Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫБОРА ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫБОРА ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ВУЗ / ВЫБОР ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюшкина Елена Григорьевна, Щербакова Ольга Васильевна

Обучение по индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) является одним из ключевых факторов развития современного российского образования, что обусловливает актуальность изучения вопросов внедрения индивидуальной образовательной траектории в учебные процессы вузов. Цель: определение уровня осведомленности студентов о возможностях индивидуальной образовательной траектории и выяснение факторов, влияющих на их выбор. Исследование выполнено на выборке студентов первого курса Саратовской государственной юридической академии (N = 1325, возраст 16–18 лет, юноши – 38,2%, девушки – 61,8%), обучающихся по программам бакалавриата и специалитета. Применена авторская анкета (Е. Г. Вьюшкина, О. В. Щербакова), направленная на изучение осведомленности студентов о возможностях индивидуальной образовательной траектории и их предпочтений при ее выборе. Показано, что степень осведомленности студентов об обучении по индивидуальной образовательной траектории достаточно высока, но требуются дополнительные разъяснения по поводу ее преимуществ и возможностей. Необходимо, во-первых, расширить список источников информации об индивидуальной образовательной траектории (официальный сайт вуза, деканаты, кураторы, тьюторы, преподаватели, письменные источники), во-вторых, структурировать процедуру выбора элективных дисциплин и, в-третьих, разработать план мероприятий, проводимых в первом семестре первого курса, для формирования у первокурсников навыков осознанного выбора. Постоянный мониторинг обучения по индивидуальной образовательной траектории (анкетирование студентов и преподавателей, наблюдение, интервьюирование) предоставит материалы для продолжения исследования по нескольким направлениям: 1) анализу накопленного материала для обеспечения качественного результата обучения; 2) более глубокому изучению факторов, влияющих на выбор элективных дисциплин; 3) изучению возможностей цифровых технологий для формирования индивидуальной образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вьюшкина Елена Григорьевна, Щербакова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY: GROUNDS FOR ELECTIVES CHOICE

The fact that individual educational trajectory (IET) is one of key factors of modern Russian education development determines relevancy of studying issues of IET implementation into higher educational institutions teaching process. This research aims at rating students’ awareness of IET advantages and fi nding out factors infl uencing students’ choices. A survey covered fi rst-year students of Saratov State Law Academy (N = 1325, aged 16–18, male – 38,2%, female – 61,8%), pursuing Bachelor and Specialist Degrees. Authorial questionnaire is aimed at rating students’ awareness of IET advantages and fi nding out factors infl uencing students’ choices. The survey results analysis showed that a students’ IET awareness level is rather high but there is a need in additional measures for clarifying IET advantages and opportunities. Firstly, it is essential to broaden a list of IET information resources: a higher educational institution offi cial website, deans’ offi ces, curators, tutors, teachers, written sources. Secondly, it is necessary to structure an electives choice procedure. Thirdly, there is a need in working out a plan of events to be held during the fi rst term of the fi rst year of study to shape fi rst-year students’ skills of an informed choice. Constant monitoring of studying within IET (students’ and teachers’ surveys, observations, interviews) will provide material for further research in several directions: 1) an analysis of cumulated material for providing teaching results of high quality; 2) a deeper research of factors infl uencing elective choices; 3) studying of digital technologies opportunities for shaping IET.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫБОРА ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2 (42). С. 112-119 Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 2 (42), рр. 112-119 https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-112-119

Научная статья УДК 378.147

Индивидуальная образовательная траектория: основания для выбора элективных дисциплин

Е. Г. Вьюшкина О. В. Щербакова

Саратовская государственная юридическая академия, Россия, 410056, г. Саратов, ул. Вольская, д. 1

Вьюшкина Елена Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, vyushkina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0004-1262

Щербакова Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе, olgascherbakowa@yandex.ru, https://orcid. org/0000- 0003-0603-1396

