Научная статья на тему 'Бюджетирование в системе университетского финансового менеджмента'

Бюджетирование в системе университетского финансового менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ендовицкий Д.А.

Динамичное развитие государственных вузов в условиях жесткой конкурентной среды и нарастающих негативных тенденций в демографической области формирует особые требования к университетскому финансовому менеджменту. Рациональное расходование ограниченных финансовых ресурсов должно осуществляться с учетом острой необходимости повышения инновационного потенциала и тесной увязки программ подготовки студентов с требованиями бизнеса к профессиональным компетенциям и личностным качествам выпускников (что, безусловно, отразится на величине расходов бюджетных и внебюджетных средств, связанных с реализацией основных образовательных программ на новом качественном уровне). Все это заставляет уделять особое внимание проблемам финансового планирования (стратегического, казначейского, сметного и пр.). Одним из обязательных элементов университетского финансового менеджмента является система бюджетирования деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование в системе университетского финансового менеджмента»

Бюджетирование

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ

УНИВЕРСИТЕТСКОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

ДА. ЕНДОВицШй, проректор по экономическому развитию и инновациям Воронежского госуниверситета, доктор экономических наук, профессор

Динамичное развитие государственных вузов в условиях жесткой конкурентной среды и нарастающих негативных тенденций в демографической области формирует особые требования к университетскому финансовому менеджменту. Рациональное расходование ограниченных финансовых ресурсов должно осуществляться с учетом острой необходимости повышения инновационного потенциала и тесной увязки программ подготовки студентов с требованиями бизнеса к профессиональным компетенциям и личностным качествам выпускников (что, безусловно, отразится на величине расходов бюджетных и внебюджетных средств, связанных с реализацией основных образовательных программ на новом качественном уровне). Все это заставляет уделять особое внимание проблемам финансового планирования (стратегического, казначейского, сметного и пр.). Одним из обязательных элементов университетского финансового менеджмента является система бюджетирования деятельности вуза.

В результате внедрения этой системы можно: повысить финансовую устойчивость и эффективность использования имеющихся в распоряжении университета активов (материальных и нематериальных ресурсов, финансовых и нефинансовых активов); повысить обоснованность выделения финансовых ресурсов по отдельным направлениям образовательной и научной деятельности университета, видам контрактов (договоров); предотвратить дефицит денежных средств (перерасхода средств) по структурным подразделениям и в университете в целом; осуществлять контроль за законностью и экономической эффективностью отдельных видов хозяйственной деятельности; определить наиболее эффективные направления деятельности университета; усилить мотивацию

руководителей и работников структурных подразделений университета к повышению качества образования и результативности научной деятельности, повышению ответственности за связанные с этим доходы и расходы; обучить руководителей и работников структурных подразделений университета, чья деятельность связана с управлением активами вуза, основам финансового планирования и экономического анализа, лучшему сопоставлению доходов и расходов, связанных с хозяйственной деятельностью их подразделений; сбалансировать интересы отдельного структурного подразделения с целевыми установками университета в целом.

Для того чтобы раскрыть организационный механизм бюджетирования деятельности государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (в нашем случае — классического университета), необходимо дать определения основным понятиям.

Бюджет — это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности университета, его структурных подразделений и прочих центров финансовой ответственности на конкретный период, в котором определены вероятные доходы и расходы, источники финансирования, условия поступления денежных средств, порядок расходования поступивших денежных средств по видам деятельности. Бюджеты разрабатываются для университета в целом, а также для центров финансовой ответственности, отдельных научных и образовательных проектов.

Центром финансовой ответственности (ЦФО) является любое структурное подразделение университета (факультет, институт и пр.), которое имеет обособленный в финансовом, организационном (юридическом) или хозяйственном (по отраслевой специализации в профессиональном образовании,

виду научных работ) отношении вид деятельности, в состоянии контролировать доходы и расходы от осуществления этой деятельности, чье руководство имеет право принимать решения по оперативным вопросам и несет ответственность за полученные финансовые результаты.

