Научная статья на тему 'Бюджетирование в системе университетского финансового менеджмента'

Бюджетирование в системе университетского финансового менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование в системе университетского финансового менеджмента»

разования и перестройки работы всей образовательной системы. Прежде всего необходим перевод учреждений высшего образования на нормативный принцип финансирования. При определении себестоимости студенческого места окажется, что различные специалисты требуют различных затрат.

Но внедрение государственных именных финансовых обязательств, не сопровождающееся добавлением (в значительных объемах по сравнению с имеющимся) бюджетных ассигнований в высшую школу, не повлечет за собой серьезных каче-

ственных сдвигов в результатах ее деятельности. Правда, разработчики ГИФО предполагают его размеры ежегодно определять в законе о федеральном бюджете, исходя из объемов расходов бюджета, предусмотренных на высшее профессиональное образование, и расходы эти не должны быть меньше показателей предыдущего года. Но если сейчас высшим учебным заведениям выделяется в два-три раза меньше необходимых бюджетных расходов, то нет гарантии, что через ГИФО будут обеспечиваться финансовые потребности профессионального образования в полном объеме.

Д. А. Ендовицкий

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Динамичное развитие государственных вузов в условиях жесткой конкурентной среды и нарастающих негативных тенденций в демографической области формирует особые требования к университетскому финансовому менеджменту. Рациональное расходование ограниченных финансовых ресурсов должно осуществляться с учетом острой необходимости повышения инновационного потенциала и тесной увязки программ подготовки студентов с требованиями бизнеса к профессиональным компетенциям и личностным качествам выпускников (что, безусловно, отразится на величине расходов бюджетных и внебюджетных средств, связанных с реализацией основных образовательных программ на новом качественном уровне). Все это заставляет уделять особое внимание проблемам финансового планирования (стратегического, казначейского, сметного и пр.). Одним из обязательных элементов университетского финансового менеджмента является система бюджетирования деятельности вуза.

В результате внедрения этой системы можно: повысить финансовую устойчивость и эффективность и эффективность использования имеющихся в распоряжении университета активов (материальных и нематериальных ресурсов, финансовых и нефинансовых активов); повысить обоснованность выделения финансовых ресурсов по от-

дельным направлениям образовательной и научной деятельности университета, видам контрактов (договоров); предотвратить дефицит денежных средств (перерасход средств) по структурным подразделениям и в университете в целом; осуществлять контроль законности и экономической эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности; определить наиболее эффективные направления деятельности университета; усилить мотивацию руководителей и работников структурных подразделений университета к повышению качества образования и результативности научной деятельности, повышению ответственности за связанные с этим доходы и расходы; обучить руководителей и работников структурных подразделений университета, чья деятельность связана с управлением активами вуза, основам финансового планирования и экономического анализа, лучшему сопоставлению доходов и расходов, связанных с хозяйственной деятельностью их подразделений; сбалансировать интересы отдельного структурного подразделения с целевыми установками университета в целом.

Для того чтобы раскрыть организационный механизм бюджетирования деятельности государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (в нашем случае - классического университета), необходимо дать определения основным понятиям.

Бюджет - это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности университета, его структурных подразделений и прочих центров финансовой ответственности на конкретный период, в котором определены вероятные доходы и расходы, источники финансирования, условия поступления денежных средств, порядок расходования поступивших денежных средств по видам деятельности. Бюджеты разрабатываются для университета в целом, а также для центров финансовой ответственности, отдельных научных и образовательных проектов.

Центром финансовой ответственности (ЦФО) является любое структурное подразделение университета (факультет, институт и пр.), которое имеет обособленный в финансовом, организационном (юридическом) или хозяйственном (по отраслевой специализации в профессиональном образовании, виду научных работ) отношении вид деятельности, в состоянии контролировать доходы и расходы от осуществления этой деятельности, чье руководство имеет право принимать решения по оперативным вопросам и несет ответственность за полученные финансовые результаты.

