Научная статья на тему 'Особенности усвоения учащимися начальной школы знании о нравственных нормах поведения по отношению к взрослым и сверстникам'

Особенности усвоения учащимися начальной школы знании о нравственных нормах поведения по отношению к взрослым и сверстникам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
330
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лушина Е. А., Гладких Л. П.

Материалы статьи являются обобщением результатов экспериментального исследования, проводимого в рамках взаимодействия лаборатории нравственного образования Учреждения РАО ИСМО и лаборатории духовно-нравственного образования КОИРО по апробированию программы «Непрерывное нравственное образование в средней школе» учебного пособия для начальной школы «Азбука нравственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OSOBENNOSTI ASSIMILATION OF PRIMARY SCHOOL PUPILS KNOWLEDGE OF MORALITY-GOVERNMENTAL STANDARDS OF CONDUCT IN RELATION TO ADULTS AND PEERS

Materialy article are a generalization of the results of a pilot study conducted in the laboratory interaction of moral education agencies and laboratories РАО ИСМО spiritual and moral education of КОИРО testing program «Is continuous moral education in secondary school» training manual for primary schools «ABC of morality.»

Текст научной работы на тему «Особенности усвоения учащимися начальной школы знании о нравственных нормах поведения по отношению к взрослым и сверстникам»

УДК 371.3 Лушина Е. А., Гладких Л. П.

ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЗНАНИИ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ ПОВЕДЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКАМ

Материалы статьи являются обобщением результатов экспериментального исследования, проводимого в рамках взаимодействия лаборатории нравственного образования Учреждения РАО ИСМО и лаборатории духовно-нравственного образования КОИРО по апробированию программы «Непрерывное нравственное образование в средней школе» учебного пособия для начальной школы «Азбука нравственности».

Проблема диагностики нравственного развития в младшем школьном возрасте продолжает оставаться актуальной. При изучении учащихся этой категории более глубокому анализу в исследованиях различных авторов была подвергнута сфера нравственного сознания.

Специфика саморегуляции поведения учащихся младшей школы в значительной мере выражает собой сущностную характеристику специфики нравственного развития. Авторы отмечают недостаточное изучение нравственного развития, ее незрелость, проявляющуюся в си-туативности поведения, инфантилизме и в конечном результате в нереализованности возрастного потенциала в формировании нравственной саморегуляции поведения. В младшем школьном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, при определенных условиях появляются реальные возможности для сознательной регуляции собственного реального нравственного поведения и адекватного отношения к социальным нормам и правилам (А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др.). Нереализованные возрастные возможности в становлении нравственного сознания и нравственных чувств ребенка не могут не задержать его нравственного развития, формирования нравственной направленности его личности.

Изучение нравственного развития младших школьников наиболее близко соприкасается с психологической диагностикой. Можно предположить, что дефицит нравственных знаний и представлений, их ущербность не могут не затруднять или не искажать полноценное личностное становление и, соответственно, реальное нравственное поведение. Но в этом направлении необходимы дополнительные исследования.

Данное экспериментальное исследование, посвящено изучению особенностей формирования саморегуляции поведения у первоклассников.

Учитывая имеющиеся психолого-педагоги-ческие работы об особенностях и возможностях формирования саморегуляции нравственного поведения у учащихся в младшем школьном возрасте, а также важнейшие положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского, мы предположили, что:

1) отсутствие системы нравственного образования в начальной школе нарушает темп формирования их нравственного сознания и эмоциональной сферы, что приводит к отставанию в формировании нравственной личности;

2) специально разработанная программа «Азбука нравственности» может обеспечить нравственное развитие личности, без отставаний от возрастных норм.

В исследовании ставились следующие задачи:

1. Проследить особенности детских знаний и их выраженности в суждениях о нормах альтруистического поведения: отзывчивости, чуткости, готовности оказать помощь другому в экспериментальной ситуации, неприятии отрицательного поступка по отношению к взрослым.

2. Изучить особенности усвоения содержания нравственных норм: доброжелательности, дружеских взаимоотношении, учета желаний и потребностей других.

3. Выявить диапазон индивидуальных различии в усвоении моральных знаний и представлений у первоклассников в контрольных и экспериментальных классах.

4. Выделить характерные признаки сходства и различия в усвоении нравственно-этических знаний у учащихся первого класса в контрольных и экспериментальных группах.

Для решения поставленных задач использовалась экспериментальная методика. Исследование проходило в 3 этапа. Констатирующий эксперимент на каждом из этапов отличался

58

© Лушина Е. А., Гладких Л. П., 2009

характером предъявления задания детям в индивидуальной работе с каждым из них.

Проанализировано три серии I этапа.

Сформированность нравственных знаний у первоклассника при выполнении заданий оценивался по следующим критериям:

1. Полнота знания о предложенной категории, степень существенности признаков, выделяемых ребенком.

