Gagieva Zarina Aronovna FEATURES OF SUCCESSFUL ..
pedagogical sciences
UDC 371.72
DOI: 10.34671/SCH.SVB.2019.0303.0004
ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ВУЗА
© 2019
Гагиева Зарина Ароновна, кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Актуальность проблемы адаптации первокурсников к условиям вуза определяется тем, что сейчас возрос интерес к подрастающему поколению как к основной категории населения, обладающей высоким потенциалом для предприимчивого изменения социально-экономической и социально-политической ситуации в стране. Поскольку большая часть молодежи занята учебной деятельностью, целесообразно обратить особое внимание именно на изучение творческого потенциала современного студента, его целенаправленного движения к будущей профессиональной деятельности. Главным стимулом к участию в общественной деятельности для студентов является расширение своего круга общения. Они также стремятся привносить себя в социум, быть активной, значимой его частью. Мотивом для выбора именно такого вида деятельности, как видно из результатов многочисленных исследований, часто является потребность в коммуникации с людьми, имеющими схожие интересы, увлечения. В связи с этим в статье рассматривается морально-психологический портрет современного студента, анализируется процесс адаптации студентов к условиям вуза, особенности формирования у него профессиональной мобильности. Обращено внимание на межличностное взаимодействие студенческой молодежи, факторы эмоционального и субъективного характера, влияющие на ход всей учебно-познавательной деятельности студентов. Студенческая деятельность начинается с первого курса. Многое зависит от успешной адаптации к условиям обучения студента в университете, что, в свою очередь, влияет на развитие личности студента как будущего специалиста в выбранной им области и гражданина своей страны. Адаптация к студенческой жизни всегда связана не только с вступлением в новую социальную среду, но и с развитием собственных отношений с обществом и происходящими в нем процессами.
Ключевые слова: адаптация, проблемы адаптации студентов, профессиональная мобильность, учебно-познавательная деятельность, образовательный процесс в вузе, межличностное взаимодействие, учащаяся молодежь, морально-психологический портрет студента.
FEATURES OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF STUDENTS TO THE UNIVERSITY CONDITIONS
© 2019
Gagieva Zarina Aronovna, candidate of biological sciences, associate professor of the department of sport games and biomedical disciplines of the faculty of physical culture and sports
North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina Street, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. The relevance of the problem of adaptation of freshmen to the conditions of the university is determined by the fact that interest in the younger generation as the main category of the population that has high potential for an entrepreneurial change in the socio-economic and socio-political situation in the country has now increased. Since most of the youth are engaged in educational activities, it is advisable to pay particular attention to studying the creative potential of a modern student, his purposeful movement towards future professional activities. The main incentive for students to participate in social activities is to expand their circle of friends. They also strive to bring themselves to society, to be an active, significant part of it. The motive for choosing this particular type of activity, as can be seen from the results of numerous studies, is often the need for communication with people who have similar interests and hobbies. In this regard, the article discusses the moral and psychological portrait of a modern student, analyzes the process of students' adaptation to the conditions of the university, and the features of the formation of professional mobility. Attention is drawn to the interpersonal interaction of students, factors of an emotional and subjective nature that influence the course of the entire educational and cognitive activity of students. Student activity begins with the first course. Much depends on successful adaptation to the student's learning conditions at the university, which, in turn, affects the development of the student's personality as a future specialist in his chosen field and as a citizen of his country. Adaptation to student life is always associated not only with entry into a new social environment, but also with the development of our own relations with society and the processes taking place in it.
