УДК 378.4
СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ, МЕХАНИЗМЫ, КРИТЕРИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
© 2015
Е. П. Албитова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории
и мировой экономики, факультета экономики и управления С. Е. Каплина, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков (инженерно-техническое направление) факультета филологии и массовых коммуникаций
Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)
Аннотация.Современное образование рассматривает личность с позиции способной успешно социализироваться и адаптироваться как в социуме, так и на современном рынке труда. Объяснением этого становится то, что в профессиональную подготовку квалифицированного специалиста соответствующего уровню и профилю, в настоящее время, включается становление таких значимых качеств, как ответственность, компетентность, социальная и профессиональная мобильность, готовность к постоянному профессиональному росту и устойчивой конкурентоспособности. Рассмотрение процесса социальной адаптации студентов в вузеи его элементовсодержания обусловлено тем, что особое внимание в подготовке будущих профессионалов, высококвалифицированных специалистов обращено к развитию и формированию у студентов способности к адаптации как одного из ведущих качеств личности. Без наличия данного качества студенту вуза будет очень сложно и невозможно адаптироваться, работать в быстро меняющихся условиях, требующих от него высокой степени профессионализма. Под процессом социальной адаптации студентов вуза, мы понимаем, активное взаимодействие личности студента с вузовской средой и социальным окружением вуза, в котором воздействие различных региональных факторов трансформирует значимые механизмы социальной адаптации идентификации и обособления, и определяют особенности социальной адаптации личности. В этой связи считаем важным рассмотреть элементы содержания процесса социальной адаптации студентов к вузовской среде, социальному окружению, влияющие на его организацию,позволяющие личности адаптироваться к социально-профессиональной ситуации, характеризующейся изменчивой деятельностью наполненной новыми технологиями, различными преобразованиями в структуре общества и оптимизации многих профессиональных сфер и производственных процессов.
Ключевые слова: социальная адаптация студентов вуза, сущность, факторы, механизмы, критерии процесса социальной адаптации студентов вуза, высшее образование, этнопсихологические, социально-экономические, социально-культурные факторы, механизмы идентификации и обособления процесса социальной адаптации студентов вуза, профессиональная мобильность.
В настоящее время в современных педагогических работах (Л.А. Антипова [1], В.Н. Грибов [2],С.И. Капица [3],С.А. Травина [4] и др.), исследуются различные аспекты процесса социальной адаптации студентов, а именно элементы егосодержания. Среди них такие, как сущность, факторы, механизмы, критерии.
Следует отметить, что в настоящее время интерес ученых к проблеме социальной адаптации студентов высших учебных заведений усиливается. Это обусловлено изменениями, происходящими в сфере образования. Перемены в развитии системы высшего профессионального образования, качественно новые требования к студенту и выпускнику, практическая необходимость изменения подходов к организации деятельности вузов в этом направлении, обусловили проблему исследования, состоящую в необходимости изучения элементов содержания изучаемого процесса.
При всем многообразии взглядов ученых на процесс социальной адаптации студентов вуза главной его особенностью становится воздействие на личность всех факторов вузовской среды и ее субъектов, они позволяют ей приспосабливаться к условиям, формам, методам, технологиям учебно-воспитательной, социально-бытовой, профессиональной и другой деятельности.
Необходимо отметить, что значимым фактором, влияющим на процесс и результат социальной адаптации студентов вуза, является активность и деятельность индивида. Поэтому вполне закономерно то, что социальная адаптация студента с вузовской средой и социальным окружением опосредована, с одной стороны, влиянием различных факторов, социальных, объективных, биологических, а с другой стороны, активностью и деятельностью самого индивида. Взаимодействие всех этих факторов возобновляет работу механизмов социальной адаптации, которая не только изменяет их морфофизи-ологически, но и перестраивает социальные отношения в социуме. Благодаря им личность видоизменяет и корректирует свои действия, поступки, поведение под то социальное окружение, в котором она находится.
Проанализированные теоретические подходы, пози-
ции и взгляды ученых, позволяют нам выделить среди большого разнообразия факторов, главные факторы социальной адаптации студентов вуза, влияющие на психологические механизмы изучаемого процесса и его дальнейшее протекание.
К числуфакторов социальной адаптации студентов вуза отнесем такие, как этнопсихологические, социально-экономические, социально-культурные.