В рамках Воронежского госуниверситета к ЦФО могут быть отнесены:

— линейные структурные подразделения (факультеты, технопарк, инновационный центр, бизнес-школа, институт повышения квалификации, курсы, библиотека, веневитиново, заповедник «Галичья Гора», МРЦПК, Ботанический сад, Бизнес-центр и пр.);

— филиалы и представительства университета;

— обслуживающие структурные подразделения (гараж, Интернет-центр, издательско-полиграфи-ческий центр, центр компьютерных технологий, общежития и пр.);

— отдельные фонды средств, образованные из бюджетных и внебюджетных источников для финансирования образовательных, научных, издательских программ («Университетский учебник», «Совет молодых ученых», «Беспроцентные ссуды сотрудникам университета» и пр.).

Система финансового планирования для университета разрабатывается в четырех уровнях. Основополагающие параметры деятельности университета, закладываемые в процессе финансового планирования, определяются миссией университета и стратегическим планом развития (долгосрочный горизонт планирования). Остальные бюджеты и сметы разрабатываются как документы оперативного и тактического уровней для реализации стратегических целей, стоящих перед университетом. Бюджеты и сметы всех уровней четко согласуются между собой, закладываемые в них показатели должны быть реально достижимыми и обоснованными.

Уровень 1. Документы стратегического развития университета:

1.1. Миссия Воронежского государственного университета

(http://www. vsu. ra/strateg/mission. html).

1.2. Стратегический план развития университета

до 2010 г.

(http://www. tqm. vsu. ra/utv-plan).

1.3. Анализ сильных и слабых сторон ВГУ

(http://www. vsu. ru/strateg/plus-minus. htm).

Уровень 2. Сводные сметы университета (определяются Федеральным агентством по образованию и контролируются Управлением федерального казначейства):

2.1. Смета доходов и расходов федерального бюджета в разрезе предметных статей на 200_ г. (утверждается Федеральным агентством по образованию в конце декабря на следующий год). Лимиты бюджетных обязательств.

2.2. Расходное расписание бюджетных средств (поступает ежемесячно из Управления федерального казначейства).

2.3. Смета доходов и расходов по предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход (представляется в Управление федерального казначейства к 1 — 10 января).

2.4. Смета доходов и расходов федерального бюджета (средств, поступающих в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, и переданных в оперативное управление бюджетным учреждениям) в разрезе предметных статей. Уровень 3. Главный бюджет университета,

структурируется по следующим разделам (на календарный год):

3.1. Доход за основные образовательные услуги (внебюджетный источник финансирования — по факультетам и формам обучения с указанием контингента и стоимости обучения).

3.2. Доходная часть бюджета из всех источников финансирования (бюджетные средства; общеуниверситетские средства; средства структурных подразделений).

3.3. Расходная часть госбюджетного и внебюджетного финансирования по заработной плате.

3.4. Расходы университета по структурным подразделениям.

3.5. Расходы по статьям.

Уровень 4. Бюджеты ЦФО, консолидированные в составе главного бюджета:

4.1. Бюджет центра финансовой ответственности (филиала, факультетов, курсов и пр.) на учебный и календарный год.

4.2. Помесячный бюджет (календарный план) филиала и факультетов университета на учебный год. Отдельное внимание следует обращать на соблюдение установленного порядка (принятой в университете методики) формирования бюджетов факультетов (третий уровень). Финансовая модель движения средств факультетов представлена на рис. 1.

Для того чтобы понять финансовый механизм формирования средств, находящихся в распоряжении факультетов, необходимо дать пояснения к отдельным показателям. Отчисления в общеуниверситетский фонд для биолого-почвенного, геологического, физического, филологического

Бюджет факультета на учебный год

Единый внебюджетный фонд оплаты труда ППС и УВП (фонды кафедр) Фонд декана Единый социальный налог (26,2 %) Капитальные затраты (приобретение оборудования, капитальное строительство и ремонт); приобретение предметов снабжения и расходных материалов; оплата услуг связи, командировочные расходы и пр.