Аннотация. Обучение по индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) является одним из ключевых факторов развития современного российского образования, что обусловливает актуальность изучения вопросов внедрения индивидуальной образовательной траектории в учебные процессы вузов. Цель: определение уровня осведомленности студентов о возможностях индивидуальной образовательной траектории и выяснение факторов, влияющих на их выбор. Исследование выполнено на выборке студентов первого курса Саратовской государственной юридической академии (N = 1325, возраст 16-18 лет, юноши - 38,2%, девушки - 61,8%), обучающихся по программам бакалавриата и специалитета. Применена авторская анкета (Е. Г. Вьюшкина, О. В. Щербакова), направленная на изучение осведомленности студентов о возможностях индивидуальной образовательной траектории и их предпочтений при ее выборе. Показано, что степень осведомленности студентов об обучении по индивидуальной образовательной траектории достаточно высока, но требуются дополнительные разъяснения по поводу ее преимуществ и возможностей. Необходимо, во-первых, расширить список источников информации об индивидуальной образовательной траектории (официальный сайт вуза, деканаты, кураторы, тьюторы, преподаватели, письменные источники), во-вторых, структурировать процедуру выбора элективных дисциплин и, в-третьих, разработать план мероприятий, проводимых в первом семестре первого курса, для формирования у первокурсников навыков осознанного выбора. Постоянный мониторинг обучения по индивидуальной образовательной траектории (анкетирование студентов и преподавателей, наблюдение, интервьюирование) предоставит материалы для продолжения исследования по нескольким направлениям: 1) анализу накопленного материала для обеспечения качественного результата обучения; 2) более глубокому изучению факторов, влияющих на выбор элективных дисциплин; 3) изучению возможностей цифровых технологий для формирования индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, элективные дисциплины, вуз, выбор элективных дисциплин, цифро-визация образования

Информация о вкладе каждого автора. Е. Г. Вьюшкина - методология исследования, сбор и обработка материалов, анализ полученных данных, написание текста; О. В. Щербакова - концепция исследования, анализ полученных данных, написание текста. Для цитирования: Вьюшкина Е. Г., Щербакова О. В. Индивидуальная образовательная траектория: основания для выбора элективных дисциплин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2 (42). С. 112-119. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-112-119 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Individual educational trajectory: Grounds for electives choice E. G. Vyushkina H, O. V. Shcherbakova

Saratov State Law Academy, 1 Volskaya St., Saratov 410056, Russia

Elena G. Vyushkina, vyushkina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0004-1262

Olga V. Shcherbakova, olgascherbakowa@yandex.ru, https://orcid.org/0000- 0003-0603-1396

Abstract. The fact that individual educational trajectory (IET) is one of key factors of modern Russian education development determines relevancy of studying issues of IET implementation into higher educational institutions teaching process. This research aims at rating students' awareness of IET advantages and finding out factors influencing students' choices. A survey covered first-year students of Saratov State Law Academy (N = 1325, aged 16-18, male - 38,2%, female - 61,8%), pursuing Bachelor and Specialist Degrees. Authorial questionnaire is aimed at rating students' awareness of IET advantages and finding out factors influencing students' choices. The survey results analysis showed that a students' IET awareness level is rather high but there is a need in additional measures for clarifying IET advantages and opportunities. Firstly, it is essential

to broaden a list of IET information resources: a higher educational institution official website, deans' offices, curators, tutors, teachers, written sources. Secondly, it is necessary to structure an electives choice procedure. Thirdly, there is a need in working out a plan of events to be held during the first term of the first year of study to shape first-year students' skills of an informed choice. Constant monitoring of studying within IET (students' and teachers' surveys, observations, interviews) will provide material for further research in several directions: 1) an analysis of cumulated material for providing teaching results of high quality; 2) a deeper research of factors influencing elective choices; 3) studying of digital technologies opportunities for shaping IET.

Keywords: individual educational trajectory (IET), electives, higher educational institution, elective choice, education digitalization Information about the contribution of each author. E. G. Vyushkina worked out the research methodology, collected and processed the materials, analyzed the data, wrote the text of the article; O. V. Shcherbakova came up with the research concept, performed the data analysis, wrote the text of the article.

For citation: Vyushkina E. G., Shcherbakova O. V. Individual educational trajectory: Grounds for electives choice. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 2 (42), pp. 112-119 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-112-119

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Модернизация системы образования в России является одним из государственных приоритетов. В докладе Правительства РФ Федеральному Собранию в ряду важнейших результатов работы по осуществлению стратегии правительства в сфере образования упомянуто «активное развитие индивидуальных подходов к обучению через выстраивание индивидуальных образовательных траекторий» [1, с. 8], а среди основных задач, направленных на совершенствование и развитие высшего образования, предлагается «расширение автономии образовательных организаций и мобильности (индивидуальные образовательные траектории) для обучающихся» [1, с. 155]. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория (ИОТ ) становится ключевым элементом современной системы образования.

Теоретические аспекты ИОТ остаются под пристальным вниманием исследователей: продолжается уточнение понятийного аппарата, рассматриваются этапы проектирования ИОТ [2] и уровни ее реализации в профессиональном обучении [3], изучаются возможности ИОТ в рамках преподавания отдельных дисциплин [4]. Наряду с общими вопросами, например о том, какие изменения необходимы в организации учебного процесса вузов и, соответственно, в нормативной документации [5], рассматриваются способы включения ИОТ в отдельные виды учебной деятельности, в частности проектной [6].

