Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: ПОТРЕБНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕСУРСЫ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: ПОТРЕБНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕСУРСЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ВЫБОР / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платко А. Ю.

Статья посвящена проработке базовых аспектов внедрения технологии индивидуальных образовательных траекторий в образовательный процесс вуза. Предлагается использовать описанные подходы в качестве алгоритма для оценки сильных и слабых сторон организации по созданию открытого образовательного пространства и формализации исходных задач проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF MANAGING THE PROCESS OF THE INDIVIDUALIZATION OF TRAINING: NEEDS, OPPORTUNITIES, RESOURCES

The work is devoted to the basic aspects of introducing the technology of individualization in the educational process of the university. It is proposed to use the described approaches as an algorithm for assessing the strengths and weaknesses of the organization to create an open educational space and formalize the initial tasks of the project.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: ПОТРЕБНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕСУРСЫ»

Научная статья

УДК 378

DO110.52070/2500-3488_2022_2_843_42

особенности управления процессом индивидуализации обучения: потребности, возможности, ресурсы

А. Ю. Платко

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

a.platko@linguanet.ru

Аннотация. Статья посвящена проработке базовых аспектов внедрения технологии индивидуальных обра-

зовательных траекторий в образовательный процесс вуза. Предлагается использовать описанные подходы в качестве алгоритма для оценки сильных и слабых сторон организации по созданию открытого образовательного пространства и формализации исходных задач проекта.

Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории, индивидуализация, высшее образование, образовательная программа, выбор, дополнительные профессиональные компетенции

Для цитирования: Платко А. Ю. Особенности управления процессом индивидуализации обучения: потребности, возможности, ресурсы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 4 (845). С. 42-49. DOI 10.52070/2500-3488_2022_4_845_42

Original article

Specific Features of Managing the Process

of the Individualization of Training: Needs, Opportunities,

Resources

Alla Yu. Platko

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia

a.platko@linguanet.ru

Abstract. The work is devoted to the basic aspects of introducing the technology of individualization in the

educational process of the university. It is proposed to use the described approaches as an algorithm for assessing the strengths and weaknesses of the organization to create an open educational space and formalize the initial tasks of the project.

Keywords: individual educational trajectories, individualization, higher education, educational program, choice,

additional professional competencies

For citation: Platko, Alla Yu. (2022). Specific features of managing the process of the individualization of training:

needs, opportunities, resources. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 4(845), 42-49. 10.52070/2500-3488_2022_2_843_42

введение

В настоящее время система высшего образования и подготовки кадров высшей профессиональной квалификации подвергается активной трансформации. Эти изменения продиктованы объективными причинами, которые связаны с высокими темпами цифровизации, структурными реформациями в экономике, изменением мышления современного поколения молодежи.

Процессы организации образовательного пространства не остаются в стороне от текущих изменений, они отвечают на вызовы времени и вписываются в потребности общества, обеспечивая их максимальную привлекательность для будущих отраслевых специалистов. Новшества, внедряемые в образовательный процесс, с одной стороны, связаны с всесторонним повышением уровня информатизации, т. е. с техническим усовершенствованием компьютерной техники, расширением возможностей применения программного обеспечения, использованием дистанционных технологий, с другой - с технологическими преобразованиями самого процесса получения образования, которые основываются на индивидуализации или формировании индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ).

Индивидуализация процесса обучения - традиционно важная тема в отечественной теории и практике обучения на протяжении ряда десятилетий [Границкая, 1991; Унт, 1990, Шадриков, 1993 и др.], которая, однако, нередко рассматривалась педагогами в зависимости от актуальной дидактической парадигмы, доступных средств обучения, текущей образовательной ситуации. Так, например, подобная постановка вопроса оказалась возможной как в рамках алгоритмических предписаний, в том числе с использованием компьютерных технологий [Яроцкая 1993], так и в русле личностно ориентированного обучения - с акцентом на личностном и профессиональном развитии студента [Яроцкая, Алейникова, Бондарчук, 2020], хотя образовательные контексты и методы обучения претерпели значительные изменения. Вместе с тем до настоящего времени формирование индивидуальных образовательных траекторий - широко обсуждаемый, но, очевидно, недостаточно применяемый на практике инструмент подготовки специалистов. Его внедрение требует продуманной политики и оценки персональных рисков для каждого университета в отдельности, поэтому необходимо провести аналитическое исследование по определению особенностей управления процессом индивидуализации обучения, которые непосредственно связаны

