 2009). Однако проблема связи восприятия стиля родительского воспитания и уверенности в себе взрослого мало изучена.

С целью изучения взаимосвязи образа восприятия стиля родительского воспитания и уверенности в себе взрослого нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 40 испытуемых, в возрасте от 20 до 40 лет. По половому составу в выборку вошли 20 женщин и 20 мужчин.

Эмпирическая гипотеза: существует взаимосвязь образа стиля родительского воспитания и уверенности в себе взрослого.

Методики исследования: методика «Подростки о родителях» в модификации Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына; проективный тест «Рисунок семьи»; тест-опросник самоотношения В.В. Столина; тест «Уверенность в себе» Райдаса.

Метод статической обработки данных - метод ранговой корреляции Спирмена.

В ходе анализа результатов исследования были получены следующие результаты.

При проведении методики «Подростки о родителях» было выявлено, что при оценке матери преобладающая часть испытуемых указала на нормальный уровень позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности и непоследовательности с ее стороны.

Результаты исследования по методике «Подростки о родителях» (оценка матери) представлены в таблице 1.

В ходе проведения методики «Подростки о родителях» было выявлено, что при оценке отца преобладающая часть испытуемых указала на нормальный уровень позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности и непоследовательности с его стороны.

Результаты исследования по методике «Подростки о родителях» (оценка отца) представлены в таблице 2.

© Панчишена Р.И., Веденеева Е.В., 2016.

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Подростки о родителях» (оценка матери) в % испытуемых

Уровень Шкалы

Позитивный интерес Директивность Враждебность Автономность Непоследовательность

Отчетливо выражен 30 15 7,5 2,5 2,5

Норма 47,5 70 67,5 75 75

Слабо выражен 22,5 15 25 22,5 22,5

Таблица 2

Результаты исследования по методике «Подростки о родителях» (оценка отца) в % испытуемых

Уровень Шкалы

Позитивный интерес Директивность Враждебность Автономность Непоследовательность

Отчетливо выражен 27,5 15 7,5 2,5 2,5

Норма 50 62,5 72,5 80 77,5

Слабо выражен 22,5 22,5 20 17,5 20

В ходе проведения проективного теста «Рисунок семьи» у 25% испытуемых было выявлено, что родители изображались выше своего ребенка, ребенок был отдален от них, значительно меньше их в размере. Эти особенности изображения семьи испытуемым свидетельствуют о том, что родители обладали наибольшей властью в семье, во взаимоотношениях с ребенком у них была дистанция.

У 47,5% испытуемых все члены семьи были на одном уровне, близко друг к другу, изображения были выполнены с большой тщательностью. Следовательно, у 47,5% испытуемых с родителями доверительные отношения.

У 27,5% испытуемых члены семьи держались за руки, улыбались. Данные изображения свидетельствуют о наличии у данных испытуемых позитивного отношения друг к другу в семьи, очень близких и доверительных отношений в семье.

В ходе проведения исследования с помощью тест-опросника самоотношения В.В. Столина было выявлено, что преобладающая часть испытуемых обладает выраженным отношением по шкалам «Интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я»», «Самоуважение», «Аутосимпатия», «Ожидаемое отношение от других», «Самоинтерес», «Самоуверенность», «Самопринятие», «Саморуководство, самопоследовательность», «Самоинтерес», «Самопонимание». Преобладающая часть испытуемых обладает невыраженным значением показателей по шкалам «Отношение других» и «Самообвинение».

Результаты исследования с помощью тест-опросника самоотношения В.В. Столина представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования по тест-опроснику самоотношения В.В. Столина (в % испытуемых)

Шкала Уровень

Не выражен Выражен Ярко выражен

интегральное чувство «за», «против» собственно «Я» 15 60 25

самоуважение 25 47,5 27,5

аутосимпатия 25 47, 5 27,5

ожидаемое отношение от других 25 50 25

самоинтерес 25 47,5 27,5

самоуверенность 25 47,5 27,5

отношение других 45 30 25

самопринятие 25 47,5 27,5

саморуководство, самопоследовательность 25 47,5 27,5

самообвинение 57,5 17,5 25

самоинтерес 25 47,5 27,5

самопонимание 25 47,5 27,5

В ходе проведения исследования с помощью теста «Уверенность в себе» было выявлено, что преобладающая часть испытуемых обладает средним уровнем уверенности в себе. Результаты исследования с помощью теста «Уверенность в себе» представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты исследования с помощью теста «Уверенность в себе»

Уровень уверенности в себе

Очень неуверен в себе Скорее не уверен, чем уверен Среднее значение уверенности Уверен в себе Слишком самоуверен

Процент испытуемых 0 25 47,5 27,5 0

Эмпирическое исследование образа восприятия стиля родительского воспитания и уверенности в себе взрослого позволило сделать определенные выводы.

При оценки матери и отца преобладающая часть испытуемых указала на нормальный уровень позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности и непоследовательности с его стороны.

Преобладающая часть испытуемых воспринимает свои отношения с родителями как доверительные и позитивные.