С данной точки зрения большой интерес представляют публикации, отражающие результаты такой работы и предлагающие к обсуждению возникшие проблемы и пути их решения. Одним из путей индивидуализации обучения является переход от дисциплинарных учебных планов к модульным, которые позволяют студентам выбирать дисциплины и уровень их изучения [6]. Другим интересным решением

является возможность разбивать ИОТ на блоки -общеобразовательные (core), профильные обязательные (major), профильные дополнительные (minor) и элективные (electives) [7]. Такой подход обеспечивает подготовку компетентного выпускника, так как дополнительные профильные дисциплины позволяют студентам расширить практические профессиональные умения и навыки. Разделение образовательной программы на три блока (core, major, electives) [8] с 2017 г. успешно реализуется в ТюмГУ - вузе, который без преувеличения является флагманом ИОТ в российской системе высшего образования.

Сегодня обучение по ИОТ в разных вузах находится на разном уровне внедрения. Например, в Московском государственном институте культуры студенты имеют возможность не только выбирать элективные дисциплины (ЭД), но и принимать участие в формировании и обсуждении их списка [9]. Описание педагогических экспериментов по включению конкретных ЭД в образовательные программы университетов [10-12] предоставляет информацию для анализа и примеры для творческого переосмысления. Обзоры современных практик [13, 14] показывают, что обучение по ИОТ является необходимым условием успешного развития вуза, а работа по внедрению ИОТ может проходить в несколько этапов и требует непрерывного мониторинга его результатов.

Индивидуальная образовательная траектория: организация обучения в Саратовской государственной юридической академии

К началу 2021/22 учебного года было разработано и принято «Положение об обучении по индивидуальной образовательной траектории в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Саратовская государственная юридическая академия"» (далее - Положение), в соответствии

с которым обучающиеся набора 2021 г. имеют возможность выстраивать свои индивидуальные образовательные траектории. В Положении, в частности, уточняется используемый терминологический аппарат. Так, под индивидуальной образовательной траекторией подразумевается «процесс обучения, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания и сроков освоения с учетом личностного потенциала и образовательных потребностей конкретного обучающегося», а элективные дисциплины определены как «дисциплины, направленные на удовлетворение потребностей студентов в дополнительных знаниях, умениях, навыках независимо от направления подготовки, специальности, профиля или специализации, а также удовлетворение требований запросов общества» [15, с. 2].

Положение регламентирует порядок организации обучения по индивидуальной образовательной траектории, устанавливает способы реализации образовательных программ высшего образования по ИОТ. Основой обучения по ИОТ является учебный план, состоящий из базовой и вариативной частей. Именно в вариативную часть включены элективные дисциплины, из которых студенты конструируют индивидуальный учебный план и которые могут преподаваться как в очном формате, так и с применением дистанционных технологий.

Элективные дисциплины предлагаются кафедрами с учетом требований времени и запросов работодателей и должны формировать у студентов дополнительные знания, социальные компетенции и общекультурные навыки. Для информирования студентов об элективных дисциплинах кафедры могут использовать разнообразные презентации, отражающие содержание дисциплины, уровень сложности, формат проведения, формируемые компетенции и т. п. Положение подробно устанавливает порядок выбора элективных дисциплин, время и способы регистрации студентов. В рамках обучения по индивидуальной образовательной траектории студенты смогут также участвовать в программах академической мобильности, программах двух дипломов.

Студенты первого курса выбирают элективные дисциплины для изучения во втором семестре до 1 октября. Регистрация на элективные дисциплины проходит в установленные администрацией сроки одновременно для всех студентов. Элективные дисциплины для изучения на последующих курсах выбираются во втором семестре текущего года обучения не позднее 1 марта. Регистрация проходит в установленные администрацией сроки в четыре этапа, и при-

оритет при выборе имеют студенты с высоким средним баллом успеваемости по результатам прошедшей сессии.

Для обеспечения возможности практической реализации индивидуальной образовательной траектории в рамках поточно-группового подхода к организации учебного процесса необходимо составлять расписание следующим образом: занятия по дисциплинам базовой части учебного плана ведутся у потоков / групп в определенные дни недели; занятия по элективным дисциплинам проводятся в другие дни (один или два) в группах, сформированных в результате регистрации на конкретную элективную дисциплину.