2. Точность суждений в речевом оформлении.

3. Адекватность эмоционального отношения к анализируемой ситуации.

4. Степень совпадения адекватности знаний и эмоционального отношения.

В соответствии с выделенными критериями были определены следующие уровни ориентированности в нравственных категориях учащихся:

Iуровень. Социально-значимый: дети имеют достаточно полные знания о нравственных категориях; понимают и анализируют нравственно-этическую ситуацию, высказывают свое отношение в развернутом суждении; себя видят в качестве активного деятеля, субъекта разрешения ситуации, знают средства, способы воображаемого поведения в ней.

II уровень. Реактивный: дети располагают некоторыми знаниями, о чем свидетельствует эмоциональная реакция ребенка - позитивная или нейтральная; однако суждения учащихся недостаточно точно оформлены, что, по всей видимости, связано с недостаточной осознанностью нравственно-этических категорий,

III уровень. Личностно-прагматический: дети активно выражают свое отношение к ситуации, оформляют его в речи, однако поведение и суждения имеют по отношению к другому имеют негативную оценку; иными словами, дети не располагают необходимыми знаниями о нравственно-этических категориях.

IV уровень. Индифферентный: дети высказывают поспешные, импульсивные суждения, частично связанные с содержанием на основе ассоциаций, имеющие чаще всего адекватное эмоциональное отношение к ситуации.

В эксперименте участвовало 60 учащихся первого класса, обучающихся по экспериментальной программе нравственного образования «Азбука нравственности», и 30 их сверстников из контрольного класса, не обучающихся по специальной программе.

Результаты эксперимента проанализированы по трем сериям.

В I серии эксперимента решались следующие задачи:

1. Определить содержание, степень полноты и обобщенности знаний о категории «доброжелательность» у первоклассников из экспериментальных классов и их сверстников из контрольного класса.

2. Выявить характерные особенности оформления детьми в речи знании о категории «доброжелательность», а также эмоционального отношения к предложенной нравственной ситуации.

3. Выявить характерные признаки сходства и различия в овладении категорией «доброжелательность» у учащихся экспериментальных классов и их сверстников из контрольного класса.

Методика проведения индивидуального экспериментального занятия с ребенком была следующей: испытуемому предлагалась ситуация, а далее задавались вопросы.

Ситуация 1

Коле (Кате) на день рождения папа (мама) подарил(а) красивую машинку (куклу), Коля (Катя) стал(а) с ней играть. Тут к нему (к ней) подошел(ла) его (ее) младший(ая) брат (сестра) и сказал(а): «Я тоже хочу поиграть с этой машиной (куклой)», - попросил(а) у него (нее). Тогда Коля (Катя) ответил (а)...

После ситуации ребенку задавались два вопроса:

- Что ответил Коля (Катя)?

- Почему?

Анализ результатов ответов учащихся экспериментальных классов и контрольного класса показал заметные различия по ориентированности в категории «доброжелательность». Основная часть первоклассников из контрольного класса продемонстрировала II и III уровни ориентированности, тогда как учащиеся экспериментальных классов показали I и II уровни.

Дети, показавшие Iуровень ориентированности в категории «доброжелательность», понимают нравственно-этическую ситуацию, их знания имеют нравственную социальную направленность. Высказывания учащихся четко мотивированы, эмоционально окрашены, имеют форму альтруистической направленности. Об этом свидетельствуют высказывания: «Конечно, возьми поиграй» - «Она ведь еще маленькая!», «Вот, возьми эту красивую куклу» - «Потому что

она может заплакать». Первый уровень показали 23,4% первоклассников контрольного класса и 30% учащихся из экспериментальных классов.

IIуровень ориентированности в категории «доброжелательность» показали 33,4% учащихся из контрольного класса и 50% - из экспериментальных классов. Эти дети имеют определенные знания и представления о доброжелательности, эмоциональная реакция в большинстве случаев позитивна, но может быть и нейтральной.

У учащихся контрольного класса мотивированность знаний имеет опосредованный, поверхностный характер, при этом дети ссылаются на авторитетного взрослого. Суждения учащихся контрольного класса не всегда имеют адекватную мотивированность, точное оформление в речи и отличаются некоторой заученностью. Об этом свидетельствуют высказывания: «Он дал ему машинку, потому что надо делиться...», «Вот, возьми, потому что она с ней дружит...».

КIII уровню отнесены первоклассники, показавшие незнание нравственно-этической категории «доброжелательность», в суждениях которых имеются негативные оценки по отношению к другому, недоброжелательность, скупость, равнодушие к переживаниям других. Часть высказываний учащихся из контрольных классов имеет остро негативный эмоциональный характер, с элементами агрессии, направленной на сверстника. Об этом свидетельствуют высказывания: «Да, какая хитрая, хотела взять мою ручку...», «Не тебе купили, а мне, попробуй только возьми...».