к ] [ 1 1 ) 1

Средства, находящиеся в распоряжении факультета ВГУ (только по внебюджетным источникам финансирования)

( = )

ПОСТУПЛЕНИЕ СРЕДСТВ

1. Доход от оказания платных образовательных услуг(+)

2. Прочие доходы (+)

3. Остаток средств факультета за предыдущий учебный год (+)

4. Восстановленный «страховой фонд» факультета(+)

( " )

ОТЧИСЛЕНИЯ

1. Отчисления в общеуниверситетский фонд( - )

2. Отчисления в «страховой фонд» факультета( - )

3. Перерасход средств факультета за предыдущий год ( - )

Рис. 1. Порядок формирования средств факультета (четвертый уровень финансового планирования в университете)

и химического факультетов составляют 20 % от поступивших за образовательные услуги средств, для остальных факультетов — 40 %. Отчисления в «страховой фонд» зависит от наличия остатка (перерасхода) средств факультета за предыдущий учебный год. Ставка составляет 3 % для факультетов-должников (с перерасходом средств), для остальных факультетов — 2 %. Средства «страхового фонда» возвращаются на субсчет факультета при исполнении утвержденного бюджета без превышения расходов над доходами по итогам учебного года и включаются в доходную часть бюджета. В случае перерасхода средства «страхового фонда» на субсчет факультета не восстанавливаются, а передаются в общеуниверситетский фонд.

Из средств факультета формируется единый внебюджетный фонд оплаты труда (ЕВФОТ) профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала (этими деньгами распоряжаются кафедры). Расчет ЕВФОТ ППС осуществляется планово-финансовым управлением на основании учебных планов факультетов и устанавливаемой приказом ректора расчетной ставки почасовой оплаты труда. ЕВФОТ учебно-вспомогательного персонала составляет 10 % от ЕВФОТ ППС.

Из внебюджетных средств факультета выделяется фонд декана, средства которого расходуются

строго по целевому назначению на реализацию программ социальной поддержки и стимулирования персонала (стимулирующие и компенсационные выплаты, а также льготы и надбавки). Величина фонда декана составляет в пределах от 5 до 15 % от средств факультета.

Пример календарного плана доходов и расходов факультета представлен в табл. 1.

Координация работы различных учетно-финансовых служб в целом по университету и в частности по комплексу мероприятий в процессе бюджетирования осуществляется проректором по экономическому развитию и инновациям. Согласно должностной инструкции этот проректор: ♦ координирует и контролирует экономическую деятельность структурных подразделений, департаментов, управлений и служб университета; содействует развитию финансового обеспечения образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности ВГУ; формирует организационно-экономический и правовой механизм осуществления инноваций в университете (существенных изменений форм деятельности и методов университетского менеджмента, направленных на повышение качества высшего и дополнительного образования, получение ощутимых результатов в приоритетных направлениях развития науки и техники, рост эффективности использования материальных и финансовых ресурсов вуза); проводит внутренний аудит финансовых результатов деятельности бизнес-центра, бизнес-инкубаторов, технопарков и инновационных проектов университета;

обеспечивает взаимодействие между ВГУ и органами государственного финансового, налогового и казначейского контроля, коммерческими банками и прочими финансовыми институтами; организует процесс бюджетирования (сметного планирования) деятельности университета. Контролирует выполнение календарного плана доходов и расходов всех структурных под-

Таблица 1

Календарный план доходов и расходов экономического факультета университета за сентябрь 2007 г.

месяц

№ п/п Наименование статей

1 Остаток / перерасход средств на 1.09.2007 г. (+, —)

2 ДОХОДЫ ВСЕГО (стр. 2.1. + стр. 2.2. + стр. 2.3.)

2.1 Поступления средств от реализации основных и дополнительных образовательных программ (+)

2.2 Прочие доходы (+)

3 РАСХОДЫ ВСЕГО (стр. 3.1. +... + стр. 3.21.)

3.1 Отчисления в Общеуниверситетский фонд (40 % от стр. 2.)