В первом семестре 2021/22 учебного года студентам первого курса был предложен список из 14-16 ЭД. Количество и наименования дисциплин отличались в зависимости от направления подготовки и уровня образования (бакалавриат или специалитет). Об элективных дисциплинах и индивидуальной образовательной траектории проведены краткие обзорные лекции, на сайте академии в разделе «Образование» создан подраздел ИОТ. Для осуществления выбора использовались Google-формы, и после обработки результатов некоторым студентам было предложено свой выбор поменять, так как на выбранные ими дисциплины зарегистрировалось недостаточное для формирования учебной группы количество студентов.

Разработанное Положение безусловно требует апробации.

Цель исследования: фиксация уровня осведомленности студентов о возможностях индивидуальной образовательной траектории и их предпочтений при ее выборе.

Полученные результаты позволяют скорректировать способы информирования студентов об индивидуальной образовательной траектории, увеличить или сократить перечень предлагаемых элективных дисциплин при составлении образовательных программ для поступающих в 2022 году, внести изменения непосредственно в процедуру выбора элективных дисциплин.

Материалы

Участники. В исследовании приняли участие студенты первого курса очной формы обучения Саратовской государственной юридической академии в количестве 1325 человек (юноши - 38,2%, девушки - 61,8%) в возрасте 16-18 лет (средний возраст М = 17,8 года). Опрос охватил 88% студентов-первокурсников, из которых 461 человек (35% опрошенных) обучается по программе бакалавриата, 864 человека (65% опрошенных) - по программам специалитета.

Методики. В ходе исследования применена авторская анкета (Е. Г. Вьюшкина, О. В. Щербакова), включающая 4 вопроса, направленных на фиксацию социально-демографического статуса респондентов (сведения о поле, возрасте, программе обучения, принадлежности к институту), и 7 вопросов, среди которых: связанные с уточнением осведомленности студентов о возможностях индивидуальной образовательной траектории (5. Знаете ли Вы, какие дисциплины Вам предстоит изучать? 6. Знаете ли Вы, что такое элективные дисциплины?); с вариантами ответов (7. Элективная дисциплина - это обязательный предмет по выбору / необязательный предмет); закрытые вопросы множественного выбора с возможностью предоставления нескольких ответов и добавления своего варианта (8. Как Вы хотели бы получить информацию об элективных дисциплинах? 9. Какие элективные дисциплины Вам интересны? Дисциплины, связанные с юриспруденцией / Дисциплины, развивающие "soft skills" (личные качества и навыки межличностного общения; навыки применимые в любой профессии, например, иностранный язык, использование компьютера, коммуникативные навыки) / Дисциплины для общего развития (физкультура, вокал, театр и пр.) / Другое. 11. Чем Вы будете руководствоваться в предстоящем выборе элективной дисциплины? Аннотацией дисциплины / Личностью преподавателя / Советом других студентов / тьютора / куратора / Другое); вопросы по выбору приоритетов (10. Какие элективные дисциплины Вам интересны? (расставьте приоритеты, 1 - наиболее интересна).

Методы. Полученные эмпирические данные систематизировались в сводные таблицы в программе Microsoft Excel. Все расчетные процедуры выполнялись в статистическом пакете Statistica for Windows 12.

Процедура. Опрос респондентов проводился в онлайн-режиме без контакта с интервьюером. Ссылка на опрос распространялась через деканаты институтов. Исследование было анонимным и добровольным. Ответы принимались в течение недели, большая часть (1226, или 92,5%) была получена в первый день проведения опроса.

Результаты

Опрос проводился на этапе подготовки к выбору дисциплин, поэтому анализ результатов позволил сформулировать рекомендации по совершенствованию организации обучения по индивидуальной образовательной траектории.

Ответы на первый вопрос анкеты «Знаете ли Вы, какие дисциплины Вам предстоит изучать?» оказались неожиданными и требуют отдельного

изучения и анализа - только чуть больше половины студентов (52,6%) ответили утвердительно. Возможно, причина этого заключается в буквальном восприятии студентами вопроса, т. е. знают ли они названия дисциплин.

77,2% студентов считают, что они знают, что такое элективная дисциплина, и это близко к истине: 71,2% респондентов выбрали правильное (хотя и упрощенное) определение элективной дисциплины как обязательного предмета по выбору. Тем не менее то, что почти треть студентов считает элективные дисциплины предметами необязательными, говорит о необходимости дополнительного разъяснения сущности индивидуальной образовательной траектории и возможностей, которые она предоставляет для развития профессиональных и универсальных компетенций.