Key words: adaptation, problems of students' adaptation, professional mobility, educational and cognitive activity, the educational process at a university, interpersonal interaction, studying youth, moral and psychological portrait of a student.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время экономические реформы, направленные на построение общества, в котором основными ценностями являются индивидуальный успех, высокая значимость различного богатства, привели к расслоению общества и сокращению процессов позитивного межличностного взаимодействия и увеличению агрессии, что наиболее заметно среди молодого поколения. Основное различие студентов заключается в разном материальном положении. Во время изучения межличностного взаимодействия студентов, ученые-психологи делят молодежь по ее отношению к образовательной и исследовательской деятельности. Для многих студентов важны следующие цели: научиться зарабатывать деньги путем приобретения знаний по выбранной ими профессии, повысить свой социальный статус; полностью реализовать себя в качестве эксперта в выбранной им 18
области, стремление заниматься исследовательской деятельностью, связанной с профессией; найти любимого человека, верного друга, создать счастливую семью. «Социально-психологическая адаптация студентов в образовательной среде разного типа достаточно специфична. У студентов образовательной среды карьерного типа зависимой активности есть тенденция к более высокой способности к адаптации. Студенты, обучающиеся в данном типе образовательной среды, имеют определенные ценности и принципы, и готовы защищать их. Они ощущают себя достаточно защищенными, что позволяет им менять свои взгляды и ценности, если опыт и доказательства показали их несостоятельность и ошибочность» [1, с. 358-360].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как отме-Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 3(5)
педагогически науки
Гагиева Зарина Ароновна ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОЙ ...
чают некоторые ученые (М.И. Бекоева, S.A. Gudkova, M.V. Emelina, О.И. Даниленко, Л.В. Снегирева, З.А. Тол-канюк) [2; 3; 4; 5; 6], сложность процесса адаптации к вузу обнаруживается уже на первом курсе. Она вызвана низким уровнем самоконтроля, плохой способностью работать с источниками информации. «Для того, чтобы быть полноценным членом общества в новых быстро меняющихся социально-экономических условиях, сохранять конкурентоспособность, обеспечить благополучное существование своих близких и обеспечить устойчивость на будущее, современный специалист должен быть готовым к постоянному развитию и анализу своего статуса и положения в профессиональной и социальной сфере» [2, с. 189-192]. Как пишет в своем исследовании Н.Н. Ткаченко, «...независимо от типа образовательной среды социально-психологическая адаптация тем успешнее, чем больше преобладания положительного отношения к себе испытывает студент. Самопринятие характеризуется внутренним чувством уверенности, спокойствием, ощущением самопринятия и принятия со стороны других людей, включая педагогов, что, безусловно, благоприятно влияет на приспособление к изменяющимся условиям» [1, с. 358-360]. По мнению Л.В. Снегиревой, «в современных условиях существует реальная потребность в качественной и количественной оценке успешности прохождения студентом процесса адаптации, поскольку от успеха указанного процесса зависит не только формирование профессиональных качеств обучаемого, но и его физическое и психическое здоровье, стрессоустойчивость и способность к самореализации и самоутверждению» [5, с. 92-95].
Формирование целей статьи (постановка задания). С точки зрения психологического благополучия - слабой стороной выступает отсутствие способности четко планировать учебную деятельность. Также общей особенностью, препятствующей успешной адаптации студентов к условиям университета, являются эмоциональные факторы субъективного характера, иногда оказывающие решающее влияние на характер всей учебно-познавательной деятельности. Это разные симпатии, привязанность, давление со стороны сверстников, стремление угодить всем, а иногда и резкое социальное расслоение студенческой группы, в которой молодой человек проводит практически весь рабочий день.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Следует сказать, что различия в плане материального обеспечения студентов тесно связаны с его отношением к учебной и исследовательской деятельности, поэтому их необходимо рассмотреть подробно. Современные студенты, обучающиеся в университете, как правило, молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет. Возраст, в котором закончились детские годы, но окончательная зрелость личности и всех ее процессов еще не наступила. В этом возрасте благодаря особенностям формирования и развития человека вырабатывается оптимальный баланс работоспособности и способности обрабатывать поступающую информацию. Именно с этого возраста начинается поиск себя в обществе, начинается поиск работы, на которой планирует работать молодой человек. Очень часто это осложняется тем, что «идеальный образ» молодого человека отличается от его реального имиджа, реальных способностей и реальных возможностей. Этот процесс иногда называют «кризисной деятельностью». Обычно это происходит в конце учебного процесса молодого человека в университете, но постепенно человек преодолевает это в процессе трудоустройства по специальности или в процессе дальнейшего обучения в магистратуре. «Адаптация студента-первокурсника к условиям в вузе включает в себя приспособление: а) к новым условиям обучения; б) к новой группе сверстников, педагогам; в) к учебной деятельности; г) к профессиональной деятельности. Попадая в новую среду, юноши и девушки испытывают ряд трудностей: новый режим
труда и отдыха, разрыв связей с прежним коллективом, налаживание быта (для иногородних студентов), появление новых видов и форм обучения, большое количество предметов» [6, с. 79-81].