В рамках Воронежского государственного университета (ВГУ) к ЦФО могут быть отнесены:

- линейные структурные подразделения (факультеты, технопарк, инновационный центр, бизнес-школа, институт повышения квалификации, курсы, библиотека, Веневитиново, заповедник «Галичья Гора», МРЦПК, ботанический сад, бизнес-центр и пр.);

- филиалы и представительства университета;

- обслуживающие структурные подразделения (гараж, интернет-центр, издательско-полиграфический центр, центр компьютерных технологий, общежития и пр.);

- отдельные фонды средств, образованные из бюджетных и внебюджетных источников для финансирования образовательных, научных, издательских программ («Университетский учебник», «Совет молодых ученых», «Беспроцентные ссуды сотрудникам университета» и пр.).

Система финансового планирования для университета разрабатывается на четырех уровнях. Основополагающие параметры деятельности университета, закладываемые в процессе финансового планирования, определяются миссией университета и стратегическим планом развития (долгосрочный горизонт планирования).

Остальные бюджеты и сметы разрабатываются как документы оперативного и тактического уровней для реализации стратегических целей, стоящих перед университетом. Бюджеты и сметы всех уровней четко согласуются между собой, закладываемые в них показатели должны быть реально достижимыми и обоснованными.

Уровень 1. Документы стратегического развития университета:

1.1. Миссия Воронежского государственного университета (http://www. vsu.ru/strateg/ mission.html).

1.2. Стратегический план развития университета до 2010г. (http://www.tgm.vsu.ru/utv-plan).

1.3. Анализ сильных и слабых сторон В ГУ (http://www.vsu .ru/strateg/plus-minus, Ыт).

Уровень 2. Сводные сметы университета (определяются Федеральным агентством по образованию и контролируются Управлением Федерального казначейства):

2.1. Смета доходов и расходов федерального бюджета в разрезе предметных статей на 200_ г. (утверждается Федеральным агентством по образованию в конце декабря на следующий год). Лимиты бюджетных обязательств.

2.2. Расходное расписание бюджетных средств (поступает ежемесячно из Управления Федерального казначейства).

2.3. Смета доходов и расходов по предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход (представляется в Управление Федерального казначейства к 1-10 января).

2.4. Смета доходов и расходов федерального бюджета (средств, поступающих в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям) в разрезе предметных статей.

Уровень 3. Главный бюджет университета, структурируется по следующим разделам (на календарный год):

3.1. Доход за основные образовательные услуги (внебюджетный источник финансирования -по факультетам и формам обучения с указанием контингента и стоимости обучения).

3.2. Доходная часть бюджета из всех источников финансирования (бюджетные средства; общеуниверситетские средства; средства структурных подразделений).

3.3. Расходная часть госбюджетного и внебюджетного финансирования по заработной плате.

3.4. Расходы университета по структурным подразделениям.

3.5. Расходы по статьям.

Уровень 4. Бюджеты ЦФО, консолидированные в составе главного бюджета:

4.1. Бюджет центра финансовой ответственности (филиала, факультетов, курсов и пр.) на учебный и календарный год.

4.2. Помесячный бюджет (календарный план) филиала и факультетов университета на учебный год.

Отдельное внимание следует обращать на соблюдение установленного порядка (принятой в университете методики) формирования бюджетов факультетов (третий уровень). Финансовая модель движения средств факультетов представлена на рис. 1.

Для того чтобы понять финансовый механизм формирования средств, находящихся в распоряжении факультетов, необходимо дать пояснения к отдельным показателям. Отчисления в общеуниверситетский фонд для биолого-почвенного, геологического, физического, филологического и химического факультетов составляют 20% от поступивших за образовательные услуги средств, для остальных факультетов - 40%. Отчисления в «страховой фонд» зависят от наличия остатка (перерасхода) средств факультета за предыдущий учебный год. Ставка составляет 3% для факультетов-долж-ников (с перерасходом средств), для остальных факультетов - 2%. Средства «страхового фонда» возвращаются на субсчет факультета при исполнении утвержденного бюджета без превышения расходов над доходами по итогам учебного года и

БЮДЖЕТ ФАКУЛЬТЕТА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Единый внебюджетный фонд оплаты труда ППС и УВП (фонды кафедр) Фонд декана Единый социальный налог (26,2%) Капитальные затраты (приобретение оборудования, капитальное строительство и ремонт); приобретение предметов снабжения и расходных материалов; оплата услуг связи, командировочные расходы и др.