3.2 Прочие отчисления ( % от стр. 2)

3.3 Заработная плата ППС

3.4 Заработная плата учебно-вспомогательного персонала

3.5 Заработная плата административно-управленческого персонала

3.6 Заработная плата обслуживающего персонала

3.7 Прочие виды вознаграждения

3.8 Начисления на заработную плату и прочие виды вознаграждения (26,2 % от суммы стр. 3.3., стр. 3.4., стр. 3.5., стр. 3.6., стр. 3.7.)

3.9 Сумма средств, передаваемых в рамках взаиморасчетов другим факультетам

3.10 Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

3.11 Расходы на молоко и другие выплаты компенсационного характера

3.12 Командировки и служебные разъезды

3.13 Оплата транспортных услуг

3.14 Оплата услуг связи

3.15 Оплата коммунальных услуг

3.16 Прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг

3.17 Расходы на производственную практику

3.18 Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

3.19 Капитальное строительство

3.20 Капитальный ремонт

3.21 Возврат кредита за компьютерное и научное оборудование

4 Остаток (+) / перерасход (-) средств на 1.10.2007 г. (стр. 1 + стр. 2 — стр. 3)

разделений ВГУ. Утверждает сметы и бюджеты. Разрабатывает организационный механизм сметного контроля за выполнением основных параметров бюджета ВГУ. Организует работу бюджетной комиссии ВГУ;

♦ участвует в разработке учетной политики университета, содействует внедрению современных методов сбора и обработки финансово-экономической информации. Способствует повышению квалификации работников бухгалтерии и планово-финансового управления. Осуществляет внутренний контроль за достоверностью данных в бухгалтерской отчетности ВГУ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ контролирует эффективность и целевое использование факультетами и общеуниверситетскими подразделениями бюджетных и внебюджетных средств;

♦ координирует работы по выполнению логистических задач (материально-техническое снабжение, приобретение оборудования и предметов длительного пользования; организация конкурсов по государственным контрактам и пр.);

♦ координирует финансово-экономические аспекты международной деятельности университета в области образования и научных исследований. Участвует в подготовке проектов международных договоров с зарубежными организациями, научными центрами и общественными фондами;

♦ организует научно-практические конференции по проблемам университетского менеджмента. Осуществляет мероприятия по активизации/ усилению интеграционных процессов между ВГУ и бизнес-сообществом;

♦ координирует рекламную деятельность университета, содействует формированию положительного общественного мнения о ВГУ;

♦ контролирует экономическую эффективность и законность операций с земельными участками ВГУ, осуществляет предварительный и последующий финансовый аудит объектов капитального строительства, капитального ремонта, текущего ремонта и реконструкции;

♦ участвует в формировании политики университета в области вознаграждения сотрудников.

Содействует финансированию мероприятий по социальной работе среди сотрудников и обучающихся в университете. Общая схема финансового управления представлена на рис. 2. Высшим органом управления в университете является ученый совет (в нем формируется бюджетная комиссия, осуществляющая экспертизу стратегических управленческих решений, бюджетов и программ развития). Руководитель вуза — ректор осуществляет общее руководство всеми видами деятельности университета. Через положения должностной инструкции он делегирует часть прав и возлагает обязанности по реализации

Заместитель по экономическому раз1 Руководитель службы внутри проректора витию и инновациям - ;ннего финансового аудита

СЛУЖБА внутреннего финансового аудита

-обоснование финансовых разделов бизнес - планов, ТЭО и заявок на гранты;

- последующий контроль исполнения бюджета университета (по центрам финансовой ответственности и статьям расхода);

- контроль соблюдения налогового законодательства;

- счетные проверки и контроль достоверности данных бухгалтерской отчетности университета и его филиалов;

- контроль эффективности использования активов, бюджетных и внебюджетных средств университета;

- контроль законности операций с земельными участками, обоснованности операций с арендой имущества университета;

- контроль соблюдения законодательства по организации конкурсов по государственным контрактам и пр.

ПЛАНОВО-ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

- предварительный контроль обоснованности статей бюджетов и смет;

- текущий контроль расчетов с поставщиками и заказчиками;

- текущий контроль выполнения доходной части бюджета университета;

- контроль финансового обеспечения штатного расписания и расходования средств единого фонда оплаты труда и пр.