Можно выявить факторы, характеризующие специфику морально-психологического портрета отдельного студента. Данные факторы можно разделить на две группы: Первая группа состоит из тех факторов, с которыми студент поступил в университет. Они должны принимать во внимание такие факторы, как денежные средства на данном этапе развития личности. Вторая группа состоит из тех факторов, которые они сами производят и развивают в процессе обучения. Эта группа факторов может быть успешно исправлена, так как можно помочь человеку выбрать правильную ориентацию в мире профессиональной и исследовательской деятельности. Факторами первой группы являются: уровень подготовки учащегося, который он получил во время обучения в системе моральных отношений к себе и окружающим людям, отношение к получению высшего образования, осведомленность о повседневной деятельности. В современных условиях также часто некоторые переживают подрыв своей будущей профессии из-за хорошей материальной обеспеченности семьи. Такому студенту не к чему стремиться, так как его уже ждет престижная работа по специальности.
Эти факторы определяются условиями жизни в современном обществе, влиянием социальной среды, а также экономическими и политическими условиями страны. Влияние этих факторов может быть только косвенным, но их можно констатировать как факт и использовать в качестве отправной точки для дальнейшего воздействия на фактор студента, поскольку эта группа особенно актуальна на этапе адаптации к условиям обучения студентов в высшем образовании. Студент пытается понять, в какой социальной среде он был, и какие люди с точки зрения моральных и профессиональных характеристик его окружали. На этом этапе может быть трудно привыкнуть к другому стилю преподавания, к разным степеням сложности требований учителей, ко многим новым людям, их привычкам и индивидуальным характеристикам. В студенческих группах в это время происходит поиск и сближение между людьми с общими способностями, интересами и ценностями, есть распределение формальных лидеров. Именно на данном этапе в студенческих группах начинаются конфликты людей с противоположными взглядами на жизнь, отличающихся друг от друга системами ценностей, конфликты людей с разным уровнем материального благополучия. В этих условиях студент должен быстро найти и освоить приемы и методы реализации учебной деятельности в новых условиях. В это же время начинает формироваться система ценностей в отношении учителей, одноклассников и обучающихся, разрабатывается система правил и положений на факультете и в учебной группе.
Постепенно в процессе обучения факторы влияния первой группы отходят на второй план, и решающее влияние начинает оказывать вторая группа факторов. К ним относятся: организация учебного процесса, уровень преподавания, взаимоотношения между учеником и учителем, а также постановка ученика перед целевым заданием и умением более или менее планировать свою учебную и исследовательскую деятельность, а также улучшенная самостоятельная деятельность. Это вторая группа факторов, сильно влияющих и повлиявших на психологические и профессиональные характеристики будущего специалиста. Как уже упоминалось выше, в современном университете люди приходят с разных школ для дальнейшей профессиональной деятельности, разных уровней материального благосостояния и так далее. В связи с этим интересно влияние этих факторов на отношение и мотивацию студентов к учебной, профессиональной и исследовательской деятельности.