Средства, находящиеся в распоряжении факультета ВГУ (только по внебюджетным источникам финансирования)

(=)

Поступление средств

1. Доход от оказания платных образовательных услуг (+)

2. Прочие доходы

3. Остаток средств факультета за предыдущий учебный год (+)

4. Восстановленный «страховой фонд» факультета (+)

(-)

Отчисления

1. Отчисления в общеуниверситетский фонд (-)

2. Отчисления в «страховой фонд» факультета (-)

3. Перерасход средств факультета за предыдущий год (-)

Рис. 1. Порядок формирования средств факультета (четвертый уровень финансового планирования в университете)

включаются в доходную часть бюджета. В случае перерасхода средства «страхового фонда» на субсчете факультета не восстанавливаются, а передаются в общеуниверситетский фонд.

Из средств факультета формируется единый внебюджетный фонд оплаты труда (ЕВФОТ) профессорско-преподавательского состава и учебновспомогательного персонала (этими деньгами распоряжаются кафедры). Расчет ЕВФОТ ППС осуществляется планово-финансовым управлением на основании учебных планов факультетов и устанавливаемой приказом ректора расчетной ставки почасовой оплаты труда. ЕВФОТ учебно-вспомогательного персонала составляет 10% от ЕВФОТ постоянного преподавательского состава (ППС).

Из внебюджетных средств факультета выделяется фонд декана, средства которого расходуются строго по целевому назначению на реализацию программ социальной поддержки и стиму-

лирования персонала (стимулирующие и компенсационные выплаты, а также льготы и надбавки). Величина фонда декана составляет в пределах от 5 до 15% от средств факультета.

Пример календарного плана доходов и расходов факультета представлен в табл. 1.

Координация работы различных учетно-финансовых служб по университету в целом и по комплексу в частности мероприятий в процессе бюджетирования осуществляется проректором по экономическому развитию и инновациям. Согласно должностной инструкции этот проректор:

- координирует и контролирует экономическую деятельность структурных подразделений, департаментов, управлений и служб университета;

- содействует развитию финансового обеспечения образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности ВГУ;

Таблица 1

№ Наименование статей

1 Остаток/перерасход средств на 01.09.2007 (+, -)

2 Доходы всего (стр. 2.1 + стр. 2,2 + стр. 2.3)

2.1 Поступления средств от реализации основных и дополнительных образовательных программ [+]

2.2 Прочие доходы (+)

3 Расходы всего [стр. 3.1 + ... + стр. 3.21 ]

3.1 Отчисления в общеуниверситетский фонд [40% от стр. 2]

3.2 Прочие отчисления [ % от стр. 2]

3.3 Заработная плата ППС

3.4 Заработная плата учебно-вспомогательного персонала

3.5 Заработная плата административно-управленческого персонала

3.6 Заработная плата обслуживающего персонала

3.7 Прочие виды вознаграждения

3.8 Начисления на заработную плату и прочие виды вознаграждения [26,2% суммы стр. 3.3-3.7]

3.9 Сумма средств, передаваемая в рамках взаиморасчетов другим факультетам

3.10 Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

3.11 Расходы на молоко и другие выплаты компенсационного характера

3.12 Командировки и служебные разъезды

3.13 Оплата транспортных услуг

3.14 Оплата услуг связи

3.15 Оплата коммунальных услуг

3.16 Прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг

3.17 Расходы на производственную практику

3.18 Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

3.19 Капитальное строительство

3.20 Капитальный ремонт

3.21 Возврат кредита за компьютерное и научное оборудование

4 Остаток [+]/перерасходе -] средств на 01.10,2007 [стр. 1 +стр. 2-стр.3)