БУХГАЛТЕРИЯ

- контроль фактического движения денежных средств на лицевом счете университета в УФК;

- контроль сохранности имущества;

- текущий мониторинг финансового результата центров финансовой ответственности;

- текущий контроль платежных документов и пр.

Финансово-хозяйственная деятельность филиалов, представительств, институтов, факультетов, центров, курсов и прочих центров финансовой ответственности университета

Ученый совет университета (бюджетная комиссия)

РЕКТОР

Проректор по экономическо му развитию и инновациям

Рис. 2. Организационная структура университетского финансового менеджмента

организационной, административной, координационной, аналитической и контрольной функций в сфере университетского финансового менеджмента на проректора по экономическому развитию и инновациям. Этот проректор координирует и контролирует работу планово-финансового управления и бухгалтерии. Особое значение в университетском финансовом менеджменте отводится службе внутреннего финансового аудита.

Для организации процесса бюджетирования необходимо придерживаться определенного регламента. Основными принципами бюджетного регламента являются:

— скользящий график разработки и исполнения бюджета, предполагающий постоянную корректировку бюджетных параметров финансово-экономической деятельности ВГУ, отдельных его структурных подразделений и филиалов по мере окончания каждого периода;

— соблюдение графика проведения итогового контроля за исполнением бюджета (анализ отчетных форм);

— консолидация функциональных бюджетов структурных подразделений (филиалов, институтов, факультетов) в главный бюджет университета;

— наличие двух бюджетных периодов: учебный год и календарный год (в этой связи существует проблема корректировок данных бюджетов факультетов за учебный год в процессе их консолидации в составе главного бюджета, формируемого на календарный год).

Разрабатываются: календарный (помесячный) план доходов и расходов структурных подразделений (филиалов) на учебный год, функциональные годовые бюджеты структурных подразделений, сводный (главный) бюджет ВГУ. Последовательность (этапы) бюджетирования представлена в табл. 2

Важное значение в процессе обоснования доходной

Таблица 2

Порядок разработки, исполнения бюджетов и мониторинга выполнения плановых показателей

Период Вид работ Исполнитель Координатор

До 20 сентября Определение величины ЕВФОТ по структурным подразделениям Планово-финансовое управление Начальник ПФУ

До 1 октября Разработка календарных помесячных планов структурных подразделений (филиалов) Руководители структурных подразделений (деканы, директора филиалов, руководители ЦФО) Начальник ПФУ

До 5 октября Сведение помесячного календарного плана доходов и расходов структурного подразделения в годовой бюджет Руководители структурных подразделений (деканы, директора филиалов, руководители прочих центров финансовой ответственности) Начальник ПФУ

С 15 октября по 20 октября Предварительная экспертиза календарного помесячного плана и годового бюджета доходов и расходов структурного подразделения в бюджетной комиссии ученого совета ВГУ Руководители структурных подразделений (деканы, директора филиалов, руководители прочих центров финансовой ответственности) Проректор по экономическому развитию и инновациям

С 20 октября по 1 ноября Утверждение календарных помесячных планов и годового бюджета на ученых советах факультетов (филиалов) Руководители структурных подразделений (деканы, директора филиалов, руководители прочих центров финансовой ответственности) Начальник ПФУ

С 20 октября по 1 ноября Утверждение календарных помесячных планов и годового бюджета прочих центров финансовой ответственности на заседании бюджетной комиссии Руководители структурных подразделений (деканы, директора филиалов, руководители прочих центров финансовой ответственности) Проректор по экономическому развитию и инновациям

С 10 ноября по 20 ноября Согласование параметров бюджета ВГУ с проректорами и профсоюзным комитетом Проректор по экономическому развитию и инновациям Ректор ВГУ

С 20 ноября по 1 декабря Представление проекта годового бюджета ВГУ на заседании ученого совета (утверждение проекта бюджета ВГУ в первом чтении) Проректор по экономическому развитию и инновациям Ректор ВГУ

До 15 декабря Систематизация замечаний к проекту бюджета и проведение заседания бюджетной комиссии ученого совета ВГУ Проректор по экономическому развитию и инновациям Ректор ВГУ

