УДК 37
И. С. Потапов
Особенности управления сетевой формой образовательных программ высшего и среднего профессионального образования
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается значимость управления сетевой формой реализации образовательных программ. Актуальность обусловлена внедрением сетевой формы образования, состоящей исключительно от взаимодействия педагогического сообщества. Человеческие ресурсы занимают ключевую точку в цепочке соотношения сотрудничества и управления. На современном этапе развития образования управление всё больше берёт направление на человеческие ресурсы, так как правильное управление персоналом влечёт за собой эффективную деятельность реализации сетевых образовательных программ между организациями и предприятиями. В работе также определяются этапы формирования управления, сетевые формы которых осуществляются конкретными механизмами. В последующем развитии процесса управления эти механизмы и выступают первостепенными условиями эффективного управления сетевой образовательной программой.
Ключевые слова: управление, сетевая форма, сетевые образовательные программы, взаимодействие, человеческий ресурс, воздействие, методы управления, стимулы, образовательная организация, предприятие.
I. S. Potapov
Features of managing the network form of educational programs of higher and secondary vocational education
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article discusses the importance of management in the network form of the implementation of educational programs. The relevance is determined by the introduction of the network form, consisting solely of the interaction of the pedagogical community. As a result, human resources play a key role in the process of cooperation and management. At the present stage of the development of education, the management is increasingly focusing on human resources since proper personnel management entails the effective implementation of networked educational programs between organizations and enterprises. The work also defines the stages of management formation in the network form that are accompanied by specific mechanisms. In the subsequent development of the management process, these mechanisms are the primary conditions for the effective management of the network educational program.
Keywords: management, network form, online educational programs, interaction, human resource, impact, management methods, incentives, educational organization, enterprise.
Введение
На сегодняшний день в образовательном пространстве активно набирает обороты такой новый формат образования как сетевая форма реализации образовательных программ. Данная форма используется практически на всех уровнях образования, начиная с общеобразовательных учреждений, заканчивая высшими учебными заведениями. Вместе с тем немалая доля внимания уделяется и такому процессу, как управление. В условиях современного мира ключевую роль занимает человеческий ресурс, который представляет из себя набор индиви-
ПОТАПОВ Илья Семёнович - магистрант II курса группы М-ПО-18, Автодорожный факультет, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. E-mail: ilyshamginskiy@mail.ru
POTAPOVIlya Semenovich - 2st-year Master's student, Faculty of Road, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
дуальных качеств сотрудника, обуславливающий его трудоспособность, к тому же человек является важнейшим ресурсом организации. В связи с этим на каждом процессе деятельности должен быть менеджер, умеющий максимально выгодно использовать человеческий ресурс. В сетевой форме реализации образовательных программ управление остаётся все ещё мало изученным. Сетевая форма включает в себя множество функций и имеет переменный характер, что крайне затрудняет учет всех факторов для эффективного управления данным видом образования.
Управление сетевой формой образовательных программ
Основное направление сетевой формы образования оговорено в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» пункта 1 статьи 15 «Сетевая форма образовательных программ». Согласно данному закону образовательная организация при необходимости обязана обеспечить обучающимся возможность освоения образовательной программы путём использования ресурсов нескольких организаций, предприятий-партнёров [1].
Методологические основы принципов и возможностей сетевой формы заложили И.М. Ре-моренко, А.А. Пинский, А.И. Адамский и др. На основе изучения работ ведущих исследователей нами выделены функции сетевого взаимодействия педагогического сообщества:
- взаимодействие двух или более образовательных организаций;
- сотрудничество образовательной организации с предприятием;
- объединение стратегических ресурсов для достижения общих целей;
- применение информационной, инновационно-методической и материально-технической базы друг друга;
- разработка и апробация новых положений и идей;
- совместная разработка сетевых образовательных программ;
- совместная разработка сетевых образовательных программ;
- участие в деятельности организации, предприятия-партнёра;
- передача педагогическому сообществу инновации в модели содержания образовательных программ.
Помимо всего этого сетевое взаимодействие, как и сетевая форма, не осуществляет свою деятельность без человеческих ресурсов, так как основано на самодеятельности человека, его добровольной кооперации, самоорганизации и саморазвития. Следовательно, сетевая форма опирается на человеческие ресурсы, поэтому правильное управление ими обеспечивает эффективную сетевую форму реализации образовательных программ (рис. 1) [2-4].