- формирует организационно-экономический и правовой механизм осуществления инноваций в университете (существенных изменений форм деятельности и методов университетского менеджмента, направленных на повышение качества высшего и дополнительного образования, получение ощутимых результатов в приоритетных направлениях развития науки и техники, рост эффективности использования материальных и финансовых ресурсов вуза);

- проводит внутренний аудит финансовых результатов деятельности бизнесцентра, бизнес-инкубаторов, технопарков и инновационных проектов университета;

- обеспечивает взаимодействие между ВГУ и органами государственного финансового, налогового и казначейского контроля, коммерческими банками и прочими финансовыми институтами;

- организует процесс бюджетирования (сметного планирования) деятельности университета. Контролирует выполнение календарного плана доходов и расходов всех структурных подразделений ВГУ Утверждает сметы и бюджеты. Разрабатывает организационный механизм сметного контроля выполнения основных параметров бюджета ВГУ. Организует работу бюджетной комиссии ВГУ;

- участвует в разработке учетной политики университета, содействует внедрению современных методов сбора и обработки финансово-экономической информации. Способствует повышению квалификации работников бухгалтерии и планово-финансового управления. Осуществляет внутренний контроль за достоверностью данных в бухгалтерской отчетности ВГУ;

-контролирует эффективность и целевое использование факультетами и общеуниверситетскими подразделениями бюджетных и внебюджетных средств;

- координирует работы по выполнению логистических задач (материально-техническое снабжение, приобретение оборудования и предметов длительного пользования; организация конкурсов по государственным контрактам и пр.);

- координирует финансово-экономические аспекты международной деятельности университета в области образования и научных исследований. Участвует в подготовке проектов международных договоров с зарубежными организациями, научными центрами и общественными фондами;

- организует научно-практические конференции по проблемам университетского менеджмента. Осуществляет мероприятия по активиза-

ции/усилению интеграционных процессов между ВГУ и бизнес-сообществом;

- координирует рекламную деятельность университета, содействует формированию положительного общественного мнения о ВГУ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- контролирует экономическую эффективность и законность операций с земельными участками ВГУ, осуществляет предварительный и последующий финансовый аудит объектов капитального строительства, капитального ремонта, текущего ремонта и реконструкции;

- участвует в формировании политики университета в области вознаграждения сотрудников. Содействует финансированию мероприятий по социальной работе среди сотрудников и обучающихся в университете.

Общая схема финансового управления представлена на рис. 2. Высшим органом управления в университете является Ученый совет (в нем формируется Бюджетная комиссия, осуществляющая экспертизу стратегических управленческих решений, бюджетов и программ развития).

Ректор осуществляет общее руководство всеми видами деятельности университета. Через положения должностной инструкции он делегирует часть прав и возлагает обязанности по реализации организационной, административной, координационной, аналитической и контрольной функций в сфере университетского финансового менеджмента на проректора по экономическому развитию и инновациям. Этот проректор координирует и контролирует работу Планово-финансового управления и бухгалтерии. Особое значение в университетском финансовом менеджменте отводится Службе внутреннего финансового аудита.

Для организации процесса бюджетирования необходимо придерживаться определенного регламента. Основными принципами бюджетного регламента являются:

- скользящий график разработки и исполнения бюджета, предполагающий постоянную корректировку бюджетных параметров финансовоэкономической деятельности ВГУ, отдельных его структурных подразделений и филиалов по мере окончания каждого периода;

- соблюдение графика проведения итогового контроля за исполнением бюджета (анализ отчетных форм);

- консолидация функциональных бюджетов структурных подразделений (филиалов, институтов, факультетов) в главный бюджет университета;

Рис. 2. Организационная структура университетского финансового менеджмента

- наличие двух бюджетных периодов: учебный год и календарный год (в этой связи существует проблема корректировок данных бюджетов факультетов за учебный год в процессе их консолидации в составе Главного бюджета, формируемого на календарный год).

