Научная статья на тему 'Особенности управления затратами в инновационно-образовательной деятельности вуза'

Особенности управления затратами в инновационно-образовательной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черчимцева Дарья Сергеевна

Рассматриваются особенности осуществления инновационно-образовательных услуг в сфере высшего образования. Определяются структура инновационно-образовательного процесса, способы построения системы управления затратами, сопровождающими этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the process of innovation-educational activities in higher education institutions. The structure of innovation-educational service and costs allocation are described here.

Текст научной работы на тему «Особенности управления затратами в инновационно-образовательной деятельности вуза»

УДК 338.001.76:378

Д.С. Черчимцева ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Рассматриваются особенности осуществления инновационнообразовательных услуг в сфере высшего образования. Определяются структура инновационно-образовательного процесса, способы построения системы управления затратами, сопровождающими этот процесс.

D.S. Cherchimtseva COST MANAGEMENT IN INNOVATION-EDUCATIONAL ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article considers the process of innovation-educational activities in higher education institutions. The structure of innovation-educational service and costs allocation are described here.

В начале 90-х гг. ХХ века российское высшее профессиональное образование, как и все другие экономические и социальные сферы, оказалось вброшенным в условия построения рыночной экономики. В течение короткого периода российские университеты прошли путь от стопроцентного федерального финансирования, поддержки и контроля к существенному сокращению государственной управленческой роли, что вызвало необходимость самофинансирования и перестройки механизмов управления. В то же время государственные университеты получили гораздо больше свободы в принятии решений, чем это было ранее. Эти и многие другие новые условия деятельности вузов, принципиальные изменения содержания отношений вуза с внешними субъектами привели к эволюционным преобразованиям вузовской микро- и макросреды. По данным отечественных исследователей, как в академической вузовской среде, так и среди потребителей образовательных услуг происходит постепенный переход от доминировавших ранее представлений об образовании как о благе, бесплатно предоставляемом государством, к представлениям об образовании как услуге и предмету экономических отношений [1, 2]. В современных исследованиях рынка образовательных услуг все чаще встречаются концепции университета как делового предприятия, предполагающие адаптацию и использование в управленческой практике вузов современных инструментов финансового управления, характерных для бизнес-предприятий [3-6].

Образовательная услуга - процесс осуществления производителем определенной деятельности по передаче потребителю требуемого объема информации, знаний, навыков и умений, которые удовлетворяют его потребность в образовании, - традиционно рассматривается в качестве товара, производимого университетом и предлагаемого на рынке. Однако новая экономическая природа образования, выражающаяся в смене образовательной концеп-

ции и идеологии, оказывает значительное влияние на устоявшийся процесс предоставления платных образовательных услуг в соответствии со стандартами образования. По мнению исследователей, высшая школа, являясь инновационно-ориентированным элементом макроэкономической системы, активно производит новшества и подвержена им по всем направлениям своей деятельности [7]. Качественные экономические изменения в бизнес-среде, неуклонно возрастающий спрос на услуги высших учебных заведений и высококвалифицированных специалистов, а также повышающаяся конкуренция между вузами порождают новые требования к подготовке специалиста. Интенсификация взаимодействия бизнес-предприятий с вузами, которая всегда рассматривалась в качестве положительного фактора, сейчас побуждает вузы регулярно пересматривать программы подготовки и учебные материалы, приводя их в соответствие с изменяющимися требованиями экономической среды, и создавать новые. Она также способствует вовлечению студентов и преподавателей в научную работу с ориентацией на производственный процесс, в связи с чем исследовательская деятельность приобретает очевидное практическое значение для преподавателей и студентов и предполагает, зачастую, и материальное вознаграждение.