Преобладающая часть испытуемых обладает средним уровнем уверенности в себе. Преобладающая часть испытуемых обладает выраженным отношением по шкалам «Интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я»», «Самоуважение», «Аутосимпатия», «Ожидаемое отношение от других», «Самоинтерес», «Самоуверенность», «Самопринятие», «Саморуководство, самопоследовательность», «Самоинтерес», «Самопонимание». Преобладающая часть испытуемых обладает невыраженным значением показателей по шкалам «Отношение других» и «Самообвинение».

В ходе статистической обработки результатов исследования с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена было выявлено, что существует статистически достоверная положительная корреляция на уровне значимости 0,01 между позитивным интересом матери и шкалой: -самоуважение (г5=0,789); -аутосимпатия (г8=0,794); -самоинтерес (г5=0,812); -самопринятие (г5=0,818); -уровень уверенности в себе(г5=0,846).

Существует статистически достоверная отрицательная корреляция на уровне значимости 0,01 между позитивным интересом матери и шкалой самообвинение (г8=-0,754).

Существует статистически достоверная отрицательная корреляция на уровне значимости 0,01 между директивностью матери и шкалой: -аутосимпатия (г8=-0,581); -самоинтерес (г8=-0,525); -самопонимание (г8=-0,497).

Существует статистически достоверная положительная корреляция на уровне значимости 0,01 между враждебностью матери и шкалой самообвинение (г8= 0,578).

Существует статистически достоверная отрицательная корреляция на уровне значимости 0,01 между враждебностью матери и шкалой: -самоуважение (г,=-0,576); -аутосимпатия (г8= -0,65); -самопринятие (г8=-0,651).

Существует статистически достоверная положительная корреляция на уровне значимости 0,01 между автономностью матери и шкалой самообвинение (г8= 0,573).

Существует статистически достоверная отрицательная корреляция на уровне значимости 0,01 между автономностью матери и шкалой: -аутосимпатия (г8= -0,65); -самоинтерес (г8= -0,526). -самопринятие (г8=-0,651);

Существует статистически достоверная отрицательная корреляция на уровне значимости 0,01 между непоследовательностью матери и шкалой саморуководство, самопоследовательность (г8= -0,508). В ходе статистической обработки результатов исследования с помощью критерия ранговой

корреляции Спирмена было выявлено, что существует статистически достоверная положительная корреляция на уровне значимости 0,01 между позитивным интересом отца и шкалой: -самоуважение (г8=0,773); -аутосимпатия (г5=0,778); -самоинтерес (г8=0,77); -самопринятие (г8=0,77); -уровень уверенности в себе (г5=0,824).

Существует статистически достоверная отрицательная корреляция на уровне значимости 0,01 между позитивным интересом отца и шкалой самообвинение (г8= -0,82).

Существует статистически достоверная отрицательная корреляция на уровне значимости 0,01 между директивностью отца и шкалой: -аутосимпатия (г8= -0,571); -самоинтерес (г8= -0,528); -самопринятие (г8= -0,665); -самопонимание (г8= -0,427).

Существует статистически достоверная положительная корреляция на уровне значимости 0,01 между враждебностью отца и шкалой самообвинение (г8= 0,572).

Существует статистически достоверная отрицательная корреляция на уровне значимости 0,01 между враждебностью отца и шкалой: -самоуважение (г8= -0,584); -аутосимпатия (г8= -0,684); -самоинтерес (г8= -0,512); -самопринятие (г8= -0,64); -уровень уверенности в себе (г8= -0,628).

Существует статистически достоверная положительная корреляция на уровне значимости 0,01 между автономностью отца и шкалой самообвинение (г8= 0,578).

Существует статистически достоверная отрицательная корреляция на уровне значимости 0,01 между автономностью отца и шкалой: -аутосимпатия (г8= -0,627); -самоинтерес (г8= -0,644); -самопринятие (г8= -0,542); -самопонимание (г8= -0,684); -уровень уверенности в себе (г8= -0,687).

Существует статистически достоверная отрицательная корреляция на уровне значимости 0,01 между непоследовательностью отца и шкалой:

-саморуководство, самопоследовательность (г8= -0,578); -уровень уверенности в себе (г8= -0,578).

Таким образом, предположение о том, что восприятие стиля родительского воспитания как благополучного является фактором уверенности в себе взрослого, подтвердилось.

Полученные в исследовании данные могут быть использованы в тренинговых программах, в психологическом консультировании. Апробированный в работе комплекс методик может быть применен в психологической диагностике.

Дальнейшие исследования могут быть продолжены в плане изучения взаимосвязи стиля воспитания и уверенности в себе взрослого в неполных семьях; взаимосвязи стиля родительского воспитания и уверенности в себе взрослого в зависимости от половой принадлежности.

Библиографичесий список

1.Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка : психологическая диагностика в медико-педагогической практике : учеб. пособие / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына. - СПб. : Речь, 2004. - 256 с.

2.Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика : практическое руководство : ч. 1 / А. Л. Венгер. - М. : Генезис, 2001. - 160 с.

3.Основы психологии семьи и семейного консультирования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.

4.Семья в психологической консультации : опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук ССР. - М. : Педагогика, 1989. - 208 с.

5.Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. - М. : Педагогика, 1989. - 160 с.

6.Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. - Л. : Медицина, 1990. -

192 с.

ПАНЧИШЕНА РАСИМА ИРАЛОВНА - магистрант факультета психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, Россия.

ВЕДЕНЕЕВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.