Разрабатываются: календарный (помесячный) план доходов и расходов структурных подразделений (филиалов) на учебный год, функциональные годовые бюджеты структурных подразделений, сводный (Главный) бюджет ВГУ Последовательность (этапы) бюджетирования представлена в табл.2.

Таблица 2

Порядок разработки, исполнения бюджетов и мониторинга выполнения плановых показателей

Период Вид работ Исполнитель Координатор

1 2 3 4

До 20 сентября Определение величины ЕВФОТ по структурным подразделениям Планово- финансовое управление Начальник ПФУ

До 1 октября Разработка календарных помесячных планов структурных подразделений (филиалов) Руководители структурных подразделений (деканы, директора филиалов, руководители ЦФО) Начальник ПФУ

До 5 октября Сведение помесячного календарного помесячного плана доходов и расходов структурного подразделения в годовой бюджет Руководители структурных подразделений (деканы, директора филиалов, руководители прочих центров финансовой ответственности) Начальник ПФУ

С 15 октября по 20 октября Предварительная экспертиза календарного помесячного плана и годового бюджета доходов и расходов структурного подразделения в Бюджетной комиссии Ученого совета ВГУ Руководители структурных подразделений (деканы, директора филиалов, руководители прочих центров финансовой ответственности) Проректор по экономическому развитию и инновациям

С 20 октября по 1 ноября Утверждение календарных помесячных планов и годового бюджета на ученых советах факультетов (филиалов) Руководители структурных подразделений (деканы, директора филиалов, руководители прочих центров финансовой ответственности) Начальник ПФУ

С 20 октября по 1 ноября Утверждение календарных помесячных планов и годового бюджета прочих центров финансовой ответственности на заседании Бюджетной комиссии Руководители структурных подразделений (деканы, директора филиалов, руководители прочих центров финансовой ответственности) Проректор по экономическому развитию и инновациям

Пр одолжен ие табл. 2

1 2 3 4

С 10 ноября по 20 ноября Согласование параметров бюджета ВГУ с проректорами и профсоюзным комитетом Проректор по экономическому развитию и инновациям Ректор ВГУ

С 20 ноября по 1 декабря Представление проекта годового бюджета ВГУ на заседании Ученого совета (утверждение проекта бюджета ВГУ в первом чтении) Проректор по экономическому развитию и инновациям Ректор ВГУ

До 15 декабря Систематизация замечаний к проекту бюджета и проведение заседания Бюджетной комиссии Ученого совета ВГУ Проректор по экономическому развитию и инновациям Ректор ВГУ

С 20 декабря по 30 декабря Представление проектагодового бюджета ВГУ на заседании Ученого совета (окончательное утверждение бюджета ВГУ) Проректор по экономическому развитию и инновациям Ректор ВГУ

С 1 февраля по 15 февраля Подготовка отчета о выполнении годового бюджета ВГУ за предыдущий период Главный бухгалтер и начальник плановофинансового управления Проректор по экономическому развитию и инновациям

С 15 февраля по 15 марта Проведение мониторинга конкурентной среды и оценка ценовой ниши Деканы факультетов Проректор по экономическому развитию и инновациям

20 марта Представление Бюджетной комиссии Ученого совета ВГУ предложений деканов по стоимости обучения студентов-договорников Деканы факультетов Проректор по экономическому развитию и инновациям

Апрель Проведение интенсивной рекламной кампании и Дня открытых дверей ВГУ (с установленными ценовыми параметрами обучения студентов-договорников) Деканы факультетов Проректор по экономическому развитию и инновациям

Август Определение расчетной ставки оплаты труда для формирования ЕВФОТ ППС и УВП Проректор по экономическому развитию и инновациям Ректор ВГУ

Окончание табл. 2

1 2 3 4

Август Внесение корректировок в Г лавный бюджет ВГУ исходя из результатов приемной кампании (планируемых доходов от оказания платных образовательных услуг) Проректор по экономическому развитию и инновациям Ректор ВГУ