Отвечая на вопрос об источниках информации об ЭД, студенты могли выбрать несколько вариантов ответа и добавить свой. «Официальные источники (деканат, учебно-методическое управление)» и «Студенты старших курсов / Тьюторы» получили практически одинаковое количество голосов - 795 (60%) и 801 (60,5%) соответственно. Удивительно, что только 37,3% респондентов выбрали в качестве источника официальный сайт академии. В категории «Другое» были указаны «ВКонтакте» (3 ответа), печатный источник (2), куратор, электронная почта, староста, преподаватели (по 1 ответу).

Указать несколько вариантов ответов студенты также могли при определении дисциплин, представляющих для них интерес. Почти 70% респондентов выразили заинтересованность в дисциплинах, связанных с юриспруденцией; дисциплины, развивающие soft skills (личные качества и навыки межличностного общения, навыки, применимые в любой профессии, например иностранный язык, использование компьютера, коммуникативные навыки), вызывают интерес у 54,7% обучающихся; 32,5% студентов заинтересованы в дисциплинах для общего развития. В графе «Другое» были указаны как конкретные дисциплины, такие как психология и риторика, так и обобщенные группы дисциплин, например дисциплины, связанные с экономикой и финансами.

Заинтересованность студентов в элективных дисциплинах, связанных с их направлением подготовки (юриспруденция), подтвердилась распределением указанных выше трех групп по приоритетности. 491 респондент поставил дисциплины, связанные с юриспруденцией, на первое место.

На вопрос «Чем Вы будете руководствоваться в предстоящем выборе элективной дис-

циплины?», обучающиеся могли дать несколько ответов, и 68,2% респондентов указали: «Аннотация дисциплины». 640 (48,3%) студентов доверяют советам других студентов / тьютора / куратора, и приблизительно одинаково количество обучающихся, готовых руководствоваться доверием к личности преподавателя (29,1%) или рекомендацией деканата (27,8%). Среди прочих ответов, данных студентами в рубрике «Другое», преобладают выраженный разными способами ответ «самостоятельно» (20 ответов) и «применимость в будущей профессии» (6 ответов).

Обсуждение

Анализ ответов студентов показал, что степень их осведомленности об обучении по индивидуальной образовательной траектории в целом достаточно высока, большая их часть понимает, что элективные дисциплины являются обязательными для изучения. Тем не менее кажется недостаточным проведение только кратких обзорных лекций об обучении по ИОТ, так как почти треть студентов не продемонстрировала понимания термина «элективная дисциплина». Необходимо акцентировать внимание студентов первого курса на специфике и преимуществах ИОТ, так как в первый месяц обучения в вузе они сталкиваются с огромным количеством материала и сведений, требующих осмысления.

Действительно, данная проблема широко освещается в методической науке: выделяются такие аспекты, как стихийность выбора [12], необходимость развития у студентов навыков це-леполагания [16] и важность оценки имеющихся знаний и умений [17] при формировании ИОТ.

Одним из путей решения данной проблемы являются подготовка ознакомительного буклета об ИОТ, который должен входить в «набор первокурсника», и размещение его pdf-версии в соответствующем разделе сайта академии. Подраздел сайта академии «Индивидуальная образовательная траектория» находится в процессе разработки, и необходимо более тщательно проработать рубрики, предназначенные для первокурсников. Это особенно важно в преддверии второго семестра и предстоящего выбора студентами первого курса дисциплин для включения в план на второй курс обучения. Более того, необходимо провести опрос о технической стороне процедуры выбора элективных дисциплин для получения обратной связи от студентов и при необходимости внесения изменений.

Дополнительную работу по разъяснению возможностей и особенностей ИОТ необходимо провести с работниками деканатов, кураторами и тьюторами (в СГЮА тьюторами являются

студенты старших курсов), так как именно их указали 60% студентов в качестве источников информации об ЭД и около половины респондентов (48,3%) назвали их в качестве фактора, влияющего на выбор ЭД. Нельзя недооценивать важность влияния старших товарищей и выпускников на выбор ЭД студентами младших курсов [18, с. 6].

К разъяснительной работе с обучающимися необходимо привлечь преподавателей, которые работают со студентами первого курса в первом семестре. В рамках преподаваемых дисциплин педагоги могут использовать технологию образовательного форсайта (мини-форсайт или форсайт-сессию), которая поможет студентам реально оценивать изменяющуюся ситуацию и прагматически подходить к «организации своего обучения и будущей карьере в условиях масштабных перемен» [19, с. 145].

При разработке учебных планов для набора 2022 г., в частности на этапе отбора ЭД для включения в вариативную часть, целесообразно учитывать соотношение дисциплин, связанных с юриспруденцией, дисциплин, направленных на развитие soft skills, и дисциплин для общего развития, которое было получено в результате опроса. Но необходимо учесть и то, что студенты не вполне понимают, какие дисциплины входят в тот или иной блок - об этом говорят названия дисциплин, указанных студентами в рубрике «Другое». Например, риторика, без сомнения, входит в блок soft skills, но студенты упоминали данную дисциплину отдельно.