Все эти факторы ведут к серьезным изменениям структуры и содержания образовательных услуг. Успешные университеты переходят к новому типу - инновационнообразовательной услуге, которая представляет собой не просто новый учебный курс или применение в образовательном процессе новых технологий, но характеризуется следующими чертами:

- ориентирована не на простую передачу преподавателем знаний, но на овладение студентами базисными компетенциями и техниками, которые в дальнейшем позволят приобретать знания самостоятельно и создавать новое знание;

- тесно связана с практикой - так как проектируется в ответ на вызовы рынка, содержит компоненты, представляющие наибольший интерес для перспективных работодателей и значительный объем практических курсов;

- предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства;

- организация инновационно-образовательного процесса обеспечивает преподавателю академическую свободу: выбор методов и форм обучения, создание своих собственных методик и образовательных материалов, а студенту - выбор необходимых и интересных ему учебных курсов.

Современный университет является сложной социально-экономической системой, ведущей активную инновационную политику на рынке образовательных услуг, что предполагает и внедрение управленческих инноваций в самой структуре системы. Развитие научных подходов к проблемам внутривузовского управления на протяжении последних двух десятилетий показывает, что в настоящий момент необходимо акцентировать внимание на микроуровне анализа проблем управления, и на этой основе способствовать формированию эффективных организационно-финансовых отношений во внутривузов-ской среде. Эффективность экономического механизма деятельности вуза во многом определяется уровнем затрат, которые он несет в процессе осуществления образовательной услуги. Поэтому необходимо сосредоточить внимание на перестройке концепции управления затратами - она должна быть основана на смене парадигмы управления финансами вуза, выстраивании его на принципах рыночной эффективности, превращении их в фундамент обоснования ключевых решений.

В качестве действенного инструмента управления затратами вуза и повышения эффективности производства инновационно-образовательной услуги возможно применение реинжиниринга внутривузовских процессов и создания процессно-ориентированной системы управления затратами. На сегодняшний день в мировом менеджменте применение процессного подхода является одним из важнейших факторов успеха. Теории бизнес-процессного

управления и концепция бизнес-инжиниринга/реинжиниринга доказали свою высокую результативность на практике, популярность этих тем просматривается не только в кругах теоретиков: сегменты бизнес-процессного консалтинга достаточно уверенно сохраняют в последние годы лидирующие позиции (см., например [8, 9]). Рассмотрим, как эти идеи могут быть реализованы в практике вузовского управления затратами.

Следуя традиционному пониманию процесса как совокупности взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих входы в систему в выходы из нее, добавим, что результатом реализации этой совокупности всегда является материальный или нематериальный продукт. Исходя из этого, в деятельности вуза выделяются следующие процессы и входящие в них виды деятельности:

1. Образовательный:

- прием и зачисление абитуриентов;

- собственно учебный процесс;

- текущая проверка знаний;

- итоговая аттестация и выдача дипломов о высшем образовании.

2. Научно-исследовательский:

- заключение договоров/контрактов на проведение НИР, получение финансирования;

- материально-техническое и кадровое обеспечение;

- осуществление научных исследований;

- обеспечение признания научных результатов;

- коммерциализация результатов научных исследований.

3. Процесс управления вузом:

- административное управление и планирование;

- управление финансами;

- управление человеческими ресурсами;

- управление социальной сферой и материально-хозяйственным обеспечением.

Такая структура вполне соответствует организационно-функциональной модели организации. Однако с точки зрения разработки и реализации инновационно-образовательной услуги эта схема требует пересмотра. Учитывая характеристики и условия осуществления инновационно-образовательной деятельности, построим новую структуру образовательного процесса (см. рисунок). На входе в инновационно-образовательный процесс имеется совокупность ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных) и субъектов (абитуриенты с определенным уровнем подготовки и представлением о желаемом уровне и качестве образования, в некоторых случаях также предприятие-заказчик образовательной услуги), на выходе - инновационно-образовательная услуга, производство и потребление которой совпадают во времени, и овеществление происходит в форме диплома, выданного специалисту. Процесс состоит из различных видов деятельности, в процессе осуществления которых происходит потребление различных ресурсов. Структуру затрат на производство инновационно-образовательной услуги по определенной специальности обучения можно представить следующим образом (см. таблицу).