Всех нынешних студентов можно условно разделить
Gagieva Zarina Aronovna pedagogical
FEATURES OF SUCCESSFUL ... sciences
на несколько групп:
Первая группа состоит из студентов, ориентированных на образование и дальнейшую деятельность. В этой группе наибольшее количество студентов, для которых их будущая профессия и их деятельность составляют основную ценность. Для этих студентов также важно продолжать и совершенствовать свои магистерские и докторские знания. Эти студенты охарактеризованы как увлеченные своей работой. Они часто занимаются научной деятельностью, организуют различные студенческие сообщества, связанные с реализацией проекта, исследованиями, часто пишут поисковые работы, участвуют в конкурсах, в различных местных, региональных и международных проектах и планах.
Вторую группу студентов составляют те, у которых материально обеспеченные семьи. Образование у таких учеников часто детерминистический практический интерес, влияние семейного окружения, семейного бизнеса, удачный пример материала и бизнес-плана близкого родственника или человека. Для этих студентов высшее образование является инструментом, своего рода этапом для возможного будущего создания собственного бизнеса: торговли и т. д. Отношение к их исследованию характеризуется меньшим интересом, чем в первой группе.
Третья группа - это студенты, чья жизненная и профессиональная позиция остается неопределенной, а также студенты с различными финансовыми и личными проблемами, попавшие в ВУЗ «случайно» - те студенты, на которых повлияли родители. Для этих учеников на первый план выходят проблемы личного и материального в первом случае, а также отношения личной привязанности и дружбы во втором.
Следует отметить, что процесс образования сегодня стал прагматичным, целенаправленным и соразмерным конкретным экономическим потребностям общества. Возможно, это связано с нынешней «коммерциализацией» общества. Вышеуказанные характеристики, разделяющие студентов на три группы под воздействием различных социальных факторов, не являются исключительными и всеобъемлющими. «Анализ степени осмысленности жизни у студентов разных курсов показал, пишет Л.С. Самсоненко, что большая часть всех обучающихся, как первокурсников, так и студентов 3-4 курсов составляют группу со средним уровнем осмысленности жизни (70% и 73% соответственно)» [8, с. 72-74].
Существуют и другие аспекты и особенности, которые раскрывают морально-психологический портрет современного студента. Вот некоторые из них. Существует классификация, которая делит студентов по видам деятельности в области познания и обучения. Эта классификация выделяет пять типов личности современного студента.
Первый тип студентов имеет комплексный подход к обучению. Они стремятся получить знания, выходящие за рамки академических часов. Данные о социальной активности студенты стараются показать в максимально возможной степени и широте охвата [9]. Этот тип личности ориентирован на интенсивное обучение, затрагивающее не только профессиональный аспект деятельности.
Второй тип личности студента отличается более узкой специализацией. Здесь познавательная деятельность студента также выходит за рамки академической программы, но она направлена вглубь изучаемой проблемы.
Третий тип людей, стремящихся овладеть академическими знаниями строго в академической программе. Этот тип личности является наименее творческим и наименее активным среди студентов, возможно, из-за своих личных характеристик, но он также может добиться значительных успехов благодаря упорному труду [10].
Четвертый тип личности - это студенты, чье отношение к учебной деятельности напрямую зависит от их симпатий и интересов. Такие студенты могут хорошо учиться, но только по интересующим их предметам. 20
К пятому типу личности относятся ленивые студенты, которые пришли в университет, чтобы поддержать друзей, не ходить на работу и не попадать в армию. Отношение студентов к обучению более безразлично. Они часто пропускают занятия.
Также нам интересна типология личности, разработанная М.Г. Магомедовой. По ее мнению, деятельность студентов сосредоточена в основном на: учебе, профессии и науке; студенческой жизни или политической деятельность; культурных и духовных потребностях; общение в команде [11]. Многие исследователи отмечают черту в личностном развитии молодых людей, как стремление получить «все сейчас», непостоянство, стремление направить свою деятельность на множество разных задач, а не сосредоточиться на одной конкретной задаче. Вероятная причина этого кроется в огромном потоке информации и желании молодого человека во времени везде и во всем [12-18].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В целом, всех современных студентов можно условно разделить на следующие основные четыре группы.