с ресурсным потенциалом вуза при реализации проекта и нацелены на формализацию решения следующих задач:

- произвести оценку возможностей университета по внедрению технологии ИОТ в образовательный процесс;

- определить масштабы первоначального эксперимента;

- определить сроки и ресурсы внедрения ИОТ

Последовательное решение поставленных

задач создаст методическую базу для разработки алгоритма оценки перспектив внедрения ИОТ в образовательной организации и определения направлений активизации усилий по распределению ресурсов для достижения максимального результата.

проектные возможности университета по внедрению иот

Первая из поставленных задач может быть решена с помощью PEST- и SWOT-анализов, которые позволят комплексно оценить возможности и угрозы реализации проекта в сочетании с сильными (положительными) и слабыми (отрицательными) сторонами организации.

Применение PEST-анализа позволяет определить набор факторов внешней среды, оказывающих влияние на возможность успешной реализации проекта, ориентированного на первичное внедрение ИОТ. В таблице 1 отражены факторы, которые могут осложнить принятие оперативных решений.

Оценивая влияние факторов внешней среды на работу образовательной организации, можно ориентироваться на проявление двух сценариев: оптимистического и пессимистического. Если указанные факторы будут иметь усиливающиеся негативные проявления, то реформирование будет сопряжено с преодолением дополнительных трудностей и увеличением степени риска, если же указанные тенденции сохранят текущую динамику, то планирование на среднесрочный период (от 1 до 4 лет) позволит осуществить первый цикл преобразований, что будет соответствовать реализации оптимистического сценария (см. табл. 1).

Важным условием, с точки зрения снижения риска и увеличения эффективности проекта, является оценка факторов внутренней среды. Для детализации набора и степени влияния этих факторов на конечный результат проводится SWOT-анализ (см. табл. 2, 3).

Возможности внедрения ИОТ не ставятся под сомнение, но во внимание целесообразно принять то,

Таблица 1

ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Политика (р) Экономика (Е)

Отношения университета с органами федеральной исполнительной власти, Рособрнадзором и др. (изменение порядка проведения аккредитационных мероприятий) Общая характеристика экономической ситуации в стране (экономическую ситуацию на текущем этапе можно охарактеризовать как умеренно стабильную, так как среднее изменение макроэкономических показателей колеблется в диапазоне от 3 до 14 % по сравнению с предыдущим годом)

Предполагаемое изменение законодательства РФ: - в сфере науки и высшего образования (ожидаемое введение федеральных государственных образовательных стандартов поколения ФГОС ВО 4) - в сфере финансовой деятельности образовательных организаций (необходимо следить за изменениями текущего законодательства Правительства РФ и Правительства г. Москвы, по защите прав потребителей) Инфляция (несмотря на уменьшение рецессии в экономике за прошедший год, по данным официальной статистики наблюдаются умеренные темы инфляции на уровне 8,4%, при этом сохраняется высокая степень неопределенности экономической ситуации, а значение индекса-дефлятора ВВП за период с ноября 2020 по ноябрь 2021 год составило 117,9%. Рост реальных доходов за аналогичный период фиксируется на уровне 4,1 %)

Государственное регулирование конкуренции в отрасли (Минобрнауки РФ имеет возможность регулировать конкурентную борьбу в сфере науки и высшего образования методом выделения или сокращения КЦП, целевого финансирования и т. д.) Внешние издержки (сохранение тенденции повышения тарифов, в том числе на ЖКХ, электроэнергию и т. п., что приводит к росту внутренних издержек и сокращению финансовых возможностей на проведение преобразований)

Социум (Б) Технология (Т)