Важное значение в процессе обоснования доходной части бюджета университета имеет выбор оптимальных параметров ценовой политики. Каждый факультет исходя из уровня конкурентной среды в своем сегменте рынка, спроса на образовательные услуги, инновационности и качества своих образовательных программ, а также наличия конкурентных преимуществ в материально-техническом и кадровом обеспечении учебного процесса устанавливает свои индивидуальные расценки за обучение внебюджетных студентов. Деканы факультетов подают проректору по экономическому развитию и инновациям ходатайство по расценкам за обучение на следующий учебный год, которое санкционируется/отклоняется на заседании Бюджетной комиссии Ученого совета ВГУ В результате одобрения этих ходатайств Бюджетной комиссией приказом ректора официально устанавливается стоимость обучения одного студента. Эта информация обобщается в специальной аналитической таблице (см. табл. 3), где по каждому факультету сравнивается планируемый доход за следующий год с предыдущим

периодом, выявленная динамика изменения дохода сравнивается с темпом роста потребительских цен на образовательные услуги (по сегменту высшего образования).

Данные таблицы 3 позволяют выявить факультеты-доноры и дотационные структурные подразделения. Более углубленный анализ позволяет по каждому факультету выявить наиболее значимые факторы, оказавшие влияние на доходы: ценовые параметры или количество внебюджетных студентов. Данная таблица служит источником информации для заполнения раздела «Доход за основные образовательные услуги» Главного бюджета университета.

На следующем этапе составляется сводная аналитическая таблица, обобщающая информацию раздела «Доходная часть бюджета из всех источников финансирования» (см. табл. 4). В ней все источники финансирования подразделены на 5 укрупненных центров доходов: внебюджетные доходы от реализации основных и дополнительных образовательных программ; доходы от научно-исследовательской деятельности; средства госбюджета; доходы от

Таблица 3

Планируемый доход за основные образовательные услуги1

Факультет Планируемый доход, тыс.руб. Темп роста/ снижения, % (гр. 2/ гр. 1) *100 Темп роста потребительских цен на образовательные услуги (прогноз), % Реальный прирост (гр.3 - гр.4), %

За 2006 г. За 2007 г.

А 1 2 3 4 5

1. Биолого-почвенный 4113,0 2986,5 72,6 111,0 -

2. Географии и геоэкологии 7160,1 6926,0 96,7 111,0 -

3. Геоэкологический 4329,9 3733,5 86,2 111,0 -

4. Исторический 7541,4 7249,0 96,1 111,0 -

5. Математический 6861,1 4969,0 72,4 111,0 -

6. ПММ 10583,2 11452,6 108,2 111,0 -

7. РГФ 22917,5 22726,5 99,2 111,0 -

8. Физический 3376,2 3202,2 94,9 111,0 -

9. Филологический 4301,8 4792,2 111,4 111,0 +0,4

‘Цифровые данные представлены на условном примере

Таблица 4

Доходная часть из всех источников финансирования

Источник финансирования/ центр генерирования дохода Планируемый доход, тыс. руб. Темп роста/ снижения, % (гр. 2/ гр. 1) х 100 Темп роста потребительских цен на образовательные услуги(прогноз), % Реальный прирост (гр. 3 - гр. 4), %

за 2006 г. за 2007 г.

1. Внебюджетные доходы от реализации образовательных программ доля от всех доходов университета 340 383,3 50,4% 349 146,8 38,2% 102,6 111,0

1.1. Доходы от реализации основных образовательных программ [все факультеты + ИМО + Бизнес-Школа] 288 977,4 293 858,7 101,7 111,0

1.2, Доходы от реализации неосновных образовательных программ (курсы повышения квалификации, учебный центр «Сименс» и пр.] 18 592,2 19 094,4 102,7 111,0

1.3. Доходы от работы филиалов 32 813,7 36 193,7 110,3 111,0 -

2. Доходы от научноисследовательской деятельности [аспирантура, ЕЗН параграф 53, РФФИ, гранты, хоздоговоры и пр.) доля от всех доходов университета 56 704,0 8,4% 83 817,7 9,2% 147,8 111,0 + 36,8