Для первой группы важен процесс общения, помощь тому, кто оказался в сложной ситуации. Это студенты с высоким уровнем отзывчивости, поэтому им нравится как индивидуальное общение, так и общение с группами людей. Это студенты с высокой активностью, они направлены на сотрудничество и поиск компромисса. Такие студенты с удовольствием займутся работой в социальной сфере, образовательной деятельностью;
Вторую группу студентов интересует проблема не теоретического, а практического, оперативного направления, где ценится свобода действий, в которой ценится способность быстро находить решение проблемной ситуации. Эти студенты характеризуются высокой энергией и общительностью. Они независимы в принятии решений, не боятся нести ответственность за свои действия;
В третью группу входят те ученики, чья потребность в общении с другими людьми не настолько сильно привлекает их к действиям, их общение с людьми сводится к минимуму. Они занимаются дизайн-проектами, программированием, статистической деятельностью. Они безразличны к социальной и гражданской активности;
В четвертую группу вошли студенты, для которых характерны занятия различными творческими видами деятельности: искусством, дизайном, актерским мастерством. Это представители так называемой «студенческой богемы».
Однако сегодня есть и свидетельства истощения интеллектуального резерва обучающихся, упрощения мышления, слабого развития сферы чувств, что в свою очередь негативно сказывается на процессе обучения. Наряду с молодыми студентами отмечались требования к преподавателю: к их владению знаниями не только в профессиональной сфере, но и в других областях, в основном в области общественно-политических и гуманитарных знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ткаченко Н.Н. Социально-психологическая адаптация студентов в образовательной среде разного типа //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 358-360.
2. Бекоева М.И. Развитие профессиональной мобильности студентов как условие их адаптации к изменяющимся условиям рынка труда //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 189-192.
3. Gudkova S.A., Emelina M.V. Teaching foreign languages in higher school for social studies and science students and professional mobility // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 17-20.
4. Даниленко О.И. Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия студентов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 264-268.
5. Снегирева Л.В. Изучение объективных и субъективных проявлений адаптации у студентов-первокурсников медицинского вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 92-95.
6. Толканюк З.А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в колледже //Хуманитарни Балкански изследва-
Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 3(5)
педагогически науки
ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОЙ ...
Гагиева Зарина Ароновна
ния. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 79-81.
7. Созаев К.Г. Особенности социально-педагогической адаптации первокурсников в условиях высшего образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 402-405.
8. Самсоненко Л.С. Развитие способности к целеполага-нию у студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 72-74.
9. Курбанов Т.К. Проблемы формирования профессиональной компетентности студентов в условиях информационного взрыва //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 138-141.
10. Лившиц Ю.А., Иванова Т.Н. Профессиональная мобильность молодых специалистов в сфере услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 54-57.
11. Магомедова М.Г. Адаптация личности студента к образовательному процессу как социокультурное явление и педагогический процесс //Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 51-52.
12. ГUDCова С.А., Емелина М.В. Психологические аспекты формирования профессиональной мобильности выпускника вуза при обучении иностранному языку // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 20-24.
13. АлбитоваЕ.П., Каплина С.Е. Сущность, факторы, механизмы, критерии процесса социальной адаптации студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 4649.
14. Кипина О.А. Формирование профессионально-педагогической мобильности у студентов педвуза в условиях реализации ФГОС ВО //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 259-262.
15. Шкиль О.С. Профессиональная адаптация студентов в контексте компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 137-139.
16. Ясаревская О.Н. Академическая мобильность - путь к становлению высококвалифицированного специалиста //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 148-151.
17. Рогалева Г.И. Воспитательное пространство вуза как инновационная среда социальной адаптации студентов // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 72-75.
18. Александрова Н.С. Социально-культурная адаптация студента: смыслы образования и жизни // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 7-10.