ЗАТРАТЫ

прямые

кол-во часов работы сотрудников;

текущие расходы; ^........

расходные материалы

кол-во часов работы сотрудников;

текущие расходы; <--------

расходные материалы

кол-во часов работы сотрудников;

текущие расходы; *4-------

расходные материалы

ВХОД

РЕСУРСЫ

материальные

финансовые

кадровые

информационные

ЦЕНТРЫ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

кол-во рекламных и профориентационных акций (различные виды рекламы, *4---работа по поддержке сайта, посещение школ и пр.)

кол-во заведенных личных дел; кол-во часов ^ работы сотрудников; текущие расходы; расходные материалы

кол-во учебных часов; кол-во м2 площадей; < работа оборудования; расходные материалы

кол-во учебных часов; кол-во студентов

кол-во часов работы сотрудников;

текущие расходы; ч--------

расходные материалы

кол-во часов работы сотрудников;

текущие расходы; <--------

расходные материалы

+ в каждом случае:

затраты на содержание

основных фондов;

затраты на коммунальные услуги

Маркетинговые исследования (анализ спроса/предложения, конкурентов, прогнозирование рынка)

Установление связей с бизнес-средой -будущими работодателями (в т.ч. прием ^ заказов на конкретную ИнОУ для целевых групп обучающихся)

Проектирование инновационно-образовательной услуги (учебные планы, образователь- с ные технологии, продукты и материалы)

РГЧ и рекламная деятельность (распространение инф-и об ИнОУ) и профориентационная работа с будущими студентами

Прием и зачисление абитуриентов

Инновационно-образовательный процесс и педагогическая поддержка студентов

Оценка качества подготовки студентов, текущая и финальная аттестация (выдача дипломов)

Самооценка качества инновационно-образовательной деятельности

Мониторинг выпускников (уровень трудоустройства, з/п, обратная связь с предприятиями-заказчиками)

Кафедра или -е управление маркетинга

Кафедра

Кафедра,

учебно-

методическое

управление

, Кафедра, управление маркетинга

Приемная

комиссия

Кафедра

Кафедра

Кафедра,

управление

контроля

качества

Кафедра

ВЫХОД: Инновационно-образовательная услуга Структура инновационно-образовательного процесса

В целях управления наибольшее значение приобретает классификация затрат, в частности деление на постоянные и переменные. При производстве образовательных услуг этот процесс имеет свою специфику. Например, заработная плата преподавателей может устанавливаться в виде почасовой оплаты, и объем ее будет колебаться в зависимости от проведенных учебных часов, тогда затраты на заработную плату будут переменными. Если заработная плата установлена в виде должностного оклада, то затраты становятся постоянными. В реальности часто бывает так, что преподаватели, имея постоянный оклад, занимаются и почасовой работой, таким образом, затраты на заработную плату приобретают смешанный харак-

тер постоянных и переменных. Заработная плата персонала в статьях 3 «Содержание деканатов» и 4 «Содержание кафедр» является постоянной составляющей затрат, в то время как остальные перечисленные величины - переменными. Статьи 5, 6, 7 и 8 являются постоянными затратами. Прямыми затратами являются затраты по статьям 1, 2, 5, 6, 7, косвенными - 3, 4. При разделении затрат на прямые и косвенные мы сталкиваемся с проблемой отнесения косвенных затрат на объекты калькулирования. Выбор способа распределения косвенных затрат определяет точность исчисления стоимостных параметров образовательных услуг. В качестве базы распределения исследователи предлагают использовать затраты труда, количество студентов, для коммунальных расходов количество кв.м площадей и т.д. Это помогает более точно рассчитывать себестоимость обучения студентов конкретной специальности и на основе ее устанавливать цену образовательной услуги.