Рис. 1. Соотношение управления и сетевой формы
В научно-теоретической литературе трактовку термина «управление» находим в трудах В.С. Лазарева, М.М. Поташника, которые определили его как «деятельность»; В.Г. Афанасьев, А.А. Орлов - как «воздействие» и Т.И. Шамова, В.И. Зверева - как «взаимодействие». Казалось бы, каждый из этих учёных определил термин «управление» по-своему, но, если придерживаться мнения В.Н. Щетинина, который понимал под «управлением» целенаправленную деятельность всех субъектов для становления и оптимального функционирования образовательного учреждения, то можно представить процесс организации целенаправленной деятельности в следующем виде (рис. 2) [5-8].
Воздействие
Взаимодействие
Афанасьев В.Г.
Деятельность
Орлов А.А. Шамова Т.И.
ЗвереваВ.И. Лазарев В.С. Поташник М.М. Щетинин В.Н.
Рис. 2. Процесс воспроизведения деятельности
Опираясь на ранее выделенное утверждение о сетевой форме образовательных программ, исключительно состоящих из взаимодействия и опирающихся на процесс воспроизведения деятельности, можно считать, что главным выступает воздействие, как определяющее дальнейшее взаимодействие и деятельность.
Следовательно, выстраивается полный процесс последовательных этапов между управлением и сетевой формой реализации образовательных программ. В первую очередь, управление воздействует на человеческие ресурсы, то есть на индивидуальные качества сотрудника, обуславливающие продуктивность его труда. После чего происходит процесс взаимодействия, который, в свою очередь, воспроизводит деятельность сетевой формы реализации образовательных программ.
Рис. 3. Этапы развития управления сетевой формой образовательных программ
Согласно теории Е.Е. Сартаковой и И.Б. Медведева существует 7 механизмов сетевого управления:
- организационно-педагогический (создание целевых установок для развития образовательной сети);
- управленческий (формирование основных условий сети, материально-техническое обеспечение);
- кадровый (решение кадровых вопросов, комплектация руководителей и специалистов);
- технологический (обеспечение реализации образовательного процесса);
- организационный (обеспечение регламентации организации учебного и воспитательного процесса);
- стимулирующий (определение и применение действующих стимулов активизации для участников сети);
- инновационный (совершенствование элементов образовательной сети за счёт внутренних идей и внедрения достижений передового опыта науки) [9].
В итоге конечная структура от управления до сетевой формы нами представляется в следующем виде:
Рис. 4. Этапы развития управления сетевой формой ОП и его механизмы
Организационно-педагогический и управленческий механизмы значатся в числе ведущих частей управления, которые целенаправленно формируют отношения педагогического коллектива, вследствие чего вырабатывается общая значимая цель [10, 11]. Придерживаясь всего выше сказанного, можно подчеркнуть, что управление на этапе развития образования больше всего направлено на человеческие ресурсы, в связи с чем любое управление должно сопровождаться стимулирующим воздействием. На этапе человеческих ресурсов учитываются не только индивидуальные особенности сотрудников, прежде всего, необходимо оценить потенциал и профессиональную ориентированность кадров [12]. Следовательно, человеческие ресурсы порождают новый этап «взаимодействие», в котором организационный механизм образовывает процесс совместной деятельности участников сетевой формы. В этапе деятельности совершенствуются элементы образовательной сети путём предложения участниками нововведений и инноваций, а также реализуется образовательный процесс.
Заключение
Таким образом, для эффективного управления сетевой формой образовательных программ важен каждый этап её реализации. Управление сопровождается организационно-педагогической и управленческой функцией. Вследствие чего происходит стимулирующее воздействие на человеческие ресурсы, то есть кадры. В дальнейшем, активизируя их взаимодействие, подстраивается организационный механизм, приводя в действие деятельность. Деятельность, в свою очередь, сопровождается технологическим и инновационным функциями, соответственно осуществляет важнейшую роль в реализации сетевой формы образовательных программ.
Огромную значимость имеют и сопутствующие механизмы, поскольку именно от них зависят этапы реализации сетевого взаимодействия. Так, например, на организационно-педагогическом этапе важно выбрать более реалистичную, ясную и корректную цель. В процессе управления необходимо создать взаимовыгодные условия для партнёров - участников сетевой формы [13]. Процесс воздействия должен сопровождаться стимулами, именно здесь мотивирующие факторы выполняют ключевую роль в раскрытии потенциала привлечённых кадров. Как мы ранее писали, человеческие ресурсы - это индивидуальные особенности сотрудников. В сетевой форме взаимодействия участники становятся одним из решающих факторов развития производственной деятельности каждой организации, и правильное воздействие на них вызывает активное взаимодействие, что в дальнейшем позволит воспроизвести эффективную деятельность сетевой формы образования.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» пункт 1 статья 15 «Сетевая форма образовательных программ» URL: [http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c/ Дата обращения 22.02.20].