Этнопсихологические факторы трансформируют механизмы социальной адаптации через межгрупповое и межэтническое взаимодействие студента с социальным окружением того региона, где находится вуз. Данные факторы соотносятся с отождествлением личности с определенной этнической группой, для которой характерно сохранение своеобразных этнокультурных традиций, включающих религиозное верование, чувство исторической преемственности общего рода и места происхождения, обряды, традиции, язык [5, с. 110-115].
Поэтому в процессе социальной адаптации к новой социальной среде индивид испытывает различные трудности, выражающиеся в несоответствии между существующими установками среды, в которую он был погружен, и уже приобретенными по причине проживания в этнической группе поликультурного региона. Примерами таких трудностей становятся языковой барьер, внутренняя зажатость личности, отсутствие толерантности в социальном окружении к этническому народу, его традициям, обычаям, религиозным конфессиям и др.
Социально-экономические факторы трансформируют механизмы социальной адаптации через проявление личностно-профессиональной готовности и ответственности студента для сохранения своей жизнедеятельности и жизнеобеспечения в условиях региона. Эти факторы связаны с конкретными условиями жизнедеятельности населения в регионе. По мнению С. И. Капицы, к условиям жизнедеятельности относят региональный и поселенческий статус территории, ее экономическое положение, выражающее отраслевую структуру экономики, национальное богатство, состояние рынка труда,
также социальное качество населения, его здоровье, уровень образования, возраст и нормативно-регулятивные аспекты, связанные с традициями, нормами, правилами экономического поведения [3, с. 314-319]. В процессе социальной адаптации студент вуза занимает определенное социальное положение, которое вооружает его специфичным набором средств адаптации. Этот набор средств адаптации выражается в установленном уровне доходов, образовании, месте работы или обучения, социально-должностном статусе, отлаженных социальных контактах на территории, где проживает сама личность.
Поэтому у адаптанта в процессе социальной адаптации с новой социальной средой, социальным окружением возникают трудности в нахождении новых условий для жизнедеятельности в регионе.
Социально-культурные факторы - через характер восприятия личностью ценностей и норм культуры, принятых в регионе. Данные факторы, являясь частью общественных процессов - политических, экономических, социальных, нравственных, сосредотачивают и концентрируют внимание на ценностях и нормах культуры, распространенной в регионе [6, с. 154-162]. В настоящее время система традиционных ценностей, сложившаяся в поведении людей и обществе, учитывающая национальные особенности, трансформируется. По оценкам российских ученых, это происходит по причине реформирования всех сфер социальной жизни. Между тем формирование новой системы ценностей, моделей поведения занимает не одно десятилетие, поскольку культура и ее нормы глубоко пронизывают личность и ее отношения внутри социума. Этот процесс один из самых сложных и болезненных. Отказ от прежних традиционных ценностей, норм и социальных институтов без сопровождающего образования новых, подталкивает общество к адаптационному неврозу, результатом которого становится социальная напряженность. Ее влияние особенно ощутимо при погружении личности в социальную среду с новыми ценностями, где отсутствуют определенные нормы, модели поведения, социальные установки. Все это способствует дезориентации индивида, делая его поведение непредсказуемым и непонятным для общества.
Учитывая социально-культурные факторы, трансформирующие механизмы социальной адаптации к условиям региона, мы понимаем, что они составляют «ядро» выделенных нами факторов, их влияние определяется в характере восприятия человеком любых изменений, отражающихся на механизмах социальной адаптации к социальной среде и ее окружению.
Студент, проживающий в регионе, переносит накопленный субъектный опыт и адаптирует его под усло-виявузовской среды, в которой он находится. Поэтому период социальной адаптации студента вуза к условиям региона, в котором находится высшее учебное заведение, в котором он обучается, может занимать достаточно длительное время, поскольку ей предстоит разрешать проблемы в процессе социального взаимодействия, трансформировать механизмы социальной адаптации и перестраивать социальные отношения в социуме.
В этой связи, основываясь на проанализированные теоретические положения ученых, мы утверждаем, что на процесс социальной адаптации студентов вуза большое влияние оказывают этнопсихологические, социально-экономические, социально-культурные факторы, способныезначительно повлиять на механизмы социальной адаптации.
Опираясь на исследования ученых (Г.М. Андреева, Л.А. Петровская, Л.А. Гордон, И. А. Милославова, А.А. Налчаджян, В.А. Никитина и др.), изучающих механизмы социальной адаптации, определим наиболее значимые механизмы процесса социальной адаптации студентов вуза.
Основаниями для классификаций механизмов социальной адаптации являлись формы принятия субъектом адаптации, активное участие сознания, зависимость ис-
пользуемых в процессе социальной адаптации средств, влияние трудовой деятельности человека на среду и др.
