Научная статья на тему 'Коммуникативное поведение первоклассников с общим недоразвитием речи как фактор их социализации'

Коммуникативное поведение первоклассников с общим недоразвитием речи как фактор их социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
864
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕРВОКЛАССНИКИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / ВЕРБАЛЬНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерышева Н. А.

В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей коммуникативного поведения первоклассников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми, у которых речевое развитие протекает в пределах нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативное поведение первоклассников с общим недоразвитием речи как фактор их социализации»

УДК 373.1

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

© 2011 Н. А. Ерышева

соискатель каф. педагогики Тел. 89038745800

Курский государственный университет

В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей коммуникативного поведения первоклассников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми, у которых речевое развитие протекает в пределах нормы.

Ключевые слова: коммуникативное поведение личности, первоклассники с общим недоразвитием речи, вербальное коммуникативное поведение.

Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности рассматривается во взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. При исследовании коммуникативной деятельности особая роль отводится изучению коммуникативного поведения личности как важной составляющей ее адаптивной оснащенности (А. А. Леонтьев; Л. А. Петровская; Ю. Н. Емельянов; А. У. Хараш; М. А. Джерелиевская; И. А. Стернин и др.).

В общем виде под коммуникативным поведением понимаются реализуемые в коммуникации правила и традиции общения той или иной лингвокультурной общности в целом, некоторой группы носителей языка, объединенных по тому или иному признаку (состав общающихся, тема общения и др.), а также отдельного индивида. Вербальное и невербальное коммуникативное поведение человека неотделимы друг от друга, характеризуются определенными нормами (общекультурными, ситуативными, индивидуальными). Описывают несколько моделей коммуникативного поведения: ситуативную, включающую очерк основных черт национального менталитета; аспектную, определяющую коммуникативное поведение возрастной группы; параметрическую, определяющую коммуникативное поведение народа, лингвокультурной общности [Стернин 2002].

Вербальное коммуникативное поведение - это речевое поведение, определяемое совокупностью норм и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями организации общения в различных коммуникативных ситуациях. Невербальное коммуникативное поведение - это поведение, определяемое совокупностью норм и традиций, регламентирующих требования к используемым в процессе общения невербальным знакам (жестам, мимике, позам, физическому контакту в ходе общения, дистанции, выбору места общения, расположению собеседников и другим невербальным средствам демонстрации отношения к собеседнику), сопровождающим общение и необходимым для его осуществления [Прохоров, Стернин 2006].

Коммуникативное поведение зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения вербальными и невербальными средствами общения. При нормальном развитии к младшему школьному возрасту общение ребенка со взрослыми приобретает

внеситуативно-личностную форму (М. И. Лисина), со сверстниками - внеситуативноделовую форму (Е. О. Смирнова).

Системное описание коммуникативного поведения первоклассников является фактически первым комплексным исследованием, изучающим проблемы коммуникативного поведения и сознания детей данного возраста. В зоне развития коммуникативного сознания первоклассника выявлены следующие составляющие: высок удельный вес тем «развлечения», «самопознание»; очень высок статус учителя, он является коммуникативным идеалом ребенка семи лет; существует большое количество детских формул речевого этикета в общении с собеседниками; в сознании детей существует отождествление этикета с добрым отношением к человеку и др. [Лемяскина, Стернин 2000].

Развитие вербальной коммуникации оказывает решающее влияние на регуляцию поведения детей, их общую и речевую активность. Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме общего недоразвития речи (ОНР) у детей, накопленные к настоящему времени данные о состоянии коммуникативного поведения младших школьников с ОНР недостаточны. У младших школьников с общим недоразвитием речи отмечаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, вследствие этого спонтанное формирование речевых умений и навыков у них осуществляется дисгармонично, усугубляется дефицитом средств общения, может приводить к школьной дезадаптации (О. Е. Грибова, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова).