Затраты на производство инновационно-образовательной услуги

Наименование затрат

1. Затраты на оплату труда преподавателей:

- заработная плата преподавателей за чтение лекций

- заработная плата преподавателей за индивидуальные занятия, консультации, контрольные, курсовые работы, дипломное проектирование и пр.

2. Отчисления на социальные нужды с фонда заработной платы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Содержание деканатов (з/п и отчисления, расходные материалы, текущие расходы, командировочные расходы)

4. Содержание кафедр (з/п вспомогательного персонала и отчисления с нее, расходные материалы, текущие расходы, командировочные расходы)

5. Затраты на содержание основных фондов, непосредственно использующихся в учебном процессе

6. Затраты на содержание оборудования и материалов, непосредственно использующихся в учебном процессе

7. Затраты на коммунальные услуги

I = производственная себестоимость

8. Общевузовские затраты:

- затраты по содержанию административно-управленческих служб:

• заработная плата персонала

• отчисления на социальные нужды с фонда заработной платы

• затраты на содержание соответствующих основных фондов

• затраты на коммунальные услуги

• налоги, сборы,отчисления

• прочие затраты

I = полная себестоимость

Управление затратами предполагает активные действия в местах их возникновения, которыми в данном случае являются кафедры и структурные подразделения, поэтому необходимо провести реорганизацию и с точки зрения управленческого процесса. К настоящему моменту стало ясно, что организационно-экономические структуры управления в вузах, традиционно предполагающие жесткую иерархию и централизацию, не позволяют своевременно реагировать на изменения внешней среды. Поддержка конкурентоспособности вуза требует сочетания двух факторов: высокого качества образовательных услуг и конкурентоспособной цены, т.е. стратегии предпринимательского управления, направленной на оптимизацию издержек и постоянное улучшение. Для этого требуется значительная перестройка организационной структуры на основе принципа децентрализации. Идее децентрализации в наибольшей степени соответствует

принцип управления по центрам ответственности, который предполагает предоставление оперативной и финансовой самостоятельности отдельным подразделениям, а за центральной администрацией остаются функции разработки стратегии развития и контроля.

При выделении центров ответственности внутри университета следует избегать распространенной ошибки - следования организационно-управленческой структуре. Оргструктура и финансово-экономическая структура функционально различаются. Организационная структура определяет порядок подчиненности подразделений, она складывается согласно традициям, поэтому с точки зрения бизнес-подхода организационные отношения часто искажают суть того, что происходит. Финансово-экономическая структура должна показывать, как формируется стоимость, отображать движение денежных потоков, логику формирования финансового результата. В данном случае четко просматривается, что ключевыми единицами финансово-экономической структуры вуза являются кафедры - потребители ресурсов, которые непосредственно участвуют в реализации бизнес-процессов, поэтому логично считать их центрами ответственности. Не вдаваясь глубоко в теорию центров ответственности, отметим, что основные типы - центры прибыли, центры затрат и центры инвестиций - в деятельности вуза не могут быть выделены в чистом виде. Выпускающая кафедра является одновременно центром затрат и центром прибыли, общеобразовательная кафедра - центром затрат, а поскольку эти кафедры часто являются и научно-исследовательскими единицами, то их деятельность приобретает черты центров инвестиций. Помимо кафедр, в роли центров финансовой ответственности могут выступать специализированные подразделения университета, выполняющие определенные виды деятельности, например, приемная комиссия, управление маркетинга и т.д. Дополним схему бизнес-процесса на рисунке ссылками на центры финансовой ответственности.