С 20 декабря по 30 декабря Представление проекта годового бюджета ВГУ на заседании ученого совета (окончательное утверждение бюджета ВГУ) Проректор по экономическому развитию и инновациям Ректор ВГУ

С 1 февраля по 15 февраля Подготовка отчета о выполнении годового бюджета ВГУ за предыдущий период Главный бухгалтер и начальник планово-финансового управления Проректор по экономическому развитию и инновациям

С 15 февраля по 15 марта Проведение мониторинга конкурентной среды и оценка ценовой ниши Деканы факультетов Проректор по экономическому развитию и инновациям

20 марта Представление бюджетной комиссии ученого совета ВГУ предложений деканов по стоимости обучения студентов договорников Деканы факультетов Проректор по экономическому развитию и инновациям

Апрель Проведение интенсивной рекламной кампании и дня открытых дверей ВГУ (с установленными ценовыми параметрами обучения студентов-договорников) Деканы факультетов Проректор по экономическому развитию и инновациям

Август Определение расчетной ставки оплаты труда для формирования ЕВФОТ ППС и УВП Проректор по экономическому развитию и инновациям Ректор ВГУ

Август Внесение корректировок в главный бюджет ВГУ исходя из результатов приемной кампании (планируемых доходов от оказания платных образовательных услуг) Проректор по экономическому развитию и инновациям Ректор ВГУ

Таблица 3

Планируемый доход за основные образовательные услуги*

Факультет Планируемый доход, тыс. руб. Темп роста / снижения, % (гр. 2/гр. 1) X 100 Темп роста потребительских цен на образовательные услуги (прогноз), % Реальный прирост (гр. 3- гр. 4), %

за 2006 г. за 2007 г.

1. Биолого-почвенный 4 113,0 2 986,5 72,6 111,0 -

2. Географии и геоэкологии 7 160,1 6 926,0 96,7 111,0 -

3. Геологический 4 329,9 3 733,5 86,2 111,0 -

4. Исторический 7 541,4 7 249,0 96,1 111,0 -

5. Математический 6 861,1 4 969,0 72,4 111,0 -

6. ПММ 10 583,2 11 452,6 108,2 111,0 -

7. РГФ 22 917,5 22 726,5 99,2 111,0 -

8. Физический 3 376,2 3 202,2 94,9 111,0 -

9. Филологический 4 301,8 4 792,2 111,4 111,0 + 0,4

* Цифровые данные представлены на условном примере.

части бюджета университета имеет выбор оптимальных параметров ценовой политики. Каждый факультет, исходя из уровня конкурентной среды в своем сегменте рынка, спроса на образовательные услуги, инновационности и качества своих образовательных программ, а также наличия конкурентных преимуществ в материально-техническом и кадровом обеспечении учебного процесса, устанавливает свои индивидуальные расценки за обучение внебюджетных студентов. Деканы факультетов подают проректору по экономическому развитию и инновациям ходатайство по расценкам за обучение на следующий учебный год, которое санкционируется /отклоняется на заседании бюджетной комиссии ученого совета ВГУ. В результате одобрения этих ходатайств бюджетной комиссией приказом ректора официально устанавливается стоимость обучения одного студента. Эта информация обобщается в специальной аналитической таблице (табл. 3), где по каждому факультету сравнивается планируемый доход за следующий год с предыдущим периодом, выявленная динамика изменения дохода сравнивается с темпом роста потребительских цен на образовательные услуги (по сегменту высшего образования).

Данные табл. 3 позволяют выявить факультеты-доноры и дотационные структурные подразделения. Более углубленный анализ позволяет по каждому факультету выявить наиболее значимые факторы, оказавшие влияние на доходы: ценовые параметры или число внебюджетных студентов. Таблица 3 служит источником информации для заполнения раздела «Доход за основные образовательные услуги» главного бюджета университета.