Специфика коммуникативной деятельности младших школьников с ОНР проявляется в том, что дети не умеют обращаться с просьбами; не задают уточняющих вопросов по ходу объяснения материала или задания; лучше ориентируются в инструкциях, направленных на предметную деятельность, чем на познавательную; на уроке их активная речь, как правило, обращена к учителю, в то же время они зачастую воспроизводят реплики своих товарищей без дополнительной умственной переработки («эффект эха») [Грибова 1995].

Неумение общаться, негативные особенности коммуникативного поведения могут отражаться и на успешности школьного обучения, порождать у ребенка чувство неуверенности, «ожидание неуспеха», формировать низкую самооценку, вледствие чего может возникнуть эмоциональная неустойчивость и агрессивное поведение, которое имеет нередко защитный характер.

Актуальность проблемы обусловливается практической потребностью начальной общеобразовательной школы в выявлении особенностей коммуникативного поведения и определении организационных и содержательных основ коммуникативноразвивающего обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с целью профилактики их школьной и социальной дезадаптации.

Констатирующий эксперимент проводился нами в сентябре-октябре 2009 года с целью выявления специфики коммуникативного поведения учащихся с общим недоразвитием речи, обучающихся в 1«А», 1«Б» и 1«В» классах общеобразовательной школы № 55 г. Курска. В исследовании участвовали 30 первоклассников с ОНР (третий уровень речевого развития), 30 первоклассников с нормативным развитием речи, родители учащихся, педагоги.

При составлении программы констатирующего эксперимента были использованы методики, разработанные Н. А. Лемяскиной и И. А. Стерниным [2000], Т. В. Сенько (см. по: [Шипицына, Защирская, Воронова, Нилова 2004: 106-109] и др. Экспериментальное изучение состояло из трех серий.

В первой серии констатирующего эксперимента проводилось анкетирование родителей и детей, а также наблюдение за детьми в разных условиях общения ребенка с общим недоразвитием речи с учетом составляющих аспектной модели

коммуникативного поведения. В опросном листе для родителей тематика общения детей семи лет представлена блоками, что дает возможность получить более обобщенные сведения. Кроме реальных тем общения взрослых с детьми, появляется возможность узнать темы общения, которые интересуют ребенка, то есть описать не только продуктивный, но и рецептивный аспект коммуникативного поведения ребенка.

Во второй серии проводилось изучение личностного поведения ребенка в общении со сверстниками (по Т. В. Сенько).

В третьей серии был проведен социометрический эксперимент с целью определения статуса первоклассников с нарушениями речи в группе сверстников с нормативным развитием речи.

Результаты анкетирования представлены в таблицах 1-3.

Таблица 1

Коммуникативные намерения личности первоклассников (%)

№ Коммуникативные намерения Первоклассники с ОНР Первоклассники с нормативным развитием речи

1 На учителя 10 40

2 На маму 40 20

3 На папу 27 10

4 На общение со сверстниками 23 30

Коммуникативные намерения личности определяются направленностью на общение с определенными людьми. Из таблицы 1 видно, что чаще всего дети с ОНР стремятся к общению с мамой (40%), а их сверстники с нормативным развитием речи -с учителем (40%).

Таблица 2

Коммуникативные интересы и потребности со сверстниками (%)

№ Сферы общения со сверстниками Первоклассники с ОНР Первоклассники с нормативным развитием речи

1 О животных 10 13

2 О друзьях 7 17

3 Об играх, компьютере 33 20

4 О фильмах, мультфильмах 20 10

5 Об учебе, школе 7 23

6 О себе, своих проблемах 23 17

Дети с ОНР чаще всего говорят о мультфильмах (40%), играх (33%). Дети с нормативным речевым развитием чаще всего со своими сверстниками обсуждают игры, компьютеры (37 %), говорят о друзьях (27%).

Первоклассники с ОНР предпочитают общение в диалоге с одним собеседником (60%). Дети с нормативным речевым развитием предпочитают как групповой диалог, так и полилог (от 2 до 5 человек) (83%), 17% детей нравится общаться с одним из сверстников.