2. Реморенко И.М. Перспективы применения сетевой формы реализации образовательных программ в сфере педагогического образования. // Universium: Вестник Герценовского университета. - 2014. - №3
- С. 4.
3. Пинский А.А., Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования // Профильное обучение. Часть 1. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». - № 4. - 2004. - С. 39-55.
4. Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия URL: [https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200200402 Дата обращения 23.02.20].
5. Цибульникова В.Е. Общие основы менеджмента в образовании: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: МПГУ, 2016. - С. 96.
6. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. - М.: Изд-во политической литературы, 1968. -С. 207.
7. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 234.
8. Уаров Н.Н. Управление образованием // Гуманитарные науки (филология). Вестник ТГПУ - 2004.
- №1(38). - С. 85-89.
9. Сартакова Е.Е., Медведев И.Б. Механизмы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений Сибири // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - №9. URL: [URL: http://human. snauka.ru/2013/09/3748 Дата обращения 26.02.20].
10. Темиров Д.Ш. Организационно-педагогические факторы управления образовательным учреждением // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития.
- 2015. - №13. - С. 70-72.
11. Платонова Р.И. Моделирование в научно-педагогических исследованиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 190-194.
12. Чоросова О.М. Актуальные вопросы развития региональной системы дополнительного профессионального образования в контексте развития цифровой экономики в РС (Я) / В сборнике: Устойчивый Север: общество, экология, политика. Сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 484-489.
13. Петрова Т.Н., Корниенко Т.В. Педагогическое управление как условие эффективной реализации профильного обучения в современной школе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2017. - №3-1 (95). - С. 142-150.
References
1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 26.07.2019) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» punkt 1 stat'ja 15 «Setevaja forma obrazovatel'nyh programm» URL: [http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c/ Data obrashhenija 22.02.20].
2. Remorenko I.M. Perspektivy primenenija setevoj formy realizacii obrazovatel'nyh programm v sfere pedagogicheskogo obrazovanija. // Universium: Vestnik Gercenovskogo universiteta. - 2014. - №3 - S. 4.
3. Pinskij A.A., Kasprzhak A.G., Mitrofanov K.G. Rekomendacii po organizacii setevogo vzaimodejstvija obrazovatel'nyh uchrezhdenij (organizacij) pri vvedenii profil'nogo obuchenija uchashhihsja na starshej stupeni obshhego obrazovanija // Profil'noe obuchenie. Chast' 1. Tematicheskoe prilozhenie k zhurnalu «Vestnik obrazovanija». - № 4. - 2004. - S. 39-55.
4. Adamskij A.I. Model' setevogo vzaimodejstvija URL: [https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200200402 Data obrashhenija 23.02.20].
5. Cibul'nikova V.E. Obshhie osnovy menedzhmenta v obrazovanii: Uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov. - M.: MPGU, 2016. - S. 96.
6. Afanas'ev V.G. Nauchnoe upravlenie obshhestvom. - M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1968. - S. 207.
7. Shamova T.I. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. 5-e izd., ster. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2008. - S. 234.
8. Uarov N.N. Upravlenie obrazovaniem // Gumanitamye nauki (filologija). Vestnik TGPU. - 2004. -№1(38). - S. 85-89.
9. Sartakova E.E., Medvedev I.B. Mehanizmy formirovanija setevogo vzaimodejstvija obrazovatel'nyh uchrezhdenij Sibiri // Gumanitarnye nauchnye issledovanija. - 2013. - №9. URL: [URL: http://human.snauka. ru/2013/09/3748 Data obrashhenija 26.02.20].
10. Temirov D.Sh. Organizacionno-pedagogicheskie faktory upravlenija obrazovatel'nym uchrezhdeniem // Obrazovanie cherez vsju zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitija. - 2015. - №13. - S. 70-72.
11. Platonova R.I. Modelirovanie v nauchno-pedagogicheskih issledovanijah // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija. - 2017. - T. 6. - № 3 (20). - S. 190-194.
12. Chorosova O.M. Aktual'nye voprosy razvitija regional'noj sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija v kontekste razvitija cifrovoj jekonomiki v RS (Ja) / V sbornike: Ustojchivyj Sever: obshhestvo, jekologija, politika. Sbornik trudov IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2018. - S. 484-489.
13. Petrova T.N., Kornienko T. V. Pedagogicheskoe upravlenie kak uslovie jeffektivnoj realizacii profil'nogo obuchenija v sovremennoj shkole // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ja. Jakovleva. - 2017. - №3-1 (95). - S. 142-150.