На IVуровне испытуемые (13,2% учащихся контрольных классов) высказывали поспешные, импульсивные суждения, не связанные с содержанием задания. Типичные высказывания: «У меня тоже есть карандаши, мне папа подарил...», «Я тоже хочу рисовать...». Соответствен-

но, знания и представления о доброжелательности бедны и бессистемны.

Во II серии эксперимента решались следующие задачи:

1. Определить содержание, степень полноты и обобщенности знаний о категории взаимопомощи по отношению к сверстнику у учащихся контрольного класса и у первоклассников экспериментальных классов.

2. Выявить характерные особенности оформления в речи знаний о категории «взаимопомощь», умения выразить свое эмоциональное отношение в суждении к предложенной нравственной ситуации; понимает ли необходимость вмешательства для разрешения ситуации; видит ли себя в качестве субъекта действия, разрешает ли ситуацию через обращение за помощью к другим людям, взрослым или сверстникам, или себя как активного деятеля в ситуацию не вводит.

3. Выявить характерные признаки сходства и различия в овладении категорией «взаимопомощь» у учащихся контрольных и экспериментальных классов.

Методика проведения индивидуального экспериментального занятия с первоклассником была аналогична первой серии.

Ситуация 2

Коля (Катя) и Саша (Вера) играли в пятнашки. Коля (Катя) убе-гал(а), а Саша (Вера) догоня-л(а). Вдруг Коля (Катя) упал(а). Тогда Саша (Вера)...

После предъявления ситуации ребенку задавались три вопроса:

- Что делал(а) Саша (Вера)?

- Почему?

- Что бы ты сделал?

Последний вопрос ориентирует ребенка на «примеривание» ситуации непосредственно к себе.

Результаты эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни ориентированности учащихся в категории «взаимопомощь»

Испытуемые Распределение испытуемых по уровням ориентированности Всего учащихся

I II III IV

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Учащиеся контрольного класса 8 26,6 11 36,6 8 26,8 3 10 30 100

Учащиеся экспериментальных классов 22 36,6 25 41,6 13 21,8 0 0 60 100

I уровень ориентированности в категории «оказать помощь» по результатам выполнения задания показали 26,6% учащихся контрольного класса и 36,6% - экспериментальных классов, которые имеют достаточно полные знания и представления об оказании помощи сверстнику. Об этом свидетельствуют высказывания: «Помогла ей встать, и завязала повязку на ноге...», «Подняла и повела домой, может быть, она поранилась...». Дети на этом уровне проявили отзывчивость и сочувствие.

На II уровне по результатам эксперимента оказалось 36,6% учащихся контрольного класса и 41,6% учащихся экспериментальных классов. Дети располагают знаниями и представлениями об оказании помощи сверстнику. Суждения учащихся контрольного класса отличались отсутствием мотивированности знаний о поступке, они до конца не анализируют ситуацию. Часть учащихся контрольного класса адекватно оценивали ситуацию, но для устранения противоречия обращались к помощи взрослого. Суждения учащихся контрольного класса отличались тревожностью. Об этом свидетельствуют высказывания: «Поднял его, потому что машина могла его задавить...»; «Подняла ее, она упала на дорогу, где машины...»; «Ты полежи, а я скажу твоей маме... » и др.

IIIуровень ориентированности в нравственной категории «оказать помощь» по результатам эксперимента показал 26,8% учащихся контрольного класса и 21,8% учащихся экспериментальных классов, которые не располагают необходимыми знаниями об оказании помощи по отношению к сверстнику. В детских суждениях активно выражалось негативное отношение к ситуации. Часть суждений учащихся контрольного класса отличались эгоцентризмом и своеобразным «уходом» или «бегством» от разрешения ситуации. Об этом свидетельствуют высказывания: «Она не увидела, когда она упала...»; «Он

тоже упал, и ему тоже больно...»; «Она засмеялась, потому что она упала...».

IV уровень ориентированности в предлагаемой нравственной категории также характерен для учащихся контрольного класса - на нем оказалось 10% испытуемых. Дети высказывали поспешные суждения, не связанные с инструкцией. Они абсолютно не поняли задания взрослого.

III серия эксперимента

Методика проведения индивидуального экспериментального занятия с первоклассниками была аналогичной предыдущим сериям.

В III серии решались следующие задачи:

1. Определить содержание, степень полноты и обобщенности знаний о категории «отзывчивость» применительно к детям в экспериментальных классах и контрольном классе.

2. Выявить характерные особенности оформления в речи первоклассниками знаний о категории «отзывчивость» и эмоционального отношения к предложенной нравственной ситуации.