На следующем этапе составляется сводная аналитическая таблица, обобщающая информацию раздела «Доходная часть бюджета из всех источни-

ков финансирования» (табл. 4). В ней все источники финансирования подразделены на 5 укрупненных центров доходов: внебюджетные доходы от реализации основных и дополнительных образовательных программ; доходы от научно-исследовательской деятельности; средства госбюджета; доходы от издательско-полиграфической деятельности; прочие источники поступления средств. Такое подразделение показывает вклад в общий доход по каждому направлению деятельности университета, стимулирует соответствующих проректоров и руководителей структурных подразделений к усилению работы по привлечению средств из различных источников финансирования.

Предварительная информация для раздела «Расходная часть госбюджетного и внебюджетного финансирования по заработной плате» главного бюджета университета обобщается в табл. 5. В этой аналитической таблице по каждой категории персонала (профессорско-преподавательский состав; административно-управленческий персонал; учебно-вспомогательный персонал; обслуживающий персонал) величина и доля заработной платы за счет госбюджетных и внебюджетных средств, рассчитывается среднемесячная заработная плата. По данным показателям определяется динамика изменения за период и сравнивается с темпом роста потребительских цен. Эта информация очень востребована представителями профсоюзных комитетов университета, показывает реальные изменения в уровне вознаграждения сотрудников и усилия менеджмента университета по повышению заработной платы у наиболее незащищенных категорий персонала.

Завершающим этапом оперативного финансового планирования деятельности университета является итоговый контроль за исполнением бюджета. Контроль целесообразно проводить по доходной

Таблица 4

Доходная часть из всех источников финансирования*

Источник финансирования / центр генерирования дохода Планируемый доход, тыс. руб. Темп роста/ снижения, % (гр.2/гр.1) X 100 Темп роста потребительских цен на образовательные услуги (прогноз), % Реальный прирост (гр.3 — гр. 4), %

за 2006 г. за 2007 г.

1. Внебюджетные доходы от реализации образовательных программ * доля от всех доходов университета 340 383,3 50,4 % 349 146,8 38,2 % 102,6 111,0

1.1. Доходы от реализации основных образовательных программ (все факультеты + ИМО + Бизнес-школа) 288 977,4 293 858,7 101,7 111,0

1.2. Доходы от реализации не основных образовательных программ (курсы, повышения квалификации, учебный центр «Сименс» и пр.) 18 592,2 19 094,4 102,7 111,0

1.3. Доходы от работы филиалов 32 813,7 36 193,7 110,3 111,0 -

2. Доходы от научно-исследовательской деятельности (аспирантура, ЕЗН параграф 53, РФФИ, гранты, хоздоговоры и пр.) * доля от всех доходов университета 56 704,0 8,4 % 83 817,7 9,2 % 147,8 111,0 + 36,8

3. Госбюджет 47 * доля от всех доходов университета 237 612,7 35,2 % 439 209,4 48,1 % 184,8 111,0 + 73,8

4. Доходы от издательско-полиграфической деятельности 14 020,0 11 009,8 78,5 111,0 -

* доля от всех доходов университета 2,1 % 1,2 % - - -

5. Прочие источники поступления средств — доходы за предоставленные услуги (аренда, Веневитиново, общежитие, Интернет-центр, депозит, АХЧ, гараж, библиотека, РЦМАДС и пр.) * доля от всех доходов университета 26 489,0 3,9% 29 808,6 3,3 % 112,5 111,0 + 1,5

Итого доход ВГУ/// 675 209,7 912 992,3 135,2 111,0 + 24,2

* Цифровые данные представлены на условном примере.

Таблица 5

Структура расходной части госбюджетного и внебюджетного финансирования по заработной плате *

Расходование средств на вознаграждение по категориям персонала Планируемый расход, тыс. руб. Темп роста, % (гр. 2/гр. 1) X 100 Темп роста потребительских цен, % Реальный прирост (гр. 3- гр. 4), %

за 2006 г. за 2007 г.