Помочь студентам сделать осознанный выбор, особенно в первый раз, может распределение ЭД по блокам (подзаголовкам) в предлагаемом для выбора перечне. Не умаляя важности профильных дисциплин, необходимо разъяснять студентам важность развития soft skills, на которые все больше обращают внимание потенциальные работодатели и уровень развития которых можно диагностировать и повышать средствами ИОТ [20].

Заключение

Проведенный опрос и анализ его результатов позволили сделать выводы о направлениях корректировки организации обучения по ИОТ для студентов первого курса набора 2022 г. Во-первых, необходимо обеспечить первокурсников исчерпывающей информацией об обучении по ИОТ из различных источников (официальный сайт вуза, деканаты, кураторы, тьюторы, преподаватели, печатные источники). Во-вторых, следует структурировать процедуру выбора ЭД - разместить подробную информацию о предлагаемых ЭД на сайте, разбить их на блоки,

использовать удобный пользовательский интерфейс, дать студентам возможность изменить свой выбор в течение ограниченного промежутка времени. В-третьих, в течение первого семестра необходимо провести ряд лекций и / или практических занятий (факультативно или в рамках кураторских часов) для формирования у первокурсников навыков осознанного выбора.

Важным продолжением данной работы является мониторинг обучения по ИОТ: 1) проведение регулярных опросов студентов набора 2021 г. во втором семестре (и далее) для получения обратной связи о способах организации обучения, о соответствии результатов изучения ЭД ожиданиям студентов, сбора пожеланий и комментариев; 2) постоянные контакты с преподавателями, ведущими занятия по ЭД, для получения информации о недочетах и положительных моментах реализации обучения по ИОТ. Для накопления эмпирического материала необходимо проводить анкетирование студентов последующих годов поступления приблизительно в те же сроки по аналогичным опросникам.

Продолжение исследования планируется в нескольких направлениях. Во-первых, для обеспечения качественного результата при обучении необходимо продолжать накопление и анализ эмпирического материала по организации обучения по ИОТ. Во-вторых, значимым представляется более глубокое изучение факторов, влияющих на выбор ЭД студентами. Для реализации данного направления необходимо проводить сквозное анкетирование студентов в течение нескольких лет. Вопросы анкеты должны учитывать разные факторы, влияющие на выбор студентов - предполагаемую сложность или легкость ЭД, необходимость ЭД для будущей карьеры [21], личность преподавателя [22], некогнитивные характеристики студентов [23].

Третьим направлением является изучение возможностей цифровых технологий для формирования ИОТ. Появляющиеся в научной литературе результаты экспериментов по использованию цифровых сервисов для анализа и корректировки выбора студентов [8], применению искусственного интеллекта для формирования ИОТ [24], разработке программного обеспечения для выстраивания ИОТ [25] говорят о том, что синтез цифровизации и индивидуализации образования будет способствовать повышению качества обучения.

Библиографический список

1. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования.

2021. URL: http://static.government.ru/media/files/ GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

2. Козырева О. А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута студентов вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 7 (160). С. 10-16.

3. Шаталова А. О. Подход к проектированию индивидуальной траектории обучения студента в высшей школе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15, № 1. С. 103-108. https://doi. org/10.17238/issn1998-5320.2021.15.1.12

4. Анцупова С. Г., Парникова Г. М. Индивидуальная образовательная траектория - будущее образовательного процесса в вузе // Перспективы науки. 2021. № 5 (140). С. 177-179.

5. Косарева С. А. Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов в учебном проекте посредством разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 207-211. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-207-211

6. Сазонов Б. А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 35-50. https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50

7. Дробязкин Р. С., Медведев Д. В. Индивидуальная образовательная траектория, польза и вред // Modern Science. 2021. № 2-2. С. 237-242.

8. Воробьева М. С., Перевалова М. Н. Диагностика предпочтений студентов при проектировании индивидуальных образовательных траекторий // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : материалы V Междунар. науч. конф. (Красноярск, 21-24 сентября 2021 г.): в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. М. В. Носкова. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2021. С. 60-63.

9. Лопатина Н. В. Элективные дисциплины: что предложить студенту? // Культура и образование. 2018. № 3 (30). С. 45-51.