3. Госбюджет 47 доля от всех доходов университета 237612,7 35,2% 439 209,4 48,1% 184,8 111,0 -73,8

4. Доходы от издательско-полиграфической деятельности доля от всех доходов университета 14 020,0 2,1% 11 009,8 1,2% 78,5 111,0

5. Прочие источники поступления средств -доходы за предоставленные услуги [аренда, Веневитинове общежитие, интернет-центр, депозит, АХЧ, гараж, библиотека, РЦМАДС и пр.] доля от всех доходов университета 26 489,0 3,9% 29 808,6 3,3% 112,5 111,0 + 1,5

Итого доход ВГУ 675 209,7 912 992,3 135,2 111,0 + 24,2

Цифровые данные представлены на условном примере.

издательско-полиграфической деятельности; прочие источники поступления средств. Такое подразделение показывает вклад в общий доход по каждому направлению деятельности университета, стимулирует соответствующих проректоров и руководителей структурных подразделений к усилению работы по привлечению средств из различных источников финансирования.

Предварительная информация для раздела «Расходная часть госбюджетного и внебюджетного финансирования по заработной плате» Главного бюджета университета обобщается в таблице 5. В этой аналитической таблице по каждой категории персонала (профессорско-преподавательский состав; административно-управленческий персонал; учебно-вспомогательный персонал; обслуживающий персонал) определяются величина и доля заработной платы за счет госбюджетных и внебюджетных средств, а также рассчитывается среднемесячная заработная плата. По данным показателям определяется динамика изменения за период и сравнивается с темпом роста потребительских цен. Эта информация очень востребована представителями профсоюзных комитетов университета, показывает реальные изменения в уровне вознаграждения сотрудников и усилия менеджмента университета по повышению заработной платы наиболее незащищенных категорий персонала.

Завершающим этапом оперативного финансового планирования деятельности университета является итоговый контроль исполнения бюджета. Контроль целесообразно проводить по доходной и расходной частям бюджета в постатейном разрезе для каждого центра финансовой ответственности. Отчеты о выполнении бюджетов структурных подразделений (институтов, филиалов, факультетов и пр.) передаются для анализа в Службу внутреннего финансового аудита. Результатом контрольных процедур должен стать комплекс мероприятий, направленных на устранение негативных тенденций в развитии каждого структурного подразделения, перечень виновных лиц (с предложениями по устранению выявленных нарушений) и факторов, оказавших наиболее существенное влияние на финансовое положение вуза.

Анализ исполнения бюджета в целом по университету следует проводить по 4 направлениям: группе статей социального блока; группе статей инновационного и технического развития; группе статей коммуникации и мобильности сотрудников; группе статей прочих текущих расходов. Пример заключительной части анализа исполнения бюджета ВГУ за 2006 г. представлен ниже.

В результате целенаправленных мероприятий по привлечению средств из различных источников финансирования в 2006г. доходная часть

Таблица 5

Структура расходной части госбюджетного и внебюджетного финансирования по заработной плате1

Расходование средств на вознаграждение по категориям персонала Планируемый расход, тыс. руб. Темп роста, % (гр. 2/ гр. 1) х 100 Темп роста потребительских цен, % Реальный прирост (гр. 3 - гр. 4),

за 2006 г. за 2007 г. %

1. Заработная плата ППС 140 117,4 202 717,4 144,7 112,0 + 32,7

1 доля от всей з/п по университету 73,1% 72,7% - - -

- за счет средств госбюджета 60 117,9 11 6 200,6 193,3 112,0 + 81,3

1 доля от всей з/п ППС 42,9% 57,3% - - -

- за счет внебюджетных 79 999,5 86 516,8 108,2 112,0 -

средств 1 доля от всей з/п ППС 57,1% 42,7% - - -

1.1. Среднемесячная заработная плата ППС из всех источников 7,95 12,2 153,5 112,0 + 41,5

2. Заработная плата УВП 27 907,2 1 32 473,8 116,4 112,0 + 4,4

доля 1 от всей з/п по университету 4,6% 11,6% - - -

Цифровые данные представлены на условном примере.