Демографические изменения (перемена текстуры народонаселения по возрастным группам и эпидемиологические проявления привели к снижению платежеспособности населения, росту безработицы, как следствие к общему уменьшению количества поступающих) Технико-технологические преобразования, прежде всего в 1Т - сфере (широкое применение информационных технологий в учебном процессе затруднено в связи с низкой обеспеченностью современной материально-технической базой и возможностями преподавателей старшего и старшего среднего возраста

Таблица 2

ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Эффективность составляющих внутренней среды Важность (вес)

Составляющие внутренней среды Очень сильная Сильная Нейтральная Слабая Очень слабая высокая Средняя Низкая

Маркетинг:

Известность и репутация + +

Доля на рынке образовательных услуг + +

Наличие представительств в регионах + +

Опыт работы на рынке образовательных услуг с ИОТ + +

Информационная обеспеченность потребителей + +

Активная реклама + +

Наличие бюджетных мест + +

Осведомлённость о деятельности конкурентов + +

Финансы:

Стабильное финансирование + +

Финансовая устойчивость + +

Эффективность составляющих внутренней среды важность (вес)

Составляющие внутренней среды очень сильная Сильная Нейтральная Слабая очень слабая высокая Средняя Низкая

Наличие собственных денежных средств + +

Учебный процесс:

Разнообразие направлений (профили) + +

Качество образования + +

Готовность внутренней инфраструктуры к внедрению ИОТ + +

Использование современных

1Т-технологий + +

Организация и кадры:

Уровень квалификации преподавателей + +

Опыт работы преподавательского состава с ИОТ + +

Контроль исполнения приказов и распоряжений + +

Таблица 3

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ИОТ

возможности Привлечение большего количества поступающих Адаптация образовательной базы университета под нужды рынка труда (работодателей) Привлечение внешних высококвалифицированных преподавателей, в том числе представителей работодателя Расширение партнерских связей с другими университетами Цифровизация основных бизнес-процессов в образовательном пространстве Угрозы Рост инфляции, потребительских цен, стоимости образовательных услуг, сокращение поступающих на платно-договорной основе Снижение КЦП - сокращение поступающих на бюджетной основе Рост конкуренции на рынке образовательных услуг Сокращение объемов аудиторной нагрузки, кадровые решения Сокращение финансирования -снижение количества молодых преподавателей, аспирантов Несовершенство 1Т-решений

Сильные стороны Известность и репутация Осведомленность о деятельности конкурентов Стабильное финансирование Финансовая устойчивость Разнообразие направлений (профилей) Качество образования Высокий уровень квалификации преподавателей Контроль исполнения приказов и распоряжений Известность университета в сочетании с активной рекламой и информационной осведомленностью потребителей должны способствовать повышению количества поступающих, а значит повышению доходной части. Разработка и внедрение в учебный процесс форм дистанционного образования, что также нацелено на привлечение поступающих из регионов. Вовлечение преподавателей в создание методического обеспечения ИОТ. Улучшение материальной базы, применение информационных технологий в образовательном процессе. Стабилизация учебной нагрузки и улучшение возможностей ее планирования Усиление рекламно-информационной кампании Усиление социальной политики с целью удержания молодых специалистов Проведение программ ДПО в области освоения информационно-коммуникационных технологий для ППС по применению платформенных решений при внедрении ИОТ

Слабые стороны

Незначительная доля на рынке образовательных услуг Отсутствие представительств в регионах

Отсутствие опыта работы на рынке образовательных услуг с применением ИОТ Низкая информационная обеспеченность потребителей Активная реклама Количество бюджетных мест (КЦП)

Объем собственных денежных средств

Готовность внутренней инфраструктуры к внедрению ИОТ (в том числе отсутствие готовой материальной, методической и юридической баз поддержки ИОТ)

Недостаточный уровень использования современных 1Т-техно-логий

Отсутствие опыта работы преподавательского состава с ИОТ

Отсутствие активной рекламы и программ продвижения отрицательно скажется на спросе Изменение системы администрирования процессов взаимодействия с обучающимися (тьютерское сопровождение, дифференциация функций деканата и др.)