1. Заработная плата ППС * доля от всей з/п по университету 140 117,4 73,1 %о 202 717,4 72,7 % 144,7 112,0 + 32,7

— за счет средств госбюджета * доля от всей з/п ППС 60 117,9 42,9 %о 116 200,6 57,3 % 193,3 112,0 + 81,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— за счет внебюджетных средств * доля от всей з/п ППС 79 999,5 57,1 % 86 516,8 42,7 % 108,2 112,0 -

1.1. Среднемесячная заработная плата ППС из всех источников 7,95 12,2 153,5 112,0 + 41,5

2. Заработная плата УВП * доля от всей з/п по университету 27 907,2 14,6 % 32 473,8 11,6 % 116,4 112,0 + 4,4

* Цифровые данные представлены на условном примере.

и расходной частям бюджета в постатейном разрезе для каждого центра финансовой ответственности. Отчеты о выполнении бюджетов структурных подразделений (институтов, филиалов, факультетов и пр.) передаются для анализа в службу внутреннего

финансового аудита. Результатом контрольных процедур должен стать комплекс мероприятий, направленных на устранение негативных тенденций в развитии каждого структурного подразделения, перечень виновных лиц (с предложениями по ус-

транению выявленных нарушений) и факторов, оказавших наиболее существенное влияние на финансовое положение вуза.

Анализ исполнения бюджета в целом по университету следует проводить по четырем направлениям: группе статей социального блока; группе статей инновационного и технического развития; группе статей коммуникации и мобильности сотрудников; группе статей прочих текущих расходов. Пример заключительной части анализа исполнения бюджета ВГУ за 2006 г. представлен ниже.

В результате целенаправленных мероприятий по привлечению средств из различных источников финансирования в 2006 г. доходная часть бюджета по сравнению с плановыми параметрами была увеличена на 28,6 % (+190,8 млн руб.). Это позволило увеличить расходы университета по сравнению с плановыми показателями на 22,2 % (+148,1 млн руб.). При этом университет располагал на 01.01.2007 неизрасходованными 42,7 млн руб. Фактические расходы ВГУ в 2006 г. за счет средств внебюджетных источников финансирования по сравнению с аналогичным показателем за 2005 г. увеличились на 11,2 % (что в абсолютном выражении составило +45,2 млн руб.).

По группе статей социального блока (заработная плата, стипендия, дотация) расходы университета в целом увеличились на 18,7 % (+76,2 млн руб.). Причем превышение расходов по социальным статьям по сравнению с плановыми показателями в разрезе источников финансирования выглядит следующим образом: за счет средств госбюджета — на +28,5 %; за счет общеуниверситетских средств — на +32,7 %; за счет внебюджетных средств структурных подразделений — на +2,8 %.

По отношению к фактическим расходам 2005 г. величина расходов по социальным статьям в отчетном периоде увеличилась на 23,1 % (+90,7 млн

руб.). Если сравнивать динамику роста социальных статей с региональным индексом цен (уровнем инфляции), это существенно большее увеличение. Степень социальной защищенности сотрудников университета значительно выросла.

По группе статей инновационного и технического развития (приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальное строительство, капитальный ремонт) бюджет ВГУ за 2006 г. перевыполнен на 32,9 % (+34,8 млн руб.). Незапланированные капитальные расходы на новое строительство за счет средств госбюджета были профинансированы на 28,0 млн руб., что позволило сэкономить 18,5 млн руб. общеуниверситетских средств и направить их на финансирование мероприятий по капитальному ремонту.

По группе статей коммуникации и мобильности сотрудников ВГУ (командировочные и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, расходы на каналы Интернет) бюджет ВГУ за 2006 г. выполнен на 114,8 % (прирост расходов составил +4,2 млн руб.).

По группе статей текущих расходов (оплата коммунальных услуг, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг) бюджет ВГУ за 2006 г. выполнен на 140,0 % (прирост расходов составил +45,4 %).

Важным результативным экономическим показателем деятельности вуза является динамика роста имущества (на 01.01.2006 величина нефинансовых активов — 401,7 млн руб.; на 01.01.2007 величина нефинансовых активов — 732,3 млн руб.). Темп роста величины нефинансовых активов ВГУ, равный 182,3 %, свидетельствует об успешном развитии крупнейшего вуза Черноземья, эффективных управленческих решениях по укреплению материально-технической базы университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.