бюджета по сравнению с плановыми параметрами была увеличена на 28,6% (+ 190,8 млн руб.). Это позволило увеличить расходы университета по сравнению с плановыми показателями на 22,2% (+ 148,1 млн руб.). При этом университет располагал на 01.01.2007 неизрасходованными 42,7 млн руб. Фактические расходы ВГУ в 2006 г. за счет средств внебюджетных источников финансирования по сравнению с аналогичным показателем за 2005г. увеличились на 11,2% (что в абсолютном выражении составило + 45,2 млн руб.).

По группе статей социального блока (заработная плата, стипендия, дотация) расходы университета в целом увеличились на 18,7% (+ 76,2 млн руб.). Причем превышение расходов по социальным статьям по сравнению с плановыми показателями в разрезе источников финансирования выглядит следующим образом: за счет средств госбюджета на + 28,5%; за счет общеуниверситетских средств на + 32,7%; за счет внебюджетных средств структурных подразделений на + 2,8%.

По отношению к фактическим расходам 2005 г. величина расходов по социальным статьям в отчетном периоде увеличилась на 23,1 % (+ 90,7 млн руб.). Если сравнивать динамику роста социальных статей с региональным индексом цен (уровнем инфляции), это существенно большее увеличение. Степень социальной защищенности сотрудников университета значительно выросла.

По группе статей инновационного и технического развития (приобретение оборудова-

ния и предметов длительного пользования, капитальное строительство, капитальный ремонт) бюджет ВГУ за 2006г. перевыполнен на 32,9% (+ 34,8 млн руб.). Незапланированные капитальные расходы на новое строительство за счет средств госбюджета были профинансированы на 28,0 млн руб., что позволило сэкономить 18,5 млн руб. общеуниверситетских средств и направить их на финансирование мероприятий по капитальному ремонту.

По группе статей коммуникации и мобильности сотрудников ВГУ (командировочные и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, расходы на каналы Интернета) бюджет ВГУ за 2006г. выполнен на 114,8% (прирост расходов составил + 4,2 млн руб.).

По группе статей текущих расходов (оплата коммунальных услуг, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг) бюджет ВГУ за 2006г. выполнен на 140,0% (прирост расходов составил + 45,4%).

Важным результативным экономическим показателем деятельности вуза является динамика роста имущества (на 01.01.2006 величина нефинансовых активов - 401,7 млн руб.; на 01.01.2007 величина нефинансовых активов - 732,3 млн руб.). Темп роста величины нефинансовых активов ВГУ, равный 182,3%, свидетельствует об успешном развитии крупнейшего вуза Черноземья, эффективных управленческих решениях по укреплению материально-технической базы университета.

ВЫШЛИ В СВЕТ:

Глазачев С. И., Круглое Ю. Г., Легостаев И. И. Перспективы российского образования // Наука и образование в интересах устойчивого развития. М. 2006. С. 200-207.

Одной из основных задач системы образования в наступающему столетии в нашем государстве может быть содействие становлению в нем полноценного гражданского общества -общества равных возможностей, политических и экономических свобод. Образование призвано уравновесить нарастающее неравенство людей, именно оно может и должно противопоставить неравенству обстоятельств равенство стартовых возможностей вступающих в самостоятельную жизнь представителей подрастающего поколения. В ином случае нас ждет не просто обострение социальных противоречий, государство уже далеко зашло по пути фрагментации общества, оно распадается на множество противоборствующих политических, национальных, территориальных, профессиональных, конфессиональных сообществ, групп и кланов. Эту реально действующую тенденцию необходимо уравновесить и повернуть вспять путем обеспечения качественного образования для всех. Вот почему в первое десятилетие нового века нам необходимо самое пристальное внимание уделить укреплению единого образовательного пространства России как среды формирования гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.