Введение изменений в образовательном процессе и пространстве (отказ от фиксации учебных групп, введение режима работы «полного дня», распределение обучающихся по уровню подготовки, например, при изучении иностранного языка и т. п.) Потребуется создание платформенных решений для организации единого образовательного пространства, электронного деканата, единого электронного диспетчерского центра Расширение спектра ИОТ позволит повысить внутреннюю конкурентоспособность и определить наиболее востребованные направления подготовки. Преодоление психологических барьеров перехода к индивидуализации

Сокращение поступающих и финансирования может привести к реорганизации структурных подразделений и сокращению персонала

что потребуется серьезная разъяснительная работа со всеми заинтересованными сторонами (обучающимися, их родителями, профессорско-преподавательским составом (ППС), учебно-вспомогательным персоналом, сотрудниками всех структурных подразделений), а также проведение всесторонних организационно-инфраструктурных преобразований.

масштаб эксперимента (локальное внедрение иот)

Пилотный этап исследования проведен на базе МГЛУ Учитывая, что в университете обучается на всех курсах и формах обучения порядка 6000 человек, размер выборки для экспериментального внедрения технологий ИОТ, который позволит экстраполировать в дальнейшем результаты на всю генеральную совокупность, составит 358 человек. При расчете объема выборки была применена формула (1)1:

(1)

1 Выборка. Размер - не главное. Или главное.

URL: https://scanmarket.ru/blog/vyborka-razmer-ne-glavnoe-ili-glavnoe

(дата обращения 05.01.2022)

где:

п - объем выборки,

N - объем генеральной совокупности (6 тыс. человек), Z - коэффициент, зависящий от выбранного исследователем доверительного уровня,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р - доля респондентов с наличием исследуемого признака (50%),

q = 1 - р - доля респондентов, у которых исследуемый признак отсутствует, А - предельная ошибка выборки (5 %).

Для расчета были определены следующие значения показателей: объем генеральной совокупности (N1) принят равным общему количеству обучающихся в вузе - 6 тыс. человек, доверительная вероятность составила 95 %, что определило значение коэффициента доверительного уровня равным 1.95, доля обучающихся явно желающих перейти на систему ИОТ заранее не известна, поэтому значения для показателей р и я приняты в равных долях и определены по 0.5, допустимая ошибка выборки была зафиксирована на уровне 5 %.

Исходя из приведенных данных, установленный размер выборки можно сопоставить с количеством обучающихся на отдельном факультете или в институте.

Принимая во внимание вышеперечисленные обстоятельства, к эксперименту не целесообразно привлекать отдельных обучающихся, например, потенциально склонных к формированию

индивидуального образовательного вектора, так как единичные случаи не будут показательными и только затруднят традиционные процессы организации образовательного процесса для деканата или дирекции. Также не рационально вовлекать в эксперимент большее количество учебных подразделений и увеличивать объем выборки, в связи с тем, что колебания ошибки выборки будут варьироваться в незначительных пределах и принципиально не повлияют на результат эксперимента.

сроки и ресурсы внедрения иот

Определив размер экспериментальной выборки, можно сконцентрировать усилия на определении сроков и ресурсов, которые потребуются для реализации проекта. Поставленную задачу целесообразно решить с помощью разработки календарного плана на основе диаграммы Ганта. Потребуется провести предварительную работу по восемнадцати основным пунктам, которые могут детализироваться по ходу их выполнения. В таком случае потребуется корректировка сроков осуществления мероприятий. Каждая из рассматриваемых позиций фиксируется как самостоятельный и взаимосвязанный этап по отношению к предыдущему этапу и влияет на результативность конечного процесса. Целесообразно описать содержание каждого пункта с указанием его особенностей:

1. Углубленная проработка темы предполагает проведение ряда совместных совещаний с представителями административно-управленческого персонала, ППС с целью выявления стратегических приоритетов при внедрении индивидуализации и установления возможных рисков, влияющих на эффективность проекта.

2. Выбор учебного структурного подразделения для проведения эксперимента определяет качественный состав участников проекта, материально-технические возможности, объем и набор элективных дисциплин, которые могут быть включены в учебные планы по определенным направлениями и нацелены на формирование заданного набора дополнительных профессиональных компетенций.