Согласно теории Т. Парсонса, индивиду социально адаптироваться помогают три вида механизмов - это познавательные, защитные, психические механизмы и механизмы приспособления. Каждый из механизмов позволяет индивиду входить в социальную среду, становиться ее членом, принимать определенные решения, защищать и выражать свою индивидуальную позицию, а также адаптироваться к социальной среде [7, с. 123-160].
Немаловажную роль в социальной адаптации играют социальные механизмы и, прежде всего, механизм социальной деятельности [8, с. 3-15]. Другим социальным механизмом адаптации является механизм социального общения, совершенствующий навыки общения личности, расширяющий сферы индивидуальной жизнедеятельности, позволяющий овладеть социально принятыми нормами и ценностями.
Особую группу механизмов социальной адаптации представляют поведенческие и познавательные механизмы. Особо важным для настоящего исследования является рассмотрение двух механизмов социальной -идентификации и обособления, оказывающих решающее влияние на формирование самосознания человека [8, с. 40-100].
Взаимодействие механизмов идентификации и обособления заключается в том, что, с одной стороны, идентификация представляет отождествление личности с какой-либо социальной группой, а с другой - обособление направлено на сохранение своей индивидуальности, оказывающей решающее влияние на формирование самосознания индивида, развитие личной идентичности и понимание своей целостности.
Опираясь на проанализированные теоретические положения ученых, мы утверждаем, что процесс социальной адаптациистудентов вуза может рассматриваться как активное взаимодействие личности с вузовской средой и социальным окружением, в котором воздействие региональных факторов трансформирует значимые механизмы социальной адаптации - идентификации и обособления.
Данное определение позволяет нам выявить сущность социальной адаптации студентов вуза,понимаемой нами как активное взаимодействие личности с вузовской средой и социальным окружением, в котором этнопсихологические, социально-экономические, социально-культурные факторы трансформируют значимые психологические механизмы идентификации и обособления и определяют особенности социальной адаптации студента вуза.
Рассмотрев процесс социальной адаптации студентов вуза его сущность, механизмы, факторы социальной адаптации, мы полагаем, что данный процесс динамичный, сложный, способный отражаться на личности студента вуза в полной мере и характеризующийся своими критериями.
В психологическом словаре в самом общем виде понятие «критерий» определяется как мера суждения, оценки какого-либо явления, процесса [9].
Ряд ученых (Л.А. Антипова, В.Н. Грибов, Е.В. Осипчукова, Е.А. Семенова, С.А. Травина и др.) предлагают самые различные критерии успешности адаптации студентов к обучению в вузе. Например, Л.А. Антипова выделяет такие, как успешное изучение образовательной программы и дидактических единиц; участие в научно-исследовательских и общественных проектах, становление навыков саморазвития и самоорганизации [1, с. 27].
Удовлетворенность условиями образовательной среды, активность и участие в жизнедеятельности вуза, успешная результативность студента обучения в вузе - это, по мнению В. Н. Грибова, является критериями адаптированности студентов к вузовскому образованию
Л21_
С.А. Травина, в качестве критериев адаптации студентов к условиям обучения в вузе рассматривает социальную мобильность [4, с. 24]. Придерживаясь данной точки зрения, исследуем и уделим большое внимание такому критерию процесса социальной адаптации студентов вуза, как профессиональная мобильность.
Наличие такой интегративной характеристики, как профессиональная мобильность во многом определяет эффективность процесса социальной адаптации студента в вузовской среде, социальном окружении [10-14].
Профессиональная мобильностьодно из новых, довольно быстро развивающихсяпонятий в педагогической науке, по мнению большинства ученых, оно определяется как подвижность, готовность человека к быстрому передвижению, действию; как способность быстро ориентироваться в обстановке и быстро выполнять задания. Зарубежные ученые называют «мобильностью» любые перемещения работников на рынке труда (Ю. Вениге, Ж. Делор, О. Дункан и др.).
В психологическом словаре понятие «профессиональная мобильность» рассматривается в способности и готовности личности быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, а также необходимыми знаниями, умениями, обеспечивающими успешность в новой профессиональной деятельности.
Несколько иное определение профессиональной мобильности мы находим в словаре профессионального образования, под которым в частности понимается «способность быстро менять вид труда, переключаться на другую деятельность в связи с изменениями техники и технологии производства» [15, с. 538].