3. Выявить характерные признаки сходства и различия в овладении категорией «отзывчивость» у учащихся экспериментальных и контрольного классов.

Ситуация 3

Коля (Катя) играл(а) в «лошадки». Он(а) бе-гал(а) но комнате и кричал(а): «Но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его (ее) маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла уснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле (Кате) и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может уснуть». Коля (Катя) ей ответил(а)...

После предъявления ситуации ребенку задавались два вопроса:

- Что ответил (а) Коля (Катя)?

- Почему?

Результаты эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 3

Уровни ориентированности учащихся в категории «отзывчивость»

Испытуемые Распределение испытуемых по уровням ориентированности Всего учащихся

I II III IV

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Учащиеся контрольных классов 5 16,6 11 36,6 10 33,4 4 13,4 30 100

Учащиеся экспериментальных классов 27 45 23 38,4 10 16,6 0 0 60 100

I уровень ориентированности в категории «отзывчивость» по результатам выполнения задания этой серии показали 16,6% учащихся контрольного класса и 45% учащихся экспериментальных классов, которые имеют знания о том, как нужно себя вести в данной ситуации. В своих суждениях сочувствовали ребенку, выражали трогательное к нему отношение. У учащихся сформированы достаточно полные знания. Об этом свидетельствуют высказывания: «Пусть спит, а я пойду на улицу играть...»; «Я пока поиграю в другую игру и не буду мешать...».

На II уровне по результатам эксперимента оказалось 36,6% учащихся контрольного класса и 38,4% учащихся экспериментальных классов.

Большинство суждений первоклассников той и другой категории имели нейтральную эмоциональную реакцию, при этом оформление суждений было недостаточно точным.

Часть первоклассников возникшее противоречие решали опосредованно, через взрослого. Например: «Я не буду шуметь, потому что мама сказала...», «Хорошо, я не буду шуметь...».

IIIуровень ориентированности в этой нравственной категории показали 33,4% учащихся из контрольного класса и 16,6% учащихся экспериментальных классов, которые не располагают необходимыми знаниями и представлениями об отзывчивости по отношению к другому. Суждения учащихся контрольного класса отличались ярко выраженным эгоцентризмом, кроме этого, при ответе дети упрощали нравственную коллизию. Об этом свидетельствуют высказывания: «Я не буду мешать, потому что он все умеет делать...»; «Он хорошо умеет играть...».

IV уровень явился характерным для первоклассников контрольного класса - на нем оказалось 13,4% испытуемых. Дети абсолютно не поняли задания взрослого. Первоклассников из экспериментальных классов на этом уровне не было ни одного.

Итак, результаты трех серий констатирующего эксперимента убеждают в значительном

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

различии учащихся первых классов их контрольного класса в ориентированности в нравственно-этических категориях по сравнению со сверстниками, обучающимися по программе «Азбука нравственности», показавшими более полноценное нравственное развитие.

Таким образом, исследование показало, что у учащихся контрольного класса в младшем школьном возрасте проявляется индивидуализм, необъективность, немотивированная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность, приспособленчество, которые при отсутствии их целенаправленного нравственного образования по программе «Азбуке нравственности» могут закрепиться в их безнравственном поведении.

Без специально организованного нравственного образования младшие школьники проявляют пониженную восприимчивость и неспособность принятия моральных норм. Уровень развития нравственности (воспитуемости) зависит от сформированности их нравственного сознания и нравственных чувств. Для первоклассников, не получающих специально направленного нравственного образования, характерны: незрелость, дисгармоничность личности, оторванность от реальности, затруднение в оценке происходящего в вербальной форме.

В результате нравственного образования младшие школьники приобретают необходимые знания о нормах альтруистического поведения: доброжелательности, готовности оказать помощь другому, отзывчивости. Отсутствие специально организованного нравственного образования в форме уроков нравственности (один урок в неделю) приводит к тому, что современные первоклассники имеют бедные и бессистемные знания о нормах и правилах нравственного поведения. В ряде случаев у некоторых учащихся отмечены искаженные безнравственные суждения, которые в своем содержании имеют негативную оценку по отношению к сверстнику, отражают недоброжелательность, равнодушие к переживаниям других, эгоцентризм и даже агрессивность.

Lushina E. A., Gladkih L. P.

OSOBENNOSTI ASSIMILATION OF PRIMARY SCHOOL PUPILS KNOWLEDGE OF MORALITY-GOVERNMENTAL STANDARDS OF CONDUCT IN RELATION TO ADULTS AND PEERS

Materialy article are a generalization of the results of a pilot study conducted in the laboratory interaction of moral education agencies and laboratories РАО ИСМО spiritual and moral education of КОИРО testing program «Is continuous moral education in secondary school» training manual for primary schools «ABC of morality.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.