3. Формирование команды определяет состав группы лидеров-реформистов, которые пользуются достаточным авторитетом у коллег, обладают пространственным видением целей и масштаба преобразований, а также наделены полномочиями для оперативного принятия управленческих решений.

4. Выработка договоренностей о принципах реализации проекта фиксирует условия подготовки учебно-методического обеспечения, распределения учебной нагрузки по семестрам, правила

записи слушателей на курсы, допустимые эквиваленты учета трудоемкости работы преподавателей при реализации ИОТ и т. д.

5. Проведение разъяснительной кампании в экспериментальном подразделении и сопряженных структурах является обязательным элементом внедрения ИОТ. До участников эксперимента должны быть доведены основные договоренности и принципы реализации проекта, выявлены дополнения и препятствия, с которыми можно столкнуться при апробации.

6. Подготовка методической базы предусматривает разработку новых учебных планов, проведение конкурсного отбора элективных дисциплин на весь нормативный период обучения, которые будут доступны в рамках реализации ИОТ, определение перечня дополнительных профессиональных компетенций и т. п.

7. Подготовка юридической базы синхронизируется с предыдущим этапом и вводит в действие внутренние организационно-распорядительные акты, которые создают правовую основу для реализации проекта.

8. Распределение нагрузки, закрепление ее за ППС осуществляется на основе достигнутых договоренностей о расчете трудоемкости ведения соответствующей дисциплины. Реализуется на начальном этапе только для обучающихся первого курса и коррелируется с объемом учебной нагрузки по дисциплинам, формирующим универсальные и профессиональные компетенции.

9. Подготовка учебной базы для первого периода реализации проекта (первого года) нацеливается на создание резерва онлайн-лекционных курсов по обязательным дисциплинам, обеспечивающих формирование у обучающихся универсальных компетенций, а также освоение онлайн-платформ, обеспечивающих применение дистанционных образовательных технологий участниками проекта.

10. Подготовка материально-технической базы устанавливает перечень аудиторного фонда, компьютерного оборудования, выделенного под реализацию проекта. Предусматривает переоборудование и модернизацию помещений под нужды учебных команд: создание проектных мастерских, коворкингов, зон отдыха и т. п.

11. Проработка 1Т-решения (выбор или создание информационных платформ) признается основополагающим аспектом успешной реализации проекта. Прорабатываются вопросы, касающиеся функциональных возможностей программного обеспечения (ПО), его совместимости, сервисного обеспечения и обслуживания. Генерируются руководства и инструкции по работе с используемым ПО.

12. Обучение ППС работе на информационных платформах предусматривает обязательное прохождение программ дополнительного профессионального образования для сотрудников университета - участников проекта в объеме не менее 72 часов. Обучение должно быть ориентировано на освоение интерфейса и перекрестных функциональных возможностей программ, спроектированных для разных ролей пользователей, определение границ допуска работы с информационным контентом, закрепление навыков работы на новом ПО и т. д.

13. Информационная кампания является комплексным мероприятием, в которое вовлекаются Р1Я-отдел / отдел по связям с общественностью, студенческий актив, учебные группы, связанные по профильным направлениям с организацией, подготовкой и реализацией маркетинговых стратегий по продвижению, отделы по трудоустройству / реализации карьеры / непрерывному образованию, секторы по профориентации. Она должна предусматривать распространение разноформатных информационных материалов в социальных сетях, рекламных буклетах, на Днях открытых дверей, иных встречах с поступающими и их родителями.

14. Дифференциация структуры дирекции / деканата потребуется для перераспределения функций, возложенных на ее / его сотрудников, и ротацию кадрового состава с целью выделения трудовых резервов, которые могут быть отвлечены для участия в проекте.

15. Локальная апробация совместного взаимодействия осуществляется до начала запуска учебного процесса с целью выявления недоработок, координации действий, пробного старта, в большей степени призвана отработать навыки использования информационных платформ, формирующих новое образовательное пространство.

16. Обеспечение тьюторского сопровождения предусматривает создание или ротацию штата тьютеров, проведение собеседования и отбор кандидатов на эту должность, проработку должностной инструкции и обучение по программам дополнительного образования, предусмотренное п. 12, а также консультации с ведущими преподавателями по вопросам содержательного контента элективных дисциплин.