В настоящее время, проблему профессиональной мобильности ученые анализируют в: способности динамично овладевать новыми специальностями, возникающими под влиянием технико-технологических преобразований (Э.Ф. Зеер); умении находить адекватные способы разрешения нестандартных ситуаций - критерий компетентности (И.Г. Шпакина); знаниях, умениях, навыках, необходимых для сохранения и развития традиций и культуры, улучшения здоровья, рационального использования природных ресурсов, демографического развития (Д.В. Чернилевский) и др.
Опираясь на данные позиции авторов, определим профессиональнуюмобильность, как интегративную характеристику личности, включающую в себя готовность к разрешению трудностей и способность студента к самостоятельной работе, реализующиеся в процессе социальной адаптации с помощью формирования ключевых профессионально значимых свойств и характеристик личности.
Из определения следует,что ключевые профессионально значимые свойства и характеристики личности соединены профессиональным содержанием и ориентацией на индивида и потребности социума. В них отражаются подготовка студента, будущего выпускника вуза, готового к конкурентоспособности на рынке труда в соответствии с современной политико-экономической ситуацией, а также к успешной адаптации после вузовского образования в рамках социально-профессиональных ситуаций.
Из вышесказанного можно заключить, что ключевые профессионально значимые свойства и характеристики личностивключают в себя гуманитарную и социальную направленность, познавательную направленность, профессиональную направленность, что способствует определению основных компонентов профессиональной мобильности. Среди них ценностный, когнитивный, профессионально-деятельностный.
Рассматривая профессиональную мобильность, ее компоненты, в качестве критерия процесса социальной адаптации студентов вуза, считаем возможным выявить прямую зависимость исследуемого процесса и данной интегративной характеристики личности, раскрывая
ключевые профессионально значимые свойства и характеристики личности, состоящие из гуманитарной и социальной, познавательной профессиональной направленности.
В этой связи образовавшаяся зависимость процесса социальной адаптации студентов вуза и его критерия характеризуется через соотношение компонентов профессиональной мобильности и факторов социальной адаптации студентов вуза. Попытаемся представить соотношение компонентов профессиональной мобильности и факторов социальной адаптации студентов вуза по таблице 1.
Таблица 1 - Соотношение компонентов профессиональной мобильности и факторов социальной адаптации студентов вуза
Компоненты профессиональной мобильности
ценностный КОГШПИБНЫИ профессионально-деятельностный *
Название и содержание направленностей о 5
гуманитарная исоциальная 11 НЕ ?* г ¡1 р : 1! й X
социальные потреоности. социальная активность, моральные «ценностные ориентации научно- гуманистическое мировоззрение познавательные и духовные потребно стии интересы, научная эрудиция, интеллектуальная инно вационный х ар а ктер, профессиональному само обр а зованию. чувство профессиональное воображение, организаторские способности, общительность, настойчивость, выдержка, самооценка, профессиональная ответственность, профессиональная активность, профессиональная адаптивность,
Соота ошение компонентов профессиональной мобильности 1акторовсоциальной адаптации проявляется через:
ценности' традиции; обычаи: культура социально принятые нормы: модель поведения и деятельности: активизацию познавательных процессов социальную роль; социальный статус; субъектную позицию
Факторы социальной адаптации студентов вуза
социально-культурныетр анс формируют ч ер ез хар актер во спр иятия личностью ценностей и норм культуры, принятых в регионе факторы трансформируют механизмы социальной адаптации через межгрупповое и взаимодействие индивида с социальным окружением региона социально-экономические факторы трансформируют механизмы социальной адаптации через проявление личностно- индивида для сохранения своей жизнедеятельности и жизнеобеспечения в
Из таблицы выведенное нами соотношение свидетельствует о том, что рассматривая в качестве критерия социальной адаптации студентов вуза профессиональную мобильность, можно утверждать, что наличие последней позволяет увидеть взаимосвязь элементов содержания исследуемого процесса, его эффективностьи дальнейшее становление.
Таким образом, обобщая вышесказанное можно сделать следующий вывод о том, что исследование процесса социальной адаптации студентов вуза продолжает оставаться важной областью научного познания, вобравшей в себя лучшие результаты отечественного и зарубежного образования.
Опираясь на проанализированные теоретические положения ученых [16-20], мы утверждаем, что процесс социальной адаптации студентов вуза представлен активным взаимодействием личности с вузовской средой и социальным окружением. Данное взаимодействие опосредовано воздействием таких факторов, какэтноп-сихологические, социально-экономические, социально-культурные, которые трансформируют значимые психологические механизмы идентификации и обособления и определяют особенности социальной адаптации студента вуза.