После установления структуры бизнес-процесса производства инновационнообразовательной услуги и определения этапов его прохождения по центрам ответственности, реализация конкретных мер по управлению затратами должна включать важнейший инструмент - бюджетирование. Процесс бюджетирования включает в себя составление бюджета, исполнение его, анализ исполнения плановых показателей и контроль отклонений. На уровне кафедры как центра ответственности возможно составление:

- операционного бюджета, или бюджета затрат, в котором кафедра составляет перечень предполагаемых расходов ресурсов в зависимости от носителей затрат по этапам реализации бизнес-процесса или календарным периодам;

- бюджета доходов и расходов на весь период осуществления образовательной услуги.

Далее на уровне факультета на основе бюджетов кафедр составляется бюджет движения денежных средств и управленческий баланс, и все бюджеты объединяются в единый консолидированный бюджет вуза. Установление структуры бюджетов дает возможность для развития в вузе системы контроллинга, которая включает осуществление функции контроля отклонений фактических показателей деятельности от плановых и подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений на основе анализа отклонений. В системе контроллинга реализуется интегрированный управленческий подход, который объединяет элементы планирования, реализации и контроля. Качественное и своевременное внедрение этого подхода помогает достижению общей цели финансового управления вуза - обеспечения успешного функционирования и развития в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Рассмотрев особенности управления затратами в инновационно-образовательной деятельности вуза, можно сделать следующие основные выводы:

- управление затратами становится наиболее актуальным при переходе вузов в ответ на требования рынка к инновационно-образовательной услуге и доминировании платных образовательных услуг;

- процесс инновационно-образовательной деятельности включает в себя несколько различных видов деятельности. В условиях ограниченности ресурсов необходимо четко представлять структуру затрат на осуществление каждого из них, так как это имеет прямое влияние на расчет себестоимости образовательной услуги и установление цены;

- существующие организационно-экономические структуры вузов требуют перестройки в соответствии с принципами децентрализации. В целях повышения эффективности финансово-экономического управления необходимо предоставление кафедрам полномочий центров финансовой ответственности, в частности центров затрат;

- бюджетирование кафедр как центров затрат может стать основой для построения эффективного процесса бюджетного управления и развития системы контроллинга на уровне всего вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балыхин Г. Финансирование высшего образования из негосударственных источников / Г. Балыхин, П. Романов // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 12-20.

2. Система финансирования образования. Анализ эффективности / под ред. С. А. Белякова. М.: Технопечать, 2004. 182 с.

3. Журавлев В. А. Университет и рынок (концепция «МЕГАВУЗ») / В. А. Журавлев // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 1 (29). С. 4-6.

4. Платонова Н.А. Маркетинговые подходы к изучению потребностей в товарах и услугах в вузах / Н.А. Платонова, И.В. Христофорова // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 5. http://dis.ru/ тагке/агЫу/2003/5/6.Ьш1.

5. Арзякова О.Н. Механизм управления внебюджетной деятельностью государственного вуза как делового предприятия / О.Н. Арзякова, А.М. Платонов // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 3 (14). С. 50-53.

6. Еникеева С.Д. Диверсификация источников финансирования высшего образования / С.Д. Еникеева // Актуальные экономические проблемы российской высшей школы: сб. науч. тр.; под ред. Е.Н. Жильцова и др. М.: МГУ, ТЕИС, 2005. С. 80-84.

7. Жиц Г.И. Инновационный потенциал высшей школы: монография / Г.И. Жиц. Саратов: СГТУ, 2001. 180 с.

8. Гончарук В. А. Реинжиниринг: бизнес-процессы или зоны ответственности? / В. А. Гончарук. Портал «Корпоративный менеджмент». http://www.cfin.ru/itm/bp_or_areas.shtm1. Обновлено: 26.09.2002.

9. Товстых Л.Е. От бизнес-реинжиниринга к новой концепции реформирования бизнеса / Л.Е. Товстых. Портал «Корпоративный менеджмент». http://www.cfin.ru/itm/bpr/

reform_business.shtm1. Обновлено: 15.11.2005.

Черчимцева Дарья Сергеевна -

соискатель кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 19.10.06, принята к опубликованию 14.11.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.