список источников

17. Запуск учебного процесса реализуется с начала нового учебного года и осуществляется последовательно на протяжении нормативного срока обучения по соответствующей образовательной программе. Технология ИОТ реализуется на уровне бакалавриата. В течение семестра фиксируются возникающие проблемы и предпринимаются действия для их оперативного разрешения.

18. Внесение правок является заключительным этапом первого периода реализации проекта, который предусматривает разработку пролонгированного календарного графика, распределение функциональных задач на последующие семестры с учетом замечаний, дополнений и опыта, полученного за отработанное время. Определяется масштаб последующих действий.

К решению вышеописанных позиций должны быть подключены структурные подразделения, на которые возлагается ответственность за их выполнение, в частности для решения пунктов 1, 2, 4, 6, 18 привлекается Учебно-методическое управление, для п. 3, 5, 13, 14, 15, 16, 17 - дирекция института или деканат факультета, п. 7 - юридический отдел, п. 8, 9 - кафедры соответствующего структурного подразделения, включенного в проект, п. 10, 11, 12 - Управление информатизации. Кроме того, к решению задач проекта привлекаются уполномоченные члены команды, осуществляющие основные управляющие функции, такие как планирование, организацию и контроль выполнения предусмотренных концептуальных мероприятий.

заключение

Таким образом, в ходе пилотного этапа исследования применены доступные управленческие подходы к проведению оценки возможностей внедрения ИОТ в образовательный процесс университета и выстроена последовательность приоритетных мероприятий, которые создают основу для начала реализации проекта.

Мотивационными стимулами для реализации проекта должны стать стимулирующие меры, включенные в эффективный контракт сотрудника и / или обязательные для выполнения позиции, вносимые в индивидуальный план преподавателя.

1. Границкая А. С. Научись думать и действовать. М. : Просвещение, 1991.

2. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. : Педагогика, 1990.

3. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика. М. : Логос, 1993.

4. Яроцкая Л. В. Экспериментальное исследование учебной ценности алгоритмов при обучении пассивной грамматике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1993.

5. Яроцкая Л. В., Алейникова Д. В., Бондарчук Г. Г. Лингвистические и лингводидактические основы обучения студентов-юристов иноязычному профессиональному общению в условиях коллизии правовых культур: монография. М. : ТРИУМФ, 2020.

references

1. Granitskaya, A. S. (1991). Nauchis' dumat' i dejstvovat' = Learn to think and act. Moscow: Enlightenment. (In Russ.)

2. Unt, I. E. (1990). Individualizaciya i differenciaciya obucheniya = Individualization and differentiation of learning. Moscow: Pedagogy. (In Russ.)

3. Shadrikov, V. D. (1993). Filosofiya obrazovaniya i obrazovatefnaya politika = Philosophy of education and educational policy. Moscow: Logos. (In Russ.)

4. Yarotskaya, L. V. (1993). E'ksperimentaTnoe issledovanie uchebnoj cennosti algoritmov pri obuchenii passivnoj grammatike = Experimental research of the educational potential of algorithms in teaching passive grammar: abstract of PhD in Pedagogy. Moscow. (In Russ.)

5. Yarotskaya, L. V., Aleynikova, D. V., Bondarchuk, G. G. (2020). Lingvisticheskie i lingvodidakticheskie osnovy obucheniya studentov-yuristov inoyazychnomu professional'nomu obshcheniyu v usloviyah kollizii pravovyh kul'tur: monografiya = Linguistic and Language Pedagogy Foundations of Teaching Law Students Foreign Language Professional Communication in Colliding Legal Cultures. Moscow: TRIUMF Publ. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Платко Алла юрьевна

доктор экономических наук, доцент, заместитель директора Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Platko Alla Yurievna

Doctor of Economics (Dr. habiL.), Associate Professor, Deputy Director of the Institute of Humanities and Applied Sciences, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 10.07.2022 одобрена после рецензирования 10.08.2022 принята к публикации 26.09.2022

The article was submitted 10.07.2022 approved after reviewing 10.08.2022 accepted for publication 26.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.