10. Сулейманова О. А., Водяницкая А. А. Элективный курс как инновационная образовательная среда // Вестник МГПУ Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2019. № 2 (34). С. 77-83. https://doi. org/10.25688/2076-913X.2019.34.2.08

11. Евсеева А. М. Реализация индивидуальной образовательной траектории для развития аудитивных умений студентов неязыкового вуза в условиях смешанного обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, № 2. С. 250-254. https://doi. org/10.30853/filnauki.2019.2.54

12. Игнатов С. Б. Индивидуальные образовательные траектории в вузе: проблема моделирования содержательной основы // Перспективы науки. 2021. № 2 (137). С. 118-123.

13. Никифорова Ю. О., Королева В. А. Индивидуальная образовательная траектория как обязательный элемент деятельности вуза // Вопросы педагогики. 2020. № 8-2. С. 85-88.

14. Глотова М. И. Анализ опыта цифровой трансформации отечественного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. С. 23. https://doi.org/10.17513/spno.30503

15. Положение об обучении по индивидуальной образовательной траектории в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия». URL: http://www. xn--80af5bzc.xn--p1ai/documents/polojenia/2021/ polojenie_ob_IOT.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

16. Кабанова Л. А., Шкунова А. А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 339-343.

17. Трофимова Е. А., Черчик И. В. Системно-деятель-ностный подход при формировании индивидуальной образовательной траектории // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 147-153.

18. Sinha A., Panchamia J., Sachan A., Guru S. Choice of electives among management students in India: A conjoint analysis // The International Journal of Management Education. 2021. Vol. 19, iss. 3. Article 100557. https:// doi.org/10.1016/j.ijme.2021.100557

19. Игнатов С. Б. Использование технологии форсайт в подготовке студентов вуза к обучению в формате « Индивидуальная образовательная траектория» // Перспективы науки. 2021. № 4 (139). С. 142-146.

20. Тимошкина М. В., Айварова Н. Г. Индивидуальный образовательный маршрут по формированию гибких навыков в условиях высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 467-471. https://doi.org/10.25683/V0LBI.2021.56.378

21. Ting D. H., Lee C. K. C. Understanding students' choice of electives and its implications // Studies in Higher Education. 2012. Vol. 37, iss. 3. P. 309-325. https://doi. org/10.1080/03075079.2010.512383

22. Clayson D. E. Student perception of instructors: The effect of age, gender and political leaning // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2020. Vol. 45, iss. 4. P. 607-616. https://doi.org/10.1080/02602938.2 019.1679715

23. Рожкова К. В., Рощин С. Ю. Влияние некогнитивных характеристик на выбор траекторий в высшем образовании: взгляд экономистов // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 138-167. https://doi. org/10.17323/1814-9545-2021-3-138-167

24. Куприянов Р. Б., Агранат Д. Л., Сулейманов Р. С. Использование технологий искусственного интеллекта для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18, № 1. С. 27-35. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-27-35

25. Дробязкин Р. С. Определение параметров для создания программного обеспечения, для составления индивидуальной образовательной траектории // Modern Science. 2021. № 4-3. С. 505-511.

References

1. RF Government Report to RF Federal Assembly on Implementation of Governmental Policy in the Sphere of Eduaction. 2021. Available at: http://static.government. ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NB-FAa9.pdf (accessed 10 February 2022) (in Russian).

2. Kozyreva O. Design of the individual educational route of students in universities. Izvestiya of the Volgograd State Pedagogical University, 2021, no. 7 (160), pp. 10-16 (in Russian).

3. Shatalova A. O. Approaches to design an individual path for teaching high school students. The Science of Person: Humanitarian Researches, 2020, vol. 15, no. 1, pp. 103-108 (in Russian). https://doi.org/10.17238/ issn1998-5320.2021.15.1.12

4. Antsupova S. G., Parnikova G. M. Individual Educational Trajectory as the Future of the Educational Process at University. Science Prospects, 2021, no. 5 (140), pp. 177-179 (in Russian).

5. Kosareva S. A. Pedagogical support of increasing the level of self-organisation in students within a project by means of developing and implementing an individual educational trajectory. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 207-211 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-207-211

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sazonov B. A. Organization of the Educational Process: Opportunities for Individualization of Training. Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 6, pp. 35-50 (in Russian). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50

7. Drobyazkin R. S., Medvedev D. V. Individual educational trajectory, advantages and disadvantages. Modern Science, 2021, no. 2-2, pp. 237-242 (in Russian).