Таблица 3

Коммуникативные интересы детей по отношению к родителям (%)

№ Сферы общения с родителями Первоклассники с ОНР Первоклассники с нормативным развитием речи

1 О школе 23 60

2 О друзьях, семье 17 15

3 О проблемах 3 10

4 О компьютере, играх 43 15

5 Не разговариваю 13 -

Мы провели сопоставительный анализ ответов детей с ОНР и их родителей и получили следующие результаты, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Характеристика дефицита общения учащихся с ОНР (%)

№ Дефицит общения Ответы детей Ответы родителей

1 С мамой 27 7

2 С папой 37 17

3 С бабушкой, дедушкой 17 7

4 Со сверстниками 10 40

5 Общения хватает 7 27

Со слов родителей, детям в основном не хватает общения со сверстниками (40%), дети же отметили дефицит общения с папой (37%), с мамой (27%), с бабушкой, дедушкой (17%). Значительная часть родителей считает, что у их детей (27%) нет проблем с общением, детей же, которые удовлетворены состоянием общения, всего лишь 7%. Мы объясняем данное отличие в ответах недостаточным учетом реальных потребностей детей, нежеланием или неумением родителей понимать проблемы своих детей.

Также следует обратить внимание и на другие несоответствия в ответах родителей и детей. Так, на вопрос «Есть ли у тебя (у вашего ребенка) вопросы, которые ты (он) хотел бы задать, но не задаешь родителям (не задает вам)?» 57% родителей ответили, что таких вопросов нет. В свою очередь их дети ответили, что такие вопросы существуют, но они боятся или стесняются их задавать.

Результаты наблюдения педагогов за личностным поведением первоклассников в процессе их взаимодействия со сверстниками (по Т. В. Сенько) отражены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты изучения личностного поведения первоклассников ______в процессе их взаимодействия со сверстниками (%)______

Формы отношения Категория испытуемых^^^^^^ Ведущие формы отношения к сверстникам

+Д (положит. доминир.) -Д; (отрицат. доминир.) +П (положит. подчинение) -П (отрицат. подчинение)

Первоклассники с ОНР - 17 47 37

Первоклассники с нормативным развитием речи 27 13 50 10

Как видно из данных таблицы 5, положительное доминирование (+Д) было отмечено только у восьми детей (27%) с нормативной речью. Эти дети пользовались особой популярностью у сверстников. Они были активны, любознательны, самокритичны, проявляя при этом доброжелательность и отзывчивость. Их чаще всего выбирали на руководящие роли в игре, при выполнении трудовых и учебных заданий.

Отрицательным доминированием (-Д) характеризовались пять5 детей с ОНР (17%) и четыре ребенка без нарушений речи (13%). Дети с этой формой поведения всегда стремятся быть первыми и главными, часто не имея для этого достаточно оснований. Эти дети требовали выполнения своих желаний от сверстников в приказном порядке, часто незаслуженно ругали, обижали их, дрались, поэтому сверстники избегали общения с ними.

Дети с положительным подчинением (+П) составляли основной контингент первоклассников - 14 детей с ОНР (47%) и 15 детей с нормальным развитием речи (50%). Со сверстниками у них, как правило, складывались теплые отношения. Они избегали конфликтов, не стремились к лидерству, доминированию. В целом это хорошие исполнители, которые слушаются сверстников и взрослых, подчиняясь им и требованиям коллектива, испытывают воодушевление от признания успеха.

Среди детей с отрицательным подчинением (-П ) оказались 11 учащихся с ОНР (37%) и три ребенка (10%) без речевых нарушений. Эти дети были малоактивны, застенчивы, необщительны. У них часто возникали трудности в процессе взаимодействия со сверстниками. Чувствуя постоянную неуверенность в себе, они предпочитают во всем уступать. Из-за отвержения большинством они испытывают постоянное чувство дискомфорта, осознание своей «ненужности», отчужденности.

Результаты социометрии показали, что среди первоклассников с ОНР не были выявлены дети со статусом «лидеры»; 9 учеников (30%) были отнесены сверстниками к категории «предпочитаемых»; 2 ученика (7%) - к категории «принятых»

(благополучный статус); 11 учащихся (37%) - к категории «принятых»

(неблагополучный статус); 8 учеников (27%) - к категории «отверженных»

(аутсайдеры).