Многообразие рассмотренных подходов определило, что процесс социальной адаптации студентов вуза является сложным, динамичным, включающий в свою структуру сущность, факторы, механизмы, критерии.
Определение сущности, факторов, механизмов и критериев, выступающих в качестве элементов содержания процесса социальной адаптации студентов вуза, значительно влияет на его организацию, которая предполагает как участие педагогических средств, условий, форм в процессе социальной адаптации, так и их отсутствие, что естественным образом сказывается на эффективности данного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антипова Л. А. Педагогические детерминанты успешной адаптации первокурсников к современной образовательной ситуации вуза: автореферат диссертации на соискание кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сочи, 2010. 27 с.
2. Грибов В. Н. Адаптация молодежи малого сибирского города к обучению в вузе: диссертация на соискание кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Тюмень, 1999. 178 с.
3. Капица С. И. Особенности механизма социальной адаптации экономически активного населения к изменениям рынка труда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 144. С. 314-319.
4. Травина С. А. Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников: автореферат диссертации на соискание кандидата психологических наук: 19.00.07 / М:, 2006. 24 с.
5. Савкин Н. С. Социальная адаптация: некоторые региональные аспекты // Регионология. 2014. № 2. С. 110-115.
6. Кошарная Г. Б. Стратегии социальной адаптации сельского населения в современном российском обществе: региональный аспект // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2008. № 4. С. 154-162.
7. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова и А. Д. Ковалева; под ред. М. С. Ковалевой. М: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
8. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (Формы, механизмы и стратегии.) / Ереван, 1988. 263 с.
9. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М: Педагогика-Пресс, 1998. 440 с.
10. Бураева В.Г. Сущность и содержание профессиональной мобильности студентов как педагогической категории // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 51-54.
11. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильно-
сти и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.
12. Пецина И.А. Проблема профессиональной мобильности как одна из характеристик функционирования педагога-музыканта в современном мире // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 58-60.
13. Гордеева Т.Е. Критерии профессиональной мобильности социальных работников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 62-66.
14. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.
15. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / Москва Изд-во: НМЦ СПО. 1999. 538 с.
16. Полевая Н.М., Гостева Л.З. Социальная адаптация первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АМГУ, на основе социального партнерства // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 75-78.
17. Созаев К.Г. Социально-психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников в процессе обучения в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 187-190.
18. Воскрекасенко О.А., Шилина А.В. Формирование готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации как педагогическая проблема // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 48-53.
19. Мерзлякова Д.Р., Файзуллина Г.З. Психолого-педагогическое сопровождение студентов высших учебных заведений в процессе адаптации к обучению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 146-148.
20. Иванова Т.Н. Социально-профессиональное ориентирование современной российской молодежи: структурный анализ // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 11-15.
ESSENCE, FACTORS, MECHANISMS, CRITERIA OF THE PROCESS OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY
© 2015
E.P. Albitova, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the chair «Economic theory and world economy», Economy and management faculty S.E. Kaplina, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the chair «Foreign language for engineering and technical purposes»
Transbaikal State University, Chita (Russia)
Abstract. Modern education considers a person from the position of being able to successfully socialize and adapt in the society and on the modern labour market. The explanation for this is that in training a qualified professional of the appropriate level and profile, at present, includes the development of such important qualities as responsibility, competence, social and professional mobility, readiness to constant professional growth and sustainable competitiveness. Consideration of the process of social adaptation of students and its content is due to the fact that special attention in the preparation of future professionals, highly qualified specialists turned to the development and formation of students' abilities to adapt as one of the leading qualities of a person. Without having this quality student of the University will be very difficult and impossible to adapt to work in rapidly changing environment requiring high degree of professionalism. Under the process of social adaptation of students of university, we understand an active interaction of an individual student with institution's environment and social environment of the institution in which the impact of various regional factors transforms the meaningful mechanisms of social adaptation identify and isolate, and determine the peculiarities of social adaptation of personality. In this regard, it is important to consider the elements of the process of social adaptation of students to the institution environment, social environment, affecting its organization, enabling the person to adapt to social and professional situations, characterized by variable activity filled with new technologies, various transformations in the structure of society and optimization to many professional areas and production processes.
Keywords: social adaptation of students, the nature, factors, mechanisms, criteria of process of social adaptation of students, higher education, ethno-psychological, socio-economic, socio-cultural factors, mechanisms of identification and isolation of the process of social adaptation of students, professional mobility.