8. Vorobeva M. S., Perevalova M. N. Diagnostics of student preferences in the design of individual educational trajectories. Informatizatsiya obrazovaniya i metodika elektronnogo obucheniya: cifrovye tekhnologii v obrazovanii: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. (Krasnoyarsk, 21-24 sentyabrya 2021 g.): v 2 ch. Ch. 2 [Digitalization of Education and E-Teaching Methods: Digital Technologies in Education. Proceedings of the 5th International Scientific Conference (Krasnoyarsk, 21-24 September 2021): in 2 parts. Part 2]. Krasnoyarsk, Siberian federal University Publ., 2021, pp. 60-63 (in Russian).

9. Lopatina N. V. Elective disciplines: What shall we offer to the students? Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education], 2018, no. 3 (30), pp. 45-51 (in Russian).

10. Suleymanova O. A., Vodyanitskaya A. A. Elective courses: Towards innovative educational practices. MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 2019, no. 2 (34), pp. 77-84 (in Russian). https://doi.org/10.25688/2076-913X.2019.34.2.08

11. Evseeva A. M. Individual educational route's realisation for listening skills development of non-linguistic university students in blended learning context. Philology. Theory & Practice, 2019, vol. 12, no. 2, pp. 250-254 (in Russian). https://doi.org/10.30853/filnauki. 2019.2.54

12. Ignatov S. B. Individual Educational Trajectories in Higher Education: the Problem of Modeling Content of the Basics]. Science Prospects, 2021, no. 2 (137), pp. 118-123 (in Russian).

13. Nikiforova Yu. O., Koroleva V. A. Individual educational trajectory as a comsulsory element of university functioning. Voprosy pedagogiki [Issues of Pedagogy], 2020, no. 8-2, pp. 85-88 (in Russian).

14. Glotova M. I. Analysis of the experience of digital transformation of domestic higher education. Modern Problems of Science and Education, 2021, no. 1, pp. 23 (in Russian). https://doi.org/10.17513/spno.30503

15. Polozhenie ob obuchenii po individual'noy obra-zovatel'noj traektorii v federal'nom gosudarstvennom byudzhetnom obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego obrazovaniya «Saratovskaya gosudarstvennaya yu-ridicheskaya akademiya» [Regulations on Studying Within an Individual Educational Trajectory at Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Saratov State Law Academy"]. Available at: http://www.xn--80af5bzc.xn--p1ai/documents/poloje-nia/2021/polojenie_ob_I0T.pdf (accessed 10 February 2022) (in Russian).

16. Kabanova L. A., Shkunova A. A. Designing of individual educational trajectories in the university. Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2018, no. 59-3, pp. 339-343 (in Russian).

17. Trofimova E., Cherchik I. System-activity approach in the formation of an individual educational trajectory. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 2 (42), pp. 147-153 (in Russian).

18. Sinha A., Panchamia J., Sachan A., Guru S. Choice of electives among management students in India: A conjoint analysis. The International Journal of Manage-

ment Education, 2021, vol. 19, iss. 3, article 100557. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2021.100557

19. Ignatov S. B. The Use of Foresight Technology in the University Students' Preparation for Training in the Format of "Individual Educational Trajectory". Science Prospects, 2021, no. 4 (139), pp. 142-146 (in Russian).

20. Timoshkina M. V., Ayvarova N. G. Individual educational route for the formation of flexible skills in higher education. Business. Education. Law, 2021, no. 3 (56), pp. 467-471 (in Russian). https://doi.org/10.25683/ VOLBI.2021.56.378

21. Ting D. H., Lee C. K. C. Understanding students' choice of electives and its implications. Studies in Higher Education, 2012, vol. 37, iss. 3, pp. 309-325. https://doi.or g/10.1080/02602938.2019.1679715

22. Clayson D. E. Student perception of instructors: the effect of age, gender and political leaning. Assessment & Evaluation in Higher Education, 2020, vol. 45, iss. 4, pp. 607-616. https://doi.org/10.1080/02602938.2019.16 79715

23. Rozhkova K. V., Roshchin S. Yu. The Impact of Non-Cognitive Characteristics on the Higher Education Choice-Making: An Economist Perspective. Educational Studies Moscow, 2021, no. 3, pp. 138-167 (in Russian). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-138-167

24. Kupriyanov R. B., Agranat D. L., Suleymanov R. S. Use of artificial intelligence technologies for building individual educational trajectories of students. RUDN Journal of Informatization in Education, 2021, vol. 18, no. 1, pp. 27-35. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-27-35

25. Drobyazkin R. S. Determination of parameters for creating software for designing individual educational trajectory. Modern Science, 2021, no. 4-3, pp. 505-511 (in Russian).

Поступила в редакцию 13.01.2022; одобрена после рецензирования 17.02.2022; принята к публикации 10.03.2022 The article was submitted 13.01.2022; approved after reviewing 17.02.2022; accepted for publication 10.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.