Наиболее характерные особенности вербального и невербального коммуникативного поведения первоклассников с ОНР в сравнении с коммуникативным поведением их сверстников с нормативным речевым развитием, выявленные в ходе исследования, могут быть сведены к следующему:

• недостаточное внимание к речи собеседника, непонимание коммуникативных намерений собеседника; импульсивность в коммуникативном поведении у большинства первоклассников с ОНР;

• предпочтение обсуждения игр, содержания мультфильмов в диалогическом общении первоклассников с ОНР, в монологическом общении - рассказов о себе, что говорит об эгоцентризме их речи. Предпочитаемые темы диалогического общения для первоклассников с нормативным развитием речи - учеба и игра, в монологическом общении - рассказы о себе, рассказывание детских анекдотов;

• краткость диалогов (ребенок с нормативным развитием речи в диалоге преимущественно использует три-четыре фразы, ребенок с ОНР две-три фразы);

• недостаточное использование формул привлечения внимания, поддержания интереса к теме разговора, эмоциональной лексики, содержание в монологической речи первоклассников с ОНР большего количества пауз, чем у ребенка без нарушения речевой функции, поскольку для ребенка с ОНР представляют трудность как пересказ готового текста, так и составление связного текста;

• ожидание детьми речевых актов похвалы от окружающих, стремление детей как с ОНР, так и с нормативным развитием речи слышать в свой адрес ласковую речь с

использованием формул речевого этикета и образными эмоциональными обращениями («спасибо», «пожалуйста»; «солнышко», «радость моя» и др.);

• преимущественно невербальная реакция на похвалу и ласковые слова (молчит, улыбается) у учащихся с ОНР. Первоклассник с нормативным развитием речи чаще употребляет слова благодарности, ответную похвалу и самопохвалу, чем ребенок с ОНР;

• преимущественное восприятие замечаний, наказаний детьми с ОНР молча; школьники с нормативным речевым развитием чаще используют формулы выражения извинения («извини; простите») или несогласия («неправда»; «я не согласен»; «за что?»);

• младшие школьники с ОНР реже используют элементы адекватного невербального поведения в общении со сверстниками, родителями, учителями, чем первоклассники без речевых нарушений;

• школьники с нарушениями речи реже смотрят друг другу в лицо, как в случаях обращения к другому ребенку, так и в процессе диалога во время игры, чем их сверстники без нарушений речи;

• слабая интенсивность мимики, жестикуляции, использование жестикуляции чаще в неофициальной обстановке, при общении с родными больше выражена у детей с ОНР;

• теоретическое знание детьми как с ОНР, так и с нормативным развитием речи формул речевого этикета, но редкое их использование первоклассниками с ОНР.

На рисунке представлены обобщенные результаты изучения состояния коммуникативного поведения младших школьников.

□ Первоклассники с ОНР

□ Первоклассники с нормативным развитием

речи

60 т

50 -40 -30 20 10 -0

высокий средний уровень низкий уровень уровень ниже уровень среднего

Уровни успешности коммуникативного поведения первоклассников (%)

Таким образом, у 19 из 30 обследованных первоклассников с ОНР (63%) отмечался недостаточный уровень развития коммуникативного поведения. Среди их сверстников без нарушений речи недостаточный уровень развития коммуникативного поведения был отмечен у семи учащихся (23 %).

Полученные на данном этапе констатирующего эксперимента сведения о коммуникативном поведении первоклассников с ОНР учитывались при организации школьного коммуникативно-развивающего обучения, семейного коррекционного воспитания в целях повышения эффективности школьной и социальной адаптации данной категории учащихся.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией //Дефектология. 1995. № 6. С. 7-16.

Лемяскина Н. А., Стернин И. А. Коммуникативное поведение младших школьников. Воронеж, 2000. 195 с.

Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские. Коммуникативное поведение. М.: Флинта, Наука, 2006. 286 с.

Стернин И. А.Модели описания коммуникативного поведения. Воронеж, 2002.

27 с.

Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. Н., Нилова Т. А. Азбука

общения. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.